СОДЕРЖАНИЕ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ
1.1. Общие закономерности и теории старения
1.2. Роль и место старости в онтогенезе человека
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
2.1. Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
2.2. Социальное обслуживание пожилых и старых людей
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ СТАРЕНИЯ
1.1 Общие закономерности и теории старения
Старение связано с изменениями, происходящими на всех уровнях организации живой материи - молекулярном, субклеточном, клеточном, системном, целостного организма. Закономерные возрастные изменения организма называются гомеорезом. Определение гомеореза позволяет прогнозировать темп старения - естественный, ускоренный или замедленный.
Существуют две традиционные точки зрения на причины развития старения.
1. Старение - генетически запрограммированный процесс, результат закономерной реализации программы, заложенной в генетическом аппарате. Действие факторов окружающей и внутренней среды незначительно влияет на темп старения.
2. Старение - результат разрушения организма вследствие неизбежного повреждающего действия сдвигов, возникающих в ходе самой жизни. Это многопричинный процесс, вызываемый различными факторами, действие которых повторяется и накапливается в течение всей жизни.
Известный советский геронтолог В.В. Фролькис писал, что даже при старении как наиболее универсальном явлении природы наблюдаются парадоксы: каждый легко обнаружит разницу между молодым и старым, но никто не может дать исчерпывающую научную характеристику сущности старения и механизмов его развития.
А. Комфорт еще более 30 лет назад подчеркивал, что ни одна из выдвинутых гипотез не в состоянии объяснить старение.
Поиски процессов, которые можно было бы считать специфическими для наступления старости, были основными направлениями исследований в геронтологии со времени ее зарождения как науки. Многие ученые хотели видеть в них «первопричину» старости. В настоящее время существует более 200 различных теорий, которые пытались объяснить разнообразные изменения, происходящие на разных уровнях - от целостного организма, его систем и органов до уровня клеток и молекул.
Большинство известных теорий старения сегодня имеют лишь историческое значение.
1. Исходной позицией приверженцев так называемых теорий изнашивания является идентификация механических изменений в организме в результате инволюции и атрофии как основных причин старения. Считалось, что в процессе своей деятельности во времени и пространстве любая система подвергается изнашиванию и постепенно приближается к гибели.
2. Другая группа ученых связывала старение с израсходованием «жизненной» материи в клетках, которую условно обозначали «Х-энергия». Наиболее яркий приверженец данной теории - М. Бергер называл эту энергию «энтелехией». По его мнению, с течением времени характер и количество «энтелехии» изменяется, энергия жизни исчерпывается, а зародыш старения через биоморфоз в тканях приводит организм к смерти. Сторонники этой теории старения полагают, что каждый организм получает в наследство определенное количество «жизненного фермента», который со временем истрачивается, что приближает организм к смерти.
3. Математическая модель старения и старости позволила исследовать старение не как функцию определенных жизненных факторов или нарушение биологических механизмов, а как закономерные, математически измеримые явления, протекающие с постепенным возрастанием болезненности и вероятности смерти.
4. А.А. Богомолец выдвинул теорию старческой дисгармонии физиологических отправлений организма. Он особо подчеркивал роль соединительной ткани в процессе старения: «Организм имеет возраст своей соединительной ткани».
5. Большая группа теорий объясняла старение изменениями в составе и структуре коллоидных растворов в клетках. Ученые, разработавшие эти теории, считали, что жизнь представляет собой постоянно изменяющееся состояние клеточных коллоидов и при нарушении данного процесса клетка стареет и умирает. Поэтому старение и смерть клетки неизбежны, а ее размножение считалось единственным биологическим способом омоложения.
Другой аспект коллоидохимических теорий представляет концепция нарушения белкового синтеза из-за «ошибки» в коде ДНК (дезоксирибонуклеиновой) и РНК (рибонуклеиновой) кислот. За основу старения принято нарушение регуляции в синтезе клеточных белков вследствие истощения свободных и связанных аминокислот. В эксперименте доказано, что клеточные культуры долго сохраняют свою жизненность, если в питательную среду добавить экстракт эмбриона или комплексы ДНК и РНК. Установлено, что содержание РНК в суммарных белках уменьшается со временем и каждый возраст имеет специфический белковый спектр для любой ткани и органа, полностью зависящий от скорости белкового синтеза.
6. Широко известны в геронтологии интоксикационные теории старения. Еще в конце XIX столетия Ч. Бухард выдвинул положение: «Каждый организм есть лаборатория для токсинов». Сторонники этого направления считают, что старение представляет собой процесс самоинтоксикации в результате нарастающего уровня токсинов в клетке. Установлено, что некоторые микроорганизмы прекращают свой рост и умирают значительно раньше в случае затруднительного выделения токсических продуктов их обмена.
Интоксикационная теория получила значительное развитие в трудах И.И. Мечникова. Он установил, что скопление токсинов индола и р-креозола в кишечном тракте ведет к старческому склерозу в тканях, гнилостная ферментация в толстом кишечнике вызывает самоотравление организма и, как результат, - старение и смерть.
7. Теории «дисгармонии и внутренних противоречий» объясняли старение нарушением в координации функций и трофики начиная с уровня клетки и до уровня целого организма. У высокоорганизованных систем функции их отдельных частей подчинены требованиям целого организма, и чем сложнее эти зависимости, тем больше вероятность дисгармонии. Своеобразную разновидность теорий дисгармонии представляет концепция внутренних противоречий, согласно которой старение является результатом нарушения возможности восстановления клетки.
8. Существуют концепции, которые объясняют старение воздействием биофизических факторов на генетический аппарат клетки и накоплением радиоактивных веществ. Высокая концентрация радиоактивных элементов нарушает обменные процессы и вызывает процессы старения в клетке. В эксперименте установлено, что животные, подвергшиеся интенсивному облучению, стареют быстрее и имеют меньшую продолжительность жизни.
1.2 Роль и место старости в онтогенезе человека
Старение является неизбежным элементом развития как отдельных личностей, так и всего общества. В онтогенезе человека выделяются периоды детства, юности, зрелости и старости. Границы между периодом зрелости и началом старости трудноуловимы. Один из основоположников советской геронтологии - И.В. Давыдовский категорически заявлял, что никаких точных календарных дат наступления старости не существует. Обычно, когда говорят о старых людях, руководствуются возрастом выхода на пенсию, но последний далеко не одинаков в разных странах, для различных профессиональных групп, мужчин и женщин. По мнению ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения), более удобным представляется термин «стареющие», указывающий на постепенный и непрерывный процесс, а не на определенную и всегда произвольно устанавливаемую возрастную границу, за которой начинается старость.
Существует много классификационных схем, которые применяются для оценки возраста отдельных людей и общества в целом. Обычно используют следующую схему:
допроизводительный возраст 0-17 лет
производительный возраст 18-64 года - мужчины
18-59 лет - женщины
послепроизводительныи возраст старше 65 лет - мужчины
старше 60 лет - женщины
старость 65-79 лет - мужчины
60 - 79 лет - женщины
глубокая старость старше 80 лет
В 1963 г. в Киеве на семинаре геронтологов и ВОЗ была принята следующая хронобиология, т.е. возрастная периодизация:
молодой возраст 18-44 года
средний возраст 45 - 59 лет
пожилой возраст 60 - 74 года
старческий возраст 75 - 90 лет
долголетие старше 90 лет
В геронтологии оперируют понятиями календарного и биологического возраста.
Календарный возраст – это хронологический астрономический возраст, который определяется на основании документально подтвержденной даты рождения. Сам по себе календарный возраст не пригоден для исследования динамики и характера старения. Для этой цели в геронтологии используются тесты количественного измерения изменений, происходящих в результате инволюционно-атрофических процессов во всех периодах онтогенеза. Это тесты для определения функциональных изменений в основных системах и для оценки иммунобиологических и психических изменений в организме при старении.
Биологический возраст – это мера старения организма, его здоровья, предстоящей продолжительности жизни. Он определяется набором специальных тестов и показателей. По существу, это функциональный возраст, который зависит от личных качеств и условий, в которых проходила жизнь данного человека. По мнению одних ученых, это видовая продолжительность жизни, другие считают его максимальной продолжительностью жизни отдельных индивидов из популяции, третьи рассматривают его как соответствие между изменениями в организме и календарным возрастом. Определение биологического возраста очень важно для разграничения физиологического и преждевременного старения, разработки профилактических мероприятий, социальной защиты человека, проведения пенсионной политики.
2. ОСНОВНЫЕ ПРАВОВЫЕ ГАРАНТИИ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ ПОЖИЛЫХ ЛЮДЕЙ
2.1 Принципы и механизмы социальной защиты населения пожилого и старческого возраста
Социальная защита - это комплекс экономических, социальных и правовых гарантий для граждан пожилого и старческого возраста, базирующихся на принципах человеколюбия и милосердия по отношению к нуждающимся членам общества со стороны государства. Социальная защита пожилых и старых людей включает в себя все юридические и практические действия в их интересах.
Социальная защита населения пожилого и старческого возраста состоит из профилактики, поддержки и представительства.
Профилактика имеет своей целью сохранить благосостояние старого человека, уменьшив или устранив факторы риска, и тем самым предотвратить его помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Поддержка представляет собой помощь, необходимую старым людям для сохранения максимально возможного уровня самостоятельности.
Представительство – защита интересов старых людей, признанных недееспособными, от их имени, для оказания необходимой помощи.
Старые люди нуждаются в гарантированном обеспечении своих жизненно важных потребностей: в надежном жилье, полноценном питании, создании благоприятной среды жизнедеятельности и условий для использования остаточной трудоспособности, человеческом общении и внимании, охране здоровья, медико-социальном уходе, а также достойном погребении после смерти.
А.А. Козлов подчеркивает, что в государстве должна быть стратегия социальной защиты, которая складывалась бы из следующих элементов:
- селекции (отбора), которая подразумевает поиск основных или стратегически важных составляющих жизни человека, утраченных в связи с возрастом. Индивидуальные запросы должны быть приведены в соответствие с реальной действительностью, что позволило бы старому человеку испытывать чувство удовлетворения и контролировать свою повседневную жизнь;
- оптимизации, заключающейся в том, что пожилой человек находит для себя новые резервные возможности, оптимизирует свою жизнь как в количественном, так и, качественном отношении;
- компенсации, состоящей в создании дополнительных источников, возмещающих возрастную ограниченность в адаптационном процессе.
По мнению А.А. Козлова, если общество будет готово к принятию подобной стратегии социальной защиты, то результативность и общественная полезность все возрастающего числа лиц старческого возраста умножится многократно.
На данном этапе социального развития особого внимания заслуживает анализ потребностей старых людей в различных видах медико-социальной и бытовой помощи и разработка новых форм и методов организации такой помощи. Разрешение социально-экономических, семейно-бытовых, эмоционально-психологических проблем старых людей требует объединения усилий государственных и негосударственных структур, широких слоев общественности и, конечно, самих старых людей.
В установлении такого единства инициативная и главенствующая роль должна принадлежать органам социальной защиты населения.
Традиционно в нашем обществе сложились три направления деятельности органов социальной защиты населения, в том числе пожилых и старых людей:
социальная помощь (предоставление старым людям льгот и преимуществ);
социальное обслуживание;
организация пенсионного обеспечения.
Механизм социальной защиты старых людей реализуется на государственном и региональном уровнях.
Государственный уровень социальной защиты обеспечивает гарантированное предоставление законодательно установленных пенсий, услуг и льгот в соответствии с денежными и социальными нормативами. На региональном уровне с учетом местных условий и возможностей решаются вопросы дополнительного повышения уровня обеспечения сверх государственного. По усмотрению местных органов возможно установление региональных норм обеспечения, но не ниже закрепленных в законодательстве. Принято положение о территориальной социальной службе, которая предназначается для оказания безотлагательных мер, направленных на временное поддержание жизнедеятельности пожилых и старых граждан, остро нуждающихся в социальной защите.
Особенность социальной политики государства в современных условиях состоит в переносе центра тяжести при осуществлении социальной защиты пожилых и старых людей непосредственно на места.
Основная цель социальной защиты пожилых и старых людей – избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях переходного периода к рыночной экономике, содействие адаптации этих слоев населения к новым условиям. К сожалению, в настоящее время социальная стратегия государства направлена не на абсолютное увеличение расходов на социальные программы, а преимущественно на перераспределение имеющихся средств в целях оказания социальной помощи прежде всего наиболее нуждающимся гражданам общества, к которым традиционно относятся пенсионеры по старости, оказавшиеся за чертой бедности.
Социальная помощь пожилым и старым людям - это обеспечение в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленных с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению. Социальная помощь имеет характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, натуральных выдач и услуг в целях оказания адресной, дифференцированной поддержки нуждающимся категориям старых людей, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.
Основными принципами социальной помощи на современном этапе являются:
принцип адресности, предусматривающий предоставление социальной помощи конкретно нуждающимся лицам с учетом их индивидуальных способностей;
принцип гарантированности, предполагающий обязательное оказание помощи старым людям, обратившимся в местные органы;
принцип дифференцированного подхода при определении размеров и видов помощи в зависимости от места проживания и специфики условий;
принцип комплексности, предполагающий возможность предоставления одновременно нескольких видов помощи (денежной, натуральной, в виде услуг, льгот и т.п.);
принцип самостоятельности местных органов власти и социальной защиты в деле организации и проведения мероприятий по оказанию социальной помощи в сочетании с централизованными мероприятиями;
принцип социального реагирования, предусматривающий пересмотр социальных нормативов в связи с ростом стоимости жизни, повышением минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
Срочная социальная помощь представляет собой оказание помощи разового характера остро нуждающимся старым людям. Она включает разовое обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами; обеспечение одеждой, обувью, предметами первой необходимости; разовое оказание материальной помощи; содействие в получении временного жилья; оказание экстренной психологической помощи (по телефону доверия) и юридической помощи в пределах своей компетенции.
В ряде территорий в ведении органов социальной защиты населения имеются социальные аптеки, социальные больницы, социальные столовые, специализированные магазины, дома быта и прочие объекты, жизненно важные для пенсионеров по старости. Действуют парикмахерские, прачечные, мастерские по ремонту бытовой техники, пункты проката, предоставляющие услуги и помощь по доступным ценам для малообеспеченных граждан, основную часть которых составляют старые люди.
Адресная социальная помощь в существующей кризисной ситуации оказывается наиболее нуждающимся, как правило, одиноким старым людям, а также престарелым, старше 80 лет. Социальная поддержка проводится с учетом специфики региона.
Бригадная форма помощи тяжелобольным – это комплексное обслуживание с предоставлением социальных и медицинских услуг. Социальные работники оказывают больным услуги бытового характера, а медицинские сестры осуществляют врачебные назначения, сестринский уход.
Происходит постоянное объединение усилий государственных и общественных органов по оказанию социальной помощи старым людям. В 1993 г. подписаны Указания с рекомендациями о совместных действиях органов социальной защиты населения и Службы милосердия Красного Креста. В комнатах медико-социальной помощи по месту жительства медицинские сестры Красного Креста проводят обучение населения по уходу за больными, осуществляют несложные лечебные процедуры, приглашают для консультаций врачей, юристов. Эти комнаты являются своеобразными координирующими центрами государственной и общественной социальной деятельности.
2.2 Социальное обслуживание пожилых и старых людей
Социальное обслуживание – это совокупность социальных услуг, которые предоставляются гражданам пожилого и старческого возраста в домашних условиях или специализированных государственных и муниципальных учреждениях. Оно включает в себя социально-бытовую помощь и морально-психологическую поддержку.
Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания старых людей следующие:
соблюдение прав человека и гражданина;
предоставление государственных гарантий;
обеспечение равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для старых людей;
преемственность всех видов социального обслуживания;
ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности;
приоритет мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста.
Государство гарантирует пожилым и старым людям возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии.
Государственный сектор социального обслуживания состоит из органов управления социальным обслуживанием Украины, органов социального обслуживания субъектов Украины, а также учреждений социального обслуживания, находящихся в собственности и собственности субъектов Украины.
Муниципальный сектор социального обслуживания включает органы управления социальным обслуживанием и учреждения муниципального подчинения, предоставляющие социальные услуги.
Муниципальные центры социального обслуживания являются основной формой муниципального сектора, они создаются органами местного самоуправления на подведомственных территориях и находятся в их ведении. Муниципальные центры социального обслуживания осуществляют организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию различных видов социальных услуг.
В задачи муниципального центра социального обслуживания входят: выявление старых людей, нуждающихся в социальной поддержке; предоставление различных социально-бытовых услуг разового или постоянного характера; анализ социально-бытового обслуживания лиц старческого возраста; привлечение различных государственных и негосударственных структур к решению вопросов оказания социально-бытовой, медико-социальной, психологической и юридической помощи пожилым и старым людям.
Анализ основных направлений деятельности муниципальных центров социального обслуживания свидетельствует о том, что данная модель социальной службы, ориентированная на работу с пожилыми и старыми людьми, получила наибольшее распространение и признание и является наиболее типичной.
Негосударственный сектор социального обслуживания объединяет соответствующие учреждения, по форме собственности не относящиеся к государственным и муниципальным, а также лиц, осуществляющих частную деятельность в сфере социального обслуживания. К данному сектору относятся общественные объединения, профессиональные ассоциации, благотворительные и религиозные организации, деятельность которых связана с социальным обслуживанием старых людей.
Право на социальное обслуживание имеют женщины старше 55 лет и мужчины старше 60 лет, нуждающиеся в постоянной или временной посторонней помощи в связи с частичной или полной утратой возможности самостоятельно удовлетворять свои жизненные потребности.
При получении социальных услуг пожилые и старые люди имеют право на:
уважительное и гуманное отношение со стороны работников учреждений социального обслуживания;
выбор учреждения и формы социального обслуживания;
информацию о своих правах, обязанностях и условиях оказания социальных услуг;
согласие на социальное обслуживание;
отказ от социального обслуживания;
конфиденциальность информации личного характера;
защиту своих прав и законных интересов, в том числе в судебном порядке;
получение информации о видах и формах социального обслуживания, показаниях к получению социальных услуг, правилах их оплаты и других условиях предоставления социальных услуг.
Социальное обслуживание старых людей включает в себя стационарные, полустационарные и нестационарные формы.
К стационарным формам социального обслуживания относятся пансионаты для ветеранов труда и инвалидов, ветеранов ВОВ, отдельных профессиональных категорий престарелых (артистов и др.); специальные дома для одиноких и бездетных супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения; специализированные дома-интернаты для бывших заключенных, достигших старческого возраста.
Полустационарные формы социального обслуживания включают отделения дневного и ночного пребывания, реабилитационные центры, медико-социальные отделения.
К нестационарным формам социального обслуживания относятся социальное обслуживание на дому, срочное социальное обслуживание, социально-консультативная помощь, социально-психологическая помощь.
Социальное обслуживание старых людей может быть постоянным или временным, в зависимости от их желания. Оно может быть полностью бесплатным, частично платным или платным.
Стационарное социальное обслуживание направлено на оказание разносторонней социально-бытовой помощи гражданам пожилого и старческого возраста, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся по состоянию здоровья в постоянном уходе и наблюдении. Это обслуживание включает меры по созданию наиболее адекватных возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, реабилитационные мероприятия медицинского, социального и лечебно-трудового характера, обеспечение ухода и медицинской помощи, организацию отдыха и досуга пожилых и старых людей.
Пансионаты для ветеранов труда (дома для престарелых) не являются продуктом нашего времени. Впервые специальные дома для старых людей появились в глубокой древности в Китае и Индии, а затем в Византии, арабских странах. Приблизительно в 370 г. от Рождества Христова епископ Василий открыл первое отделение для стариков в больнице г. Цезарея Каппадийская. В VI веке папа Пелагий учредил первый дом для престарелых в Риме. С этого времени во всех монастырях стали открывать специальные помещения и комнаты для престарелых бедняков. Большие приюты для старых матросов впервые были созданы в Лондоне в 1454 г. и в Венеции в 1474 г. Первый закон об ответственности государства перед неимущими и немощными старыми людьми был принят в Англии в 1601 г.
Старые люди, проживающие в пансионатах для ветеранов труда, имеют право на:
обеспечение им условий проживания, отвечающих санитарно-гигиеническим требованиям;
уход, первичную медико-санитарную и стоматологическую помощь;
бесплатную специализированную помощь, зубопротезную и протезно-ортопедическую;
социально-медицинскую реабилитацию и социальную адаптацию;
добровольное участие в лечебно-трудовом процессе с учетом состояния здоровья;
медико-социальную экспертизу для установления или изменения группы инвалидности;
свободное посещение их адвокатом, нотариусом, священнослужителем, родственниками, представителями законодательных органов и общественных объединений;
предоставление помещений для отправления религиозных обрядов;
направление, при необходимости, на обследование и лечение в государственные или муниципальные учреждения здравоохранения.
При желании и трудовой необходимости проживающие в пансионатах для ветеранов труда могут быть приняты на работу, доступную им по состоянию здоровья, на условиях трудового договора. Они имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 30 календарных дней.
Специальные жилые дома для старых людей - это совершенно новая форма стационарного социального обслуживания. Она предназначена для одиноких и супружеских пар. Эти дома и их условия рассчитаны на старых людей, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании облегченных условий для реализации своих основных жизненных потребностей.
Основная цель этих социальных учреждений - обеспечение благоприятных условий проживания и самообслуживания, предоставление социально-бытовой и медицинской помощи; создание условий для активного образа жизни, в том числе и посильной трудовой деятельности. Пенсия проживающим в этих домах выплачивается полностью, кроме того, они получают определенную сумму доплаты. Обязательным условием для поступления на жительство является передача старыми людьми своего жилища в муниципальный жилищный фонд города, региона и т.д., в котором они проживают.
Специализированные дома-интернаты для престарелых предназначены для постоянного проживания граждан, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы, особо опасных рецидивистов и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор. Сюда же направляются престарелые, ранее судимые или неоднократно привлекавшиеся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающиеся бродяжничеством и попрошайничеством, направляемые из учреждений органов внутренних дел. Старики, проживающие в пансионатах для ветеранов труда и постоянно нарушающие порядок проживания в них, установленный Положением об учреждениях социального обслуживания, могут быть по их желанию или по решению суда, принятому на основании предоставления документов администрацией этих учреждений, переведены в специализированные дома-интернаты.
В дом для престарелых старые люди поступают в результате различных причин, но основной, вне всякого сомнения, является беспомощность или страх перед надвигающейся физической беспомощностью. Практически все старые люди страдают от различных соматических заболеваний, которые имеют хронический характер и обычно уже не поддаются активной терапии.
В то же время эти старые люди несут и различные моральные, социальные и семейные потери, которые в конечном счете являются поводом для добровольного или принудительного отказа от привычного образа жизни. Решение переселиться в дом для престарелых старый человек принимает в результате затруднений при самообслуживании. Боязнь еще большей физической слабости, надвигающаяся слепота и глухота способствуют принятию такого решения.
Состав домов для престарелых очень неоднороден. И это понятно. Его определенная (с каждым годом все уменьшающаяся) часть – старые люди, обладающие достаточным физическим здоровьем, которые в состоянии обслуживать себя. В другом случае поступление в дом для престарелых - проявление альтруизма старого человека, желание освободить более молодых членов семьи от тягот, связанных с опекой и уходом за беспомощным стариком. В третьем – это следствие несложившихся отношений с детьми или другими родственниками. Однако всегда это результат неспособности старых людей адаптироваться к новым условиям жизни в семье и в привычной домашней среде. Эти старые люди избирают социальную помощь и социальное обслуживание как новый образ жизни.
И все-таки в любом случае кардинально изменить прежний образ жизни, поселившись в доме для престарелых, удается старому человеку нелегко: 2/3 старых людей переселяются сюда крайне неохотно, уступая давлению внешних обстоятельств. Организация этих социальных учреждений, по существу, копирует организацию медицинских учреждений, что нередко приводит к нежелательной и тягостной фиксации на чисто болезненной стороне старческой немощи. Результаты социологического исследования, проведенного в 1993 г. Киеве показали, что подавляющее большинство обследованных - 92,3% - крайне отрицательно относятся к перспективе возможного переезда в дом для престарелых, в том числе и проживающие в коммунальных квартирах. Число желающих перейти на жительство в дом для престарелых особенно заметно снизилось после создания отделений социального обслуживания на дому. В настоящее время в различных регионах и городах эта очередь составляет не более 10-15 человек, в основном это люди особо преклонного возраста, совершенно беспомощные и зачастую одинокие.
Различной психической патологией страдают 88% находящихся в домах для престарелых; у 62,9% - ограничение двигательной активности; 61,3% неспособны даже частично обслужить себя. Ежегодно умирают 25% проживающих.
Серьезную тревогу, особенно в последние 5 лет, вызывает неудовлетворительное бюджетное финансирование пансионатов для ветеранов труда и инвалидов. По этой причине многие дома для престарелых не могут проводить капитальный ремонт своих зданий, приобретать обувь, одежду, технологическое оборудование для проживающих. В настоящее время темпы строительства специальных домов резко снижаются из-за ограниченности средств местных бюджетов. Не менее острая проблема - укомплектованность домов для престарелых персоналом.
Полустационарное социальное обслуживание включает в себя социально-бытовое, медицинское и культурное обслуживание пожилых и старых людей, организацию их питания, отдыха, обеспечение их участия в посильной трудовой деятельности и поддержание активного образа жизни.
На полустационарное социальное обслуживание принимаются нуждающиеся в нем граждане пожилого и старческого возраста, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, не имеющие медицинских противопоказаний к зачислению на социальное обслуживание.
Отделение дневного пребывания предназначается для поддержания активного образа жизни старых людей. В эти отделения зачисляются старые люди (независимо от их семейного положения), сохраняющие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию на социальное обслуживание.
Срок пребывания в отделении обычно составляет месяц. Посещающие отделение могут при добровольном согласии участвовать в трудотерапии в специально оборудованных мастерских. Она осуществляется под руководством инструктора и под наблюдением медицинского работника. Питание в отделении может быть бесплатным или за плату, по решению руководства центра социального обслуживания и местной администрации возможно предоставление за плату отдельных услуг (массаж, мануальная терапия, косметические процедуры и т.п.). Эти отделения создаются для обслуживания не менее 30 человек.
Медико-социальное отделение предназначается для тех, кто испытывает серьезные трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, но по тем или иным причинам не желает проживать в домах для престарелых. На базе учреждений здравоохранения открыты специальные отделения и палаты, куда госпитализируются в первую очередь одиноко проживающие немощные пенсионеры по старости, утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.
В этом случае направление в медико-социальное отделение дают центры социального обслуживания по согласованию с участковым врачом. В последние годы все большее распространение находит опыт по организации палат для планового лечения старых людей, где проводятся все виды медицинских процедур.
В медико-социальных отделениях и палатах одинокие немощные старые люди находятся на полном социальном обеспечении продолжительное время, а их пенсию, как правило, получают их близкие и родственники, которые зачастую даже не навещают стариков. Во многих регионах предпринимаются попытки хотя бы частичного возмещения затрат на содержание лиц пожилого и старческого возраста. Делается это с личного согласия старых людей распоряжением местной власти. На эти средства приобретают одежду и обувь, организуют дополнительное питание, часть средств идет на благоустройство палат и отделений.
Медико-социальные отделения получили широкое распространение в сельской местности. В зимнее время здесь живут старые люди, а весной они возвращаются в свои дома.
Нестационарные формы социального обслуживания созданы для оказания социальной помощи и обслуживания старых людей, предпочитающих оставаться в привычной для них домашней обстановке. Среди нестационарных форм социального обслуживания на первое место следует поставить социальное обслуживание на дому.
Эта форма социального обслуживания впервые была организована в 1987 г. и сразу же получила широкое признание со стороны старых людей. В настоящее время - это один из основных видов социального обслуживания, главная цель которого - максимально продлить пребывание старых людей в привычной для них среде обитания, поддержать их личностный и социальный статус, защитить права и законные интересы.
Основные социальные услуги, оказываемые на дому:
организация питания и доставка продуктов на дом;
помощь в приобретении медикаментов, продовольственных и промышленных товаров первой необходимости;
содействие в получении медицинской помощи, сопровождение в медицинские учреждения, поликлинику, больницу;
содействие в организации юридической помощи и иных правовых форм помощи;
поддержание условий проживания в соответствии с гигиеническими требованиями;
содействие в организации ритуальных услуг и в погребении одиноких умерших;
организация различных социально-бытовых услуг в зависимости от условий проживания в городе или селе;
помощь в оформлении документов, в том числе для установления опеки и попечительства;
помещение в стационарные учреждения социального обслуживания.
Кроме надомных социальных услуг старым людям могут быть предоставлены дополнительные услуги на условиях полной или частичной оплаты.
Отделения социальной помощи на дому организуются при муниципальных центрах социального обслуживания или местных органах социальной защиты населения. Социальное обслуживание на дому может осуществляться постоянно или временно - до 6 месяцев. Отделение создается для обслуживания не менее 60 человек в сельской местности и не менее 120 человек в городе.
Социальное обслуживание на дому производится бесплатно:
для одиноких старых людей;
для проживающих в семьях, чей подушный доход ниже установленного для данного региона минимального уровня;
для старых людей, имеющих родственников, которые проживают отдельно.
Как показали исследования, из всех видов услуг наиболее важными для старых людей являются:
уход во время болезни - 83,9%;
доставка продуктов - 80,9%;
доставка лекарств - 72,9%;
услуги прачечной - 56,4%.
Дополнительные услуги, оказываемые отделением социального обслуживания на дому:
наблюдение за состоянием здоровья;
оказание экстренной доврачебной помощи;
выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;
оказание санитарно-гигиенических услуг;
кормление ослабленных больных.
Порядок и условия зачисления на надомное социальное обслуживание: заявление на имя руководителя органа социальной защиты рассматривается в недельный срок; проводится обследование условий проживания просящего. По результатам обследования составляется акт, запрашиваются данные о размере пенсии, заключение о состоянии здоровья и отсутствии медицинских противопоказаний, принимается решение о зачислении на постоянное или временное обслуживание, о видах требуемых услуг.
Снятие с социального обслуживания производится на основании приказа директора центра социального обслуживания в следующих случаях: по заявлению старого человека, по истечении срока обслуживания, при нарушении договорных условий оплаты за услуги, выявлении медицинских противопоказаний, злостных нарушениях правил поведения старыми людьми, обслуживаемыми социальными работниками.
Социально-медицинское обслуживание старых людей на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах лиц, страдающих психическими расстройствами в стадии ремиссии, туберкулезом, за исключением активной формы, тяжелыми соматическими заболеваниями, в том числе онкологическими.
В штат социально-медицинского обслуживания вводятся медицинские работники, профессиональная деятельность которых регулируется законодательством Украины об охране здоровья граждан.
Социально-консультативное обслуживание (помощь) гражданам пожилого и старческого возраста направлено на их адаптацию в обществе, ослабление социальной напряженности, создание благоприятных отношений в семье, а также на обеспечение взаимодействия личности, семьи, общества и государства. Социально-консультативная помощь людям старческого возраста, ориентированная на их психологическую поддержку, активизацию усилий в решении собственных проблем, предусматривает:
выявление лиц, нуждающихся в социально-консультативной помощи;
профилактику различного рода социально-психологических отклонений;
работу с семьями, в которых живут старые люди, организацию их досуга;
консультативную помощь в обучении, профессиональной ориентации и трудоустройстве;
обеспечение координации деятельности государственных учреждений и общественных объединений для решения проблем граждан пожилого возраста;
правовую помощь в пределах компетенции органов социального обслуживания;
иные мероприятия по формированию здоровых взаимоотношений и созданию благоприятной социальной среды для старых людей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Социальная психология в современном мире. / Под ред. Алавидзе Л.А., Андреева Г.М. – М., 2002 г.
Холстова Е.И. Теория социальной работы. – М., 1999 г.
Тетерский С.В. Введение в социальную работу. – М., 2001 г.
Горкин А.П. и др. Социальная энциклопедия. – М., 2002 г.
Косалс Л.Я. Социальный механизм инновационных процессов. – Новосибирск, 1989 г.
Григорьев С.И., Гуслякова Л.Г., Ельчанинов В.А. и др. Теория и методология социальной работы. – М., 1994 г.
Теория и методика социальной работы: краткий курс — М., 1994г.