Содержание
Введение
Этапы экономического развития
Тип экономического развития
Уровень экономического развития
Социальная структура экономики
Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
Промышленность
Сельское хозяйство
Минеральные ресурсы
Транспорт
Связь
Качество и использование рабочей силы
Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в Турции российскими бизнесменами
Внешнеэкономические связи
Роль Турции в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
Прогноз и развитие экономических связей с Россией
Прогноз социально-экономического развития Турции
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Турция расположена в восточном полушарии. Часть территории Турции — 97 % — расположена в Азии и только 3 % — в Европе, площадь (включая внутренние водоёмы) составляет 779 452 кв. км.
Турция раскинулась с запада на восток 1’600 км, а с севера на юг – на 600 км. Сухопутная граница имеет длину 2628 км, а береговая линия – 7168 км. Граничит на севере с Болгарией, омывается водами Черного моря и пролива Босфор на востоке и Мраморного моря и пролива Дарданеллы на юге, а на западе соседствует с Грецией . Азиатская часть Турции, площадью 755 688 кв. км, на севере широким фронтом обращена к Черному морю и граничит с Грузией и далее на восток с Арменией, на очень малом протяжении с Азербайджаном, с Ираном, а на юге с Ираком и Сирией. Южные рубежи образованы в основном Средиземным морем, западные – Эгейским морем. Эгейское побережье называют «бирюзовым ожерельем Турции». Население страны 61,2 млн.чел. Быстрый рост населения остается важной проблемой страны . Плотность населения – 81 человек на 1 кв. км. Городское население – 65%, сельское – 35%. Площадь – 779 452 кв. км. Самая высокая точка – гора Арарат (5137 м). Государственный язык – турецкий. Основная религия – ислам. Административно-территориальное деление – 80 илов. Денежная единица: турецкая лира = 100 курушам. Национальный праздник: День провозглашения республики – 29 октября. Государственный гимн: «Марш независимости».
Турция - это история, которая всегда рядом с нами, которая оставила здесь свои бесчисленные автографы. Это бесчисленное количество памятников тысячелетней давности, средневековые дворцы и храмы, мавзолеи и мечети. Это и один из крупнейших город-порт Турции - Стамбул. Здесь памятники старины соседствуют с современными небоскребами, фабриками, заводами, университетами, театрами, музеями.
1. Этапы экономического развития
В развитии торгово-экономических отношений России и Турции в 90-е годы прослеживаются два этапа. Первый из них охватывает период до середины 1998г. - он ознаменовался небывалым подъемом в развитии экономического сотрудничества двух стран, особенно торговли и подрядно-строительной деятельности турецких фирм в России. Начало второго этапа датируется российским финансово-экономическим кризисам августа 1998г. Его следствием оказалось сужение рынка сбыта импортных товаров и услуг в России в результате девальвации рубля. В результате турецкий бизнес столкнулся с совершенно новой ситуацией на российском рынке. Новый этап в развитии двусторонних отношений должен ознаменоваться поиском свежих форм и направлений сотрудничества, отвечающих обоюдным интересам двух стран. Особенно актуальным направлением развития турецкого экспорта в Россию становится его внутристрановая географическая диверсификация, то есть многочисленным российским регионам наряду с центром следует предложить рассмотреть варианты удовлетворения своих импортных потребностей за счет широких возможностей турецких фирм. Быстрое развитие местной промышленности диктует необходимость развития не только прямой торговли, но и возможностей реализации инвестиционных проектов с участием турецких фирм. На сегодняшний день основные составляющие двусторонних экономических отношений пока остаются неизменными. В их число входят торговля, строительство, инвестиционная и банковская деятельность.
2. Тип экономического развития
Принятая ООН классификация - деление стран мира на: "промышленно развитые", "развивающиеся", и страны "централизованной плановой экономикой" объединяет в одну группу чрезвычайно разные страны.
В группу развивающихся стран входит самое большое число государств мира (около 150). Страны эти чрезвычайно разные – к этой группе относятся Бразилия и Тувалу, Индия и Южная Корея, Сомали и Буркина-Фасо и др. Однако всем им присущи такие общие черты социально-экономического развития, как: колониальное прошлое, предопределившее территориальную структуру и преимущественно аграрно-сырьевую специализацию хозяйства; особенности участия в международном разделении труда; неравноправное положение в мировом хозяйстве, зависимость от иностранного капитала; огромная внешняя задолженность; наличие острейших проблем — демографической, экологической и продовольственной, а также низкий уровень жизни большей части населения и другие. Тем не менее, среди развивающихся есть страны и территории, по показателям социально-экономического развития, уже приблизившиеся к уровню промышленно развитых. Это, например, Турция, официально обратившаяся в 1987 г. с заявкой на вступление в Европейское Экономическое Сообщество, аргументируя просьбу тесными экономическими связями с европейскими странами. Это и крупнейшие из развивающихся стран — Бразилия, Аргентина, Мексика, Индия, а также "новые индустриальные страны": Республика Корея, Тайвань, Сингапур, Сянган.
3. Уровень экономического развития
В настоящее время Турция ведёт с Евросоюзом переговоры о вступлении в это политико-экономическое образование. В 1963 Турция подписала с предшественником ЕС — Европейским экономическим сообществом — договор, в котором признавалось право страны вступить в союз. В 1978—1979 Турцию приглашали вступить в ЕЭС совместно с Грецией, но она отказалась. После военного переворота 1980 Европа прекратила отношения с Анкарой, и переговоры возобновились лишь после 1983. Тем не менее, на саммите 1997 ЕС отказался признать Турцию кандидатом на вступление в ЕС — это право она получила только в 2000 при условии, что страна, в частности, реформирует законодательство о защите прав человека. В августе 2002 программу реформ утвердил парламент Турции, и в октябре 2004 Еврокомиссия рекомендовала начать переговоры о вступлении Турции в ЕС. Турецко-европейские отношения осложняет нежелание Турции признать Кипр, который в мае 2004 вступил в Евросоюз. В 1974 Турция оккупировала северную часть острова, и с тех пор её правительство не признает легитимность правительства южной — греческой части. Турция начала переговоры о вступлении в ЕС в 2005.С другой стороны, Турция расширит внутренний рынок ЕС и предоставит квалифицированную рабочую силу европейским компаниям, страдающим от стремительного старения коренного населения. К 2014, по данным BBC, четверть населения Турции окажется моложе 14 лет.
4. Социальная структура экономики
В статье 60 Конституции Турецкой Республики говорится: Каждый гражданин имеет право на социальное обеспечение. Государство принимает необходимые меры для того, чтобы добиться этого и создает соответствующие организации. На основе этой статьи в стране было создано три основных ведомства, занимающихся вопросами социального обеспечения. Это - управление социального страхования (ССК), в задачи которого входит социальное обеспечение рабочих, пенсионное управление, призванное предоставлять социальные гарантии представителям государственного сектора Эмекли Сандыгы, а также организация Баг-Курk, занимающаяся вопросами социального обеспечения ремесленников, торговцев и других представителей свободных профессий. Существуют и частные организации, решающие проблемы социального обеспечения сотрудников банковских, страховых и иных компаний, торговых и промышленных палат (инвалидность, выход на пенсию, смерть и т.п.).Эмекли Сандыгы, ССК и Баг-Кур несут на себе ответственность государства по соцобеспечению. По данным на конец 2008 г., 92,4% населения страны были охвачены программами социального страхования. В том же году, система социального обеспечения в общей сложности распространялась на 72844000 чел. Из них 13370314 имели активные страховые полисы в ведомствах социального обеспечения, 7406679 получали ежемесячные пособия, а 45680677 являлись членами семей застрахованных. На основе закона о социальном обеспечении за номером 4447 в этой сфере был осуществлен ряд коренных преобразований. Так, возраст выхода на пенсию для женщин, которые только начали пользоваться услугами ведомств социального обеспечения, как ССК, Баг-Кур и Эмекли Сандыгы был определен в 58 лет, а для мужчин - 60. Кроме того, с целью преобразования и объединения этих трех учреждений социального обеспечения в единую структуру. 13 апреля 2006 г. парламентом Турции был принят Закон о создании Учреждения по социальному обеспечению, после которого были ускорены работы в этом направлении. Страхование по безработице. Такая форма страхования, была узаконена благодаря принятому 25 августа 1999 г. парламентом страны закону за номером 4447.
5. Экономическая стратегия и политика. Характеристика ВВП
В 2008 году ВВП Турции, исчисленный по текущему обменному курсу, составлял 398,3 млрд. долл., в расчете на душу населения – 1950 ам.долл. Подушевой валовый внутренний продукт, исчисленный по паритету покупательной способности, составил 7400 долл. Экономика Турции - сложное объединение достаточно современной промышленности и традиционного сельского хозяйства, которое все еще составляет до 30% в структуре ВВП. Хотя в Турции сформировался относительно сильный и быстро растущий частный сектор, государство остается главным участником основных отраслей промышленности, банковского сектора, транспорта и коммуникации.
Рис. 1 Наполнение ВВП страны по секторам экономики
Наиболее развит сектор легкой промышленности (производство текстиля и одежды), который составляет одну треть индустриальной мощи страны. Продукция турецкой легкой промышленности сегодня вынуждена крайне жестко конкурировать на международном рынке с аналогичной, но более дешевой китайской продукцией.
Рис.2 ВВП Турции
В этих условиях руководство страны стремится развивать иные секторы экономики, как то автомобилестроение и электроника. Однако выбор перспективных отраслей оказался не вполне удачным – глобальное сокращение автомобильного рынка оказало существенное негативное влияние на экономику автомобилестроения Турции.
Рис.3 ВВП на душу населения
Проведение экономических реформ начатых в 2004 году, позволило существенно увеличить темпы роста, повысить устойчивость экономики, однако и заложило «бомбу» на будущее – переориентация существенного сектора экономики на туризм и гостиничный бизнес негативно отразилось на экономике страны в ходе текущего кризиса. Также и инфляция, которая в результате реформ существенно снизилась (до 7.7 % в 2005 году, что явилось30-летним минимумом), но затем резко выросла более чем до 10% в 2008 г.
Рис.4 Соотношение доходной и расходной частей бюджета страны
Слабым местом в турецкой экономике является то, что нехватка капитала ограничивает возможности экономического роста. Турецкие банки все ещё на 80% финансируют государственные долги, рынки капитала в стране слабо развиты, иностранные прямые инвестиции слишком невелики. В 2003 году они покрыли четвертую часть дефицита платежей по текущим операциям. В последние 10 лет в Турцию ежегодно поступали 900 млн. долл. Но если ЕС начнет со страной переговоры о её вступлении, то эти суммы, как ожидает агентство по оценке кредитов, быстро могут вырасти до 6 млрд. долл. в год.
Турецкая валютная система также недостаточно стабильна. Нестабильность обусловлена высокой зависимостью от туристического сектора экономики. Уровень инфляции за первые четыре месяца 2008 года составил 4,72%. Темпы роста турецкого ВВП в 2007 году составили 5,3 процента. Уровень безработицы в 2007 году составил 10,2%. Внешний долг по состоянию на 30 июня 2007 года составил 226,4 млрд. дол., что соответствует 58% ВВП.7
Несмотря на значительную экономическую прибыль, полученную в 2002-07 годах, источником которой стали иностранные инвестиции в развивающиеся рынки, поддержка Международного валютного фонда и более напряженная налоговая политика, экономика все еще обременена высоким дефицитом по текущим операциям и высоким внешним долгом.
6. Промышленность
Турция хоть и является туристической страной, однако не отстает и промышленность региона. В стране присутствуют различные виды производств, в которых занята значительная часть населения государства. Примерно ѕ всего производства сосредоточено в столице страны Стамбуле, а также в курортном центре Измире. Наиболее развитие промышленность Турции получила в районах Мраморного и Эгейского моря, как и любое другое государство, имея под собой определенную материальную и промышленную базу, которая может обеспечить стране определенную долю государственной безопасности.
Одни из наиболее важных промышленных центров страны являются город Анкара, Зонгулдак на Черном море, где происходит добыча каменного угля, Эрегли с двумя достаточно крупными металлургическими комбинатами, а также район Чукурова.
По всей ее территории создано огромное количество всевозможных предприятий разной направленности, и все они вносят свой неотъемлемый вклад в производство страны. Преобладающими отраслями промышленности Турции являются пищевая и текстильная. Турция является одной из немногих стран, которая удовлетворяет свои потребности в газе. Начало добычи природного газа здесь можно отнести к первой половине 90-х годов. На территории страны расположены газовые заводы в Анкаре, Измаиле, столице государства.
На заводах в Измите, Алиага, Батме производится переработка нефти. В городах Измир и Стамбул - происходит производство фосфатных и азотных удобрений. В стране насчитывается четыре завода по производству автомобильных шин. Частные предприятия поставляют на внутренний рынок покрышки и камеры для велосипедов и мотоциклов.
Резиновая промышленность Турции кроме всего прочего поставляет на рынок резиновую обувь и резинотехнические изделия.
Также в стране выплавляют сталь и медь, имеются предприятия алюминиевой промышленности. Внешними партнерами страны можно считать такие европейские государства, как Франция, Германия, Великобритания и США.
7. Сельское хозяйство
В структуре сельского хозяйства лидирующей отраслью является растениеводство, которое обеспечивает приблизительно две трети суммарного дохода отрасли. Площадь обрабатываемых земель превышает 28 млн. га. Основной проблемой в землевладении остается сохранение большого числа мелких хозяйств, имеющих невысокие показатели эффективности. Поэтому для Турции весьма важным является вопрос о формах и размерах государственной поддержки аграрного сектора, которые ныне по настоятельным рекомендациям МВФ переживают период реформирования.
Первостепенное значение в структуре растениеводства имеет выращивание зерновых, под которые отведено около 80% посевных площадей. Основные зерновые культуры, возделываемые в Турции – пшеница и ячмень, их урожайность остается сравнительной невысокой – 19–21ц/га и 15–17 ц/га соответственно. Значительное место в структуре турецкого земледелия принадлежит выращиванию технических культур (хлопок, сахарная свекла, подсолнечник, табак, чай). Важными экспортными отраслями является плодоводство, овощеводство и цветоводство.
Животноводство характеризуется более низкими, чем в странах Западной Европы, показателями эффективности, однако при этом продукция имеет более высокие экологические характеристики. Разводят крупный рогатый скот, овец, коз, которые дают ангорскую шерсть (мохер); тутовый шелкопряд.
8. Минеральные ресурсы
Минеральные ресурсы - это совокупность запасов полезных ископаемых в недрах страны, являются материальной основой развития промышленной, сельскохозяйственной и строительной индустрии, а также составляют экспортную продукцию страны. Минеральные ресурсы являются исчерпаемыми и невозобновимыми. Поэтому проблема обеспечения общества минеральным сырьем и топливом стала одной из важнейших глобальных проблем современности..Человечество длительное время использует в огромных количествах минеральное сырье из общей кладовой - земных недр. В природе насчитывают более 200 видов минеральных ресурсов. В настоящее время быстрыми темпами развиваются новые отрасли промышленности. Появился спрос на новые виды сырья, обладающие исключительно высокой прочностью, тугоплавкостью, электропроводностью и т. д. Возросло потребление энергетического сырья. Ученые считают, что разведанные и доступные запасы минерального сырья при традиционных методах освоения и добычи истощатся через 20-100 лет. Следовательно, уже сейчас необходимо задуматься об опережающей разработке новых технических и технологических способов добычи и переработки сырья. Турция обладает значительными гидроэнергетическими ресурсами. Исключение составляет лишь Анатолийское плоскогорье. Однако использование водных запасов затрудняют сложные климатические и геоморфологические условия, равно как недостаточно высокий уровень развития национальной экономики.
9. Транспорт
Транспорт и связь занимают первое место по инвестициям среди государственных секторов экономики. Около 90% транспортных перевозок в стране осуществляется наземным путем. На железнодорожный транспорт приходится около 3,5% от общего объема перевозок, морской - 4,5% и трубопроводы - 2%, 95% внутренних пассажирских перевозок также осуществляется наземным путем. Упор в перевозке иностранных пассажиров делается на воздушный транспорт (на территории Турции функционируют120 аэропортов) , а грузов - морской. Крупнейшими портами на территории Турции являются Стамбул, Измир, Мерсин (Ичель), Искендерун, Измит (Коджаэли), Самсун, Трабзон, Хопа. В 2005 был введен в строй нефтетрубопровод Баку – Джейхан (побережье Средиземного моря).
10. Связь
Телефонная система Турции - одна из самых современных и быстроразвивающихся в регионе. Большинство услуг предоставляется компанией «Turk Telekom» чьи телефоны-автоматы синего цвета можно обнаружить повсеместно. Сотовая связь хорошо развита в Турции, и имеется практически во всех, даже самых удаленных районах страны. Крупнейший оператор связи – транснациональный Vodafone, не так давно поглотивший турецкого оператора TelSim. Сетевые технологии получили в Турции широчайшее распространение. Интернет-кафе действуют во всех крупных городах, во многих ресторанах и отелях высшего и среднего уровня имеются Wi-Fi точки доступа.
11. Качество и использование рабочей силы
В 2007 численность экономически активного населения (рабочей силы) в Турции составила 23,6 млн. человек, число занятых – 21,1 млн. человек, безработных – 2,5 млн., что соответствовало уровню официальной безработицы в 10,5%.
С учетом лиц, занятых неполный рабочий день или рабочую неделю, сезонных рабочих и др., образующих группу частично безработных (1,1 млн. человек), общий уровень безработицы достигал 15,3%. В начале 2000-х в Турции довольно высоким оставался уровень неграмотности взрослого населения 15–16%. Уровень охвата начальным образованием составлял 85%, средним – 50%, высшим – 21%.
С 1997 в стране осуществлен переход к системе всеобщего обязательного бесплатного восьмилетнего образования. Недостаточно высокий уровень образовательной и профессиональной подготовки является одним из важных факторов высокой безработицы. В 2003 около 34% от общего числа занятых приходилось на сельское хозяйство, 18% – на промышленность и 48% – на сферу услуг. Стимулирующая фискальная политика, проводившаяся в Турции на протяжении значительной части декады 90-х, привела к заметному росту реальной заработной платы. Тем не менее, по оценкам Всемирного банка, среднегодовая стоимость рабочей силы в расчете на одного рабочего, занятого в промышленности, составляла в Турции в 1995–1999 около 8 тыс. долл. против 14 тыс. долл. в Бразилии, 16 тыс. в Греции, 33 тыс. в Германии, 36 тыс. в Италии.
12. Малый бизнес и предпринимательство. Возможности для ведения бизнеса в Турции российскими бизнесменами
Турцию справедливо относят к числу тех стран, в которых сформировалась достаточно развитая инфраструктура поддержки национального предпринимательства, в особенности - малого и среднего бизнеса, который, как известно, составляет основу любой динамично развивающейся экономики.
Малый бизнес играет чрезвычайно важную роль в экономике Турции и составляет основу ее торгово-промышленного комплекса. Малые и средние предприятия являются одним из наиболее важных структурных элементов свободно-рыночной экономической системы, уравновешивающих и стабилизирующих социально-политическую ситуацию в обществе.
По численности доля малых и средних предприятий (МСП) в производственном секторе Турции по оценкам экспертов составляет от 98,0% до 99,0%. В малом бизнесе занято свыше 60% работающих в производственном секторе. МСП производят, по различным оценкам от 30% до 40% совокупной добавленной стоимости.
Как и во многих странах, в Турции основными сферами деятельности малого бизнеса являются сфера услуг и торговля. Однако, как было отмечено выше, и в производственном секторе Турции МСП играют решающую роль.
В процентном отношении распределение МСП по отраслям производственного сектора составляет:
- ткацкая и кожевенная промышленность - 24%
- обработка металлов - 24%
- пищевкусовая и табачная промышленность - 15%
- химическая промышленность - 9%
- деревообработка - 8%
- прочие - 20%
Главным критерием при определении МСП в Турции принято считать численность занятых на предприятии рабочих и служащих. Однако различные турецкие организации по-разному устанавливают соответствующие границы. Так, государственная организация КОСГЕБ, занимающаяся проблемами развития и поддержки малого бизнеса (подробнее о данной организации будет сказано ниже) относит к малым предприятиям структуры с численностью работающих от 1 до 50 человек, а к средним предприятиям структуры с численностью от 51 до 150 человек;
Промышленная палата Стамбула определяет эти параметры соответственно - от 1 до 19 человек и от 20 до 99 человек.
13. Внешнеэкономические связи
Внешнеэкономические связи Турции сориентированы на западноевропейский рынок. Более половины ее внешнеторгового оборота приходится на страны-члены ЕС. В связи с этим интересно проследить, как вступление Турции в Таможенный Союз (ТС) с ЕС в январе 1996 года сказалось на ее торговле с европейскими странами. Страны Европейского союза занимают важное и стабильное место во внешней торговле Турции. Их доля в ее экспорте и импорте в 2002 г. соответственно составила 51.6% и 44.6%. Экспорт в страны ЕС в 2002 г. возрос на 10.8%, составив 16.1 млрд. долл.
Лидирующее место среди стран Евросоюза как по экспорту, так и импорту занимает Германия. Среди других важных торговых партнеров находятся: США, Италия, Великобритания и Франция. Вслед за распадом в 1990 г. Советского союза Россия стала занимать важное место во внешней торговле Турции. Основными торговыми партнерами Турции являются: Германия (товарооборот составляет около 10,0 млрд.долл. в год), США (более 5,0 млрд.долл.), Италия (более 4,5 млрд.долл.), Россия (около 4,5 млрд. долл. без учета "челночной" торговли), Франция (3,0 млрд.долл.), Великобритания (около 3 млрд.долл.), а также Нидерланды, Бельгия, Япония, Иран, Саудовская Аравия.
Статистика показывает, что уже первый год участия Турции в ТС, как и предполагалось, привел к изменению ситуации во внешней торговле со странами ЕС, однако эти изменения оказались во многом не в пользу Турции. Так, специалисты ожидали, что после либерализации торговли с ЕС темпы роста импорта в Турцию увеличатся, однако реальность превзошла ожидания. Импорт из ЕС в Турцию возрос столь стремительными темпами, что к концу 1996 года дефицит внешнеторгового баланса вырос до' небывалого для Турции уровня в 22 млрд. долл. Ожидавшегося роста экспорта, в частности, текстильных товаров, наоборот, не произошло.Турция рассчитывала, что после отмены таможенных пошлин и квот на поставки текстиля в ЕС она сможет уже в 1996 году увеличить экспорт этих товаров в ЕС на 1 млрд.долл. Однако на деле не только не произошло увеличения, но, наоборот, наблюдается определенный спад. Это объясняется, с одной стороны, замедлением роста потребительского спроса в некоторых европейских государствах, являющихся крупными торговыми партнерами Турции, в частности, в Германии и Италии, и с другой стороны, возрастающей конкуренцией со стороны стран Восточной Европы и Китая.
14. Роль Турции в международном производстве, международном разделении труда, экономической интеграции
За последние годы значительно повысилась конкурентоспособность турецкой экономики. Страна давно вывозила только ткани, затем начался экспорт готовой одежды. В 90-е годы набор экспортных товаров расширился за счёт изделий металлургической промышленности. Другие отрасли совершили мощный скачок в области качества. Особое место в экспорте заняли изделия из стекла и керамики. Кроме того, сегодня Турция вывозит 80% продукции своей автомобильной промышленности, что вызвало подъём предприятий-поставщиков и в настоящее время занимает одно из ведущих мест по производству продуктов питания и входит в восьмерку стран, полностью обеспечивающих себя продовольствием.
Имея 28 млн.га орошаемой земли и благоприятные климатические условия, страна занимает пятое место в мире по выращиванию овощей и девятое - фруктов. Велика доля сельскохозяйственной продукции и в экспорте: это - хлопок, табак, фундук, инжир, изюм и цитрусовые. Достаточно развита и перерабатывающая отрасль, ежегодный рост ее составляет 25%. Наиболее развито производство томатной пасты, фруктовых соков, консервированных и замороженных овощей и фруктов.
В разные страны мира экспортируются замороженные продукты.
Второе место в Европе и третье в мире Турция занимает по производству томатной пасты, кетчупа и томатного пюре (130 тыс.т. в год). Турция - второй в мире экспортер макаронных изделий. В последнее время быстро растет сахарное, молочное, маслобойное производство и объем выращиваемых какао-бобов.
Место Турции в мировой классификации:
- первое - в мире по производству и экспорту сухофруктов (инжир, абрикосы),
- первое в Европе - по производству хлопка и табака,
- второе в мире - по производству чечевицы, изюма и зеленого горошка,
- четвертое - по производству оливкового масла,
- пятое - по производству семян подсолнечника,
- шестое - по производству фасоли,
- седьмое - по производству кунжута,
- восьмое – по производству муки и сахара.
За последнее десятилетие Турция
вошла в число стран, быстро расширяющих выпуск мяса птицы. В 1999 г. его производство выросло почти на60% по сравнению с 1995 г. Среди стран - продуцентов куриного мяса Турция заняла 17-е место. Выпуск мяса птицы в стране составил 661 тыс.т .Душевое потребление мяса птицы в стране достигло 11 кг в год (красного мяса -14кг). Часть продукции идет на экспорт. С середины 90-х объем экспорта значительно вырос. Основными рынками сбыта турецкого мяса птицы являются Россия, Румыния, Болгария и страны Ближнего Востока. Начались отгрузкикуриных ножек в Китай и Гонконг.
15. Прогноз и развитие экономических связей с Россией
Россия и Турция уделяют значительное внимание сотрудничеству в рамках организации "Черноморское экономическое сотрудничество", открывающему новые возможности в реализации совместных инвестиционных проектов. Особое внимание уделяется вопросам возможного использования инвестиционных средств Черноморского банка торговли и развития, основными акционерами которого являются Россия и Турция, для реализации двусторонних экономических проектов. Соответствующие организации сторон уделяют важное внимание развитию сотрудничества в области транспорта и предпринимают усилия для выполнения решений, принятых на 5-ом заседании комиссии по транспорту и транспортному строительству (октябрь 1999 года), в т.ч. по созданию благоприятных условий для работы российских перевозчиков на территории Турции, позволяющих постоянно сокращать дисбаланс в автоперевозках, содействию в подготовке проекта нового соглашения о торговом судоходстве, а также продолжению работы по организации перевозок типа "прицепа фуры" и комбинированным способом. В рамках сотрудничества по транспортному строительству в настоящее время прорабатываются возможности сотрудничества сторон как на тендерной, так и на двусторонней основе в строительстве ж/дорог Каре-Тбилиси, Бандырма-Османели и Анкара-Стамбул, в том числе в счет погашения кредитной задолженности РФ Турции.
Учитывая последствия недавнего разрушительного землетрясения в Турции и высокую сейсмичность ее территории, а также вероятность новых землетрясений и стихийных бедствий, соответствующие организации сторон рассматривают возможность сотрудничества в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций по следующим направлениям: в правовой сфере; создание системы мониторинга и прогнозирования; Участие МЧС РФ в разработке проекта создания турецкой системы реагирования; использование российских разработок; организация обучения турецкого персонала.
Организации сторон рассматривают также возможности сотрудничества в области туризма, страхования рисков в ВЭС, организации свободных экономических зон, банковского дела и др.
Анализируя весь комплекс современных двусторонних торгово-экономических связей, можно сказать, что в новом веке в отношениях России и Турции начался качественно новый этап, характерными особенностями которого являются:
- снижение "объемов челночной" торговли на фоне роста официальной торговли и следующее из этого улучшение имиджа продукции каждой из стран;
- переход от подрядных и субподрядных отношений к взаимному размещению прямых инвестиций;
- отказ от устаревших механизмов двусторонней торговли, например, бартера и организация торговли в соответствии с нормами ВТО;
- увеличение роли сотрудничества в рамках многосторонних интеграционных объединений, в частности ЧЭС.
16. Прогноз социально-экономического развития Турции
С переходом Турции, начиная с 80-х годов, к экспорто-ориентированной модели, отказом государства от жесткого регулирования и монопольного положения в ряде отраслей хозяйства, превращением турецкой экономики в открытую конкурентную систему, частный сектор превращается в основной субъект экономического развития.
В качестве ведущего предпринимателя он в 90-е годы выступал в промышленности, кредитно-банковской системе, индустрии туризма и в ряде других отраслей. Государство постепенно свертывает предпринимательскую деятельность, приватизируя свои предприятия, сокращая свои инвестиции и ограничивая их капиталоемкими объектами производственной (энергетика, транспорт и связь, ирригация и т. п.) и социальной инфраструктуры (начальное, среднее и частично высшее образование, НИОКР, здравоохранение и др.) Отказываясь от прежних командных и запретительных методов регулирования, государство сосредотачивается на общей координации, стратегическом и индикативном планировании, определении приоритетных направлений и задач внутреннего развития и взаимодействия с другими странами на региональном и глобальном уровнях.
Внимание, которое уделяет турецкое государство стратегическим отраслям, помноженное на темпы роста и прогнозы на прилив капитала, уже давно дало основание некоторым экономистам говорить, что лет через 20-25 Турция может войти в десятку мировых лидеров, обогнав Японию, Корею и некоторые европейские страны.
Заключение
Пережив в 2001 г. тяжелейший за всю послевоенную историю экономический и финансовый кризис, Турция надеется вернуться к прежнему экономическому росту. В феврале 2001 г. Турция была втянута в опустошающий процесс девальвации, спровоцированный полемикой между президентом и премьер-министром в связи с принимаемыми мерами по борьбе с коррупцией. Турция пережила безудержный рост числа безработных и банкротств коммерческих предприятий.
Программа экономических реформ, поддерживаемая МВФ, как ожидается, приведет к увеличению ВВП. Правительство планирует снизить инфляцию. Страна осуществляет устойчивую финансовую политику, которую поддерживает независимый Центральный банк.
В стране существует относительно стабильный курс иностранной валюты.
Турция является жизненно важным союзником НАТО. В начале 2002 г. США помогли Турции получить кредит в 16,3 млрд.долл. из МВФ. Но географическое положение Турции и зависимость бизнеса от доходов от туризма повысили восприимчивость страны к внешним факторам.
Планируется либерализация энергетического сектора с одновременной подготовкой к приватизации других государственных секторов экономики.
Как замечают специалисты: "Если Турция будет выполнять требования МВФ, то вскоре в страну хлынет поток инвестиций".
Финансовые эксперты надеются, что вскоре будет полностью реструктуризирована банковская система страны. Для защиты отрасли от дальнейших кризисов в первую очередь "необходимо иметь чистый бухгалтерский баланс и это уже будет большим достижением", считают эксперты.
Тем не менее, падение стоимости активов турецких компаний вынуждает увеличивать основной акционерный капитал для стимулирования приобретений иностранцами турецких предприятий.
Список используемой литературы
1. Ломакин В.К. Мировая экономика. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
2.Международные экономические отношения / под ред. В.С. Рыбалкина. – М.: ЮНИТИ, 2009.
3.Мировая экономика / под ред. А.С. Булатова. М.: Экономистъ.
4.Ломакин В. К. Мировая экономика: Для студентов экономических вузов.: ЮНИТИ-ДИАНА, 2007
5.Мировая экономика: Учебник для вузов — 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.
6. Стрыгин А.В. Мировая экономика: Учебное пособие для вузов / А.В. Стрыгин. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательство «Экзамен», 2004.
7. Шишкин А.Ф., Шишкина Н.В., Фалькович Е.Б. Мировая экономика: Учебник для вузов. – М.: Академический проект, 2008.
8. http://ru.wikipedia.org/wiki/