Рефетека.ру / Социология

Контрольная работа: Современная семья

Контрольная работа


По дисциплине: Демография

Введение


Семьей называется основанное на кровном родстве, браке или усыновлении объединение людей, связанных общностью быта и взаимной ответственностью за воспитание детей; члены семьи часто живут в одном доме. В США это определение включает множество укладов. Исследования крестьянских семей в западной Ирландии, особенностей семейной жизни на Тробриандских островах и в израильских кибутцах свидетельствуют о том, что традиции, презираемые в одном обществе, могут считаться нормой носителями другой культуры. Социологи и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах по 6 параметрам: форме семьи, форме брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а также происхождению и способу наследования имущества.

Семья принадлежит к важнейшим общественным ценностям. Каждый член общества, помимо социального статуса, этнической принадлежности, имущественного и материального положения, с момента рождения и до конца жизни обладает такой характеристикой, как семейно-брачное состояние.

Типы семьи


При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

моногамная семья — состоящая из двух партнёров

полигамная семья — один из супругов имеет несколько брачных партнёров

Полигиния — одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён — не более четырёх

Полиандрия — одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета, Гавайских островов.

В зависимости от пола супругов:

однополая семья — двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей или детей от предыдущих (гетеросексуальных) браков.

разнополая семья

В зависимости от количества детей:

бездетная, или инфертильная семья;

однодетная семья;

малодетная семья;

среднедетная семья;

многодетная семья.

В зависимости от состава:

простая или нуклеарная семья — состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

элементарная — семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

полной — в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

неполной — семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

составная — полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

сложная семья — большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

родительская — это семья, в которой человек рождается

репродуктивные — семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

матрилокальная — молодая семья, проживающая с родителями жены,

патрилокальная — семья, проживающая совместно с родителями мужа;

неолокальная — семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Наследование по отцовской линии означает, что дети берут фамилию отца (в России ещё и отчество) и собственность обычно переходит по мужской линии. Такие семьи называются патрилинеальные. Наследование по женской линии означает матрилинеальность семьи.

Вопросами классификации современных семей занимался Торохтий В.С.

Каждую из категорий семей характеризуют протекающие в ней социально-психологические явления и процессы, присущие ей брачно-семейные отношения, включающие психологические аспекты предметно-практической деятельности, круг общения и его содержание, особенности эмоциональных контактов членов семьи, социально-психологические цели семьи и индивидуально-психологические потребности её членов.


Функции семьи, как социального института


Исследователи единодушны, в том, что функции отражают исторический характер связи между семьёй и обществом, динамику семейных изменений на разных исторических этапах. Современная семья утратила многие функции, цементировавшие её в прошлом: производственную, охранительную, образовательную и др. Однако часть функций являются устойчивыми к изменениям, в этом смысле их можно назвать традиционными. К ним можно отнести следующие функции:

а) репродуктивная — в любой семье важнейшей является проблема деторождения. Цельность сексуальной потребности, обеспечивающей продолжение рода, и любви как высшего чувства делает невозможным отделение одного от другого. Супружеская любовь в значительной мере зависит от характера удовлетворения сексуальных потребностей, особенностей их регулирования и отношения супругов к проблеме деторождения, самим детям;

б) хозяйственно-экономическая — включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная — (лат. regeneratio — возрождение, возобновление). Означает наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения. Сюда же можно отнести и передачу каких-то фамильных драгоценностей;

вовсе необязательно буквально понимать под «драгоценностями» ювелирные украшения, их можно передать любому постороннему, а вот такую драгоценность, как альбом с фотографиями, чужому человеку не передашь — только своему, родному

г) образовательно-воспитательная — (социализация). Состоит в удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

Семейное и общественное воспитание взаимосвязаны, дополняют друг друга и могут, в определённых границах, даже заменять друг друга, но в целом они неравнозначны и ни при каких условиях не могут стать таковыми. Семейное воспитание более эмоционально по своему характеру, чем любое другое воспитание, ибо «проводником» его является родительская любовь к детям, вызывающая ответные чувства детей к родителям;

д) сфера первоначального социального контроля — моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколения;

е) рекреативная — (лат. recreatio — восстановление). Связана с отдыхом, организацией досуга, заботой о здоровье и благополучии членов семьи.

ж) духовного общения — развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная — предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая — позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

В то время как традиционные функции стали резко ослабляться, возникла эта новая, ранее неизвестная — психотерапевтическая функция.

Брак удачен или нет в зависимости от активизации этой функции, то есть в настоящее время семейное существование в значительной степени зависит от стабильности близких эмоциональных отношений.


Демографическая статистика


С позиций воспроизводства населения весьма важным критерием построения демографической типологии семей является стадия жизненного цикла семьи. Семейный цикл определяется следующими стадиями родительства:

предродительство — период от заключения брака и до рождения первенца

репродуктивное родительство — период между рождениями первого и последнего детей

социализационное родительство — период от рождения первенца до выделения из семьи (чаще всего через вступление в брак) последнего ребёнка (в случае одного ребёнка в семье совпадает с предыдущей стадией)

прародительство — период от рождения первого внука до смерти одного из прародителей

Семейная структура, как и брачная, является моментным показателем, фиксируемым во время переписей или специальных обследований населения. Поэтому дать представление о семейной структуре населения можно только по данным переписей или обследований. При этом практика демографической статистики выделяет семьи по следующим признакам:

размер семьи (число её членов);

тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)

Нуклеарные семьи (англ. nuclear family) — семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми

Сложная семья — к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

число детей в семье

малодетные семьи — 1-2 ребёнка (недостаточно для естественного прироста)

среднедетные семьи — 3-4 ребёнка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

многодетные семьи — 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

Примечательно, что в России до 1992 года многодетными считались лишь матери, воспитавшие 5 и более детей (за демографические достижения вручались награды: Медаль «Медаль материнства» II и I степеней — вручался матерям, воспитавшим 5 и 6 детей; Орден «Материнская слава» III, II, I степеней — вручался матерям, воспитавшим 7, 8 и 9 детей соответственно, Орден «Мать-героиня» вручался матерям, воспитавшим 10 и более детей). Сегодня официально «многодетность» начинается от трёх детей, то есть многодетной считается уже среднедетная семья. Именно такая по численности детей семья сегодня является наиболее оптимальной, комфортной для государства, и пользующейся всесторонней социальной поддержкой, в соответствии с Указом Президента РФ от 5 мая 1992 г. N 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей».


Семейная психология


Семья как сложное образование становится объектом внимания различных разделов психологии: социальной, возрастной, клинической, педагогической и др. Предметом изучения становится семья как социальный институт, малая группа и система взаимоотношений.

В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. Например, О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения.

Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.

Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях. Если члены семьи не стремятся изменить такое положение к лучшему, то само существование семьи становится проблематичным.

Психологический климат можно определить как характерный для той или иной семьи более или менее устойчивый эмоциональный настрой, который является следствием семейной коммуникации, то есть возникает в результате совокупности настроения членов семьи, их душевных переживаний и волнений, отношения друг к другу, к другим людям, к работе, к окружающим событиям. Стоит отметить, что эмоциональная атмосфера семьи является важным фактором эффективности функций жизнедеятельности семьи, состояния её здоровья в целом, она обуславливает стабильность брака.

Многие западные исследователи считают, что в современном обществе семья утрачивает свои традиционные функции, становясь институтом эмоционального контакта, своеобразным «психологическим убежищем». Отечественные учёные также подчёркивают возрастание роли эмоциональных факторов в функционировании семьи.

В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи и о том, что этот «интегральный показатель динамики жизненно важных для неё функций, выражающий качественную сторону протекающих в ней социально-психологических процессов и, в частности, способность семьи противостоять нежелательным воздействиям социальной среды», не тождествен понятию «социально-психологический климат», которое в большей степени применимо для групп (в том числе малых) разнородного состава, чаще объединяющих своих членов на основе профессиональной деятельности и наличия у них широких возможностей выхода из группы и т. д. Для малой группы, имеющей родственные связи, обеспечивающие устойчивую и длительную психологическую взаимозависимость, где сохраняется близость межличностных интимных переживаний, где особо значимо сходство ценностных ориентации, где одновременно выделяется не одна, а ряд общесемейных целей, и сохраняется гибкость их приоритетности, адресности, где главным условием её существования является целостность — более приемлем термин «психологическое здоровье семьи».

Психологическое здоровье — это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего характеризуют степень её благополучия.


Проблемы семей в странах СНГ


Одной из основных проблем современной семьи является падение статуса семьи как социального института общества, изменение её места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влия-ние на семейные отношения в обществе. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. В системе социальных институтов семья оказалась в весьма неравнозначном положении. К тому же надо иметь в виду, что начиная с 60-х годов, в общественном сознании всё больше стали брать верх ориентации на реализацию личностных качеств, достижение комфорта и других подобных символов социального успеха. Правы Ю.Г Волков, В.И.Добреньков, Ф.Д.Кадария, И.П.Савченко, В.А.Шаповалов, которые пишут, что "неравно-правное положение института семьи среди других социальных институтов при-вело к девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, увеличению престижа одиночно - холостяцкой независимости и малодетности (1-2 ребёнка в семье) в разных стратах и слоях общества"(1). Эти тенденции особенно усили-лись в 90-е годы, когда "обзаведение семьёй с несколькими детьми перестало выступать в качестве одного из показателей человеческого благополучия"(2).С этим связано сокращение числа браков и рост количества разводов.

Так, если в Бурятии на 1000 чел. населения было заключено в 1960г.12,2 браков, в 1980г. - 10,8, то в 1997г. только 5,2. В эти же годы количество разводов составляло 1,9; 2,9 и 2,5. Основными причинами разводов как свидетельствуют исследования в Бурятии являются злоупотребление спиртными напитками, бытовая неустроенность супругов, супружеская неверность, проблемы распределения домашних обязанностей, психологическая несовместимость. В це-лом по России в 1999г. на 1000 чел. населения пришлось 6,3 брака и 3,7 развода.

Как показали результаты микропереписи населения Бурятии 1994г. нико-гда не состояли в браке в возрасте 25 - 29 лет 16,3% женщин и 24,3% мужчин. Конечно, сокращение числа браков, рост количества одиноких людей объясняются не только ростом престижа одиночно - холостяцкой независимости, но и (возможно в первую очередь) резким падением в 90-е годы жизненного уровня населения и другими обстоятельствами.

Серьёзной проблемой семьи стало снижение её роли в выполнении репродуктивной функции. В годы реформ произошло существенное сокращение уровня рождаемости населения. За последние пятнадцать лет рождаемость в стране уменьшилась примерно вдвое. Семья в России в настоящее время состо-ит из 3,2 чел. Начиная с 1992г. смертность превысила рождаемость. Эти тенден-ции присущи и демографической ситуации, сложившейся в Бурятии. Здесь в 1990г. в расчёте на 1000 чел. населения рождалось 18,2 чел., в 1999г. - только 11,0. Если в 1990г. на каждую тысячу женщин в возрасте 15 - 49 лет приходилось в среднем 74,8 родившихся, то 1999г. - 40,0.

Переход к рыночной экономике, сопровождавшийся снижением жизненного уровня населения в условиях неудовлетворительного состояния социальной сферы и базовой медицины, недоступности высокоэффективных средств лечения для большинства населения усугубил ситуацию и со смертностью детей. В 1999г. в Бурятии на каждую 1000 родившихся приходилось 18,7 умерших детей в возрасте до 1 года (в среднем в России за 1999г. - 16,9).

С начала 1993г. впервые за все послевоенные годы отмечается снижение численности населения Бурятии. С 1993 по 1999гг. потери населения за счёт естественной убыли и оттока составили 24,6 тысяч чел.

Как среди русского, так и среди бурятского населения происходит сокращение многодетных и увеличение однодетных и неполных семей. Семьи всё больше становятся малочисленными. Так, если в 1970г. русская городская семья состояла из 3,6 чел., сельская - из 4,1, то в 2000г. эти показатели равнялись соответственно 3,3 и 3,8 чел. Бурятская городская семья в 1970г.насчитывала 4,0 чел., сельская - 4,7, в 2000г. - 3,8 и 4,0. Расчёты специалистов показывают, что ближайшие десятилетия действующая ныне тенденция уменьшения численно-сти населения в России сохраниться. По последним прогнозам ООН (1998г.) к 2050г. население России по среднему варианту составит примерно 121,3 млн. чел., согласно же худшему варианту - 102,5 млн.

Всё более острой становится проблема социализации , воспитания детей. Социализация призвана помочь индивиду усваивать систему знаний, норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Вместе с тем в условиях смены традиционной многопоколенной семьи двухпоколенной с характерной для неё двухкарьерной моделью и следовательно двухзарплатностью весьма существенно сужаются функции социализа-ции детей. Будучи вовлечёнными в систему наёмного труда, родители ограничены во времени, поэтому их общение с ребёнком является преимущественно эпизодическим. Как свидетельствуют данные Госкомстата Республики Бурятия, в 1990г. работающие женщины занимались с детьми в среднем 32 минуты в сутки, а мужчины - всего 16 минут. Воспитанием детей занимаются ясли, детсады, детдома, школы. Мы - отцы и матери, - как остроумно пояснил эту ситуацию профессор Бестужев - Лада, - сдаём детей, как чемоданы, в камеры хранения, в школьные системы, и получая обратно этот чемодан, возмущаемся: почему он такой бесчувственный по отношению к нам, когда мы становимся престарелы-ми, и не думает о нашем благополучии.

Но дело не только в отсутствии времени у родителей для общения с детьми, но и в не рациональном его использовании. Как показывают исследования, большинство родителей педагогически не образованы. Нередко по отношению к детям применяется не только психологическое или эмоциональное, но и физическое насилие. Об этом свидетельствуют такие данные. Ежегодно в России около 2 млн. детей в возрасте до 14 лет избиваются родителями. Для 10% этих детей исходом становится смерть, а для 2 тысяч - самоубийство. Более 50 тысяч детей в течение года уходят из дома, спасаясь от собственных родителей, а 25 тысяч несовершеннолетних находятся в розыске.

По данным социологических опросов, проведённых в нашей республике (2000г.), прибегают к использованию физического насилия родители как город-ских, так и сельских семей. В городе насилие применяется чаще, чем в деревне.

При этом прослеживается тенденция роста числа проявлений физического насилия, что объясняется прежде всего деморализацией, снижением образовательного, культурного уровня части населения, ростом числа психических расстройств, алкоголизмом.

Сегодня, как никогда раньше, остро стоит задача кардинально повысить роль родителей в воспитании детей. В отечественной и зарубежной литературе настойчиво высказывается требование уйти от экономики двухзарплатной системы, когда работают оба родителя. Необходимо создать такие условия, чтобы зарплата одного из родителей была достаточной для нормального функционирования семьи, а второй имел возможность заниматься воспитанием детей.

Актуальными проблемами семьи является реализация экономической, защитной функций, функции эмоционального удовлетворения. Как показывают исследования, требуют серьёзного улучшения внутрисемейные отношения. Остаётся актуальной задача подготовки молодёжи к семейной жизни.

Необходимым условием оздоровления российской семьи является поворот государства, местных органов власти к проблемам семьи, преодоление тлетворного, разлагающего влияния на семью, прежде всего подрастающее поколение средств массовой информации, особенно центрального телевидения.


Москва, 4 февраля, Благовест-инфо


Теме духовного и нравственного кризиса, сохранения и поддержки традиционной семьи было посвящено первое пленарное заседание Христианского межконфессионального консультативного комитета стран СНГ и Балтии (ХМКК), которое состоялось 4 февраля в гостинице «Даниловская». ХМКК, организованный по инициативе Русской Православной Церкви в 1993 году, недавно возобновил свою работу после длительного перерыва. Тема «Христианская семья – «малая церковь» и основа здорового общества» оказалась одинаково близкой для представителей РПЦ, Римско-Католической Церкви, Армянской Апостольской Церкви и ряда крупнейших протестантских деноминаций России.

Заседание возглавили сопредседатели ХМКК: председатель Отдела внешних церковных связей Московского патриархата (ОВЦС) митрополит Волоколамский Иларион (Алфеев), ординарий Римско-Католической архиепархии Божией Матери в Москве архиепископ Паоло Пецци и председатель Отдела внешних церковных связей Российского союза ЕХБ (евангельских христиан-баптистов) Виталий Власенко.

Как отметил митрополит Иларион, главным итогом встречи стало полное «единодушие, единомыслие и единогласие» участников в выражении тревоги о нравственном состоянии современного общества и в желании «совместно отстаивать основополагающие истины христианского вероучения». Как отмечается в Декларации, принятой на заседании, «не игнорируя наши различия и не собираясь идти на вероучительные компромиссы, мы намерены совместно защищать то, в чем мы имеем согласие – веру в Господа нашего Иисуса Христа и Его святые заповеди».

В своем приветствии в адрес участников пленарного заседания ХМКК Патриарх Кирилл подчеркнул необходимость общего христианского свидетельства о неизменности традиционных семейных ценностей «в склонном к нравственному релятивизму обществе, где институт брака подвергается серьезной переоценке». «Мы, христиане различных конфессий, призваны исповедовать незыблемость евангельских норм о святости брачного союза мужчины и женщины, который апостол уподобляет союзу Христа и Его Церкви», -- говорится в послании. По словам предстоятеля РПЦ, участники межхристианского диалога могут сформировать «общую позицию христианских церквей по развитию светского семейного законодательства», а также «внести важный вклад в общественную дискуссию по проблеме брака, обозначив для нее четкие моральные ориентиры, основанные на Священном Писании».

Обращаясь к участникам встречи с вступительным словом, митрополит Иларион отметил, что современная проблематика семьи включает множество вопросов: это и разводы, брошенные дети и старики, и аборты, и рост числа самоубийств, комплекс проблем биомедицинской этики – эвтаназия, клонирование, использование человеческих эмбрионов и т.д. «Достойно сожаления то, что эти явления нередко объявляются допустимыми в ряде христианских сообществ и даже приветствуются отдельными лидерами некоторых христианских церквей. Сегодня настало время отказаться от политкорректного молчания и с дерзновением заявить о недопустимости пересмотра традиционных норм христианской нравственности под предлогом быть открытым к нуждам и потребностям современного человека», -- сказал глава ОВЦС.

Сопредседатель ХМКК архиепископ Паоло Пецци согласен, что в ряде стран Европы законотворчество по вопросам семьи: легализация абортов, эвтаназии, «гиперпокровительство альтернативным формам брака» – все это «еще больше разрушает традиционные общественные устои» и обязывает христиан к совместному поиску путей выхода из кризиса.

«В настоящее время христиане всех конфессий должны «едиными устами» заявить о непреходящих христианских ценностях. В противном случае нас ожидает то, что постигло многие древние цивилизации», – присоединился к коллегам сопредседатель ХМКК Виталий Власенко. Он подчеркнул необходимость «развенчать секулярный миф о семье» и заново вернуться к христианскому осмыслению роли отца, матери и детей в семье.

Далее фундаментальный доклад о библейском понимании семьи сделал доктор богословия, пастор Российского объединенного союза христиан веры евангельской (РОСХВЕ) Василий Витюк. «Церковь должна встать на защиту библейского понимания семьи», – сказал он, добавив, что для того, чтобы «семья стала местом спасения, ее саму надо спасать».

Генеральный секретарь Синода Евангелическо-Лютеранской церкви Ингрии, пастор, доктор философии Александр Прилуцкий проанализировал противоречия, с которыми сталкивается традиционная христианская семья в современном мире с его либеральной идеологией, «глубоко враждебной христианству». По словам докладчика, в создании христианской семьи, в преодолении коммуникативного диссонанса огромную помощь молодым может оказать христианская приходская община, основанная на духовном единстве. Говоря о такой современной тенденции как «минимизация личной ответственности», он также коснулся вопросов так называемого гражданского (незарегистрированного) брака, который назвал «безответственным сожительством», «пространством эксперимента», которое дает «ощущение кажущейся независимости».

Представитель Римско-Католической Церкви, директор Центра семьи Архиепархии Божией Матери в Москве, священник Эдуард Шатов говорил о влиянии на семейные отношения современной идеологии консюмеризма, тотальных внешних обновлений. «Если я могу поменять машину (дом, образование, работу), то почему бы не поменять жену – это тоже полезно для моего развития», – такую модель поведения навязывают человеку современные масс-медиа. Однако христианское понимание нерасторжимости брака, «верности на всю жизнь» не может устареть, и свидетельство об этом – важный долг христианских семей, считает священник. Он рассмотрел также проблему социальных ролей в современной семье, говоря о «взаимодополняемости» и взаимном жертвенном служении друг другу всех ее членов, включая бабушек и дедушек.

На заседании ХМКК не раз упоминалось о том, что преодоление демографического кризиса, всесторонняя поддержка традиционной семьи – это общее дело государства, общества, религиозных общин. Необходимость участия христианских организаций в законотворческой деятельности стала темой сообщения директора Института государственно-конфессиональных отношений и права Игоря Понкина «Семейная политика российского государства». Он говорил о «сложностях перевода» христианских семейных ценностей на юридический язык, что необходимо для эффективного оппонирования некоторым законопроектам. Юрист привел в пример «блестящий опыт» французских католиков, которым удалось в 1990-е гг. найти правовую аргументацию невозможности считать семьей однополый союз. Положительный пример такого рода прозвучал и на заседании ХМКК: протоиерей Александр Нагла, представитель Латвийской Православной Церкви, рассказал о том, как христиане Латвии сообща оказали влияние на принятие парламентского решения о недопустимости законодательного уравнивания однополого союза и традиционной семьи.

Далее И. Понкин подверг жесткой критике «кулуарно» готовящийся законопроект «Об образовании в РФ», в котором, по его словам, не предусмотрено никакого механизма укрепления семьи. Напротив, вводимые противозаконно в школах ряда регионов программы полового воспитания «пропагандируют разврат», а «учебник Чубарьяна» («История мировых религий» под редакцией академика РАН Александра Чубарьяна) «пропагандирует секты, в том числе – те, которые разрушают семьи», отметил докладчик. Он также выразил озабоченность «дискредитацией» института отцовства в современном российском общественном мнении и в юридической практике.

В дискуссии участники ХМКК активно обсуждали такие темы как практика смешанных (межконфессиональных) браков, роль СМИ в формировании образа «благополучной» семьи, необходимость христианского добрачного и семейного консультирования, возможность оперативного реагирования на острые общественные события со стороны ХМКК и другие.

Общая единодушная позиция членов ХМКК в отношении поднятой темы была выражена в двух итоговых документах: Декларации и более пространном Итоговом документе. Данные тексты размещены на специальном сайте возобновленного ХМКК.

Подводя итоги заседания, митрополит Иларион заявил на пресс-конференции, что общее стремление христиан России и СНГ защитить традиционные нормы христианской нравственности, которое со всей очевидностью проявилось на первой встрече ХМКК, является «важным свидетельством для наших братьев и сестер на Западе». По его словам, «доминирующие там секулярные представления о семейных ценностях… – это самоубийственная политика, которая идет параллельно со стремлением вытеснить церкви из общественного поля». Глава ОВЦС осудил попытки «модифицировать христианскую нравственность в угоду секулярным стандартам». Сопредседатели ХМКК Паоло Пецци и Виталий Власенко выразили свою солидарность с мнением митрополита Илариона. Архиепископ Пецци уверен, что консолидированная позиция российского христианского сообщества по поводу сохранения традиционных семейных ценностей имеет значение для всего общества, в том числе – и для тех, кто не относит себя к христианам.

Заключение


Семейная политика имеет особое значение в наше время, когда исторические процессы трансформации семьи, сами по себе протекающие болезненно и противоречиво, переплетаются с острейшими проблемами, вызванными социально-экономическим кризисом. Необходимость сильной государственной семейной политики обусловлена прежде всего общественными потребностями. По своей природе и предназначению семья является союзником общества в решении его коренных проблем, утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики. Общество заинтересовано в активно действующей семье, способной выработать и реализовать собственную жизненную стратегию, обеспечить не только свое выживание, но и развитие.

Необходимо стремиться к развитию духовного и культурного уровня семейных отношений. Важным резервом укрепления семьи является улучшение семейного воспитания в школе. Частично этот резерв задействован. В школах введен специальный курс "Этика и психология семейной жизни". Практическое значение его для будущих молодоженов не вызывает сомнения, но он затрагивает только верхний, видимый план семейных отношений. Глубинных же основ семьи, того, что составляет ее духовную сущность, он не касается, в то время как исходным положением должно стать раскрытие не столько частных моментов семейных отношений, сколько фундаментальных основ семьи. Если нет духовного единения, то при всем умении составлять домашний бюджет, готовить пищу, шить и даже при знании психологических основ супружеских отношений семья будет держаться на зыбком фундаменте вещных приоритетов.

Список использованной литературы


«Психология. Учебное пособие» Москва – 2006 «Социология молодёжи. Учебное пособие» Ростов – 2003. «Реализация конституционного принципа равенства полов»

Москва – 2008

www.bg-znanie.ru

ru.wikipedia.org

www.blagovest-info.ru

Похожие работы:

  1. • Характеристика современной семьи
  2. • Пути формирования имиджа современной семьи
  3. • Социологический анализ социальных проблем современной ...
  4. • Особенности и функции современной семьи
  5. • Современная семья и ее проблемы
  6. • Современная семья и современное право
  7. • Этнические особенности современной семьи в ...
  8. •  ... здорового образа жизни современной российской семьи
  9. •  ... работы социального педагога с многодетной семьей
  10. • Современная российская семья в условиях системного ...
  11. • Организация социальной поддержки многодетных семей в ...
  12. • Институт семьи. Прошлое и будущее
  13. • Технологии социальной работы с многодетной семьей
  14. • Социальная работа с многодетными семьями
  15. • О современной семье и ее воспитательном потенциале
  16. • Кризисные явления современной белорусской семьи. Отношение к ...
  17. • Социальная помощь молодой семье в условиях ...
  18. • Многодетность и малодетность современных семей
  19. • Семья как особь социально-педагогической деятельности
Рефетека ру refoteka@gmail.com