Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Расчет ленточного ковшового элеватора

Министерство образования и науки Украины

Одесский национальный морской университет

Кафедра «ПТМ и МПР»


КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

Расчет ленточного ковшового элеватора

по дисциплине

«Транспортирующие машины»


Принял:

Яременко В.А.

Выполнил

студент ФМП 4к.1гр.

Косевич А.Б.


Одесса – 2008г.


Введение


Элеватор – представляет собой вертикальный ленточный (или цепной) конвейер с ковшами, за счёт непрерывного перемещения которых осуществляется подъём материала. Как правило, конвейер помещают в прямоугольной трубе.

Материал в нижней части элеватора подхватывается ковшами, перемещается вертикально и выгружается через патрубок в горизонтальном направлении в верхней части нории. Ковши идут вниз опрокинутыми.

Основные параметры. Основными параметрами элеваторов являются производительность Q для насыпных грузов или L - для штучных; высота элеватора Н, измеряемая между центрами верхней и нижней звездочек (барабанов, бдоков); скорость и гибкого тягового элемента; мощность Р (кВт) приводного двигателя.

Преимущества и недостатки. Преимуществами элеваторов являются сохранность транспортируемого груза, простота конструкции, надежность при эксплуатации, возможность создания герметичного и звукоизолирующего кожуха, обеспечивающего защиту окружающей среды от пыли и шума, малые габаритные размеры в поперечном направлении, возможность подачи груза на значительную высоту (60 ... 90 м и более до 200 м), большой диапазон производительности (5 '" 500 м3/ч и до 1000 т/ч). К недостаткам относятся имеющие место отрывы ковшей при перегрузках и необходимость равномерной подачи груза.

Области применения. Элеваторы применяют во многих отрасслях промышленности. На предприятиях пищевой промышленности их используют для транспортирования зерна, муки и других продуктов помола, химической промышленности и промышленности строительных материалов - для перемещения пылевидных, зернистых и кусковых грузов. Элеваторы транспортируют ящики, бочки, барабаны, мешки, детали машин. В крупных библиотеках их используют для подачи книг из книгохранилищ в читальные залы.

Исходные данные для расчета ковшового элеватора

Род груза – известняк мелкокусковый;

Производительность – Q = 500 т/ч;

Высота подъема груза – H = 30м;

Плече захватной части элеватора – L = 5м.


1. Выбор конструкции ковша и тягового элемента


Необходимая погонная вместимость ковшей:


Расчет ленточного ковшового элеватора


В данной формуле:

Q – расчетная производительность элеватора, Q=500т/ч

v – скорость движения ковшей, исходя из характеристики перегружаемого материала и рекомендуемого типа элеватора. Исходя из высокой производительности конвейера, принимаем максимально допустимую скорость для данного типа груза v = 0,63м/с ([1], табл. 12.5, стр.212);

ψ – коэффициент заполнения ковшей, ψ=0,8 ([1], табл. 12.5, стр.212);

ρ – насыпная плотность груза, ρ≈1,5 т/м3 ([3], табл. 1.7, стр.31);


Расчет ленточного ковшового элеватораРасчет ленточного ковшового элеватора


Принимаем ковш типа С, емкостью 118л. Ширина ковша Вк=800 мм., вылет А=435 мм., высота h=615мм, радиус закругления R=180 с приближенной массой mk=84 , погонная масса ковшей qk=168 кг/м.

Предварительно выбираем две тяговые пластинчатые втулочные цепи М1800 (ГОСТ 588-81), с разрывным усилием Fразр=1800 kH, с шагом t=630 мм., погонная масса одной цепи qцепи=73,1 кг/м.

Условное обозначение предварительно выбранной цепи:

Цепь M1800 – 1 – 630 – 1 ГОСТ 588–81

Модель тяговой цепи указана в приложении

Предварительно выбираем тяговую звездочку, исходя из выбранной цепи. По ГОСТ 592 – 81 принимаем звездочку, с числом зубьев z=15, диаметром делительной окружности D0=t·d0=630·2,3048=1452 (мм), где d0 коэффициент, зависящий от количества зубьев звездочки на один шаг цепи ([2], прил. LXXXIX, стр.556).

Чертеж тяговой звездочки указан в приложении.

Погонная масса ходовой части:


Расчет ленточного ковшового элеватора


Погонная масса транспортируемого груза:


Расчет ленточного ковшового элеватора ([5], форм. 7, стр.34).


2. Расчет элеватора методом тягового обхода


Определим тяговое усилие элеватора методом обхода по его контуру. Разобьем трассу конвейера на отдельные участки, пронумеровав их границы в соответствии с точками натяжения цепи элеватора. Определим натяжение цепей в отдельных точках трассы конвейера. Обход начинаем с точки 1 (точка наименьшего натяжения), натяжение цепей в которой обозначается F1. Натяжение в каждой последующей точке равно сумме натяжения в предыдущей точке и сопротивления на участке между этими точками при обходе по ходу движения тягового органа:


Fi+1 = Fi + Fi…(i+1)


Расчет ленточного ковшового элеватора


Обход контура элеватора начинаем с точки 1. Минимальное натяжение для цепных элеваторов со звездочками примерно определяем из условия нормального зачерпывания груза:


Расчет ленточного ковшового элеватора


Натяжение в точке 1 принимаем числено равным по рекомендуемому значению натяжения звездочки в данной точке, то есть F1=11(kH).

Между точками 1 и 2 происходит обход цепи по звездочке, следовательно натяжение в точке 2:


F2=kОБХ·F1=1,1·11=12,1 (kH),


где kОБХ – коэффициент обхода цепи по звездочке.

Между точками 2 и 3 находится прямолинейный горизонтальный участок длиной L=5 м., следовательно натяжение в точке 3:

F3=F2+WГОР= F2+qХ.Ч.·g·L=12,1+314,2·g·5·10-3=12,1+15,4=27,5 (kH).


На участке 3 – 4 цепь обходит натяжное устройство, натяжение в точке 4:


F4=kОБХ·F3=1,1·27,5=30,25 (kH).


Между точками 4 и 5 находится горизонтальный прямолинейный участок, на котором происходит зачерпывание известняка ковшами и его перемещение, это стоит учитывать при определении усилия на данном участке.


F5=F4+W’ГОР+WЗАЧ=F4+(qХ.Ч.+qП)·g·L+qП·g·L·kЗАЧ=30,25+(314,2+225)·g·5·10-3+ +225·g·5·1,2·10-3=30,25+26,95+13,3=70 (kH).


В данной формуле kЗАЧ – коэффициент зачерпывания ([1], табл. 12.10, стр.215).

Между точками 5 и 6 происходит обход цепи по звездочке, следовательно натяжение в точке 6:


F6=kОБХ·F5=1,1·70=77 (kH).


Участок между точками 6 и 7 – вертикальный, по которому происходит перемещение груза.


F7=F6+WВЕТВ=F6+(qХ.Ч.+qП)·g·H=77+(314,2+225)·g·30·10-3=77+158,7=235,7 (kH).


В точке 8 происходит разгрузка груза, цепь обходит натяжную звездочку, так же учитывается провисание гибких элементов.

F8=kОБХ·F7+qХ.Ч.·g·H=1,1·235,7+314,2·g·30·10-3=260+92,5=352,6 (kH).


Точка F8 является последней точкой, при обходе контура, следовательно усилие в данной точке максимальное, и равно набегающему усилию на приводной вал, F8= FСБ


Расчет ленточного ковшового элеватора


В цепном элеваторе при определении расчетного усилия в цепи должно учитываться динамическое усилие.


Расчет ленточного ковшового элеватора


Динамическое усилие в цепи для элеватора с пластинчатой цепью определяется по формуле:


Расчет ленточного ковшового элеватора


В данной формуле:

Расчет ленточного ковшового элеватора – все неравномерно движущейся ходовой части и транспортируемого груза, по всему периметру тягового устройства,


Расчет ленточного ковшового элеватора


z – число зубьев звездочки, z=15;

t – шаг цепи, t=630мм.


Расчет ленточного ковшового элеватора

Расчет ленточного ковшового элеватора


Расчетное натяжение одной цепи, для двухцепного тягового органа:


Расчет ленточного ковшового элеватора


Разрушающая нагрузка цепи:


Расчет ленточного ковшового элеватора,


где K – коэффициент запаса прочности цепи, при условии наличия как горизонтальных так и вертикальных участков элеватора.

Данное значение разрушающей нагрузки удовлетворяет параметрам предварительно выбранной цепи.


3. Выбор компонентов привода конвейера


Мощность на приводном валу конвейера определяется по формуле:

Расчет ленточного ковшового элеватора([1], форм.8.9, стр.162), где ηП.В. – КПД приводного вала, ηП.В.=0,95

Расчет ленточного ковшового элеватора


Мощность привода конвейера:


Расчет ленточного ковшового элеватора([1], форм.6.21, стр.145).


В данной формуле:

k – коэффициент запаса, k=1,2;

η – КПД передач от двигателя к приводному валу, η=0,96 ([1], табл.5.1, стр127), в предложении, что в приводе будет использоваться двухступенчатый цилиндрический редуктор.


Расчет ленточного ковшового элеватора(кВт)


Из каталога ([1], табл. III.3.1, стр302) выбираем электродвигатель трехфазный асинхронный короткозамкнутый серии 4А, закрытый обдуваемый, защищенный, типа 4AH355S6Y3 (ГОСТ 19523-81) номинальной мощностью PДВ=200кВт, частотой вращения n=985мин-1, угловая скорость ротора двигателя Расчет ленточного ковшового элеватора(рад/с), момент инерции ротора Iр=7,8 кг·м2, кратность максимально момента ψп=1,0 номинальный момент на валу двигателя Расчет ленточного ковшового элеватора(H·м).

Частота вращения приводного вала конвейера:

Расчет ленточного ковшового элеваторамин-1

Необходимое передаточное отношение привода:


Расчет ленточного ковшового элеватора


Так как полученное передаточное отношение значительно больше, нежели рекомендуемое для редукторов необходимой мощности, то принимаем конструкцию привода, схема которой предоставлена ниже.


Расчет ленточного ковшового элеватора


Передаточное отношение распределяем между редуктором и открытой зубчатой передачей u=up·uЗП. Редуктор предварительно примем типа Ц2, с передаточным числом up=31,5, следовательно передаточное число открытой передачи


Расчет ленточного ковшового элеватора

Определяем мощность на тихоходном валу редуктора:


Расчет ленточного ковшового элеватора(кВт),


где Расчет ленточного ковшового элеватора – КПД открытой зубчатой передачи.

Угловая скорость тихоходного вала редуктора:


Расчет ленточного ковшового элеватора(рад/с).


Необходимый момент на тихоходной ступени редуктора:


Расчет ленточного ковшового элеватора(кН·м).


Из каталога выбираем редуктор цилиндрический трехступенчатый Ц2-1000 из каталога ([7], т2, табл. V.1.43) выбираем редуктор Ц2-1000, со следующими характеристиками: up=31,5, вращающий момент на тихоходном валу MТИХ=65 кН·м, при частоте вращения быстроходного вала nБ.В.=985 мин-1 и весьма тяжелом режиме работы (ПВ=65%), диаметр выходного вала dТ.В.=220мм.

Пересчитываем вращающий момент для непрерывной работы редуктор:


Расчет ленточного ковшового элеватора(кН·м)


Данное значение вращающего момента удовлетворяет необходимому моменту на тихоходной ступени, МТ.В.<М’ТИХ→45,1<50.

Между электродвигателем и редуктором устанавливаем втулочно-пальцевую муфту с тормозным шкивом. Расчетный момент, для выбора муфты:

Мрасч=МНОМ·k1·k2=1939,1·1,55·1,2=3606(Н·м), где k1 – коэффициент, учитывающий степень ответственности, k2 – коэффициент условия работы. По каталогу ([7], т2, табл. V.2.41) принимаем муфт со следующими характеристиками: МК=4000 Н·м, IМУВП=6,9 кг·м2, m≤115кг. Устанавливаем на данную муфту тормозной шкив. Чертеж выбранной муфты указан а приложении.

Уточним скорость элеватора, исходя из полученного передаточного числа:


Расчет ленточного ковшового элеватора(м/с) ([1], форм.8.16, стр.164).


Уточним производительность элеватора:


Расчет ленточного ковшового элеватора(т/ч) ([1], форм.12.29, стр.219).


Фактическая производительность удовлетворяет заданной, т.к. допускаемое отклонение ±10%


4. Проектирование приводного вала и подшипниковых узлов


Приводный вал цепного элеватора примем изготовленный из стали 45 нормализированной, с пределом прочности σВ=700Мпа, допускаемым напряжением на кручение [τК]=20МПа.

Угловая скорость на приводном валу


Расчет ленточного ковшового элеватора(рад/с).


Крутящий момент на приводном валу


Расчет ленточного ковшового элеватора(кН·м)


Рассчитываем вал на усилия от изгиба и кручения.

Статическая нагрузка, действующая на приводные звездочки, а следовательно и на вал, численно равна:

FСТ=2·qХ.Ч.·g·H+qП·g·H=2·314,2.·g·30·10-3+225·g·30·10-3=251,2 (kH).

Статическая нагрузка, действующая а одной звездочке, или подшипнике:


Расчет ленточного ковшового элеватора(кН).


Исходя из полученной нагрузки, спроектируем эпюру изгибающих, при условии, что расстояние между звездочкой и подшипниковым узлом равно 100мм.

По моменту на приводном валу построим эпюру крутящих моментов, действующих на вал.

Расчет ленточного ковшового элеватора


Так как крутящий момент значительно больше изгибающего, то определим диаметр вала из расчета на чистое кручение по пониженному допускаемому напряжению без учета влияния изгиба:


Расчет ленточного ковшового элеватора(мм) ([8], форм. 8.16, стр.161).


Для обеспечения некоторого запаса прочности, принимаем диаметр выходного вала dВ=230мм. Вал, для облегчения монтажа подшипниковых узлов и приводных звездочек, делаем ступенчатым, каждая последующая ступень которого больше в диаметре на 10мм.

Современные тенденции машиностроения требуют установки более качественной продукции. Выбираем пару сферических роликоподшипников, производства фирмы SKF, типа СС, с цилиндрическим отверстием. Параметры выбранного подшипника ([9], стр.724):

Внутренний диаметр di=240мм, внешний диаметр d0=320мм, ширина подшипника В=60мм, номинальная частота вращения, динамическая грузоподъемность С=564кН, статическая грузоподъемность С0=1160кН, пограничная нагрузка по усталости Pu=98кН, номинальная частота вращения nНОМ=1700 об/мин, придельная частота вращения nПР=2000 об/мин, масса подшипника m=13,5 кг.

Условное обозначение выбранного подшипника:

SKF23948 CC/W33.

Определяем номинальную долговечность выбранного подшипника в часах:


Расчет ленточного ковшового элеватора(часов)


5. Проектирование открытой зубчатой передачи


Определим модуль цилиндрической передачи:


Расчет ленточного ковшового элеватора([8], форм. 3.23, стр.41).


В данной формуле:

KF – коэффициент нагрузки, принимаем KF=1,5;

YF – коэффициент, учитывающий форму зуба, принимаем YF=3,61;

Расчет ленточного ковшового элеватора – предел выносливости, для марки стали 40Х и объемной закалки, принимаем Расчет ленточного ковшового элеватора=550МПа;

Расчет ленточного ковшового элеватора – коэффициент зависимости ширины зуба от модуля, принимаем Расчет ленточного ковшового элеватора=20;

z1 – количество зубьев в шестерне, z1=70;


Расчет ленточного ковшового элеватора


Из конструктивных соображений, для удобства установки шестерни на тихоходный вал редуктора, принимаем модуль цилиндрической зубчатой передачи m=4.

Количество зубьев в колесе z2=uЗП·z1=3,63·70=254,1, принимаем z2=254.

Межосевое расстояние передачи:

aw=0,5·m·(z1+z2)= 0,5·4·(70+254)=648(мм)

Данных пареметров необходимо и достаточно, для проектирования цилиндрической зубчатой передачи.

Шестерню выполняем штампованной, колесо – литым.

Основные параметры элементов проектируемой передачи:


Параметры Шестерня Колесо
Делительный диаметр d1=m·z1= 4·70=280(мм) d1=m·z1= 4·254=1016(мм)
Диаметр окружности вершин зубьев da1=d1+2·m=280+2·4= =288(мм) da1=d1+2·m=1016+2·4= =1024(мм)
Диаметр окружности впадин зуба df1=d1-2,5·m=280-2,5·4= =270(мм) df1=d1-2,5·m=1016-2,5·4= =1006(мм)
Ширина венца b=m·ψbm= 4·20=80(мм)
Диаметр ступицы
dCT2=1,6·dB= =1,6·230=368(мм)
Длина ступицы
lCT2=1,25·dB= =1,25·230=290(мм)
Толщина обода
d1=4·m≈20(мм)
Толщина диска
C=0,3·b=0,3·80=20(мм)
Диаметр центровой окружности
d02=0,5·(df2-2·δ+dCT2)= =0,5·(1006- 2·20+ +368)=667(мм)
Диаметр отверстий
dОТВ2=0,25·(df2-2·δ-dCT2)= =0,25·(1006-2·20-368)= =149,5(мм)

6. Пуск и остановка элеватора


Проверим двигатель на достаточность пускового момента по продолжительности пуска. Время пуска элеватора:


Расчет ленточного ковшового элеватора


([1], форм.5.40, стр.127).

В данной формуле:

δ – коэффициент, учитывающий влияние вращающихся масс привода, δ=1,2;

I – момент инерции ротора двигателя и муфты,


I=IP+IМУВП=7,8+6,9=14,7 (кг·м2);


n – частота вращения двигателя, n=985мин-1

η – КПД, учитывающий КПД подшипников узлов, открытой зубчатой передачи, редуктора и муфты, η≈0,85;

ky – коэффициент, учитывающий упругость тягового органа, для цепей конвейеров малой длины ky=0,95;

kc – коэффициент, учитывающий уменьшение скорости вращающихся частей конвейера относительно скорости тягового органа, для цепных конвейеров kc=0,6;

MСР.П – средний пусковой момент двигателя. Для двигателей с короткозамкнутым ротором:


Расчет ленточного ковшового элеватора([1], форм.1.90, стр.36),


где 0,852 – коэффициент, учитывающий возможность работы при падении напряжении в цепи до 85% от нормального.


Расчет ленточного ковшового элеватора(Н·м);


МС – момент статических сопротивлений на валу двигателя,


Расчет ленточного ковшового элеватора(Н·м) ([1], форм.5.42, форм.5.43, стр.128)

Расчет ленточного ковшового элеватора


Полученное значение удовлетворяет рекомендуемому времени пуска.

Момент статических сопротивлений на приводном валу элеватора, необходимый для предотвращения его обратного хода:


Расчет ленточного ковшового элеватора([1], форм.5.39, форм.5.39, стр.127),


где k – коэффициент возможного уменьшения сопротивления конвейера, для цепного элеватора k=0,5.


Расчет ленточного ковшового элеватора


Так как данное значение меньше нуля, то тормоз или останова в конструкции привода элеватора не требуется.

Но поскольку данный элеватор, по технологическому процессу, находится в постоянном движении, то для исключения аварийных ситуаций, связанных м перемещением гибкого элемента с ковшами без производственной необходимости, на быстроходном валу редуктора устанавливаем тормоз, который будет предупреждать несанкционированные рабочие движения элеватора. Выбираем тормоз, конструктивно совместимый с выбранной упругопальцевой муфтой.

Из каталога ([7], т2, табл. V.2.23) принимаем тормоз колодочный с гидровлическим толкателем ТКГ-500, со следующими характеристиками: МТ=2500Н·м, Dшк=500мм, Ншк=200мм, δ=8мм, tторм=0,50с, tраст=0,40с, m=155кг; тип толкателя ТГМ-80.


7. Расчет натяжного устройства и направляющих устройств


Данный элеватор, по технологическому процессу, постоянно находится в движении. По этому принципу действия принимаем механическое натяжное устройство.

Выбираем натяжной пружинно-винтовой механизм с центральным расположением винта, ход натяжки lН=800мм. Устанавливаем механизм между точками 3 и 4. Диаметр звездочек в данном механизме принимаем аналогичный приводным звездочкам.

Крутящий момент в точках 3 и 4:

Расчет ленточного ковшового элеватора(кН·м)


Вал натяжного устройства, на котором устанавливаются звездочки, примем изготовленным из стали 45 нормализированной, с пределом прочности σВ=700Мпа, допускаемым напряжением на кручение [τK]=20МПа.

По крутящему моменту определим диаметр вала:


Расчет ленточного ковшового элеватора(мм)


Для обеспечения некоторого запаса прочности, принимаем диаметр вала dB=250мм, данное значение позволяет использовать дубликат пары приводных звездочек в механизме натяжения. Вал делаем ступенчатым, каждая последующая ступень которого больше в диаметре на 10мм.

Из конструктивных соображений, выбираем пару сферических роликоподшипников, производства фирмы SKF, типа СС, с цилиндрическим отверстием. Параметры выбранного подшипника ([9], стр.724):

Внутренний диаметр di=260мм, внешний диаметр d0=360мм, ширина подшипника В=75мм, номинальная частота вращения, динамическая грузоподъемность С=880кН, статическая грузоподъемность С0=1800кН, пограничная нагрузка по усталости Pu=156кН, номинальная частота вращения nНОМ=1500 об/мин, придельная частота вращения nПР=1900 об/мин, масса подшипника m=23,5 кг.

Условное обозначение выбранного подшипника:

SKF23952 CC/W33.

Определяем номинальную долговечность выбранного подшипника в часах:


Расчет ленточного ковшового элеватора(часов)


Рассчитываем пружину натяжного устройства.

Расчетное усилие пружины:


Расчет ленточного ковшового элеватора(кН)


Предельное усилие при полностью сжатой пружине:


FПР=kЗ·FР.П.=1,4·28,875=40,425 (kH) ([2], стр.88),


где kЗ – коэффициент запаса.

Предварительно принимаем пружину 1-го класса, 4-го разряда, изготовленную из стали 60С2А (ГОСТ 13769-86).

Диаметр проволоки пружины из условия деформации при круцении:


Расчет ленточного ковшового элеватора(мм) ([2], форм.172, стр.88),


где k – коэффициент кривизны, λ – отношение среднего диаметра пружины к диаметру проволоки.

Средний диаметр пружины:

D=λ·d=10·50=500 (мм).

Наименьший зазор между витками в рабочем состоянии:

δ=0,2·d=0,2·50=10 (мм).

Шаг рабочих витков:

t=δ+d=10+50=60 (мм)

Длина пружины в свободном состоянии:

L≈k·D=2·500=1000 (мм), где – коэффициент, который учитывает длину пружины при отсутствии направляющих. Принимаем L=1000мм.

В натяжном устройстве, которое установлено на промежутке 1-2 и 5-6 устанавливаем звездочку, аналогичную приводной, установленную на ось. В данной конструкции применяем подшипник SKF23952 CC/W33.


Литература


1 – "Справочник по расчетам механизмов подъемно-транспортных машин", Кузьмин А.В., Марон Ф.Л., Минск, 1983;

2 – "Расчеты грузоподъемных и транспортирующих машин", Иванченко Ф.К., Бондарев В.С., Киев, 1978;

3 – "Транспортирующие машины", Спиваковский А.О., Дьячков В.К., Москва, 1983;

4 – "Машины непрерывного транспорта", Плавинский В.И., Москва, 1969;

5 – "Машины непрерывного транспорта", Зенков Р.Л., Ивашков И.И., Колобов Л.Н., Москва, 1987;

6 – "Транспортирующие машины: атлас конструкций", Спиваковский А.О., Бржезовский С.М., Дьячков В.К., Кузнецов Л.В., Чусов В.И., Шевлягин А.К., Москва, 1971;

7 – "Гохберг"

8 – "Курсовое проектирование деталей машин", Чернавский С.А., Боков К.Н., Чернин И.М., Ицкович Г.М., Козинцов В.П., Москва, 1988;

9 – Общий каталог подшипников SKF, 2008.

10 – "Подьемно-транспортные машины" Александров М.П., Решетов Д.Н., Байков Б.А. Москва 1987

Рефетека ру refoteka@gmail.com