Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси

БЕЛОРУСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И СОЦИАЛЬНЫХ

ТЕХНОЛОГИЙ

Кафедра экономики и управления бизнесом


КУРСОВАЯ РАБОТА


На тему


ИНФЛЯЦИЯ И АНТИИНФЛЯЦИОННАЯ ПОЛИТИКА БЕЛАРУСИ


Студент группы 813-з Н.Н. Сивая

специальности «Менеджмент»


Минск 2010г.

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ

1.1 Сущность инфляции

1.2 Классификация видов инфляции

1.3 Методы измерения инфляции

2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ

3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь

3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ


ВВЕДЕНИЕ


В большинстве стран мира уровень инфляции – один из важнейших макроэкономических показателей, который влияет на процентные ставки, обменные курсы, на потребительский и инвестиционный спрос, на многие социальные аспекты, в том числе на стоимость и качество жизни.

Способность государства поддерживать уровень инфляции на приемлемом уровне свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, об устойчивости и динамизме всей экономической системы.

Проблема инфляции представляется наиболее актуальной для стран с переходной экономикой, где можно обнаружить одновременно все типы инфляции: инфляцию спроса, издержек, структурную инфляцию, а также их подвиды. Для данного типа экономики инфляция проявляется не только в постоянном росте цен, но и в увеличении товарного дефицита, снижении качества товаров и услуг.

Темп инфляции является важнейшим индикатором состояния экономики, в котором отражаются как внутренние и внешние факторы, так и более фундаментальные, отражающие структурные характеристики экономики. Все это определило выбор темы курсовой работы. Цель работы: исследовать влияние инфляции на экономику, ее причины, структуру, методы измерения инфляции, методы решения этой проблемы.

Для достижения цели были решены следующие задачи:

определена сущность инфляции и методы ее измерения;

выявлены условия возникновения инфляции;

исследованы направления антиинфляционного регулирования;

определены особенности инфляционных процессов и направления борьбы с инфляцией в Республике Беларусь.

В ходе исследования были использованы монографический, статистический, графический методы, метод сравнительного анализа.

Теоретической и методологической основой для написания курсовой работы послужили труды отечественных и зарубежных учёных-экономистов, материалы научной периодики, отчётность государственных статистических органов Беларуси, средства Интернет.


1 СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И МЕТОДЫ ИЗМЕРЕНИЯ ИНФЛЯЦИИ


1.1 Сущность инфляции


Современный термин «инфляция» (от латинского слова inflation – вздутие, разбухание) был позаимствован из медицины. Он стал употребляться применительно к денежному обращению в последней трети XIX в. Первоначально под инфляцией понималось всякое расширение денежного обращения, затем ее определяли как переполнение каналов обращения денежной массой, превышающей потребности товарооборота, что способствует обесценению денежной единицы и росту цен.

Со второй половины XX в. к анализу инфляции применяется многофакторный подход, и большинство экономистов считают ее общеэкономическим явлением, поскольку динамика денежных параметров определяется процессами общественного воспроизводства и экономической политикой руководства страны.

Наиболее успешную попытку упорядочить и систематизировать знания об инфляции сделала в конце 70-х годов прошлого столетия Л. Красавина. По ее мнению, сущность инфляции состоит в нарушении закона денежного обращения; причинами инфляции служат диспропорции в процессе общественного воспроизводства и экономическая политика; формы проявления инфляции – избыток денежной массы в обращении по сравнению с потребностями оборота и обесценение денег. Это означает, что инфляцию нельзя определять только как нарушение закона денежного обращения. Независимо от того, какие причины послужили первичными импульсами, любое повышение цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежно-кредитного оборота.

В экономической структуре общества каждый закон действует не изолированно, а во взаимной связи с другими. Выделение некоторых законов, возможно только в теоретическом анализе, поэтому из отдельного закона можно вывести лишь абстрактное понятие. Явления же реальной действительности, тем более такое сложное, как инфляция, – результат взаимодействия многих законов. Таким образом, на динамику инфляционных процессов влияют как денежные так и не денежные факторы.

К денежным факторам следует отнести: темпы прироста денежной массы, величину спроса на деньги, динамику временных лагов, также темпы изменения реального производства.

Вместе с тем инфляция не чисто денежное явление и даже не совсем экономическое. Исторический опыт свидетельствует, что инфляция очень часто является результатом общественных потрясений, политических и социальных конфликтов, когда нарушается устойчивость всей экономической системы. Следует подчеркнуть, что экономика не живет какой-то своей собственной жизнью в режиме автоматизма, а создается и управляется людьми. Поэтому существует еще один важный фактор, который имеет определенное влияние на инфляционные процессы – психологический фактор. Как показывает мировой опыт, инфляция во многом зависит от общественной психологии, от стереотипов потребления, от настроений складывающихся в обществе. Не случайно в экономической науке появился термин «инфляционные ожидания».

В этой связи весьма интересными представляются взгляды на проблему инфляции германского ученого и политического деятеля Л. Эрхарда, основоположника теории и практики социально-рыночного хозяйства, автора германского «экономического чуда». В книге «Благосостояние для всех» он писал: «Я хотел, чтобы в германском народном хозяйстве укрепилось такое умонастроение, под влиянием которого каждый покупатель обдумывал бы самым обстоятельным образом, действительно ли не слишком высока цена товара, который он желает приобрести. С другой стороны всякий, кто что-либо производит или предлагает, еще раз должен бы подумать, оправдана ли его цена с точки зрения требования о сохранении устойчивости цен и обеспечения прочности нашего народного хозяйства в целом». Послевоенный опыт Германии наглядно свидетельствует о том, что успешные экономические преобразования невозможны без включения в этот процесс человеческого фактора, который, в частности, оказывает существенное влияние на динамику и характер ценовых показателей.

Инфляция представляет собой сложное экономическое явление, которое по-разному объясняют различные научные школы. Сторонники монетаристского подхода определяют инфляцию как снижение покупательной способности денег, их обесценение или как переполнение финансовых каналов бумажными деньгами, что приводит к их обесценению. Причину они видят в нарушении макроэкономического равновесия из-за превышения совокупного спроса над предложением или инфляционного разрыва между ними, который вызывает рост цен. В данном случае речь идет о так называемой «инфляции спроса». Этот тип инфляции преобладает, когда возрастают расходы государства на покрытие дефицита государственного бюджета, военных расходов, роста внутреннего долга государства, расширения выдачи кредитов банками и др.

Экономисты, не разделяющие чисто монетаристских взглядов, сторонники кейнсианства, теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения», считают, что инфляция – это совокупный рост цен в экономике. Нарушение макроэкономического равновесия вызывается удорожанием факторов производства, ведущим к росту издержек на единицу продукции. Производителям товаров приходится повышать цены, что ведет к росту заработной платы. В результате раскручивается спираль «заработная плата – цены». В данном случае имеет место «инфляция издержек».

Конечно, в реальной экономической жизни феномен инфляции более сложен и трудно выделить, какой из двух ее типов в данный момент преобладает. Кроме того, инфляция необязательно выражается в росте цен. Инфляционные процессы могут проявляться в неудовлетворенном спросе населения на товары и услуги, в избыточности сбережений и др. Поэтому появилась концепция структурной инфляции, которая как бы синтезирует теории инфляции спроса и издержек. Структуралисты считают, что причина инфляции коренится в несбалансированности экономики, неэластичности предложения и слабой мобильности факторов производства.


1.2 Классификация видов инфляции


Инфляцию следует рассматривать как болезнь всего хозяйственного механизма, которая отражается на всех социальных и экономических параметрах. Она прежде всего влияет на рост цен. Но инфляция есть причина, а рост цен – следствие.

По форме проявления различают инфляцию трех видов.

Скрытая инфляция: снижается качество товаров и услуг при неизменном уровне цен, официальная статистика не отражает рост уровня государственных розничных цен из-за произвольно выбранной потребительской корзины, инфляции захватывает и инвестиционную сферу – растет сметная стоимость основных производственных фондов.

Открытая инфляция – рост уровня цен, падение покупательской способности денежной единицы, рост стоимости потребительской корзины.

Подавленная инфляция – цены не повышаются при резком росте неудовлетворенности спроса. Возникает дефицит, товары уходят на черный рынок, ассортимент сокращается. Этот вид инфляции характерен для административно-командной экономики с централизованным регулированием цен.

Различают также абсолютную и относительную инфляцию. Абсолютная инфляция означает повышение уровня цен, а при относительной инфляции цены не растут, но оказываются завышенными по сравнению со снизившейся себестоимостью выпускаемой продукции. Некоторые экономисты (прежде всего западные) употребляют понятие абсолютной и относительной инфляции при исследовании зависимости инфляции от роста производительности труда. Если при росте производительности труда цены остаются на прежнем уровне (при прочих равных условиях в данном случае должно было произойти снижение цен), то имеет место относительная инфляция. Если же цены растут вместе с ростом производительности труда, то такая инфляция является абсолютной.

Существует еще корректирующая инфляция, всплеск которой происходит вскоре после либерализации цен, а ее масштабы и продолжительность зависят от степени дефицитности (разрыва между платежеспособным спросом и предложением), от величины обменного курса валюты и степени монополизации внутреннего рынка, а также способности иностранных товаров нарушить эту монополию.

Главным и наиболее наглядным показателем наличия или отсутствия инфляции, а также ее глубины является индекс инфляции (масштаб инфляции). Если цены растут сравнительно медленно (примерно от 3 до 10 % в год), говорят о ползучей или умеренной инфляции. Если же рост цен происходит быстро и скачкообразно, измеряясь двузначными цифрами (от 10 до 200 % в год), то инфляцию квалифицируют как галопирующую. Когда обесценение денег становится самоподдерживающим и неконтролируемым, а темпы роста цен и денежной массы оказываются исключительно высокими (от 200 и более 1000 % в год), наступает гиперинфляция. Она обычно происходит в условиях войны, экономической разрухи, политической нестабильности. Классическим можно считать пример гиперинфляции в Германии после первой мировой войны в 1921-1923 гг., в период гражданской войны в России.

Особенности инфляции зависят во многом от различий в экономических системах. В условиях рыночной экономики, когда цены и доходы свободно формируются в основном под воздействием спроса и предложения, обесценение денег носит открытый характер. При централизованно-директивном определении цен и доходов существует скрытая (подавленная) инфляция. Ее основные проявления заключаются не в повышении цен, а в хроническом дефиците товаров и услуг, росте вынужденных денежных сбережений, развитии теневой экономики и т.п. Иначе говоря, обесценение денег в данной ситуации выступает в закамуфлированном виде.

В зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценения денег, на основания анализа мировой практики можно выделить следующие виды инфляции:

административную инфляцию;

инфляцию издержек;

инфляцию спирали цен и зарплат;

инфляцию спроса.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и др. В России пока сохраняется достаточно высокая степень монополизации товарных рынков и, соответственно, самый сильный ценовой диктат монополистов.

Фактическое отсутствие конкуренции на основных товарных рынках, монополизм производителей и поставщиков продовольственной и промышленной продукции сохраняют существование рынка продавца, а не рынка покупателя, как в большинстве стран с развитой рыночной экономикой.

Административная инфляция проявляется во взвинчивании тарифом на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, увеличении ставок импортных пошлин и др.

Поднимая цены в ключевых отраслях, например, увеличивая тарифы на перевозку народнохозяйственных грузов или на газ для промышленных потребителей, административная инфляция стимулирует инфляцию издержек.

В мировой практике под инфляцией издержек подразумевается такой механизм формирования цен, при котором их рост определяется не увеличением спроса, а повышением затрат. Инфляция издержек обусловлена ростом всех компонентов производственных затрат – материальных ресурсов, заработной платы, затрат на обслуживание долгов и покупку денежных ресурсов и др. [Приложение А].

Инфляция издержек не является специфической закономерностью переходного периода от централизованно планируемой экономики к нормальной рыночной системе.

Вспышки инфляции издержек происходят при ряде структурных сдвигов, снижающих чувствительность экономики к конечному потребительскому спросу и создающих условия, когда система производства, кредитно-денежный и фондовый рынки начинают работать во многом сами на себя.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличению издержек производства, что, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. Соответственно рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг.

И наконец, инфляция спроса порождается выпуском в обращение дополнительной массы платежных средств, что создает превышение спроса над предложением и приводит к росту цен [Приложение А].

В этой связи необходимо сокращать государственные расходы, стремясь в идеале к бездефицитному бюджету ради уменьшения эмиссии денег.

Очевидно, что все описанные выше виды инфляции тесно связаны между собой и влияют друг на друга.


1.3 Методы измерения инфляции


Одно из главных больных мест инфляции – это то, что цены имеют тенденцию подниматься очень неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Один из наиболее наглядных показателей наличия или отсутствия инфляции, ее глубины является показатель индекса цен. Показатели инфляции призваны дать количественную оценку инфляционных процессов.

Индексы – это относительные показатели, характеризующие соотношение цен во времени. Они рассчитываются по отношению к базовому периоду.

Уровень инфляции (темп роста цен) – относительное изменение среднего (общего) уровня цен. В макроэкономических моделях уровень инфляции может быть представлен как


p=Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси


где Р – средний уровень цен в текущем году; Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси – средний уровень цен в прошлом году.

Темп инфляции – выраженный в процентах годовой темп роста общего уровня цен в течение определенного периода времени.

Так называемое «правило величины 70» дает нам другую возможность количественно измерить инфляцию. Точнее говоря, оно позволяет быстро подсчитать количество лет, необходимых для удвоения уровня цен. Надо только разделить число 70 на ежегодный уровень инфляции [17].

Существует несколько индексов цен:

Индекс потребительских цен выражает относительное изменение среднего уровня цен группы товаров и услуг (потребительской корзины) за определенный период.

Индекс потребительских цен определяется по формуле


ИПЦ = Ct / C * 100 %

Ct – Стоимость потребительской корзины в текущий момент времени

С – Стоимость такой же корзины в базовый момент времени

индекс розничных цен набора из 25 важнейших видов продуктов питания;

индексы количества наличных денег в обращении и выпуск денег в обращение;

индекс стоимости жизни – показатель, характеризующий динамику стоимости набора потребительских товаров и услуг (в соответствии с фактической структурой потребительских расходов населения). В США такой индекс рассчитывается ежемесячно Бюро Статистики Труда. В потребительской корзине учитывается 400 видов товаров и услуг, приобретаемых средней городской семьей за определенный промежуток времени (месяц, год).

Индекс стоимости жизни используется при расчете минимальной заработной платы, от него зависит уровень заработной платы. В развитых странах раз в полгода происходит корректировка заработной платы: на 1% роста инфляции рост заработной платы составляет 0,5%.

Индекс оптовых цен производителя При исчислении индекса оптовых цен (индекса цен товаров производственного назначения) рассматривается изменение цен определенного количества промежуточных товаров, используемых в производстве. Изменение оптовых цен отражает динамику цен на сырье, полуфабрикаты, материалы, конечные виды продукции на оптовом рынке.

Индекс Биг-Мака – неофициальный способ определения паритета покупательной способности (ППС). Соотношение цен на биг-маки должно быть равным отношению обменных валютных курсов. Делается это для того, чтобы определить реальные обменные курсы валют различных государств. Такие исследования журнал «The Economist» ведет с 1986 года.

Биг-мак используется экспертами журнала в качестве эталона по двум причинам: McDonald's представлен в большинстве стран мира, а сам биг-мак содержит достаточное количество продовольственных компонент (хлеб, мясо и овощи), чтобы считать его универсальным слепком народного хозяйства.

Согласно опубликованным результатам, самый дорогой сэндвич – в Исландии (7,44 доллара), Норвегии (6,63) и Швейцарии (5,05), самый дешевый – в Китае (1,41 доллара). В России этот продукт индустрии фаст-фуда стоит 1,85 доллара, в США – 3,22 доллара.

По мнению экспертов журнала «The Economist» российский рубль, наряду с валютами таких стран, как Украина, Египет, Филиппины, Аргентина, Гонконг, Индонезия, Таиланд, Малайзия, недооценен на 50 %.

Для измерения общего уровня цен чаще используется индекс цен ВВП дефлятор ВВП, используемый для определения реального объема ВВП и соответствующей корректировки экономической политики.


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси


Индекс Ласпейреса определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления базисного периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины базисного периода, произошедшее за текущий период. Индекс рассчитывается как отношение потребительских расходов, обусловленных приобретением того же набора потребительских благ по текущим ценам (ΣQ0 * Pt), к расходам на приобретение идентичного по структуре набора по ценам базисного периода (ΣQ0 * P0)


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси


Отражая динамику цен по потребительской корзине базисного периода Q0, индекс Ласпейреса не учитывает изменений в структуре потребления, которые возникают из-за изменения цен благ. Отражая лишь эффект дохода и игнорируя эффект замены, этот индекс даёт завышенную оценку инфляции при росте цен и заниженную в случае их снижения.

Индекс Пааше – один из индексов цен, исчисляемых для характеристики изменения цен товаров. Определяется путём взвешивания цен двух временных периодов по объёмам потребления текущего периода и отражает изменение стоимости потребительской корзины текущего периода. Он рассчитывается как отношение текущих потребительских расходов к расходам на приобретение такого же ассортиментного набора в ценах базисного периода


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси


Отражая динамику цен по потребительской корзине текущего периода (Qt), индекс Пааше не в полной мере отражает эффект дохода. В результате получается завышенная оценка изменения цен при их снижении и заниженная в случае роста.

С целью элиминтирования недостатков, присущих индексам Пааше И Ласпейреса, рассчитывается их средняя геометрическая величина – индекс Фишера (IF)


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси


В качестве косвенного показателя уровня инфляции используются статистические данные об отношении товарных запасов к сумме денежных вкладов населения (сокращение запасов и рост вкладов свидетельствуют о повышении степени инфляционного напряжения). Данные о превышении доходов населения над расходами в процентах к доходам также могут характеризовать уровень инфляции. Если доходы растут быстрее или даже одинаково с ценами, это свидетельствует об опасности раскручивания инфляционной спирали.

Таким образом для измерения инфляции наиболее важным является статистика цен, точнее их индексов. В частности, в мировой статистической практике для наиболее общей характеристики результатов инфляционных процессов используются два показателя: индекс потребительских цен (ИПЦ) и дефлятор валового внутреннего продукта (ДВВП).


2 СУЩНОСТЬ И НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ


Многочисленные исследования взаимосвязи инфляции и экономического роста, проведенные за последние два десятилетия, показали, что инфляция имеет отрицательное влияние на средне- и долгосрочный рост. Также инфляция препятствует эффективному распределению ресурсов в обществе. В то же время искусственное подавление инфляции, например, путем ограничения государственных расходов ведет к ограничению спроса населения, сдерживает темпы роста экономики (по существующим оценкам на 3 -4%) и, конечно, не позволяет восстановить и повысить качество жизни,

Поэтому необходимо четкое определение приоритетов экономической политики в целях укрепления позиций страны, а также выяснение того, является ли контроль над инфляцией самоцелью или это ступень к решению каких-то более глубоких задач. В качестве целевого ориентира инфляции должен устанавливаться научно обоснованный оптимально допустимый уровень, который не наносит ущерб экономическому росту и общественному воспроизводству (или несет минимальные издержки), но в то же время позволяет поднимать низкие доходы граждан, повышать в целом качество жизни в стране.

Оценка оптимального уровня статистическим путем дает ответ только на вопрос о точке инфляции, в которой наблюдается средний максимальный рост. Однако данный максимум для разных стран может различаться. Например, развитые страны несмотря на наличие более высокого оптимального уровня инфляции в 8%, уже при уровне инфляции 18% имеют средний рост только 1%. Тогда как развивающиеся страны (имея более низкий оптимальный уровень инфляции в 3,9%) при уровне инфляции 18% могут поддерживать темпы роста в 2,1. Связь между инфляцией и ростом перестает быть положительной на уровне инфляции 9.4% для развитых стран и 16 и 10% – для переходных и развивающихся стран соответственно.

Установлено, что уровни средней инфляции для наблюдений с различными темпами роста значительно различаются по разным группировкам. Например, при росте больше 2,5% средняя инфляция по развитым странам составляет всего 5,5%, а по развивающимся 23,8%. Другими словами, развивающиеся страны несмотря на более низкий расчетный оптимальный уровень инфляции, могут достигать определенных темпов роста при более высокой инфляции, чем развитые страны.

Таким образом, если инфляция превышает максимально допустимый уровень, то следует применять меры антиинфляционного регулирования.

В антиинфляционной политике различают стратегию и тактику. Стратегические меры направлены на причины инфляции и рассчитаны на получение какой-то отдачи через длительный промежуток времени. Тактика антиинфляционного регулирования предусматривает получение результатов через относительно короткие временные промежутки. В единстве стратегические и тактические меры борьбы с инфляцией могут привести к желаемым результатам: снизятся темпы инфляции, стабилизируется рост цен и жизненный уровень населения, появится дополнительная возможность развивать производство.

Как свидетельствует мировой опыт, темпы инфляции можно контролировать и минимизировать посредством создания функциональной экономической системы (ФЭС), под которой понимается совокупность институтов, а также институциональных организаций, образующих систему саморегуляции и обеспечивающих поддержание равновесия в соответствии с заданными макроэкономическими параметрами и индикаторами. Отклонение от показателей устойчивости способствует активизации механизмов, обеспечивающих восстановление равновесия. Показатели, большинство которых имеют количественные параметры, можно разделить на три категории: оптимальные, пороговые, критические.

В процессе регулирования (с целью минимизации) уровня инфляции основными параметрами ФЭС являются:

оптимальным можно считать уровень инфляции в 1 – 2% в год, способствующий устойчивому экономическому росту;

при годовом уровне инфляции до 10% удается поддерживать стабильные темпы роста экономики;

пороговым можно считать уровень инфляции, значительно превышающий 10%, при котором темпы экономического роста могут замедлиться;

при индексе цен, превышающем 30 – 40%, экономический рост, как правило, резко снижается и может прекратиться (значение данного показателя является критическим).

Структурообразующим элементом ФЭС по регулированию и минимизации уровня инфляции является денежно-кредитная политика центральных банков (ЦБ) или аналогичных учреждений, использующих такие инструменты регулирования, как уровень процентной ставки ЦБ, операции на открытом рынке, политика обязательных резервов, рефинансирование коммерческих банков.

Политика процентной ставки или ставки рефинансирования ЦБ. Основным и наиболее эффективным инструментом регулирования денежной массы и инфляционных процессов является политика процентной ставки или ставки рефинансирования, под которые Центральный банк (или аналогичное ему финансовое учреждение) предоставляет кредиты коммерческим банкам.

Обычно ставка рефинансирования ниже рыночных ставок и служит ориентиром для коммерческих банков, и ее изменение позволяет Центральному банку проводить политику "дорогих" и "дешевых денег".

В мировой практике учетная ставка (с позиции коммерческих банков) – это издержки избыточных резервов. Поэтому, когда Центральный банк понижает ставку, он стимулирует получение ссуд коммерческими банками. Соответственно, кредиты, выдаваемые коммерческими банками за счет этих ссуд, увеличивают предложение денег. Снижение процентных ставок стимулирует активность предпринимателей и инвестиционный процесс, а также способствует росту экономики.

При низкой инфляции изменение процентной ставки может применяться для стимулирования роста денежной массы в экономике, что приводит к оживлению последней и способствует переориентации инвестиционных потоков с государственных бумаг на фондовый рынок. Для этих целей используется понижение уровня процентных ставок.

Повышая учетную ставку, Центральный банк снижает стимулы коммерческих банков к получению ссуд, что приводит к уменьшению объема выдаваемых банками кредитов и предложения денег. Высокая учетная ставка может быть инструментом привлечения иностранного капитала в форме "горячих денег", как правило, для краткосрочных спекулятивных операций, что оказывает влияние на инфляционные процессы.

В большинстве стран мира за проведение денежно-кредитной и валютной политики отвечают центральные банки или приравненные к ним финансовые институты. Например, в США таким институтом является Федеральная резервная система (ФРС), имеющая статус независимого государственного агентства.

Решение об изменении учетной ставки определяет решения, принимаемые Европейским центральным банком, а также банком Великобритании и банковскими учреждениями в других странах. В Евросоюзе функции, аналогичные функциям Федеральной резервной системы, выполняет Европейский центральный банк (ЕЦБ), причем в отличие от ФРС он действует по принципу установления целевого уровня инфляции. Главной функцией ЕЦБ, отмечается в Маастрихтском договоре, является "поддержание стабильности цен". Под стабильностью цен понимается уровень инфляции, не превышающий 2% в год (остальные функции ЕЦБ могут реализовываться при соблюдении этого положения). Так, с июля 2000 г. по июнь 2003 г. ставка снизилась до 2% и удерживалась на этом уровне до декабря 2005 г., а в марте 2008 г. повысилась до 2,5%. В большинстве стран Еврозоны удается сохранять рост цен на достаточно низком уровне, соблюдая условия конвергенции.

Следует отметить, что номинальная учетная ставка перестает быть действенным регулятором инфляционных процессов в условиях дефляции, т. е. снижения цен на большинство потребительских товаров. На процесс дефляции в определенной мере влияет глобализация мировой экономики. Так, спросом пользуются товары, выпускаемые в странах с наименьшими издержками производства и продаваемые по более низким ценам.

Политика обязательных резервов. Составным элементом данной ФЭС и мощным инструментом кредитно-денежной политики особенно в условиях высокой инфляции является изменение резервной нормы отчислений в Фонд обязательного резервирования (ФОР).

В мировой практике изменение норм обязательных резервов не относится к гибким и оперативным инструментам денежно-кредитного регулирования. В современной экономике ФОР как инструмент кредитно денежной политики выполняет следующие функции:

создание структурного недостатка ликвидности в банковской системе;

повышение предсказуемости спроса на денежные ресурсы со стороны банков;

определение верхнего предела роста денежной массы;

ограничение волатильности ставок денежного рынка.

Как показывает международный опыт, даже незначительные колебания этой нормы ведут к существенным изменениям в размерах предложения денег. Поэтому для простой корректировки предложения денег резервную норму, как правило, не меняют, а используют лишь в крайних случаях.

Необходимо обратить внимание на зависимость между нормами обязательного резервирования и инфляционным потенциалом экономики, которая носит характер обратной пропорциональности, то есть, чем выше нормы резервов, тем меньше средств находится в обороте, тем, соответственно, ниже темпы роста цен. Однако чрезмерное повышение резервных отчислений чревато снижением деловой активности, невозможностью для банков эффективно использовать привлеченные ресурсы, что, в свою очередь, является тормозом развития банковской системы и одной из предпосылок для возникновения ее общего кризиса.

Операции на открытом рынке. В качестве одного из главных антиинфляционных механизмов в мировой практике используются операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке воздействуют на объем денежной массы прежде всего посредством изменений в денежной базе. Покупая или продавая государственные облигации, Центральный банк либо привлекает резервы в банковскую систему, либо изымает их оттуда. Если Центральный банк считает необходимым ограничить размеры денежной массы, он продает коммерческим банкам либо их клиентам ценные бумаги или иностранную валюту. Для расширения предложения денег, выпускаемых в обращение, Центральный банк покупает ценные бумаги или валюту. Суть скупки бумаг в том, что процентные активы банков обмениваются на беспроцентные абсолютно ликвидные обязательства Центрального банка. Таким образом, возникает своеобразный «излишек», который затем коммерческими банками конвертируется в процентные активы – ссуды или ценные бумаги. В свою очередь, это способствует понижению процентных ставок и расширению предложения денег через механизм мультипликатора.

Как правило, операции на открытом рынке проводятся либо прямой скупкой-продажей ценных бумаг, либо заключением сделок об обратном их выкупе.

В мировой практике можно выделить два типа операций на открытом рынке – защитные и динамические.

Защитные операции направлены на компенсацию нежелательных изменений в структуре банковских резервов. В частности, при снижении физического объема и доли золотого запаса в общем объеме официальных резервов.

Динамические операции проводятся для обеспечения экономической стабильности или стимулирования экономического роста [2, с.135].

При обсуждении антиинфляционных мер принято выделять антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. В широком смысле – это экономическая политика правительств и центральных банков, опирающаяся на классические меры денежно-кредитного регулирования, взвешенную бюджетную стратегию в обеспечении низкого целевого уровня инфляции. Для этого ведущие страны используют механизм инфляционного таргетирования. Невыполнение целей по инфляции является признаком неспособности государства контролировать денежное предложение.

К антиинфляционной политике в узком смысле слова можно отнести реагирование денежных властей на высокий уровень инфляции, то есть на допущенные неэффективные действия. Принимаются антиинфляционные планы. Но поскольку инфляция характеризуется инерционностью, реакция цен на действия правительства требует определенного времени. Достижение целей по снижению инфляции происходит, как правило, в среднесрочном периоде, поэтому меры «быстрого реагирования» редко дают результат в короткие сроки. Несомненно, регулирование денежного предложения путем изменения ставки рефинансирования, увеличения депозитов на счетах центральных банков или номинальное изменение курса валюты имеют продолженный характер, а действия правительств в условиях утвержденных бюджетов на год естественным образом ограничены во времени.

Очевидно, единственный способ остановить «вечный двигатель» – это реализовать пользующуюся общественным доверием антиинфляционную политику в широком и узком смысле слова. Если экономические агенты будут уверены в том, что власти выполнят свои обещания, они не станут завышать цены на свою продукцию, соответственно работники не потребуют повышения заработной платы, а спекулятивные операции на финансовых рынках будут минимизированы. Опыт многих стран подтверждает важность авторитета и последовательных действий денежных властей в успешной борьбе с инфляцией.

В случае когда инфляция не является результатом избыточного объема средств платежа в экономике, где уже полностью задействованы все производственные мощности и ресурсы рабочей силы, более разумны комплексные действия по сдерживанию инфляции на основе мер как денежно-кредитной политики, так и прямого воздействия на специфические, подпитывающие ее факторы с использованием всех доступных правительству средств в арсенале экономической политики. В зависимости от особых причин инфляционного давления в каждом отдельном случае и в каждый отдельный момент в дополнение к ограничению денежной массы могут использоваться следующие меры.

Политика доходов, то есть формы прямого соглашения между предпринимателями и работниками, когда повышение цен является следствием использования чрезмерных возможностей профсоюзов для достижения увеличения заработной платы, не обоснованного ростом производительности.

Антимонопольная политика, направленная на общий рост конкуренции на рынках товаров и рабочей силы, на устранение или предупреждение использования преимуществ монопольного положения в производстве или реализации товаров. Если подобные монопольные позиции сильны и широко распространены, требуется длительное и масштабное ограничение денежной массы, чтобы падение спроса принуждало монополистов сдерживать цены на производимые ими товары и услуги.

Структурная политика направлена на общее повышение производительности либо на перераспределение ресурсов в те сектора, которые образуют «узкие места» в экономике.

Среди основных факторов, способствовавших снижению среднего уровня инфляции в мировой экономике и в отдельных странах, а также инфляционной инертности, были выделены:

структурные изменения в экономике, в том числе реформы, связанные с повышением гибкости рынка труда; либерализация важнейших рынков, в частности телекоммуникационного, электроэнергии, воздушных перевозок; развитие финансового рынка, расширение спектра финансовых инструментов, в том числе для хеджирования рисков;

выработка и реализация сбалансированной и последовательной фискальной политики, позволяющей нейтрализовать циклические колебания;

глобализация мировой экономики, изменения в структуре внешней торговли, переключение на импорт товаров из стран с низким уровнем издержек;

проведение более ответственной и жесткой по отношению к инфляции денежно-кредитной политики;

переключение на режим инфляционного таргетироваиия со всеми связанными с этим положительными преобразованиями в институциональной системе;

улучшение качества статистических данных и аналитических исследований;

более быстрая и жесткая реакция со стороны денежных властей на повышение цен;

Режим денежно-кредитной политики инфляционного таргетироваиия (ИТ) принято считать наиболее эффективным в борьбе с инфляцией. Общепринятого и устоявшегося определения политики ИТ не существует. Тем не менее можно выделить несколько обязательных элементов и/ или требований, составляющих основу этого режима. В числе первых принято называть наличие официально установленного и объявленного широкому кругу экономических агентов среднесрочного целевого ориентира по инфляции. Однако этот элемент режима ИТ представляет собой лишь рекламную вывеску и оказывается малосодержательным по сути. Другие составляющие менее конкретны в том смысле, что им трудно или невозможно дать количественную характеристику, но при этом они более полно отражают существо самой политики.

Последняя заключается в том, что задача достижения и сохранения ценовой стабильности получает приоритетный статус по сравнению с иными целями и задачами, стоящими перед центральным банком, причем не только на уровне официальных заявлений, но и на практике. Центральный банк наделяется операционной независимостью, с одной стороны, и высокой степенью ответственности за достижение поставленных целевых ориентиров с другой.

Безусловными требованиями реализации ИТ являются:

доверие экономических агентов к политике денежных властей;

абсолютная прозрачность решений и действий центрального банка, четко обоснованных и широко комментируемых его официальными представителями;

упреждающий подход к инфляции, основанный на детальном анализе большого количества макро- и микропоказателей, четком понимании текущего состояния экономики и перспектив ее развития.

Список требований можно расширять, однако и это перечисление наглядно показывает, что речь идет не о простом количественном ориентире для инфляции, а о гораздо более сложном механизме выработки и проведении денежно-кредитной политики. Реализация указанного режима в условиях развивающейся экономики осложняется рядом специфических для таких стран проблем, связанных с низким уровнем доверия к экономической политике правительства, высокой степенью долларизации и зависимостью от внешнеэкономической конъюнктуры, с подверженностью резким изменениям интенсивности и направленности капитальных потоков, слабостью бюджетной системы и финансового сектора.

Недавно экономистами МВФ было проведено исследование, которое позволило обобщить опыт развивающихся стран. Его результаты показали, что в странах с открытой экономикой, подверженной внешним шокам, и с высоким уровнем долларизации действуют принципиально иные механизмы денежной трансмиссии. Однако это не исключает возможности использования режима ИТ. Основным элементом трансмиссионного механизма в данном случае становится обменный курс.

Во-первых, можно ожидать, что в такой экономике обменному курсу отводится роль якоря той или иной степени значимости. Следовательно, эффект влияния обменного курса на инфляцию также оказывается большим. Более того, резкое изменение, в частности снижение курса национальной валюты, может спровоцировать эффекты второго порядка, связанные с утратой доверия экономических агентов к национальной валюте и политике правительства. Во-вторых, резкое обесценение курса национальной валюты (например, в результате изменения направленности капитальных потоков) вместо положительного может дать отрицательный эффект и привести к существенному замедлению темпов экономического роста и ухудшению положения банков. В условиях недостаточной диверсификации экономики и подверженности внешним шокам денежные власти пытаются ограничить колебания обменного курса и придерживаются курсовой политики, получившей название «lean against wind» – «дуть против ветра». В качестве инструмента используются прямые интервенции па валютном рынке. Экономисты утверждают, а опыт отдельных стран показывает, что такая курсовая политика с успехом может сочетаться с ИТ, если денежные власти не стремятся воздействовать на динамику обменного курса в долгосрочной перспективе.

Инфляционное таргетирование, как показывает опыт, может применяться в условиях развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой, в том числе реализующих режим управляемого плавания. Однако следует иметь в виду их специфику. Рассмотрим этот вопрос подробнее.

Существуют масштабные различия между развитыми странами с их институтами и высоким доверием к политике денежных властей и развивающимися странами. Для последних характерны слабые государственные институты, низкое качество статистических данных и аналитического инструментария. Происходящие структурные сдвиги осложняют многие процессы. В них затруднен контроль над инфляцией в силу сохраняющейся ее значительной волатильности, что ставит под сомнение эффективность и последовательность мер антиинфляционной политики. В целом они подвержены резким и неожиданным изменениям в интенсивности и направленности капитальных потоков. К тому же их экономика, как было отмечено, характеризуется высокой степенью зависимости инфляции от динамики обменного курса, высоким уровнем ее долларизации, недостаточным развитием финансового рынка (что, среди прочего, снижает эффективность денежно-кредитной политики) и, главное, низким доверием к политике правительства.

Доверие населения к денежным властям и проводимой ими политике является важнейшим фактором успеха. Это эквивалентно формированию и сохранению низких инфляционных ожиданий. Для завоевания такого доверия в развивающихся странах и странах с переходной экономикой необходимо создание определенных условий, среди которых назовем основные:

официально установленный в экономической политике безусловный приоритет задачи снижения инфляции по сравнению с другими;

поддержку антиинфляционной политики на всех уровнях власти;

последовательность в проведении антиинфляционной политики (то есть полное соответствие принимаемых мер и решений официально провозглашенной политике);

максимальную информационную открытость (в том числе в признании допущенных ошибок) и постоянное взаимодействие с участниками рынка.

Формирование серьезной статистической базы и аналитического аппарата как важнейших элементов ИТ. Они дают возможность центральному банку четко представлять состояние экономики и характер взаимодействия всех важнейших макроэкономических показателей, а также направление ее дальнейшего развития. В таких условиях центральный банк может действовать на опережение, не допуская роста инфляции, но в то же время ослабляя негативные последствия ужесточения денежно-кредитной политики для экономики.

В условиях дефицита доверия и низкой эффективности процентной политики (а также иных характерных особенностей развивающейся экономики) реализация режима ИТ потребует принятия денежными властями более жестких и быстрых мер (по сравнению с развитыми странами) в ответ на любые шоки и риски ускорения инфляции.

Предлагается для анализа и прогнозирования перейти к использованию показателя «среднегодовой уровень инфляции» вместо показателя «декабрь к декабрю». Показатель роста индекса потребительских цен к декабрю предыдущего года имеет два существенных недостатка. Во-первых, происходит неадекватная индексация показателей бюджета. Финансирование бюджетных расходов и поступление доходов осуществляются в течение всего года, а не только в декабре. Поэтому более адекватная индексация требует оценки того, насколько цепы выше цен предыдущего года на протяжении всего года, а не только за один месяц – декабрь. Во-вторых прогнозирование показателя «декабрь к декабрю» является более сложным вследствие его повышенной волатильности. Колебания среднегодовой (скользящей средней) инфляции значительно меньше колебаний инфляции по показателю «месяц к аналогичному месяцу предыдущего года».

Для развивающихся стран и стран с переходной экономикой инфляционное таргетирование не является ни панацеей, ни единственно возможной стратегией. Достижение низкой и стабильной инфляции в рамках режима ИТ требует не меньшей работы (по крайней мере, на первом этапе, который может продолжаться 5 и более лет), чем в рамках любого другого режима. Последовательное снижение инфляции возможно и в рамках сохранения определенного контроля над динамикой обменного курса.

В целом отметим, что инфляция подпитывается множеством факторов, затрудняющих борьбу с ней. Для достижения устойчивого долгосрочного эффекта должен быть выработан комплексный подход с акцентом на среднесрочных мерах по снижению инфляционных ожиданий и повышению доверия к политике правительства, к национальной валюте. Важно также развитие финансового рынка и усиление контроля Центрального банка над динамикой денежных агрегатов. Проведенный анализ показал необходимость комплексного подхода к снижению инфляции при высоком и даже умеренном ее уровне (7–10%), поскольку инфляция является одним из базовых факторов торможения структурных изменений в экономике и создания конкурентной среды, сдерживания модернизации производства, замедления темпов роста доходов населения, особенно наименее обеспеченных его групп.


3 ОСОБЕННОСТИ ИНФЛЯЦИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ АНТИИНФЛЯЦИОННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ


3.1 Особенности инфляции в Республике Беларусь


Национальная экономика страны пережила очень сложные потрясения на протяжении 1990-х годов в результате глубокого системного кризиса, вызванного развалом СССР и его народнохозяйственного комплекса.

Предпосылки роста инфляции в Беларуси к началу 90-х гг. XX в. были заложены в диспропорциональной структуре экономики. Унаследованная от советской экономики ресурсо- и транспортоемкая структура производственного сектора, ориентированная на дешевые энергетические ресурсы, высокая степень монополизации и милитаризации экономики, преобладание роста тяжелой промышленности над выпуском потребительских товаров, неэффективность сельского хозяйства и неразвитость сферы услуг, технологическая и инфраструктурная негибкость в условиях либерализации цен и открытия экономики в 90-е гг. стали основными инфляционными факторами. Следует отметить и нерациональную инвестиционную политику с характерным для нее долгостроем и распылением средств по многим объектам. Возник дисбаланс между спросом и предложением. Начали расти цены, но не только как при классической инфляции. Потребительская корзина в начале 90-х гг. на 80 % состояла из дефицитных товаров.

В начале экономических реформ инфляция существовала в экономике республики в скрытом виде и имела следующие сущностные характеристики, аналогичные с переходными постсоветскими странами: общее превышение спроса над предложением (в потенциале – инфляция спроса), искажённые ценовые пропорции, отражающие деформированность структуры экономики: заниженность цен на сырье и преобладание неконкурентоспособной на мировом рынке продукции, высокие инфляционные ожидания населения.

Нарастание инфляционных процессов снизило число платежеспособных предприятий, возросли объемы взаимных неплатежей, количество убыточных организаций, снизилась инвестиционная активность в экономике.

Исследование феномена инфляции в белорусской экономике постсоветского периода в числе основных ее причин структурно-воспроизводственного порядка позволяет выделить следующие:

кризис в сфере производства, носивший характер дефицита и обусловленный технологической отсталостью и хроническими неплатежами;

монопольный характер белорусской экономики, препятствующий ее быстрой и эффективной структурной перестройке, а также либерализация цен в условиях монополизма производителя;

режим малого взаимодействия с мировым рынком, при котором рыночное поведение внутренних производителей не подкреплялось необходимой степенью открытости экономики и отечественный экспорт был ориентирован в основном на российский рынок из-за низкой экспортоспособности товаров на мировом рынке, несоответствия среднего качества и высокой цены предлагаемых товаров;

импортируемая, прежде всего из России, инфляция. Значительную роль в инфляционных процессах в республике играет именно раскручивание спирали "цены на сырье (особенно на энергоресурсы) – общий уровень цен".

С начала кардинальных экономических преобразований и перехода инфляции из скрытой формы в открытую в ее развитии отчетливо прослеживаются 4 периода, имеющие качественные характеристики. Разбивка на периоды обусловлена существенными различиями темпов инфляции на протяжении 1990 – 2009 гг. и спецификой этого процесса, протекающего с чередованием различных ее видов [9, с.71].

Первый период (1991 –1994 гг.). Это был самый трудный период, связанный с углублением экономического кризиса из-за разрыва хозяйственных связей с республиками бывшего СССР, разрушением единой рублевой зоны, переходом на национальную денежную систему, построением институтов белорусской государственности. Эти процессы вместе с нарастанием экспансионистской денежной политики обусловили гиперинфляцию в 1993–1994 гг., когда цены вырастали в год более чем в 20 раз [Приложение Б] .

Реальные процентные ставки на кредитно-депозитном рынке по рублевым инструментам были отрицательными. Уровень монетизации ВВП сократился с 71 % в 1990 г. до 7 % в 1994 г., а обменный курс за этот же период девальвировал более чем в 64 тыс. раз. В 1994 г. среднемесячная заработная плата (в пересчете на доллары) составляла 20–25 дол. США.

Второй период (ноябрь 1994–1996 гг.). В результате осуществления комплекса антиинфляционных мер монетарной политики была достигнута определенная финансовая стабилизация на макроэкономическом уровне. Темп прироста индекса потребительских цен снизился в 1995 г. до 244 % , а в 1996 г. – до 39,3 % (в 1994 г. – до 1959 %). Изменение ситуации было связано с переходом к жесткой денежно-кредитной политике, которая выразилась в ограничении темпов роста денежной массы путем сокращения объемов прямого централизованного кредитования коммерческих банков, увеличении доли аукционного размещения кредитных ресурсов по рыночным ставкам, в политике положительных реальных процентных ставок. Основным принципом новой депозитной политики стало регулирование месячных ставок в зависимости от уровня инфляции. Поддержание реальных процентных ставок на положительном уровне и стабилизация обменного курса белорусского рубля, связанная с резким снижением денежного предложения в национальной валюте, обеспечили устойчивое преимущество рублевых срочных сбережений по доходности относительно финансовых инструментов в свободно конвертируемых валютах (СКВ). Уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе в 1996 г. вырос до 9 % . Однако в конце периода произошел отход от завоеванных позиций, усилились элементы административного регулирования хозяйственной жизни с использованием денежной экспансии с целью поддержки реального сектора экономики. Это ухудшило ситуацию в 1997–1999 гг.

Третий период (1997–1999 гг.). Высокая инфляция в республике в 1998–1999 гг. имела ярко выраженный монетарный характер и была обусловлена главным образом экспансионистской денежно-кредитной политикой, в том числе эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства и АПК, административным поддержанием официального обменного курса белорусского рубля (на завышенном уровне по сравнению с его рыночными котировками). В этот период в течение каждого года существенно превышались утвержденные в Основных направлениях денежно-кредитной политики параметры кредитной эмиссии, прироста чистого рублевого внутреннего кредита Национального банка и роста денежной массы в национальной валюте.

Вместе с административным сдерживанием цен это привело к образованию инфляционного навеса. Несмотря на высокие темпы экономического роста, инфляция в 1999 г. выросла до максимального в данном периоде уровня – 350 % за год, а уровень монетизации ВВП по рублевой денежной массе снизился до 6 %. Вследствие отрицательного в реальном выражении уровня процентных ставок удельный вес срочных рублевых сбережений в общем объеме рублевой денежной массы сократился до 5,3 %.

Четвертый период (2000 – 2009 гг.) – период снижения темпов инфляции и их относительная стабилизация с замедлением темпов социально-экономического развития страны в начале периода. В 2000 г. произошел переход к более взвешенной, умеренно жесткой денежно-кредитной политике, что дало свои положительные результаты. Несмотря на отклонения денежно-кредитных параметров (уровня кредитной эмиссии, роста денежной массы) от их целевых прогнозных значений, имело место снижение темпов инфляции. По итогам 2001 г. рост ИПЦ составил 146,0 % , в 2002 г. – 134,8 %, в 2003 г. – 125,4 %, в 2004 г. – 114,4 %. [13, с.582-585].

Специфика инфляции определяется условиями, в которых протекает процесс воспроизводства. Из-за отсутствия внутреннего, стабилизационного механизма динамика инфляционного процесса определяется в основном институциональными и структурными изменениями. Инфляция обусловлена недостатком рыночной саморегуляции и обслуживает процессы формирования институтов собственника, рыночной инфраструктуры и новой структуры белорусской экономики, вписывающейся в международное разделение труда.

Наряду с причинами инфляции, вытекающими из структуры народно-хозяйственного комплекса республики, есть причины и условия развития инфляции, лежащие в "монетарной сфере". Это последствия определенной финансово-бюджетной и денежно-кредитной политики (ДКП) государства, отразившиеся в инфляционных процессах.

Высокий рост потребительских цен в 1992 г. ознаменовал в республике начало борьбы с инфляцией. Снижение и сдерживание темпов роста цен стало главной задачей макроэкономической политики последующих лет. Инфляция в Беларуси в 1991 – 1995 гг. была порождена в основном кредитно-денежной политикой ее государственно-финансовых органов. Дальнейшее сокращение кредитной эмиссии привело к адекватному снижению в республике инфляции. Значительное ее снижение в 1995 г. (в 6 раз по сравнению с 1994 г.) практически не отразилось на состоянии экономики Беларуси, оно продолжало ухудшаться. Это свидетельствовало о том, что реальные проблемы большинства белорусских производителей: производственные, сырьевые, сбытовые, инфраструктурные, финансовые и т.д. – оставались нерешенными, а кредитная эмиссия представлялась наиболее простым и доступным средством поддержания экономики.

Начало стабилизации экономического положения страны и роста по важнейшим макроэкономическим параметрам было положено в 1996 – 2000 гг. Изменилось сальдо внешнеторгового оборота – с -4,4 % в 1995 г. до -1,5 % в 2000 г. Увеличилась доля негосударственного сектора экономики. В этом пятилетии выделялись две различные тенденции: относительно высокие темпы роста, характерные для начала периода (1996 г. – первая половина 1998 г.), и замедление темпов экономического развития во второй его половине. Это обусловлено исчерпанием таких факторов, стимулировавших экономический рост в начале пятилетия, как недоиспользованный производственный и научно-технический потенциал, политика денежной экспансии, жесткое регулирование цен. Причиной обострения инфляционных процессов в 1998–1999 гг. является ДКП, связанная с опережающим эмиссионным кредитованием государственных программ в области жилищного строительства, а также последствиями финансового кризиса в России.

С 2000 г. в Беларуси стала поводиться достаточно жесткая денежно- кредитная политика, обеспечивающая снижение темпов инфляции и создание условий для оздоровления финансовой сферы. Обеспечение положительного уровня реальных процентных ставок и стабилизация рыночного курса белорусского рубля способствовали достижению сбалансированности спроса и предложения на денежном рынке, а также росту склонности к сбережениям в национальной валюте. Опережающая по сравнению с инфляцией девальвация официального курса белорусского рубля по отношению к доллару США привела к сокращению разрыва, а в сентябре 2000 г – к единому курсу белорусского рубля на валютном рынке. В базисном пятилетии произошли значительные сдвиги в структуре экономики. Удельный вес добавленной стоимости промышленности в ВВП снизился с 27,6 % в 1995 г. до 25,5 % в 2003 г. Несколько повысился удельный вес строительства (с 5,4 до б %) в основном за счет активизации жилищного строительства. Вместе с тем резко сократилась доля сельского хозяйства (с 15,1 до 7,7 %). Наметилась тенденция к увеличению в структуре ВВП доли отраслей, оказывающих услуги (с 41,1 до 44,7 %). Это объясняется развитием инфраструктуры финансовых, страховых и других услуг.

Условия для проведения экономических реформ в Беларуси оказались сложнее, чем в странах Восточной Европы в силу следующих особенностей: различная продолжительность "социалистической полосы" (более 70 лет), распад ранее единого государства, разрыв единого экономического пространства, огромная доля ВПК в экономике [9, с.71].

В Беларуси процесс реформирования экономики и общественных отношений не завершен. Несмотря на некоторое улучшение макроэкономических показателей и замедление инфляции в 2004 – 2005 гг., ситуация в республике остается сложной, а уровень инфляции достаточно высоким. В 2007 году инфляция в Беларуси выросла до 12,1% (при прогнозе 6-8%) с 6,6% в 2006 году [8].

Индекс потребительских цен на товары и услуги в январе 2008 г. по сравнению с декабрем 2007 г. составил 102,5%, с январем 2007 г. – 112,9% [Приложение В].

Индекс цен на продовольственные товары в январе 2008 г. по отношению к декабрю 2007 г. составил 101,3%, по отношению к январю 2007 г. – 116,2%. [20].

В связи с сохранением инфляционной угрозы из-за внешних факторов правительство уже в начале года приняло необходимые упреждающие меры. По первому кварталу мы близки к прогнозным значениям", – сказал министр экономики.

В целом в 2008 году ставится задача удержать инфляцию на уровне не выше 8%. "Задача по достижению этого параметра остается очень напряженной", – подчеркнул Николай Зайченко.

Он пояснил, что в Министерстве экономики и правительстве находятся предложения ряда министерств (Минэнерго, Минжилкомхоза, Минсельхозпрода и других) по повышению цен и тарифов. Однако если все эти предложения принять, то уровень инфляции мог бы составить не 8%, а 16-20%. Поэтому подход Минэкономики будет очень взвешенным и жестким. Будут приниматься меры для обеспечения безубыточной работы предприятий. "Но мы не пойдем на кратное повышение цен и тарифов", – подчеркнул министр экономики.


3.2 Антиинфляционное регулирование в Республике Беларусь


Разработка и реализация антиинфляционных мер представляют собой не только актуальную, но и чрезвычайно сложную задачу. Опыт развития стран с рыночной экономикой дает богатый материал в области как теории инфляции, так и методов практической борьбы с ней. Из множества подходов следует выделить два основных варианта антиинфляционной программы стабилизации экономики.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера основана на максимальном расширении сферы действия рыночных регуляторов при ограничении роли и функций государства, его вмешательства в экономику. Примером такой программы может служить программа МВФ, принятая в России в рамках Вашингтонского консенсуса. Она предусматривает либерализацию условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

Сторонники кейнсианской точки зрения на инфляцию настаивают на более активной роли государства в регулировании экономики, включая временное замораживание цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

Как правило, в практической деятельности в западных странах используются смешанные программы, которые содержат элементы политики из обеих программ.

Отечественный опыт регулирования социально-экономического развития, проведения денежно-кредитной, структурной, технологической и другой политики в 1990-х годах и в 2000– 2009 гг. позволяет разрабатывать достаточно гибкие и эффективные антиинфляционные меры с учетом достижений высокоразвитых стран, опыта стран с переходной экономикой, большинство из которых были вынуждены выходить из состояния стагфляции. Совокупность мер антиинфляционной политики, применяемых в Беларуси, можно условно разделить на три группы: комплекс мер по ограничению издержек и ресурсосбережению; по ограничению монетарных факторов инфляции и комплекс мер по структурному регулированию рынка товаров и услуг и совершенствованию системы ценообразования.

Первый комплекс включает меры:

по регулированию заработной платы в составе себестоимости продукции;

поиску путей удешевления импортных энергоносителей, сырья и материалов, комплектующих изделий;

снижению материало- и энергоемкости продукции на основе внедрения наукоемких ресурсосберегающих технологий;

реструктуризации и финансовому оздоровлению предприятий, включая оптимизацию процентных ставок, формирующих себестоимость продукции, налоговых ставок и обязательных платежей;

сокращению трансакционных издержек и др.

Второй комплекс охватывает меры:

по регулированию объема и структуры денежной массы;

проведению эффективной процентной политики по кредитам и депозитам;

сокращению скорости оборота денег;

регулированию резервных требований;

ограничению бюджетного дефицита;

регулированию доходов населения;

сокращению бартерных операций, неплатежей;

стабилизации белорусского рубля и др.

Третий комплекс предусматривает меры:

по государственному регулированию цен на продукты и услуги первой необходимости;

государственному регулированию цен на товары монополистов;

регулированию конкурирующего ввоза товаров и услуг;

регулированию уровня рентабельности;

стимулированию удовлетворения спроса за счет роста производства;

ограничению инфляционных ожиданий;

ликвидации ценовых перекосов, диспропорций и других инфляционных потенциалов.

Указанные меры реализуются в правительственных программах и прогнозах. С учетом допускаемой инфляции, других макроэкономических характеристик и далее будет проводиться соответствующая политика обменного курса белорусского рубля по отношению к валютам других стран. Руководством страны ежегодно утверждаются Основные направления денежно-кредитной политики, реализуемые Национальным банком страны. В них определяются целевые параметры курса рубля, роста эмиссии и денежной массы, прироста чистого рублевого внутреннего кредита и другие, а также меры по их взаимоувязанной реализации. В ежегодных Прогнозах социально-экономического развития Республики Беларусь содержится комплекс мер антиинфляционного характера в реальном секторе экономики, бюджетно-налоговой сфере, ценообразовании. Эти меры предусматривают системное решение проблем снижения уровня инфляции, достижение целевых параметров по динамике индекса потребительских цен


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Негативные социальные и экономические последствия инфляции вынуждают правительства разных стран проводить определенную экономическую политику. Антиинфляционная политика насчитывает богатый ассортимент самых разных денежно-кредитных, бюджетных мер, налоговых мероприятий, программ стабилизации и действий по регулированию и распределению доходов.

Истоки инфляционных явлений коренятся в сложившихся и постоянно воспроизводимых макроэкономических диспропорциях; в созданной в административной экономике форме управления, предопределяющей модель ценообразования, способ принятия инвестиционных и внешнеэкономических решений; в специфической модели бюджетно-финансовой и кредитно-денежной политики. Разделение глубинных причин инфляции на структурные, управленческие и монетарные очень условно, поскольку все они тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены, между ними существуют множественные прямые и обратные связи. Макроэкономическая структура определяет характер механизма управления и оказывает существенное воздействие на финансовые пропорции и отношения.

В заключение необходимо отметить, что методы регулирования инфляции будут эффективны лишь в случае их адекватного соответствия ее сущностным причинам. Поскольку инфляция в нашей стране носит, во-первых, структурно-системный характер, то есть порождена сложившейся структурой экономики и действовавшей длительное время системой управления хозяйством, и только во-вторых, традиционными монетарными факторами, рычаги регулирования этого процесса должны базироваться на снятии всех барьеров на пути действия рыночных механизмов, обеспечении условий структурной перестройки экономики и включать в себя широкий спектр кредитно-денежных и бюджетно-финансовых регуляторов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


1 Андрианов В.Д Инфляция: зарубежный опыт и российская практика БИКИ. №49-50, 2006, с. 1-3.

2 Андрианов В.Д Инфляция и методы ее регулирования Общество и экономика. №4, 2006, с. 135-162

3 Вайштурс А.А Мировой опыт управления инфляцией Финансы и кредит. № 10,2007, с. 63-69

4 Васильев И. Инфляция растет не слушаясь правительство // Финансовый контроль. №1, 2008, с. 30-36

5 Греков И.Е Об оптимальном уровне инфляции с позиций результатов общественного развития //Финансы и кредит. № 6,2007, с. 2-11

6 Долан Э. Дж. Микроэкономика: Пер. с англ. / Долан Эдвин Дж, Д. Е. Линдсей; Общ. науч. ред. Б.С. Лисовика, В.В. Лукашевича. – СПб.: Литераплюс, 1996. – 357 с.

7 Инфляция [Электронный ресурс]// Режим Доступа: www.history.ru. Дата доступа: 14.04.2008.

8 Инфляция в Республике Беларусь за январь – март 2008 //[Электронный ресурс]// Режим доступа: . http://bel.biz/content/view/9580/123/. Дата доступа: 22.04.2007.

9 Козаченко Л.Д Инфляционные процессы в Беларуси //Вестник БГЭУ. № 3,2006, с. 71- 77

10 Кудрин А. Антиинфляционная политика: мировой опыт. Таргетирование инфляции. Предложения для России // Вопросы экономики. № 10, 2007, с. 21 26

11 Лобан И.И. Статистическое изучение инфляции: Лекция для студентов экономических спец. / Горки: Бел. гос. сельскохоз. акад., 2003. – 34 с

12 Макроэкономика: Теория и российская практика под ред. А.Г Грязновой, Н.Н Думной Москва: КНОРУС, 2006.-678c.

13 Национальная экономика Беларуси под ред. В.М Шимова Минск: БГЭУ, 2006. – 751 с.

14 Николаева И.П Экономическая теория : учебное пособие. – Москва : КНОУРС, 2006. – 224 с.

15 Определение инфляции //[Электронный ресурс] // Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/Инфляция) . Дата доступа: 15.04.2008.

16 Орлова И. Дилемма финансовой политики: бороться с инфляцией или поддерживать банки?: макроэкономические этюды // Банковское обозрение. №3, 2008, с. 18-21

17 Причины инфляции //[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.referats.net/pages/referats/newage/Detailed/21538.html. Дата доступа: 16.04.2008.

18 Сажина М.А Экономическая теория , изд. 2-е, перераб. и доп., Москва: НОРМА, 2006.-671 с.

19 Статистические данные по инфляции в Республике Беларусь. // [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://belstat.gov.by/ Дата доступа: 15.04.2008.

20 Статистические материалы по инфляции. //[Электронный ресурс]// Режим доступа: http://www.apk-inform.com/showart.php?id=55304. Дата доступа: 15.04.2008.

21 Тарасов В. Финансовый рынок Беларуси в декабре: денег становится слишком много // Валютное регулирование и ВЭД. №12, 2007, с. 73-79

22 Экономика и бизнес от 26.03.08 Инфляция в Беларуси в первом квартале. [Электронный ресурс]// Режим доступа: http://news.tut.by/105936.html Дата доступа: 15.04.2008.

23 Экономика под ред. А.С Булатова, изд. 4-е, перераб. и доп., Москва: Экономистъ, 2006.-831c.


ПРИЛОЖЕНИЕ А


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси

Рис А.1 Инфляция спроса


Инфляция и антиинфляционная политика Беларуси

Рис А.2 Инфляция издержек


ПРИЛОЖЕНИЕ Б


ТаблицаБ.1. Индексы потребительских цен (ИПЦ) и цен производителей промышленной продукции (ИЦПП), %


Год ИПЦ к декабрю предыдущего года ИЦПП к декабрю предыдущего года
1995 247,5 378,3
1996 1659,1 3374,4
1997 2096,6 2415,5
1998 2059,9 1966,7
1999 344,0 221,8
2000 139,3 131,4
2001 163,1 189,3
2002 281,7 300,1
2003 351,2 345,1
2004 207,5 268,0
2005 146,1 139,1
2006 134,8 142,7
2007 125,4 128,7
2008 114,4 118,8

ПРИЛОЖЕНИЕ В


ТаблицаВ.1 Индексы потребительских цен и тарифов на товары и
платные услуги населению, в процентах


Всего В том числе на

к предыдущему периоду К декабрю предыдущего года продовольственные товары непродовольственные товары платные услуги населению



к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года к предыдущему периоду к декабрю предыдущего года
2006 г.
Январь 101,3 101,3 101,0 101,0 100,5 100,5 102,9 102,9
Фераль 100,2 101,5 100,3 101,3 100,1 100,6 99,8 102,8
Март 100,1 101,6 100,1 101,4 100,2 100,8 100,2 102,9
Март к декабрю 101,6 Х 101,4 х 100,8 х 102,9 Х
Апрель 100,9 102,5 100,7 102,2 100,2 100,9 102,0 105,0
Май 100,3 102,8 100,7 102,9 100,4 101,3 99,3 104,3
Июнь 100,2 103,1 100,1 103,0 100,2 101,5 100,6 104,9
Июнь к марту 101,4 Х 101,5 х 100,8 х 101,9 Х
Июль 100,5 103,6 100,1 103,1 100,7 102,2 101,2 106,2
Август 99,3 102,9 98,4 101,5 100,3 102,5 100,4 106,7
Сентябрь 100,2 103,1 100,3 101,7 100,3 102,9 99,9 106,5
Сентябрь к июню 100,0 Х 98,8 х 101,3 х 101,5 Х
Октябрь 100,7 103,8 101,0 102,7 100,4 103,3 100,4 106,9
Ноябрь 101,8 105,7 101,7 104,5 100,6 103,9 103,6 110,8
Декабрь 101,8 106,6 101,9 106,5 100,5 104,4 98,8 109,4
Декабрь к сентябрю 103,3 Х 104,7 х 101,5 х 102,8 Х
2007 г.
Январь 101,8 101,8 101,0 101,0 100,6 100,6 105,0 105,0
Февраль 100,8 102,6 100,9 101,9 100,5 101,2 101,0 106,1
Март 100,4 103,0 100,6 102,5 100,3 101,4 100,1 106,2
Март к декабрю 103,0 Х 102,5 х 101,4 х 106,2 Х
Апрель 99,8 102,8 100,5 103,0 100,2 101,6 97,8 103,8
Май 100,4 103,2 100,9 104,0 100,7 102,2 98,8 102,6
Июнь 100,4 103,6 100,4 104,4 100,5 102,8 100,3 103,0
Июнь к марту 100,6 x 101,8 x 101,4 x 96,9 X
Июль 100,5 104,1 100,6 105,0 100,3 103,1 100,4 103,3
Август 100,3 104,4 99,6 104,6 100,6 103,8 101,4 104,8
Сентябрь 100,9 105,4 101,6 106,3 100,5 104,3 99,8 104,6
Сентябрь к июню 101,7 х 101,8 х 101,4 х 101,6 Х
Октябрь 101,5 107,0 102,5 109,0 100,4 104,7 100,6 105,2
Ноябрь 102,2 109,4 103,5 112,8 100,4 105,2 101,3 106,5
Декабрь 102,4 112,1 102,8 115,9 100,8 105,9 103,7 110,5
Декабрь к сентябрю 106,2 х 109,1 х 101,6 х 105,7 Х
2008 г.
Январь 102,5 102,5 101,3 101,3 100,5 100,5 108,4 108,4
Февраль 100,7 103,2 100,8 102,1 100,5 101,0 100,6 109,0
Март 100,8 104,1 101,2 103,3 100,6 101,5 100,4 109,5
Март к декабрю 104,0 x 103,3 x 101,6 x 109,5 X

Таблица В.2. Индексы цен по отдельным отраслям экономики (декабрь к декабрю предыдущего года; в процентах)


1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Индекс потребительских цен 344,0 207,5 146,1 134,8 125,4 114,4 108,0 106,6 112,1
Индекс цен производителей промышленной продукции 221,8 268,0 139,1 142,6 128,1 118,8 110,0 109,0 116,8
Индекс цен производителей на продукцию, реализованную сельскохозяйственными и другими организациями 6491) 210 150 120 124 122 111 109 132
Индекс тарифов на грузовые перевозки 291,0 420,0 145,2 125,3 121,7 108,8 106,4 112,3 108,8

Похожие работы:

  1. • Инфляция и антиинфляционная политика в Республике ...
  2. • Особенности инфляции и антиинфляционной политики в ...
  3. • Антиинфляционная политика и ее особенности в ...
  4. • Антиинфляционная политика
  5. • Инфляция и методы ее регулирования в РБ
  6. • Инфляция и антиинфляционная политика
  7. • Мероприятия антиинфляционной политики государств
  8. • Антиинфляционная политика
  9. • Антиинфляционная политика государства
  10. • Антиинфляционная политика государства
  11. • Инфляция и антиинфляционная политика
  12. • Антиинфляционная политика как многофакторный процесс
  13. • Последствия инфляции и антиинфляционная политика в ...
  14. • Антиинфляционная политика РФ
  15. • Социально-экономические последствия инфляции и ...
  16. • Современная теория инфляции и антиинфляционная политика
  17. • Антиинфляционная политика государства
  18. • Комплексный анализ особенностей российской инфляции ...
  19. • Особенности современной антиинфляционной политики ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com