Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Контрольная работа: Процесс работы газотурбинного двигателя

РЕФЕРАТ


Пояснительная записка 23с.; 2рисунка;2 источника; 2 приложения.

ТРДД, ТЕРМОГАЗОДИНАМИЧЕСКИЕ ПАРАМЕТРЫ, ВЕНТИЛЯТОР, КОМПРЕССОР, КАМЕРА СМЕШЕНИЯ, ТУРБИНА, КАМЕРА СГОРАНИЯ, РЕАКТИВНОЕ СОПЛО.

В курсовой работе предусмотрена упрощенная постановка задачи проектирования как рабочего процесса ГТД в целом, так и газодинамического проектирования его узлов: компрессора и турбины. Эффективность работы заключается в понимании сути физических процессов, реализуемых в термодинамическом цикле последних. Результаты, полученные в курсовой работе, являются основой для последующего конструирования ГТД и его элементов.


СОДЕРЖАНИЕ


Определение, обозначение и сокращение

Введение

І. Элементы термогазодинамического расчета двухвального ТРДД

ІІ. Термогазодинамический расчет основных элементов проектируемого ТРДД

Заключение

Литература


ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ


Основные условные обозначения:

G –массовый расход кг/с;

P –давление кПа;

T – температура К;

σ - коэффициент восстановления полного давления;

Процесс работы газотурбинного двигателя - степень повышения(понижения) давления рабочего тела;

L – удельная работа кДж/кг;

η – коэффициент полезного действия;

U – окружная скорость м/с;

R –радиус м, газовая постоянная кДж/кг∙К;

D- диаметр м;

Процесс работы газотурбинного двигателя – приведённая скорость;

С – абсолютная скорость м/с;

F – площадь м2;

q(λ) – приведённая плотность тока;

z – число лопаток;

n – частота вращения мин-1.

Индексы:

вх – вход в компрессор;

к – выход из компрессора;

s – изоэнтропический;

1 – вход в рабочее колесо;

2 – выход из рабочего колеса;

3 – выход из направляющего аппарата;

д – действительный;

вт – втулочный;

ср – средний;

кр – критический;

H – внешние атмосферные условия.

Сокращения:

ВНА – входной направляющий аппарат;

РК – рабочее колесо;

НА – направляющий аппарат.

Остальные обозначения объяснены в тексте.


ВВЕДЕНИЕ


Двухконтурные турбореактивные двигатели к настоящему времени стали основным типом газотурбинных двигателей (ГТД) для пассажирских самолетов гражданской авиации как у нас в стране, так и за рубежом. При высоких дозвуковых скоростях полета они обладают рядом преимуществ по сравнению с одноконтурными турбореактивными (ТРД) и турбовинтовыми (ТВД) двигателями.

Высокая стартовая тяга, низкий удельный расход топлива, пониженные уровни шума как в крейсерском полете, так и при взлете выгодно отличают их от ТРД.

Малая относительная масса, высокие значения тягового КПД, в особенности на высоких крейсерских скоростях полета, соответствующих 0,7 – 0,9 М, простота конструкции, а следовательно, и эксплуатации являются их преимуществами по сравнению с ТВД.

В разработке идеи и создании двухконтурных газотурбинных двигателей велика заслуга отечественных ученых и конструкторов. Впервые схема двухконтурного ВРД, которая может считаться прообразом современных ТРДД, была предложена в 1932 г. К. Э. Циолковским.В 1937 г. советским авиаконструктором А. М. Люлька была предложена схема и разработан проект двухконтурного турбореактивного двигателя, содержащего все основные конструктивные элементы современного ТРДД.

Значителен вклад советских ученых и в создание теории двухконтурных двигателей. Основу этой теории составляют труды по реактивным двигателям профессора Н. Е. Жуковского и основоположника современной теории воздушно-реактивных двигателей академика Б. С. Стечкина.

Развитию теории двухконтурных турбореактивных двигателей посвящены многие работы советских ученых И. И. Кулагина, Н. В. Иноземцева, В. В. Уварова, П. К. Казанджана, А. Л. Клячкина, С. М. Шляхтенко и др.

Практическое создание и внедрение в гражданской авиации двухконтурных двигателей началось в конце 50-х — начале 60-х гг. Первым отечественным двухконтурным двигателем, вошедшим в серийное производство и эксплуатацию в гражданской авиации, является двигатель Д-20П, созданный в конструкторском бюро, возглавляемом П. А. Соловьевым. Этот двигатель в течение ряда лет успешно эксплуатировался на самолете Ту-124. Накопленный при этом опыт был использован в дальнейшем при создании новых, более совершенных ТРДД в ряде конструкторских бюро нашей страны.

В результате в конце 60-х и начале 70-х гг. Аэрофлот был оснащен реактивными пассажирскими самолетами с двухконтурными двигателями Д-30 (КБ П. А. Соловьева), НК-8 (КБ Н. Д. Кузнецова), АИ-25 (КБ В. А. Лотарева).

Двигатель Д-30КУ создан конструкторским бюро под руководством П. А. Соловьева в начале 70-х гг. Характерная особенность двигателя — высокий уровень основных параметров рабочего процесса. В частности, примененные в двигателе значения степени повышения давления и температуры газов перед турбиной соответствовали максимальному уровню этих параметров, достигнутому в мировом авиадвигателестроении к моменту проектирования двигателей. В этом двигателе получили дальнейшее развитие системы охлаждения сопловых и рабочих лопаток турбины, впервые в отечественной практике примененные в двигателе Д-30, а также система автоматического управления топливоподачей.

Благодаря высоким значениям параметров рабочего процесса, совершенству конструктивных и технологических решений двигатель Д-30КУ по удельным параметрам соответствует, а отчасти и превосходит лучшие зарубежные двигатели этого класса, созданные в те же годы.

Современный ГТД является сложной и дорогостоящей машиной, в которой воплощены все последние достижения науки и техники. Поэтому непременным условием успешной эксплуатации авиационных двигателей является глубокое знание летным и инженерно-техническим составом их конструкции, физической сущности явлений и процессов, протекающих в двигателях, а также правил эксплуатации авиационной техники.


І. ЭЛЕМЕНТЫ ТЕРМОГАЗОДИНАМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА ДВУХВАЛЬНОГО ТРДД Д-30КУ


Для ТРДД с высокой степенью двухконтурности m=2,416 в качестве расчетного режима принимается взлетный: M=0; H=0;Процесс работы газотурбинного двигателя;

Процесс работы газотурбинного двигателя Основные исходные данные цикла: температура газа перед турбиной Процесс работы газотурбинного двигателя; суммарный расход воздуха Процесс работы газотурбинного двигателя; степень повышения давления в вентиляторе Процесс работы газотурбинного двигателя; суммарная степень повышения давления Процесс работы газотурбинного двигателя; КПД вентилятора Процесс работы газотурбинного двигателя.

Дополнительные данные:

Параметры компрессора (НД – низкого давления, ВД – высокого давления):


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Параметры камеры сгорания:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Параметры турбины (НД – низкого давления, ВД – высокого давления):


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Коэффициенты восстановления полного давления за турбиной, в наружнем контуре и в камере смешения:

Процесс работы газотурбинного двигателя

Реактивное сопло: Процесс работы газотурбинного двигателя

ІІ. ТЕРМОГАЗОДИНАМИЧЕСКИЙ РАСЧЕТ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ ПРОЕКТИРУЕМОГО ТРДД


1.1 КОМПРЕССОР НАРУЖНЕГО КОНТУРА (ВЕНТИЛЯТОР)


Расход через наружный контур:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень повышения давления в вентиляторе (задана):


Процесс работы газотурбинного двигателя


КПД вентиляторных ступеней; из таблицы І Процесс работы газотурбинного двигателяпо величине
Процесс работы газотурбинного двигателя определяем тип ступени вентилятора – сверхзвуковая, принимаем Процесс работы газотурбинного двигателя , тогда в соответствии с рис.1Процесс работы газотурбинного двигателя величинаПроцесс работы газотурбинного двигателя

Давление за вентилятором:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Работа сжатия воздуха в вентиляторе:


Процесс работы газотурбинного двигателя


где Процесс работы газотурбинного двигателя

Температура воздуха на выходе из вентилятора:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.2 КОМПРЕССОР НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ


Расход воздуха через внутренний контур:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень повышения давления в контуре (задана):


Процесс работы газотурбинного двигателя


КПД компрессора НД (задан):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Работа сжатия воздуха в компрессоре НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя

Температура воздуха на выходе из компрессора НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Давление воздуха на выходе из компрессора НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.3 КОМПРЕССОР ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ


Давление на входе в компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Температура на входе в компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя=Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень повышения давления в компрессоре ВД (задана):


Процесс работы газотурбинного двигателя


КПД компрессора ВД (задана):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Работа сжатия воздуха в компрессоре ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Температура воздуха на выходе из компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Давление на выходе из компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.4 КАМЕРА СГОРАНИЯ


Температура газа перед турбиной (задана):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Коэффициент полноты сгорания (задан):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Величина относительного расхода топлива:


Процесс работы газотурбинного двигателя


где величина qmo=0,023 определена по рис.2 (1) в зависимости от Процесс работы газотурбинного двигателя и Процесс работы газотурбинного двигателя

Gm – расход топлива

Величина коэффициента избытка воздуха:


Процесс работы газотурбинного двигателя


где L0=14,78кг воздуха/кг топлива

Расход воздуха через камеру сгорания:


Процесс работы газотурбинного двигателя


где относительный расход воздуха на охлаждении деталей турбины ВД Процесс работы газотурбинного двигателя определён по рис.3 (1) в зависимости отПроцесс работы газотурбинного двигателя

Расход топлива:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателяоэффициент восстановления полного давления в КС (задан):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателяТУРБИНА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ


Давление на выходе из КС:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Расход газа через турбину ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Работа, совершаемая газом в турбине ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Температура газа за турбиной ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


где Процесс работы газотурбинного двигателя


КПД турбины ВД (задан):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень понижения давления в турбине ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Давление газа на выходе из турбины ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.6 ТУРБИНА НИЗКОГО ДАВЛЕНИЯ


Расход газа через турбину НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Работа газа, совершаемая в турбине НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


КПД турбины НД (задан):


Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень понижения давления в турбине НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Давление за турбиной :


Процесс работы газотурбинного двигателя


Температура газа за турбиной НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.7 КАМЕРА СМЕШЕНИЯ


Температура газа в конце камеры смешения:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Давление газа в конце камеры смешения:


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.8 РЕАКТИВНОЕ СОПЛО


Расход газа через сопло:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Степень понижения давления в реактивном сопле:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Скорость истечения газа из сопла:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Приведённая скорость на выходе из сопла:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Эффективная площадь выходного сечения сопла:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя по формуле ГДФ для к=1,4 определяем qПроцесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя


1.9 УДЕЛЬНЫЕ ПАРАМЕТРЫ ДВИГАТЕЛЯ И ЧАСОВОЙ РАСХОД ТОПЛИВА


Величина удельной тяги:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Удельный расход топлива:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Часовой расход топлива


Процесс работы газотурбинного двигателя


В результате выполнения термогазодинамического расчета основные узлы ТРДД – лопаточные машины – характеризуются следующими параметрами:

Вентилятор:


Процесс работы газотурбинного двигателя=266,26Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Компрессор НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Турбина ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя=3,34 Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Турбина НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя=247,54кДж/кг Процесс работы газотурбинного двигателя=2,96 Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя РАСЧЕТ ДИАМЕТРАЛЬНЫХ РАЗМЕРОВ Процесс работы газотурбинного двигателя


Выбираем величину осевой скорости с1а на входе в компрессор ВД, принимаем с1а=210м/с.

Приведённая абсолютная скорость на входе в компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


так как в проектируемом ТРДД имеется входной направляющий аппарат для расчета принимаем Процесс работы газотурбинного двигателя◦,значение коэффициента неравномерности потока кс=0,98.

Необходимая кольцевая площадь на входе в компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя по формуле ГДФ для к=1,4 определён qПроцесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Выбираем величину скорости с3 на выходе из компрессора:

принимаем с3=150м/с


Приведённая абсолютная скорость на выходе из компрессора:


Процесс работы газотурбинного двигателя


по формуле ГДФ определяем q(λс3) для к=1,4


Процесс работы газотурбинного двигателя

Процесс работы газотурбинного двигателя


Кольцевая площадь на выходе из компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Выбираем относительный диаметр втулки на выходе из компрессора ВД:

принимаем d3=0,88

По прототипу определяем форму проточной части (Dср =const), относительный диаметр втулки на входе:


Процесс работы газотурбинного двигателя

где Процесс работы газотурбинного двигателя


Наружный диаметр входного сечения компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Внутренний диаметр входного сечения компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Высота лопатки на входе в компрессор ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Наружный диаметр на выходе из компрессора:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Внутренний диаметр компрессора ВД в выходном сечении:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Высота лопатки на выходе из компрессора:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Средний диаметр компрессора НД:


Процесс работы газотурбинного двигателя5728м

Процесс работы газотурбинного двигателя5735м

Процесс работы газотурбинного двигателя572м


Определение окружной скорости U1к на наружнем диаметре первой ступени компрессора ВД и частоты его вращения. Величину U1к принимаем в зависимости от типа компрессора – ступень сверхзвуковая: U1к=420м/с


Процесс работы газотурбинного двигателя


Проверка оптимального значения коэффициента расхода:


Процесс работы газотурбинного двигателя


значение с1а ср находится в пределах оптимальных значений.

Определение предварительного значения числа ступеней компрессора. Принимаем средний коэффициент затраченного напора для сверхзвуковой ступени компрессора ВД:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Потребное число ступеней:


Процесс работы газотурбинного двигателя


2.2 ПОСТРОЕНИЕ МЕРИДИАЛЬНОГО СЕЧЕНИЯ ПРОТОЧНОЙ ЧАСТИ КОМПРЕССОРА ВД


Определение ширины венца лопаток первой ступени по величине удлинения. Принимаем удлинение лопаток Процесс работы газотурбинного двигателя для первой сверхзвуковой ступени:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Ширина лопаток входного направляющего аппарата через величину удлинения. Принимаем Процесс работы газотурбинного двигателя


Процесс работы газотурбинного двигателя


Ширина лопаток первого направляющего аппарата у втулки:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Величина удлинения рабочих лопаток последних ступеней. Принимаем


hS ПОСЛ=2


Ширина венца рабочих лопаток последней ступени:


Процесс работы газотурбинного двигателя


Удлинение выходного направляющего аппарата последней ступени, являющегося силовым элементом конструкции:

принимаем Процесс работы газотурбинного двигателя

Ширина венца направляющих лопаток последней ступени


Процесс работы газотурбинного двигателя


Осевой зазор между ВНА и лопатками РК, а также осевой зазор между лопатками РК и лопатками НА:

∆S=0,25∙S1=0,25∙0,066=0,0165м

Осевой зазор между РК и НА последней ступени:

∆Sпосл=0,2Sпосл=0,2∙0,0183=0,004м

Радиальный зазор между торцами рабочих лопаток и корпусом для первой ступени:

∆r1=0,01h1=0,01∙0,1315=0,0013м

для последней ступени:

∆rпосл=0,015h3=0,015∙0,0365=0,0005м

Построение графика зависимости ширины венцов рабочих колес и направляющих аппаратов ступеней от порядкового номера ступени.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В данном курсовом проекте определены параметры термогазодинамического состояния рабочего тела в характерных сечениях двухвального ТРДД, произведен расчет диаметральных размеров компрессора ВД и построено меридиональное сечение его проточной части.


ЛИТЕРАТУРА


Газодинамическое проектирование компрессоров ТРДД с элементами термогазодинамического расчета двигателя. Учебное пособие. Н.Т.Тихонов; Н.Ф.Мусаткин; В.С.Кузьмичев СГАУ Самара 1997

Авиационные двухконтурные двигатели Д-30КУ и Д-30КП Под ред. Л.П.Лозинского Москва Машиностроение 1988

Похожие работы:

  1. • Взрывное формообразование трубчатых деталей
  2. • Экологический кpизис: что охpанять и как использовать?
  3. • Газотурбовоз - перспективный вид тяги
  4. • Корабельные газотурбинные энергетические установки
  5. • Расчет газотурбинного двигателя при постоянном ...
  6. • Газотурбинный двигатель
  7. • Газотурбинные установки
  8. • Газотурбинная установка ...
  9. •  ... регулирования температуры газов в газотурбинном двигателе
  10. • Газотурбинный двигатель для привода аппарата
  11. •  ... регулирования температуры газов в газотурбинном двигателе
  12. • Современная судовая газотурбинная установка
  13. • Современная судовая газотурбинная установка
  14. • Сварка корпуса газотурбинного двигателя
  15. • Энергоэкономическая эффективность применения авиационных ...
  16. • Парогазовые установки
  17. • Расчет идеального цикла газотурбинного двигателя
  18. •  ... турбины приводного газотурбинного двигателя
  19. • Изо всех лошадиных сил
Рефетека ру refoteka@gmail.com