Рефетека.ру / Военная кафедра

Курсовая работа: Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь

Введение


«...В наше время офицер должен много, беспрерывно и без устали работать, если хочет быть достоин своего звания; в наше время он не только военный чин, но и нечто большее: он общественный деятель в гражданском смысле слова, потому что призван играть, и не последнюю, роль в народном воспитании и ... армия – не вооруженная сила только, но и школа воспитания народа, приготовления его к жизни общественной»

Генерал Михаил Иванович Драгомиров (1841 – 1905 гг.) – военный теоретик и педагог, автор ряда трудов по военной истории, тактике, обучению и воспитанию войск

Исторический опыт и современная войсковая практика убедительно свидетельствуют о зависимости уровня боевой выучки и боевой готовности войск, организованности и дисциплины, побед и поражений на поле боя от целого ряда социально-политических, экономических, военно-технических и морально-психологических факторов. Большое воздействие на состояние войск оказывают оружие и боевая техника. Чем они совершеннее, чем выше их превосходство над техникой и оружием противника, тем больше шансов на достижение победы на поле боя.

Однако, как бы ни была велика роль технической оснащённости войск, даже самая совершенная техника и первоклассное оружие не могут сами по себе обеспечить идеальное состояние частей, законность и правопорядок в их подразделениях, а также их способность отразить нападение врага и разгромить его. Техника и оружие приводятся в движение и управляются человеком. Следовательно, высокая боевая готовность войск в огромной степени зависит от людей, владеющих этой техникой и применяющих её как в мирных условиях, так и в бою, т.е. от человеческого фактора, от морально-психологической закалки, боевой выучки и физической выносливости воинов.

От всего личного состава, от каждого воина требуется высочайшая дисциплинированность и исполнительность, добросовестное выполнение конституционного долга, осознание им предназначение службы в Вооруженных Силах Республики Беларусь, уяснить требования военной присяги, воинских уставов, приказов Министерство обороны РБ о необходимости укрепления воинской дисциплины. Понять возрастающее значение воинской дисциплины в современных условиях, формирование в себе таких качеств как — высокой исполнительности, беспрекословного повиновения командирам и начальникам, верности воинскому долгу и войсковому товариществу.

Основу морально-психологической устойчивости составляет морально-психологический фактор, через который, в конечном счёте, проявляются и другие факторы, такие как боевая выучка и профессиональное мастерство, физическая закалка и выносливость, дисциплинированность и организованность, оказывающие огромное влияние на боевую готовность войск, поведение человека в бою, готовность воинов переносить испытания войны и добиваться победы над противником. Наряду с материальными и другими факторами морально-психологический фактор определяет боевую готовность Вооружённых Сил, способность противостоять отрицательному воздействию противника на сознание, чувства и волю личного состава и своевременно восстанавливать боеспособность войск.

Таким образом, объектом данной работы является практическая работа офицерского состава как фактор по обеспечению законности и правопорядка в ВС РБ, а предметом - роль и значение деятельности офицерской работы для формирования законности и правопорядка в частях и подразделениях.

На основании вышесказанного целью данной работы ставится:

Раскрыть роль и значение деятельности офицерского состава для формирования законности и правопорядка в Вооруженных Силах.

Достижение данной цели видится в решении следующих задач:

- раскрыть сущность и значение, виды деятельности офицерского состава;

- рассмотреть практическое применение офицерским составом идеологической работы для поддержания в Вооруженных Силах законности и правопорядка;

- выяснить актуальность применения рассматриваемой воспитательной работы;

- рассмотреть позиции отечественной прессы по поводу рассматриваемой проблемы;

- выявить проблемы, препятствующие обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ;

- предложить оптимальный вариант решения выявленных проблем;

- проанализировать международную ситуацию, сложившуюся в силовых структурах в странах дальнего и ближнего зарубежья.

Тема: «Деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь» является актуальной в современных условиях, так как на деятельность офицерского состава наложена основная задача по формированию у военнослужащих различных категорий всех необходимых качеств для обеспечения в частях и подразделениях законности и правопорядка. А также от их практической деятельности зависит, какой будет армия в глазах молодого поколения, и кто придет в будущем им на смену.

Данная тема рассматривается различными авторами, такими как А.А. Кокошин, В.В. Серебрянников, В.И. Слипченко, В.В. Бондаренко. И является достаточно дискуссионной.

Основными документами при написании курсовой работы являются Приказ Министра обороны Республики Беларусь 3.01. 2006 г № 1 «ИНСТРУКЦИЯ о порядке организации идеологической работ в Вооруженных Силах», Постановление Министерства Обороны Республики Беларусь «О деятельности органов военного управления по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах Республики Беларусь и мерах по ее совершенствованию», а также Уголовный кодекс РБ, Кодекс РБ об административных правонарушениях, Гражданский кодекс РБ.


Правовые основы деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах Республики Беларусь


"Не надо ссылаться на то, что есть сложившаяся система, прописанная еще в учебниках, и без нее все разрушится. Жизнь не стоит на месте. Формы преступных действий становятся все более сложными и изощренными, поэтому правила будем формировать так, как велит время, как нужно для дела… мотивация одна - соблюдение законности".

Президент Республики Беларусь А.Г.ЛУКАШЕНКО


Определение и содержание законности и правопорядка в Вооруженных Силах


Законность - это строгое и точное исполнение Конституции РБ, законов и иных правовых актов всеми государственными органами, общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Это основа нормальной жизнедеятельности правового государства, всех звеньев его политической системы, законность возникает и формируется в условиях цивилизованного общества, способного обеспечить реальное равенство всех граждан перед законом.

Понятие законности можно трактовать и в широком смысле - как режим общественно-политической жизни, требования, предъявляемые к обществу, к политической системе государства.

Важное значение для практики укрепления законности имеет вопрос о разграничении ее принципов и требований. Принципы законности - это основные идеи, начала, выражающие ее содержание, а требования - положения правовой жизни общества, без которых реальная законность невозможна.

Если законность - это требование всеобщего соблюдения законов, то правопорядок есть реализация этого требования. Таким образом, режим данного понятия означает состояние общественной жизни, при котором участники правоотношений свободно реализуют принадлежащие им юридические права и обязанности.

Законность есть предпосылка такого порядка в общественной жизни, который соответствует предписаниям правовых норм. Другими словами, в результате ее действия в обществе складывается правовой порядок, являющийся целью правового регулирования общественных отношений.

Правопорядок - это система общественных отношений, которая устанавливается в результате точного и полного осуществления предписаний правовых норм всеми субъектами права.

Его особенность как специфической системы общественных отношений выражается в том, что основывается он на правовых нормах и в силу этого охраняется государством.

Однако правопорядком охватываются далеко не все отношения, имеющие место в обществе. Например, определенная часть общественной жизни находится в сфере действия норм морали, различных общественных организаций и других неправовых нормативных регуляторов.

В условиях стабильного правопорядка эффективно функционирует экономика государства, достигается гармония в действиях законодательной, исполнительной и судебной властей, активно осуществляется деятельность различных общественных и частных организаций, реально гарантируется свободное развитие человека, максимально удовлетворяются его материальные и духовные потребности.

Составной частью общего правопорядка является воинский правопорядок, который формируется на основе общих принципов права и отражает определенные потребности жизни общества, без которых оно не может нормально функционировать.

Поскольку Вооруженные Силы - это специфическая государственная организация, специально предназначенная для ведения вооруженной борьбы, то обеспечение ее деятельности значительно отличается от других участников общественных отношений, не входящих в состав данной организации. Этим объясняются особенности и специфические черты воинского правопорядка.

Воинский правопорядок -это такая система отношений, которая складывается между субъектами военного права в результате строгого и точного осуществления ими предписаний военно-правовых норм.

Он воплощает в себе социальную справедливость, равенство всех перед законом, демократизм и другие принципиальные правовые положения.

На этой основе отношения между военнослужащими в процессе их служебной деятельности строятся на принципах гуманизма, товарищеской взаимопомощи и ответственности за свои действия.

Необходимым условием обеспечения законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ являются своевременное выявление имеющих место правонарушений и принятие решительных мер по их устранению, восстановлению правопорядка, нарушенных прав и законных интересов военнослужащих. Работа командиров и начальников по обеспечению законности и правопорядка в частях должна проводиться в тесном взаимодействии с военными прокураторами и судами.

В обеспечении законности и правопорядка участвуют:

- высшие органы управления государственной власти;

- специально уполномоченные органы и инспекции;

- органы военного управления, командиры и начальники;

- государственный арбитраж;

- органы прокуратуры и военной прокуратуры;

- военные суды;

- армейская общественность.

Важными направлениями работы вышеперечисленных органов является своевременное и законное реагирование на правонарушения, которое заключается в:

- выявлении всех проступков, происшествий, преступлений и других правонарушений;

- принятии законных мер воздействия на каждый случай правонарушения;

- выявлении и немедленном устранении причин и условий, способствующих их совершению.

Командиры и начальники обязаны действовать строго в рамках прав, предоставленных им, и соблюдать все законные права и интересы военнослужащих и служащих РА, как общегражданские, так и по прохождению военной службы. Без этого невозможно укрепление законности и правопорядка в войсках.


б) Особенности законности и правопорядка в Вооруженных Силах


Особенности военного правопорядка выражаются в следующем:

1. Воинский правопорядок формируется на основе таких правовых норм, которые специально предназначены для регулирования специфических общественных отношений, возникающих в области строительства, жизни и деятельности Вооруженных Сил и содержатся в различных актах военного законодательства.

2. Воинский правопорядок имеет специфическое содержание. Он включает только те общественные отношения, которые возникают в процессе боевой подготовки войск, при несении военнослужащими внутренней и караульной службы, в ходе выполнения боевых задач как в мирное, так и в военное время. Они характерны только для военной организации и не имеют распространения в условиях гражданской жизни.

Составной частью воинского правопорядка является уставной порядок, который представляет собой систему взаимоотношений между военнослужащими и строится на строгом соответствии с воинскими уставами и наставлениями.

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах РБ обеспечиваются деятельностью военных судов, которые, являясь органами судебной власти, пресекают посягательство на безопасность государства, боеспособность его армии и установленный в ней воинский правопорядок.


в) Нормативно – правовые основы деятельности офицерского состава


Формы и методы работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении требуют творческого подхода. Эффективность достигается соблюдением определенных требований: законность предупредительных мероприятий; систематичность и непрерывность предупредительной работы; последовательность профилактической деятельности; сочетание принимаемых мер с решением текущих задач повседневной учебно-боевой деятельности; соответствие предупредительных мер причинам правонарушений; использование прогноза в работе по профилактике правонарушений; дифференцированный подход к военнослужащим; постоянный анализ результатов работы и ее корректировка.

Военно-правовые акты, формирующие требования воинской дисциплины и правопорядка, придают силу закона целому ряду нравственных принципов, входящих в содержание воинской дисциплины.

Важнейшими и определяющими компонентами в структуре морально-нравственных качеств личности военнослужащего являются его патриотическое сознание и ответственность за судьбу Отечества. Именно они составляет основу, стержень дисциплинированности и исполнительности воина, как и иных его качеств и свойств. В структуре качеств личности военнослужащего большое значение имеют его нравственные убеждения, внутренняя порядочность, добросовестность, честность и другие качества, которые также тесно связаны с дисциплинированностью.

Наиболее заметных результатов добиваются те командиры и начальники, которые овладели комплексным системным подходом к этому сложному делу.

Четкое определение индивидуальных должностных обязанностей, сфер ответственности должностных лиц и контроль за их выполнением побуждают каждого командира и начальника ответственно заниматься вопросами улучшения дисциплины и укрепления правопорядка.

Законность в подразделении обеспечивается путем:

- убеждения;

- надзора и контроля;

- обжалования незаконных действий;

- принуждения.

Деятельность по обеспечению законности, правопорядка и укреплению воинской дисциплины включает в себя меры воспитательного и организационного, а также организационно-правового характера. Она реализуется в пределах тех полномочий, которые предоставлены командирам в определенных формах, установленных законами и воинскими уставами.

Эта работа осуществляется по следующим основным направлениям:

- воспитание высоких моральных, боевых качеств и сознательного повиновения командирам и начальникам;

- осуществление организационно-правовых мероприятий по поддержанию уставного порядка;

- повседневная требовательность к подчиненным в сочетании с уважением и заботой о них;

- умелое сочетание и правильное применение мер убеждения и принуждения:

- личный пример командиров и начальников в соблюдении законности и других норм;

- широкое использование армейской общественности в укреплении законности и правопорядка;

- работа по рассмотрению и разрешению предложений, писем и жалоб военнослужащих;

- контроль за использованием подчиненными законов.

В ходе работы по укреплению воинской дисциплины и правопорядка в подразделении важно убедить подчиненных в необходимости добросовестного выполнения своих функциональных обязанностей для их же служебного и личного благополучия, шире применять меры морального и материального поощрения, определенные уставами и приказами министра обороны РБ.

Таковы общие требования к разработке и внедрению единой системы профилактики правонарушений. Но каждый вид, род войск и даже каждое соединение и воинская часть имеют свою специфику. Поэтому к созданию системы профилактики правонарушений необходимо подходить творчески и учитывать:

- реальное состояние правопорядка и воинской дисциплины в подразделении;

- характер и специфику решаемых в ходе реформирования задач;

- организационно-штатную структуру, укомплектованность и район дислокации (базирования) подразделения;

- национальный состав и взаимоотношения с местным населением;

- наиболее вероятные предпосылки происшествий и преступлений, краткосрочный и долговременный прогноз состояния правопорядка и дисциплины.

Систематизация работы должностных лиц подразделения по профилактике правонарушений - насущная потребность практики укрепления правопорядка и дисциплины. Настойчивое ее проведение - задача первостепенной важности органов военного управления, должностных лиц воспитательных структур, всего офицерского состава.

Факторами, которыми обеспечивается укрепление дисциплины и правопорядка, являются:

во-первых, понимание первостепенной важности дисциплины в целом и личной дисциплинированности в частности, убежденность в жизненной необходимости строгого и точного соблюдения военнослужащими установленных порядка и правил. Если отсутствуют понимание важности воинской дисциплины, убежденность в ее необходимости, то дисциплина не может быть прочной;

во-вторых, знание тех правил, которые надлежит строго и точно соблюдать;

в-третьих, важно сосредоточить внимание на межличностных отношениях военнослужащих, отношении коллектива к воинской дисциплине, а также отношениях начальников и подчиненных;

в-четвертых, важнейшим фактором, обеспечивающим воинскую дисциплину и правопорядок, является уставной порядок;

в-пятых, к важным объективным факторам обеспечения воинской дисциплины и правопорядка относятся благоприятные условия в семье военнослужащего, подразделении, гарнизоне, обществе.

Требовательность эффективно формирует исполнительность и ответственность у подчиненных, при условии, если она постоянная, не носит грубого и оскорбительного характера, сочетается с уважением чести и достоинства. Ее проявление вырабатывает у подчиненных уважение к приказам и распоряжениям командиров, убеждает в необходимости их выполнения точно в установленные сроки. Требовательность офицера побуждает подчиненных к активным и сознательным практическим действиям.


г) Правовая тактика офицерского состава


Важно умело использовать дисциплинарную практику. При этом главное - не скупиться на доброе слово, на поощрение. Дисциплинарный устав требует не оставлять без воздействия ни одного случая нарушения воинской дисциплины и при необходимости строго взыскивать с нарушителей. Однако при объявлении взыскания необходимо не допускать поспешности, необъективности. Наказание должно прежде всего воспитывать.

Социально-психологическое значение взысканий состоит в том, чтобы, не унижая достоинства личности, побудить военнослужащего к точному выполнению требований российских законов и воинских уставов, помочь ему осознать проступок.

Особую роль играет умелая индивидуально-воспитательная работа. Это один из наиболее действенных методов воспитания личного состава. Она требует настойчивости, терпения, педагогических навыков, знания психологии. Именно на ней необходимо сделать акцент.

Важно широко и правильно использовать разнообразные формы и методы индивидуальной работы: поощрения, персональные поручения, помощь, личный пример, совет, критику, консультацию, выслушивание, задание и т.д.

Большое значение имеют, например, взаимный обмен информацией с соответствующими органами прокуратуры и милиции по вопросам борьбы с преступностью, согласование мер для раскрытия преступлений и розыска преступников.

Наиболее распространенные формы этого взаимодействия:

- совместное участие в профилактической работе в связи с конкретным делом (организация открытого судебного процесса в расположении войсковой части в присутствии личного состава, устранение причин и условий, способствовавших преступлению, разъяснение приговора, правовая пропаганда и др.);

- совместное изучение прокурорской и судебной практики, разрешение дел и назначение наказаний;

- совместная или согласованная подготовка материалов по правовой пропаганде, участие в ее проведении.

Совершенствование взаимодействия командования подразделения с органами военной прокуратуры в первую очередь должно идти по следующим направлениям:

- более тесного согласования действий (мероприятий) в подразделении, направленных на борьбу с преступлениями и иными правонарушениями;

- совершенствования взаимного обмена информацией о преступлениях и других нарушениях закона, проводимых мерах по укреплению законности, и задачах, стоящих в этой области;

- проведения совместных проверок исполнения законов, других совместных мероприятий (совещаний, конференций, инструктажей, совместных разборов правонарушений и т.д.);

- совместного обсуждения протестов, представлений, других актов прокурорского реагирования с лицами, которым они адресованы;

- усиления правовой помощи контролирующим органам и органам общественности, инструктирования их;

- проведения совместных занятий по изучению законодательства, методов выявления нарушений законов и обстоятельств, способствующих им.

Успех приносят не случайные мероприятия, не авральный метод, когда за наведение порядка иные командиры активно берутся лишь после серии нарушений, а постоянная, целенаправленная, тщательно спланированная работа, скоординированные усилия всего командного, инженерного и технического состава, воспитательных структур. Именно такая системная работа, согласованная по целям, времени, имеющая конкретных исполнителей, позволяет в комплексе решать задачи воспитания военнослужащих, активно влиять на все слагаемые, обеспечивающие достижение крепкой воинской дисциплины.


д) Совершенствование законодательства в сфере борьбы с преступностью в ВС РБ (Из выступления на совещании по вопросам 14 августа 2009 г.)


В ходе реформирования и последующего строительства и развития Вооруженных Сил мы взялись решить и решили многие проблемы, которые десятилетиями оставались неразрешенными, нанося ущерб военному делу. Это относится в немалой степени к поддержанию и укреплению правопорядка в армии. Понятно, что дисциплина нужна не ради дисциплины, не в этом ее суть, а в том, что именно она дает возможность четко функционировать той или иной организации, социальному институту, в том числе Вооруженным Силам. Во все времена, а в современных условиях - особенно, дисциплина - один из важнейших факторов поддержания боевой готовности войск, успешного решения ими задач по предназначению.

Одной из ведущих причин, не позволявших эффективно противостоять преступности, например, в Советской Армии, являлась крайне неэффективная система оценки состояния дисциплины, которая не позволяла на протяжении десятилетий обеспечивать правопорядок.

Дело в том, что криминальная статистика со временем стала для вышестоящих начальников простым и удобным критерием оценки деятельности подчиненных командиров. Так сложилась порочная система, которая позволяла без доскональных проверок и глубоких анализов реальной обстановки в воинских частях и подразделениях принимать решения в отношении подчиненных командиров, наказывать и поощрять, снимать с должностей и продвигать по службе, создавая видимость управленческой деятельности.

На столь сомнительной правовой и практической основе складывалось очковтирательство с круговой порукой общегосударственного масштаба.

Причем корни этой проблемы уходят в глубокое историческое прошлое – еще в дореволюционной армии вызывала нарекание порочная практика наказания офицеров за проступки подчиненных, о чем написано, к примеру, в «Офицерской жизни» №23 за 1906 год в статье «О пределах ответственности начальников за проступки подчиненных». Автором 100 с лишним лет назад подчеркивалось, что «…взваливать ответственность на начальника за поступок его подчиненного – это обречь начальника на переживание, может быть, целого ряда несправедливостей». Тем более что «могут быть случаи и проявления «злой воли» – специально для «подвоха» и сведения личных счетов…»

Именно в белорусской армии реализованы идеи, о которых писали офицеры и в дореволюционных журналах, предложения, на которых акцентировалось внимание на научных конференциях уже в конце ХХ века.

В Вооруженных Силах Республики Беларусь изданы нормативные правовые акты, регламентирующие работу по поддержанию дисциплины, в которых наряду с требованием «поощрять и поддерживать командиров и начальников, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих необходимые меры по утверждению законности и правопорядка» содержится положение о необходимости «запретить оценивать работу должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины только по количественным показателям.

Основным показателем оценки деятельности должностных лиц по поддержанию воинской дисциплины является выполнение задач по предназначению при обеспечении сохранения жизни и здоровья людей в процессе воинской деятельности.

Результаты реализации системы поддержания и укрепления дисциплины налицо.

С 1994 года по 2008 год коэффициент преступности (количество преступлений в расчете на тысячу военнослужащих) сократился с 10,9 до 3,6. Для сравнения – в ряде государств ближнего зарубежья данный показатель в последние годы составляет 16 – 17, а в США только дезертировавших в сухопутных войсках – около 9 на 1.000 человек.

В белорусской армии сохраняется также устойчивая тенденция снижения преступлений в сфере межличностных отношений (нарушений уставных правил взаимоотношений при отсутствии отношений подчиненности, превышений власти, сопряженных с насилием).

Так, за 5 лет с 2003-го по 2008 год число участников таких преступлений сократилось более чем в 2,5 раза.

Количество возбужденных уголовных дел по фактам нарушений уставных правил взаимоотношений за 5 лет сократилось в два раза. Причем в прошлом году среди этих деяний впервые не допущено тяжких и особо тяжких преступлений.

Количество преступлений – превышений власти, сопряженных с насилием, за 5 лет также сократилось более чем в два раза.

Осуществлена закупка комплексов средств автоматизации, в том числе автоматизированных систем управления войсками ("Бор-2П", "Поляна РБ", "Бор-1М1П", "Бор-2С", "Риф-Р") и автоматизированной системы обработки полетной информации "Двина", что позволит создать единую автоматизированную систему управления ВВС и войсками ПВО.

Вместе с тем жизнь не стоит на месте. Поддерживать воинскую дисциплину на должном уровне в любых условиях обстановки несопоставимо сложнее, чем обеспечить разовое снижение преступности. Нужна огромная аналитическая, организаторская и профилактическая работа, необходимы постоянный поиск и внедрение оптимальных моделей управления процессом обеспечения нормативного поведения людей, поддержания правопорядка в столь сложных социальных системах одной из которых являются Вооруженные Силы. Поэтому даже позитивная динамика преступности не может удовлетворять военное ведомство.

Во-первых, еще есть правонарушения, связанные с преступным насилием среди военнослужащих. Пусть это в разы меньше, чем пять лет назад, но они есть.

Военное ведомство неоднократно акцентировало внимание на политическом содержании преступности. Мы живем в открытом информационном обществе, и любой негативный информационный повод максимально используется для попыток дестабилизации обстановки.

Статья 455 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Во-вторых, анализ преступности во второй половине прошлого года и в 2009 году, также несмотря на в целом позитивную тенденцию ее снижения, позволил выявить ряд особенностей и факторов, которые могут в перспективе негативно повлиять на криминологическую ситуацию в Вооруженных Силах, если именно сейчас не принять специальных дополнительных профилактических мер.

Причем в подавляющем большинстве воинских частей, как показывает практика последних пяти лет, вообще нет преступности (до 60 процентов в Сухопутных войсках и 70 процентов в ВВС и войсках ПВО), и именно в остальных совершены все учтенные преступные деяния.

За последние годы в белорусской армии во взаимодействии с Белорусской военной прокуратурой, управлением военной контрразведки и иными органами системы безопасности создана система выявления правонарушений, благодаря которой практически каждое преступление рано или поздно будет вскрыто и обеспечена неотвратимость законного наказания непосредственного виновника. В этом ни у кого не должно быть сомнений.

Выявленные правонарушения одновременно свидетельствуют о том, что формы преступных действий становятся все более сложными, идет процесс трансформации отдельных преступных деяний, которые приобретают черты максимальной латентности (скрытности), а меры, принимаемые в конкретных воинских частях, где правонарушения выявлены не соответствующими командирами и начальниками, а вышестоящими органами управления, неадекватны складывающейся обстановке.

Глава 37.Статьи 438- 465 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Есть необходимость более подробно рассмотреть данные тенденции.

Во-первых, в подавляющем большинстве подразделений и воинских частей, где возбуждены уголовные дела по фактам неуставных взаимоотношений, командование недостаточно владеет обстановкой и своевременно (до наступления определенных последствий, например травм) не принимает необходимых мер в соответствии с законодательством.

Статья 443, 459, 460 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

Во-вторых, в отдельных органах военного управления, структурных подразделениях Министерства обороны анализ состояния преступности осуществляется формально.

Глава 23. Статьи 23.4, 23.18 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-третьих, анализ преступности показывает, что в некоторых соединениях и воинских частях ненадлежащим образом выполняются требования по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы в соответствии с системой, которая утверждена в Министерстве обороны.

Глава 25. Статьи 25.25.3- 25.4, 25.8 кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (Приложение 2).

В-четвертых, несмотря на сокращение общего количества противоправных действий командиров и начальников по отношению к подчиненным, их процент в структуре преступности остается почти неизменным за пятилетие.

Еще одна тенденция. До 70 процентов противоправных действий младших командиров вызваны неправомерными действиями самих потерпевших: это отказ выполнять законные требования начальника, оскорбление начальника, намеренное недобросовестное исполнение приказания.

Статья 438- 444 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Приложение 1).

В предшествующий период снижение преступности обусловлено созданием необходимых объективных условий, в которые поставлены командиры (начальники) воинских частей как органы дознания. С 2002 года в нормативной правовой базе закреплено положение об обеспечении их поддержки при принятии законных мер по поддержанию правопорядка, разумеется, до наступления тяжких последствий данных правонарушений. Причем вне зависимости от числа возбужденных уголовных дел.

Вместе с тем понимание значения данного концептуального положения достигнуто не всеми. На уровне младших командиров эти требования игнорируются. Не сформировано понимание того, что, с одной стороны, одними уголовными преследованиями порядок не навести (нужен дополнительный огромный пласт работы: организационной, воспитательной, профилактической), но с другой – что вся организация этой работы и воспитание будут бессмысленны без главного условия: если есть покушение на совершение преступления (а тем более само преступление), то непосредственный виновник должен отвечать по закону.

То есть должна быть гарантирована неотвратимость наказания непосредственного виновника, а командир должен чувствовать постоянную поддержку при реализации главного его права и обязанности – быть единоначальником, осуществляя свои полномочия, разумеется, в строго правовом поле. Это должны понимать все, начиная от командира отделения и солдата срочной службы.

Но этого нет. За дисциплину реально не отвечают командир отделения, заместитель командира взвода, старшина роты.


е) Причины преступных деяний в воинских коллективах


В чем причины наличия данных преступных деяний в воинских коллективах?

Главная причина наличия неуставных взаимоотношений – ущербная позиция отдельных руководителей, не вникающих в реальное состояние дел и формально выполняющих нормативные правовые акты Министерства обороны.

Первая причина – формализм в работе отдельных руководителей при анализе состояния дисциплины и правопорядка в подчиненных войсках и организации работы по профилактике правонарушений.

Вторая причина – ненадлежащее выполнение отдельными должностными лицами требований нормативных правовых актов по организации изучения и отбора призывников для прохождения военной службы.

Третья причина – недостаточная правовая и педагогическая культура отдельных командиров и начальников.

Но это также субъективная причина. В Военной академии и иных вузах в соответствии с постановлением Министерства обороны №1 введен, причем одними из первых на постсоветском пространстве, курс «Военная девиантология», разработаны методики профилактики правонарушений. Но если начальник не понимает того, что поддержание дисциплины основывается на обширных знаниях в области наук (криминологии, военной педагогики, психологии, социологии и иных), позитивного результата не достигнуть.

Одновременно необходимо понимание того, что в современных условиях, как и в прошлом, главной формой подготовки офицера является самостоятельная подготовка. В этом отношении у нас нет недостатка в литературных источниках, учебниках по военной психологии и военной педагогике, не говоря уже о том, что практически все военные библиотеки подключены к глобальной Сети.

Нужны лишь воля старших начальников и система контроля за подготовкой офицера.

Несколько сложнее с подготовкой сержанта. Приходится иногда сталкиваться с распространением ущербного мнения, что у нас якобы плохой сержант. Но сержанта опять же необходимо ставить в условия, в которых он стал бы выполнять свои обязанности. Это значит, что необходимо подобрать младшего командира, исходя из его моральных и деловых качеств, научить – дать необходимые знания, сформировать навыки и умения, а главное – потребовать с него в соответствии с законодательством за конечный результат.

Понятно, что мы не в состоянии увеличить в несколько раз время на подготовку младшего командира. Но здесь также дело поправимое. Применительно к тем условиям, в которых мы находимся, вполне реально обеспечить повышение компетентности младшего командира за счет совершенствования системы отбора для назначения на соответствующие должности, а также оптимизации программ подготовки младших командиров в сторону увеличения количества часов на такие предметы, как военное право, а также на военную психологию и военную педагогику. Кстати, в начале ХХ века военная психология входила самостоятельным разделом в тактику, и на это были веские причины.

Четвертая причина – неуставные взаимоотношения являются следствием совокупности ряда неблагоприятных факторов (социокультурных, психологических, социально-демографических, криминологических и иных). Это исключительно сложное явление, с которым сталкиваются практически все армии мира.

В последние 8 лет именно у нас в значительной степени оптимизирована система профилактики правонарушений, что позволило снизить преступность. Но это одновременно породило у части должностных лиц благодушие и иллюзию, что можно без особых усилий и в дальнейшем поддерживать правопорядок. А это далеко не так.

Соответственно, одна из ведущих причин сегодня – недостаточно эффективная комплексная, постоянно совершенствующаяся система профилактики неуставных взаимоотношений на уровне отделение – взвод – рота – батальон – бригада.


ж) Совершенствование системы поддержания правопорядка


В современных условиях для дальнейшего совершенствования системы поддержания правопорядка предлагается следующее.

На уровне структурных подразделений Министерства обороны, объединений необходимо еще раз проанализировать требования нормативных правовых актов, регламентирующих работу по поддержанию и укреплению дисциплины в Вооруженных Силах, и прежде всего постановление Министерства обороны 2002 года №1, и неформально, со знанием дела организовать их исполнение в каждом воинском формировании.

А главное – добиться того, чтобы сто процентов личного состава, офицеров, прапорщиков, сержантов и солдат неукоснительно выполняли распорядок дня и расписание занятий.

В интересах дальнейшего совершенствования научного обеспечения дисциплинарной системы Вооруженных Сил необходимо:

спланировать серию научных исследований криминологических и социально-психологических аспектов профилактики противоправных действий в армейской среде;

ежегодно проводить социально-психологическое исследование правонарушений, связанных с насильственными действиями военнослужащих, в целях их оценки и прогноза для выявления предпосылок и причин совершения, разработки и принятия мер по их профилактике;

подготовить и издать учебное пособие «Криминологические, психолого-педагогические и социокультурные аспекты правонарушений в сфере межличностных отношений» и модельную программу профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений;

в 2010 году во взаимодействии с органами системы обеспечения безопасности и Белорусской военной прокуратурой, Белорусским военным судом организовать проведение научно-практической конференции по теме «О состоянии и мерах повышения эффективности профилактики правонарушений в сфере межличностных отношений в армейской среде».

Важнейшим условием эффективной профилактики правонарушений являются компетентность и активная роль в этом процессе младших командиров. Поэтому руководителям органов военного управления необходимо:

в текущем году проанализировать действенность существующей системы подготовки младших командиров и внести установленным порядком предложения по ее совершенствованию, в том числе дополнения в программы подготовки младших командиров, направленные на повышение их знаний, навыков и умений в поддержании дисциплины и правопорядка, профилактике правонарушений, а также изучение основ военного законодательства;

ввести в практику непосредственно в войсках систему работы с младшими командирами, предусмотрев на всех уровнях регулярное проведение сборовых мероприятий, показных занятий по вопросам применения форм и методов воспитательной работы с подчиненными, выявления и профилактики нарушений уставных правил взаимоотношений между военнослужащими, показных занятий для должностных лиц, контролирующих и обеспечивающих строгое соблюдение распорядка дня, с целью достижения единого понимания роли уставного порядка в системе профилактики нарушений воинской дисциплины, обобщение опыта лучших и их поощрение.

Целесообразно спланировать проведение в первой половине 2010 года всеармейского совещания младших командиров «Об авангардной роли младшего командира в обеспечении боевой готовности воинских формирований, поддержании дисциплины и правопорядка в армии».

Безусловно, центром работы с солдатом и сержантом является подразделение – рота, батарея. Если говорить о неуставных взаимоотношениях, то именно в подразделении складывается неформальная микросоциальная структура. Это объективная реальность. Но от командиров и начальников зависит, будет ли эта структура альтернативной воле командира или, наоборот, она станет фактором содействия в выполнении задач по предназначению, утверждении высоконравственного поведения каждого военнослужащего.

Соответственно, главный объект работы всех должностных лиц при профилактике неуставных взаимоотношений – подразделение. Именно здесь необходимо изучать положение дел, планировать работу по реализации специальных профилактических программ, в том числе средствами социокультурной деятельности. Но при этом нужно помнить о том, что главное – это постоянное утверждение единоначалия в подразделении на строго правовой основе, неукоснительное соблюдение требований общевоинских уставов.

Понятно, что жизнь не стоит на месте, а формы преступных действий становятся все более сложными. Соответственно, система профилактики правонарушений не может быть раз и навсегда застывшей и неизменной. В этом отношении уместно изучить вопросы дальнейшего совершенствования законодательства, регламентирующего вопросы профилактики правонарушений в армии.

В предшествующий период были предложения о том, чтобы лишить командира воинской части права органа дознания. Аргументы в пользу данного предложения заключались в том, что командир полка или бригады юридического образования не имеет и познания его в юриспруденции весьма скудны.

Но данное утверждение не выдерживает критики, в частности, в связи с тем, что практически по всем криминологическим показателям преступность в Вооруженных Силах Республики Беларусь – одна из самых низких в мире. И эти результаты достигнуты не в последнюю очередь благодаря деятельности командиров воинских частей как органов дознания.

Видимо, это преждевременная мера, не соответствующая современному этапу военного строительства, сложившейся системе поддержания правопорядка и, если хотите, менталитету офицерского состава.

А вот расширить права отдельных категорий командиров и начальников по применению мер к непосредственно виновным в нарушениях воинской дисциплины – это вполне реально.

При принятии соответствующего решения учитывалось, что уровень преступности в армии радикально снижается и созданы все условия для эффективного отбора военнослужащих для прохождения военной службы. Но последующие два года показали, что командир воинской части должен обладать, несомненно, большими правами.

Вполне реально вынести на обсуждение вопрос и о расширении дисциплинарных прав такой категории, как командир соединения и выше, вплоть до предоставления ему права налагать дисциплинарное взыскание на солдат и сержантов – до 1 месяца ареста с содержанием на гауптвахте за правонарушения, перечень которых вполне можно было бы отдельно оговорить. Например, за неуставные взаимоотношения.

Дело в том, что есть специальная область знания – виктимология, дословно – наука о потерпевшем. Наш анализ показывает, что за последние пять лет лишь несколько человек из числа потерпевших реально заняли активную позицию в отношении непосредственных виновников правонарушений. К этому следует добавить и наличие в отдельных подразделениях явления, которое называется «круговой порукой». Молодой человек, оказавшийся в соответствующих условиях, как правило, не в состоянии противостоять сложившимся ложным традициям и стереотипам. К этому добавляется изощренное психологическое давление на пострадавшего со стороны сослуживцев.

Соответственно, при совершении правонарушения, неуставных взаимоотношениях, непосредственный виновник должен быть изолирован от коллектива на определенный срок. Это и справедливое взыскание, и одновременно – условие для формирования адекватного общественного мнения в данном коллективе, осуждающего нарушителя. Без этого условия – адекватного общественного мнения, осуждающего нарушителя, – все меры поддержания дисциплины будут недостаточно эффективны.

В заключение следует еще раз остановиться на важнейшем концептуальном требовании, лежащем в основе эффективной профилактики преступности в армии.

Впервые именно в Вооруженных Силах Республики Беларусь созданы условия для всемерной поддержки руководителей, вскрывающих негативные явления, их причины и принимающих соответствующие меры по утверждению организованности и правопорядка.

За совершение преступлений военнослужащий должен и будет нести личную ответственность, ее нельзя перекладывать на командиров.

Разумеется, командир должен нести ответственность за упущения по службе, которые способствовали совершенному преступлению, но при условии, если будет доказана, а не декларирована (командир за все в ответе) его личная вина. И эта ответственность должна быть соразмерна его объективным и субъективным возможностям.

Поэтому позиция руководителей военного ведомства неизменна – и впредь будут обеспечены бескомпромиссный подход к правонарушителям, неотвратимость наказания непосредственных виновников преступлений. А основными критериями дисциплины будут являться реальная боевая готовность воинской части, выполнение ею задач по предназначению, уровень исполнительности, сохранение жизни и здоровья военнослужащих. Командир (начальник) будет и впредь всемерно поддерживаться за своевременное выявление правонарушений и наведение порядка силой закона.


2. Практическая деятельность офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка в Вооруженных Силах РБ


...Качество и еще раз качество. Невозможно достичь максимального эффекта ни директивами, ни законами, если не будет трудовой дисциплины...

Президент Республики Беларусь А.Г.ЛУКАШЕНКО


а) Содержание понятия практическая деятельность офицерского состава


Для глубокого и всестороннего анализа практической сферы любой деятельности, в том числе и воинской, необходимо, прежде всего, уточнить содержание понятия деятельности. Под деятельностью понимается специфическая человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. Всякая деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс деятельности, что свидетельствует о ее осознанности. Если основанием деятельности является сознательно формулируемая цель, то основание самой цели лежит в сфере человеческих мотивов, идеалов и ценностей.

Существуют многообразные классификации форм деятельности: материальная (практическая) и духовная (теоретическая), производственная, социальная и т. д.

Важное место в иерархии разновидностей деятельности занимает практическая деятельность офицерского состава (далее- воинская деятельность), что обусловлено ее особой социальной значимостью.

Воинская деятельность - сложное социальное явление. Как часть общественной жизни, она представляет собой материальную, чувственно-предметную и целесообразную деятельность людей в области военного дела и включает в себя военно-практическую и военно-исследовательскую деятельность.

Воинская деятельность осуществляется в форме вооруженной борьбы, боевого дежурства, боевой и морально-психологической подготовки войск, управленческой деятельности штабов и других органов военного управления, подготовки военных кадров, военно-научной деятельности и др. Формы воинской деятельности неразрывно взаимосвязаны, дополняют и обусловливают друг друга.


б) Основные этапы практическая деятельности офицерского состава по обеспечению законности и правопорядка


Воинскую деятельность можно рассмотреть с точки зрения анализа последовательности основных этапов деятельности вообще: целеполагание и планирование предстоящих действий; организация условий деятельности, выбор средств и методов; реализация программы деятельности, ее осуществление; обеспечение контроля и оценки результатов, сопоставление их с целями деятельности и продолжение дальнейшей деятельности на основе промежуточного результата.

На всех этапах практическая воинская деятельность неразрывно связана с теоретической. Поэтому еще одно представление о воинской деятельности можно отразить как единство двух ее сторон - субъективной и объективной.

Воинская деятельность имеет социальное, человеческое и культурное значение. Воинская деятельность имеет немало специфического в проявлениях нравственности. Еще Платон, отмечал, что моральные добродетели проявляются в зависимости от сословия: добродетель мудрости присуща философии, умеренность - ремесленникам, а мужество и храбрость - воинам.


в) Специфика воинской деятельности


Важным специфическим требованием этики воинской деятельности является постоянная готовность и моральные способности осуществлять вооруженное насилие в интересах защиты общества, достичь поставленных командованием целей даже ценой самопожертвования. Воинская деятельность является одной из немногих сфер человеческой деятельности, где моральные нормы исполнения долга требуют в случае необходимости отдать свою жизнь на благо Отечества.

Морально-боевые качества - отвага, мужество, героизм, воинская честь и гордость, способность к беспрекословному повиновению и многие другие - составляют существенные черты воинской морали. Специфика военной морали заключается не только в требовании особых качеств, но и в особенном характере их проявления и формирования.

Специфику воинской деятельности, ее отличие от других видов деятельности можно рассмотреть и по другому направлению. Всеобщими структурными элементами человеческой деятельности являются: предметная деятельность, труд, общение и игра. Воинская деятельность, несомненно, является предметной деятельностью, то есть воздействует на материальные объекты. Следовательно, ее специфика в большей степени проявляется в других всеобщих структурных элементах деятельности, общении, труде и игре.

Особенность общения как обмена информацией, осуществляемого в воинской деятельности, заключается в том, что в отличие от общения в невоенной сфере оно имеет известный предел открытости, а в ряде случаев специально направлено на сокрытие информации или ложное информирование. Специфика общения как обмена деятельностью выражается в том, что в условиях воинской деятельности этот обмен направлен на уничтожение противника.


г) Структурные элементы


В качестве структурных элементов воинской, как и иной, деятельности выделяют ее цели, субъект, объект, средства и результат.

Субъектом воинской деятельности выступает общество, социальные общности, личность. Отсюда следует вывод, что проблемы международной безопасности, а значительной мере зависят от того, какие общественные силы выступают в роли субъектов воинской деятельности. Объектом любой деятельности, в том числе и воинской, является то, на что она направлена. Субъект и объект деятельности взаимосвязаны и могут даже меняться местами.

Важным структурным элементом деятельности является цель, под которой понимается идеальный образ желаемого будущего результата. В воинской деятельности ставится не одна, а комплекс целей, имеющих свою иерархию. Важнейшие цели воинской деятельности закрепляются в Концепции национальной безопасности.

Реализация целей воинской деятельности осуществляется с помощью средств. Цели и средства воинской деятельности находятся в диалектическом единстве. Средства воинской деятельности - это средства вооруженного насилия, прежде всего оружие и боевая техника. Цель воинской деятельности, реализовываясь с помощью ее специфических средств, дает результат воинской деятельности. Под результатом воинской деятельности следует понимать только те изменения, которые предполагались, ставились в качестве цели или задачи, и не нужно смешивать результаты с последствиями. Воинская деятельность в отношении своих результатов имеет определенную специфику. В воинской деятельности в наибольшей степени может происходить несовпадение цели и результата, так как противоборствующие стороны специальной задачей своей деятельности ставят недопущение такого совпадения у противника.


д) Практические функции деятельности офицерского состава


Воинская деятельность, как особый вид человеческой деятельности, выполняет важные социальные функции. В руках определенных общественных сил воинская деятельность выступает средством насилия. В этих условиях она реализуется в форме войны или вооруженной борьбы. Война как продолжение политической деятельности иными, а именно насильственными средствами является частью политики. Вот почему воинская деятельность используется в политике как средство насилия.

Воинская деятельность как мирного, так и военного времени непосредственным образом служит интересам политики в целом и военной политики в частности. Она представляет собой специфическое средство изменения путем насилия политических отношений в обществе. Политические цели войны и интересы обеспечения безопасности общества определяют в нем характер воинской деятельности. Вооруженная борьба, в процессе которой противоборствующие стороны добиваются поставленных целей, изменяет характер жизнедеятельности всего общества.

Воинская деятельность выступает средством защиты общества от вооруженного вторжения извне, угрожающего его суверенитету и целостности, то есть выполняет функцию защиты общества. Вместе с тем в процессе воинской деятельности военного времени нередко происходит разрушение старого и созидание нового общественно-политического строя в том или ином обществе.

Воспитательная функция воинской деятельности проявляется в том, что она осуществляет воспитательное воздействие на людей. С одной стороны, ее результатами являются страдание и смерть. Этим воспитывается негативное отношение к воинской деятельности в цивилизованном обществе. С другой стороны, воинская деятельность выступает нередко единственным средством освобождения и зашиты тех или иных народов. Все это накладывает отпечаток на сознание людей, их поведение в условиях подготовки государства к войне и в ходе ее проведения. И наконец, воинская деятельность выступает в качестве средства получения знаний о войне и военном строительстве. Но это уже деятельность особая - военно-познавательная, исследовательская.

Функционирование армии как общественной составляющей реализуется посредством определенных видов ее деятельности. Они нацелены на регулирование конкретных функциональных отношений. Важнейшими видами воинской деятельности, с помощью которых армия реализует свое историческое предназначение, являются: непосредственное использование оружия и боевой техники в вооруженной борьбе; опосредованное применение насилия и оружия в нем при различных социально-политических ситуациях; участие подсистем, элементов армии в экономической, социальной, политической и духовной сферах жизнедеятельности общества.

Степень участия армии в общественной жизни, в решении общих задач государства ограничена социальным характером общественно-политического строя и осуществляется лишь настолько, насколько в них заинтересована публичная власть. Она обусловлена, с одной стороны, уровнем сознательности военнослужащих, палитрой побудительных мотивов деятельности, их политической зрелостью и ответственностью за развитие общества; способностью армии выступить организованной и хорошо технически оснащенной силой, содействующей преодолению трудностей; культурой и образованностью военных специалистов; моральным авторитетом и дисциплинированностью как необходимыми предпосылками для успешного решения задач, стоящих перед армией, и другими качествами ее элементов; уровнем развития общества, его потенциальными возможностями, трудностями развития. Эти факторы и определяют характер воинской деятельности. Наиболее эффективной и общезначимой она становится тогда, когда армия является неотъемлемой и необходимой частью общества, государства, политической системы и понимается как таковая. Знание философии воинской деятельности имеет мировоззренческое и методологическое значение. Она помогает военнослужащим понять сущность и содержание их профессиональной деятельности, ее смысл и значение, а также способствует формированию у них научного мировоззрения, высоких морально-психологических качеств, военно-профессиональной компетентности и направленности.


е) Профессионализм офицера


Профессионализм офицера представляет собой довольно сложное психологическое образование, обусловленное прежде всего фактором опасности как необходимой составной части выполнения служебного долга в любых условиях деятельности (как в мирное, так и в военное время). По мнению специалистов, профессионализм в сфере опасных профессий, к которым относится и профессия офицера, есть категория человеческого бытия, представляющая собой системную совокупность личностных, мировоззренческих, деловых, профессиональных и нравственных качеств человека. Стержнем нравственного императива является мораль подвижничества, в котором самосохранение находится не на первом плане. Профессионализм - это структурная реорганизация военнослужащего в ратном труде.

Практическая сфера воинской деятельности – это сложная система взаимосвязанных компонентов, находящихся в иерархическом соподчинении. К основным побудителям деятельности военнослужащих относятся: потребности, интересы, цели, идеалы, ценности, смысложизненные ориентиры.

Анализ основных параметров комплектования Вооруженных Сил на добровольной основе позволяет определить некоторые наиболее общие критерии создания профессиональной армии.

Во-первых, основой боевой мощи профессиональной армии, помимо стратегического ядерного компонента (США, Великобритания), являются сравнительно малочисленные, но высокоэффективные мобильные силы, обладающие возможностями быстрой переброски в район боевого применения.

Во-вторых, численность таких ВС не должна превышать 0,7 % от численности населения страны; численность боеготового резерва должна составлять не менее 80 % численности вооруженных сил. Около 10 % численности профессиональных ВС могут составлять военнослужащие-женщины. По состоянию на 2008 г. Вооруженные Силы США составляли 1. 547. 000 (0,58 % к численности населения), из них 192. 000 – военнослужащие-женщины, резерв – 2. 045. 000.

В-третьих, для комплектования вооруженных сил по найму необходим довольно высокий уровень экономического развития страны и благосостояния ее населения. Примеры рассмотренных стран свидетельствуют о том, что доля ВНП на душу населения в них не опускается ниже 10.000 долларов (исключение составляют страны Азии, Африки и Южной Америки), а уровень военных расходов не превышает 3% ВНП: в США - 3,2 %, в Великобритании - 3,4 %, в Бельгии - 1,5 %. Для сравнения в РБ доля военных расходов в 2007 г. составила 3,76%, в 2008 г. - 3,82%.

В-четвертых, доля военного бюджета на содержание личного состава не должна быть менее 30 %, около 20-25 % бюджетных ассигнований на оборону должно выделяться на закупки оружия и военной .

Говоря о профессионализации Вооруженных Сил, можно выделить, по меньшей мере, два подхода к решению этой проблемы: американский и западноевропейский.


ж) Зарубежный опыт


Характеризуя американский подход к профессионализации Вооруженных Сил, прежде всего, следует заметить, что сами американцы не только не называют свою армию профессиональной, но и не считают ее таковой.

За все время существования вооруженных сил Америки (около 220 лет) призыв на военную службу осуществлялся менее чем 40 лет, в основном во время 2 мировой войны и после нее (преимущественно во время войны во Вьетнаме). В остальное время – это были наемные войска, а с 1973 г. американская армия стала официально именоваться «Добровольческими вооруженными силами» (далее – ДВС).

Еще во время предвыборной кампании в 1968 г. Ричард Никсон, заявил, что постарается прекратить обязательный призыв. Став президентом, он назначил комиссию для изучения вопроса о ДВС, которую возглавил бывший Министр обороны США Томас Гейтс. Выводы комиссии – прекращение призыва положительно повлияет на вооруженные силы и общество в целом.

Сегодня, делясь своим опытом, американцы считают, что в основе ДВС должны лежать следующие положения:

1. Вербовкой в армию должны заниматься профессионально подготовленные для этого люди.

2. Для подбора людей с высокими физическими и интеллектуальными показателями необходимо обязательное тестирование и обследование добровольцев. Кстати сказать, только в 1998 году МО США на усовершенствование существующих уже тестов израсходовало 7 млн. долларов.

3. Должна быть создана широкая база для вербовки в армию действительно высокопрофессиональных мужчин и женщин, успешно закончивших среднюю школу и прошедших тестирование. В 1997 г. было набрано 63% добровольцев с дипломом об окончании средней школы. Очень быстро адаптировались к системе ДВС женщины. Предполагалось, что служить будет порядка 2%, а на самом деле их сегодня 17%.

4. Необходима стратегия маркетинга и рекламных кампаний, которые будут информировать людей относительно возможностей, а также льгот, предоставляемых военной службой. В частности, о денежных льготах для желающих поступить в университет. В общественном сознании укореняется мнение, что армия помогает создать очень позитивный имидж человеку, который там служил.

5. Оплата воинского труда должна быть сравнимой с гражданской. С одной стороны, не только зарплата обеспечивает успех набора в профессиональную армию. С другой – проект перехода к ДВС будет обречен на провал, если оплата не сравнима с гражданской зарплатой. К тому же, нужна система различных льгот и выплат.

6. Необходимо постоянно держать в поле зрения вопросы качества жизни: это жилье, обеспечение детскими учреждениями, различные льготы по здравоохранению, военные магазины и т.д.

Уникален Западноевропейский подход к профессионализации Вооруженных Сил. Рассмотрим опыт военной профессионализации на примере Франции. В 1996 г. президент V Французской Республики Жак Ширак заявил о переходе Франции до 2015 г. к профессиональной армии.

Белая книга по вопросам обороны Франции 1994 г. (а это документ долгосрочный) предусматривала рост профессионализации ВС при сохранении воинской повинности (модель «смешанной армии»). Что же повлияло на резкую смену курса Ж. Ширака? Можно выделить две группы причин: внешнеполитические и внутренние.

К первой группе относят изменение геополитической ситуации. Впервые в истории Франции не грозит прямая военная агрессия. К тому же руководство V Республики решительно отказалось от того, чтобы назвать какую-либо страну в качестве вероятного противника. Кардинальные изменения в политике безопасности вызвали соответствующие преобразования военных структур.

Ко второй группе относят:

1. Финансовые причины. Франция должна использовать «стратегическую паузу» (окончание «холодной войны», распад Варшавского Договора и движение стран Востока к демократии) для ограничения кредитов на оборону до разумного уровня. Отсюда выбор - меньшей по количеству, но более эффективной армии.

2. Военно-стратегические причины. Перед вооруженными силами Франции стоят новые задачи: сдерживание, предупреждение, переброска войск, защита территории. Важнейшей из них в современных условиях является задача переброски. Она является приоритетной для страны, играющей активную роль в предупреждении кризисов и собственно для вооруженных сил, которые должны быть готовы к действиям в любой точке мира.

С другой стороны, войска из призывников полностью боеготовы только 3 месяца, поскольку из общего времени службы 10 месяцев – 7 месяцев (2 периода по 3 и 4 месяца) уходит на подготовку.

3. Социальные причины. Не соблюдается принцип всеобщего и равного призыва на военную службу (около 20 % избегают ее).

4. Моральные причины. Поскольку 50 % считают службу в армии потерей времени, то говорить о сознательном исполнении патриотического долга не приходится.

В основу сокращения кадровых военных заложено 3 основных принципа:

- сохранить в армии разумную возрастную пирамиду;

- избежать принудительного увольнения;

- обеспечить должную социально-правовую защиту увольняемым.

Предусмотрены, к примеру, следующие меры материальной поддержки увольняющимся:

- государство готово единовременно выплатить зарплату тем военнослужащим, которым осталось до пенсии 1 – 4 года и учесть эти годы при начислении пенсии;

- для тех, кому осталось служить более 4 лет, но кто желает уволиться, предоставляется возможность сделать это с более высокого оклада. Например, подполковнику, пожелавшему уволиться, присваивают внеочередное воинское звание – полковник, что скажется и на его пенсии;

- для нормальной адаптации к гражданской жизни предусмотрен шестимесячный отпуск, в ходе которого , получая зарплату, увольняемые офицеры и унтер-офицеры смогут пройти обучение в специальных центрах профессиональной подготовки.

Правительство Франции прекрасно понимает, что укомплектованность, обученность и боеспособность профессиональной армии напрямую зависят от материального стимулирования военнослужащих.


з) Воинское воспитание


Вооруженные Силы могут быть привлечены и к решению задач не связанных с их основным предназначением, но затрагивающих национальные интересы РБ. Таковыми задачами могут быть:

-участие вместе с внутренними войсками и правоохранительными органами в борьбе с организованной преступностью, в защите прав и свобод граждан Беларуси,

-обеспечение коллективной безопасности стран СНГ,

-выполнение миротворческих миссий, как в ближнем, так и в дальнем зарубежье и другое.

Практическая деятельность офицерского состава неразрывно связана с воинским воспитанием военнослужащих. Для выполнения задач в условиях армии военнослужащие должны получить за время службы такое воспитание, которое имеет особую, воинскую направленность.

Основными компонентами содержания воинского воспитания являются:

- воспитание у военнослужащих глубокого понимания исторического предназначения Вооруженных Сил, особенностей их строительства, функционирования и своего места в выполнении стоящих перед ними задач, особенно по поддержанию постоянной высокой боевой готовности;

- формирование у личного состава непоколебимой верности военной присяге и уставам, неуклонного следования их требованиям как в мирное время, так и в условиях войны;

- развитие постоянного стремления к овладению военным делом, своей воинской профессией, к отличному освоению военной техники, оружия и способов их применения;

- выработка у военнослужащих высокой дисциплинированности, беспрекословного повиновения, упрочения воинского товарищества;

- формирование морально-боевых качеств, которые особенно необходимы военнослужащим в бою,

- стойкости, мужества, отваги, способности переносить самые суровые испытания для достижения победы над врагом;

- воспитание личного состава в духе гордости за принадлежность к Вооруженным Силам России, своей части, стремления развивать и обогащать их боевые традиции.

В процессе нравственного воспитания у воинов формируется понятие дисциплинированности как воинского долга. Правовое воспитание развивает у них уважение к законам, на которых зиждется правопорядок в армии. Воинское воспитание как бы раскрывает суть слагаемых воинской дисциплины, нацеливает личный состав на точное и неукоснительное соблюдение военной присяги и воинских уставов, в единстве с обучением обеспечивает проведение в жизнь их конкретных требований. Этот единый процесс призван способствовать утверждению и поддержанию уставного порядка.

Особое значение придается личной примерности офицеров в сочетании с их умением квалифицированно решать задачи неуклонного укрепления дисциплины во вверенных им частях и подразделениях.

В содержании воинского воспитания важное место занимает пропаганда боевых традиций. Освоение этих высоких духовных ценностей, во-первых, обеспечивает преемственность в работе по формированию у личного состава высоких морально-боевых качеств защитников Родины, что способствует глубокому осознанию им своих служебных обязанностей. Во-вторых, это могучее средство воздействия на умы и сердца воинов активно способствует восприятию ими героических дел, свершенных советскими людьми в боях за Родину, за дело своих предков, как примеров для повседневного подражания.

Боевые традиции, в-третьих, рассматриваются как конкретный итог и, следовательно, в известном смысле средоточие опыта воспитания воинов в духе верности своей Родине, военной присяге, высокой дисциплинированности, готовности к героическим подвигам. Именно поэтому во всем процессе воинского воспитания боевым традициям уделяется неослабное внимание. Используются различные формы пропаганды и агитации.

Основными боевыми традициями Вооруженных Сил являются:

- беззаветная преданность и горячая любовь к Родине, постоянная готовность защищать ее до последней капли крови;

- непримиримость к врагам Родины, высокая бдительность;

- верность воинскому долгу, военной присяге, самоотверженность и массовый героизм в бою;

- любовь к родной армии, к своей части;

- постоянное стремление к совершенствованию боевого мастерства, повышению военных знаний, неустанная борьба за высокую боевую готовность, образцовый порядок, организованность и дисциплину;

- войсковое товарищество и коллективизм, уважение к командиру и защита его в бою.

Особую ценность боевые традиции представляют для воинского воспитания личного состава армии и флота. Их изучение и пропаганда способствует формированию у воинов высоких морально-боевых качеств, необходимых для достижения победы в современном бою, помогают готовить воина-гражданина, патриота, обладающего сильным духом, несгибаемой волей, мужеством и храбростью, в совершенстве владеющего военной техникой и оружием.

Множество проблем существует сегодня в нашей стране и в Вооруженных Силах. Некоторые из армейских проблем возможно решить только на Государственном уровне, другие на уровне Министерства Обороны, третьи возможно решить силами командиров и личного состава. Проблема неуставных взаимоотношений относится к тому типу, которые должны решаться на всех упомянутых уровнях.

Падение моральных устоев в последнее время усиленное политическим и экономическим кризисом, вылилось ростом преступности, захлестнуло волной безнравственности, бездуховности и нигилизма. Особо ранима в этих условиях молодежь. Эта болезнь, поразившая все наше общество и нашедшая себе место в армии, в экстремальных условиях воинской службы, выразилась в неуставных взаимоотношениях между военнослужащими. Сюда можно отнести неповиновение, злоупотребление властью, оскорбление, насилие, так называемые "дедовщину", ущемление прав и достоинства отдельных национальностей и другие негативные явления во взаимоотношениях в воинских коллективах.

Можно ли избежать их? Если нет, то хотя бы свести до минимума.

Что может сделать каждый командир для утверждения в солдатской казарме нормальных человеческих отношений? На эти и некоторые другие вопросы я попытался ответить исходя из опыта своей службы, на основании наблюдений и выводов, сделанных после изучения многочисленной литературы по данному вопросу.

Решение проблемы, как мне видится, можно условно разделить на два направления. Во-первых: изучение личности воина, межличностных отношений в воинских коллективах, диагностика неуставного поведения военнослужащих. Во-вторых: работа по профилактике и предупреждению неуставных взаимоотношений, реагирование на случаи их проявления и устранение их последствий.

Поддержание в подразделении крепких уставных взаимоотношений является важным условием крепкой воинской дисциплины, поддержания подразделения в постоянной боевой готовности.

В современных условиях, когда меняются коренные устои нашего общества, когда до предела накалена социальная обстановка в государстве Вооруженные Силы должны оставаться оплотом стабильности и уверенности.

В значительной мере это зависит от командного состава Вооруженных Сил.

Важнейшим условием поддержания уставных взаимоотношений в части и подразделении является совершенствование организаторской деятельности командного состава, его профессиональная компетентность, ответственное отношение к выполнению воинского долга, высокая требовательность к себе и людям, сочетаемая с заботой о них.

Сплочению воинских коллективов способствует целенаправленная повседневная работа по воинскому, правовому и нравственному воспитанию личного состава, строгое выполнение правил, установленных законами и воинскими уставами Российской Федерации, постоянная забота командиров и начальников об улучшении быта своих подчиненных, совершенствовании их культурного, бытового и медицинского обслуживания, борьба за нравственную чистоту отношений, незамедлительная реакция на малейшее проявление "дедовщины", "землячества" и других негативны традиций.

Командиры частей и подразделений призваны и впредь вести активную работу по повышению уровня дисциплинированности и организованности личного состава. Все это является надежным гарантом способности Вооруженных Сил выполнять возложенную на них ответственную задачу по защите нашей Родины.

и) Деятельность СМИ


Средства массовой информации (и пресса в частности) - основной инструмент распространения сообщений, воздействующих на общественное сознание. Можно выделить две основные функции дискурса СМИ: ориентирующую и манипулятивную.

СМИ фактически контролируют культуру, пропуская ее через себя, как через "фильтр", выделяя отдельные элементы из общей массы, придавая одним особый вес, принижая ценность других. То, что не попало в каналы массовой коммуникации, в современном мире почти не оказывает влияния на развитие общества. В этом заключается ориентирующая функция дискурса СМИ. Появление любой темы в прессе обусловлено интересами правящих элит, которым выгодна определенная ориентация общественного мнения и сознания. В этом заключается манипулятивная функции дискурса прессы.

Русскоязычная пресса:

Новые нападения и зверства исламских боевиков; Подготовка, осуществление ими и последствия террористических актов; Предотвращение федеральными силами террористических актов; Террористы ведут войну против мирных жителей; Защита Таджикистана и Дагестана от террористов; Зверские убийства солдат и офицеров федеральных сил; Политика государства и ответ на действия боевиков; Угрозы обществу: насилие, преступность, наркотики, рабство; Убийства и похищение людей чеченскими бандитами; Хроника конфликта; Подготовка боевиков в США, Великобритании, Германии, Афганистане, Грузии. Дезертирства чеченских боевиков; Поиск виноватых во вторжении боевиков; Планы федерального центра восстановить Чечню; Поражение РФ в информационной войне; Предательство армии правительством;

Англоязычная пресса

Зверские убийства мирного населения русскими солдатами; Страдания и лишения беженцев в палаточных городках; Чеченский народ - жертва российской армии; Захватническая война русских, агрессия РФ; Нарушение Россией международных законов в Чечне; Россия применяет запрещенное оружие; Угрозы мирового сообщества президенту России; Партизанская война чеченцев - война за независимость; Дезертирство русских солдат и их переход на сторону освободительного движения Чечни; Комитет солдатских матерей России протестует против войны в Чечне; Исламский террор в России, религиозные причины освободительной войны против РФ; Россия бомбит Чечню; Россия штурмует Грозный; Разрушение федеральными силами Чеченских сел и городов; Потери федеральных сил; Охота на кавказцев как потенциальных террористов в России;

Немецкоязычная пресса

Российские войска оккупируют Чечню (вторжение); Военный парад русских в Грозном; Ежедневный рост насилия в Чечне; Россия изолирует Чечню; Гибель лидеров борцов за свободу; Россия прикрывает Чеченской войной допущенные президентом ошибки; Россия бомбит стариков, женщин и детей в Чечне; Русские преследуют повстанцев; Ненависть между русскими и чеченцами возрастает; Россия затягивает войну в Чечне; Политический статус Чеченской республики; Давление США на Россию; Война в Чечне обогащает Москву; Санкции ЕС против России;

Рассмотренные выше направления идеологической работы непосредственно связаны с состоянием воина в обычное и военное время. Игнорирование вышеперечисленных аспектов ведёт к резкому ухудшению психического состояния воина в бою и значительному снижению эффективности его боевой деятельности.

Похожие работы:

  1. • Безопасность Республики Беларусь в военной сфере
  2. • Специализированные прокуратуры в Республике Беларусь
  3. • Совет министров и Правительство Республики Беларусь, их ...
  4. • Международное право в правовой системе Республики Беларусь
  5. • Государственное регулирование инвестиционной деятельности в ...
  6. • Управление иностранными делами
  7. • Система обеспечения национальной безопасности Республики ...
  8. • Административно-правовое регулирование деятельности ...
  9. • Источники конституционного права Республики Беларусь
  10. • Обстоятельства исключающие административную ...
  11. • Административно-правовые и организационные основы ...
  12. • Органы исполнительной власти Республики Беларусь
  13. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  14. • Конституционные основы внешней политики Республики ...
  15. • Правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства ...
  16. • Анализ налоговой системы Республики Беларусь
  17. • Правовое регулирование гражданства Республики ...
  18. • Правоохранительные органы и их роль в обеспечении законности ...
  19. • Статус молодых специалистов
Рефетека ру refoteka@gmail.com