Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Уральский государственный экономический университет
Кафедра ____________________________________________________
(название кафедры, на которую передаётся работа)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА №____________
По дисциплине______________ Философия _______________________
(название дисциплины по учебному плану)
_____________________________________________________________
На тему «Философия эпохи Возрождения, Нового времени и французских просветителей»
Вариант________
Студент:
_____________________________________
(фамилия, имя, отчество)
Преподаватель:___________________
________________________________
Екатеринбург 2010 г.
Философия эпохи Возрождения, Нового времени и французских просветителей
Философия эпохи Возрождения
В XV-XVI вв. в Западной Европе с развитием экономических отношений и снижением авторитета церкви заметно возросло влияние науки и философии, произошло оживление всей культурной жизни общества. Эпоха развития культуры, науки, философии, связанная с зарождением буржуазных отношений, получила название эпохи Возрождения. В Италии, а затем и в Германии, Нидерландах, Франции мыслители и художники в своих воззрениях, творчестве возрождали забытые в средние века достижения греческой и римской античности, дали импульс их дальнейшему развитию (натурфилософия, гуманизм, образование, политическая философия и т.д.).
Основные черты философии эпохи Возрождения это:
духовная секуляризация – освобождение философии от духовного давления церкви. Философия перестает ослуживать богословие, заканчивается период его схоластического развития, начинается процесс свободного развития философской мысли.
главным содержанием духовной культуры Возрождения были идеи гуманизма, где на первое место выдвигалась человеческая индивидуальность, внутренний мир человека – творца, его автономность и свобода.
вся культура Возрождения проникнута культом красоты (эстетизмом), это характерно и для философии, которая видит свою задачу в поиске гармонии во всем – в природе, человеке, обществе. В качестве идеала выступает Античность (общество, человек, искусство), культ героя, творца.
ведущий исторический тип философствования в эту эпоху – антропоцентризм, так как гуманистическое мировоззрение ставило человека в центр Вселенной, человек рассматривался одновременно как цель и средство развития общества, являлся исходным и конечным аргументом в рассуждениях.
Натурфилософы Возрождения видят в космосе, природе некое живое целое, пронизанное магическими силами, проявляющимися в строении и функциях, как живых существ, включающих человека, так и в неодушевленных стихиях. Они невольно стремились устранить идею творения мира Богом - мировая душа представала у них как имманентная самой природе жизненная сила, благодаря которой природа играет самостоятельную роль и не нуждается в потустороннем начале. Распространяется пантеизм (от греч. pan-весь, всё, theo-бог, буквально – всебожие) – мировоззренческая модель, где представления о Боге и Природе сближаются, вплоть до их отождествления. При этом Бог воспринимается не как надмировая надприродная сила, а как сила и гармония самой природы.
Утверждается рационалистическое отношение к миру – проверка разумом гармонии, критичность мышления, в противовес уходящей религиозной догматике. Возрождается диалектика как метод мышления, способного видеть мир, как единство противоположностей (в том числе - конечного и бесконечного), утверждать идею бесконечного самодвижения природы.
Одним из виднейших мыслителей Возрождения был Николай Кузанский (1401-1464 гг.) – замечательный итальянский натурфилософ, автор трудов «О вершине созерцания», «Об ученом незнании» и др., который трактует высшее начало бытия как единое и бесконечное, как тождество противоположностей – Бога с миром, творца с творением. Кузанский открыл принцип совпадения противоположностей, что явилось важным шагом к новой диалектике. Его последователь и ученик Николай Коперник (1473-1543 гг.) стал основателем гелиоцентрической концепции мира. Дальнейшее развитие эти воззрения получили в трудах мыслителя и естествоиспытателя Галилео Галилея (1564-1642 гг.), который считал опыт основой познания и начал конструировать идеальные модели физических объектов. Другим продолжателем Кузанского явился Джордано Бруно (1548-1600 гг.), утверждавший идею бесконечности космоса, относивший к природе то, что в средние века приписывалось творцу. На смену средневековому теоцентризму приходит антропоцентризм (от греч. antrophos–человек) – картина мира, где в центре предстает уже не бог, а человек – активный, деятельный. Наиболее ярко антропоцентризм выразился в таком восславившем человека, его творческие силы, общественном движении как гуманизм (от лат. humanus- человеческий, человечный), который сплотил философов и писателей, художников и меценатов.
Почитая античность, гуманисты эпохи Возрождения сделали однако несравненно больший акцент на идеях свободы человека, его активной роли как созидателя своей судьбы, чего явно не доставало в античной философии и культуре. Так, итальянский философ гуманист Пико делла Мирандола (1463 – 1494 гг.) в трактате «Речь о достоинстве человека» говорил, что пусть Господь Бог создал человека, но он дал ему свободную волю и посему человек сам становится творцом своей судьбы. Французский философ Мишель Монтень (1533 – 1592 гг.) в сочинении «Опыты» через присущий ему скептицизм ищет, однако, пути, ведущие людей к истине и помогающие ответить на вопрос: «Как человеку прожить жизнь?». Свои сочинения Монтень направляет на активизацию человеческого разума. И по сей день «Опыты» - одно из самых читаемых и почитаемых философских произведений. О том, что человек творит себя в процессе жизни писал и Пьетро Помпонацци (1462 – 1525 гг.), автор сочинений «О фатуме, свободе воли и предопределении» и «Трактат о бессмертии души». Этот яркий итальянский философ писал, что человеку присуща нравственность, несводимая к жизни в мире животных и что проблемы морали нравственности необходимо серьезно, глубоко изучать.
Большой вклад в политическую философию внес Никколо Макиавелли (1469 – 1527 гг.), обосновавший в книге «Государь» необходимость светского характера государства. Политика, по Макиавелли, имеет свои законы, правитель страны не является частным лицом, и недопустимые в личной жизни «обычных» людей ложь, вероломство, интриги и т.д. вполне уместны (ибо неизбежны) в мире политики.
Возрождение дало человечеству и смелые утопические идеи, авторами которых были английский мыслитель Томас Мор (1478 – 1535 гг.), написавший знаменитую книгу «Утопия», и итальянский гуманист Томазо Кампанелла (1568 – 1639 гг.), выразивший в сочинении «Город Солнца», как и Т.Мор, представления об идеальном устройстве общества и государства. Здесь уничтожена частная собственность, все находится в общественном владении. Труд обязателен для всех, все люди равны перед законом, принцип распределения материальных благ уравнительный, материальные потребности ограничены самым необходимым, производственному труду отводится только часть времени (шесть часов у Мора и четыре – у Кампанеллы). Остальное время люди посвящают образованию, развитию своих способностей. Мужчины и женщины имеют равные права. Существует свобода вероисповедания. Органы управления выбираются всем населением.
Перед нами предстает идеал, в котором сосредоточены черты как буржуазной, как и коммунистической идеологии. К оценке этого идеала необходимо подходить с исторических позиций. В условиях, когда писались эти произведения, реальное положение человека в обществе было гораздо хуже того, что описывалось в данных сочинениях. В Англии в ту пору шел процесс, получивший название «огораживания» - фермеров-арендаторов и общинников сгоняли с общинныхи феодальных угодий, отдавая их под пастбища для овец. В этом была особенность первоначального накопления капитала. Произведения Мора и Кампанеллы были по тем временам очень прогрессивны и гуманны, но несли на себе печать исторической ограниченности, что выражалось в идеях сохранения элементов временного рабства, как формы наказания обществом индивида у Т. Мора, контроль за поведением личности в государстве Т. Кампанеллы (в чем сказывалось влияние монастырского воспитания). Но главное, в данных работах, это идея равенства граждан и свободы личности.
Мыслители эпохи Возрождения, обратившиеся к серьезному изучению человека, общества, природы, оказали сильное влияние на философскую и естественно-научную мысль Нового времени и других последующих эпох.
Философия Нового времени
Основоположником философии Нового времени явился английский философ Фрэнсис Бэкон (1561–1626 гг.) – автор труда «Новый Органон», положивший начало материалистическому мировоззрению уже в эту новую эпоху. Бэкону принадлежат ставшие крылатыми слова «Знание – сила».
Ф.Бэкон различает два вида опытов: первый – «плодоносные», цель которых принесение непосредственной пользы человеку, а второй вид – «светоносные» опыты, где целью выступает не непосредственная польза, а познание законов и свойств вещей.
Прологом преобразования философии и науки явилась критика Ф. Бэконом всей сохранявшей силу тогда схоластики и сомнение в истинности того, что до сих пор казалось истиной. Но сомнение является лишь средством обнаружения пути к истине. Известное до сих пор знание недостоверно, что обусловлено ненадежностью умозрительного метода получения умозаключений и доказательств. Для реформирования науки потребовалось усовершенствование методов обобщения – индукции. Другим важным шагом должно было стать очищение разума от заблуждений. Бэкон различает четыре вида таких заблуждений или идолов – рода, пещеры, рынка и театра.
Идолы рода обусловлены природой человека. Они присущи человеческому роду в целом, и порождены несовершенством наших органов чувств, ограниченностью их.
Идолы пещеры – заблуждения, ошибки, возникающие вследствие субъективных предпочтений, антипатий и симпатий ученого.
Идолы рынка возникают вследствие общения между людьми из-за неточных слов, расхожих представлений.
Идолы театра – заблуждения, существующие из-за веры в авторитеты, часто преподносящиеся с театральной приподнятостью, торжественностью.
Фрэнсис Бэкон стал родоначальником эмпиризма Нового времени, приверженцем индуктивного метода как восхождения познания от единичных фактов к обобщениям, выражающим сущность явлений материального мира.
В отличие от эмпиризма, приверженцы направления, названного рационализмом, делали акцент на разум, логическое познание. Родоначальник рационализма Нового времени французский философ и математик Ренэ Декарт (1596-1650 гг.) считал, что разум важнее опыта и что чувственное восприятие должно непременно обосновываться рациональными принципами «Я мыслю следовательно, существую,»– провозглашал Р. Декарт.
При этом он был неудовлетворен традиционной тогда логикой, более пригодной для показа уже известного, нежели для открытия нового, неведомого ранее.
Декартом выделены четыре основных правила:
1. принимать как истинное только знание, которое не дает повода к сомнению;
2. мысленно разделять всякие исследуемые сложные проблемы на предельно простые элементы;
3. выстраивать в дальнейшем из этих простых элементов четкую последовательность, приближаясь таким образом к постижению наиболее сложного.
4. составлять всегда полные, без всяких исключений, перечни таких элементов.
Ренэ Декарт – выразитель дуалистической позиции в философии. Он допускает два независимых друг от друга первоначала или две «субстанции» – мыслящую и протяженную, материальную. В то же время в теории познания. Р. Декарт проявляет себя как идеалист. Первичным у Декарта предстает мышление, а материальная жизнь оказывается чем-то вторичным. Огромную роль в познании должна, по Декарту, играть интеллектуальная интуиция, выступающая отправным пунктом дедуктивного метода. С помощью дедуктивного метода можно логически вывести едва ли не все знания в мире.
Рационалистом по праву считается и голландский философ Бенедикт Спиноза (1632–1677 гг.), автор «Трактата об усовершенствовании разума». Он утверждал, что, руководствуясь чувственным познанием, человек не может сформулировать адекватных идей. Благодаря рациональному познанию человек видит, что вещи, явления не случайны, а включены в цепь всеобщей детерминации. Спиноза выражал пантеистическую позицию, по сути отождествляя представления о Боге и природе. Природный мир имеет два вечных свойства атрибута: протяженность и мышление. Природа есть причина самое себя. Главная задача философии состоит в выяснении места человека в системе природы, общества, государства. Мир, согласно Спинозе, познаваем и познание это безгранично.
Немецкий философ и математик, также видный представитель рационализма, автор сочинения «Монадология» Готфрид Лейбниц (1646–1716 гг.) писал об «истинных» атомах или духовных единицах мира-монадах. Эти частицы мира вечны, находятся в сложных, в полнее гармоничных отношениях между собой.
Последователями эмпирической, материалистической философии Ф. Бэкона были английские философы Томас Гоббс (1588–1672 гг.) и Джон Локк (1634–1704 гг.) Последовательно выступая за союз философии и естествознания. Т.Гоббс говорил, что понятие «истина» может быть только в философии, науке, но не в теологии (теология – это только «богооткровенное знание»). Человек стал центром философских интересов Гоббса, при этом человек – не только природное, но и моральное, духовное существо, творец культуры, создатель различных искусственных тел. И самым сложным из искусственных тел выступает государство. Ему философ посвятил свой самый крупный труд «Левиафан».
Гоббс придерживался основной формулы сенсуализма (от лат. sensus – чувство), что все понятия в человеческом уме первоначально целиком или частично зарождаются в органах чувств. При этом Т.Гоббс отмечал и важность рационального освоения мира.
Д.Локк в сочинении «Опыт о человеческом разуме» и других своих работах выступает с аргументами против «врожденных идей». Как нет и врожденных моральных принципов. Душа каждого от рождения – чистый лист. Знания возникают и развиваются в процессе жизни, из опыта. Внешний опыт приходит к людям из ощущений, внутренний опыт формируется из наблюдений за результатами нашего ума, Локк называет последнее рефлексией.
Идеалистическое течение в эмпиризме представлено воззрениями английских философов Джорджа Беркли (1685–1753 гг.) и Дэвида Юма (1711–1776 г.). Для Беркли, автора «Трактата о принципах человеческого знания» существовать – значит быть воспринимаемым. Вещи, явления – это комплексы наших ощущений. Только когда вещь проникает в наше сознание и оказывается «идеей», она становится существующей. Разве можно говорить, спрашивает Дж. Беркли, что был звук, если мы его не слышали, был цвет и форма, если они не были восприняты зрением? По утверждению философа единственной реальностью выступает только мое «Я», а мир существует лишь поскольку, постольку существует это «Я». Из этих положений Беркли доказывал и бытие Бога.
Дэвид Юм утверждал что источником как познавательных способностей так и эмоций, воли выступают ощущения. Идеи образуются тогда, когда ум снимает копии с впечатлений ощущений. Так формируются и впечатления рефлексии. Юм освещает проблему формирования сложных идей между собой в ассоциации идей. Им выделяется три принципа ассоциации идей: сходство между идеями, смежность между ними во времени и пространстве и принцип причинности.
Важное внимание Д. Юм уделил процессам изучения прогнозирования будущего на основе прошлого. Но агностицизм Юма проявился в том, что философ отрицал познаваемость источника наших ощущений – что это Бог или материя, или наши иллюзии? Ответить на это нельзя. Юм задается вопросом какие ощущения (впечатлений, рефлексий) предоставляют нам идею субстанции? И отвечает, что таких впечатлений найти нельзя. Значит видимо нет и самой субстанции. Дух человека есть огромное сочетание (ассоциация) идей.
Философия французских просветителей
Развитие буржуазных социально-экономических отношений во Франции и других европейских странах вызвало мощный подъем естествознания и философии. Французские просветители – материалисты отмечали, что материальный мир есть причина самое себя, что материя находится в постоянном движении, развитии. Об этом писали в своих сочинениях К. Гельвеций (1715–1771гг.), П. Гольбах (1723–1789 гг.) и другие авторы. По утверждению Ш. Монтескье (1689–1755 гг.), мир есть первый естественный закон. Общественная жизнь, законодательство обусловлены и должны соответствовать природе, характеру географической среды. Законы государства, форма власти должны быть адекватны климату, ландшафту, почве и т.д. И пусть этот философ переоценил такую связь, механически рассматривал общественную жизнь, его воззрения выразили наступление новой, обращенной к людям, философии. Согласно Гольбаху, жизнь природы и людей подчиняется трем законам механической причинности, закону инерции, закону притяжения и отталкивания. В сочинениях Ф. Вольтера (1694–1778 гг.) пропагандировались учения Локка и Ньютона. Он понимал философию как великое орудие в борьбе с всевластием религии, борьбе против неразумного, отживающего свой век общества. Вольтер не отрицал религии совсем, но требовал религиозной свободы, подчеркивал, что в основе всех видов познания лежит опыт. Признавая имущественное неравенство, различия в социальных статусах людей, он отмечал при этом, что общественное устройство должно обеспечивать политическое и юридическое равенство своих членов.
Организатором «Энциклопедии» – гигантского труда о достижениях человечества в области наук, искусства, ремесел был замечательный философ Д.Дидро (1713–1784 гг.). Он писал, что все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается, умирает, зарождается вновь.
О человеке как природном явлении и в то же время как некоей сложной машине писал Ж. Ламетри (1709–1751 гг.) в своей работе «Человек–машина». Философ отмечает, что источник движения лежит в самой материи. Однако Ламетри считал, что сущность движения и материи познать невозможно.
Резко критиковал современное ему общество Ж..-Ж. Руссо (1712–1778 гг.) Человек – дитя природы, им движут в основном телесные потребности. Но он оторвался от природы. Основная проблема – социальное неравенство. В естественном состоянии, среди природы люди отличаются доброжелательностью и справедливостью. Необходимо людям вернуться к природе. В жизни государства и общества общественный договор сделает людей более свободными.
Французские философы стремились сочетать эмпиризм и рационализм, отмечая роль ощущений как основы и начала познания. В понимании общества они придерживались идеалистических воззрений, придавая основную роль просвещению и сознательной деятельности выдающихся людей. Человек от природы добр, но его портит окружающая среда и плохие законы. Надо просвещать людей, совершенствовать законы. В эту эпоху наряду с сохраняющейся «классической» верой в Бога распространяется и деизм - религиозно-философское воззрение, согласно которому, Бог, однажды сотворив мир, не принимает больше в его судьбе какого-либо участия и не вмешивается в течение событий. Многие из идей философии Нового времени, французского Просвещения получили дальнейшее развитие в философских воззрениях мыслителей XIX – XX и XXI столетий.
Список использованной литературы
Аблеев П.В. История мировой философии. М., 2005.
Человек: мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. М., 2003, 2006.
Время, истина, субстанция: от античной рациональности к средневековой. М., 2001.
Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М.1999.
Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. М.,1997.
Соколов В.В. Средневековая философия. М.,2009.
Хейзинга Й. Осень средневековья. М.,1988.
Штекль А. История средневековой философии. М., 1996.
Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., 2003.
Соколов В.В. Европейская философия XV–XVIII вв. М.,2004.
Вольтер Философские сочинения. М., 1989.
Лазарев В.В. Становление философского сознания Нового времени. М., 2005.
Лось В.А. История и философия науки. М., 2005.
Момджян Х.Н. Французское Просвещение XVIII в. М., 1993.
Рузавин Г.И. Философия науки. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2005.