СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………..5
1.1. Роль и значение государственных ценных бумаг в финансировании государства ………………………………………………………………………..5
1.2. Функции и классификация государственных ценных бумаг………7
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг……….10
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ…………………………………...13
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг………………..13
2.2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг
в 1993-2002 годах……………………………………………………………….18
2.3. Оценка кредитоспособности органа власти………………………..22
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ) ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРОГРАММ………………….27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….35
ВВЕДЕНИЕ
Организация процесса финансирования государственных целевых программ развития экономики страны, формирование действующего кредитно-финансового механизма требуют создания рынка государственных ценных бумаг. В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов; обеспечение эффективности денежно-кредитной политики; поддержание активности работы всех сфер экономики. Эти тенденции требуют анализа, позволяющего определить собственные российские подходы в понимании работы рынка ценных бумаг при формировании, организации и развитии фондовых бирж, фондовых рынков для привлечения денежных накоплений предприятий и населения в экономику.
Целью данной курсовой работы является изучение рынка государственных ценных бумаг, его роли в экономике. Это является довольно актуальной темой на сегодняшний день, потому что для рыночной экономики государственные ценные бумаги и их рынок играют огромную роль в мобилизации свободных денежных средств для нужд государства.
Основными задачами данной курсовой являются рассмотрение основ построения рынка ценных бумаг, изучение функционирования российского рынка ценных бумаг в современных условиях. Важной задачей данной курсовой работы является проведение анализа развития рынка государственных ценных бумаг, оценка кредитоспособности органа власти.
Рынок государственных ценных бумаг, сами государственные ценные бумаги, их различная предназначенность и целевые аспекты требуют постоянного изучения и анализа. Весь этот механизм подвергся значительной автоматизации и компьютеризации под воздействием научно-технической революции, в результате чего необходимо совершенствовать рынок государственных ценных бумаг, предлагать новые пути развития.
На рынке государственных ценных бумаг присутствуют ценные бумаги центрального правительства, муниципальные ценные бумаги, ценные бумаги государственных учреждений, ценные бумаги, которым придан статус государственных. В данной курсовой работе акцент будет сделан на рассмотрение рынка ценных бумаг центрального правительства.
При написании курсовой работы были использованы такие учебные пособия, как «Ценные бумаги: виды и разновидности» Каратцев А.Г., «Рынок государственных ценных бумаг» Литвененко Л.Г.; периодические издания – «Финансы и кредит», «Рынок ценных бумаг», «Хозяйство и право» и другие.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
1.1. Роль и значение государственных ценных бумаг
в финансировании государства
В современной рыночной экономике одним из основных эмитентов ценных бумаг становится государство. Во всем мире централизованный выпуск ценных бумаг используется в широком плане в качестве инструмента государственного регулирования экономики, а в плане более узком – как рычаг воздействия на денежное обращение и управление объемом денежной массы, средство неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местных бюджетов, способ привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных конкретных задач.
В нормативных документах под государственными ценными бумагами понимаются такие, которые выпускаются или гарантированны Правительством.
Под государственными долговыми обязательствами понимаются любые ценные бумаги, удостоверяющие отношения займа, в которых должником выступают государство, органы государственной власти или управления. [2, с.15]
В основе рынка государственных ценных бумаг экономически развитых стран лежат следующие функциональные составляющие:
мобилизация временно свободных денежных средств коммерческих банков, различных организаций, предприятий, небанковских кредитно-финансовых учреждений и населения (сосредоточение посредством государственных ценных бумаг на уровне государства денежных ресурсов главным образом способствует снижению дефицита бюджета);
использование государственных ценных бумаг в качестве активного регулятора денежно-кредитных отношений (в частности, центральные банки на их основе формируют денежно-кредитную политику, координируют денежное обращение);
обеспечение ликвидности балансов кредитно-финансовых институтов за счет эффективной реализации потенциала, заложенного в государственные ценные бумаги.
Целевая направленность потенциала государственных ценных бумаг, как показывает опыт зарубежной практики, охватывает:
инвестирование государственных целевых программ развития экономики;
достижение обеспечения ликвидности активов коммерческих банков и других кредитно-финансовых институтов;
покрытие дефицитов государственных и местных бюджетов;
погашение задолженностей по государственным займам.
В настоящее время в экономически развитых странах государственные ценные бумаги являются главным источником формирования и реализации внутренней государственной задолженности.
Зарубежная практика показывает, что выпуск государственных ценных бумаг для покрытия дефицитов бюджетов является наиболее приоритетным направление по отношению к другим, применяемым в эмиссионных системах развитых стран, так как способствует снижению темпов роста инфляции, росту текущих резервов, создаваемых в центральных банках для регулирования рынков ссудных капиталов и ценных бумаг, финансирования развития различных отраслей экономики. [2, с.15]
Рациональное функционирование рынка государственных ценных бумаг требует разработки соответствующей документации, охватывающей правовые основы и юридические отношения его участников, технологию применения и обращения государственных ценных бумаг, формирование информационной базы для осуществления необходимых расчетов, ведение депозитария.
В настоящее время в странах с развитой экономикой от результативности функционирования рынков государственных ценных бумаг во многом зависит формирование государственных бюджетов, обеспечение эффективности денежно-кредитной политики, поддержание активности работы всех сфер экономики. Сегодня уже накоплен и широко используется опыт управления источниками погашения государственных финансовых инструментов, отражающих интересы многих слоев населения, а также различных промышленных и торговых фирм, кредитно-финансовых учреждений.
1.2. Функции и классификация государственных ценных бумаг
Государство является активным участником фондового рынка, на котором правительственные структуры могут изыскать средства для покрытия дефицита федерального и местного бюджетов. Во всем мире государства и их учреждения являются крупнейшими заемщиками капитала. Заимствование государством средств у населения и частных компаний осуществляется путем продажи им государственных ценных бумаг, выпускаемых в виде долговых обязательств.
На мировых фондовых рынках обращаются самые различные виды государственных долговых обязательств: облигации, векселя, ноты, сертификаты и другие. Однако все эти обязательства носят характер долговых ценных бумаг, подлежащих выкупу в установленные сроки и приносящих гарантированный доход. По выпущенным в обращение государственным ценным бумагам исполнительные органы власти отвечают всеми активами, находящимися в их распоряжении. [2, с.20]
Эмиссия государственных ценных бумаг направлена на решение задач государственного значения (покрытие постоянного дефицита государственного бюджета, покрытие целевых расходов правительства и др.).
Государственные ценные бумаги принято делить на рыночные и нерыночные – в зависимости от того, обращаются ли они на свободном рынке (первичном или вторичном) или не входят во вторичное обращение на биржах и свободно возвращаются эмитенту до истечения срока их действия. Основную часть государственных ценных бумаг составляют рыночные.
Государственные долговые обязательства можно классифицировать по различным признакам.
По срокам заимствования, государственные ценные бумаги делятся на краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.
Казначейские векселя – краткосрочные государственные обязательства, погашаемые обычно в пределах года и реализуемые с дисконтом, то есть по цене ниже номинала, по которому они погашаются (или продаваемые по номиналу, а выпускаемые по цене выше номинала).
Среднесрочные казначейские векселя, казначейские боны – казначейские обязательства, имеющие срок погашения от одного до пяти лет, выпускаемые с условием выплаты фиксированного процента.
Долгосрочные казначейские обязательства – со сроком погашения до десяти и более лет, по ним уплачиваются купонные проценты. По истечении срока обладатели государственных ценных бумаг имеют право получить их стоимость наличными или рефинансировать в другие ценные бумаги. В некоторых случаях долгосрочные обязательства могут быть погашены при наступлении предварительной даты, то есть за несколько лет до официального погашения.
По способу получения дохода государственные ценные бумаги делятся на дисконтные и купонные.
Дисконтные – ценные бумаги, продаваемые инвесторам по цене ниже номинала. При погашении инвестор получает доход в виде разницы между номинальной стоимостью и ценой приобретения.
Купонные – ценные бумаги, выпускаемые с купонами, по которым с определенной периодичностью выплачивается купонный доход. В большинстве случаев среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются с купонами, так как инвестор заинтересован получить доход не через 30 лет, а постепенно в течение этого времени. [2, с.20]
Государственные ценные бумаги различаются также по цели выпуска.
Долговые ценные бумаги выпускаются для покрытия постоянного дефицита государственного бюджета, переходящего из года в год. Как правило, среднесрочные и долгосрочные ценные бумаги выпускаются именно с этой целью и обслуживают систематическую задолженность государства.
Ценные бумаги для покрытия временных дефицитов бюджета служат для заимствования средств на покрытие кассовых разрывов, которые образуются в связи в определенной цикличностью поступления налогов и постоянными расходами из бюджета. Обычно в конце квартала и начале следующего квартала, когда налоги еще не собраны, возникает дефицит бюджета, который затем перекроется за счет поступления налогов, размер которых выше, чем сумма бюджетных расходов.
Целевые облигации, выпускаются для реализации конкретных проектов.
Ценные бумаги для покрытия государственного долга предприятиям и организациям применяются для расчета с предприятиями за работы, выполненные по государственному заказу и финансируются за счет средств федерального бюджета.
В мировой практике выделяют государственные (казначейские) облигации, которые по своей природе и назначению близки к среднесрочным и долгосрочным казначейским обязательствам (а иногда с ними даже не разграничиваются). Отдельные виды государственных облигаций, в частности сберегательные облигации, могут распространяется на нерыночной основе. [2, с.21]
Также выделяют особые виды нерыночных государственных ценных бумаг в виде иностранных правительственных серий, серий правительственных счетов, серий местных органов власти.
1.3. Определение доходности государственных ценных бумаг
Индикатором развития рынка ценных бумаг является их доходность. Исходной базой для определения доходности облигаций, сертификатов и других ценных бумаг служит их цена.
Облигации имеют следующие виды цен: нарицательную (номинальную), выкупную и рыночную.
Номинальная цена напечатана на облигации (цена эмиссии), она служит базой для начисления процентов и дальнейших перерасчетов цен.
Выкупная цена – это цена, по которой эмитент выкупает облигацию. Она может совпадать и не совпадать с номинальной ценой, это зависит от условий займа.
Рыночная цена (курсовая) формируется на рынке ценных бумаг и зависит от сложившейся на нем ситуации (спроса и предложения).
Для государственных облигаций характерна периодическая выплата дохода в виде процентов. Выплата производится по купонам – вырезным талонам с обозначенными на них цифрами купонной ставки. [2, с.67]
Процентная ставка может быть нескольких видов:
Фиксированная ставка, то есть точно установленная по своей величине. Обычно она определяется в условиях отсутствия инфляции.
Плавающая ставка. Облигации с плавающей ставкой выпускаются в условиях инфляции, обесценения денег и вследствие этого утраты кредиторами интереса к облигациям с твердым процентом. Чтобы учесть темп инфляции, государство начинает выпускать облигации с плавающей ставкой процента (плавающим купоном). В этом случае размер процента по облигации зависит от уровня ссудного процента.
Облигации со ступенчатой процентной ставкой – процесс изменения ставки процента дифференцирован по годам займа. Данный метод установления процентной ставки может сочетаться с индексацией номинальной курсовой стоимости облигаций (повышение ее по мере роста инфляции).
Облигации с нулевым купоном и миникупоном. Облигации такого вида называются беспроцентными и малопроцентными. В том случае, когда выпускаются облигации с нулевым купоном, курс эмиссии устанавливается ниже номинального на величину скидки. Облигации с миникупоном представляют собой переходный тип к нулевому купону. Купонный доход у них ниже обычного, но и скидка с эмиссионной цены меньше, чем у облигации с нулевым купоном.
При определении доходности облигаций следует прежде всего найти ее исходную базу – номинальную цену, которая равна: [2, с.67]
,
где З – сумма займа,
К – количество эмитируемых облигаций.
Цена первичного размещения облигаций, или эмиссионная цена, иногда не совпадает с номинальной, тогда возможны два варианта:
эмиссионная цена меньше номинальной цены, такая цена называется дисконтной, или ценой со скидной;
цена эмиссии больше номинальной цены, а значит ценная бумага размещена с премией.
При продаже долгового обязательства на вторичном рынке возникает рыночная цена, курс которой можно определить как отношение этой цены (РРЫН) к ее номинально величине:
где К ЦЕНЫ – курс цены.
Приобретая облигацию или сертификат, инвестор покупает их по эмиссионной или курсовой цене, а погашаются он, как правило, по номинальной. В зависимости от условий займа эти цены могут не совпадать. Разница между ценой погашения и ценой приобретения ценной бумаги дает величину прироста или убытка капитала за весь срок займа.
Если погашение облигации производится по номиналу, а куплена она с дисконтом, то инвестор в итоге имеет прирост капитала:
ΔД = PНОМ – РДИСК, ΔД>0.
Доходность облигации в этом случае выше, чем обозначено на купоне.
Если облигация куплена по цене с премией, то при погашении этой бумаги ее владелец терпит убыток:
ΔД = PНОМ – РПРЕМ, ΔД<0,
то есть доходность облигации, приобретенной с премией, оказывается ниже цены, указанной на купоне. Облигация может быть приобретена и по номинальной цене, тогда инвестор дохода не имеет. В этом случае доходность облигации равно купонной. [2, с. 68]
Определение доходности государственных ценных бумаг позволяет реально оценить ситуацию на рынке государственных облигаций и ориентирует на вложение средств в более прибыльные ценные бумаги.
ГЛАВА 2. СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКОГО РЫНКА ГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
2.1. Виды российских государственных ценных бумаг
Динамичное развитие рынка ценных бумаг в России ведет не только к увеличению его объема, но и к расширению перечня долговых обязательств. Это в полной мере относится к рынку государственных ценных бумаг, отличающихся высокой надежностью, ликвидностью и налоговыми льготами.
До сих пор государственные ценные бумаги по своим масштабам преобладают на фондовом рынке в России. На их долю приходится более 80% рынка ценных бумаг.
Активно использовать рынок ценных бумаг для привлечения средств в государственную казну заставило то обстоятельство, что дефицит государственного бюджета не должен покрываться путем дополнительной денежной эмиссией, ибо только на этом пути стало возможно постепенное снижение инфляционных процессов в российской экономике первой половины 90-х годов. [7, с. 26]
С 1992 года с целью привлечения денежных ресурсов и покрытия растущего дефицита федерального бюджета были выпущены следующие государственные ценные бумаги:
государственные долгосрочные бескупонные облигации (ГДО);
государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО);
государственные среднесрочные облигации;
государственные казначейские векселя и казначейские обязательства;
облигации государственного внутреннего валютного займа (ОВВЗ);
сберегательная бумага для населения (СБН);
другие государственные ценные бумаги.
Все они регулируются различными правовыми актами, законами РФ. Наиболее значимые из них: Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001г.) «О рынке ценных бумаг»; Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998).
В 1991г. Центральный банк России приступил к размещению облигаций государственного внутреннего займа сроком на 30 лет исходя из условий его выпуска, утвержденных Постановлением Президента Верховного Совета РСФСР от 30 сентября 1991г. №1697-1. Общая величина займа составляет 80 млрд. рублей. Он разделен на несколько частей с различными условиями обращения на рынке ценных бумаг: разные цены погашения при едином купонном доходе, различные плавающие цены выкупа и реализации. Согласно последующим измененным условиям обращения государственных долгосрочных облигаций они размещаются под 15% годовых с ежегодной выплатой процентов; доход по ним освобожден от налогов. [7, с. 26]
Инвестор может погасить облигации досрочно по фиксированной цене, объявленной заранее, что позволяет исчислить доходность и выбрать любой срок инвестирования, не дожидаясь официального 30-летнего срока погашения. Инвесторами могут быть только физические лица, которые имеют право переуступать или продавать свои бумаги юридическим лицам. При этом должна быть проведена регистрация сделки в том учреждении банка, где облигации были первоначально приобретены, так как они являются именными.
Банкам предоставлена право получить в Центральном банке ссуду под залог приобретенных ими облигаций. Причем ссуда выдается на срок до 3 месяцев в размере до 90% от нарицательной стоимости принятых в залог ценных бумаг.
Погашение ГДО начинается с 1 июля 2006г. в течение последующих 15 лет ежегодными тиражами. Облигации, не вошедшие в тиражи погашения, выкупаются только до 31 декабря 2021 года.
В условиях высокой инфляции и растущего дефицита федерального бюджета Правительством РФ было принято Постановление «О выпуске государственных краткосрочных бескупонных облигаций» (от 8 февраля 1993г. № 107).
Эмитентом именных государственных краткосрочных облигаций является Министерство финансов. Номинальная стоимость ценных бумаг составляет 1 млн. рублей. Они выпускаются в безбумажной форме, каждый выпуск оформляется глобальным сертификатом, который хранится в Центральном банке, являющемся генеральным агентом по обслуживанию выпуска ГКО.
Размещение ГКО осуществляется с дисконтом, который является видом дохода (процента), получаемого эмитентом. По срокам обращения ГКО делятся на трехмесячные, полугодовые и рассчитанные на один год. Размещаются они на аукционе, который проводит Центральный банк. Обращение облигации на вторичном рынке происходит только в форме совершения сделок купли-продажи через фондовую биржу.
ГКО – высоколиквидные ценные бумаги, сроки их обращения в денежных средствах минимальны. Это позволяет официальным дилерам и их клиентам быстро и надежно инвестировать находящиеся в их распоряжении временно свободные средства. Дополнительное преимущество инвестиции в ГКО состоит в том, что все виды доходов от операций с этими ценными бумагами освобождены от налога на прибыль. [7, с. 27]
Наметившаяся в 1995 году тенденция стабилизации финансового рынка позволила приступить к выпуску новой государственной среднесрочной ценной бумаги – облигации федерального займа (ОФЗ) с переменным купоном. Выпуск этих среднесрочных ценных бумаг необходим для увеличения сроков государственной задолженности.
Эмитентом облигации федеральных займов от имени государства выступает Министерство финансов РФ. Порядок выпуска и обращения ценных бумаг определен Постановлением Правительства РФ от 15 мая 1995г. № 458 «О генеральных условиях выпуска и обращения облигаций федеральных займов». Эмиссия ОФЗ осуществляется в виде отдельных выпусков. Общий объем эмиссии определяется Министерством финансов в переделах лимита государственного внутреннего долга. Инвесторами могут быть юридические и физические лица. Генеральным агентом по обслуживанию выпусков облигаций является Центральный банк РФ. Все сделки с облигациями федеральных займов заключаются и исполняются в порядке, установленном Центральным банком по соглашению с Министерством финансов.
ОФЗ – первые среднесрочные ценные бумаги, которые появились в России. Они выпущены сроком на один год и две недели, что объясняется особенностями российского законодательства (нужен срок более года, чтобы бумага считалась среднесрочной), так и удобством начисления доходности (плюс две недели). По этой бумаге доходы выплачиваются раз в квартал, причем доход привязан к доходу на рынке ГКО: берут четыре последних выпуска ГКО, исчисляется средняя взвешенная и по этой величине ОФЗ продается (в безбумажном виде) на аукционе на ММВБ. Цены на ОФЗ ставят инвесторы, а Минфин определяет устраивает ли министерство цена или нет.
Появление на фондовом рынке России казначейских векселей определено Постановлением Правительства РФ от 14.04.1994г. «О выпуске казначейских векселей 1994 года Министерством финансов РФ». [7, с. 28]
Министерство финансов выпустило в 1996 году векселя для восстановления взамен централизованных кредитов погашенных с их корреспондентских счетов. Срок обращения векселей – 8 лет, они погашаются ежегодно равными долями с 31 августа 1998 года с уплатой 10% годовых. Векселедержатели имеют право быть Центральный банк РФ, коммерческие банки и юридические лица.
Государственные казначейские обязательства являются финансовым инструментом переходного периода. Их выпуск обусловлен жестким правительственным курсом, направленным на снижение инфляции и планомерное сокращение доходности по основным финансовым инструментам.
Начало выпуска казначейских обязательств (КО) – август 1994 г., эмитентом является Министерство финансов. КО выпускаются сериями в бездокументарной форме в виде записи в уполномоченном депозитарии (банках-агентах Минфина). Каждая серия имеет единые даты выпуска обязательств, даты погашения, номинальную стоимость, процентную ставку, то есть представляет собой самостоятельный выпуск и оформляется глобальным сертификатом. Ставка процентного дохода по обязательствам устанавливается в зависимости от срока начала погашения. Процентный доход выплачивается Минфином (Главным управлением федерального казначейства) одновременно с погашением казначейских обязательств. Владельцами КО могут быть юридические и физические лица. КО могут приниматься в качестве оплаты за реализованные товары и предоставляемые услуги без ограничений или выступать в качестве залога. КО могут обмениваться на налоговые освобождения в целях зачета по неплатежам в государственный бюджет. В результате банкротства Банка внешнеэкономической деятельности СССР на его счетах остались «замороженными» средства юридических и физических лиц. Указом президента РФ о мерах регулирования внутреннего долга бывшего СССР было определено, что погашение задолженности физическим лицам происходит с 1 июля 1993г. в полном объеме, а задолженность перед юридическими лицами покрывается облигациями внутреннего валютного займа (ОВВЗ) со сроком погашения от 1 до 15 лет. Эмитентом облигаций выступает Министерство финансов РФ валюта займа – доллары США, процентная ставка – 3 %. [7, с. 29]
Общий объем займа составил 7885 млн. долларов США. Номинал облигации – одна, десять и сто тысяч долларов. Они были выпущены пятью сериями со сроком погашения 1 год, 3 года, 6, 10 и 15 лет. Датой выпуска займа является 14 мая 1993 года. Купонная ставка 3% годовых – выплачивается 14 мая каждого года.
Сберегательная бумага для населения (СБН) внешне похожа на облигацию №% займа, но с купонами на получение каждые три месяца (бумага выпускается на год), при этом доход по купонам будет привязан к ОФЗ, но поскольку это будет для населения, прибавляется еще один процент.
Эта бумага была выпущена в сентябре 1995 г. раньше ее не было смысла выпускать, так как доходность по ГКО и ОФЗ шла резко вниз. На рынке денег было очень много, а предложений со стороны Минфина – значительно меньше. В таких условиях население мало что получило бы. А если бы была выпущена долларовая бумага, то в связи с понижением курса был бы чистый убыток для инвестора.
При подготовке СБН Министерство финансов руководствовалось тем, что по бумагам для населения должна существовать прибыль, пусть не самая большая, но близкая к реальному проценту по вкладам в банке плюс еще какой-нибудь процент. В крайнем случае, доход должен полностью компенсировать потер от инфляции.
2.2. Оценка состояния рынка государственных ценных бумаг
в 1993-2002 годах
Анализируя состояние рынка государственных ценных бумаг обнаружилось, что эмиссия государственных ценных бумаг с 1993 по 1997 года вырастала с 02 до 605,5 трлн. Рублей, а с 1998г. заметно значительное сокращение объема выпуска до 19,5 млрд. рублей в 2000 году. Такая же тенденция прослеживается и по другим показателям: объем размещения государственных ценных бумаг (ГКО, ОФЗ), объем выручки от продаж ГКО, ОФЗ резко снижаются после 1998 года, а по показателю «привлечение средств в бюджет от продажи ГКО, ОФЗ» видно, что с 1998 года происходило изъятие средств из бюджета на погашение выпуска ценных бумаг и выплату купонных доходов. В 1999-2000 годах объем выпуска ГКО, ОФЗ меньше объема размещения, так как проводилась новация ценных бумаг и осуществлялось доразмещение государственных ценных бумаг, предложенных Минфином России к выпуску в обращение в предыдущие года. [7, с. 30]
Сложившаяся ситуация на рынке государственных ценных бумаг в 2001 году оказывала позитивное воздействие на конъюнктуру смежных секторов финансового рынка и на настроение инвесторов. В целом в 2001 году рынок госдолга вернулся к выполнению одной из своих традиционных функций: индикатора стоимости безрисковых заимствований. При этом низкие ставки по государственным облигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.
Министерство финансов Российской Федерации поддерживало измеренные темпы роста рыночного портфеля ГКО-ОФЗ, размещая облигации в объемах, несколько превышающих объемы погашения бумаг. В начале 2001 года сохранялся понижательный тренд аукционной доходности, в дальнейшем этот показатель стабилизировался. Аукционная доходность по долгосрочным выпускам незначительно превышала текущий уровень инфляции в годовом исчислении, что позволяет эмитенту нести умеренные расходы по обслуживанию внутреннего госдолга. В 2001 году наблюдался рост срочности размещаемых облигаций. Активизировался выпуск ГКО со сроком погашения от 6 до 12 месяцев, впервые за послекризисный период были размещены долгосрочные ОФЗ. За январь-октябрь Минфин России провел 16 аукционов по размещению государственных облигаций общим объемом эмиссии 64 млрд. рублей, включая три трехлетних выпуска ОФЗ-ФД. [7, с. 31]
Концентрация облигаций в портфеле небольшого числа крупных участников в сочетании с возобновлением активных заимствований Минфином России привела к некоторому снижение ликвидности рынка ГКО-ОФЗ. Среднедневной объем торгов (без учета крупных доразмещений Минфина) сократился с 600 до 700 млн. рублей в 2000 году до 400-500 млн. рублей в 2001 году, причем данное снижение не было связано с сокращением рынка (объем ГКО-ОФЗ в обращении за январь-октябрь 2001 года возрос с 184 до 189 млрд. рублей).
В 2001 году наблюдается тенденция к выравниванию доходности обращающихся инструментов с различными сроками. Зависимость доходности гособлигаций от срочности несколько ослабла, что свидетельствует о снижении субъективной оценки инвесторами степени риска по мере увеличения срока до погашения. В этом выражается сравнительно оптимистичный характер оценок перспектив развития рынка государственных облигаций его участниками.
Доля нерезидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ в 2001 году неуклонно сокращалась, достигнув 12,2% по сравнению на 1 ноября против 24,6% в начале года в связи с продолжавшимся контролируемым выводом средств нерезидентов с рынка ГКО-ОФЗ. Доля инвесторов-резидентов в рыночном портфеле ГКО-ОФЗ составляла 15% и не имела тенденции к росту. Основная часть (около 70%) гособлигаций приходилась на долю дилеров (банков и финансовых компаний).
Снижение доли нерезидентов способствовало принятие Банком России ряда мер по либерализации использования средств, находящихся на счетах типа «С». В 2001 году Банк России провел 7 валютных аукционов (общая сумма проданной валюты составила 400 млн. долларов США) и изменил режим указанных счетов, предоставив нерезидентам возможность приобретения со счетов «С» облигаций субъектов Федерации, свободной репатриации доходов, полученных в форме купонов по облигациям, а также переуступки рублевых остатков на счетах типа «С» между нерезидентами.
Во II квартале 2001 года Министерство Финансов Российской Федерации после более чем 10-месяного перерыва возобновило практику доразмещения облигаций, которые не были проданы на первичных торгах. В то же время с целью уменьшения объема государственного внутреннего долга и сглаживания платежного графика Минфин России практиковал досрочный выкуп облигаций. Ситуация на рынке ОГСЗ не претерпела серьезных изменений. Эмиссии новых серий ОГСЗ в 2001 году не осуществлялось. Доходность ОГСЗ была несколько выше, чем доходность по банковским депозитам сравнимой срочности, что способствовало поддержанию устойчивого спроса на них. Подавляющая часть обращающихся ОГСЗ находилась в портфеле Сбербанка России и предлагалась им к свободной продаже физическим лицам, однако, по оценке экспертов, гражданами принадлежало не более 20% от общего объема обращающихся ОГСЗ. [7, с. 32]
Конъюнктура рынка российских валютных государственных ценных бумаг в 2001 году определялась благоприятной внутренней макроэкономической ситуацией, своевременным исполнением графика выплат по внешнему долгу, ростом золотовалютных резервов Российской Федерации, активизацией структурных преобразований в экономике, а также конъюнктурой мирового рынка энергоносителей и общей ценовой динамикой гособлигаций стран с переходной экономикой на мировых финансовых рынках.
На рынке облигаций государственного валютного займа в 2001 году в обращении находилось 5 выпусков, эмитированных в 1993-1999 годах номинальным объемом 10,8 млрд. долларов США. По этим выпускам отличалась устойчивая повышательная динамика котировок. За январь-октябрь цены ОВГВЗ возросли на 9,5-33 процентных пункта и составили на конец октября 43-89% от номинала.
В 2001 году на рынке обращались 11 выпусков еврооблигаций Российской Федерации, эмитированных Минфином России в 1996-2000 годах с окончательными датами погашения в 2001-2030 годах на общую сумму 36,4 млрд. долларов США по номиналу. В октябре цены еврооблигаций достигли максимальных уровней за посткризисный период. На конец октября доходность еврооблигаций России составляла 6-13% годовых.
С начала 2001 года преобладала повышательная динамика котировок по всем выпускам еврооблигаций России. Позитивным фактором, способствующим увеличению интереса инвесторов к ОВГВЗ и еврооблигациям Российской Федерации, стало повышение международными рейтинговыми агентствами рейтингов всех обращающихся серий ОВГВЗ и еврооблигаций России. Среди других факторов, формировавших повышательную динамику российских валютных облигаций, можно отметить еще сохраняющуюся недооцененность некоторых выпусков относительно гособлигаций других стран из группы стран с формирующимися рынками, а также сравнительно слабую конъюнктуру рынков акций ведущих развитых стран.
По состоянию на август 2002 года доля ГКО/ОВЗ в общей емкости рынка рублевых облигаций упала с 94 до 78% .
Наблюдается исход массовых инвесторов с рынка ГКО/ОФЗ на рынок негосударственных обязательств.
Объем торгов госбумагами с начала 2001 года упал практически в 2 раза (рыночный оборот подсчитан без операций Минфина по доразмещению ГКО/ОФЗ, так как в последние месяцы Минфин продавал крупные объемы госбумаг Пенсионному фонду, что серьезно искажало показатели активности торгов). Объем торгов на рынке государственных облигаций составил всего 115 млрд. рублей в 2002 году. [7, с. 35]
2.3. Оценка кредитоспособности органа власти
В настоящее время в России не существует механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, в первую очередь в финансовой сфере. В результате во многих региональных и муниципальных органах власти «управление» долгами основывается на ожидании, что долги будут списаны или кредиторы не смогут их взыскать.
Как показывает последние события, это бесплодные ожидания, поскольку федеральное правительство заняло жесткую позицию и не намерено ничего прощать.
Одним из показателей качества управления долгом органом региональной или муниципальной власти может служить его кредитоспособность. В этой связи становится принципиально важным дать комплексную оценку кредитоспособности органа власти. Необходимо отметить, что этот процесс многократно сложнее, чем оценка промышленного предприятия или коммерческой структуры.
Проблема заключается в неформализованности действий и операций, осуществляемых органами власти. Если для оценки компаний можно использовать уже устоявшиеся методики анализа финансового состояния, то применительно к органам власти они не применимы.
Оценка кредитоспособности органа власти заключается в нахождении ответа на вопрос: «Вернет орган власти заимствованные средства, или нет?» Ответ имеет пять составляющих. [9, с. 13]
Первая из них – финансовая. Она объективна, то есть проблема только в том: будут деньги в бюджете к назначенному сроку или нет.
Вторая – психологическая, то есть личные качества «первых лиц» приобретают большое значение в условиях нерегламентированности, свойственной отечественной системе управления бюджетными ресурсами. Личные качества могут проявляться в предоставлении свободного доступа к бюджетно-финансовой информации, точного исполнения прежде данных устных обещаний и заключенных договоров. Следует также обратить внимание на взаимоотношения между главой, начальником финансового органа и другими лицами, ответственными за исполнение бюджета.
Третья – технологическая, связанная с тем, что в регионе могут возникнуть чрезвычайные ситуации, связанные, например, с выходом из строя систем отопления жилых домов, авариями в газовом хозяйстве и пр. Даже если первые лица и будут виноваты в том, что недоглядели или что допустили такое происшествие, по действующему законодательству никого из них не привлекут к личной материальной ответственности, а все убытки будут погашены за счет бюджетных средств.
Четвертая – техническая. В настоящее время организация финансов органов власти далека от совершенства и в процессе реформирования региональных финансов вполне вероятна ситуация, например, пересмотра налоговой базы того или иного органа власти. При низком качестве большинства региональных законов о бюджете – в них зачастую предусматривается не вся сумма коммунальных платежей, предстоящих бюджетным учреждениям, соответственно на практике происходит прирост кредиторской задолженности органа власти, что практически никогда не афишируется. В случае оптимизации такого бюджета денег на возврат долга в казне может и не остаться. [9, с. 13]
Пятая составляющая – политическая. Здесь свою роль играют местное законодательство и депутатский корпус. Наиболее оптимальным является вариант, когда заем денежных средств утверждается депутатами, причем вне зависимости от требований Бюджетного кодекса или местного законодательства, поскольку согласно им в отдельных случаях согласия парламентариев может и не потребоваться.
В общих чертах вопрос, будут ли денежные средства у органов власти через несколько лет, решается путем сравнения будущих доходов, с одной стороны, и будущих расходов по возврату долга – с другой. Сравнение ведется по каждому году отдельно, вплоть до года полного возврата долга.
Прогнозирование доходов заключается, во-первых, в определении полного перечня финансовых ресурсов конкретного органа власти:
это традиционные налоговые и неналоговые доходы, налоговая недоимка и доходы внебюджетных фондов, а также возврат выданных кредитов, погашения задолженности перед бюджетными учреждениями, сознательный прирост кредиторской задолженности, налоговые льготы, отсрочки и кредиты, средства лизинговых фондов, предоставление гарантий, возврат средств за исполненные гарантии;
в распоряжении органа власти находятся финансы унитарных и так или иначе зависимых предприятий – средства амортизационного фонда и прибыли, регулирование дебиторской и кредиторской задолженности, тепло- и энерготарифов, а также средства стимулирования – бесконкурсное размещение госзаказов, защита от налоговых проверок, недопуск на данный сегмент рынка конкурентов, предоставление помещений по льготным ценам; [9, с. 14]
в распоряжении органа власти могут быть права на что-либо, например, на взыскание сумм, на получение нефтяных квот, а также финансовые активы-депозиты, пакеты акций ликвидных компаний и т.д.
Во-вторых, спрогнозировать финансовые ресурсы органа власти необходимо на несколько лет вперед, на срок данного властями кредита. Прогнозировать следует каждый из финансовых ресурсов в отдельности.
В-третьих, необходимо определить ежегодные обязательства по обслуживанию госдолга.
В действительности госдолг состоит из двух частей: из процентов, которые должны быть начислены на привлеченные средства в течение всего периода займа, и основной суммы займа, которая структурируется следующим образом: предусмотренные Бюджетным кодексом коммерческие кредиты, бюджетные ссуды, эмиссия ценных бумаг и выданные гарантии, а также непредусмотренные авалированные векселя, операции финансового лизинга, кредиторская задолженность, исполнительные листы. В долгосрочной перспективе (5-7 и более лет) в составе госдолга следует учитывать задолженность унитарных предприятий.
В-четвертых, сравниваются ежегодные финансовые ресурсы и ежегодные расходы по госдолгу. Цель сравнения состоит в том, чтобы определить размер первичного профицита, необходимый для безусловного погашения обязательств, и оценить реальность этого профицита. Если реально обеспечить необходимых размеров профицит, значит, первая финансовая составляющая оценки кредитоспособности органа власти даст положительный результат – деньги для возврата заимствованных средств будут.
Вне зависимости от итоговой оценки кредитоспособности органа власти следует предусмотреть дополнительное обеспечение. В качестве такого обеспечения могут выступать любые ликвидные активы и права на что-либо. Кроме активов, обеспечением может выступить введение процедуры раскрытия бюджетно-финансовой информации, осуществление внешнего аудита бюджета для местной счетной палаты и действия, способствующие усилению регламентации деятельности и контроля за исполнительной властью.
Немаловажное значение имеет стоимость качественной и полноценной оценки кредитоспособности органа власти. Она будет высока из-за независимых источников, а также из-за многомерности структуры финансовых ресурсов. [9, с. 15]
По мере, реформирования региональных финансов, интерес к органам власти, как к надежным заемщикам, возрастет. И если до кризиса 1998 года в обществе существовало убеждение, что субъект Федерации или муниципалитет «не могут не вернуть заем», то новый рост интереса к органам власти должен быть основан на высокой эффективности, прозрачности и подконтрольности региональных финансов.
ГЛАВА 3. ПЕРСПЕКТИВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КОНКРЕТНЫХ ВИДОВ ЦЕННЫХ БУМАГ ЦЕЛЕВОГО НАЗНАЧЕНИЯ (ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ГАРАНТИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВОМ) ДЛЯ ФИНАНСИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНЫХ ПРОГРАММ
Налоговые льготы и надежность государственных ценных бумаг делают их потенциально активным инструментом привлечения инвестиций в производство. Проведение облигационных займов может стать реальным механизмом формирования и модернизации промышленной структуры экономики, сыграть важную роль в улучшении инвестиционного климата в разных частях страны.
Эмиссия целевых государственных облигаций (как федеральных, так и муниципальных) позволяет решить проблему трансформации сбережений населения в инвестиции, но из-за неразвитости фондового рынка растущие личные накопления населения России пока не смогли обеспечить соответствующий объем инвестиций. На рынки ссудного капитала поступает лишь малая часть сбережений населения, что способствует удержанию процентных ставок на высоком уровне. [11, с. 10]
Проводимая в последние три года политика сокращения государственного внутреннего долга при наличии значительных свободных денежных ресурсов в экономике будет иметь следствием лишь замедление экономического роста, а не его ускорение. А именно с помощью дополнительных вливаний в экономику путем финансирования крупных программ (государственных заказов) можно было бы дать дополнительный импульс частным инвестициям. К сожалению, стремление добиться первичного профицита бюджета любой иеной ведет к резкому сокращению числа программ. Из 172 утвержденных и действовавших на начало 2001 года федеральных целевых программ ввиду недостатка финансовых ресурсов на их полное бюджетное финансирование были исключены именно те программы, которые и могли бы стимулировать экономическое развитие, а именно, финансирование отраслевых программ, инвестиционных проектов и научно-исследовательских работ. Очевидно, что привлечение дополнительных ресурсов с помощью эмиссии ценных бумаг позволило бы профинансировать такие программы, получив соответствующую экономическую отдачу. Одновременно решались бы проблемы повышения занятости населения, задачи развития некоторых регионов, повышения качества и конкурентоспособности продукции. Важно, чтобы эмиссия долговых обязательств была привязана к выполнению той или иной программы, а не к финансированию общего бюджетного дефицита. Здесь же следует сделать и одно замечание по поводу самих программ. Предлагаемое резкое их укрупнение с созданием дополнительных управленческих структур по реализации таких программ может привести лишь к снижению ответственности конкретных исполнителей за их реализацию. Среди некоторых возможных направлений инвестиций для размещения средств, привлеченных с помощью государственных ценных бумаг можно назвать такие как: [11, с. 10]
• Финансирование создания новой авиационной техники. Планируемое создание двух мощных авиастроительных холдингов для производства гражданской и военной авиатехники требует значительного государственного финансирования для научно-технических и конструкторских разработок, реализации имеющихся готовых проектов в области самолетостроения. Дополнительные ассигнования могли бы быть мобилизованы с помощью государственных займов, в том числе эмиссии конвертируемых ценных бумаг.
Лизинг сельхозтехники. При потребности в средствах 23 млрд руб. в 2001 году на эту цель выделено из бюджета всего 2,8 млрд руб.. В связи с этим требуется дотировать отрасль путем оплаты части стоимости сельхозтехники государством. Между тем, очевидно, что более обоснованным экономически был бы путь расширения лизинга до необходимых размеров, для чего государством могли бы быть выделены соответствующие бюджетные ссуды. Ресурсы для этого могли бы быть получены за счет эмиссии государственных облигаций. Можно было бы создать государственную лизинговую компанию, разрешив ей выпускать для мобилизации капитала облигации, гарантированные государством. Эти пути сокращают потребность в прямом бюджетном финансировании, но одновременно позволяют создать платежеспособный спрос на сельскохозяйственную технику. Аналогичный путь стимулирования производства мог бы быть применен и во многих других отраслях хозяйства, особенно в части тяжелого и транспортного, энергетического машиностроения, станкостроения.
Другое направление такого рода - точечные инвестиции в автомобильную промышленность. Речь идет об инвестициях в успешно развивающиеся автомобильные заводы для освоения новых моделей или направлений, в предприятия, производящие комплектующие для автомобилей. Масштабы подобных проектов составляют от 10 млн до 2 млрд дол. США. При таких инвестициях возможен выпуск конвертируемых облигаций с последующей конверсией облигаций в акции профинансированных предприятий.
Большие надежды возлагаются на развитие ипотечного кредитования. Однако у коммерческих банков слишком малы ресурсы именно долгосрочного характера, которые необходимы для ипотеки, а процент по кредитам слишком высок для потенциальных заемщиков. Очевидно, что с помощью государственной поддержки, а именно, выпуска соответствующих облигаций самим государством либо под его гарантию, можно было бы переместить сбережения населения, инвестиционных институтов н сферу ипотечного кредитования, то есть решать одновременно и жилищную проблему и задачу вовлечения временно свободных денежных ресурсов в инвестиции. Опыт не только других стран, но и некоторых российских регионов подтверждает возможность и эффективность такого пути. [11, с. 11]
Все больше предприятий в 2000 - 2001 годах прибегают к эмиссии облигаций для привлечения средств, тогда как у коммерческих банков имеются огромные невостребованные кредитные ресурсы (что объясняется высокими процентными ставками по ссудам). Однако к самостоятельной эмиссии облигаций может прибегнуть далеко не каждое предприятие. Особенно это касается мелких предприятий либо предприятий с относительно низкой рентабельностью продукции. В этом случае за счет бюджетных ссуд, средства на которые могут быть мобилизованы при помощи государственных ценных бумаг, можно было бы обеспечить дополнительные инвестиции в рентабельные проекты. Возможна государственная поддержка различных объединений предприятий, фондов (например, Фонда поддержки малого предпринимательства и т.п.), из которых будут кредитоваться мелкие предприятия.
Гораздо большую роль могли бы играть ценные бумаги региональных органов власти, выпускаемые для финансирования рентабельных производственных проектов. Эмиссия таких бумаг, подкрепляемая гарантиями местных бюджетов или предусматривающая возможность конвертации в акции финансируемых предприятий, может представлять интерес и для стратегических инвесторов. [11, с. 11]
Как показывает опыт, при эмиссии региональных ценных бумаг предоставление дополнительных гарантий имущественного обеспечения, относительно высокий уровень стабильной доходности облигаций, их государственный статус, льготы припекают иностранных инвесторов. При этом наиболее привлекательными для них являются ценные бумаги, эмитированные органами власти регионов, ориентированных на экспорт. В условиях ограниченного доступа российских предприятий на международный рынок капиталов именно облигации субъектов Федерации и муниципальные займы могут стать наиболее перспективными инструментами привлечения иностранных инвестиций. При этом эмиссия конвертируемых муниципальных облигаций для финансирования производственных проектов позволяет обеспечить необходимый механизм страхования прямых иностранных инвестиций.
Перспективен выпуск государственных облигаций или облигаций соответствующих государственных предприятий, обеспеченных дебиторской задолженностью по договорам ипотеки и закладными ценными бумагами. Эмиссия таких ценных бумаг будет способствовать финансированию ипотечных операций коммерческих банков и позволит резко повысить привлекательность жилищного кредитования: одной из важнейших предпосылок экономического роста является массовая продажа жилья населению в рассрочку.
Наиболее предпочтительными для отечественных и зарубежных умеренно консервативных инвесторов, не желающих вкладывать свои средства в условиях нестабильности в акции приватизированных предприятий, могут стать конвертируемые облигации, которые дают возможность получить выигрыш от ожидаемого повышения курсов акций и то же время обеспечить гарантированный процентный доход.
Займы субъектов Федерации являются важным инструментом финансирования региональных программ развития, более перспективным в российских условиях, чем банковское кредитование. Они позволяют диверсифицировать источники и удлинить сроки заимствования местных властей, а также создают условия для реализации социально и экономически важных региональных инвестиционных проектов, содействуют формированию необходимых инфраструктур и обеспечению достаточного кредитного рейтинга региона для инвестирования коммерческого капитала в инвестиционные проекты, облегчению для региональных бюджетов бремени по их финансированию. [11, с. 12]
Развитие рынка муниципальных облигаций влечет за собой развитие процесса инвестирования российских регионов, а также способствует укреплению банковской системы в целом. В условиях, когда большинство рынков является приложением стабильного и большого капитала, муниципальные облигации служат для размещения незначительных и не всегда постоянных средств.
Государственные целевые займы должны стать катализатором инвестиционной активности и рычагом промышленного подъема, а не только исполнять роль источника финансирования текущих непроизводительных расходов местных бюджетов. [11, с. 12]
На рынках государственных облигаций участники фондового рынка приобретают практический опыт андеррайтинга ценных бумаг для обеспечения последующего размещения корпоративных займов. Отрабатываются механизмы первичного размещения ценных бумаг среди населения, совершенствуется работа институтов регионального биржевого и внебиржевого рынков, торговых, расчетных и депозитарных систем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В современной рыночной экономике централизованный выпуск государственных ценных бумаг воздействует на денежное обращение, является средством неэмиссионного покрытия дефицита государственного и местного бюджетов, способом привлечения денежных средств предприятий и населения для решения тех или иных задач. В международной практике можно обнаружить самые различные виды долговых обязательств государства: облигации, ноты, казначейские векселя, сертификаты, консоли и др. Все они носят краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный характер. Индикатором развития рынка государственных ценных бумаг является их доходность, определение которой имеет важное значение при принятии решения о покупке государственных ценных бумаг.
В связи со стремлением Правительства Российской Федерации использовать долговые обязательства в качестве одного из определяющих источников бюджетных поступлений, рынок государственных ценных бумаг получает мощный импульс.
В настоящее время на российском рынке государственных ценных бумаг можно встретить различные виды долговых обязательств. Наибольшее значение в денежно-кредитной политике страны занимают государственные краткосрочные облигации (ГКО) и облигации федерального займа (ОФЗ). Наряду с ними существуют следующие виды государственных ценных бумаг: государственные долговые обязательства, золотые сертификаты (погашенные ценные бумаги), облигации внутреннего валютного займа, сберегательная бумага для населения и др.
Доходность гособлигаций постоянно снижается уже более двух лет – с момента восстановления торгов ГКО/ОФЗ в 1999 году. При этом низкие ставки по гособлигациям способствуют движению инвестиций в реальный сектор.
В настоящее время в России нет механизмов, гарантирующих выполнение органами власти взятых на себя обязательств, что порождает ряд проблем, решение которых значительно повысит качество управления госдолгом.
Большое внимание на российском рынке государственных ценных бумаг следует уделять выбору параметров при выпуске новых инструментов. Немаловажное значение должна приобрести инвестиционная составляющая государственных ценных бумаг, то есть направление заимствованных денежных средств на инвестирование инфраструктуры (строительство дорог, мостов, нефтепроводов), а так же на развитие в России Интернет-технологий.
Таким образом, в процессе развития рыночной экономики и повышения уровня хозяйствующих субъектов, а также увеличение количества государственных ценных бумаг и динамики их обращения, рынок государственных ценных бумаг и его функционирование будут до конца упорядоченным.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1). Буренин Н.Н. Рынок ценных бумаг и производных финансовых инструментов: Учебное пособие. 4-е изд. перераб. и доп. – М.: Федеративная книготорговая компания, 2002. – 410 с.
2). Каратцев А.Г. Ценные бумаги: виды и разновидности: Учеб. пособие. – М.: РДЛ, 2000. – 332 с.
3). Литвененко Л.Г. Рынок государственных ценных бумаг: Учеб. пособие для вузов / Литвененко Л.Г., Нишатов Н.П., Удалищев Д.П.; Под ред. Жукова Е.Ф. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 211 с.
4). Чепурина М.Н., Киселевой Е.Н. Курс экономической теории: Учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. – 832 с.
5). Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. Финансы: Учебное пособие – 3-е изд. испр. и доп. – М.: Издательская торговая корпорация Дашков и Ко, 2002.
6). Иванцова А. Новации государственных ценных бумаг в РФ: Комментарии к закону №50-ФЗ //Российская газета. – 2001. - №21. – С.12
7). Карабанова К. Понятие государственной ценной бумаги в современном российском праве: Сущность института государственных ценных бумаг //Хозяйство и право. – 2005. - №11. – С. 26-35
8). Кастальский В. Государственные ценные бумаги как предмет залога //Рынок ценных бумаг. – 2003. - №3. – С.38-40
9). Макаров О.В. Современные проблемы теории ценных бумаг //Рынок ценных бумаг. – 2005. - №12. – С. 13-15
10). Подвинская Е.С. Новые направления использования государственных ценных бумаг для развития реального сектора экономики //Финансы и кредит. – 2002. - №12. – С. 25-29
11). Подвинская Е.С. Перспективы использования конкретных видов ценных бумаг целевого назначения (государственных и гарантированных государством) для финансирования бюджетных программ //Финансы и кредит. – 2002. - №18. – С. 10-12
12). Снижкова Ю. Рынок ГКО/ОФЗ: итоги 2001 г. // РЦБ. – 2002. – №2. – с.43-47
13). Янукян М.Г. Механизм использования государственных ценных бумаг //Финансы. -2005. - №3. – С.66-69
14). Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ (ред. от 07.08.2001 г.) «О рынке ценных бумаг»
15). Федеральный закон от 29.07.1998 №136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг» (принят ГД ФС РФ 15.07.1998)