Контрольная работа
Высший арбитражный суд
Содержание
Введение
1. Процесс становления системы арбитражных судов в России
2. Основная деятельность ВАС РФ
3. Состав высшего арбитражного суда РФ
3.1 Пленум высшего арбитражного суда РФ
3.2 Президиум высшего арбитражного суда РФ
3.3 Судебные коллегии
4. Руководство ВАС РФ
Заключение
Введение
Актуальность темы контрольной работы не вызывает сомнений. Судебная реформа, проводимая в Российской Федерации с начала 90-х годов, изначально представляла собой комплекс мер, осуществляемых как в рамках судоустройства, так и в сфере судопроизводства.
Развитие гражданского оборота, связанное с ведением начал рыночной экономики, потребовало построения эффективного механизма для разрешения экономических споров адекватно отражающего потребности общества и предпринимательских кругов. В рамках реформирования судебной системы были созданы арбитражные суды и принято новое процессуальное законодательство, регламентирующее их деятельность. Сегодня, неоднократно отмечается, что система арбитражных судов в России во многом оказалась более развитой и соответствующей характеристикам правового государства, чем система судов общей юрисдикции. Одной из главных причин этого стало то, что арбитражные суды создавались с чистого листа, и идеи концепции судебной реформы здесь было легче реализовать. Однако это не означает, что процесс становления был простым.
Современный этап судебной реформы сопровождается активным обновлением и совершенствованием материального и процессуального законодательства, что является основой ее осуществления, как важнейшего условия становления российского правосудия. Формируются и закрепляются новые методы организационно-технического обеспечения деятельности судов. Большое внимание отводится проблеме подготовки и укрепления кадров, поскольку главная задача современного этапа судебной реформы – обеспечение беспристрастного осуществления правосудия. Основная задача арбитражных судов – укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере их компетенции. Эти начала определяют предмет деятельности арбитражных судов и субъектный состав лиц, участвующих в деле.
Система арбитражных судов в России устоялась, с каждым годом она становится все более открытой, обладает профессиональным составом судей и специалистов. Можно утверждать, что арбитражные суды были созданы и, самое главное, функционируют исходя из интересов реализации конституционного права на судебную защиту и доступность правосудия.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. Его роль – обеспечение единообразия судебной практики.
1. Процесс становления системы арбитражных судов в России
Арбитражные органы, как таковые, стали появляться в нашей стране после 1917 года. Хотя можно считать, что коммерческие суды, бывшие до Октябрьской революции, являлись их прообразом.
В сентябре 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями. Оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий. Положением предусматривалось, что имущественные споры между государственными учреждениями и предприятиями разрешаются Высшей арбитражной комиссией при Совете труда и обороны РСФСР, а на местах - арбитражными комиссиями при областных экономических совещаниях.
В связи с образованием Союза ССР ЦИК и СНК СССР 6 мая 1924 г. утвердили Положение об Арбитражной комиссии при СТО СССР, которым была определена ее компетенция и важнейшие принципы арбитражного процесса.
Постановлением ЦИК и СНК СССР от 3 мая 1931 г. № 5/298 было утверждено Положение о государственном арбитраже. Оно определило организационное построение органов государственного арбитража в СССР; регламентировало важнейшие вопросы деятельности органов арбитража по разрешению споров, осуществлению надзора за законностью и обоснованностью их решений, исполнению решений и предупреждению хозяйственных правонарушений.
6 декабря 1931 г. СНК СССР принял постановление, которым расширил компетенцию Государственного арбитража при Совете народных комиссаров СССР, возложив на него инструктирование арбитражей, состоящих при Советах народных комиссаров союзных республик и ведомствах СССР, а также поручил Советам народных комиссаров союзных республик возложить на соответствующие государственные арбитражи инструктирование местных и ведомственных арбитражей союзных республик.
С развитием народного хозяйства и договорных связей между предприятиями и организациями компетенция органов государственного арбитража продолжала расширяться. Постановление Совнаркома СССР 1933 г. "О заключении договоров на 1934 год" возложило на органы государственного арбитража, кроме рассмотрения имущественных споров, рассмотрение споров, возникающих при заключении договоров между органами различных ведомств и кооперативных систем; Постановление СНК СССР 1939 г. "О заключении договоров на 1940 год" возложило на Госарбитраж рассмотрение споров, возникающих при согласовании Основных условий поставки товаров.
Постановлением № 824 от 23 июля 1959 г. "Об улучшении работы Государственного арбитража" было определено, что главной задачей государственного арбитража является активное воздействие на предприятия, организации и учреждения в деле улучшения их работы, выполнения хозяйственных планов и укрепления хозяйственного расчета. На рассмотрение органов государственного арбитража были переданы все относившиеся к ведению судов споры между государственными, кооперативными (кроме колхозов) и другими общественными организациями, предприятиями и учреждениями. Было установлено, что до предъявления иска в органы государственного арбитража предприятия, организации и учреждения обязаны предъявить претензию другой стороне и принять необходимые меры по урегулированию возникших споров.
Постановлением от 7 августа 1970 г. № 646 "О повышении роли органов государственного арбитража и арбитражей министерств и ведомств в народном хозяйстве" определялись основные задачи органов арбитража в условиях экономической реформы, уточнялась подведомственность споров, вносились существенные изменения в некоторые нормы арбитражного процесса, давались поручения компетентным органам о разработке и представлении Правительству предложений по дальнейшему совершенствованию деятельности органов арбитража и порядка разрешения хозяйственных споров между предприятиями и организациями.
С принятием Постановления Совета Министров СССР от 15 марта 1953 г. №768 "О Государственном арбитраже при Совете Министров СССР" Государственный арбитраж передавался в состав Министерства юстиции СССР.
Постановлением Совета Министров СССР от 10 июня 1954 г. № 1153 "О Государственном арбитраже" Государственный арбитраж был выделен из Министерства юстиции СССР и подчинен непосредственно Совету Министров СССР.
Новый этап в организации и деятельности государственных арбитражей ознаменовало принятие Советом Министров СССР 17 января 1974 г. Постановления № 60 "О дальнейшем совершенствовании организации и деятельности органов государственного арбитража". Было установлено, что Государственный арбитраж при Совете Министров СССР, государственные арбитражи при Советах Министров союзных и автономных республик, государственные арбитражи при краевых, областных и городских исполкомах составляют единую систему Госарбитража в СССР. Государственный арбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в союзно-республиканский орган. Был централизован надзор за законностью решений органов Госарбитража, т.е. возложен на вышестоящие госарбитражи.
Конституционные основы деятельности приобрели органы государственного арбитража с принятием Конституции СССР 1977 года, статьей 163 которой было предусмотрено, что разрешение хозяйственных споров между предприятиями, учреждениями и организациями осуществляется органами государственного арбитража в пределах их компетенции. Было также установлено, что организация и порядок деятельности органов государственного арбитража определяются законом о государственном арбитраже в СССР.
Органы Госарбитража впервые в истории советского государства были преобразованы в конституционные органы, и их деятельность по разрешению хозяйственных споров стала конституционной функцией.
Закон СССР "О государственном арбитраже в СССР" определил задачи - организационное построение, компетенция и функции органов Госарбитража в условиях развитого социалистического общества.
Было полностью обновлено законодательство, регулирующее деятельность органов Госарбитража, что способствовало усилению их воздействия на предприятия и организации в деле выполнения заданий государственных планов экономического и социального развития страны, укрепления социалистической законности и государственной дисциплины в сфере хозяйственных отношений. В соответствии с новым законодательством были изменены и полномочия Государственного арбитража. Во-первых, Указом Президиума Верховного Совета СССР "О вопросах, связанных с созданием на территории СССР и деятельностью совместных предприятий, международных объединений и организаций с участием советских и иностранных организаций, фирм и органов управления" в ст. 9 Закона СССР "О государственном арбитраже в СССР" было внесено изменение, согласно которому на органы Госарбитража возлагалось разрешение споров между совместными предприятиями, международными объединениями и организациями СССР и других стран - членов СЭВ. Во-вторых, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР "О дальнейшем совершенствовании деятельности органов государственного арбитража и повышении их роли в укреплении законности и договорной дисциплины в народном хозяйстве" Госарбитраж при Совете Министров СССР был преобразован в Госарбитраж СССР, ему предоставлялись дополнительные права. Дальнейшее изменение полномочий Госарбитража устанавливается Указом Президиума Верховного Совета СССР от 18 февраля 1987 г. № 6544-XI. Этим документом были внесены изменения и дополнения в законодательство Союза ССР о государственном арбитраже. Постановлением Совета Министров СССР от 16 апреля 1988 года № 490 были утверждены Положение о Государственном арбитраже СССР и Правила рассмотрения хозяйственных споров государственными арбитражами. Этими документами, в частности, расширялась компетенция государственных арбитражей по рассмотрению дел.
В корне изменилась деятельность арбитражных судов в связи с принятием Верховным Советом СССР 17 мая 1991 года двух законов: Закон СССР "О Высшем Арбитражном Суде СССР" и Закон СССР "О порядке разрешения хозяйственных споров Высшим Арбитражным Судом СССР".
С введением в действие этих законов устанавливался судебный порядок защиты прав и охраняемых законом интересов организаций, регламентированный органами законодательной власти, а не исполнительной, как это было ранее. Законом учреждался Высший арбитражный суд СССР, создавались коллегии по рассмотрению споров, Пленум Высшего Арбитражного Суда СССР.
Для обеспечения защиты прав и законных интересов организаций предусматривалось дальнейшее расширение компетенции арбитражных судов, в том числе отнесение к их компетенции разрешения споров о признании недействительными не имеющих нормативного характера актов органов государственного управления и иных органов, не соответствующих законодательству и нарушающих права и законные интересы организаций, а не только актов вышестоящих органов, предприятий и организаций, как это было ранее. 4 июля 1991 года был принят Закон РСФСР "Об арбитражном суде", с принятием которого арбитражным судам становятся подведомственны споры с участием граждан-предпринимателей.
Новый этап в законодательном обеспечении деятельности Высшего Арбитражного суда РФ связывается с принятием в 1993 году новой Конституции Российской Федерации и соответствующих ей федеральных законов. В соответствии со статьей 127 Конституции Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
В развитии современной системы арбитражных судов в России можно выделить три этапа. Первый этап начался с ее создания в 1992 г. Были выявлены недостатки Арбитражного процессуального кодекса, а главное, стали очевидны изъяны в структуре самой нашей судебной системы.
Она была двухзвенной (первое звено - арбитражный суд субъекта федерации, второе - Высший Арбитражный Суд РФ), классическая же судебная система состоит из трех составляющих, и последний вариант представляется более верным. Суд первой инстанции рассматривает основную массу дел, разрешает их. Второе звено существует для того, чтобы обжаловать решения суда первой инстанции, т.е. для проверки их законности и обоснованности. Высшая судебная инстанция во всех странах в качестве основной задачи стремится обеспечить единообразие судебной практики.
Поэтому на втором этапе развития системы арбитражных судов создали еще одно - среднее - звено. Были образованы 10 судебных округов и в каждом из них - окружные федеральные арбитражные суды. Это обстоятельство позволило решить сразу две задачи: превратить нашу судебную систему в классическую и образовать недостающее звено, не связанное с административно-территориальным делением и, таким образом, отдельное от других ветвей власти. А независимость суда - важный фактор.
Сейчас уже можно говорить о начале третьего этапа развития системы арбитражных судов.
2. Основная деятельность ВАС РФ
Высший Арбитражный Суд РФ занимает в судебной системе место, аналогичное положению Верховного Суда РФ, являясь в соответствии со ст. 127 Конституции РФ высшим судебным органом. Но их компетенция различается по предметам ведения. Высший Арбитражный Суд РФ решает экономические споры и иные дела, рассматриваемые арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики.
Судьями Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть назначены граждане РФ, достигшие 35-летнего возраста, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее 10 лет.
Высший Арбитражный Суд РФ рассматривает в соответствии с федеральным законом дела в качестве суда первой инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации:
рассматривает в первой инстанции:
— дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, нарушающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражных судов;
— дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
— экономические споры между Российской Федерацией и субъектами РФ, между субъектами РФ (ч. 2 ст. 34 АПК)
2) рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации;
3) пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам принятые им и вступившие в законную силу судебные акты;
4) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации:
— с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов и договоров;
— с запросом о проверке конституционности закона, примененного или подлежащего применению в деле, рассматриваемом им в любой инстанции;
5) изучает и обобщает практику применения арбитражными судами законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, дает разъяснения по вопросам судебной практики;
6) разрабатывает предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и на этой основе реализует свое право законодательной инициативы по вопросам его ведения. Это может быть им сделано инициативно или по предложению других субъектов законодательной инициативы;
7) ведет судебную статистику и организует работу по ее ведению в арбитражных судах;
8) осуществляет меры по созданию условий для судебной деятельности арбитражных судов, в том числе по их кадровому, организационному, материально-техническому и иным видам обеспечения;
9) решает в пределах своей компетенции вопросы, вытекающие из международных договоров Российской Федерации;
10) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему федеральными законами.
Дела о признании недействительными актов государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов и дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются судом коллегиально.
Все дела в надзорной инстанции рассматриваются арбитражным судом коллегиально.
При коллегиальном рассмотрении дела в состав суда должно входить трое или другое нечетное количество судей.
3. Состав высшего арбитражного суда РФ
Высший Арбитражный Суд РФ состоит из судей, которые назначаются на свою должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, без ограничения срока полномочий. Их правовое положение определяется Федеральным законом "О статусе судей в Российской Федерации" (см. схему 10).
Схема 1. Состав Высшего Арбитражного Суда РФ
Высший Арбитражный Суд РФ действует в составе:
Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ;
Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений;
судебной коллегии по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений.
В составе Высшего Арбитражного Суда РФ по решению Пленума ВАС РФ могут быть образованы иные судебные коллегии по рассмотрению отдельных категорий дел.
Полномочия Пленума и Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ определены Федеральным Конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (ст. 13, 16).
3.1 Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ решает важнейшие вопросы деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
Он действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя и судей Высшего Арбитражного Суда РФ.
В заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие депутаты (члены) Совета Федерации и депутаты Государственной Думы, Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, Генеральный прокурор РФ, министр юстиции РФ, председатели арбитражных судов. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ могут принимать участие судьи арбитражных судов, представители федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ, научных учреждений, других организаций и граждане.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
1) рассматривает материалы изучения и обобщения практики применения законов и иных нормативных правовых актов арбитражными судами и дает разъяснения по вопросам судебной практики;
2) решает вопрос о выступлении с законодательной инициативой;
3) решает вопросы об обращении в Конституционный Суд РФ с запросами о проверке конституционности законов, иных нормативных правовых актов и договоров;
4) избирает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ секретаря Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ;
5) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ членов судебных коллегий и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ;
6) утверждает в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным конституционным законом, места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов;
7) утверждает по представлению председателя федерального арбитражного суда округа судей федерального арбитражного суда округа, входящих в состав президиума федерального арбитражного суда округа;
8) утверждает по представлению председателя арбитражного суда субъекта РФ судей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, входящих в состав президиума арбитражного суда субъекта РФ;
9) утверждает по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ регламент арбитражных судов;
10) решает другие вопросы организации и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
По вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации.
Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости, но не реже двух раз в год.
Он правомочен решать вопросы при наличии не менее двух третей его состава.
Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Пленума.
Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ подписывается Председателем Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и секретарем Пленума.
3.2 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ действует в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, заместителей Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей судебных составов Высшего Арбитражного Суда РФ.
По решению Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ в состав Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть введены судьи Высшего Арбитражного Суда РФ.
В заседаниях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие Генеральный прокурор РФ. По приглашению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в заседаниях могут принимать участие Председатель Конституционного Суда РФ, Председатель Верховного Суда РФ, министр юстиции РФ, председатели, заместители председателей, судьи арбитражных судов и другие лица.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривает дела в порядке надзора по протестам на вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в Российской Федерации; рассматривает отдельные вопросы судебной практики и о результатах рассмотрения информирует арбитражные суды в Российской Федерации.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ созывается Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ по мере необходимости.
Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ правомочен решать вопросы при наличии большинства членов Президиума.
Постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числа присутствующих членов Президиума и подписываются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ. Члены Президиума не вправе воздерживаться от голосования.
3.3 Судебные коллегии
В Высшем Арбитражном Суде РФ создаются судебные коллегии из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ, которые утверждаются Пленумом Высшего Арбитражного ' Суда РФ по представлению Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ возглавляют председатели — заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ в случае необходимости вправе своим распоряжением привлекать судей одной судебной коллегии для рассмотрения дел в составе другой судебной коллегии.
Судебные коллегии Высшего Арбитражного Суда РФ рассматривают дела в первой инстанции, изучают и обобщают судебную практику, разрабатывают предложения по совершенствованию законов и иных нормативных правовых актов, анализируют судебную статистику, а также осуществляют иные полномочия, предусмотренные регламентом арбитражных судов.
В судебных коллегиях Высшего Арбитражного Суда РФ образовываются судебные составы из числа судей, входящих в соответствующую коллегию.
Они формируются Председателем Высшего Арбитражного Суда РФ.
Судебные составы возглавляют председатели, утверждаемые Пленумом Высшего Арбитражного Суда РФ.
4. Руководство ВАС РФ
Руководит работой Высшего Арбитражного Суда РФ Председатель Высшего Арбитражного Суда. Он является судьей и осуществляет процессуальные полномочия, установленные АПК РФ. Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания РФ по представлению Президента РФ.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации:
1) организует деятельность Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации;
2) созывает Пленум и Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ и председательствует на их заседаниях, а также выносит на рассмотрение Пленума и Президиума вопросы, отнесенные законом к их ведению;
3) осуществляет общее руководство аппаратом Высшего Арбитражного Суда РФ, назначает на должность и освобождает от должности работников аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ;
4) распределяет обязанности между заместителями Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ;
5) формирует из числа судей Высшего Арбитражного Суда РФ судебные составы Высшего Арбитражного Суда РФ;
6) выносит на обсуждение Совета председателей арбитражных судов вопросы, отнесенные законом к его ведению;
7) представляет Высший Арбитражный Суд РФ в отношениях с государственными, общественными и иными органами;
8) осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законом.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и другие судьи Высшего Арбитражного Суда РФ назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента РФ, основанному на представлении Председателя Высшего Арбитражного Суда.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ являются судьями и осуществляют процессуальные полномочия, установленные Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ в соответствии с распределением обязанностей возглавляют судебные коллегии, организуют деятельность структурных подразделений аппарата Высшего Арбитражного Суда РФ и системы арбитражных судов в Российской Федерации. В случае отсутствия Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ его полномочия осуществляет первый заместитель Председателя, а в отсутствие первого заместителя — один из заместителей Председателя.
Заместители Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ вправе принимать участие в заседаниях Совета Федерации и Государственной Думы, их комитетов и комиссий, Правительства РФ.
При Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации действует Совет председателей арбитражных судов в составе Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ и председателей арбитражных судов в Российской Федерации. Заседания Совета проводятся по мере необходимости.
Совет председателей арбитражных судов является совещательным органом, рассматривающим вопросы организационной, кадровой и финансовой деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.
Для реализации решений Совета председателей арбитражных судов Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения.
Для подготовки научно обоснованных рекомендаций по вопросам, связанным с формированием практики применения законов и иных нормативных правовых актов и разработкой предложений по их совершенствованию, при Высшем Арбитражном Суде РФ действует Научно-консультативный совет, в который входят ученые, юристы, практики, специалисты в области предпринимательства и экономической деятельности. Совет разрабатывает и представляет на рассмотрение Пленума рекомендации по вопросам, связанным с формированием практики применения законодательства и иных нормативных актов, предложения по их совершенствованию.
Печатным органом Высшего Арбитражного Суда РФ является ежемесячный журнал "Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации", который выходит с 1992 г.
На здании, занимаемом арбитражным судом, поднимается Государственный флаг РФ. В зале заседаний арбитражного суда находятся изображения Государственного герба РФ и Государственный флаг РФ. Судьи арбитражного суда осуществляют правосудие в мантиях.
Заключение
Арбитражные органы, как таковые, стали появляться в нашей стране после 1917 года. Хотя можно считать, что коммерческие суды, бывшие до Октябрьской революции, являлись их прообразом. В сентябре 1922 года было утверждено Положение о порядке разрешения имущественных споров между государственными учреждениями и организациями, оно стало основой для создания новых специализированных органов - арбитражных комиссий.
Позже, законодателями были предприняты поиски наиболее удачного варианта органов такого рода. Решением проблемы, стало создание 3 мая 1931 года особого органа - государственного арбитража. Положение о государственном арбитраже, просуществовало до 1960 г. Впервые, в 1979 году, был решен вопрос об организации и деятельности арбитражных органов в законодательном порядке.
В 1987 году статус органов государственного арбитража изменился, и был закреплён в Конституции СССР и конституциях республик. В 1991 году, органы государственного арбитража снова подверглись изменениям, они были переименованы в арбитражные суды. 4 июля 1991 года был принят Закон об арбитражном суде, который действовал до начала 1995 года.
Верховный Совет РФ, обобщив опыт деятельности арбитражных комиссий, государственных арбитражей и арбитражных судов, в этом же году, ввел в действие первый Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации (АПК), который установил порядок производства в арбитражных судах. Законодательство, по вопросу об арбитражных судах, продолжало совершенствоваться. 28 апреля 1995 года был принят первый Федеральный Конституционный Закон "Об Арбитражных судах в Российской Федерации".
Такие изменения в арбитражном законодательстве были предприняты по ряду причин. В связи с Конституцией 1993 года, все законодательство нужно было привести в соответствие с ней. Появилось несколько форм собственности, и бывшие государственные арбитражи, рассматривающие споры между субъектами одной формы собственности, должны были превратиться в полноправные органы правосудия - арбитражные суды.
В 2002 и 2003 гг. предприняты шаги по дальнейшему реформированию системы органов, которые призваны рассматривать споры хозяйствующих субъектов. Так, 24 июля 2002 года принят новый АПК (введён в действие 1 сентября 2002 г.), в тот же день был одобрен Закон о третейских судах, а 4 июля 2003 года - Федеральный Конституционный закон, который предусматривает образование нового (четвертого) звена системы арбитражных судов (аппеляционных судов).
В Российской Федерации действуют десять федеральных арбитражных судов округов, проводящих проверку решений в порядке кассационного производства. Чтобы обеспечить единообразие судебной практики, "предсказуемость" судебных решений для предпринимателей, которые в силу единства экономического пространства будут обращаться за судебной защитой в арбитражные суды, входящие в различные судебные округа, необходима еще одна судебная инстанция - вышестоящая по отношению к этим десяти окружным судам. Такой инстанцией и является ВАС РФ.
Однако ВАС РФ не должен ставить перед собой задачу исправлять все судебные ошибки, он призван обеспечить единообразие судебной практики и развитие права. Ему следует вмешиваться в процесс, лишь когда идет речь о защите национальных или публичных интересов.
Одним из важнейших направлений деятельности Высшего Арбитражного Суда РФ является организационное обеспечение деятельности арбитражных судов. Высший Арбитражный Суд РФ производит подбор и подготовку кандидатов в судьи, организует работу по повышению квалификации судей и работников аппаратов арбитражных судов, осуществляет финансирование арбитражных судов, обеспечивает контроль за расходованием финансовых средств, выделяемых арбитражным судам.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ обязаны оказывать содействие Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации.