РЕФЕРАТ ПО ПЕДАГОГИКЕ НА ТЕМУ:
ТУРНИРЫ ЮНЫХ ФИЗИКОВ
Введение
ТЮФ – коллективное состязание школьников старших классов в умении решать сложные научные проблемы, убедительно представлять свои решения, отстаивать их в научных дискуссиях.
Первые Турниры юных физиков были проведены в 1979 среди учащихся ФМШ №18 г. Москвы по инициативе учителя физики Юносова Е.Н. Затем местом проведения стал физфак МГУ, а участниками – школьники Москвы и Московской области. С 1988 года турнир приобрел всесоюзный, а затем и международный статус. В его организации и проведении участвовали преподаватели физфака, известные ученые МГУ. Места проведения турниров – это Москва и другие города России1, а с 1994 года – крупнейшие научные центры стран Европы.
По первоначальному замыслу турнир проводился в смешанной - очной и заочной форме. Вначале жюри рассылало задания по школам области, затем из присланных работ отбирало лучшие решения по каждому заданию. Авторов приглашали на заключительную часть турнира, которая проводилась в форме научной конференции. Здесь они докладывали результаты своих решений и отвечали на вопросы и замечания остальных участников турнира и членов жюри. В промежутке между завершением конференции и объявлением результатов проводились «физические бои» - состязание команд, сформированных здесь же из участников конференции. Задания для этих состязаний готовились оргкомитетом турнира заранее.
Для популяризации турниров места их проведения часто менялись. В последние годы проведение турниров затруднено из-за проблем финансового характера. Но сама идея оказалась жизнеспособной, и турниры продолжают жить и на международном и на региональном уровне.
В данном очерке приводится описание Турниров юных физиков, которые стали традиционными для учащихся города Ставрополя. Они проводятся ежегодно при непосредственном участии Малой академии наук, созданной при городском Дворце детского творчества. От исходной формы в них сохранена только одна часть - состязание команд, но и здесь произошли некоторые изменения методического, организационного и содержательного характера.
Турниры юных физиков неизменно вызывают интерес учащихся, положительно влияют на интеллектуально-педагогическую обстановку в классах и в целом в школах. Как средство работы с одаренными учащимися турниры стали объектом внимания для многих учителей города. Для студентов педагогического университета турниры - дополнительное место педагогической практики.
1. Турниры и учебный процесс
1.1. Место турниров в учебном процессе
Среди форм активизации познавательной деятельности учащихся турниры юных физиков занимают самостоятельную нишу. Они представляют собой состязание нескольких команд, сформированных на базе отдельных школ, районов, краев или областей. Организаторами турниров, как правило, выступают управления и комитеты по народному образованию соответствующих уровней.
Вся организационная, подготовительная работа в командах и сам турнир проводятся во внеурочное время. К участию в турнире привлекаются учащиеся, увлеченные предметом и склонные к длительным и напряженным интеллектуальным действиям. То есть это те же самые учащиеся, которые участвуют в предметных олимпиадах, работают в научных школьных обществах, выступают с докладами на научных конференциях.
В пятиуровневой системе усвоения знаний (понимание, запоминание, воспроизведение, решение учебных задач, решение нестандартных задач) турниры занимают высшую ступень. Турнирные задачи относятся к нестандартным, среди них можно встретить расчетные и качественные, теоретические и экспериментальные, конструкторские и методические, задачи-шутки и задачи-демонстрации, творческие задачи и исследовательские (проблемные) задания.
По сложности турнирные задания могут значительно превосходить задачи физических олимпиад, довольно часто они требуют выхода за рамки школьных учебных программ. Многие из них по существу являются научными или учебными (методическими) проблемами и предполагают проведение настоящих исследований. Они предполагают большой объем поисковой аналитической работы, включая формулирование задач, разработку методики исследований, проведение оценочных расчетов, в необходимых случаях - предварительных и итоговых экспериментов с оценкой их погрешностей.
В турнирах нет таких ограничений на объем и трудность заданий, как на уроках или во время физических боев и олимпиад, поскольку время на подготовку решений составляет 1-2 месяца. Здесь возможны, более того, становятся обязательными консультации с квалифицированными специалистами, самостоятельная поисковая работа в библиотеках и лабораториях. Поэтому при выполнении турнирных заданий имеются хорошие возможности для глубокой, неспешной и потому более основательной подготовки.
1.2. Педагогическая характеристика турниров.
К важнейшим достоинствам турниров можно отнести также:
а) их долговременный характер, возможность неоднократных промежуточных отчетов и докладов;
б) устойчивый и длительный интерес учащихся к заданию, обусловленный непрерывным состоянием состязательности с предполагаемыми соперниками;
в) умышленно созданная завышенная степень критической оценки своих и чужих решений и докладов;
г) публичная и состязательная форма проведения заключительной части турнира, максимально мобилизующая интеллект участников;
д) широкий диапазон поиска и отбора необходимого материала, выводящий за границы программы по основному предмету и в смежные научные дисциплины;
е) целенаправленный, глубокий поиск и проверка аргументов и контраргументов, тренирующие логику, творческое, альтернативное мышление;
ж) самостоятельно задуманные, спланированные и осуществленные теоретические или экспериментальные исследования, формирующие первичные представления о методологии науки и закладывающие навыки научного исследования;
з) защита собственного решения перед официальными оппонентами и квалифицированным жюри, порождающая особую меру личной ответственности;
и) сложность и трудность заданий в сочетании с большой длительностью их выполнения создают благоприятные условия для воспитания воли и настойчивости в достижении поставленной цели.
Турнир по форме представляет собой ролевую игру, имитирующую научную конференцию, диспут, публичную защиту научного трактата. Для этого имеются все необходимые признаки:
- задания-проблемы сформулированы широко и поставлены задолго до турнира;
- решения имеют научную новизну, актуальны, представляют определенный практический интерес;
- проекты и разработки, доклады и содоклады выносятся на публичное обсуждение;
- допускаются вопросы и критика со стороны оппонентов, замечания рецензентов;
- за ходом турнира наблюдают компетентное жюри и критически настроенная аудитория болельщиков.
У турниров имеются большие преимущества в сравнении с такими формами внеклассной работы по предмету, которые можно объединить в группу «блицев», - с «физическими боями», «брейн-рингами», «Что? Где? Когда (в физике)». Их сходство чисто внешнее, оно состоит в командной форме состязания. Но в турнирах нет скоротечности, здесь предпочтение отдано не импровизации, а основательной подготовительной работе. Здесь можно и нужно спорить, здесь возможны апелляции и домашние заготовки, здесь должна торжествовать научная истина, доказательность и аргументированность суждений. Блеск красивой, не всегда глубокой, и часто ошибочной импровизации, которыми изобилуют «физбои» и «брейн-ринги», здесь положительного влияния на оценку не оказывают.
Турниры создают реальные условия для развертывания творческой, интеллектуально развивающей самодеятельности. Командная и состязательная форма проведения турниров способствуют воспитанию у школьников чувства коллективизма и здорового честолюбия в оптимально сбалансированном соотношении.
В процессе турнира отрабатывается методика и культура научного диспута; закладываются основы альтернативного, научного стиля мышления; прививается привычка слушать, слышать, понимать и принимать противоположную точку зрения. И все это в игровой, состязательной обстановке.
Содержание заданий к Турниру излагается лаконично, без комментариев, зачастую в юмористической форме.
Пробуждение интереса учащихся к предстоящему турниру завершается достаточно быстро. Как показывает практика, важно удержать их внимание в ходе ознакомления с заданиями в течение первых 15-20 минут. Далее, с проникновением в суть заданий и с появлением первых путеводных идей решения, внимание к ним становится непроизвольным, активным и длительным.
Наиболее удачная форма работы на начальном этапе – «мозговая атака», коллективный поиск решения. Роль учителя в это время состоит в организации звеньев и команды в целом, в создании творческой атмосферы и специфического, игрового стиля взаимоотношений.
2. Правила проведения турниров
Объявление о турнире дается вместе с заданиями и кратким изложением его правил за полтора-два месяца до даты проведения.
К участию в турнире допускаются команды, подавшие заявки за две недели до даты его проведения.
Если количество команд больше трех, то жеребьевкой формируются группы по 2-3 команды в каждой. Турнир между ними проводится одновременно, а победители выходят в следующий тур.
Второй тур проводится по тем же заданиям через одну - две недели.
Жюри формируется из преподавателей вузов и школьных учителей. Количество членов жюри зависит от количества команд, из расчета один человек на одну команду.
Местом проведения турнира может стать большая аудитория или зал, вмещающий команды, жюри и болельщиков, оборудованные школьной доской и простейшими техническими средствами по заявкам команд.
Применяется балльная система оценки выступления команд. Жюри предварительно производит «разбалловку» заданий по степени сложности и трудности выполнения.
Команды поочередно выступают в следующих ролях:
1. «докладчики» – представители команды, выступая у доски, докладывают свой вариант решения, отвечают на вопросы оппонентов, защищают свое решение. Максимальная оценка за доклад 50 баллов;
Б. «оппоненты» – критически анализируют выступление «докладчиков», находят слабые места и ошибки, выступают со своими замечаниями. Если турнир проходит в один тур, то показывают свое решение. Максимальная оценка за оппонирование равна 30 баллам;
В. «рецензенты» – дают развернутые и обоснованные заключения на выступления «докладчика» и «оппонента». Если турнир проходит в один тур, то могут показать свое решение. Максимальная оценка за рецензирование равна 20 баллам.
9. Вначале роли распределяют по жребию, на каждой последующей задаче роли меняются по круговой схеме. Задачи докладчикам назначают оппоненты. Каждая команда имеет право отказаться от одной из задач, в этом случае ей - без штрафных санкций - назначается другая задача.
Если в турнире участвуют две команды, то они поочередно выступают только в первых двух ролях. Роль рецензента в этом случае может выполнять группа, сформированная из болельщиков. Если случай свел в группе четыре команды, то вводится дополнительная роль «содокладчика». Представители этой команды выступают со своим вариантом решения после выступления «докладчика». Жюри оценивает их по максимуму из 40 баллов.
10. Регламент турнира: доклад – 10 минут, вопросы оппонентов – 5 минут, выступление оппонентов – 5 минут, вопросы рецензентов к докладчикам и оппонентам – 3 минуты, рецензирование – до 5 минут. Турнир проходит без перерывов, его общая длительность составляет 2.5-3 часа. За это время каждая команда должна выступить в каждой роли по два раза. С учетом численности команд в группе за время турнира можно рассмотреть 6 или 8 заданий. Жюри вправе внести изменения в регламент по ходу турнира.
11. Если турнир носит окончательный характер (заключительный тур), то жюри может принять к рассмотрению дополнительные доклады членов команд, развивающие и углубляющие рассмотренные ранее решения. Максимальная оценка за такое выступление – 40 баллов.
12. Если имел место промежуточный турнир, то жюри вправе внести дополнительные задания или заменить отдельные из них.
13. Итоговые оценки определяют как среднее арифметическое из оценок членов жюри, если предварительно не были утверждены «весовые» коэффициенты к задачам.
14. За оригинальные идеи и варианты решения жюри имеет право начислять командам дополнительно до 15 баллов за задачу.
15. Завершается турнир подведением итогов и награждением победителей. Организаторы турнира должны заранее побеспокоиться о способах поощрения участников и победителей турнира - о командных и индивидуальных призах, дипломах, грамотах.
3. Роль педагога – руководителя команды
Учитель физики формирует команду из учащихся разных классов, придерживаясь принципа добровольности. Количество членов команды определяется числом заданий турнира – на каждое из них следует ставить до трех участников. К концу срока подготовки на каждое задание турнира должны быть назначены докладчик и ассистент.
Учитель организует работу по решению задач: формирует рабочие звенья и, в случае необходимости, производит замену участников, помогает разобраться с условиями задач, участвует в поиске идей, в их обсуждении, помогает в поиске справочников и в подборе «оценочных» данных, организует дискуссии во время пробных докладов, оказывает помощь в подготовке и проведении экспериментальных наблюдений, контролирует готовность докладов и иллюстративных материалов, помогает освоить роли докладчика, оппонента и рецензента.
Важной особенностью его работы в это время является умышленная отстраненность от непосредственного решения задач – недопустимо давать готовые решения или ответы. Следует ограничить также слишком детализированные, наводящие и направляющие консультации. Советы и подсказки должны пробуждать и поддерживать творческое начало в работе команды. Нельзя превращать турнир школьников в состязание учителей, руководителей команд.
Опыт показывает, что учащимся нравятся такие взаимоотношения, они легко принимают правила игры, которые не лишают их инициативы, позволяют спорить с учителем и сохраняют за ними полную меру ответственности за качество выполнения задания.
Команда собирается один раз в неделю. На первых занятиях важно поддерживать активное участие всех учащихся в решении каждой задачи, использовать потенциал «мозговой атаки» и коллективную форму работы. Совместными усилиями легче найти верное решение.
Команда должна подготовиться также к оппонированию и рецензированию докладов соперников. Это специфическая и непростая работа. Опыт показывает, что эту часть турнира редко готовят заранее, в результате чего вопросы оказываются неглубокими и несущественными, замечания не подкрепляются аргументами. Преобладание эмоций и импровизации в этой части турнира нарушает общий интеллектуальный фон, снижает научный уровень всего мероприятия. На роли оппонентов и рецензентов лучше всего подходят учащиеся, которые готовят доклад по соответствующему заданию
Оформляя окончательный ответ, не следует отбрасывать «строительные леса», при помощи которых он был получен. На основе собственных промежуточных и ошибочных идей и действий готовят вопросы команде-«докладчику» и возможные ответы на замечания команды-«рецензента». Заготовки вопросов и оценок непрерывно накапливают, формулируют и записывают в ходе работы над заданиями.
По мере завершения подготовки каждое звено, углубляясь в решение своей задачи, постепенно «отдаляется» от команды. Помощь ей со стороны команды становится малоэффективной, существенно возрастает роль консультаций учителя, других специалистов. Соответственно меняется роль руководителя команды, здесь становится необходимой его раздельная работа с каждым из звеньев, а также с теми учащимися, которым отводится ведущая роль в выступлении по каждому из заданий.
За неделю до турнира проводят специальное репетиционное занятие. Для этого команда разбивается на три группы (докладчики, оппоненты и рецензенты) и с ними проводят тренировочный турнир по заданиям. Здесь выявляют недоработки, намечают пути и средства их устранения. По результатам репетиций принимают ряд решений. Например, окончательно назначают докладчиков, устанавливают, какие из задач назначать соперникам и какие оставить для себя; уточняются вопросы для соперников, кто будет их задавать; кто и по каким задачам будет выступать с рецензией, оценивается качество демонстрационного материала. Здесь окончательно определяется кандидатура капитана команды, которому предстоит решать все вопросы с жюри. (Присутствие учителя на турнире не обязательно, а вмешательство его в ход турнира запрещено.)
Весь ход подготовки к турниру – это организованный учителем урок методологии физики как науки; это наглядный пример критического, доказательного мышления; это иллюстрация практического применения научных знаний для решения нестандартных задач. Такой опыт нельзя передать на обычном уроке, он требует времени, поэтому лучше всего реализуется при длительном, напряженном поиске решения. В этом смысле турниры являются одной из лучших форм организации «долгоиграющей» учебной деятельности. Она одинаково эффективна для школьников и для студентов.
Для педагога - руководителя команды это не новый, но специфический вид деятельности. Итогом его становится не только углубление знаний учащихся по группе научных предметов. Опыт показывает, что участие в турнирах обновляет представления учащихся о науке, научной работе и об интеллектуальной деятельности вообще. Если команда составлена на базе одного класса, то полтора-два месяца подготовительной работы и проведения турнира переводят его в новое качество - из турнира он выходит более сплоченным и нацеленным на поиск и решение новых трудных задач.
4. Жюри турнира
На жюри турнира ложится задача, пожалуй более важная, чем в олимпиадах. В первую очередь это обусловлено публичным характером их работы на турнире. Глубокое проникновение в физическую суть заданий, знание предмета спора и уважительное отношение к нему, знание вариантов ответа на поставленные вопросы, педагогический такт, высокая личная культура, владение техникой ведения дискуссий, объективность и равное уважение к участникам дискуссии, к высказываемым ими суждениям, желание и умение дать исчерпывающий ответ на вопросы участников по окончании турнира – таков далеко не полный перечень требований, предъявляемых к членам жюри.
Общее руководство турниром осуществляет председатель жюри. Он открывает турнир вступительным словом, проводит жеребьевку, следит за соблюдением регламента, создает и поддерживает обстановку корректной научной дискуссии, удерживает участников турнира в рамках отведенных им ролей докладчика, оппонента, рецензента или болельщика. В его задачи входит организация работы жюри турнира, начиная с формирования его состава, выработки критериев и норм оценки выполнения заданий, до согласования итоговых оценок. В спорных случаях, при голосовании он может использовать дополнительный голос. Одна из его обязанностей – выделить и отметить в заключительном слове вклад каждой команды и отдельных участников в общее решение, чтобы не обмануть такого рода ожиданий и заложить основы дальнейшего сотрудничества.
Столь высокие требования к жюри вполне обоснованы, если учесть, что турнир - скорее всего, единичный эпизод в жизни ученика. Именно потому так важна роль каждого члена жюри в формировании будущего учёного или специалиста, в становлении уровня его образования, культуры и стиля поведения.
Члены жюри перед началом турнира обсуждают турнирные задания и согласовывают оценки. В ходе турнира они выслушивают выступления участников, задают в необходимых случаях уточняющие вопросы, ведут краткие записи для обоснования оценок за каждое задание. В качестве примера приводим разработанный для жюри вариант норм и критериев оценки результатов выступлений команд на турнире в ноябре 2003 года
Тексты заданий и примерное содержание докладов
Задание1. «Земля». По одной из современных гипотез смены климата на Земле связаны с изменением ее ориентации. Опишите, как может происходить это изменение вследствие намерзания льда на полюсах.
- анализ ситуации (Земля – шар; вращение Земли; свободные оси вращения твердых тел; намерзание льда, как перераспределение массы; ожидаемые последствия;…)
- Составление теоретической модели явления;
- Оценочные расчеты влияния намерзание льда;
- Формулирование выводов и прогнозов;
- Экспериментальная проверка (описание модели, методики и результатов наблюдений).
Задание 2. «Влажная уборка». Мокрую тряпку труднее всего тащить, когда она полностью расстелена по полу. Выясните, чем определяется величина силы такого «трения».
- Анализ ситуации и выяснение механизмов сопротивления движению;
- Составление перечня факторов(трение, поверхностное натяжение, …) и оценка влияния каждого из них на силу сопротивления;
- Планирование экспериментальных наблюдений (оборудование, материалы и приборы, методика измерений, оценка погрешностей метода);
- Результаты исследований;
- Общие выводы.
3. «Искажения». Если разговаривать через костер, то звук несколько искажается. Искажается он и в том случае, если корреспондент берет интервью в ветренную погоду. Проведите сравнительный анализ искажений звука в указанных случаях.
- Определения основных понятий (звук, распространение звука, характеристики звука, костер);
- Анализ физической ситуации и выявление а) характера искажения звука; б) механизмов, влияющих на эти характеристики в условиях задачи;
- Оценка степени влияния этих механизмов на параметры звука;
- Описание установки, методики экспериментальных наблюдений и результатов измерений;
- Формулирование выводов.
Нормы оценки качества доклада (50 баллов)
Введены определения понятий, содержащихся в задаче – 5 баллов
Произведен анализ задачи и создана абстрактная модель – 10 баллов
Показаны идея и план решения – 5 баллов
Произведены оценочные расчеты - 5 баллов
Обоснована экспериментальная методика и создана установка – 10 баллов
Проведены наблюдения и измерения, оценены погрешности – 10 баллов
Приведены обоснованные выводы и проведено их обсуждение - 5 баллов
Качество оппонирования (30 баллов) оценивается по тем же позициям, но с уменьшением баллов в соотношении 0.6 от оценки доклада.
Качество рецензирования (20 баллов) оценивается по тем же позициям, но с уменьшением баллов в соотношении 0.4 от оценки доклада
По завершении выступлений команд жюри проводит заседание, на котором выносит окончательные оценки командам-участникам. Члены жюри обсуждают варианты представленных решений, окончательно согласовывают критерии и оценки. На завершающем туре перед оглашением результатов члены жюри отвечают на вопросы участников турнира, могут (но не обязаны) продемонстрировать правильные идеи и решения.
Помимо распределения призовых командных мест жюри выносит решение о присуждении призов и специальных дипломов по отдельным позициям (номинациям): за самую оригинальную идею, за обстоятельность и глубину поиска, за качество представления результатов, за исполнение ролей докладчика, оппонента или рецензента, за изобретательность при проведении экспериментальных наблюдений и т.д.
5. Основные этапы решения турнирных задач
Изучают условие задачи по следующему плану:
а) О каких явлениях идёт речь в задаче?
б) Какими физическими понятиями можно описать эти явления?
в) В каких причинно-следственных связях находятся эти явления? Каким законам они подчиняются?
г) Насколько соответствуют условия задачи законам физики, описывающим эти явления?
В конце этого этапа возникает идея (идеи) и варианты решения задачи.
Среди рассмотренных явлений оставляют только необходимый минимум. Формулируют задание в обновленном виде. Для оценки корректности новой задачи используют следующее правило – условие задачи, сформулированное «под прорабатываемую идею», не должно изменять суть исходного задания.
Важно также учесть, можно ли подобрать или определить каким-либо реальным способом параметры и величины, необходимые для решения сформулированной задачи. Завершается этап критическим анализом предварительного замысла и его корректировкой.
3. Подбираются справочные данные, в большинстве случаев определяются - на основе «здравого смысла» или расчетов - «оценочные» величины. При необходимости проводятся экспериментальные наблюдения.
4. Производят решение задачи с письменным оформлением. Осмысливают и проверяют ответ применительно к основной идее решения, а затем - к исходному ее условию.
5. Если полученный ответ явно ошибочен или оставляет сомнения, то из результатов, полученных в п.п. 2 и 3, готовят новые варианты задачи и проверяют новые версии решения. После серии попыток формулируется окончательный вариант задачи, отличающийся от исходного задания абстрактной формой и рядом идеализаций. Возможно, что это будет привычная, стандартная задача или совокупность таких учебных задач. Завершается решение задачи проверками – экспериментальными, логическими или с помощью размерностей.
6. На основе полученного ответа готовят доклад. Доклад перед турниром необходимо «обкатать» на репетиционном занятии. Это позволяет выявить трудные места, отработать технику и методику краткого и логически стройного изложения результатов решения. Завершается работа написанием текста доклада и тезисов, подготовкой демонстрационного эксперимента и средств наглядности.
7. Обсуждая доклады пытаются предугадать вопросы оппонентов и формулируют свои вопросы соперникам. Одновременно отрабатывают возможные замечания рецензентов.
8. По завершении турнира, в спокойной классной обстановке обсуждают его результаты, самокритично оценивают свои доклады, свои и чужие решения.
6. Работа на перспективу
С целью широкого привлечения учащихся к углублённому изучению физики подготовка команды должна проводиться гласно, на виду у всей школы: задачи турнира вывешиваются на видном месте, всех учеников школы приглашают к участию в поиске решений и идей. Наиболее активных и перспективных учащихся приглашают на турнир в качестве болельщиков. Привлекают родителей и знакомых для оказания посильной помощи
Организаторы турнира должны побеспокоиться о приглашении на турнир представителей местной прессы, школьной и районной администрации и потенциальных спонсоров.
Эффективность турниров, как специфической формы внеклассной работы по предмету, значительно повышается, если они из эпизодов превращаются в систему с соответствующей структурой (внутришкольные, районные, городские, краевые), со своими традициями (место, сроки...) и ритуалами (символика, гимны, форма ...).
7. Некоторые советы по организации
творческой обстановки в команде
Общая обстановка в команде в ходе поиска решения.
уважительное отношение к мнению каждого участника обсуждения;
обязательная форма обращения – «уважаемый докладчик, …»
всеобщее признание того, что любой сложный вопрос, решаемый в одиночку, не будет решён оптимально;
готовность вынести любой вопрос на коллективное обсуждение;
каждый участник вносит собственный вклад в общее решение;
приоритеты и авторские права участников не рассматриваются.
Распределение ролей.
Чтобы организовать, а затем управлять плодотворным обсуждением проблемы в звене, полезно заранее распределить роли между его участниками. Психологи рекомендуют назначить двоих учеников на роли, находящиеся между собой в оппозиции, а третьего – на промежуточную роль. Таких триад может быть создано несколько. Например, это могут быть роли оптимиста, пессимиста и реалиста.
Оптимист в данной триаде – генератор идей, склонный к рискованным и поспешным выводам, преувеличенно самоуверен.
Пессимист – осторожен в оценках содержания задачи, не склонен к риску, к поспешным выводам, новые идеи оценивает наиболее низко, формалист и вообще постоянно - «чёрный оппонент».
Реалист – трезво оценивает предмет дискуссии, склонен к глубокому анализу, сторонник взвешенного риска, стремится связывать противоположные спорящие стороны, умеренно их критикуя и поддерживая.
(Все эти роли в ходе подготовки к турниру непременно, и негласно приходится играть учителю).
В ходе подготовки полезно менять роли участников, хотя в ряде случаев возможны постоянные исполнители.
На этапе принятия окончательных решений полезно создать иные триады: критик, защитник и судья.
Критик суммирует недостатки обсуждаемого варианта решения, формулирует отрицательный отзыв на решение.
Защитник суммирует достоинства решения, формулирует вывод о правильности решения, отклоняет замечания критика.
Судья сопоставляет недостатки и достоинства решения, отвечает на спорные вопросы критика и защитника, выносит окончательное решение.
При распределении ролей полезно выдать на руки исполнителям приведённые выше тексты-характеристики ролей, как предписания правил и норм их поведения в дискуссии.
Важно помнить, что и положительные, и отрицательные отзывы следует излагать в безличной, безадресной форме – обсуждается идея, решение задачи, но не автор идеи, решения. Любые конфликтные ситуации лучше всего сглаживаются общей атмосферой доброжелательности и юмора.
ТУРНИР ЮНЫХ ФИЗИКОВ
СРЕДИ ШКОЛЬНИКОВ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ
11 АПРЕЛЯ 1998 г.
ЗАДАНИЯ
Климат Ставрополья. Как изменится климат Ставрополья, если все склоны возвышенностей и другие неудобья покроются лесами?
Ушная раковина. Почему ушная раковина имеет такую причудливую форму?
Одна кровь. «Все мы одной крови!» - Насколько верно это заклинание героев Киплинга?
Бег по лужам. Как следует бежать по лужам, чтобы не забрызгаться?
Мерцающее солнце. С какого расстояния Солнце для космонавтов станет мерцающей звездой?
Выскочка. Погрузите легкое тело в воду и отпустите его. Оно выпрыгнет из воды. Как зависит высота прыжка над поверхностью воды от глубины погружения?
Воздушный пузырек. Воздушный пузырек поднимается в заполненной водой вертикальной трубке с внутренним диаметром 3-5 мм. Как зависит скорость подъема пузырька от его объема?
Подъем воды. Погрузите концы полосок ткани в воду. Как быстро поднимается вода, какой высоты она достигает? Как зависят результаты от свойств ткани?
Вращающаяся шайба. Подберите тонкую шайбу и длинный цилиндрический стержень так, чтобы внутренний диаметр шайбы был немного больше диаметра стержня. На вертикально стоящем стержне шайба будет медленно опускаться. Исследуйте характер движения шайбы.
ТЮФ- МАН- 2005
Волны. Придумайте и изготовьте прибор для демонстрации волновых свойств и законов распространения света. (Вариант – «звука).
Анизотропия. Сконструируйте и изготовьте прибор для демонстрации анизотропии свойств монокристаллов.
Пузырь. Сочините физическую историю по теме: «Рождение, жизнь и смерть мыльного пузыря».
Асфальт. Удивительно ли, что, прорастая, шампиньон разрушает асфальтовое покрытие толщиной насколько сантиметров?
Спицы, Изображение колеса со спицами, например, движущегося велосипеда, вызывает недоумение, если оно движется за забором, состоящим из прутьев или штакетника. Что в нем удивительного?
Радуга. Какая она многогранная, эта круглая радуга!
1 В Ставропольском педагогическом институте Всесоюзный Турнир юных физиков проходил в 1981 году