Семья представляет собой одну из наиболее древних форм социальной общности людей, более раннюю, чем государство и тем более нация. Именно семья стала первой социальной системой, основанной на естественном разделении труда между мужем и женой, родителями и детьми.
По мнению исследователей, семья имеет двойственный характер:
- социальный институт, выполняющий ряд важных общественных функций, включенный в социальную систему и, в силу этого, непосредственно зависящий от ее политических, экономических, культурно-религиозных и иных отношений;
- малая группа, основанная на единой общесемейной деятельности и связанная узами супружества (отношения между мужем и женой), родительства (или усыновления) (отношения между родителями и детьми) и родства (отношения между братьями, сестрами и другими родственниками).
Известный английский социолог Ч. Кули определяет семью, как первичную социальную группу. Они первичны в нескольких смыслах, но главным образом из-за того, что являются фундаментом для формирования социальной природы и идеалов индивида» .
Приведем классическое определение семьи и брака, представленное одним из крупнейших современных английских социологов Э. Гидденсом.
Семья – это группа людей, связанных прямыми родственными отношениями, взрослые члены которой принимают на себя обязательства по уходу за детьми.
Родство (родственные узы) – это отношения, возникающие при заключении брака либо являющиеся следствием кровной связи между лицами (отцы, матери, дети, бабушки, дедушки и т.д.).
Брак можно определить как получивший признание и одобрение со стороны общества сексуальный союз двух взрослых лиц.
Но брак возможен не только между мужчиной и женщиной.
Известный английский ученый Д.Д. Фрэзер в своей классической работе «Золотая ветвь: Исследование магии и религии» рассказывает о браке человека с деревьями. Если охраняемое им ценой жизни дерево служило воплощением Дианы (богиня растительного и животного мира, женственности и плодородия, родовспомогательница, олицетворение Луны), жрец мог поклоняться ей не просто как богине, но и обнимать ее как супругу… Обычай вступления в брак с деревьями до сих пор практикуется мужчинами и женщинами в Индии и других восточных странах .
Мы рассматриваем трансформацию семьи и динамику семейных отношений на фоне длящегося уже два с половиной тысячелетия исторического соперничества любви и брака как социальных институтов, в равной мере формирующих интимный союз мужчины и женщины. В первом случае основывающийся на эмоциях и персонифицированном сексуальном влечении (любовь), а во втором – преимущественно на совместном хозяйстве, воспитании детей и законодательных актах, регулирующих брачно-семейные отношения (брак).
Так, А. Шачар, известный социолог, занимающаяся преимущественно рассмотрением сходств и различий национального семейного права, отмечает, что разные религиозные (и национальные) сообщества традиционно используют регулирование браков и разводов таким же образом, как современное государство использует закон о гражданстве: чтобы четко установить, кто относится к коллективу и кто остается вне его. Такую разделительную функцию выполняет семейное право, обозначая в качестве легитимных в правовом отношении только определенные виды браков и рождений, одновременно относя все прочие к категории незаконных.
Так, собрав и систематизировав формы родства у разных народов, классик американского эволюционизма Л.Г. Морган выделил следующие стадии развития семьи в истории человечества:
кровнородственная семья – первая форма семьи, следующая за состоянием промискуитета и предполагающая брачные отношения между родными и оллатеральными (побочными, двоюродными) братьями и сестрами, но запрещающая браки между родителями и детьми;
пуналуальная семья, основывающаяся на групповом браке нескольких сестер с общими мужьями или нескольких братьев с общими женами;
парная, или синдиасмическая, семья основывалась на добровольном союзе сторон, один мужчина проживал с одной женщиной;
патриархальная, т.е. полигамная, семья; (многоженство)
моногамная семья современного вида.
Л.Г. Морган полагает, что из всех классифицированных форм семьи наиболее устойчивыми и важными были первая, вторая и пятая и что именно они породили основные формы существующих ныне семейных отношений .
Исторические типы в зависимости от характера распределения семейных обязанностей и лидерства:
- традиционные (Патриархальные) (четкое разделение семейных обязанностей (муж работает, жена рожает и воспитывает детей, старшие дети ухаживают за младшими и т.д.; глава семьи – мужчина);
матриархальные (все в руках женщины).
нетрадиционные (эксплуататорская) (женщины работают наравне с мужчинами, работу на производстве женщина совмещает с домашними обязанностями);
эгалитарные (семья, в которой оба супруга занимают равное положение, права и обязанности равны или поделены пополам);
Детоцентрическая семья - семья, в которой реально психологически доминирует ребенок с его потребностями, капризами. В детоцентрической семье главной задачей родителей считается обеспечение «счастья ребенка». Семья существует только для ребенка.
супружеская семья (ее основная функция – эмоциональное удовлетворение партнеров по браку). По мнению исследователей, последний тип, пока еще широко не распространенный в обществе, характеризует семью будущего.
Профессиональная карьера обоих супругов способствует установлению в семье эгалитарных отношений.
Великий немецкий философ Г.Ф. Гегель выделяет три типа взаимоотношений внутри Семьи:
- между Мужчиной и Женщиной,
- Родителями и Детьми,
- Братом и Сестрой.
Первый лишен человечности: взаимное «признание» Мужчины и Женщины носит чисто природный характер (животная сексуальность). Людьми их делают только воспитание ребенка и общий труд (семейное достояние).
Несовершенство взаимоотношений второго типа: отец испытывает умиление, видя, как развивается сознание ребенка, а ребенок видит, что получает свое «в себе» («натуру», «характер») от сознания исчезающего, и иного, нежели его собственное.
Третий тип. У них – одна и та же кровь, но они не вожделеют друг друга (во всяком случае, они превосходят Вожделение, отрицают его, чем и объясняется подлинно человеческий характер их взаимоотношений, по сравнению с остальными членами семьи в ней меньше всего «природного» .
Под структурой семьи понимается совокупность отношений между ее членами, включая помимо отношений родства и систему духовных, нравственных отношений, в том числе отношений к власти, авторитета, семьи делятся на авторитарные (патриархальные) и демократические (эгалитарные). Сегодня эгалитарные семьи в большей или меньшей степени нормативны для стран Европы, Северной Америки, вообще в ареале христианской/постхристианской цивилизации.
В зависимости от состава семьи:
- нуклеарная – родители и дети (наиболее распространенный тип);
- расширенная – родители, дети и другие родственники;
- полная – участие обоих родителей
- неполная – один из родителей отсутствует;
Значительный интерес в рамках нашего дискурса представляет данная Э. Гидденсом систематизация форм семьи. Как нуклеарные семьи, так и сложные, по отношению к рассматриваемому индивиду могут подразделяться на родительские и репродуктивные семьи.
К первому типу относится семья, в которой человек рождается, ко второму – семья, которую человек образует, став взрослым, и внутри которой воспитывается новое поколение детей.
Когда супружеская пара переезжает к родителям жены, семья называется матрилокальной, в случае переезда к родителям мужа – патрилокальной.
Согласно Э. Гидденсу, существуют два типа полигамии: полигиния, при которой мужчина может состоять в браке одновременно более чем с одной женщиной, и менее распространенная полиандрия, при которой женщина может состоять одновременно в двух и более брачных союзах с разными мужчинами.
После выбора брачного партнера, новая семья решает вопрос своего размещения. Социальные антропологи выделяют несколько типов семей в соответствии с этим признаком:
- Неолокальные (семья размещается на новой территории)
- Патрилокальные (жена приходит в семью мужа)
- Матрилокальные (муж приходит в семью жены)
- Матрифокальные (отец не живет в семье, поэтому семья состоит из взрослых женщин с маленькими детьми)
- Авункулокальные (маленькие дети живут со своими матерями, но после достижения зрелости, они уходят жить в дом брата матери)
- Амбилокальные (нет строгой привязки к порождающей семье)
- Натолокальные (и муж, и жена остаются жить в семьях своих родителей)
В настоящий момент в индустриальном обществе приветствуется неолокальное размещение семьи, однако, в современной России оно является, скорее амбилокальным.
Важнейшими функциями семьи являются:
- репродуктивная,
- воспитательная (удовлетворяет индивидуальные потребности в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях);
- хозяйственно-бытовая (удовлетворяет материальные потребности членов семьи – в пище, кровле и т.д.);
- эмоциональная (функция удовлетворения членами семьи потребностей в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите);
- функция духовного общения (удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении);
- первичного социального контроля,
- первичной социализации и инкультурации (обеспечение выполнения социальных норм членами семьи);
- сексуально-эротическая (удовлетворение сексуально-эротических потребностей членов семьи).
Семья имеет первостепенное значение для психологии ребенка. Именно на семье лежит ответственность за воспитание у детей способности к адекватному социальному общению, поскольку именно в рамках семьи происходит первичная социализация и инкультурация ребенка, а следовательно, и формирование личности.
Семья является базовой социальной единицей и первичным посредником, через которого как данное локальное сообщество, так и общество в целом определяют поведение человека