В послевоенный период широко распространилось убеждение, что эффективная международная защита прав человека является одним из важных условий международного мира и прогресса. Итогом кропотливой, более чем 40-летней работы стран-участниц Организации Объединенных Наций явился комплекс документов, который содержит современные международные стандарты фундаментальных прав человека. Он получил обобщенное название – "Международный Билль о правах человека" и включает в себя пять документов, принятых ООН:
1. Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).
2. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.).
3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 г.).
4. Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах (1966 г.).
5. Второй факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленной на отмену смертной казни (1989 г.).
Среди них первое, определяющее место принадлежит Всеобщей декларации прав человека.
Всеобщая Декларация прав человека – универсальный документ нашей эпохи. Обсуждение в рамках Организации Объединенных Наций идеи универсальной защиты прав человека привело к предложению о создании конкретного документа, в котором мировое сообщество декларировало бы свою приверженность гуманизации и демократизации социальных и международных отношений на основе прав человека как высшей ценности человечества, его фундаментальной основы. Согласились на том, что это будет декларация по форме, моральное обязательство государств по содержанию, нормы международной и внутригосударственной жизни по общему согласию и доброй воле правительств всех стран планеты. Платформа для будущей Декларации была сформулирована в Уставе ООН. В преамбуле Устава народы Объединенных Наций выразили свою решимость "вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций". Статья 8 предусматривает, что "Организация Объединенных Наций не устанавливает никаких ограничений в отношении права мужчин и женщин участвовать в любом качестве и на равных условиях в ее главных и вспомогательных органах".
Что такое права человека в современном мире?
Общие идеи о правах человека возникают еще в Средние века и получают свое наиболее мощное развитие в Новое время. В 18 веке, веке свободы, рождаются концепции свободного человека, формируются первые Конституции: французская, американская, польская. Развиваются социалистические теории.
Рубеж 19 и 20 веков стал периодом первой глобализации в мире.
Рубеж 20 и 21 века – период второй глобализации.
Результатом этих процессов становится то обстоятельство, что на сегодня бюджеты некоторых частных компаний превышают бюджеты многих государств, идет интенсивная миграция человеческих и материальных ресурсов, возникает ситуация, при которой гражданское общество космополитического масштаба стремится определять положение с правами человека в мире.
Во второй половине 20 века возникает и постоянно развивается борьба за концепцию ограниченного суверенитета государства. Источники этой идеи кроются в такой трагедии человечества как вторая мировая война, а реализацией становится создание различного рода надгосударственных структур: ООН, международного уголовного суда, Европейского суда по правам человека, принятие международно-правовых актов, обязывающих государства-участников к соблюдению определенных стандартов в области прав человека и межгосударственного поведения.
В этих условиях возникает европейская система защиты прав человека, самая жесткая и эффективная. Кроме того, формируется система защиты прав человека ООН. Но на сегодня при действующей роли в мировой политике США система ООН дает сбои, т.к. не в силах противодействовать имперской мощи этого государства.
Обратимся теперь к вопросу о том, что собственно представляет собой понятие «права человека», оказывающее толь серьезное влияние на развитие человеческой истории в планетарном масштабе.
Я полагаю, что каждый имеет свое представление о правах человека и неоднократно сталкивался с этим феноменом в жизни. Давайте обозначим сейчас наше с Вами базовое, начальное представление о правах человека и отразим его на флипчарте. Назовите мне, пожалуйста, те прав человека которые, как Вы полагаете, являются собственно правами человека (работа с флипчартом).
Теперь, когда мы обозначили свои представления об изучаемом предмете, нам необходимо ответить на вопросы:
1. Каков круг тех отношений, в рамках которых мы можем говорить о правах человека и их защите?
2. Являются ли права человека индивидуальным правом, или их характеризует принадлежность к совокупности человеческих личностей, объединенных понятием граждан, населения страны и т.п.?
Действительно, говорить о правах человека мы можем лишь тогда, когда человек находится в отношениях вертикали «личность – государство (власть)». Горизонтальные отношения внутри гражданского общества не касаются понятия права человека, т.к. права человека – это небольшой по объему набор ценностей, ограничивающих власть и обеспечивающих развитие и бытие автономной человеческой личности. Именно поэтому права человека всегда индивидуальны и принадлежат человеку вне зависимости от включения его в какую-либо группу или структуру. Это общечеловеческая ценность, существующая вне гражданства, национальности, социального статуса и т.п.
Исходя их этого сформирована система трех поколений прав человека:
1 поколение составляют классические права человека: жизнь, свобода, равенство, собственность, т.е. те права, которые позволяют развивать человеческую неповторимость. К этому поколению относятся и основополагающие политические права: на объединение, избирать и быть избранным, на информацию о деятельности властей. Данные права нашли свое закрепление и защищаются как на международном уровне (ЕКПЧ и МПГПП ООН), так и на уровне национального законодательства (прежде всего Конституция РФ).
2 поколение формируют социальные права: например, на социальное обеспечение.
3 поколение включает в себя уже не права конкретного человека, а касается сообществ, таких как нации, народы, государства.
2. Ход мероприятия
Учитель: По мере приближения нашего государства к тому состоянию, которое определяется словом “правовое”, все больше внимания привлекает к себе проблема прав человека. Идея прав человека может и должна быть основой консолидации различных общественных сил, абсолютной, бесспорной для всех ценностью, а следовательно, способствовать более стабильному социальному развитию.
Мировое сообщество придает большое значение ознакомлению людей с содержанием международных документов о правах человека, воспитанию в духе прав человека. Практика показывает, что значительных усилий требует осознание истиной роли прав человека в жизни отдельных людей, различных народов, всего человечества.
Сообщение 1. Фундаментальные права первого поколения в международном праве называются гражданскими и политическими правами и свободами. К этому поколению принадлежат такие права и свободы, как право на жизнь; право на свободу; свобода совести и мысли; свобода слова и информации; равенство перед законом и судом; право участвовать в управлении страной; и еще ряд других прав и свобод.
Нетрудно заметить, что все эти права являются действительно всеобщими и универсальными, они принадлежат каждому независимо от его происхождения, цвета кожи, сферы занятий. В совокупности они составляют то, что делает человека – свободным членом свободного общества. Основы этих прав были сформулированы во Всеобщей Декларации прав человека.
Права человека второго поколения – это социальные, экономические и культурные права. Они нашли свое отражение в Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах 1966 года.
К этому поколению относятся права, связанные с благосостоянием человека, уровнем и качеством его жизни: право на труд, право на отдых, на образование, медицинское и социальное обеспечение, социальное страхование, на защиту материнства и детства и др.
Формирование прав человека третьего поколения хронологически относится ко второй половине xx века. Речь идет о коллективных правах.
К правам третьего поколения относят: право народа на самоопределение, принцип свободного распоряжения народом своими природными ресурсами, право на мир, право на национальную и международную безопасность, право на участие в решении региональных и глобальных проблем, право на всеобщее уважение и т. д.
Существует значительное количество международных документов, посвященных правам третьего поколения; среди них - Декларация ООН о праве на развитие 1986 года.
Сообщение 2.
Стремление стран к международному сотрудничеству в области защиты прав человека привело к тому, что после окончания второй мировой войны, страны победители вместе с другими государствами создали Организацию Объединенных наций, главной задачей которой является поддержание и укрепление международного мира и безопасности, развитие сотрудничества между государствами. В Уставе ООН сказано: народы объединенных наций преисполнены решимости “вновь утверждать веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности...” Высшим органом ООН была определена Генеральная Ассамблея, собирающая на свои сессии один раз в год, а Совет Безопасности – постоянно действующим органом. Все комитеты, советы, агентства ООН поставлены на службу разрешения проблем экологического, социального и гуманитарного характера.
Начав действовать, ООН приняла ряд документов по важным вопросам жизни народов и отдельных людей во всех уголках планеты. 10 декабря 1948 года Генеральная Ассамблея ООН утвердила и провозгласила Всеобщую декларацию прав человека. Её значение заключается в том, что впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. В Конституции РФ закреплены права и свободы человека и гражданина. Впервые признаны и гарантированы права и свободы в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права.
Сообщение 3.
В своем развитии человечество не сразу пришло к понимаю того, что ребенок тоже полноценный член общества, а не собственность своих родителей или тех, кто их заменяет. Понадобились демократические преобразования, последовавшие за революциями в Европе в прошлом веке, чтобы возник вопрос об отдельном рассмотрении прав детей. Права детей тогда рассматривались, в основном, в качестве мер по защите от рабства, детского труда, торговли детьми, проституции несовершеннолетних, произвола родителей, экономической эксплуатации. В связи с этим Лига Наций (прообраз ООН) в 1924 году приняла Женевскую декларацию прав ребенка. После Второй Мировой Войны, ООН (после создания в 1945 году) приняла в 1948 году Всеобщую декларацию прав человека, в которой отмечалось, что дети должны быть объектом особой заботы и помощи. Наконец в 1959 году ООН принимает Декларацию прав ребенка. Декларация прав ребенка 1959 года имела 10 коротких, декларативных статей, программных положений, которые призывали родителей, отдельных лиц, государственные органы, местные власти и правительства, неправительственные организации признать изложенные в них права и свободы и стремиться к их соблюдению. Это были десять социальных и правовых принципов, оказавших значительное влияние на политику и дела правительств и людей во всем мире. Однако декларация- не обязывает, не имеет обязательной силы, это рекомендация. Новое время, ухудшающееся положение детей, требовало более конкретных законов, международных договоров по защите и обеспечению прав детей. С 1979 года по 1989 года разрабатывается Конвенция о правах ребенка. 20 ноября 1989 года ООН приняла Конвенцию. 26 января 1990 года, в день открытия ее для подписания, ее подписала 61 страна. 13 июля 1990 года Конвенция была ратифицирована в СССР. Россия, как правопреемница СССР сохраняет обязательства по Конвенции. Конвенция- документ высокого международного уровня, соглашение, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.
Учитель: Дети имеют право на особую заботу и помощь. Т. к. положение детей в стране и во всем мире зависит от взрослых. В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей Земли были одинаковые права. И все взрослые должны иметь одинаковые обязанности. В парламенте и в правительстве заседают представители всех взрослых страны. Они принимают законы, которые определяют, какие права и какие обязанности нужно иметь сообществу, чтобы заботится о своих людях. С 24 июня 1998 г. в нашей стране вступил в силу закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, где обоснованы основные направления обеспечения прав ребенка. Права ребенка защищены также и другими федеральными законами: Семейным кодексом РФ, Кодексом о браке и семье др.
Теперь вы знаете, какими правами обладают дети, какие обязанности возложены на взрослый, но… К сожалению, здесь нужно добавить “но”. Иногда права ребенка нарушаются взрослыми, забывают о своих обязанностях родители, А ведь семья, дом должны быть местом, где спокойно и хорошо, где не нужно притворяться, где тебя не обманут, где можно отдохнуть всей душой.
Вашему вниманию приставляется миниатюра “За стеклом”, где представлен один из сюжетов о воспитание в семье. (Максимцева Т.А. , Кузьмина О.В. Воспитываем гражданина. Система гражданского образования в школе. -М. : Глобус, Волгоград: Панорама, 2007. С. 126-130.)
Учитель: Конвенция о правах ребенка имеет очень большое значение и остается важной для детей. Она призвана защищать детей от произвола и обид со стороны взрослых. Поэтому тебе так важно знать, где закреплены твои права!
Давайте подробнее познакомимся с вашими правами и проведем соревнование между командами, где будут подробно разобраны некоторые статьи из Конвенции по правам ребенка.
Для этого мы проведем соревнование между командами. Домашнее задание: назвать команду, выбрать капитана и девиз.
Задание 1. “Разминка”. Каждой команде даются тестовые задания, нужно ответить правильно на эти тесты в течение 5 минут. За каждый правильный ответ 1 балл.
Тестовые задания для проверки передаются жюри.
1 задание.
1. Закончите следующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребёнка заключается в том, что ____”:
а) в ней права ребёнка приобретают силу норм международного права; б) она является обязательством на будущее; в) она впервые описывает права ребёнка.
2. Где дети имеют право свободно выражать своё мнение?
а) в семье; б) среди своих друзей; в) в школе на уроках; г) во всех сферах жизни и деятельности.
3. Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребёнка?
а) под руководством родителей; б) под руководством учителей; в) в ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых.
4. На кого Конвенция о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей?
а) на благотворительные организации; б) на государство; в) на иностранных спонсоров.
5. Закончите следующее утверждение: “Государство должно защищать ребёнка от экономической эксплуатации и работы, которая ________”:
а) не указана в официальных справочниках; б) мешает образованию и вредит здоровью; в) не соответствует интересам и склонностям ребёнка.
6. Международный документ, не имеющий обязательной силы, носящий рекомендательный характер:
а) конвенция; б) договор; в) пакт; г) декларация.
7. Права человека – это проблема:
а) наших дней; б) последнего столетия; в) вечная.
8. Что позволяет гражданину воспринимать свои права как обязанности?
а) хорошее знание права; б) способность к служению – родине, государству, обществу; в) высокие нравственные качества; г) чувство патриотизма; д) все вышеперечисленное.
9. Какое определение соответствует понятию “права человека”?
а) Это законы, по которым живёт человек; б) это охраняемая, обеспечиваемая государством естественная возможность что-то делать, осуществлять; в) это те нормы, которые человек придумал для себя сам.
10. К какому понятию относится определение: “Одно из тягчайших преступлений против человечества – истребление отдельных групп населения или целых народов по расовым, национальным, религиозным, политическим или иным мотивам?”
а) “война”; б) “геноцид”; в) “апартеид”.
11. Как называется грубейшее нарушение прав человека, которое является крайней формой расовой дискриминации?
а) апартеид; б) коллаборационизм; в) регионализм.
12. Закончите следующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека, органом ООН является ______”
а) Генеральная Ассамблея; б) Совет Безопасности; в) Секретариат ООН.
13. Закончите следующее предложение: “Наиболее массовым и действенным средством защиты прав населения должны быть _____”
а) магистратуры; б) суды; в) мэрии.
14. Как называется должность человека, избранного Государственной Думой для сбора информации о нарушениях прав человека и содействию тем, чьи права ущемлены?
а) магистр; б) председатель союза правозащитников; в) уполномоченный по правам человека.
15. Права граждан, которые обеспечивают возможность граждан участвовать в управлении государством и общественными делами:
а) экономические права; б) личные права; в) политические права; г) культурные права.
Задание 2. Составить коллаж по отдельным статьям из Конвенции по правам ребенка.
Вам нужно посовещаться в командах, выбрать статью, взять все необходимое для этого конкурса. Капитанам команды подойти к столу и выбрать необходимых сказочных героев. Время на подготовку 5 минут. Другая команда должна назвать статью и прокомментировать ее. Задание оценивается в 5 баллов.
Статья 35. Государства-участники принимают на национальном, двустороннем и многостороннем уровнях все необходимые меры для предотвращения похищения детей, торговли детьми или их контрабанды в любых целях и в любой форме. (Сказка “Гуси-лебеди”).
Статья 15. 1. Государства-участники признают право ребенка на свободу ассоциации и свободу мирных собраний. (Сказка “Белоснежка и семь гномов”).
Задание3. Инсценировка отрывка из сказок по статьям Конвенции по правам ребенка. Нужно назвать статью и прокомментировать ее.
Капитанам команды подойти к столу выбрать сценарий сказок. Команда должна распределить роли и показать отрывок из сказки. Другая команда должна определить какая статья Конвенции подходит к этой сказки, и прокомментировать ее. Время для подготовки 5 минут. Конкурс оценивается в 5 баллов. (Час о серьезном. Выпуск 3. – Йошкар-Ола: Педагогическая инициатива, 2004. С. 48- 50, 53-54.)
Ответ 1: Эта жестокая женщина нарушила права ребенка. Она подвергла жизнь и здоровье девочки опасности. Статья 6. 1. Государства-участники признают, что каждый ребенок имеет неотъемлемое право на жизнь.
Ответ 2: Злая мачеха нарушила права ребенка на отдых и досуг, запретив Золушке ехать на бал. Статья 31. 1. Государства-участники признают право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством.
Задание 4. “Адвокат для ребят”.
Нужно прокомментировать ситуацию, ссылаясь на статьи из Конвенции по правам ребенка.
Ситуация 1: В нашем кинотеатре идут фильмы о любви. А детям до 16 лет их смотреть нельзя. Нарушается ли право на получение информации ? (Наташа П.).
Ситуация 2: Школьный совет принял решение, чтобы все ходили в школу в форме. А я - против. Нарушаются ли мои права? (Ира Я.)
Задание 5. Составить синквэйн по термину “конвенция”.
Синквэйн- это стихотворение, состоящее из 5 строк, составленное по определенным правилам.
А пока команды готовятся выполнить задание, нам очень хотелось бы узнать, насколько интересен и полезен был наш сегодняшний разговор. Какие проблемы вы еще хотели бы обсудить в дальнейшем. Для этого мы просим вас заполнить анкету.
Анкета.
1. Понравилось ли тебе мероприятие?
2. Стал ли ты более четко разбираться в понятиях и проблемах, затронутых сегодня?
3. Много ли тебе это дало?
4. Сможешь ли ты в дальнейшем применять данные знания?
5. Какие бы еще проблемы ты хотел бы обсудить на классном часе?
Учитель: Наше мероприятие подходит к концу. Мы сегодня с вами затронули очень важный тему- права человека. Зачем нам эти права? Не дань ли это моде, удовлетворение личных амбиций? Оглянемся вокруг. Вот страна с высоким уровнем жизни, вот – малоразвитые, испытывающие постоянные нехватки. У первых детально разработанные гарантии политических, гражданских прав и свобод человека. У вторых – и с демократией туго. Какая же здесь зависимость: живем трудно, потому и не до прав человека, прокормиться бы? Или наоборот: пока человек не раскрепощен, не обрел твердых гарантий своих прав, ни в чем не уверен, не может быть и речи о процветании. Так зачем же все-таки права человека? Есть ответ, который объединяет нас всех – это наша безопасность!
Для подведения итогов всех конкурсов слово предоставляется жюри.
Задание для зрителей в номинации “Самый активный зритель”.
В каком году Генеральная Ассамблея ООН провозгласила Декларацию прав ребенка? (1959 г.)
В каком году Генеральная Ассамблея ООН приняла Конвенцию о правах ребенка? (1989 г.)
В каком году Конвенция о правах ребенка бала принята Верховным Совет СССР? (1990 г.)
Впервые в истории человечества были сформированы и рекомендованы для осуществления, во всех странах основные права и свободы человека, которые во всем мире рассматриваются как стандарты, образцы для соответствующих национальных юридических документов. О каком документе идет речь? (Всеобщая декларация прав человека)
В каком году Генеральная Ассамблея ООН утвердила Всеобщую декларацию прав человека? (1948 г.)
Закончите следующее утверждение: “Значение Конвенции о правах ребенка заключается в том, что …” (в ней права ребенка приобретают силу норм международного права.)
Где дети имеют право свободно выражать свое мнение? Назовите статью из Конвенции по правам ребенка. (Во всех сферах жизни и деятельности. Ст. 12)
Как обеспечивает право детей на свободу ассоциаций Конвенция о правах ребенка? Назовите статью. (В ходе и результате самостоятельного выбора и деятельности детей, которые по своему желанию могут учитывать мнения взрослых. Ст. 15)
На кого Конвенции о правах ребенка возлагает обеспечение ухода за детьми без родителей? (На государство. Ст. 20)
Закончите следующее предложение: “Основным, принимающим международные договоры по правам человека органом ООН является …”(Генеральная Ассамблея)
Как называются основные документы, где определены основные права несовершеннолетних детей? Конвенцией о правах ребенка. Семейный кодекс РФ. Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”.)
До какого возраста человек является несовершеннолетним ребенком? (до 18 лет)
Закончите следующее предложение: “Основополагающим правовым актом, регулирующим семейные отношения в России, является …” (Семейный кодекс РФ)
Когда была принята ныне действующая Конституция РФ? (12 декабря 1993)
Какая международная организация играет решающую роль в защите прав на международном уровне? (ООН)
Какие объединения наиболее характерны для людей, склонных активно участвовать в политической жизни? (партии)