Содержание
Введение
1. Процесс перехода и становление рыночной экономики в России
1.1 Рыночная и социальная рыночная экономика, их характеристика
1.2 Принципы и особенности социально-рыночного государственного устройства
1.3 Условия возникновения рыночных отношений
1.4 Причины перехода России к рыночной экономике
1.5 Существует ли возможность возвращения к нерыночной экономике?
1.6 Основные черты и особенности современного рынка
2. Социально-экономическое положение россии в период с 2000 по 2005 годы. Методология
2.1 Общее социально-экономическое положение России
2.2 Валовой внутренний продукт (ВВП)
3. Перспективы и задачи социально-экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Целью данной работы является охватить большой материал, совместить знания нескольких дисциплин, при этом одновременно затронув основные моменты развития рыночной системы России и положение социальной экономики, проанализировав статистические показатели.
В первой части своей работы я главным образом хочу рассказать о причинах и значении перехода России к рыночной экономике. По моему мнению, смена плановой экономики рыночной имеет для России колоссальное значение, и завершение этого процесса необходимо. Однако я не отрицаю и необходимость вмешательства государства в экономику страны.
В моей работе отражены основные моменты развития рыночной экономики, а также некоторые черты современного рынка.
На сегодняшний день Россия находится на этапе выхода из глубокого социально-экономического кризиса, однако в течение последних пяти лет наблюдается достаточно быстрый экономический рост.
Проанализировав показатели уровня жизни населения, я сделал выводы об общем социально-экономическом положении страны. Для наглядности построены графики и диаграммы.
Последняя часть моей работы рассказывает о необходимых преобразованиях в сфере экономики, результатом чего будет являться положительное изменение социально-экономического состояния страны.
Россия уже давно не великая держава, но безусловный потенциал этой страны, думаю, не сможет опровергнуть ни один специалист. На мой взгляд, при разумной стратегии, имея за спиной разумный план на большой промежуток времени, Россия не только сможет выбраться из кризиса и завершить переход к рыночной экономике, но и стоять наравне с другими высокоразвитыми странами, странами-лидерами мирового развития.
Процесс перехода и становление рыночной экономики в России
Рыночная и социальная рыночная экономика, их характеристика
Рыночной экономике предшествовала плановая – экономика, в которой правительство определяет, как должны быть распределены ресурсы. Такая система изжила себя по причине изменения поведение потребителей, развития их самосознания, увеличения их желаний, и в России были официально признаны товаро-денежные отношения, промежуточный этап между плановой и рыночной экономикой, – это есть объективный результат и форма развития и разделения труда, обмена в условиях экономического обособления товаропроизводителей. Эта система стремительно развивалась, и через некоторое время появился рынок – достаточно высокая стадия развития товаро-денежных отношений, предполагающая свободу продавца и покупателя в выборе партнера. Это означает хозяйственно-экономическую самостоятельность субъектов хозяйственных отношений, полноту их прав и ответственность за принятие решений, связь и взаимодействие спроса и предложения, конкуренцию, подвижность цен, определенную экономическую среду. Однако в действительности не все так положительно и согласованно. Экономическая действительность характеризуется многочисленными и, как правило, противоположными интересами. Покупатели желают приобретать недорогие товары при большой ответственности продавца; продавцы, наоборот, хотят продавать товары по высоким ценам при ограниченной ответственности за товары. Работники стремятся иметь высокую зарплату и интересную работу; работодатели пытаются обеспечить высокую производительность труда при низкой заработной плате. Такого рода противоположные интересы выравниваются в рыночной экономике на товарных рынках, рынках труда и рынках капитала. Так, на товарном рынке каждый хозяйственный субъект составляет для себя собственный хозяйственный план: продавцы составляют планы продаж товаров; покупатели, наоборот, планы покупок. При этом продавец имеет намерение получить максимальную прибыль, в то время как покупатель стремится максимизировать свою выгоду, например, купить по низкой цене достаточно высокого качества товар. Или на рынке капитала: кредитор хочет максимизировать свою выгоду, а заемщик максимизировать свою прибыль. Если продавец получил прибыль, так как его предположение оказалось верным, то эта прибыль должна привлечь и других продавцов и таким образом увеличить правильное предложение этого товара. Таким образом, главной особенностью рыночной экономики и отличием ее от плановой является то, что цены не фиксируются государством, а устанавливаются на основе рыночных отношений между хозяйствующими субъектами, которые все время приводят в соответствие спрос и предложение. Итак, из вышесказанного вытекает то, что рынок - это саморегулирующийся механизм; совокупность экономических отношений по поводу купли-продажи товаров по ценам, установившимся на основе взаимодействия спроса и предложения в результате конкуренции.
Рынок выполняет ряд важных функций, например, стимулирует технический прогресс. Фирмы, не способные совершенствовать технологию, снижать затраты на производство продукции и улучшать ее качество, перестают получать прибыль и даже терпят убытки. Таким образом рынок ликвидирует фирмы, неспособные к быстрой перестройке и невосприимчивые к новациям, оставляя лишь более эффективные жизнеспособные, тем самым выполняя санирующую функцию. Немаловажной является и информационная функция. Через постоянно меняющиеся цены рынок сообщает производителям, где и какой продукции не хватает и где и какая продукция произведена с избытком. Цены помогают рынку и другую его важную функцию – устанавливать пропорциональность в развитии экономики, регулировать распределение ресурсов по отраслям и сферам хозяйства таким образом, чтобы уровень и структура производства были максимально приближены к уровню и структуре потребностей.
Основными категориями рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция. Спрос- зависимость между количеством товара, который покупатели хотят и могут купить, и ценами на этот товар. Величина спроса, то есть то количество товара, которое покупатели готовы приобрести по данной цене, определяется уровнем цены на товары. Предложение- зависимость между количеством товара, который продавцы хотят и могут продать, и ценами на этот товар. Величина предложения, то есть, количество товара и услуг, которое продавцы способны и готовы продать по определенной цене в заданном месте и в заданное время, так же, как и величина спроса, зависит от цены.
Цена – количество денег, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. Она зависит от многих факторов: соотношения спроса и предложения на конкретный товар, наличие конкурентов, покупательной силы рубля, величины затрат и многих других. Существует также много разновидностей цены: оптовая, коммерческая, базисная, фиксированная… Рыночная цена – свободная цена товара на рынке, являющаяся предметом соглашений между покупателем и продавцом. Она зависит от соотношения совокупных спроса и предложения на конкретный товар или группу взаимозаменяемых товаров. Рыночная цена формируется на основе договорной (устанавливается по соглашению сторон в договоре), динамика ее отражает структуру рынка, она всегда обеспечивает равновесие спроса и предложения, поэтому ее также называют равновесной ценой.
И последней из основных категорий, но далеко не последней по важности, является состязательность на рынке – конкуренция. Конкуренция – борьба между производителями и услуг за рынки сбыта своей продукции и за получение дохода от ее продажи; присутствие на рынке большого числа независимых покупателей и продавцов и возможность для покупателей и продавцов свободно выходить на рынок и покидать его. Для конкуренции характерно состояние, когда ни один из хозяйствующих субъектов не занимает доминирующего положения на рынке, идет постоянная борьба товаропроизводителей за покупателей и увеличение своей доли рынка. Конкуренция является одним из важнейших элементов рынка, играющим решающую роль в повышение качества продукции, работ и услуг, снижения производительных затрат, освоении в производстве технических новинок и открытий. Создание условий и поддержание конкуренции является заботой государственных органов, наблюдающих за состоянием рынка. Образование крупных производительных структур и дальнейшее формирование мирового рынка ведут к усилению конкуренции на межгосударственном и межконтинентальном уровнях. Ужесточение конкурентной борьбы ведет к банкротству фирм, не способных противостоять на равных своим конкурентам. В результате конкуренции на рынке сохраняют и расширяют свои позиции наиболее сильные и восприимчивые к научно-техническому прогрессу и хорошо адаптирующиеся к различным ситуациям фирмы, а неспособные и слабые фирмы самоликвидируются. Это ведет в целом к повышению эффективности экономики, удовлетворению повышенного спроса потребителей. Важную роль в создании конкурентной среды играют мелкие и средние предприятия, свобода предпринимательской деятельности, поэтому государство должно активно поддерживать мелкий и средний бизнес, предпринимательство.
Рыночный механизм также определяется вмешательством государства в рыночные процессы. На счет степени вмешательства государства в рыночные отношения существуют разные точки зрения. Так экономисты классической школы полагают, что государство должно взять на себя производство некоторых товаров и услуг, которые не смогут или не хотят продавать частные предприниматели; монетористы же придерживаются точки зрения минимального государственного вмешательства, они считают, что спрос и предложения – самые мощные экономические рычаги. Однако в Российских условиях управление процессами в социальной сфере невозможно только административными методами, ровно как и только рыночными методами.
В условиях рыночной экономики государство сохраняет за собой многие функции, но изменяются механизмы, формы и методы их осуществления. Действенное вмешательство государства необходимо, если механизмы рынка не функционируют эффективно или могут даже оказать отрицательное воздействие на экономику и общество, например в сфере образования, здравоохранения и социальной защиты. Вместе с тем, если общественные объединения участвуют в осуществлении социальных программ, государство должно отдавать им инициативу.
Считается, что вмешательство государства направляет рыночную экономику в социальную рыночную экономику. Можно сказать, что области и границы вмешательства государства в высокоразвитых странах определяются уровнем экономического и политического развития соответствующих стран.
В экономиках высокоразвитых стран Запада проблемы вмешательства государства возникают обычно при решении таких вопросов, как:
развитие новых основных видов техники
формирование инфраструктуры для удовлетворения общественных потребностей (например, оборона страны)
защита окружающей среды
В России же, в которой доля государственной собственности существенно выше, чем в странах Запада, области и границы вмешательства государства, очевидно, должны быть существенно шире. Государственной собственностью нужно эффективно управлять. Управление государственной собственностью предполагает согласование интересов государства с фирмами и предприятиями, находящимися в их имущественном подчинении.
В рыночной экономике в качестве основного субъекта рыночных отношений выступает фирма. В зависимости от цели деятельности различают также банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры. Причем фирмы относятся к основным субъектам предпринимательской деятельности, а банки, страховые и трастовые компании, инвестиционные структуры к субъектам рынка, обслуживающим сферу предпринимательской деятельности. Под фирмой понимается организация, которая владеет и ведет хозяйственную деятельность, преследует коммерческие цели и пользуется правами юридического лица. Каждая фирма как организационно-хозяйственная единица имеет одно или несколько предприятий, специализирующихся на конкретных видах деятельности в области промышленности, торговли, строительства, транспорта, научных и проектно-конструкторских работ. В зависимости от вида и характера хозяйственной деятельности различают промышленные, торговые, транспортные, строительные, транспортно-экспедиторские, инжиниринговые, арендные и другие фирмы. Однако отнесение фирмы к какой-нибудь отрасли имеет условный характер и устанавливается главным образом по тем видам продукции, которые имеют преобладающий удельный вес в хозяйственном обороте фирмы.
Принципиальное значение имеет классификация фирм по правовому положению. Различия в правовом положении фирм зависят от решения следующих вопросов: кто и в каком размере несет ответственность по обязательствам фирмы; кому предоставляется право заключать сделки от имени фирмы; в чьем ведении находится решение вопросов, касающихся хозяйственной деятельности фирмы. Во всех странах по правовому статусу фирмы делятся на два основных вида: единоличное владение (предприятие) и объединения предпринимателей. Единоличное владение это фирма одного лица или семейства. В современных условиях преимущественное значение имеют фирмы, являющиеся по своему правовому статусу объединением предпринимателей.
Понятие «рынок» многогранно, поэтому достаточно трудно охарактеризовать его однозначно. По мере развития общественного производства это понятие неоднократно менялось. Лишь рассмотрев в совокупности его функции, категории, черты и элементы можно объективно оценить и понять сущность рынка. В рыночной системе, как в общественной форме организации и функционирования, безусловно, есть и плюсы, и минусы, но превосходство ее над плановой системой, ранее господствовавшей в России, очевидно.
Принципы и особенности социально-рыночного государственного устройства
Во всех странах с рыночной экономикой, включая Россию, прослеживается закономерность роста государственных расходов по мере принятия государственных программ по социальному обеспечению, образованию, медицинскому обслуживанию, выплатам пособий по безработице, увеличению расходов на управление, армию и безопасность, а также выплатам по международным долгам и обязательствам.
В развитых странах государственные расходы составляют до одной третей валового национального продукта и реализуются на трех уровнях: общегосударственном, региональном и местном.
Главным источником покрытия государственных расходов – система налогообложения. Источниками государственного дохода в странах с рыночной экономикой являются: индивидуальный подоходный налог, взносы на социальное страхование, корпорационный подоходный налог, акцизные налоги, займы и прочие поступления.
Инвестиционная деятельность – немаловажная характеристика социально-рыночной экономики. Инвестиции – все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемых в объекты различных отраслей экономики с целью получения в последующем прибыли или достижения социального эффекта. Именно инвестиции прямо связаны с подъемом и падением экономического роста. Падение инвестиционной активности – предвестник экономического спада, и наоборот. К инвестициям относятся денежные средства, целевые банковские кредиты, акции и другие ценные бумаги, движимое и недвижимое имущество, права пользования землей и другими природными ресурсами, имущественные права и другие ценности.
Человек всегда был и остается центральной фигурой рыночной экономики.
Поведение человека на рынке, по словам А.Смита, характеризуется склонностью человека к обмену в результате разделения труда и постоянным стремлением улучшить свое положения, независимо от его удобства, то есть личным интересом. Поэтому человек стремится выбирать такой вид деятельности, при котором произведенный продукт будет иметь большую стоимость, чтобы получить больше дохода. Тем самым он принимает во внимание лишь собственную выгоду, а не выгоду общества, но это отнюдь не мешает, а наоборот, идет на пользу обществу.
Инфляция и безработица – характерные объективные атрибуты рыночной экономики.
Инфляция – повышение общего уровня цен в экономике. Безработица- социальное явление, при котором часть экономически активного населения, способного и желающего трудиться, не может найти работу, рабочее место, дающее возможность получения дохода.
От инфляции страдают люди с фиксированными доходами, в частности пенсионеры. Страдают также государственные служащие. Инфляция неблагоприятно отражается на работниках, чья зарплата определена на фиксированном уровне и долгосрочных контрактах, и кредиторах, предоставляющих долгосрочные займы под проценты на неизменном уровне. Однако при непредсказуемой инфляции некоторые выигрывают. Например, она благоприятна для бизнеса – за время, проходящее между заказом товаров и их действительной продажей, цены возрастают, принося дополнительные прибыли продавцам.
Рыночный механизм экономики формирует условия занятости населения. Безработица при этом – один из неизбежных феноменов. Различают несколько видов безработицы: структурная (когда человек не имеет работы в течение относительно длительного периода времени), временная (когда люди находятся либо в процессе перехода с одной работы на другую, либо только что появились на рынке рабочей силы), циклическая (колебания, связанные с периодами экономического спада или бума).
В прошлом редко удавалось одновременно достичь низкого уровня безработицы и стабильных цен. На формирование бюджета, при котором могут быть достигнуты относительно стабильные цены, полная занятость и удовлетворительный уровень экономического развития, направлена финансовая политика. Для того, чтобы решить вышеперечисленные проблемы, правительство должно рационально манипулировать доходной и расходной частями бюджета.
Условия возникновения рыночных отношений
Переход к рынку – очень сложный и длительный процесс.
Достижение эффективного развития и перехода к рынку невозможно без основных моментов:
Рыночные отношения первоначально охватывают сферу производства и сбыта потребительских товаров, затем распространяется на инвестиционные отрасли
Либерализация цен проводится на последующих этапах реформы, нередко с сохранением государственного контроля над ценами в отраслях с сильными монополистическими тенденциями
Проводится жесткая финансовая политика с целью недопущения высокой инфляции
Активно формируется рыночная инфраструктура, поощряются частные предпринимательства
Принципиальный смысл рыночной схемы развития – самонастраиваемость, взаимодействие прямых и обратных связей, отторжение бюрократических, тоталитарных структур и институтов.
Для перехода от системы централизованного административно-бюрократического управления, базирующегося на государственной монополии, к принципам рыночных отношений необходимо прежде всего четкое экономическое обособление их субъектов как полноправных партнеров – юридических и физических лиц, являющимися собственниками материальных, духовных, интеллектуальных ресурсов и результатов деятельности. Рыночные отношения невозможны без деятельности множества хозяйственных и коммерческих субъектов. Значит, переходя к рынку, неизбежно приходится решать принципиально важную проблему формирования системы субъектов хозяйственных связей. Это обусловливает необходимость разгосударствления и приватизации господствовавшей до этого государственной собственности. В России рассматривается определенная последовательность, этапы, масштабы и формы разгосударствления и приватизации объектов, предприятий, организаций, земли, жилого фонда: опережающая малая приватизация, охватывающая сферу торговли, общественного питания, коммунально-бытовых услуг, жилья, местной инфраструктуры, и последующая большая приватизация крупных предприятий, в том числе в базовых отраслях экономики. Конкретные шаги в этом отношении определены в законах России «О приватизации государственных и муниципальных предприятий РСФСР» от 3 июня 1991 года, «О приватизации жилищного фонда в РСФСР» от 4 июня 1991 года и в «Государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год», принятой в июне 1992.
Рынок предполагает взаимосвязь спроса и предложения, цен. Взаимодействие спроса и предложения экономически отражает отношения субъектов рынка. Спрос, также как и предложение, зависит от цены. Но рыночное взаимодействие спроса и предложения, реальная свобода выбора для продавца и покупателя обеспечиваются только в условиях подвижных цен, что несовместимо с их централизованным, бюрократическим определением.
Наконец, обязательным условием нормального функционирования рыночного хозяйства является соответствующая экономическая среда. Это прежде всего создание благоприятных условий для предпринимательской деятельности.
Переход на новую стадию также требует трансформации роли государства в экономике. Задача государства состоит в приспособлении экономической и социальной политики к институциональным реалиям России. Важное значение имеет проектирование социальных институтов роста, которые способствуют развитию гражданского общества. В наше время роль государства в экономике огромна, прежде всего потому, что современные государственные структуры призваны обеспечивать создание благоприятной рыночной среды, условий хозяйственной и коммерческой деятельности.
Причины перехода России к рыночной экономике
С начала 80-х годов было ясно, что без радикальных изменений в экономике не обойтись. В то время еще можно было, приняв разумные меры, перестроить плановую экономику, обойтись без спада производства, инфляции, снижения уровня жизни. Некоторые экономические программы предоставляли такую возможность. Однако история сложилась иначе, и руководству России пришлось не перестраивать экономику, а воссоздавать заново. От командно-административной к рыночной экономике.
При традиционном типе потребления предпочтения основной массы населения не менялись из года в год и из поколения в поколение. Для прокормления семьи нужно было неизменное количество риса, а девушки могли носить наряды бабушек, не вызывая насмешек. В этих условиях диктаторы действительно без существенных искажений могли выстраивать по порядку различные потребности членов общества. Поэтому, пока основные потребности людей определялись традицией, пока стремления людей иметь завтра иные вещи, чем вчера, не играли существенной роли, реальные преимущества рыночной экономики по сравнению с нерыночной были очевидны. Эффективность нерыночных экономик оказывалась еще выше, когда власть не выясняла потребности подданных, а навязывала подданным свои представления о том, что им нужно, а подданные, кто с энтузиазмом, кто с покорностью, их принимали.
Россия встала на путь рыночного развития гораздо позже остальных развитых стран. С начала 60ых годов СССР по темпам экономического роста стал отставать сперва от Японии и ФРГ, а потом и от всех ведущих стран Запада. Главным источником этих перемен был переход от сельского образа жизни к городскому, от традиционных вкусов к новым, от желания иметь всем известный минимум благ к стремлению пользоваться самым новым и самым модным. А моду предсказать невозможно. Главным препятствием для планирования являлось непостоянство вкусов потребителей, их желание следовать за модой. Этих перемен оказалось достаточно для сокрушительного поражения централизованной плановой экономики в соревновании с рыночной.
Существует ли возможность возвращения к нерыночной экономике?
Сегодня нам представляется, что мы никогда не станем довольствоваться скудным набором товаров, отобранных властью. Вполне возможно, что это так, но также вполне возможно, что человечество, и Россию в том числе, ждет иное будущее. Не исключено, что потребителям надоест бесконечная погоня за новым, что мир бабушкиных вещей когда-нибудь снова покажется более уютным и теплым, чем мир сегодняшних вещей, привезенных из магазина. А еще более вероятно, что обстоятельства вынудят людей умерить свои аппетиты. Например, за серьезной экологической катастрофой последует тенденция минимизации потребления, всемерного самоограничения как требования для выживания. Тем не менее, сегодня стремления покупателей иметь и уметь пользоваться новыми товарами, разрушившие советскую экономику, в странах с рыночной экономикой способствуют экономическому росту. Когда к середине 80ых годов уже большая населения России жила в городах и переходила к современному типу потребления, поражение плановой экономики в соревновании с рыночной стало неизбежным. Но для тех, кто не стремился к рыночным реформам, конкретные причины и точная дата развала плановой экономики далеко не безразличны. Многие из них, особенно люди старшего возраста, до сих пор сохраняют традиционный стиль потребления, и для них действительно плановая экономика не только привычнее и роднее, но и объективно ничем не хуже рыночной. Однако без особого стечения обстоятельств у традиционалистов нет шансов повернуть историю вспять, вкусы более молодых и более активных горожан неизбежно будут доминировать над вкусами пенсионеров и сельских жителей, а естественный процесс смены поколений с каждым годом сокращает ряды потребителей-традиционалистов.
Проблема возможностей нерыночной экономики в современном мире давно занимала умы экономистов. Один из наиболее полных обзоров аргументов за и против плановой экономики был составлен классиком либеральной мысли Ф. Хайеком. Хотя с момента его написания прошло более 60 лет, в целом обзор не утратил своего значения, и главные аргументы Хайека до сих пор не опровергнуты. Наиболее важным из них является невозможность другим путем помимо реального функционирования рынка выяснить полезности и коэффициенты эластичности спроса различных товаров у потребителей. Вторым по важности является невозможность заставить производителей предоставлять планирующему центру точную информацию и в заданные сроки, так как нерыночные менеджеры неизбежно имеют свои собственные интересы, отличные от задач оптимального распределения ресурсов. Причем в отличие от рыночной экономики в нерыночной экономике нет возможности заменить этих менеджеров на других, более эффективных.
При традиционном типе потребления и неизменности потребительских предпочтений эффективности рыночной и нерыночных форм организации экономики близки между собой. Преимущества рыночной экономики проявляются при современном типе потребления, когда предпочтения потребителей меняются и зависят от моды, которую предсказать невозможно. Поэтому произошедший в последние десятилетия переход экономически активной части населения России к современному типу потребления делает невозможным возврат к плановой экономике без еще большей деградации экономики. Резко возросший ассортимент товаров делает невозможным централизованное планирование, не справлявшееся и с прежним ассортиментом.
И, наконец, немаловажным препятствием является современные информационно-коммуникационные технологии. Согласно данной позиции основное противоречие состоит в том, что централизованная экономика имеет иерархическую структуру, характеризующуюся контролируемыми потоками информации и попросту цензурой, в то время как нынешняя информационная эпоха требует свободного распространения информации, а любые стеснения ведут к экономическому отставанию. Таким образом, современные информационные и коммуникационные технологии разрушают тоталитарную форму правления, на которую опирается нерыночная организация экономики.
Основные черты и особенности современного рынка
В своем труде «Здоровье нации» А. Смит вводит понятие «невидимые руки». С его точки зрения, «невидимые руки» - основной мотив предпринимательской деятельности, основанной на частной собственности, стремлении достичь личной экономической цели, прибыли. По его мнению предприниматель – собственник, идущий на экономический риск ради реализации коммерческой идеи и получения прибыли. Он сам планирует, организует производство, распоряжается его результатами. В работах австрийской школы предприниматель трактуется как хозяйственник, для которого главное – анализ и использование многообразных рыночных возможностей, реализация новаторских идей. Широко принятое разделение предпринимательской функции на ресурсную, организаторскую и творческую наиболее полно систематизирует набор признаков, связываемых с предпринимательством.
Определяя предпринимательство как метод хозяйствования, важно учитывать главное условие – самостоятельность и независимость субъекта, а также ответственность за принимаемые им решения, сопровождающиеся риском, стремлением к достижению коммерческого успеха, к увеличению прибыли.
В Гражданском кодексе Российской Федерации предпринимательство характеризуется следующим образом: «Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке».
В теории и на практике предприниматели представляются как люди с неограниченной свободой в принятии любых решений, в том числе и хозяйственных. Действительно, предприниматели зачастую без какого-либо постороннего вмешательства сами выбирают сферу приложения средств и сил (способностей), определяют методы решения задач, а так же конкретные пути и средства достижения поставленных целей, полностью отвечая прежде всего своим имуществом за последствия принимаемых решений и совершаемых действий и поступков.
Предприниматели, обладая соответствующими средствами (капиталами), приобретают тем самым определенную экономическую, а, в конечном счете, и политическую власть или возможность влиять на деятельность других людей, т.е. определять цели и характер их поведения и конкретных действий.
Как итог, следует отметить необходимость государства поддержания предпринимательства, в особенности мелкого и среднего бизнеса.
При этом Россия еще не полностью избавилась от монополий. Монополии являются основным тормозом рыночной экономики России. Рыночные отношения могут развиваться только в условиях конкуренции. Монополии препятствуют их развитию. Наличие монополий является результатом того, что Россия еще не завершила длительный этап перехода к рыночной системе.
Анализ экономического развития мирового сообщества не оставляет сомнений в преимуществах рыночной экономики.
Для нашей страны переход к рыночной экономике – разумный выход из глубокого экономического кризиса, преодоление неудовлетворенного уровня жизни, беспрецедентного отставания в технологии, использовании результатов научно-технического прогресса, развитие социальной и культурной среды общества.
Глубокое осознание этой объективной ситуации значительной частью общества - являлось главным условием движения экономики России вперед.
Социально-экономическое положение россии в период с 2000 по 2005 годы. Методология
Для характеристики социально-экономического положения России, безусловно, необходимо использовать статистические показатели социального развития. С помощью системы количественных показателей можно адекватно отразить условия, процесс и результаты функционирования рыночной экономики, проанализировать тенденции и закономерности развития общества.
Социальная статистика – отрасль статистики, изучающая количественную сторону массовых явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества, в неразрывной связи с их качественной стороной. Целью социальной статистики является разработка интегрированной системы взаимоувязанных показателей, позволяющих получить всестороннюю характеристику состояния и развития соц. условий жизни людей, выявить тенденции и закономерности, изучить глубинные процессы и создать полную картину общественного уклада и образа жизни человека в конкретных исторических условиях развития общества. Также статистика преследует комплексные цели. Прежде всего это всестороннее и глубокое изучение состояния и развития экономики страны, различных социальных процессов, происходящих в ней, их закономерностей, путем сбора, обработки, анализа и обобщения данных о них.
Для отображения и изучения количественной и качественной сторон явлений и процессов общественной жизни в социальной статистике используется система показателей. Статистический показатель – обобщенная количественная характеристика качественно определенного социального явления. Это понятие, содержащее количественную определенность, качественную определенность, определенность пространства и определенность времени. Статистические показатели, дающие оценку численности, состава, социальной структуры общества, семей и домашнего хозяйства – показатели уровни жизни населения. Данными вопросами занимается статистика населения.
Одним из основных направлений анализа социально-экономического развития страны является изучение уровня жизни населения. Понятие «уровень жизни» многогранно и характеризует материальные возможности населения в удовлетворении своих потребностей. Оно включает в себя различные социальные аспекты общественной жизни: условия труда и быта, уровень и структуру доходов и расходов населения, формы использования свободного времени, уровень развития здравоохранения, культуры, искусства и многое другое. То есть, можно сказать, что уровень жизни – это совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности людей, прежде всего в сфере потребления.
Однако в экономической литературе не существует однозначного определения категории «уровень жизни населения», в связи с чем дискуссионным является и вопрос о перечне показателей, необходимых для адекватной ее статистической характеристики. Весьма распространенным является метод, в соответствии с которым уровень жизни определяется, прежде всего, как совокупность товаров и услуг, которыми располагает отдельный человек, семья или социальная группа населения.
Ввиду отсутствия единого обобщающего показателя, характеризующего уровень жизни населения, для его анализа рассчитывается целый ряд статистических показателей, отражающих различные стороны данной категории. Эти показатели были утверждены Статистической Комиссией ООН. В их число входят показатели доходов населения, обобщающие оценки уровня жизни населения, показатели уровня бедности и другие.
Приведенные показатели уровня жизни занимают особое место в общей системе показателей социально-экономической статистики, так как многие из них используются для общей характеристики состояния экономики, при проведении международных сопоставлений уровней экономического развития различных стран, а также для разработки социальной политики государства и определения первоочередных направлений социальной поддержки отдельных групп населения. Следует отметить, что подобные показатели отражают в большей степени количественную сторону изучаемой категории. Для качественной характеристики условий жизни населения необходимо использовать показатели социальной статистики, дающие представление о качестве жизни. К их числу относятся основные показатели демографической статистики, состояния и охраны здоровья, качества и структуры потребляемых продуктов питания, уровня грамотности и состояния сферы образования и культуры, комфортабельности жилья и другие. Указанные показатели используются в международной статистической практике для более полной характеристики благосостояния населения. Некоторые из них применяются как обобщающие характеристики уровня жизни, например, коэффициент младенческой смертности и средняя продолжительность предстоящей жизни, которые наряду с объемом ВВП на душу населения входят в блок обобщающих показателей, не только отражающих уровень жизни населения, но и являющихся важнейшими индикаторами уровня социально-экономического развития страны.
Одним из наиболее важных индикаторов уровня жизни, как правило, считается показатель доходов населения, определяющий их возможность приобретать товары, услуги. Доходы используются на финансирование, потребительских расходов и сбережение, которое может быть источником будущих расходов на потребление или использоваться для финансирования приобретения населением финансовых активов и имущества, владение которыми также влияет на уровень жизни.
Немаловажное значение имеет вычисление средних величин. Они являются обобщающими и показательными. Так как в данной работе представлены преимущественно моментные ряды, с равными интервалами (в большинстве случаев данные представлены на конец года или по сравнению с декабрем прошлого года), то уместен расчет средней хронологической величины.
Итак, проанализировав и сопоставив вышеперечисленные показатели можно как количественно, так и качественно охарактеризовать эволюцию социально-экономического положения России и дать некоторые прогнозы на будущее.
2.1 Общее социально-экономическое положение России
В последние пять лет, с 2000 года, в России идет достаточно быстрый экономический рост. Он начался в 1999 году, однако рост социальных показателей начался на год позже. До этого был глубокий социально-экономический кризис. Причин долговременного российского кризиса, длившегося 10 лет, несколько:
первый фактор: Кризис разразился из-за неспособности планового хозяйства эффективно управлять экономикой
второй фактор: кризис был усугублен распадом Советского Союза. Его республики составляли единый народнохозяйственный комплекс, потеря тесных связей между этими республиками естественно сказалась на падении производства.
третий фактор: Наша страна была довольно милитаризированной, доля оборонных отраслей была огромна. В период кризиса выпуск военной техники обвально сократилась – в 11 раз. Кризис задел также и смежные отрасли, которые обеспечивали оборонные.
четвертый фактор: Собственно переход к рынку. Это крайне болезненная вещь, связанная с огромным сокращением производства.
Кризис был исключительно тяжелым, развивался очень не равномерно. По отношению к предкризисному 1989 году валовой внутренний продукт снизился почти вдвое, промышленность больше чем вдвое, инвестиции в 5 раз. Безработица составила 13% численности населения Наихудшим показателем стала депопуляция – смертность в России в 1,8 раз превышала рождаемость. И, наконец, в 1998 году на общий социально-экономический кризис наложился финансовый. Промышленное производство упало еще на 5%.
На сегодняшний день мы все еще находимся на стадии выхода из кризиса, до полного выхода еще далеко. Однако, после пятилетнего рывка вперед, сегодня показатели выглядят несколько лучше. В целом за пять лет валовой внутренний продукт вырос примерно на 30%, реальные денежные доходы на 45%, инвестиции на 40%, реальная зарплата, за последние четыре года увеличилась на 75%. Развитие в течение этих пяти лет главным образом шло за счет фактора позитивного влияния девальвации рубля, а следовательно за счет экспорта. Также сказалась так называемая «обратная реакция» против экономического падения, то есть восстановительный рост.
Итак, подробней рассмотрим отдельные показатели уровня жизни населения России.
Валовой внутренний продукт (ВВП)
- показатель статистики национального дохода в системе национальных счетов; выражает совокупную стоимость конечных товаров и услуг, произведенных на территории данной страны, в рыночных ценах. По своей натурально-вещественной форме ВВП - совокупность предметов и услуг, используемых в течение данного года на потребление и накопление.
Таблица 1.1 Объем и динамика Валового внутреннего продукта 2000-2005гг.:
Год | Валовой внутренний продукт(млрд.руб.) | Абсолютный прирост (за год) | Темп роста (%) | Темп прироста (%) | Абсолютное значение 1% прироста |
2000 | 7306 | 2483 | 151,48 | 51,48 | 48,23 |
2001 | 8944 | 1638 | 122,42 | 22,42 | 73,06 |
2002 | 10831 | 1887 | 121,10 | 21,10 | 89,44 |
2003 | 13243 | 2412 | 122,27 | 22,27 | 108,31 |
2004 | 16752 | 3509 | 126,50 | 26,50 | 132,43 |
2005 | 13134,42 | 1072 | 106,40 | 6,40 | 167,52 |
ВВП характеризует конечный результат производственной деятельности всех резидентных производственных единиц. Он рассматривается в качестве наиболее общего индикатора экономической активности и благосостояния страны. Как видно из данной таблицы, благосостояние России в период с 2000 года по 2005 стремительно улучшалось. Особенно нужно отметить 2000й год, в этот момент прирост ВВП составил 51,48%, то есть он увеличился вдвое. Это колоссальный прорыв, ведь в то время Россия находилась в самом начале своего пути выхода из кризиса. Такой высокий уровень был достигнут за счет большого увеличения экспорта и появления множества товаров, способных заместить импортные.
График 2.1
Однако после 2000го года прирост ослабевал, что наглядно видно на графике, к 2002 году спад достиг уровня менее 22%. Это связано с тем, что ранее невероятно выгодный фактор девальвации с каждым годом стал утрачивать свое значение. Доллар перестал расти, и к 2004 году он вырос на 20%, а цены увеличились в 2,5 раза. Эффект от девальвации исчез.
На сегодняшний день министерство экономического развития России прогнозирует рост данного показателя в среднем на 6% в последующих двух годах, кроме того главной задачей на ближайшее десятилетие является удвоение ВВП России. При этом для выполнения этой задачи необходима консолидация политических сил общества. Удвоение ВВП - это масштабная задача, которая потребует глубокого анализа и уточнения существующих подходов к экономической политике. Однако эксперты уверены, что для решения этой задачи в стране есть все условия. Россия вполне способна увеличить свой экономический потенциал за 10 лет в 2 раза, если среднегодовые темпы роста будут удержаны на уровне первого квартала 2004 г.
Перспективы и задачи социально-экономического развития России
Основа для постоянного, качественного и безопасного экономического роста как условия социально-экономического развития создается в сферах, способствующих развитию человеческого потенциала: образовании, науке, культуре, здравоохранении, социальной защите, поэтому обеспечение их нормального функционирования является основной социальной функцией государства.
В настоящее время отсутствует сбалансированность между социальными обязательствами государства и его возможностями мобилизации социальных ресурсов.
Политику государства по развитию социального страхования следует рассматривать в едином контексте с его экономической и финансовой политикой. Требуются скоординированные и целенаправленные действия по повышению общего прожиточного уровня. Это предполагает сочетание ускорения экономического роста с эффективно действующей системой мер по налогообложению доходов, с контролем над ценами на товары, входящие в «корзину физиологического минимума». Эти меры входят в круг важнейших стратегических задач обеспечения экономической и социальной стабильности в обществе. Надо также подчеркнуть их взаимосвязанность. Ведь даже скромный экономический рост создает благоприятные предпосылки для расширения базы налогов и взносов в фонды социального страхования, способствует снижению уровня безработицы и расширяет доступ к системам социальной помощи. В то же время социальный мир в обществе, стабильные и доброжелательные отношения между наемными работниками и работодателями, достигаемые в существенной мере с помощью системы социального страхования, правомерно, наряду с трудом и капиталом, рассматривать в качестве еще одного, третьего, производственного фактора. Развитые системы социального страхования способны оказывать положительное влияние на состояние экономики и социальное положение трудящихся посредством рационального перераспределения доходов, активного стимулирования сбережений населения, увеличения его покупательной способности.
В среднесрочной перспективе необходимо предотвратит дальнейшее увеличение разрыва между Россией и развитыми странами, а в долгосрочной – восстановить и упрочить позицию России как одной из стран – лидеров мирового развития. Важнейшим условием лидерства в постиндустриальном обществе является развитие человеческого потенциала, улучшение качества жизни населения.
В основных направлениях социально-экономической политики Правительства Российской Федерации на долгосрочную перспективу предполагается к 2010 году обеспечить «выход России на качественно-новый уровень развития, характеризующийся растущей экономикой, эффективным государством, наличием самостоятельного среднего класса, стабильными социальными и политическими отношениями».
Заключение
На мой взгляд, я выполнил поставленные передо мной задачи, я охватил большой объем материала, выделив при этом основные моменты и проблемы тем рыночной экономики и социально-экономического положения России.
Я определил основные причины, условия, принципы перехода к рыночной экономике. Также дал объективную оценку результатов рыночных преобразований, поставил основные задачи экономики на будущее.
Проанализировав, на мой взгляд, наиболее важные и репрезентативные статистические показатели, я дал общую характеристику социально-экономическому положению страны. В работе так же отражены основные цели и перспективы развития страны в будущем, поставлены задачи для дальнейшего развития.
Россия является правовым социальным государством, идея которого, сформулированная международным сообществом для современного типа рыночного хозяйства, заключается в политическом и правовом упорядочении жизни общества на принципах гуманизма, выполнении комплекса социально-защитных функций, создании условий для развития гражданского общества.
Список использованной литературы
Аукуционек С.П “Теория перехода к рынку” - Издательство SvR – Аргус, Москва, 1995г.
Брю С.Л., Макконелл К.Р. “Экономикс” 13-е издание – Издательство Инфра-М, Москва, 1999г.
Салин В.Н., Шпаковская Е.П. “Социально-экономическая статистика” - Издательство “Юристъ”, 2001г.
Соловьев В., Рыбалкин В., Дякин Б. “Основы рыночного хозяйства” - Издательство “Международные отношения”, Москва, 1992г.
Журнал “Вестник Московского университета” №3/2004
Журнал “Деньги и Кредит” №3/2003
Журнал “ЭКО” №4/2003
Журнал “ЭКО” №1/2004
Журнал “ЭКО” №7/2004
Юрьев В.Н., Г.М. Шахдинаров, Кузин В.И. “Методы и модели управления фирмой” - серия “Учебник для вузов”, Санкт-Петербург, 2002г.
http://www.gks.ru
12. http://www.realestate.ru