Содержание
Список используемой литературы
1. Расчёт НДС
Налогоплательщиками данного налога признаются:
организации;
индивидуальные предприниматели;
лица, осуществляющие перемещение через таможенную границу РФ.
Не являются плательщиками НДС организации и индивидуальные предприниматели (кроме налогоплательщиков акцизов), у которых сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) в течение трех предшествующих последовательных календарных месяцев не превышают без НДС 2 млн. руб. (ст.145 НК РФ).
Эта норма не применяется в отношении лиц, осуществляющих ввоз товаров на таможенную территорию России. Освобождение от уплаты НДС предоставляется налогоплательщику сроком на год и может быть продлено.
Объектом налогообложения признаются следующие операции (ст.146 Кодекса):
реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ;
передача на территории РФ товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций;
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
ввоз товаров на таможенную территорию РФ.
Характерно, что законодательство не признает реализацией товаров достаточно большое количество операций. Это операции, связанные с обращением валюты; передача имущества правопреемникам; наследование имущества.
Вместе с тем, введено ключевое понятие "место реализации товаров и услуг", используемое при исчислении НДС. Таковым считается территория РФ, если товар находится на ней и не отгружается и не транспортируется или товар в момент начала отгрузки или транспортировки находится на этой территории. Объектом обложения НДС является реализация товаров только на территории России.
Облагаемый оборот определяется исходя из продажной стоимости товаров, работ и услуг без включения в них налога на добавленную стоимость. Для целей налогообложения под продажной ценой понимается цена, указанная сторонами сделки.
При оказании посреднических услуг облагаемым оборотом является сумма дохода, полученного в виде надбавок или вознаграждений.
У заготовительных, снабженческо-сбытовых, торговых и других предприятий, занимающихся продажей и перепродажей товаров, в том числе по договорам поручения и комиссии, облагаемый оборот определяется исходя из стоимости реализуемых товаров без НДС.
Предприятие самостоятельно определяет момент реализации товаров для целей налогообложения.
Если в учетной политике для целей налогообложения моментом реализации является отгрузка, то датой возникновения налогового обязательства при расчете НДС является ранняя из следующих дат:
а) день отгрузки товара (выполнение работ, оказание услуг);
б) день оплаты товаров (работ, услуг);
в) день предъявления покупателю счета-фактуры.
Организации, установившие в учетной политике момент реализации по оплате товаров, определяют возникновение налогового обязательства по мере поступления денежных средств за отгруженные товары.
В соответствии с Федеральным законом от 22 июля 2005 г. № 119-ФЗ с 1 января 2006 г. был введен единый метод уплаты НДС - "по отгрузке".
С введением этого принципа начисления порядок вычета налога существенно меняется. Если для вычета НДС требовалась обязательная оплата товара, то с начала 2006 г. достаточно иметь счет-фактуру как основание для принятия к учету приобретенных материальных ценностей, выполненных работ или оказанных услуг. (В то же время для предприятий с большой дебиторской задолженностью законом предусмотрен двухлетний период перехода к этому методу уплаты налога)
Льготы. Не подлежат налогообложению, например, следующие операции (ст.149 Кодекса):
сдача в аренду служебных и жилых помещений иностранным гражданам или организациям, аккредитованным в РФ;
реализация медицинских товаров отечественного и зарубежного производства по перечню, утверждаемому Правительством РФ;
услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, занятия с несовершеннолетними детьми в кружках и секциях;
реализация продуктов питания, произведенных столовыми при учебных, медицинских заведениях, полностью или частично финансируемых из бюджета;
услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования (кроме такси);
банковские операции (за исключением инкассации);
услуги, оказываемые учреждениями образования, культуры, искусства.
Формирование налоговой базы. Выручка от реализации определяется исходя из доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров. Учитываются все доходы, полученные как в денежной, так и в натуральной формах. Если при реализации товаров применяются различные налоговые ставки, налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров, облагаемых по разным ставкам.
Налоговый период - календарный месяц; квартал - для налогоплательщиков с ежемесячными в течение квартала суммами выручки (без НДС), не превышающими установленного законом предела (с 1 января 2006г. - 2 млн. руб.).
Налоговые ставки. Существуют три вида ставок по НДС, а именно: 0; 10 и 18%.
Налогообложение по нулевой ставке (0%) производится при реализации товаров, помещаемых под таможенный режим экспорта при условии их фактического вывоза; услуг по перевозке товаров, пассажиров и багажа за пределы РФ.
Налогообложение по пониженной 10% - ной ставке применяется при реализации: продовольственных товаров (мясо, молоко, яйца, сахар, соль, овощи, крупа, мука); товаров детского ассортимента; научной книжной продукции, на редакционные и издательские услуги, а также лекарства и изделия медицинского назначения.
Налогообложение по общей 18% - ной процентной ставке производится при реализации всех товаров, работ и услуг, не упомянутых выше.
Налогоплательщики обязаны представить в налоговые органы по месту своего учёта соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истёкшим налоговым периодом.
При расчете пользуемся данными таблицы 1.
Таблица 1
№ п/п | Содержание хозяйственной операции | Сумма, тыс. руб. |
1 | 2 | 3 |
1. | Начислена заработная плата работникам и выдана из кассы | 33614 |
2. | Приобретены и оплачены материалы, включая НДС | 4641 |
НДС | 704,6 | |
3. | Реализована произведенная продукция и услуги по ценам договоренности с получением денежных средств на расчетный счет | 6541 |
НДС | 994,4 | |
4. | Авансовые платежи покупателей за счет предстоящих поставок | 1381 |
5. | С расчетного счета оплачены счета за транспортные и коммунальные услуги (с учетом НДС) | 76 |
1) НДС по реализации:
НБ = 6541
НДС по реал. = 6541 /118 = 997,77 тыс. руб.
2) НДС авансы:
НБ = 1381
НДС авансы = 1381 /118 = 210,66 тыс. руб.
3) НДС предъявл. поставщику:
НБ - 4641
НДС предъявл. пост. = 4641 /118 = 707,94 тыс. руб.
4) НДС в бюджет:
НДС в бюджет =997,77+210,66-707,94= 500,49 тыс. руб.
2. Расчет налога на прибыль
Налогоплательщиками налога на прибыль организаций признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников РФ.
Объектом налогообложения по налогу на прибыль организаций признаётся прибыль, полученная налогоплательщиком.
Налоговой базой признаётся денежное выражение прибыли, определяемой в соответствии со ст.247 НК РФ, подлежащей налогообложению. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода. В случае, если в отчётном (налоговом) периоде налогоплательщиком получен убыток, в данном отчётном (налоговом) периоде налоговая база признаётся равной нулю. Особенности определения налоговой базы указаны в ст.274 - 282 НК РФ.
Налоговая ставка устанавливается в размере 20%, с 1 января 2009 года, за исключением случаев, предусмотренных ст.284 НК РФ.
Налоговым периодом по налогу признаётся календарный год. Отчётными периодами по налогу признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, определяемой в соответствии со статьёй 274 НК РФ.
Сумма налога по итогам налогового периода определяется налогоплательщиком самостоятельно, если иное не установлено ст.286 п.4,5 НК РФ.
По итогам каждого отчётного (налогового) периода налогоплательщики исчисляют сумму авансового платежа, исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчётного (налогового) периода. В течении отчётного периода налогоплательщики исчисляют сумму ежемесячного авансового платежа в порядке, установленном ст.286 НК РФ.
Расчёт налогооблагаемой прибыли в ООО "Мир".
ПН = ВРЕАЛ. - НДСРЕАЛ. + ВВНЕРЕАЛ. - НДСВНЕРЕАЛ. - РРЕАЛ. - РВНЕРЕАЛ.;
Налог на прибыль =
Налог на прибыль на 1 апреля = 4800 = 960 тыс. руб.
Налог на прибыль на 1 июля = 9920 = 1984 тыс. руб.
Налог на прибыль на 1 октября = 15400 = 3080 тыс. руб.
3. Расчёт налога на имущество
Налог на имущество организаций устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ.
Налогоплательщиками налога признаются: российские организации; иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) имеющие в собственности недвижимое имущество на территории РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ.
Объектом налогообложения для российских организаций признаётся движимое и недвижимое имущество (включая имущество, переданное во временное владение, пользование, распоряжение или доверительное управление, внесённое в совместную деятельность), учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, осуществляющих деятельность в РФ через постоянные представительства, признаётся движимое и недвижимое имущество, относящееся к объектам основных средств.
Объектом налогообложения для иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаётся находящееся на территории РФ недвижимое имущество, принадлежащее этим организациям на праве собственности.
Не признаются объектом налогообложения: земельные участки, водные объекты и другие природные ресурсы, а также имущество, принадлежащее на праве хозяйственного ведения или оперативного управления федеральным органам исполнительной власти и используется для нужд обороны, гражданской обороны, обеспечения безопасности и охраны правопорядка.
Налоговая база определяется как среднегодовая стоимость имущества, признаваемого объектом налогообложения. В отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельность на территории РФ, в качестве налоговой базы признается инвентаризационная стоимость указанных объектов по данным органов технической инвентаризации.
При определении налоговой базы имущество, признаваемое объектом налогообложения, учитывается по его остаточной стоимости. В случае, если для отдельных объектов основных средств начисление амортизации не предусмотрено, стоимость этих объектов для целей налогообложения определяется как разница между их первоначальной стоимостью и величиной износа.
Налоговой базой в отношении объектов недвижимого имущества иностранных организаций, не осуществляющих деятельности в РФ через постоянные представительства, признаётся инвентаризационная стоимость указанных объектов.
Льготы. Список льгот насчитывает 14 позиций. В частности, льгота распространяется на имущество мобилизационного назначения, имущество религиозных организаций, общероссийских организаций инвалидов, организаций уголовно - исполнительной системы, организаций, основным видом деятельности производство фармацевтической продукции, космические объекты, памятники истории и культуры.
Также законом предусмотрено освобождение от налогообложения имущества специализированных протезно-ортопедических предприятий, коллегий адвокатов, государственных научных центров а научных организаций различных российских академий в отношении имущества, используемых в научных целях.
Налоговым периодом признаётся календарный год.
Отчётными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов РФ и не могут превышать 2,2 процента.
Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом налогообложения.
Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате налогоплательщиками в порядке и сроки, установленные законами субъектов РФ.
В течение налогового периода налогоплательщики уплачивают авансовые платежи по налогу, если законом субъекта РФ не предусмотрено иное. По истечении налогового периода налогоплательщики уплачивают сумму налога, исчисленную в порядке, предусмотренном ст.382 НК РФ.
В отношении имущества, находящегося на балансе российской организации, налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в бюджет по местонахождению указанной организации.
Иностранные организации, осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представительства уплачивают налог и авансовые платежи по налогу в бюджет по месту постановки указанных постоянных представительств на учёт в налоговых органах.
Таблица 2. Основные средства, числящие на балансе организации в течение 200_ г., тыс. руб.
Дата | Остаточная стоимость основных средств за налоговый (отчетный) период | |
Всего | В том числе стоимость недвижимого имущества | |
1 января | 3141 | 741 |
1 февраля | 4841 | 731 |
1 марта | 4741 | 721 |
1 апреля | 4641 | 711 |
1 мая | 4541 | 701 |
1 июня | 4441 | 691 |
1 июля | 4341 | 681 |
1 августа | 4241 | 671 |
1 сентября | 4141 | 661 |
1 октября | 4041 | 651 |
1 ноября | 3941 | 641 |
1 декабря | 3841 | 631 |
1января следующего года | 3741 | 621 |
Налоговая база I кв.
НБ = 3141+ 4841 + 4741 + 4641/4 = 17364/4 = 4341 тыс. руб.
Налог I кв. = НБ * ставка налога (0,022) 0,25 = 4341 0,022 0,25 = 23,87 тыс. руб.
Налоговая база за полугодие
НБ = 4341+ 4541+ 4441 + 4341/7 = 17664/7 = 2523 тыс. руб.
Налог полугод. = 2523 0,022 0,25 = 13,87 тыс. руб.
Налоговая база за 9 месяцев
НБ = 2523+ 4241 + 4141 + 4041/10 = 14949/10 = 1494,9 тыс. руб.
Налог 9 мес. = 1494,9 0,022 0,25 = 8,22 тыс. руб.
Налоговая база за год
НБ = 1494,9 + 3941 + 3841 + 3741/13 = 13017,9/13 = 1001,4
Налог за год = 1001,4 0,022 = 22,03
Налог к уплате = 22,03- 23,87 - 13,87- 8,22 = - 23,93
4. Расчет НДФЛ
Налог на доходы физических лиц относится к числу прямых налогов, который построен на резидентском принципе и уплачивается на всей территории страны по единым ставкам.
В Российской Федерации налогоплательщиками признаются:
1. Физические лица, являющиеся налоговыми резидентами России. Этот статус имеют лица, согласно нормам Налогового Кодекса, проживающие на территории Российской Федерации не менее 183 календарных дней в течение двенадцати следующих подряд месяцев. Те лица, которые являются налоговыми резидентами, уплачивают налог со всех полученных где бы то ни было доходов, то есть несут полную налоговую ответственность.
2. Физические лица, получающие доходы от источника в Российской Федерации, которые не являются налоговыми резидентами. Этот статус, на основании норм Налогового кодекса на территории страны меньше указанного выше срока, так как они уплачивают налог лишь с дохода, полученного от источников в Российской Федерации, то есть несут ограниченную налоговую ответственность.
Объектом налогообложения для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами, - доход, полученный от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ; для физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами, - от источников в РФ.
Законодательно определены освобождения или изъятия от уплаты налога.
В состав освобождений входят: государственные пособия и пенсии, стипендии студентов и аспирантов; компенсационные выплаты в пределах тех норм, которые установлены законодательством; вознаграждение донорам, алиментные обязательства; доходы от продажи выращенных в подсобном хозяйстве птицы, овощей; обязательное страхование и ряд других.
Для целей налогообложения к доходам от источников в РФ относятся:
а) дивиденды и проценты, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ;
б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые российской организацией или иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
в) доходы, полученные от использования в РФ права на объекты интеллектуальной собственности;
г) доходы, полученные от предоставления в аренду, и доходы, полученные от иного использования имущества, находящегося на территории РФ;
д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося в РФ; акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в уставном капитале организации; прав требования к российской или иностранной организации в связи с деятельностью ее постоянного представительства на территории РФ; иного имущества, находящегося в РФ и принадлежащего физическому лицу);
е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) в РФ. При этом вознаграждение директоров и иные аналогичные выплаты, получаемые членами органа управления организации (совета директоров или иного подобного органа) - налогового резидента РФ, местом нахождения (управления) которой является РФ, рассматриваются как доходы, полученные от источников в РФ, независимо от места, где фактически исполнялись возложенные на этих лиц управленческие обязанности или откуда производились выплаты указанных вознаграждений;
ж) доходы от использования любых транспортных средств, включая морские или воздушные суда, трубопроводов, линий электропередачи (ЛЭП), линий оптико-волоконной и (или) беспроволочной связи, средств связи, компьютерных сетей, находящихся или зарегистрированных (приписанных) в РФ, владельцами (пользователями) которых являются налоговые резиденты РФ, включая доходы от сдачи их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока, в т. ч. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ; и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности на территории РФ.
К доходам, полученным от источников, находящихся за пределами территории РФ, относятся:
а) дивиденды и проценты, выплачиваемые иностранной организацией, за исключением дивидендов и процентов, оплачиваемых иностранной организацией в связи с деятельностью ее постоянного представительства в РФ;
б) страховые выплаты при наступлении страхового случая, выплачиваемые иностранной организацией за рубежом;
в) доходы от использования за пределами территории РФ прав на объекты интеллектуальной собственности;
г) доходы от предоставления в аренду и иного использования имущества, находящегося за пределами РФ;
д) доходы от реализации (недвижимого имущества, находящегося за пределами территории РФ; за пределами территории РФ акций или иных ценных бумаг, а также долей участия в организации; прав требования к иностранной организации; иного имущества, находящегося за пределами территории РФ);
е) вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия (бездействия) за пределами территории РФ;
ж) доходы от использования морских или воздушных судов, владельцами которых являются иностранные организации или физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, включая доходы от сдачи их в аренду, а также штрафы за простой (задержку) судна сверх предусмотренного законом или договором срока: в т. ч. при выполнении погрузочно-разгрузочных работ;
и) иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления ими деятельности за пределами РФ.
При исчислении налоговой базы учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной форме, а также доходы в виде материальной выгоды.
Если из дохода налогоплательщика по его распоряжению, по решению суда или иных органов производятся какие-либо удержания, они не уменьшают налоговую базу, которая определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки. При получении налогоплательщиком дохода от организаций (предприятий) и индивидуальных предпринимателей в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), а также имущественных прав налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг) или прав, исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со ст.40 Налогового кодекса РФ.
При этом в стоимость этих товаров (работ, услуг) включается соответствующая сумма НДС, акцизов, налога на реализацию горюче-смазочных материалов и налога с продаж.
Налоговым кодексом РФ установлены особенности определения налоговой базы при получении доходов в виде материальной выгоды, по договорам страхования и негосударственного пенсионного обеспечения, от долевого участия в деятельности организации, определения доходов отдельных иностранных граждан.
Налогообложение по НДФЛ исчисляется по следующим ставкам:
35% - в отношении следующих видов доходов:
а) выигрыши и призы, которые получены на конкурсах в целях рекламы, в части превышения 2000 рублей;
б) страховые выплаты по договорам добровольного страхования в части превышения норматива;
в) доходы налогоплательщика, полученные в виде материальной выгоды, например суммы экономии на процентах при получении заемных средств от организаций или индивидуальных предпринимателей в части превышения установленных размеров;
2) 30% - в отношении доходов физических лиц, не являющихся резидентами Российской Федерации;
3) 9% - в отношении девидентов, полученных физическими лицами, как резидентами Российской Федерации, так и нерезидентами;
4) 13% - в отношении остальных видов доходов.
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду доходов, в отношении которых установлены различные налоговые ставки: 9, 13, 30, 35% [3, с.172].
1. Увеличен предельный размер стандартного вычета на несовершеннолетних детей, а также размер доходов для его предоставления
Основные изменения, внесенные в ст.218 НК РФ, которые вступают в силу с 1 января 2009 г., касаются стандартного налогового вычета на детей (пп.4 п.1 ст.218 НК РФ).
Во-первых, с 600 до 1000 руб. повышен размер данного вычета, а сумма дохода налогоплательщика за год, до достижения которой предоставляется вычет, увеличена с 40 000 до 280 000 руб.
Во-вторых, в состав лиц, имеющих право на получение стандартного налогового вычета, включены супруг (супруга) приемного родителя.
В-третьих, предусмотрено, что по соглашению между родителями (приемными родителями) одному из них стандартный налоговый вычет на детей может предоставляться в двойном размере, а другому родителю - не предоставляться вовсе. Для этого один из родителей должен написать заявление об отказе от получения налогового вычета. В новой редакции НК РФ не указано, кому должно подаваться данное заявление. Вероятно, его нужно представить и по месту работы того родителя, который будет получать вычет в двойном размере, и по месту работы родителя, отказавшегося от вычета.
В-четвертых, поправки коснулись предоставления стандартного налогового вычета на детей в двойном размере. Если ранее такой вычет предоставлялся одинокому родителю (им признавался один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке), то с 2009 г. налоговый вычет в двойном размере будет предоставляться только единственному родителю (опекуну, попечителю). То есть, если у ребенка есть два родителя, находящихся в разводе, двойной вычет одному из родителей предоставляться более не будет.
Это изменение повлечет за собой сложности в его применении на практике. Ведь ни налоговое, ни семейное законодательство не содержат определения "единственный родитель", не раскрывают, когда родители признаются единственными. Единственными родителями должны считаться матери в тех случаях, когда ребенок рожден вне брака и его отцовство не установлено. В иных ситуациях (когда изначально у ребенка два родителя, но затем один из родителей умер или же был лишен родительских прав) вероятны споры, поскольку налоговые органы могут отказать в применении вычета в двойном размере, не признав родителя в таком случае единственным. Финансовое ведомство выпустило первые разъяснения, в которых указано, что стандартный вычет в двойном размере не будет предоставляться в случаях, если брак между родителями расторгнут или ребенок рожден у родителей, не состоящих в зарегистрированном браке (Письмо Минфина России от 25.11. 2008 N 03-04-05-01/443).
2. Увеличен предельный размер доходов для предоставления стандартного налогового вычета в сумме 400 руб.
Вычет в размере 400 руб. за каждый месяц, начиная с 2009 г. будет предоставляться работникам до тех пор, пока их доход за год не превысит 40 000 руб., а не 20 000 руб., как ранее (пп.3 п.1 ст.218 НК РФ).
Финансовое ведомство (Письмо Минфина России от 06.05. 2008 N 03-04-06-01/118) указывает, что если в течение отдельных месяцев налогового периода размер стандартных налоговых вычетов окажется больше суммы доходов, облагаемых налогом по ставке 13 процентов, то разница между этими суммами переносится на следующие месяцы. А если в отдельные месяцы у налогоплательщика вообще не было доходов, то стандартные налоговые вычеты накапливаются с начала налогового периода. Таким образом, работнику, которому в течение определенного срока не выплачивалось денежное содержание, организация вправе предоставить стандартные налоговые вычеты за каждый месяц налогового периода, начиная с первого месяца этого срока.
3. Взносы на софинансирование пенсионных накоплений, а также взносы работодателя, уплачиваемые в пользу застрахованного лица, НДФЛ не облагаются.
Увеличен размер социального налогового вычета.
С 1 октября 2008 г. вступил в силу Федеральный закон от 30.04. 2008 N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений", принятый с целью повышения уровня пенсионного обеспечения граждан. Однако целый ряд его положений, в частности, касающихся порядка перечисления дополнительных страховых взносов и взносов работодателя, а также изменения, внесенные в различные законодательные акты, в том числе и в НК РФ, начнут действовать с 1 января 2009 г. (ст.9 Федерального закона от 30.04. 2008 N 55-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений").
Дополнительные страховые взносы могут уплачиваться физическим лицом либо самостоятельно, либо через работодателя (п.1 ст.4 Федерального закона от 30.04. 2008 N 56-ФЗ). Работодатель, получивший заявление об уплате дополнительных взносов от своего сотрудника, в течение трех рабочих дней направляет это заявление в территориальный орган ПФР по месту регистрации в качестве страхователя и с 1-го числа следующего месяца после получения заявления удерживает и перечисляет дополнительные взносы (п.2 ст.7 Федерального закона от 30.04. 2008 N 56-ФЗ). Для граждан, уплачивающих дополнительные взносы, предусмотрена государственная поддержка в виде добавления из федерального бюджета в течение 10 лет суммы, не превышающей 12 000 руб. в год (ст. ст.12, 13 Федерального закона от 30.04. 2008 N 56-ФЗ).
Для целей НДФЛ доходом работника не будут признаваться:
уплачиваемые в рамках государственной поддержки взносы на софинансирование формирования пенсионных накоплений (п.38 ст.217 НК РФ);
взносы работодателя в пределах не более 12 000 руб. в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы (п.39 ст.217 НК РФ).
Сумма уплаченных физическим лицом дополнительных страховых взносов в размере фактических расходов на накопительную часть трудовой пенсии включается в состав социального налогового вычета по НДФЛ (пп.5 п.1 ст.219 НК РФ). В связи с этим предельный размер социального налогового вычета увеличен со 100 000 до 120 000 руб. (п.2 ст.219 НК РФ). Для получения вычета физическому лицу потребуется представить либо документы, подтверждающие его фактические расходы на уплату дополнительных взносов, либо справку налогового агента об удержанных и перечисленных взносах. Форму этой справки должна утвердить ФНС России.
Взносы работодателя, уплаченные за застрахованного лица, в пределах не более 12 000 руб. в год на каждого работника не облагаются ЕСН (пп.7.1 п.1 ст.238 НК РФ). Кроме того, такие взносы не учитываются при налогообложении прибыли, но в размере, не превышающем 12 процентов от суммы расходов на оплату труда (абз.1, 7 п.16 ст.255 НК РФ).
4. При вручении физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ, организации признаются налоговыми агентами.
С 2008 г. при получении доходов в денежной и натуральной форме в порядке дарения НДФЛ должны были уплачивать сами физические лица - это следовало из нового пп.7 п.1 ст.228 НК РФ. Минфин России подтвердил, что в данном случае организации при выдаче физическим лицам (как работникам, так и не работникам) подарков налоговыми агентами не являются (Письмо от 08.10. 2008 N 03-04-06-01/295).
Поправки в пп.7 п.1 ст.228 НК РФ устанавливают, что физические лица обязаны самостоятельно уплачивать налог только по тем облагаемым НДФЛ подаркам, которые они получают от иных физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. Напомним: доходы, полученные в порядке дарения от физических лиц, облагаются НДФЛ лишь тогда, когда дарится недвижимое имущество, транспортные средства, акции, доли и паи, и если при этом одаряемый и даритель не являются близкими родственниками (согласно п.18.1 ст.217 НК РФ).
Следовательно, с 2009 г. при выдаче физическим лицам подарков, облагаемых НДФЛ (стоимостью более 4000 руб. - п.28 ст.217 НК РФ; напомним, что подарки меньшей стоимости НДФЛ не облагаются), организации и индивидуальные предприниматели вновь признаются налоговыми агентами, а значит, обязаны удерживать налог, вести учет данных доходов и подавать сведения о доходах физических лиц по форме 2-НДФЛ.
5. При продаже имущественных прав физические лица уплачивают налог самостоятельно.
С 1 января 2009 г. физические лица должны уплачивать налог самостоятельно не только при реализации находящегося у них в собственности имущества, но и при продаже имущественных прав (пп.2 п.1 ст.228 НК РФ).
Ранее организации при покупке у физических лиц долей в уставном капитале должны были исполнять обязанности налоговых агентов и удерживать НДФЛ из выплачиваемых доходов, поскольку доля в уставном капитале является имущественным правом, а не имуществом, и к доходам от ее продажи пп.2 п.1 ст.228 НК РФ не применялся.
Теперь же при покупке у физического лица доли в уставном капитале организация не является налоговым агентом.
6. Доход в виде материальной выгоды от экономии на процентах определяется исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Расчет дохода физических лиц в виде материальной выгоды от экономии на процентах за пользование заемными (кредитными) средствами налоговый агент будет производить исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, а не 3/4 от этой ставки.
Согласно пп.1 п.2 ст.212 НК РФ в новой редакции, если заем (кредит) выдан в рублях, налоговая база по материальной выгоде определяется как превышение суммы процентов, рассчитанной исходя из 2/3 ставки рефинансирования ЦБ РФ, применяющейся на дату фактического получения дохода, над суммой процентов, исчисленной исходя из условий договора. Снижение используемого в расчетах показателя с 3/4 до 2/3 от ставки рефинансирования повлечет за собой уменьшение налоговой базы и снижение суммы налога.
7. При расчете дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках ставка рефинансирования ЦБ РФ увеличивается на пять процентных пунктов.
Ранее размер дохода в виде процентов по рублевым вкладам в банках определялся как превышение суммы процентов, начисленной по условиям договора, над суммой процентов, рассчитанной исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, действующей в течение периода, за который начислены проценты. С 2009 г. при данных расчетах ставка рефинансирования должна увеличиваться на пять процентных пунктов (ст.214.2 НК РФ).
Соответственно, налоговая база в отношении данных доходов будет меньшей. Если же проценты выплачиваются в пределах сумм, которые рассчитаны исходя из ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной на пять пунктов, НДФЛ не уплачивается вовсе. Также не облагается НДФЛ доход, если проценты превышают данную увеличенную ставку, но на момент заключения либо продления договора превышения не было, в течение периода начисления процентов их размер не повышался и с момента, когда процентная ставка по рублевому вкладу превысила ставку рефинансирования, увеличенную на пять процентных пунктов, прошло не более трех лет (п.27 ст.217 НК РФ).
8. Изменения по не облагаемым НДФЛ доходам - полученным из бюджета суммам на возмещение затрат по уплате процентов или средствам, предоставленным для приобретения жилья.
Согласно п. п.35 и 36 ст.217 НК РФ не облагаются НДФЛ суммы, получаемые физическими лицами из бюджетных средств на возмещение затрат (или их части) на уплату процентов по займам (кредитам), а также предоставленные из бюджетов средства на приобретение или строительство жилья. Положения п.35 ст.217 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2006 г., а п.36 - с 1 января 2008 г.
Статья 3 Федерального закона от 22.07. 2008 N 158-ФЗ "О внесении изменений в главы 21, 23, 24, 25 и 26 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" распространяет действие данных норм на период с 1 января 2005 г. (то есть физические лица, получившие такие доходы ранее и уплатившие с них налог, вправе подать уточненные декларации за предыдущие периоды). Но в то же время эти правила не применяются в отношении налогоплательщиков, которые со средств на приобретение или строительство жилого помещения, предоставленных из бюджета, до 1 января 2008 г. уплатили налог и получили имущественный налоговый вычет, установленный пп.2 п.1 ст.220 НК РФ.
9. Суммы платы за обучение работников и возмещения им затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья не облагаются НДФЛ
Не будут облагаться НДФЛ:
суммы платы за обучение физического лица по основным и дополнительным общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку в российских образовательных учреждениях, имеющих соответствующую лицензию, либо в иностранных образовательных учреждениях, имеющих соответствующий статус (п.21 ст.217 НК РФ);
суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение или строительство жилья, которые включаются в расходы по налогу на прибыль (п.40 ст.217 НК РФ).
Следует отметить, что в отношении платы за обучение для целей НДФЛ не имеет значения, учитывается эта сумма в расходах по налогу на прибыль или нет.
Для работодателей данные суммы не будут облагаться ЕСН, если они учитываются в расходах по налогу на прибыль (пп. пп.16 и 17 п.1 ст.238 НК РФ).
В отношении возмещения затрат по процентам освобождение от уплаты НДФЛ и ЕСН будет действовать до 1 января 2012 г.
10. Бесплатно предоставленное в собственность военнослужащих жилье не облагается НДФЛ.
Федеральным законом от 01.12. 2008 N 225-ФЗ "О внесении изменений в федеральный закон "О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесен целый ряд поправок в Федеральный закон "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства", а также другие законодательные акты РФ. Изменения затронули и ст.217 НК РФ, которая была дополнена п.41: НДФЛ не облагаются доходы в виде жилого помещения, предоставленного в собственность бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 27.05. 1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих". Данное положение вступает в силу не ранее чем через месяц со дня официального опубликования указанного Закона, то есть со 2 января 2009 г.
11. Имущественный налоговый вычет при приобретении жилья увеличен до 2 млн. руб.
Федеральным Законом от 26.11. 2008 №224-ФЗ "О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты российской федерации" внесены изменения в подпункт 2 пункта 1 статьи 220 Налогового Кодекса РФ, увеличившие предельный размер имущественного налогового вычета на приобретение жилья с 1000000 рублей до 2000000 рублей. Данные изменения вступают в силу с 01.01. 2009, но распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01. 2008 года.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена ставка 13%, налоговая база определяется как сумма таких доходов, которая уменьшена на сумму налоговых вычетов. Для других видов доходов, имеющих ставки налога 30-35%, налоговые вычеты не применяются.
Налоговым периодом является календарный год.
Причем лишь по истечении налогового периода налогоплательщику, задекларировавшему свои доходы, могут быть предоставлены социальные и имущественные налоговые вычеты.
Налоговый агент исчисляет налог с нарастающим итогом с начала календарного года по итогам каждого месяца с зачетом ранее начисленных сумм налога в предыдущих месяцах. Общая сумма исчисляется применительно ко всем доходам, которые были получены налогоплательщиком. Величина налога зависит от налоговой базы и размера налоговых ставок. Сумма налога определяется в рублях.
Порядок исчисления и уплаты налога предусматривает следующие основные моменты.
Организации и индивидуальные предприниматели, от которых налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить в бюджет сумму налога.
Исчисление сумм налога производится налоговыми агентами с нарастающим итогом с начала налогового периода по окончании каждого месяца отдельно по каждому виду дохода.
Удержание начисленной суммы налога производится при фактической выплате дохода, при этом удерживаемая сумма налога не может превышать 50% суммы дохода.
Налог перечисляется в бюджет в день получения денег в банке на заработную плату или в день перечисления дохода получателю со счетов в банке налогового агента.
При выплате доходов в натуральной форме или в виде материальной выгоды налог уплачивается на следующий день после его удержания из суммы дохода.
Индивидуальные предприниматели и другие лица, занимающиеся частной практикой, исчисляют налог самостоятельно и перечисляют в бюджет с учетом авансовых платежей в установленные сроки.
На указанные лица возложена обязанность заполнения и предоставления в налоговый орган декларации. Окончательная сумма налога по данным налоговой декларации должна быть уплачена в бюджет не позднее 15 июля следующего года.
Исчисление суммы авансовых платежей производится в налоговом органе па основании налоговой декларации, в которой налогоплательщиком указывается сумма предполагаемого дохода. Расчет налога производится от указанной суммы по действующим налоговым ставкам.
Таким образом, можно сделать следующие выводы. Налог на доходы физических лиц уплачивается один раз в год не позднее 15 числа июля следующего года. Порядок исчисления и уплаты данного налога предполагает использование льготных механизмов.
Для расчета данного налога нам приведены следующие данные, касающиеся фактической деятельности ООО "Мир".
Таблица 2. Штатное расписание организации
№ п/п | ФИО | Должность | Оклад, руб. (плюс шифр) |
1 | Алексеев А.В. | Директор | 8041 |
2 | Иванова В.Г. | Главный бухгалтер | 7041 |
3 | Петров Д.Е. | Начальник цеха | 6541 |
4 | Сидоров Ж.З. | Рабочий | 6041 |
5 | Николаев И.К. | Рабочий | 6041 |
Всего | 33705" |
Районный коэффициент - 25%.
Районный коэффициент - 25%.
Таблица 3. Дополнительные данные о сотрудниках организации
№ п/п | ФИО | Год рождения | Семейное положение |
Наличие детей в возрасте до 18 лет |
Дополнительно начислено за счет чистой прибыли (плюс шифр) |
1 |
Алексеев А.Б. (учредитель фирмы) |
1966 |
Женат | 2 |
Дивиденды 5619 руб. (январь) |
2 | Иванова В.Г. | 1975 | Вдова | 1 |
Материальная помощь 5019 руб. (июль) |
3 | Петров Д.Е. | 1980 | Холост | Нет | Премия 2519 руб. (декабрь) |
4 | Сидоров Ж.З. (ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС) | 1965 | Женат | Нет | Премия 219 руб. (декабрь) |
5 | Николаев И.К. (Герой России) | 1968 | Женат | 3 |
Материальная помощь 15019 руб. (июль), премия 2019 руб. (декабрь) |
Взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний не производятся.
Согласно учетной политике налоги начисляются по методу начисления.
В силу этого сумма налога исчисляется для каждого из работающих отдельно.
1. Расчет НДФЛ за январь:
НБ (Алексеев А. В) по ставке 13% = 8041 - 2000 = 8051,25 руб.,
НБ (Алексеев А. В) по ставке 9% = 5641 руб.
Сумма НДФЛ по ставке 13% = 8051,25 =1046,66 руб.
Сумма НДФЛ по ставке 9% = 5641507,69 руб.
Общая сумма по НДФЛ подлежащая уплате в бюджет Алексеевым А.В. в январе = 1046,66+507,69 = 1554,35 руб.
НБ (Иванова В. Г) по ставке 13% = 7041 - 1000= 7801,25 руб.
Сумма НДФЛ по ставке 13% подлежащая уплате в бюджет Ивановой В.Г. в январе месяце = 7801,25 = 1014,2 руб.
НБ (Петров Д. Е), сумма дохода не достигла 40000, то есть данный работник имеет право на стандартный налоговый вычет в размере - 400 рублей, следовательно = 6541-400 = 7776,25руб.
Сумма НДФЛ по ставке 13% подлежащая уплате в бюджет Петровым Д.Е., равна = 7776,25 = 1010,9 руб.
НБ (Сидоров Ж. З) по ставке 13% = 6041 - 3000 =4551,25 руб., то есть данный работник имеет право на налоговый вычет в размере 3000 рублей как ликвидатор последствий аварии на Чернобыльской АЭС.
Сумма НДФЛ по ставке 13%, подлежащая уплате в бюджет Сидоровым Ж.З. в январе месяце = 4551,25 = 591,7руб.
НБ (Николаев И. В) = по ставке 13%, так как данный работник имеет трех детей в возрасте до 18 лет, следовательно, имеет право на стандартный вычет в 3000 рублей
по ставке 13% = 6041 - 3000 =4551,25 руб.,
Сумма НДФЛ по ставке 13%, подлежащая уплате в Николаев И.В., в январе месяце = 4523 = 588,08 руб.
Результаты расчетов заносим в приложение 1.
В феврале, марте, апреле, июне изменена сумма уплаты НДФЛ Алексеевым А.В., так как налогообложению подлежат только доходы по ставке 13%.
НБ (Алексеев А. В) по ставке 13% = 8041 - 2000 = 8051,25 руб.,
Сумма НДФЛ по ставке 13% = 8051,25 =1046,66 руб.
НБ (Иванова В. Г) по ставке 13% в июле месяце = 7041 + 5041 - 1000= 12842,25 руб.
Сумма НДФЛ по ставке 13% подлежащая уплате в бюджет
Ивановой В.Г. в июле месяце = 12792,75 = 1669,5 руб.
НБ (Николаев И. В) = по ставке 13% = 6041+ 15041 - 3000, так как данный работник имеет трех детей в возрасте до 18 лет, следовательно, имеет право на стандартный вычет в 3000 рублей = 19592,25 руб.
Сумма НДФЛ (Николаев И. В) в июле = 19592,25 = 2546,9руб.
Результаты расчетов за август, сентябрь, октябрь, ноябрь аналогичны расчетам за февраль, март, апрель, май, июнь.
Рассчитаем уплату НДФЛ за декабрь месяц:
НБ (Петров Д. Е) = 6541+ 2541 - 400 = 10317,25 руб.
Сумма НДФЛ (Петров Д. Е) = 10317,25 = 1341,24 руб.
НБ (Сидоров Ж. З) = 6041+241-3000 = 4792,25 руб.,
Сумма НДФЛ (Сидоров Ж. З) = 3238 = 622,9 руб.
НБ (Николаев И. В) = 6041+ 2041 - 3000 = 6592,25 руб.
Сумма НДФЛ (Николаев И. В) = 6592,25 = 856,9 руб.
5. Расчет ЕСН
Для налогоплательщиков - работодателей объектом налогообложения определены начисляемые им выплаты, вознаграждения и другие доходы, в том числе вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, связанные с выполнением работ или оказанием услуг, а также по авторским и лицензионным договорам, а также выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты.
Вместе с тем все перечисленные выше выплаты, доходы и вознаграждения могут и не являться объектом налогообложения, если они произведены были из прибыли, остающейся в распоряжении организации. Эту особенность следует учитывать при формировании налоговой базы по единому социальному налогу.
Исходя из установленного законодательством объекта налогообложения, соответственно определяется и налоговая база. Для налогоплательщиков - работодателей налоговую базу формируют:
любые вознаграждения и выплаты, осуществляемые в соответствии с трудовым законодательством наемным работникам;
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг);
вознаграждение по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи или иные безвозмездные выплаты.
При определении налоговой базы учитываются любые доходы, начисленные работодателями работникам в денежной или натуральной форме, в виде предоставленных работникам материальных, социальных или других благ или в виде иной материальной выгоды, за исключением не подлежащих обложению доходов, перечень которых будет рассмотрен отдельно.
Налогоплательщики-работодатели при исчислении единого социального налога определяют налоговую базу отдельно по каждому работнику с начала налогового периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.
Российское налоговое законодательство установило также отдельные налоговые льготы по единому социальному налогу (приложение 3).
Одной из важнейших льгот является стимулирование использования труда инвалидов. В связи с этим от уплаты освобождаются организации любых организационно - правовых форм - с сумм доходов, не превышающих 100000 рублей в течение календарного года, начисленных работникам, являющимися инвалидами 1,2 и 3 групп.
В этих же целях освобождаются от налогообложения суммы доходов, не превышающие 100000 рублей в течении налогового периода на каждого отдельного работника, следующих категорий работодателей:
1. Общественных организаций инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80%, и их структурных подразделений;
2. Организаций, уставной капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов и в которых среднесписочная численность инвалидов составляет не менее 50%, а для заработной платы инвалидов в фонде оплаты труда составляет не менее 25%;
3. Учреждений, созданных для достижения образовательных, культурных, лечебно-оздоровительных, физкультурно-спортивных, научных и иных социальных целей, а также для правовой и иной помощи инвалидам, детям-инвалидам и их родителям, единственными собственниками имущества которых являются общественные организации инвалидов.
Вместе с тем указанные льготы не распространяются на организации, занимающиеся производством или реализацией подакцизных товаров, минерального сырья, других полезных ископаемых, а так же ряда других товаров в соответствии с перечнем, который утверждается Правительством Российской Федерации по представлению общероссийских общественных организаций инвалидов.
Порядок исчисления и уплаты налога также зависит от того, к какой категории принадлежит налогоплательщик.
Поскольку мы рассматриваем единый социальный налог для работодателей, то он исчисляется и уплачивается следующим образом: Сумма налога исчисляется и уплачивается налогоплательщиками отдельно в федеральный бюджет и каждый фонд и определяется как соответствующая процентная доля налоговой базы.
Сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования Российской Федерации, подлежит уменьшению налогоплательщиками на сумму произведенных ими самостоятельно расходов на цели государственного социального страхования, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Сумма налога (сумма авансового платежа по налогу) подлежащая уплате в федеральный бюджет, уменьшается налогоплательщиками на сумму начисленных ими за тот же период страховых взносов (авансовых платежей по страховому взносу) на обязательное пенсионное страхование (налоговый вычет) в пределах таких сумм, исчисленных исходя из тарифов страховых взносов, предусмотренных Федеральным законом от 15 декабря 2001 года №167 - ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации". При этом сумма налогового вычета не может превышать сумму налога (сумму авансового платежа по налогу), подлежащую уплате в федеральный бюджет, начисленную за тот же период.
В течение отчетного периода по итогам каждого календарного месяца налогоплательщики производят исчисление ежемесячных авансовых платежей по налогу, исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных (осуществленных - для налогоплательщиков - физических лиц) с начала налогового периода до окончания соответствующего календарного месяца, и ставки налога. Сумма ежемесячного авансового платежа по налогу, подлежащая уплате за отчетный период, определяется с учетом ранее уплаченных сумм ежемесячных авансовых платежей.
Уплата ежемесячных авансовых платежей производится не позднее пятнадцатого числа следующего месяца.
По итогам отчетного периода налогоплательщики исчисляют разницу между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответствующего отчетного периода до окончания соответствующего отчетного периода, и суммой уплаченных за тот же период ежемесячных авансовых платежей, которая подлежит уплате в срок, установленный для представления расчета по налогу.
В случае, если в отчетном (налоговом) периоде сумма примененного налогового вычета превышает сумму фактически уплаченного страхового взноса за тот же период, такая разница признается занижением суммы налога, подлежащего уплате, с пятнадцатого числа месяца, следующего за месяцем, за который уплачены авансовые платежи по налогу.
Данные о суммах исчисленных, а также уплаченных авансовых платежей, данные о сумме налогового вычета, которым воспользовался налогоплательщик, а также о суммах фактически уплаченных страховых взносов за тот же период налогоплательщик отражает в расчете, представляемом не позднее двадцатого числа месяца, следующего за отчетным периодом, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации.
Разница между суммой налога, подлежащей уплате по итогам налогового периода, и сумма налога, уплаченными в течение налогового периода, подлежит уплате не позднее пятнадцати календарных дней со дня, установленного для подачи налоговой декларации за налоговый период, либо зачету в счет предстоящих платежей по налогу или возврату налогоплательщику в порядке предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
В случае, если по итогам налогового периода сумма фактически уплаченных за этот период страховых взносов на обязательное пенсионное страхование (авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование) превышает сумму примененного налогового вычета по налогу, сумма такого превышения признается излишне уплаченным налогом и подлежит возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренным статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.
Налогоплательщики обязаны вести учет сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм налога, относящихся к ним, а также сумм налоговых вычетов по каждому физическому лицу, в пользу которого осуществлялись выплаты.
Ежеквартально не позднее пятнадцатого числа месяца, следующего за истекшим кварталом, налогоплательщики обязаны представлять в региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации сведения (отчеты) по форме, утвержденной фондом социального страхования Российской Федерации о суммах:
1. Начисленного налога в Фонд социального страхования Российской Федерации;
2. Использованных на выплату пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, при рождении ребенка, на возмещение гарантированного перечня услуг и социального пособия на погребение, на другие виды пособий по государственному страхованию;
3. Направленных ими в установленном порядке на санаторно - курортное обслуживание;
4. Расходов, подлежащих зачету;
5. Уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.
Уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Налогоплательщики представляют налоговую декларацию по налогу по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации, не позднее тридцатого марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Копию налоговой декларации по налогу с отметкой налогового органа или иным документом, подтверждающим предоставление декларации в налоговый орган, налогоплательщик не позднее первого июля года, следующего за истекшим налоговым периодом, представляет в территориальный орган пенсионного фонда Российской Федерации.
Налоговые органы обязаны представить в органы Пенсионного фонда Российской Федерации копии платежных поручений налогоплательщиков об уплате налога, а так же иные сведения, необходимые для осуществления органами пенсионного фонда Российской Федерации обязательного пенсионного страхования, включая сведения, составляющие налоговую тайну. Налогоплательщики, выступающие в качестве страхователей по обязательному пенсионному страхованию, представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения и документы в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в отношении зарегистрированных лиц.
Органы пенсионного фонда Российской Федерации представляют в налоговые органы информацию о доходах физических лиц из индивидуальных лицевых счетов, открытых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты, и иные вознаграждения в пользу физических лиц, исполняют обязанности организации по уплате налога (авансовых платежей), а также обязанности по представлению расчетов по налогу и налоговых деклараций по месту своего нахождения, если иное не предусмотрено законодательством.
Сумма налога (авансового платежа), подлежащая уплате по месту нахождения обособленного подразделения, определяется исходя из величины налоговой базы, относящейся к этому обособленному подразделению.
Сумма налога, подлежащая уплате по месту нахождения организации, в состав которой входят обособленные подразделения, определяется как разница между общей суммой налога, подлежащей уплате организацией в целом, и совокупной суммой налога, подлежащей уплате по месту нахождения обособленных подразделений организации.
Налоговые декларации (расчеты) по обособленным подразделениям налогоплательщиков, в соответствии со статьей 83 Налогового Кодекса Российской Федерации отнесенных к категории крупнейших, представляются в налоговый орган по месту учета данных налогоплательщиков в качестве крупнейших налогоплательщиков.
Следует обратить внимание на то, что в налоговую базу помимо доходов от профессиональной деятельности (п.3 ст.237 гл.24 НК РФ), включаются премии (абз.1 п.4 ст.237 НК РФ), получаемые работниками. Однако не подлежат налогообложению пособия по временной нетрудоспособности на основании п.1 ст.238\. гл.24 Налогового кодекса РФ.
В соответствии с п.1 ст.241 для ООО "Мир" устанавливаются следующие ставки: в Пенсионный фонд РФ - 20%, в Фонд социального страхования - 2,9%, в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования -1,1%, в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 2%. Итого: 26%.
Штатное расписание организации
№ п/п | ФИО | Должность | Оклад, руб. (плюс шифр) |
1 | Алексеев А.В. | Директор | 8041 |
2 | Иванова В.Г. | Главный бухгалтер | 7041 |
3 | Петров Д.Е. | Начальник цеха | 6541 |
4 | Сидоров Ж.З. | Рабочий | 6041 |
5 | Николаев И.К. | Рабочий | 6041 |
Всего | 33705" |
Районный коэффициент - 25%.
Произведем расчет ЕСН по каждому работнику в отдельности:
1. Алексеев А.Б.
Налоговая база - 10 051,25 руб.
ЕСН начисленный - 2613,34 руб.
ЕСН в части федерального бюджета = 10 051*20% = 2010,26 руб.
ЕСН в части Фонда социального страхования = 10 051,25*2,9%= 291,49 руб.
ЕСН в части федерального Фонда обязательного медицинского страхования = 10 051,25 *1,1%= 110,56 руб.
ЕСН в части территориального Фонда обязательного медицинского страхования = 10 051,25 * 2%= 201,03 руб.
Взнос в ПФР - 1407,18 руб.
ЕСН к уплате - 1206,16 руб.
2. Иванова В.Г.
Налоговая база- 8801,25 руб.
ЕСН = 8801,25* 26% = 2288,34 руб.,
ЕСН в части федерального бюджета = 8801,25* 20% = 1760,26 руб.
ЕСН в части Фонда обязательного страхования = 8801,25* 2,9% = 255,24 руб.
ЕСН в части федерального Фонда обязательного медицинского страхования = 8801,25* 1,1% = 96, 81 руб.
ЕСН в части территориального Фонда обязательного медицинского страхования = 8801,25* 2% = 176,03 руб.
Взнос в ПФР - 1 232,18 руб.
ЕСН к уплате в бюджет - 1056,16 руб.
3. Петров Д.Е.
Налоговая база равна - 8176,25 руб.
ЕСН начисленная = 8176,25* 26% = 2125,84 руб.
ЕСН в части федерального бюджета = 8176,25 * 20% = 1635,26 руб.
ЕСН в части Фонда социального страхования =8176,25 * 2,9% = 237,11 руб.
ЕСН в части федерального Фонда обязательного медицинского страхования = 8176,25*1,1%= 89,94 руб.
ЕСН в части территориального Фонда обязательного медицинского страхования = 8176,25 * 2%= 163,53 руб.
Взнос ПФР - 1 144,68 руб.
ЕСН подлежащий уплате в бюджет - 981,16 руб.
4. Сидоров Ж.З.
Налоговая база численно равна 7551,25 руб.
ЕСН = 7551,25 * 26% = 1963,34 руб.
ЕСН в части федерального бюджета = 7551,25 * 20% = 1510,26руб.
ЕСН в части Фонда социального страхования = 7551,25 *2,9%= 218,99 руб.
ЕСН в части федерального Фонда обязательного медицинского страхования = 7551,25 *1,1%= 83,06 руб.
ЕСН в части территориального Фонда обязательного медицинского страхования = 7551,25 *2%= 151,03 руб.
Взнос ПФР - 1 057, 18 руб.
ЕСН к уплате в бюджет - 906,16 руб.
4. Николаев И.К.
Налоговая база численно равна 7551,25 руб.
ЕСН = 7551,25 * 26% = 1963,34 руб.
ЕСН в части федерального бюджета = 7551,25 * 20% = 1510,26руб.
ЕСН в части Фонда социального страхования = 7551,25 *2,9%= 218,99 руб.
ЕСН в части федерального Фонда обязательного медицинского страхования = 7551,25 *1,1%= 83,06 руб.
ЕСН в части территориального Фонда обязательного медицинского страхования = 7551,25 *2%= 151,03 руб.
Взнос ПФР - 1 057, 18 руб.
ЕСН к уплате в бюджет - 906,16 руб.
Список используемой литературы
1. Нормативные источники
1.1 Конституция Российской Федерации. - М.: Юридическая литература, 1993. - 36 с.
1.2 Гражданский кодекс Российской Федерации: часть от 30 ноября 1994г. № 51 - ФЗ (ред. от 27.07. 2006г); часть II от 26 января 1996г. №14 - ФЗ (ред. от 02.02 2006г); часть III от 26 ноября 2001г. №146 - ФЗ (ред. от 03.06. 2006г) // СПС Гарант. - 2007. - №15.
1.3 Налоговый кодекс Российской Федерации: часть I от 31 июля 1998 г. №146- ФЗ (в ред. От 02.02. 2006г., а также в ред. от 27.072006г., часть II от 5 августа 2000г. №117 - ФЗ // СПС Гарант - 2007. - №15.
2. Научные и специальные источники
2.1 Брызгании В.В. Малые предприятия: правовые основы деятельности, особенности налогообложения и ведения бухгалтерского учета. - М.: МЦФЭР, 2003. - 344с.
2.2 Галимзянов Р.Ф. Управление налогами па предприятии: В 2 т. - Уфа: Эксперт, 1998. - 271с.
2.3 Дуканич Л.В. Налоги и налогообложение. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2000. - 455с.
2.4 Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение - СПб.: Питер, 2007. - 288с.
2.5 Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
2.6 Налоги и налоговое право: Учеб. пособие / Под ред. А.В. Брызгалина. - М.: Аналитика-Пресс, 2007. - 279с.
2.7 Налоги и налогообложение.4-е изд. / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. - СПб.: Питер, 2003. - 377с.