Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
Кафедра истории государства и права
Институт целевой подготовки
1-й курс.
Форма обучения: заочная (группа выходного дня №2)
Курсовая работа по истории государства и права зарубежных стран
На тему: «Государство и право франков»
Москва 2010
План курсовой работы
Введение
Государственный строй при Меровингах
Салическая Правда – памятник раннефеодального права
Реформа Карла Мартелла. Ее историческое значение
Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе
Заключение
Введение
После двух веков, в течение которых в Галлию (территория почти равная современной Франции) постепенно проникали варвары чужеземцы, ко 2-ой половине V века н.э., страна все же оставалась под сильным римским влиянием. Население Галлии в то время, по разным оценкам, составляло около 3-5 млн. человек. Дорожная сеть, которой Рим снабдил Галлию, в немалой степени способствовала целостности этой территории. На главных направлениях дороги были оснащены признаками римского владычества – монументальными дорожными знаками, стоявшими на расстоянии римской мили (1480 метров) один от другого, почтовыми станциями, на которых можно было сменить лошадей и воспользоваться помещением для ночлега. Климат в Галлии способствовал разрастанию густых лесов, в фауне широко были представлены крупные дикие животные: волки, медведи, олени и кабаны, бизоны и туры. Леса тянулись полосами и, зачастую, эти полосы служили границей для галло-римских городов. Почти повсеместно растительный и животный мир, полезные ископаемые считались принадлежащими королевской казне, государству, согласно положениям римского права. Позднее, с VII века леса стали считаться королевскими заповедниками.
Жизнь крестьян того периода была нелегка, многие из них, разоренных налогами, разбойными нападениями или плохим урожаем были вынуждены отдавать себя во власть сильных мира сего. В том случае, когда крестьянин становился при этом колоном-арендатором, являя собой прообраз средневекового крепостного, мелкие крестьяне рано или поздно попадали в полную зависимость от их патрона, способствуя тем самым образованию крупных земельных владений. Представители галло-римской знати охотно переезжали из крупных городов, поскольку наделялись там обширными поместьями, которые полностью могли обеспечить владельца всем необходимым. В таких поместьях было сосредоточено не только сельское хозяйство, но и производство.
В отличие от элитарной верхушки, местные чиновный люд, в частности, члены курий, составлявшие в каждом провинциальном центре некое уменьшенное подобие римского сената, могли лишь сожалеть о том положении, в которое их поставила империя. Занимаясь сбором налогов и неся ответственность за их уплату в казну сборов со своего собственного имущества, они стали очень непопулярны. Сальвиан, выражая настроение простого люда, с возмущением отмечал: «Тиранов здесь столько же, сколько и людей в куриях». Поэтому члены курий хотели побыстрее отделаться от своих обязанностей, приносящих им массу неприятностей1. Имперские власти были серьезно обеспокоены повсеместным оскудением рядов служителей империи. Они пытались насильственно закрепить их на должностях и в местах проживания совершенно так же, как римские власти пытались это сделать в отношении простолюдинов города и деревни. Это вызвало всеобщее недовольство. При этом недовольство граждан к местной власти переносилось на центральную – на Рим. Имперские власти, не питавшие теперь большого доверия к местной элите, направляют для контроля деятельности курий и защиты граждан своих представителей. Это кураторы ведающие финансами, дефенсоры – защитники общин, задача которых – обеспечивать правопорядок, комты – уполномоченные, облеченные военной и финансовой властью.
В это же время церковь выступает как главная носительница нравственных принципов в обществе. Уже в последние десятилетия IV века, после эдикта императора Феодосия, запрещавшего языческое вероисповедание, почти в каждом административном центре, в особенности на юге Галлии возникают и множатся христианские церкви. Первоначально это были строения в пределах городской стены, где епископ размещал свои службы, сгруппированные вокруг кафедральной церкви, напоминавшие своей планировкой римские базилики. Постоянный наплыв верующих и необходимость служения привлекали в святилища многих представителей духовенства, основавших здесь уже настоящие монастыри. На плечи проповедников христианства ложилась в тот смутный период нелегкая ноша: то здесь, то там снова возрождались старые языческие верования и арианство – этого извращенного вида христианства, отрицавшего божественность Христа. Конечно, случалось, что и варвары, чаще всего франки и бургундцы, принимали подлинное христианское учение, но они составляли меньшинство, и это, как правило, была верхушка аристократии.
В тот период немало варваров так или и иначе соприкасались с жизнью Римской империи. В результате разрушительных набегов на ее территории возникали обособленные варварские поселения. Часть из них стали либо пленниками римлян, принудительно поселенные в аграрных колониях, либо как франки, бургунды, и вестготы становились «федерированными народами» для Римской империи, то есть народами, заключившими с Римом договор. Они входили в состав империи, им выделялись земли, а они со своей стороны должны были защищать свою землю и прилегающую территорию. При этом вся полнота гражданской власти принадлежала все тем же римским инстанциям, хотя и неуклонно слабела до тех пор, пока в 476 году глава германских наемников Одоакр, захватив Рим, не прекратил существование Западной Римской империи.
Государственный строй при Меровингах
В V веке среди варваров четко определяются две группы, разделенные, словно стеной Шарбоньерскими лесами. Это группа северных племен (салические франки), составлявшая несомненное большинство в южной части нынешней территории Нидерландов, северной половине Бельгии, и северной Франции, и группа восточных племен (рипуарские франки), обосновавшаяся на берегах Кельна. К середине V века рипуарские франки объединились в рамках одного королевства с центром в Кёльне, с резиденцией в преторском дворце. В отличие от них салические франки были раздроблены по многочисленным мелким княжествам, объединенных между собой рядом матримониальных союзов. В 481 году после смерти короля Хильдерика, правителем турнейских франков становится Хлодвиг из династии Меровигов (Хлод Виг – пер. со старофранкского: «прославленный в боях»). А поскольку уже в то время турнейские франки оказывали ощутимое влияние на все салические княжества, объединить их под своим началом королю Хлодвигу не составило особого труда. Скорейшему объединению всей Галлии под властью Хлодвига способствовало принятие им и его дружиной христианства, которое он принял в 496 году в разгар битвы с варварами алемманами. Византийский император был рад найти в Хлодвиге потенциального союзника против остготов в Италии и пожаловал ему титул консула. Тем самым король франков и его поданные получили возможность войти в круг гало-римской знати, на что не могли рассчитывать готы ариане. Именно из этой знати вышли большинство епископов Галльской церкви, в отношении с которой Хлодвиг выступал в качестве заступника и благодетеля. Со своей стороны, франкская знать, получившая поместья галло-римлян в полное или совместное владение, не видела никаких причин менять установленный порядок управления этими поместьями и нарушать сложившиеся социальные отношения. А поскольку законов, запрещавших смешанные межэтнические браки, не было, в течении считанных поколений франки и галло-римляне полностью ассимилировались.
Подобно готам, франки в основном сохранили римскую администрацию, но действовала она во многом иначе, так как управление осуществлялось по франкским законам. Так, кровная месть была основой социального порядка, и многие страницы «Истории франков» Григория Турского описывают кровавые детали бесконечных убийств и ответных мщений2.
Успехи Хлодвига подняли престиж его рода, рода Меровингов, на небывалую высоту. Однако, сколь существенным бы ни было это обстоятельство, реальная власть все же покоилась на более реальных обстоятельствах. Во-первых, была сохранена римская система налогообложения и, что особенно важно, пошлин и сборов, которыми облагалась торговля. Во-вторых, Меровинги располагали внушительной государственной казной и богатейшими личными владениями: деньги и земли (в качестве «аллода» - отчуждаемой земельной собственности) шли в награду верным слугам короля. Все эти активы время от времени пополнялись – от королевских подданных поступала дань, от других правителей дары и подношения. Большую часть доходов, однако, приносили захватнические войны.
Позднее, ужесточение эксплуатации крестьян и неизбежное вследствие этого обострение классовой борьбы обусловили заинтересованность господствующего класса в укреплении государственного механизма правления.
Упрочнение феодальной государственности не сопровождалось, однако, усилением власти королей. Кровавая распря феодалов оказалась роковой для династии Меровингов. Они были вынуждены раздать практически все принадлежавшие им земли. По мере того как уменьшался земельный фонд королей, росло могущество знатных фамилий. Весь VII в. за небольшим исключением, прошел под знаком ослабления власти королей. И в конце VII в. они были полностью отстранены от дел. Государственная власть сосредоточилась в руках знати, захватившей все главные должности и прежде всего пост майордома. Первоначально майордом (старший по дому) возглавлял управление королевским дворцом. Такую систему называют «дворцовой системой управления». Однако постепенно правомочия его расширяются настолько, что он становится фактически главой государства. В начале VIII века. эта должность превратилась в наследственное достояние знатного и богатого рода, положившего начало династии Каролингов.
Салическая правда – памятник раннефеодального права
Формирование государственности у франкских племен сопровождалось создание права. Это осуществлялось с помощью записи древнегерманских обычаев. Так появились варварские правды: Салическая, Рипуарская, Бургундская, Алемменская и другие. Из дошедших до нас сборников права германцев Салическая правда – древнейшая. Она же и наиболее типичная. Нигде с такой ясностью и полнотой не отразился дух древнегерманского права, незатемненного посторонним римским влиянием как в Салической правде. Римское влияние сказалось здесь чисто внешним образом – в усвоении римского языка и римской денежной единицы – золотого солида3.
Салическая правда характеризуется отсутствием общих понятий, ей присущ казуистический характер. Правовые действия и акты, описанные в Салической Правде, отличаются формализмом. Основное содержание документа — нормы, посвященные судебному процессу и определяющие штрафы за различные правонарушения. Нормы гражданского права, занимающие второстепенное положение, дают представление о процессе развития права собственности на землю. Из текста Салической правды можно также составить представление об общественном строе франков начала VI в.
Отличительная черта франкского общества V—VI вв.— наличие общины. В этот период осуществляется переход от земледельческой общины, когда еще сохраняется коллективная собственность рода на всю землю, к соседской общине — марке, в которой наряду с общинной собственностью появляется индивидуальная собственность малых семей. О том, какую роль играет община, наиболее ярко свидетельствует ст. 45 «О переселенцах»: «Если кто захочет переселиться в виллу к другому и если один или несколько жителей виллы захотят принять его, но найдется хоть один, который воспротивится переселению, он не будет иметь права там поселиться». Если же пришелец все-таки поселялся в деревне, то протестующий мог добиться его изгнания через суд. Франкская община отмечена сохранением родовых отношений. Сородичи играли большую роль в жизни свободного франка. Они выступали в суде в качестве соприсяжников, в случае убийства франка сородичи участвовали в получении и уплате штрафа — вергельда.
Вместе с тем Салическая правда показывает процесс разложения и упадка родовых отношений, что связано с имущественным расслоением общества. Об этом свидетельствуют ст. 58 и 60. Статья 58 «О горсти земли» предусматривает случай, когда обедневший сородич не мог помочь своему родственнику в уплате вергельда: «Если же кто из них окажется слишком бедным, чтобы заплатить падающую на него долю, он должен в свою очередь бросить горсть земли на кого-нибудь из более зажиточных, чтобы он уплатил все по закону». Статья 60 «О желающем отказаться от родства» выражает стремление со стороны более зажиточных членов выйти из союза родичей; публичный отказ от родственников в судебном заседании освобождал от соприсяжничества, от участия в уплате и получении вергельда, от наследства и от других отношений с родичами.
Итак, основную массу свободного населения Франкского государства составляли земледельцы, бывшие в большинстве своем общинниками. Значительная часть общества была представлена воинами. Особое место занимали королевские слуги. К тому времени служилая знать, очевидно, слилась с родовой знатью, о которой Салическая правда не упоминает. Об особом статусе служилой знати говорит то, что штраф за убийство королевского слуги втрое превышал штраф за убийство простого свободного человека. Вместе с тем ст. 36 упоминает живших при дворе знатного франка дворового слугу, свинопаса, конюха. Штраф за убийство этих слуг был значительно меньше штрафа за убийство свободного общинника, что свидетельствует о зависимом состоянии указанных лиц.
Салическая правда упоминает о вольноотпущенниках и литах. Вольноотпущенники — это отпущенные на волю рабы. Что касается литов, то происхождение их не выяснено. Правовое положение этих двух категорий было одинаковым. Они выполняли различные службы и оброки для своего господина, однако имели собственность, могли вступать в сделки, выступать в суде, браки их признавались законными. Особый акт освобождения делал вольноотпущенников и литов полноправными членами общества.
Самое низкое положение в обществе занимали рабы. Убийство и кража раба приравнивались к убийству и краже животных; за преступления, совершенные рабом, отвечал его господин, обязанный возместить ущерб, причиненный рабом потерпевшему. Браки свободных с рабами влекли за собой потерю для первых свободы.
Особенности общественного строя франков соответствуют особенностям в области земельных отношений. Согласно гл. 59 «Об аллодах» земля наследовалась по мужской линии: «Земельное же наследство ни в коем случае не должно доставаться женщине, но вся земля пусть поступает мужскому полу, т. е. братьям». В случае отсутствия сыновей у умершего земля переходила в распоряжение общины. Такие земли, как леса, пустоши, болота, дороги, неподеленные луга, оставались в собственности общины, и каждый ее член имел равную долю в пользовании этими угодьями. В Салической правде не упоминается о купле-продаже земли, ее дарении, о передаче земли по завещанию. Все это свидетельствует об отсутствии частной собственности на землю у франков в период составления Салической правды. Во второй половине VI в. во франкском обществе произошли значительные изменения. Эдиктом короля Хильперика было установлено, что в случае отсутствия сына землю могут наследовать дочь, брат или сестра умершего, но «не соседи». Таким образом, наследственный надел свободных франков превращается в индивидуальную отчуждаемую земельную собственность отдельных малых семей — аллод. С этого времени земля становится объектом завещания, дарения, купли-продажи.
Утверждение частной собственности на землю привело к углублению имущественной дифференциации в общине, к ее разложению, росту крупного землевладения и установлению феодальной зависимости.
Таким образом, аллод – это отчуждаемая земельная собственность, но не аналог римской possessio, а особый институт, специфика которого столь же значительна, что вряд ли его вообще можно представить себе в виде товара или частной собственности. В период раннего средневековья не существовало, да и не могло существовать земельного рынка, на котором можно было бы свободно покупать и продавать недвижимую собственность. Картулярии и другие источники того времени свидетельствуют о том, что переход земельных владений из рук в руки был широко распространен, но он соблюдался при целом ряде условий, которые, как нам кажется, делает сомнительным представление об аллоде как о товаре. Насколько можно судить по «Салической правде» и другим источникам, аллод, как правило, переходил по наследству в пределах семьи, он был неотъемлемой принадлежностью семьи4.
Обязательственные отношения в Салической правде освещаются довольно слабо. Это объясняется неразвитостью товарно-денежных отношений, частной собственности. Упоминаются такие виды сделок, как купля-продажа, ссуда, заем, наем, мена, дарение. Передача права собственности при этих сделках осуществлялась публично путем простой передачи вещи. Неисполнение обязательств влекло за собой имущественную ответственность. Просрочка в исполнении обязательств наказывалась дополнительным штрафом. Истребование долга происходило в строго установленной форме. В Салической правде говорится о принуждении «упорного должника», об описании его имущества. Салическая правда знает обязательства из причинения вреда, которые чаще всего возникали в результате совершения преступления.
Салическая правда описывает в общих чертах брачно-семейные отношения. Брак заключался в форме покупки невесты женихом. Похищение девушки с целью вступления в брак наказывалось штрафом. Препятствиями к заключению брака служили следующие обстоятельства: существование законного брака, объявление лица вне закона, наличие близкого кровного родства, несвободное состояние человека. О расторжении брака Салическая правда не упоминает. При заключении брака жених в качестве выкупной платы вносил брачный дар. После смерти одного из супругов брачный дар сохранялся и передавался детям. Положение женщины в семье определяли довольно сильные пережитки матриархального строя.
По мере того как распадаются большие семьи, развивается наследственное право. Было известно наследование по закону и по завещанию. Наследование по закону движимого и недвижимого имущества осуществлялось по-разному. Наследниками движимого имущества первой очереди были дети, затем мать, братья и сестры, сестры матери, сестры отца, ближайшие родственники. Такой порядок, устанавливающий преимущество женского родства, свидетельствовал об остатках матриархата. Что касается недвижимости, то женщины исключались из числа наследников, земля передавалась только по мужской линии. Наследование по завещанию осуществлялось путем, совершавшемся публично в Народном собрании по строго установленной форме. При дарении имущество передавалось третьему лицу, которое было обязано не позже чем через год после смерти дарителя передать это имущество указанному лицу.
Основное внимание в Салической правде уделяется преступлениям и наказаниям. Ни определения преступления, ни термина, определяющего это понятие, Салическая правда не дает. Из смысла статей, посвященных преступлениям, вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все известные Салической правде преступления можно свести к четырем видам:
1) преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и некоторые другие);
2) преступления против собственности (кража, поджог, грабеж);
3) преступления против порядка отправления правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство);
4) нарушение предписаний короля (примером может служить ст. 45 «О переселенцах»).
В Салической правде упоминаются отягчающие обстоятельства (групповое убийство, убийство в походе, попытка скрыть следы преступления), говорится о подстрекательстве к краже или убийству. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но также литы и рабы.
Целью наказания является возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира.
Эпоха создания Салической правды характеризуется отмиранием кровной мести. Взамен ее устанавливается выкуп: вергельд — за убийство и пеня — за менее тяжкие преступления. Размер выкупа зависел от национальности, сословной принадлежности, возраста, пола потерпевшего и был достаточно высоким: жизнь свободного франка оценивалась в 200 солидов. Высокий размер штрафов объясняется тем, что система взысканий сложилась еще в родовом обществе и уплата осуществлялась родом роду. Выкуп делился на три части: семье убитого, родственникам со стороны отца и матери и казне.
Судебный процесс по Салической правде носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство осуществлялось в одинаковых формах. Дело возбуждалось только по инициативе истца. Стороны имели равные права, и процесс протекал в виде состязания. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом.
Салическая правда называет три вида доказательств, применяемых в судебном процессе. Среди них важное место занимает соприсяжничество. Соприсяжники — это родственники, друзья или соседи обвиняемого, которые являются «свидетелями доброй славы» обвиняемого. Большое значение имело свидетельство очевидцев. Распространенным видом доказательства были ордалии, при которых преступник устанавливался при помощи «божественной силы». Салическая правда описывает «суд божий» в форме испытания «котелком». К ордалиям обычно прибегали те, кто не мог представить соприсяжников. Вместе с тем обвиняемому предоставлялось право за определенную плату откупиться от испытания «котелком».
Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под председательством выборного судьи — тунгина. Приговор выносили выборные заседатели — рахинбурги. Впоследствии осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации. Место тунгина занимает граф, назначаемый королем, а роль народных заседателей исполняют скабины, которые избираются графом из среды «лучших» людей округа и исполняют свои обязанности пожизненно. Высшей судебной инстанцией являлся суд короля.
Реформы Карла Мартелла. Историческое значение
С именем майордома Карла Мартелла (Молот) из династии Каролингов (первая половина VIII в.) связано очень важное преобразование в социально-политической структуре франкского общества, известное как реформа Карла Мартелла. Майордом стремился укрепить центральную власть и не жалел средств для этого. Карл проводил политику бенефициев (от лат.— «благодеяние»). Держатель бенефиция был обязан нести службу, главным образом военную, в пользу лица, вручившего землю. Также он стремился повсюду заменить прежних ставленников на местах своими родственниками или другими верными ему людьми. С этой целью он широко практиковал совмещение должностей, как светских, так и духовных. Так, преданный королю человек вполне мог совмещать графский и епископский титулы. Лишь немногие важные посты избежали такого насильственного захвата. Во всех остальных местах власти наложили свою руку на церковные инстанции, что, в известной мере, являлось реакцией на углубляющуюся политизацию епископских и аббатских функций. Но Карл пошел гораздо дальше. Для вознаграждения своих сторонников, число которых все увеличивалось, ему было необходимо все больше свободных земель. Однако Карл был не склонен отдавать эти земли из королевских поместий, как это делали его предшественники. Он решил прибегнуть к секуляризации земель, принадлежащих церкви, нанеся огромным ущерб многим прелатам, которые, к тому же были отправлены в изгнание. О масштабе этого мероприятия можно судить по жалобам на Карла, число которых многократно возросло после его смерти. Исследователи подчеркивают тот факт, что эти земли были уступлены церкви меровингскими королями не просто так, а за определенные услуги, и что секуляризация Карла Мартелла была, в конечном счете, утверждением, и не без законных оснований, сугубо государственного характера этих земель. Все эти земли государь раздавал своим сторонникам, чтобы вознаградить их службу. Как и его отец, и другие сильные мира сего, Карл Мартелл располагал значительным количеством вассалов, присоединявшихся к нему в результате ритуала «коммендации», и стремился увеличить их число по мере распространения своей власти на всю территорию государства.
Практика предоставления вознаграждения вассалов в форме земли, а не в форме предоставления питания, жилья и вооружения до этих пор практиковалась лишь эпизодически. Она встречалась, например в поместьях епископов из рода Милонов в Трире и Реймсе, на землях Эбергарда, сына Эльзасского герцога Адальбера, часть которых была уступлена «нашим вассалам в порядке бенефиций». (хартия 730-735 годов, адресованная аббату Мюрбаха, древнейший из документов, упоминавший такого рода сделку). Карл первым начал применять широко и систематически предоставление бенефиций. Пользование бенефицием позволяло вассалу не только содержать семью, но и приобретать, содержать свое снаряжение. Это было совершенно необходимо, чтобы выполнить требование Карла, собиравшегося мобилизовать все силы страны. Долгое время целью секуляризации считалось создание кавалерии, которая, к тому времени, стала решающей силой военных походов. Создалась реальная возможность обеспечения всем необходимым верховых воинов из числа вассалов. Их снаряжение закон рипуарских франков времен короля Дагобера оценивал в сорок су, что равнялось стоимости 18-20 коров. Оно состояло из стремян и кирасы. Становление и развитие кавалерии, в дополнение к пехоте, которая до этого была главной силой франкских армий, было заслугой всех Пипинидов5. Во многом благодаря этой коннице, франкским войскам, под предводительством майордома Карла Мартелла, удалось разбить основное войско мусульман под Пуатье, пытавшихся продвинуться вглубь Европы в 732 году.
Образование империи Карла Великого. Изменения в государственном строе
Двадцать лет спустя, сын Карла Мартелла - Пипин, без всякого участия со стороны Меровингских королей уничтожил последний арабский гарнизон в Галлии, чем необычайно поднял авторитет Каролингов. В 750 году посланник Пипина отправился в Рим, чтобы спросить у Папы Римского, может ли человек, не имеющий власти называть себя королем. Папа ответил, что титул короля принадлежит человеку обладающему властью. В результате этого меровингского короля Хильдерика III заточили в монастырь, а Пипина из рода Каролингов помазали на Царство. В начале 754 года священный характер королевской власти был подтвержден вторично. Папа Стефан II сам приехал к франкскому двору, вновь помазал Пипина и его сыновей и пожаловал им императорский титул «патриций». Пипин, в соответствии с франкской традицией, разделил королевство после своей смерти на две части между Карлом и Карломаном. Карломан спустя три года умер, и королевство оказалось в руках Карла, более известного под именем Карла Великого. В 772 году Карл начинает эпоху великих войн. С этого момента в хронике его царствования будет не более двух трех мирных лет. Каждая весна – военный сбор вблизи места запланированных операций. Затем два три месяца непрерывных схваток с врагом. Затем какая-нибудь непредвиденная кампания, после чего следовал роспуск армии до следующего года и отдых на одной из королевских вилл. Там же и праздновались все христианские праздники, после чего следовала подготовка к новым сборам. Войны следовали одна за другой по воле обстоятельств, и очень часто широко задуманная операция на одном фронте прерывалась из-за угрозы на другом.
Непрерывные войны требовали колоссальных и своевременно подобранных людских ресурсов. Чтобы удерживать завоевания, нужны были сильные гарнизоны. Карл, продолжая традиции отца и деда, практиковал смешанные наборы. Карл широко применял и расширял военную реформу Карла Мартелла, создавая устойчивое ядро армии – служилых людей – бенефициариев. За регулярную службу этим воинам, как и прежде, давались бенефиции – земельные пожалования.
В результате всех этих войн королевство увеличилось почти в два раза. Пределы его простирались от Атлантического океана до Венского леса. Мог ли в этих условиях королевский титул удовлетворить создателя и обладателя огромной империи? Карл не спешил с ответом на этот вопрос, но должен был его дать. Во время своего четвертого (и последнего) посещения Рима он задержался там довольно долго: Карл прибыл туда 24 ноября 800 года и покинул его только 25 апреля следующего. В Рим он отправился, как и раньше, по призыву папы. Новый папа Лев III, человек слабый и тщеславный, не нашел языка с местной знатью. В апреле 799 он подвергся нападению на улице Рима. Избитый и покалеченный ему удалось бежать под опеку Карла. Карл отправил папу обратно в Рим с эскортом из духовных лиц, а сам пообещал вернуться позднее. По его возращению, 25 декабря 800 года, во время праздничной мессы, Карл стоял на коленях перед алтарем, как вдруг папа приблизился к нему и одел ему на голову императорскую корону. Все находящиеся в соборе франки и римляне в один голос воскликнули: - Да здравствует и побеждает Карл Август, Богом венчанный, великий и миротворящий римский император! Восклицание было повторено трижды, после чего папа преклонил колени перед новым императором. Так совершилось событие мирового значения: на Западе вновь появилась империя6.
Свою огромную державу Карл тоже рассматривал как вотчину и регулировал ее жизнь теми же методами и средствами, которые применял домениальным поместьям. Вдохновляемый идеалами мира, порядка и равновесия, он проводил целенаправленную политику, которая в современном мире получила название «дирижизма». От него исходили распоряжения на все случаи жизни. Его сановники и министериалы ведали отдельными нитями управления, но все нити сходились у императора. Центром управления страной оставался двор, который мало изменился по сравнению с эпохой. Референдарии прошлых лет исчезли, их заменил канцлер, назначаемый монархом из среды духовенства, заведующий канцелярией и армией нотариев, составлявших императорские письма, дипломы, иммунитетные грамоты. По вполне понятным причинам была упразднена должность и майордома, некогда породившая могущество Каролингов. Вместо этого прежний дворцовый граф объединил в своих руках судебные и наблюдательные функции. Новым лицом стал архикапеллан, епископ или аббат, ведавший общими церковными делами. Что касается других должностей: сенешала, кубикулариев, маршалов, то все они оставались прежними, причем каждый из них выполняя дворцовые функции, мог по воле монарха быть нагружен и другими обязанностями. Так, примеру, сенешал, обычно ведавший домом и кухней, в военное время мог быть поставлен во главе армии, а виночерпий отправиться послом во вражеский лагерь. Кроме перечисленных лиц, во дворце постоянно проживала многочисленная челядь, молодые люди из знатных фамилий, а также товарищи короля, спаянных давнишними отношениями дружбы, на каждого из которых монарх мог положиться как на самого себя.
Карла имел также свой совет, куда приглашал кроме высших придворных магнатов тех из числа магнатов, мнение которых ему угодно было слушать. Этот совет разрешал, прежде всего, придворные конфликты, но его компетенция в некоторых случаях распространялась и на более общие дела. Ежегодно летом собирался «Генеральный сейм», который обсуждал общеимперские дела и состоял якобы из «всего народа». На деле же там присутствовали только крупные вассалы, да и то избранные. Причем они лишь совещались, а решение принимал император. Вот эти решения и доводились до «всего народа».
Территория империи управлялась довольно единообразно. Вся она делилась на ряд крупных регионов – «провинций», по выражению источников. Таких провинций (исключая Италию) было одиннадцать: Франция, Аквитания, Готия, Прованс, Бургундия, Аламанния, Бавария, Тюрингия, Фризия, Саксония. Франция в свою очередь распадалась на Нейстрию и Австразию. Италия имела особый статус в империи. Карл сохранил здесь многие старинные учреждения, система графств лишь частично затронула ее. Провозгласив Италию королевством, он еще раз подчеркнул ее исключительное положение. Но все названные провинции не имели административного значения, это были исторически сложившиеся территории, принадлежащие, когда-то определенному народу, затем в разное время они были абсорбированы Франкской империей. Административное значение имели подразделения провинций – графства, на которые они распадались и которые создавались на основе более древних округов – пагов. Как и паги, графства были очень неодинаковы по размеру. Во главе графства, как и при Меровингах стояли светская и духовная власти – граф и епископ. Граф должен был ведать телами «поданных», а епископ «душами». В принципе они должны были дополнять друг друга, причем при Карле контакт между ними установился более тесный, чем ранее. Однако из-за неясности разграничения их функций бывали частые неувязки, и тогда на сцене появлялись «государевы посланцы».
Этот институт сложился довольно поздно, и предки императора практически не пользовались им. Но Карл сделал его постоянным и регулярным, введя в административную систему. При нем вся территория была поделена на несколько округов, и каждый подлежал контролю двух посланцев, один из которых был светским, а другой духовным лицом. Посланцы исполняли свои обязанности в течение года, реже - несколько лет. Они совершали объезд округа зимой, летом и осенью, и во время своей миссии обладали всей полнотой власти. Они разъясняли населению королевские указы, следили за их исполнением, контролировали церковные дела и поведение духовенства и наблюдали за всем, что затрагивало интересы монарха. Когда после принятия императорского титула в 802 году Карл решил возобновить присягу всего населения, именно государевы посланцы проводили этот обряд по всей территории страны. Чаще всего их вниманию удостаивалась деятельность представителей областной администрации – тех же графов и епископов, причем посланцы могли не только отменять их приговоры, - но и смещать с должностей. Для этой весьма ответственной деятельности император выбирал самых испытанных и верных людей из числа сановников и высшего духовенства.
Карла внес некоторые изменения в судебные функции графов. Так, появилось предписание, согласно которому граф был обязан на свои ежемесячные судебные заседания приглашать представителей вверенного ему округа из людей «благородных, мудрых и богобоязненных». Эти заседатели, получившие имя «скабинов», фактически стали судьями, роль же графа отныне сводилась к председательству во время сессии и оглашению приговора. Существовал и королевский суд, в котором председательствовал лично Карл или, в его отсутствие, дворцовый граф. Здесь иной раз дело решалось и в первой инстанции, но, как правило, королевский суд разбирал дела по апелляциям, если одна из сторон не была удовлетворена решениями областного суда. Широко был распространен в качестве апелляционного суда и Божий суд, и заключавшийся в испытании водой, каленым железом, или судебным поединком.
Очень чутко император относился к проблемам многочисленных народов, входящих в состав его дружины. Особое внимание он обращал на сбор и приведение в порядок многочисленных «варварских правд». По его почину были сделаны значительные дополнения к законам салических и рипуарских франков, баваров, англов, фризов. В 802 году император повелел обнародовать «права всех народов.. не имевших писаных законов». Были оставлены в силе старые римские законы, но сверх того каждый большой регион получил свой кодекс. До нас дошли «наказы» Аквитании, Ломбардии, Саксонии. Евреи судились по своим законам; было предписано, чтобы каждый житель государства, к какому бы народу он не принадлежал, непременно знал свои законы7. Сочетание строгой унификации в области религии и управления страной с уважением к традициям каждого народа, населяющего империю – одна из самых замечательных черт Карла Великого.
В отношении денег, которые постепенно начинают играть все большую роль в хозяйстве страны, Карл, прежде всего, продолжил реформу отца, установившего серебряный монометаллизм, золотые солиды чеканились в виде редкого исключения. Серебряный ливр Карла весил около 400 граммов, и состоял из 240 деканье, эта система доминировала в Западной Европе до конца XII века. Король имел монополию на чеканку монет, сама чеканка проводилась в главных городах страны, позже только в Ахене. Одновременно с этим Карл проявлял заботу о единстве мер и весов. Им была принята весовая единица – фунт (ливр), а также мера жидкостей и сыпучих тел – модий, который состоял из 16 секстариев. Эталоны этих мер были выставлены во дворце. Указы Карла требовали, чтобы население использовало исключительно эти меры во всех областях общественной жизни.
Заключение
В 806 г. Карл завещал разделить империю между своими тремя сыновьями. Людовику должны были отойти Аквитания и Бургундия, Пипину — Италия и Германия к югу от Дуная, а Карлу Молодому — Нейстрия, Австразияя и Германия к северу от Дуная. Однако в 810 г. умер Пипин, а в 811 г. — Карл Молодой. Незадолго до смерти, в 813 г. Карл призвал к себе Людовика, короля Аквитании, единственного оставшегося в живых своего сына от Гильдегарды, и, созвав торжественное собрание знатных франков всего королевства, 11 сентября назначил его, с общего согласия, своим соправителем и наследником, а затем возложил ему на голову корону и приказал впредь именовать его императором и августом. Вскоре после этого, сраженный сильной лихорадкой, он слёг в постель. В начале января к лихорадке присоединился плеврит, и 28 января 814 г. император умер. После смерти Людовика в 840 году на исторической арене оставались трое братьев Лотарь, Людовик, и Карл. Между ними начинается борьба за власть над империей. В результате этой борьбы младшие братья Карл и Людовик объединяются против старшего – Лотаря. Кульминацией этой войны стало сражение при Фонтенуа – ан –Пюизе, происшедшее 25 июня 841 года, эта битва одной из самых масштабных и кровопролитных в Средние века, с обеих сторон погибло более 40000 человек. В этой битве Лотарь проиграл, и был вынужден отступить, намереваясь вернуться позднее и разбить братьев поодиночке. Но Людовик и Карл предусмотрели этот вариант, 14 февраля они встретились в Страсбурге и обменялись клятвой присягой. Данную клятву они произнесли на языке региона, принадлежащего другому брату, для того чтобы их поняли союзные войска: Карл – по-немецки, Людовик – на романском наречии. Эта внушительная демонстрация заставила Лотаря задуматься, и через несколько месяцев он сам обратился к братьям с предложением мира. Братья согласились, и после предварительных переговоров в начале августа 843 года в Вердене был заключен договор, положивший конец войне «трех братьев». Сам текст Верденского договора утрачен, но исходя из материалов других источников, о нем можно составить довольно четкое представление. Согласно договору, Лотарь получал самое большое королевство (Срединное) и сохранял титул императора, однако, не имея никакой власти над братьями, Людовик получал земли к востоку от Лотаря (Восточно-Франкское), а Карл к западу (Западно-Франкское).
В 843 году империя была не просто разделена на три части между представителями Каролингской династии, по существу, то было определенное подведение итогов многовековых этнических процессов внутри франкского государства. В недрах племен и народностей, временно слитых в его составе, шли процессы формирования новых народностей: французской в Галлии, немецкой - к востоку от Рейна, итальянской – на территории Апеннинского полуострова8.
Ссылки по тексту и список использованной литературы
1 - Лебек Стефан. Происхождение франков V-IX века. Т. 1. Москва, 1993г. стр.24
2 – Гельмут Кенигсбергер. Средневековая Европа. 400-1500 годы. Москва,2001г. стр. 67
3- Грацианский Н.П. и Муравьев А.Г. Салическая правда (LEX SALICA), Казань, 1913г. стр. 3
4 – Гуревич А.Я. Проблемы средневековой собственности в дофеодальных и раннефеодальных обществах Европы. Вопросы истории, 1968г., №4, стр.92-93
5 – Левандовский А. Карл Великий, Москва, 1995г. стр. 68
6 - Левандовский А. Карл Великий, Москва, 1995г. стр. 90
7 - Левандовский А. Карл Великий, Москва, 1995г. стр. 133
Также в работе использовался учебник по истории государства и права зарубежных стран под редакцией К.И. Батыра., 5-ое издание, Москва,2010г.