Федеральное государственное общеобразовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Оренбургский государственный аграрный университет
Юридический факультет
Кафедра социологии и социальной работы
Курсовая работа
По Теории социальной работы
Социальная работа с бывшими заключенными
Выполнил:
студент юридического факультета
отделения социальной работы
31 соц. группы
Искиндиров Р.К.
Проверил:
Молощенков А.Н.
Оренбург-2008
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Подготовка заключенных к выходу на свободу
Проблемы социальной работы с заключенными
Правовая база подготовки осужденных к освобождению
Подготовка отдельных категорий заключенных к освобождению
2. Теоретические основы социальной работы с бывшими осужденными
Социальные проблемы бывших осужденных
Принципы социальной работы с бывшими заключенными
Этические аспекты социальной работы с бывшими заключенными
Заключение
Список используемой литературы
Приложения
Введение
Актуальность данной проблемы состоит в том, что в наше время, когда кривая преступности, в том числе и рецидивной, неуклонно движется вверх, а пенитенциарные учреждения не исправляют, а только готовят к совершению новых преступлений вопрос о социальной работе с лицами, содержащимися в учреждениях исполнения наказания, а также освобожденными от наказания встает очень остро. Если человек не исправиться и не адаптируется к нормальной жизни, то это приведет к новым девиантным последствиям и, чаще всего, к повторному совершению преступлений. Поэтому данная проблема занимает особое место в практике пенитенциарной и постпенитенциарной социальной работы. Это связано с тем, что она ориентирована на исправление осужденных, стимулирование их дальнейшего законопослушного поведения в условиях свободы.
Проблематика данной работы выражается в трудности включенности бывших заключенных в полноценную социальную жизнь общества.
Объектом работы являются лица отбывшие наказание в виде изоляции от общества. В простонародье – бывшие заключенные. В специальной литературе – лица, освобожденные от наказания.
Предметом курсовой работы являются адаптационные проблемы лиц, освобожденных от наказания и основные аспекты социальной работы с данной категорией лиц.
Цель: изучение проблем освобожденных от наказания и условий, способствующих их возвращению к нормальной социальной жизни, а также изучение основных аспектов социальной работы с данной категорией клиентов.
Задачи: В соответствии со спецификой поставленной цели я выделил ряд задач направленных на решение вышеобозначенной цели:
Выделить основные проблемы социальной работы с заключенными;
Систематизировать и проанализировать содержание нормативно-правовой базы по подготовке заключенных к выходу на свободу в учреждениях исполняющих наказания;
Выделить особенности подготовки отдельных категорий заключенных к освобождению;
Осветить социальные проблемы лиц отбывших наказание;
Раскрыть принципы социальной работы с бывшими заключенными;
Определить этические аспекты социальной работы с лицами, отбывшими наказание;
Сделать обобщающие выводы по всей работе.
Анализ литературы: Проблемы социальной работы с бывшими заключенными освещены в различных источниках информации. В частности имеется интернет сайт, специально посвященный социальной работе, в пенитенциарной системе, созданный в рамках российско-шведского проекта реформирования пенитенциарной системы Российской Федерации. В данном источнике содержится различная литература по социальной работе, как с заключенными, так и бывшими заключенными. Также аспекты подготовки заключенных к выходу на свободу раскрываются в н/п актах РФ – уголовно-исполнительный кодекс РФ, также в написании данной работы были применены комментарии к вышеназванному источнику. Имеется ряд литературы, в которой раскрывается современное состояние системы исполнения наказания, так можно назвать уч. пособие Холостовой Е.И., а также др. авторы по теории социальной работы. Использовалась также литература по смежным дисциплинам – Титов Д.С. Социальная геронтология.
В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что специальная литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на сегодняшний день в отечественной науке, хотя мало, но есть.
1.1 Проблемы социальной работы с осужденными в исправительных учреждениях России
В России пенитенциарная социальная работа как самостоятельный вид профессиональной деятельности начала формироваться с 2001г. Это связано с преобразованием уголовно-исполнительной политики в сторону гуманизации, т.е. соблюдения прав осужденных, обеспечения оптимальных условий отбывания ими наказания, возвращения в общество. Меры социального воздействия на осужденных, наряду с исправительными, обладают огромным воспитательным потенциалом. Пенитенциарная социальная работа - средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у учреждения возможности для исправления и ресоциализации осужденных.1
Основные направления профессиональной деятельности специалиста по социальной работе пенитенциарного учреждения, способствующие ресоциализации и социальной адаптации осужденных, таковы:
организация и обеспечение социальной защиты особо нуждающихся категорий осужденных, удовлетворение их базовых потребностей;
содействие в обеспечении приемлемых социально-бытовых условий предварительного заключения и отбытия наказания, в получении помощи профильных специалистов (психологов, медиков и т.д.);
помощь в поиске социально приемлемой среды, точки социального интереса (семья, труд, образование, религия, искусство и т.д.);
выявление социально-позитивного потенциала личности, помощь в социальном развитии: повышение социальной культуры, изменение ценностных ориентаций, повышение уровня социального самоконтроля;
формирование (поддержка, развитие и укрепление) социально полезных связей между осужденными и внешним миром (семьей, иными социальными институтами);
организация мероприятий по подготовке к освобождению: восстановление трудовых и профессиональных навыков, формирование опыта межличностных отношений и общения, готовности удовлетворять свои потребности некриминальным способом;
оказание помощи в решении вопросов трудового устройства, жилищно-бытовых и иных социальных проблем освобождаемых и освобожденных из исправительного учреждения; содействие в восстановлении их социального статуса, получении законных льгот, социально-правовой реабилитации;
содействие интеграции деятельности исправительного учреждения с различными государственными, общественными структурами, организациями по оказанию необходимой социальной помощи осужденным в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.1
Профессиональная задача пенитенциарного социального работника - создание благоприятной среды, предусматривающей защиту интересов и прав осужденного всеми установленными законом способами, содействующей исправлению и возвращению его в нормальное общество.
Необходимо отметить, что процесс развития и становления института пенитенциарной социальной работы проходит в сложных противоречивых условиях. К объективным трудностям осуществления задач социальной работы относятся: неоднозначное отношение общества к уголовно-исполнительной политике и осужденным, низкий уровень мотивации, поддержки сотрудников и руководства исправительного учреждения, недостаточная профессиональная компетентность сотрудников группы социальной защиты осужденных и др. Наиболее типичными становятся следующие проблемы. - В условиях УИС осуществляется репрессивное воздействие на человека, переступившего закон. Пенитенциарная социальная работа ориентирована на оказание осужденным помощи и поддержки, основана на принципе человеколюбия, несмотря на то, что клиентом выступает криминогенная личность, которой присущи устойчивость асоциальных взглядов, привыкание к отрицательной оценке своего поведения, извращенные представления об окружающей действительности, моральных и правовых нормах общества. Социальный работник находится в своеобразной «нише»: между преступлением и наказанием, между мирами «тюремного персонала» и «тюремного контингента», принудительной изоляции и нормальной жизни.- Отношение к гуманизации как условию реформирования пенитенциарной системы не только у населения, но и у самих сотрудников также неоднозначно: особенно в связи с ростом преступности и ухудшением криминальных характеристик совершаемых преступлений. Общественное мнение сводится к тому, что милосердие к опасным преступникам есть не что иное, как жестокость к их жертвам.
Таким образом, можно выделить ряд проблем являющимися актуальными для современной пенитенциарной системы социальной работы:
Наблюдается дефицит высококвалифицированных в области пенитенциарной социальной работы кадров. Система их подготовки так же, как и сама пенитенциарная социальная работа, находится в стадии формирования.
Отсутствует система постпенитенциарной ресоциализации и реинтеграции бывших осужденных в социальную среду, необходимо формирование системы межведомственного взаимодействия. Решению большинства проблем может способствовать совершенствование имеющегося опыта, освоение новых технологий социальной работы с осужденными, формирование научно-методической базы и системы профессиональной подготовки.
1.2 Правовая база подготовки осужденных к освобождению
Подготовка осужденных к освобождению – это система мероприятий по предварительному решению вопросов трудового и бытового устройства осужденных, предусматривающих их психологическую, нравственную, правовую подготовку, оказание непосредственной помощи в восстановлении и развитии социально полезных связей осужденных, решении вопросов их трудового и бытового устройства после отбытия наказания.1
Основополагающие нормы социальной работы с заключенными закреплены в международном законодательстве. Так в статье 3 Европейской конвенции по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 года) указано, что в соответствии с положениями статьи 3 указанной Конвенции «никто не должен подвергаться пыткам и бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию».2
Социальная работа с осужденными в УИС Минюста является сама по себе многоаспектным видом деятельности. Отдельные аспекты этой деятельности, закреплены в Приказе Минюста России от 28 марта 2002 года №73. Одним из наиболее важных направлений деятельности социальной работы с осужденными является их подготовка к освобождению из мест лишения свободы. Так как это направление деятельности направлено на социальную адаптацию осужденных, на то, чтобы вернуть в общество «здоровую» личность, подготовленную к условиям жизни, которые существуют в обществе; обеспечить его необходимым для нормальной жизнедеятельности, работой, жильем и т. д.
Большое значение при организации деятельности старшего специалиста по социальной работе, и социальной работы в целом, в исправительном учреждении УИС Минюста России по подготовке осужденных к освобождению, имеет правовое закрепление этой деятельности. Подготовка осужденных к освобождению законодательно закреплена в главе 22 Уголовно-исполнительного кодекса, которая озаглавлена как «Помощь осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, и контроль за ними».1
Эти основы закреплены и в Приказе ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 «Об утверждении Инструкции о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы». Инструкция устанавливает порядок оказания администрацией ИУ содействия в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемыми из мест отбывания лишения свободы.2
Администрация ИУ взаимодействует в решении вопросов трудового и бытового устройства лиц, освобождаемых из мест отбывания лишения свободы, с ОВД, опеки и попечительства, управлением здравоохранения, образованием, социальной защиты населения, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованной органом местного самоуправления, и федеральной службой занятости населения по избранному ими месту жительства.
Организация и осуществление всех мероприятий по оказанию помощи в трудовом и бытовом устройстве лиц, освобождаемых из ИУ, возглавляется на сотрудников группы социальной защиты с участием начальников отрядов, психологов, сотрудников отделов (групп) специального учета и других заинтересованных частей и служб.
Подготовка к освобождению лиц, отбывающих наказание в ИУ начинается не позднее, чем за 6 месяцев до окончания срока лишения свободы. Она включает в себя следующее:
- проведение беседы с каждым осужденным, в процессе которой выясняется, где эти лица намерены проживать, работать или учиться после освобождения из мест отбывания лишения свободы;
- разъяснения осужденным законодательства РФ о порядке оказания им содействия в трудовом и бытовом устройстве, выдачи паспортов и оформление регистрации. Одновременно им разъясняется целесообразность возвращения в место постоянного проживания и на те предприятия, где они работали до осуждения. Разъяснение основных положений Закона РФ «О занятости населения в РФ», в том числе, по следующим вопросам:
1. порядок постановки на учет в службе занятости населения;
2. права и обязанности граждан при поиске работы с помощью службы занятости;
3. перечень и порядок предоставления услуг и дополнительных гарантий, устанавливаемых законом РФ «О занятости населения» для данной категории граждан, в том числе, по профессиональной ориентации, организации профессионального обучения по специальным программам в соответствии с потребностями регионального и местного рынков труда.
- получение от освобождаемых письменных заявлений на имя начальника ИУ с просьбой об оказании им помощи в трудовом и бытовом устройстве по избранному месту жительства;
-рассмотрение заявлений руководителем ИУ и принятие соответствующих решений по оказанию содействия в трудовом и бытовом устройстве конкретным лицам;
-на основании письменного заявления осужденного о выборе места жительства после освобождения из мест отбывания лишения свободы и желания трудоустроиться, администрация ИУ направляет запрос в ОВД, федеральную службу занятости населения по избранному месту жительства о возможности его трудоустройства, предоставления регистрации и жилья, а также письма родственникам и близким по этим же вопросам. Предварительные результаты, полученные при переписке, доводятся до сведения лица, отбывающего наказание.
Независимо от обращения или отказа осужденных от помощи в трудовом и бытовом устройстве начальник ИУ обязан за 6 месяцев до освобождения направить запрос в ОВД с просьбой проверить возможность трудового и бытового устройства следующих лиц: Инвалидов I и II групп, престарелых, отказывающихся вернуться к прежнему месту жительства, несовершеннолетних, осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, судимых три и более раза за совершение любых умышленных преступлений, подлежащих взятию под административный надзор по постановлению комиссии администрации ИУ, не вставших на путь исправления либо не отказавшихся от намерений продолжить преступную деятельность.
В случае получения ответа о невозможности трудового и бытового устройства освобождаемого по избранному месту жительства сотрудник группы социальной защиты ИУ ставит об этом в известность освобождаемого и с его согласия принимает меры к положительному решению этих вопросов в других местностях.
Осужденным, содержащимся в ИК и ВК, а также осужденным, оставленным в СИЗО и тюрьмах для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию, могут быть разрешены краткосрочные выезды за пределы ИУ продолжительностью до семи суток, не считая времени для проезда туда и обратно, для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства.1 Разрешение выезда за пределы учреждения является важным элементом подготовки к освобождению осужденных. Так как решение вопроса о предварительном устройстве по предполагаемому месту жительства на месте более продуктивно, чем устройство при посылании запросов. Разрешение на выезд за пределы ИУ дается начальником учреждения с учетом характера и тяжести совершенного преступления, личности и поведения осужденного. Так выезды для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства не разрешаются: осужденным при особо опасном рецидиве преступлений, осужденным, которым смертельная казнь заменена в порядке помилования лишением свободы, осужденным, к пожизненному лишению свободы, осужденным, больным открытой формой туберкулеза, осужденным, не прошедшим полного курса лечения венерического заболевания, от алкоголизма, наркомании или токсикомании, ВИЧ инфицированным осужденным.
Сам процесс освобождения из исправительного учреждения лиц, отбывших наказания, включает в себя следующее:
Проведение беседы начальником ИУ с каждым освобождаемым от отбывания наказания.
Разъяснение необходимости соблюдения требований действующего законодательства РФ, недопустимости совершения новых преступлений, обязанности прибыть к избранному месту жительства и в 3-х дневный срок явиться в ОВД для регистрации (в случае отсутствия паспорта – для его получения), а также в органы местного самоуправления и службу занятости для своевременного устройства на работу или учебу.
Выдачу лицам, освобождаемым из ИУ, справок об освобождении, единовременного денежного пособия по решению администрации, проездных документов, продуктов питания или денег на путь следования к избранному месту жительства, возвращение личных документов и вещей.
Осужденным при особо опасном рецидиве преступлений и лицам, подлежащим установлению за ними административного надзора, на оборотной стороне справки об освобождении и её копии проставляется штамп «Подлежит документированию по месту жительства».1
Для обеспечения контроля за своевременным прибытием к избранному месту жительства лиц, отбывших наказания, получением ими паспортов и оформлением регистрации, а также решения вопросов целесообразности постановки на один из видов учёта ИУ направляют в ОВД извещения и сообщения на: осужденных при особо опасном рецидиве преступлений, судимых три и более раза за совершение любых умышленных преступлений, лиц, в отношении которых комиссией администрации ИУ вынесены постановления о необходимости установления административного надзора, лиц, которые в период отбывания наказания не встали на путь исправления либо не отказались от намерений продолжить преступную деятельность.
Извещение на освобождаемого заполняется специалистами группы социальной защиты с учетом мнения сотрудников оперативного отдела, психологов, начальников отрядов, воспитателей и подписывается начальником ИУ или лицом, его замещающим.2
При освобождении из мест отбывания лишения свободы лицу, в отношении которого предварительно решен вопрос о трудоустройстве, выдаётся соответствующее письмо в службу занятости, предприятие или организацию.
Из выше описанного можно сделать вывод о том, что в рассмотренном Приказе ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264 закреплены правовые основы социальной работы, хотя напрямую о них ничего не говорится.
Следует также отметить, что в соответствии с уголовно-исполнительным законодательством и Федеральным законом от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» осужденные, освобождаемые от лишения свободы на определенный срок, обеспечиваются бесплатным проездом к месту жительства, продуктами питания или деньгами на время проезда; при отсутствии необходимой по сезону одежды или средств на её приобретение освобождаемые обеспечиваются одеждой за счет государства. Им может быть выдано единовременное денежное пособие, обеспечены продуктами питания, одеждой. Выдача единовременного пособия, а также оплата проезда освобождаемых производится администрацией исправительного учреждения. 1
При чём администрация исправительного учреждения, обеспечивает освобождаемых проездными билетами либо деньгами для оплаты проезда, как правило, к месту проживания их до осуждения. Если освобождаемые избирают иное место жительства, находящееся от учреждения, на расстоянии, превышающем путь следования до прежнего места жительства, с них удерживается разница стоимости проезда до места фактического следования.
Инвалиды, лица, престарелого возраста, не имеющие детей следующие в дома инвалидов или престарелых, они обеспечиваются билетами до места нахождения учреждения.
Освобождаемые обеспечиваются проездными билетами либо им выдаются деньги для оплаты проезда, как правило, в общих вагонах пассажирских поездов и каютах 3-го класса на судах пассажирских линий по действующим тарифам.
Если на нужных направлениях в пассажирских поездах и на судах пассажирских линий нет общих вагонов и кают 3-го класса, освобождаемым приобретаются билеты или выдаются деньги для оплаты проезда, а плацкартных вагонах пассажирских поездов и в каютах 2-го класса на судах пассажирских линий по действующим тарифам.
Кроме этого, на время необходимое для проезда к месту жительства, выдается сухой паек по установленным нормам. Больным, беременным женщинам, кормящим матерям на путь следования выдается набор сухих продуктов по назначению врача в пределах стоимости продуктов, входящих в нормы питания, по которым они питались в ИУ. Взамен сухого пайка могут быть выданы деньги в сумме, исчисляемой от средней стоимости минимальной нормы питания осужденных.
Освобожденные следуют к месту своего жительства, как правило, в собственной одежде либо выданной в учреждении. В случае не возмещения к моменту освобождения стоимости одежды, выданной осужденным в учреждении, из средств, имеющихся на их лицевых счетах, удерживается её остаточная стоимость, после чего указанная одежда переходит в их собственность. При наличии у них собственной одежды выданную им одежду сдают на склад, а при отсутствии собственной одежды освобождаются в ранее выданной им одежде.1
Осуществление подготовки осужденных к освобождению и оказание помощи освобождаемым из исправительного учреждения является важным элементом социальной работы с осужденными в УИС Минюста России. Закрепление его в нормативно-правовых актах, говорит о наличии правовой базы социальной работы с осужденными УИС Минюста России, пусть даже не указывая на неё прямо, а лишь косвенно.
1.3 Подготовка отдельных категорий осужденных к освобождению
Подготовка заключенного включает в себя повышение общеобразовательного уровня, профессиональное обучение либо повышение производственной квалификации, мероприятия по охране здоровья, приучение к порядку и условиям, установленным в учреждении, оказание помощи в установлении и поддержании социально полезных связей, формирование у осужденных знаний, необходимых в пенитенциарный и постпенитенциарный периоды.
Деятельность по подготовке осужденных к освобождению включает несколько этапов:
учет осужденных, освобождающихся по окончании срока отбывания наказания;
направление запросов о прописке осужденного в ОВД и территориальные центры занятости населения за несколько месяцев до освобождения;
оформление паспортов осужденных – это восстановление утраченных и обмен старых паспортов на новые. Важно, чтобы осужденный при освобождении имел на руках паспорт, т.к. без него невозможно устроиться на работу, зарегистрироваться по месту жительства, а также участвовать в гражданско-правовых сделках;
восстановление социально полезных связей осужденных (направление с этой целью запросов в ОВД, переписка с родственниками и др.). Особую важность при этом приобретает взаимодействие специалиста по социальной работе с начальниками отрядов, а также сотрудниками других подразделений ИУ;
составление индивидуальных бесед с каждым освобождающимся, в процессе которых выясняются жизненные планы на будущее, а именно: о том, куда осужденный поедет, где планирует жить, намерен ли работать или продолжать учебу, собирается ли восстанавливаться в родительских правах, с кем планирует поддерживать отношения и др. Кроме того, разъясняются порядок трудоустройства, прав и обязанности граждан во время поиска работы, проясняются вопросы бытового устройства и др.;
оформление социальных карт на каждого осужденного с обязательной выдачей ее при освобождении на руки. В составлении социальной карты участвуют как специалисты администрации учреждения исполняющего наказание, так и других служб. Карты составляются с целью обеспечения полного учета лиц, освобождающихся из учреждения, для представления в органы местного самоуправления, учреждения занятости населения, социальной защиты населения, здравоохранения и другие учреждения и организации по месту жительства;
оплата проезда осужденного до места следования при освобождении. При необходимости обеспечивается сопровождение до поезда и приобретение проездных документов;
разработка методических материалов, содержащих необходимую для освобождающихся информацию по вопросам социального обслуживания, медицинского обеспечения, оформления документов (паспорта, инвалидности, регистрации по месту жительства), трудоустройства, социальной поддержки (Приложение №1). Данный методический материал позволяет освобождающемуся из учреждения исполняющего наказание сформировать определенные знания о социальной действительности.
Подготовка к освобождению включает несколько элементов: нравственная, психологическая, практическая. Нравственная – нацелена на активизацию нравственных качеств человека, необходимых для его дальнейшей жизни в обществе; психологическая – предполагает активизацию адаптивных способностей осужденного, формирование готовности жить и действовать в соответствии с правовыми нормами; практическая – ориентирована на приобретение знаний и умений, необходимых для автономной жизни на свободе, позволяющих быстрее включиться в ритм жизни
Таким образом, можно сделать вывод, что под социальной реабилитацией понимается комплекс мер (психологических, педагогических, социально-экономических, собственно социальных), направленных на устранение или (насколько это возможно полную) компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных отбыванием наказания в ИУ.
Необходимо отметить, что отбывают наказание в местах лишения свободы различные категории лиц: бомжи, пожилые и инвалиды, женщины имеющие детей в исправительном учреждении, несовершеннолетние. С каждой из указанной категорий существует своя специфика по формированию у них положительных мотивация социального функционирования вне стен исправительного учреждения.
Рассмотрим некоторые из них:
Лица без определенного места жительства. В отношении лиц, не имевших до осуждения постоянного места жительства и работы и отказавшихся от помощи в трудовом и бытовом устройстве после освобождения из мест отбывания лишения свободы, направляются запросы в ОВД, службу занятости населения по месту проживания их родственников. При отсутствии родственников направляются запросы по месту их осуждения или по месту дислокации ИУ.
В необходимых случаях ведется переписка с родственниками осужденных о возможности их совместного проживания после освобождения.
Пожилые и инвалиды. При подготовке к освобождению осужденных необходимо учитывать особенности таких категорий осужденных, как инвалидов I и II группы, престарелых, беременных женщин с детьми, а также иностранных граждан.
Так в соответствии со статьей 180 УИК РФ, по просьбе освобождаемых из мест отбывания лишения свободы осужденных, являющихся инвалидами I и II группы, а также осужденных мужчин старше 60 лет и осужденных женщин старше 55 лет, администрацией ИУ направляются запросы в органы социальной защиты для помещения их в дома инвалидов и престарелых.1
Подготовка данной категории осужденных к освобождению и адаптации к условиям свободы является очень важным аспектом социальной работы с ними, поскольку речь идет о тех, кто стар, возможно, болен и долгое время находится в изоляции от общества. Особенно сложно адаптироваться тем, кто был осужден на большой срок и отвык от жизни на свободе.
Каждый осужденный пожилого и старческого возраста, инвалид должен четко представлять, куда он едет после освобождения, что его ожидает, какие условия ему будут созданы и как он должен себя в них вести.
В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопроса об их помещении в дома инвалидов и престарелых независимо от желания осужденного.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация исправительного учреждения решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта Российской Федерации, где расположена колония. С этой целью не позднее двух месяцев до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписка из медицинской карты по установленной форме и паспорт, характеристика за время пребывания в учреждении).1
Осужденным, являющимся инвалидами I и II группы и нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе, разрешается выезд за пределы исправительного учреждения для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства в сопровождении родственника или иного лица (социального работника).
Специальное внимание необходимо уделять психологической и практической подготовке осужденных пожилого возраста и инвалидов к освобождению из ИУ. Прежде всего, необходимо выявить среди них страдающих различными соматическими заболеваниями и психическими расстройствами, не имеющих семьи и родственников, а также не имеющих необходимого трудового стажа для получения пенсии. С этими лицами проводится подготовительная работа по направлению их в дома престарелых и инвалидов после освобождения из ИУ. Важно не только оформить надлежащим образом соответствующие документы, но и рассказать осужденным, что представляют собой эти учреждения, каков порядок жизни там. Необходимо выявить также осужденных, имеющих право на получение пенсии, и принять своевременные меры по их пенсионному обеспечению после освобождения. В отношении тех, у кого нет такого права и кого нельзя направить в дома для престарелых, при отсутствии семьи и родственников должны быть приняты меры по их бытовому устройству или установлению опеки после освобождения из ИУ. Лица немощные и дряхлые, инвалиды, не способные после освобождения самостоятельно следовать к месту своего жительства, должны сопровождаться сотрудниками медицинской службы.
Осужденные пожилого и старческого возраста, инвалиды часто оказываются в социальных приютах – учреждениях, в которых проживают одинокие старые люди, не имеющим по тем или иным причинам жилья или возможности жить самостоятельно. В учреждениях данного типа установлен постоянный контроль за порядком и передвижением подопечных со стороны руководства, врачей, дежурного сотрудника милиции. Здесь действуют специальные нормы и правила поведения, которым необходимо следовать.1
В отношении престарелых осужденных, у которых отсутствуют родственники, или же они отказываются от их приема для постоянного проживания, также направляется запрос в органы социальной защиты для решения вопросов об их помещении в дома инвалидов и престарелых.
С согласия инвалида или престарелого, который до осуждения не имел постоянного места жительства, администрация ИУ решает вопрос о его направлении в дом инвалидов и престарелых на территории того субъекта РФ, где расположена колония. В этих целях не позднее одного месяца до освобождения в орган социальной защиты представляются необходимые документы (личное заявление осужденного, выписки из медицинской карты и паспорта по установленным формам, характеристика за время пребывания в учреждении).
Беременные женщины и женщины, имеющие детей в исправительном учреждении. Подготовка к освобождению из мест отбывания лишения свободы беременных женщин, а также женщин, имеющих при себе малолетних детей, проводится сотрудниками группы социальной защиты в контексте с медицинскими работниками ИУ. Принимаются меры к установлению их родственных связей, выясняется возможность регистрации трудоустройства по месту жительства родственников. В случае, когда освобождаемых женщин не принимают родственники, к которым они могли бы поехать на жительство, направляются запросы в ОВД и управления социальной защиты населения по-прежнему месту жительства с просьбой решить вопросы их трудоустройства, обеспечения жилой площадью, определения детей в дошкольные детские учреждения или дома ребёнка.
В отношении освобождаемых женщин, имеющих при себе детей, больных острыми заболеваниями или с обострением хронических заболеваний, сотрудники группы социальной защиты совместно с медработниками ИУ оказывают содействие в помещении таких детей в лечебные учреждения органов управления здравоохранения по избранному месту жительства.
Несовершеннолетние. Кроме особенностей подготовки к освобождению выше рассмотренных категорий осужденных, также выделяют особенности подготовки несовершеннолетних осужденных. Так несовершеннолетним осужденным предоставлено право краткосрочного выезда за пределы ИУ для предварительного решения вопросов трудового и бытового устройства к месту жительства в сопровождении родственников или иных лиц либо работника ИУ.
Несовершеннолетние осужденные, подлежащие освобождению из ВК, направляются, как правило, к месту жительства родственников либо иных лиц, которым сообщается о дне освобождения несовершеннолетнего осужденного и предлагается прибыть в ВК для встречи и сопровождения его к месту жительства.
Если у освобождаемого несовершеннолетнего нет родственников или иных лиц, либо направление к ним нецелесообразно из педагогических и профилактических соображений, администрация колонии направляет запрос в орган опеки и попечительства, подразделения по делам несовершеннолетних ОВД и комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, образованную органом местного самоуправления, по его прежнему месту жительства с просьбой решить вопрос устройства такого лица на работу или учёбу и обеспечения его жилой площадью.
Если направление несовершеннолетнего к прежнему месту жительства нецелесообразно из педагогических или профилактических соображений администрация ВК с учётом желания освобождаемого принимает меры к его трудовому и бытовому устройству в других местах, в том числе по месту расположения колонии. В необходимых случаях несовершеннолетний может быть направлен в школу-интернат, либо другое учебно-воспитательное учреждение на государственное попечение либо передан органам опеки и попечительства.
Таким образом, можно сделать вывод, что в учреждениях исполняющих наказания содержатся различные категории граждан, для которых подготовка к жизни на свободе является жизненно необходимым мероприятием.
Положение человека отбывшего наказание является довольно тяжелым потому, что в период лишения свободы он, повседневно подчинялся строгим правилам тюремного распорядка, утрачивает способность к самостоятельности, отвыкает от необходимости заботиться о себе, во всем полагается на «предусмотрительность» администрации. И при выходе «на волю» не всегда готов проявлять достаточно энергии для того, чтобы включиться в трудовую деятельность, подчас склонен идти по пути наименьшего сопротивления, чреватого преступным рецидивом.1 Наиболее ярко выделяется проблема трудоустройства (приложения №3). На личность преступника, отбывшего наказание, практически нельзя воздействовать эффективно, не внося коррективы в непосредственно окружающую его социальную среду, не меняя способы взаимодействия с этой средой. Следствием многолетней карательной практики государства явилось массовое убеждение в неизбежности жестоких репрессий в борьбе с преступностью. Так, согласно одному из исследований, от 30 до 55% граждан оценивают нынешнюю судебную деятельность как либеральную, 73% исходят из того, что чем суровее наказание, тем лучше соблюдается закон, 53% требуют расширения рамок санкций, предусматривающих лишение свободы (приложение №4). Это само по себе тревожно. Но куда тревожнее, когда обыденное сознание начинает связывать лавинообразный рост преступности с процессами демократизации, усматривая в этом источник всех бед. Не сродни ли сему и бездумное, иногда злое, нетерпимое отношение к побывавшим в заключении, часто основанное на стереотипах. Они образуют предвзятое, опирающееся не на рациональное осмысление явления, а на выведенное из стандартизированных суждений и ожиданий мнение, которое отражает установку определенных общественных групп.
Совершивший преступление и понесший за это кару человек сразу по освобождении оказывается в трудных социальных условиях. В первое же после «отсидки» время он, и без того униженный и оскорбленный самим наказанием, неизменно вынужден считаться с положением гонимого и отверженного. Ложная нравственность общества создает для него, недавнего преступника, особые нормы бытия. Таков социальный отголосок прежней судимости. В нашей стране с трудом, но все же возникают и начинают действовать центры, фонды, движения, комитеты, цель которых — не оставить без всесторонней общественной заботы наших заблудших сынов и дочерей, облегчить всем искупившим вину возвращение к нормальной жизни. Словом, появляется необходимое осознание насущной проблемы, её масштабов и возможных последствий.
Таким образом, из всего вышесказанного можно выделить следующие основные социальные проблемы бывших заключенных в современном российском обществе:
Проблемы трудоустройства;
Проблемы культурной адаптации;
Проблемы сохранения социальных связей с близкими, родственниками и семьей;
Жилищные проблемы и т.д.
Принципы социальной работы являются одновременно и элементами научной теории и основополагающими правилами эмпирической деятельности. Они делятся на общефилософские, общенаучные (организационно-деятельностные, социально-политические, психолого-педагогические и др.) и специфические принципы социальной работы. К специфическим принципам социальной работы относятся следующие принципы: универсальности, охраны социальных прав, профилактики, социального реагирования, клиентоцентризма, опоры на собственные силы, максимизации социальных ресурсов, конфиденциальности и толерантности1. Названные принципы в полном объёме применимы и социальной работе с бывшими заключенными. В тоже время, социальная работа с бывшими заключенными дополняется такими специфическими принципами, как гуманизм, законность и справедливость.
Принцип законности в деятельности социальных работников с бывшими заключенными имеет глубокие моральные основания. Социальный работник должен способствовать приведению бывшего осужденного к законопослушному поведению.
Принцип справедливости содержит требование соответствия между практической ролью различных людей (социальных групп) в жизни общества и их социальным положением, между их правами и обязанностями, между деянием и воздаянием, трудом и вознаграждением, правонарушением и взысканием, заслугами людей и их признанием. Несоответствие в этих отношениях расценивается как несправедливость. В философской литературе принято усматривать в справедливости два аспекта: уравнивающий и распределяющий. Первый связан с необходимостью обеспечения равенства граждан перед законом, второй аспект гласит, что «наказание или иная мера уголовно-правового воздействия, подлежащая применению к лицу, совершившему преступление, должны быть справедливыми, то есть соответствовать тяжести преступления, обстоятельствам его совершения и личности виновного» (Ст. 6 УК РФ).
Если второй аспект более реализуется в социальной работе с заключенными в учреждении, исполняющем наказание, то для деятельности социальных работников в отношении бывших заключенных важен первый аспект справедливости т.к. человек искупивший вину имеет полные права на субъектность.
В целом, справедливость – это один из наиболее важных принципов, который должен обеспечиваться в деятельности социального работника с бывшими заключенными.
Принцип гуманизма. Принцип гуманизма является основополагающим в деятельности социального работника и находит своё выражение в Конституции РФ провозглашающей, что: «человек, его права и свободы являются высшей ценностью» (Ст. 2). В соответствии с Ч. 2 Ст. 21 Основного Закона, «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию».1
Гуманизм в соответствии со сложившейся в отечественной юридической науке понятийной традиции имеет две стороны. Одна сторона выражается в «минимуме и мягкости репрессии». Другая сторона защищает общество и допускается существование самых суровых наказаний, вплоть до смертной казни. В настоящий момент такое понимание гуманизма явно устарело, ибо оно по существу оправдывает репрессии периода 30 – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовные наказания были наиболее суровы. Гуманизм сегодня – это отказ от так называемого «функционального» подхода к осуждённому, когда тот рассматривался лишь как средство достижения уголовно-исполнительной системой экономических, финансовых, политических целей 2.
Гуманизм – это признание за каждым возможности вернуться к законопослушной жизни в обществе. Это признание сотрудниками уголовно-исполнительной системы, осуждённых как равных себе по их человеческому естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает всепрощенчества, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.
Таким образом, принцип гуманизма – это действенный инструмент в руках социального работника всей своей деятельностью призванного опровергать расхожее мнение о том, что «тюрьма делает ужасным плохого человека, а хорошего – плохим».
Социальный работник, помогающий бывшему заключенному более чем специалисты, профессионально реализующиеся в других секторах социальной защиты должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с клиентом, так как именно он лучше других понимает все последствия для общества обращения с осуждёнными как с «низшим существом». Поэтому ориентация общества именно на нравственно-гуманистические принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы должен именно социальный работник в силу специфического характера его профессиональной деятельности.
Несколько последних десятилетий были ознаменованы процессами широкого распространения идеи международного гуманитарного права и применением прав человека на практике. В отечественной академической традиции социальной работы и социальной политики проблема этнических различий становится предметом специального обсуждения.
Как и все объекты социальной работы, бывшие заключенные требуют особого этического подхода при работе с ними. Одним из аспектов продуктивной социальной работы с заключенными является применение адекватных ситуации профессионально-этических норм и правил.
Специфика бывшего заключенного состоит в том, что он пребывал определенное количество времени (длительность назначенного судом срока) в обстановке в которой сформировалась сложная субкультура которая «проникает» в сознание заключенных за очень короткий промежуток времени. К данной субкультуре можно в частности отнести принципы, правила поведения, нормы которые в обществе заключенных являются нормой (приложение №5).
Все это настолько прочно усваивается в заключенном, что, даже выйдя на волю их мест лишения свободы он продолжает следовать этим нормам.
Поэтому встает резонный вопрос, – каким образом следует социальному работнику подходить к заключенному, чтобы помочь бывшему арестанту в решении его социальных проблем.
Для того чтобы осмыслить процесс общения социального работника и бывшего заключенного, важно определить его направленность, ценности, в соответствии с которым оно должно строиться. Ценности социальной работы формируются в соответствии с гуманистической этикой общения, а ее высшей ценностью является человек. Этика межличностного взаимодействия исключительно сложна. В основе ее — главные принципы доверия и доброжелательности, уважения к другому человеку. Признание ценности другого человека может выражаться и в конкретных оценках и даже, если эта положительная оценка опережает действительные достоинства человека, он будет стараться ее оправдать, т.е. выполнить ту социальную роль, которая ему предписывается извне. Терпимость — также один из важных принципов, свидетельствующий о культуре общения, о нравственном кредо социального работника. Терпимость помогает гуманизировать межличностные отношения, сделать их более человечными, доброжелательными. Кроме того, гуманистическая этика общения ориентируется на такие нравственные общечеловеческие ценности, как: доверие, откровенность, бескорыстие, милосердие, доброта, забота, правдивость, выполнение долга и верность слову. Общение предполагает и такие чувства как товарищество, сопереживание, чувство вины, стыда, раскаяния. Идеальное общение неотделимо от таких ценностей, как свобода, справедливость, равенство, любовь. Ценить в общении надо не только свою свободу, но и свободу другого, уважение внутреннего мира другого.
Уровень культуры общения и этика общения — близкие понятия. Они определяются не только совершенством отдельных сторон или аспектов общения, они предполагают гармоническое сочетание и развитость элементов культуры общения. Суммируя все вышесказанное, хотелось бы выделить основные этические стандарты социального работника при работе с лицами, вернувшимися из мест лишения свободы. У западных социальных работников существует этический кодекс, разработанный НАСР положения которого вполне применимы при работе с бывшими арестантами.1 К главным его положениям относятся:
— быть образцом личного поведения, в работе руководствоваться в первую очередь интересами клиентов;
— делать все, чтобы способствовать максимальной самостоятельности клиентов;
— уважать частную жизнь клиента и держать в тайне всю информацию, полученную в ходе работы с ним;
— в отношении с коллегами быть доброжелательным, уважительным;
— в процессе работы действовать в соответствии с ценностями, моральными нормами и предназначением своей профессии;
— служить своей профессией на благо окружающим.
К этическим стандартам профессионального общения социального работника можно отнести следующие:
1. Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом;
2. Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления и действия как частного лица и как социального работника;
3. Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего;
4. Социальный работник должен направлять усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или групп людей;
5. Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей;
6. Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования;
7. Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав;
8. Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними;
9. Информация, полученная в процессе исследовательской работы должна считаться конфиденциальной.
Что касается непосредственных этических обстоятельств социального работника перед клиентом, то:
Интересы клиента всегда должны быть на первом месте;
Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки;
Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды;
Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу;
Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой;
Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента;
Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб;
Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределяться, т.е. принимать решения по поводу своих проблем, методов "лечения";
Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента;
Что касается такого важного этического момента как конфиденциальность, то социальный работник должен:
уважать личную жизнь клиента и сохранять конфиденциальность всей полученной информации;
информировать клиента о границах ее конфиденциальности в каждой конкретной ситуации, целях получения информации и ее использования;
получить согласие клиента на печатание, запись разговоров, участие третьего лица;
в отношении с коллегами должен быть уважителен, справедлив, честен, корректен;
Следует сотрудничать с коллегами для эффективного осуществления профессиональных интересов. Относиться с уважением к мнениям, квалификации, достижениям коллег и использовать соответствующие каналы для высказывания суждений на этот счет. Если социальный работник замещает коллегу, то он должен действовать с учетом интересов, характера и репутации этого коллеги.
Социальный работник, руководящий своими коллегами, должен выполнять свои обязанности в справедливой взвешенной манере, оценивая их деятельность в соответствии с четко сформулированными критериями. 1
Также важно отметить необходимость в формировании этического кодекса, который будет как «настольная книга» социального работника реализующегося как в стенах учреждения исполняющего наказание, так и за ними с лицами, отбывшими наказание в этих учреждениях. Поэтому я счел необходимым поместить в приложении к данной работе профессионально этический кодекс социального работника в пенитенциарной системе (приложение №2).
Профессионально-этический Кодекс социального работника пенитенциарной системы основан на этических принципах социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические традиции, накопленные в отечественной и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кодекс составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом.
Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам.
Кодекс призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы.
Таким образом, можно сделать вывод, что реализация этических принципов в социальной работе с бывшими заключенными представляет собой необходимый аспект, который должен учитываться специалистом по социальной работе при формировании субъектности данной категории риска.
Заключение
В данной работе были рассмотрены основные аспекты социальной работы с такой категорией клиентов как бывшие заключенные.
Необходимость положительной социальной интеграции бывших заключенных выражается в том, что лица отбывшие наказание и вставшие на путь преступления совершают новые преступления, порождая страх, тревогу и наносят ущерб экономической жизни.
Возвращение во внешний мир может стать для заключенных опасным опытом. Некоторые из них являются профессиональными преступниками, но некоторые, будучи рецидивистами, полагают, что вернуться к преступной жизни их заставили обстоятельства, поскольку по-другому им было не выжить. Многие из них сталкиваются с реальными проблемами в следующих областях: безработица, злоупотребление алкоголем или наркотиками, использование свободного времени, семейные взаимоотношения, взгляды, убеждения и взаимоотношения с другими преступниками.
При работе с лицами, отбывавшими наказание в местах лишения свободы социальному работнику необходимо руководствоваться в полной мере принципами социальной работы делая особый упор на принцип законности и также на этические принципы социальной работы.
Таким образом, поспенитенциарная социальная работа - средство исправления, условие, мобилизующее все имеющиеся у учреждения социального обслуживания возможности для исправления и ресоциализации бывшего осужденного.
Население не всегда заинтересовано в оказании помощи заключенным. Оно часто полагает, что люди, не совершавшие преступлений, должны иметь приоритет. Однако службы социальной адаптации могут добиться следующих желательных результатов в интересах общества: сократить тенденцию для бывших заключенных возвращаться к преступному поведению после освобождения, помочь более слабым преступникам противостоять влиянию более сильных, позволить бывшим заключенным внести положительный вклад в общественную жизнь после освобождения, сократить проблемы, которые они создают для органов власти и общества в целом, сократить потребности в расходовании средств на деятельность правоохранительных органов.
Для того чтобы решить указанные проблемы необходимо, чтобы Управление федеральной службы исполнения наказаний и другие социальные службы создали устойчивое партнерство: УФСИН должен работать в координации и при поддержке широкого спектра служб социальной адаптации для освобожденных заключенных. Существование внешних служб является жизненно необходимым для социальной адаптации. Служба исполнения наказаний не в состоянии предоставить такие услуги, которые могут предложить указанные службы. Здравоохранение, образование, социальная защита и услуги по трудоустройству играют жизненно важную роль. В то же время все сотрудники УФСИН, вне зависимости от своих функциональных задач, могут в той или иной мере участвовать в работе по социальной адаптации.
Список использованных источников
Нормативно-правовые акты
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.) – М.: Ось-89, 2000. – С.56.
ФЗ от 21 июня 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» - СПС «Гарант» - CD-ROM.
Уголовно-исполнительный кодекс РФ. - М.: Проспект,2001. - СПС «Гарант» - CD-ROM.
Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (Утв. Приказом ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264). - СПС «Гарант» - CD-ROM.
Инструкции о порядке оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, освобождаемым из под стражи (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 года № 260). - СПС «Гарант» - CD-ROM.
Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 года) – СПС «Консультант плюс» - CD-ROM.
Литература
А.М. Панова, Е.И. Холостова Социальная работа: - М.: Социально-технологический институт, 1997. – С. 720.
В.И.Курбатова Социальная работа. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, С. 728.
В.В. Филлипов Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 – 10 окт. – Минск, 1998. – С. 649
Г.В. Медведев «Этика социальной работы» М.: Владос, 1999. – С. 183.
Д.С. Титов Социальная геронтология: учебное пособие. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006 – С. 106.
Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М.: “Союз”, 1994. – С. 693.
М.В. Ромм, И.В. Хмаренкова Теория социальной работы – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – С. 382.
Н.В. Ригов Выжить за колючкой. – СПб.: Вагриус. 2007. – С. 407.
О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - www.socialworks.ru
П.Г. Мищенков комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М.: Экспертное бюро- М,1997. – СПС «Гарант». - CD-ROM.
С.И. Григорьев Теория и методология социальной работы. – М., «Союз». 1994. – С. 492.
Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992 №3 – С. 120.
интернет сайт www.socialworks.ru
Приложение №11
Памятка по социальной адаптации для лиц, освободившихся из мест лишения свободы (куда можно обратиться, социальное обслуживание, медицинское обеспечение, оформление инвалидности, регистрация по месту жительства, трудоустройство, социальная поддержка молодых граждан). – Вологда, 2005.
Куда можно обратиться. чтобы
- получить паспорт, обменять паспорт старого образца, восстановить утерянный паспорт – в паспортно-виэовую службу в отделе внутренних дел по месту жительства;
- получить разъяснения и необходимую социальную помощь - в органы социального обеспечения при администрациях районных муниципальных образований или к специалистам по социальной работе в сельсоветах;
- получить полис обязательного медицинского страхования - в отделе кадров или у работника, отвечающего за кадровую работу для работающих граждан или в уполномоченной страховой компании для неработающих граждан:
- получить разъяснения и необходимую помощь по вопросам трудоустройства и переобучения - в органы трудовой занятости населения;
- получить разъяснения по жилищным вопросам - к специалистам по жилищным вопросам администраций районных муниципальных образований.
Учреждения |
Телефоны код Вологды 8172 код Череповца 8202 |
Паспортно-визовая служба УВД Вологодской области г.Вологда, ул.Мальцева, 54 | 72-60-21 |
Департамент труда и социального развития Вологодской области г.Вологда, ул.Благовещенская, 9 |
72-13-83,25-12-13 |
Департамент федеральной государственной службы занятости населения по Вологодской области г.Вологда, ул.Зосимовская, 18 |
72-35-68, 72-62-32 |
Филиалы страховой компании «Шексна» (по полисам обязательного медицинского страхования) г.Вологда, ул.Мира, 34 г.Череповец, ул.Ленина, 47 в районах области имеются филиалы компании |
79-51-68 53-63-41 |
Комитет по делам молодежи Вологодской области г.Вологда, ул.Предтеченская, 19 | 72-82-49 |
Реабилитационный центр помощи освободившимся из мест лишения свободы «Калина красная» г.Вологда, Советский проспект, 35а |
75-80-55, 75-80-95 |
ФГУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы» г.Вологда, ул.Красноармейская, 35 в районах области имеются отделения бюро |
54-63-41 |
Дом ночного пребывания г Вологды г.Вологда, Набережная 6 Армии, 87 | 54-49-35 |
Дом ночного пребывания г.Череповца г.Череповец, ул.Промышленная, 4 | 59-74-96 |
Благотворительная столовая в г.Череповце обращаться через МУ «Центр социального обслуживания» г.Череповец, пр.Сталеваров. 54 |
57-91-36 |
Гражданам, проживающим на территории Вологодской области, могут предоставляться следующие виды социального обслуживания в соответствии с положениями федерального законодательства: социальное обслуживание на дому, социальное обслуживание в стационарных учреждениях, предоставление временного приюта, организация дневного пребывания в учреждениях социального обслуживания, материальная помощь, консультативная помощь, реабилитационные услуги.
Порядок и условия предоставления социального обслуживания в государственной системе социальных служб области устанавливаются Правительством области.
Получатели государственной социальной помощи
1. Государственная социальная помощь в виде ежеквартального социального пособия предоставляется отдельным категориям малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины установленного в области прожиточного минимума. Перечень категорий ежегодно устанавливается Правительством области.
2. Государственная социальная помощь в виде единовременной материальной помощи (денежные выплаты, натуральная помощь) предоставляется гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации:
1) малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим гражданам, среднедушевой доход которых по независящим от них причинам ниже величины установленного в области прожиточного минимума;
2) лицам, которым требуется помощь на удовлетворение минимальных потребностей, в том числе: оказавшимся без средств к существованию, пострадавшим от стихийных бедствий, освободившимся из мест лишения свободы, не имеющим жилья и не имеющим возможности трудоустроиться в течение полугода, оказавшимся в иных обстоятельствах, объективно нарушающих жизнедеятельность гражданина (его семьи), которые он (его семья) не может преодолеть самостоятельно.
Порядок установления размера государственной социальной помощи
1. Размер ежеквартального социального пособия ежегодно устанавливается Правительством области.
2. Размер и вид (денежные выплаты и (или) натуральная помощь) единовременной материальной помощи определяются органом социальной защиты населения по месту жительства заявителя в зависимости от трудной жизненной ситуации, среднедушевого дохода семьи или одиноко проживающего гражданина. нуждаемости в помощи, реализации возможностей самообеспечения и иных факторов.
Обращение о назначении государственной социальной помощи
1. Государственная социальная помощь может быть назначена гражданам при условии наличия у них регистрации на территории Вологодской области. произведенной в установленном порядке.
2. Государственная социальная помощь назначается на основании заявления гражданина (далее - заявителя) в письменной форме от себя лично (для одиноко проживающих граждан) или от имени своей семьи либо заявления в письменной форме опекуна, попечителя, другого законного представителя гражданина.
3. Заявление о назначении государственной социальной помощи подается в орган социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) гражданина. В заявлении указываются сведения о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (семье) имуществе на праве собственности.
К заявлению прилагаются справка о составе семьи, справки о доходах всех членов семьи, включая заработную плату, пенсии, пособия, алименты, компенсации, другие выплаты, сведения о получении государственной социальной помощи в виде предоставления социальных услуг, а также акт обследования материально-бытового положения семьи или одиноко проживающего гражданина, составленный специалисгами социальных служб по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
Для назначения государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи к заявлению дополнительно представляются документы, подтверждающие наличие у заявителя трудной жизненной ситуации.
Для назначения ежеквартального социального пособия к заявлению дополнительно представляются документы, подтверждающие право на его назначение.
Органы социальной защиты населения вправе проводить проверки достоверности и полноты всех представленных заявителем сведений для назначения государственной социальной помощи.
Назначение и выплата государственной социальной помощи
1. Заявление о назначении государственной социальной помощи рассматривается в течение 10 дней со дня обращения за ее назначением.
2. Решение о назначении государственной социальной помощи либо об отказе в ее назначении выносится органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя.
3. Ежеквартальное социальное пособие назначается с начала квартала, в котором поступило обращение за его назначением, но не ранее месяца наступления обстоятельств, дающих право на указанное пособие, и выплачивается в течение года, но не позднее месяца прекращения этих обстоятельств.
4. Уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть в письменной форме направлено заявителю органом социальной защиты населения не позднее чем через 10 дней со дня обращения за назначением государственной социальной помощи.
При необходимости дополнительной проверки представленных заявителем сведений орган социальной защиты населения, назначающий государственную социальную помощь, в указанный срок письменно уведомляет заявителя о проведении проверки. В таком случае уведомление о назначении государственной социальной помощи или об отказе в ее назначении должно быть направлено заявителю не позднее чем через 30 дней со дня обращения за назначением государственной социальной помощи.
5. Выплата ежеквартального социального пособия и оказание единовременной материальной помощи осуществляются органом социальной защиты населения по месту жительства (месту пребывания) заявителя, назначившим государственную социальную помощь.
6. Орган исполнительной государственной власти области, осуществляющий государственную политику в сфере груда и социальной защиты населения, в исключительных случаях вправе принимать решения о назначении и выплате государственной социальной помощи в виде единовременной материальной помощи в соответствии с устанавливаемым им порядком.
Отказ в назначении государственной социальной помощи
Орган социальной защиты населения вправе отказать в назначении государственной социальной помощи в случаях выявления недостоверности и (или) неполноты сведений, представленных заявителем для назначения государственной социальной помощи.
Отказ в назначении государственной социальной помощи может быть обжалован в судебном порядке.
Обязанности и ответственность получателей государственной социальной помощи
1.Граждане, обращающиеся за получением государственной социальной помощи, обязаны представлять достоверные сведения.
Заявитель обязан извещать орган, которым назначено ежеквартальное социальное пособие, об изменениях, явившихся основанием для назначения либо продолжения выплаты ему (его семье) указанного пособия, сведений о составе семьи, доходах и принадлежащем ему (его семье) имуществе на праве собственности в течение двух недель со дня наступления указанных изменений.
Заявитель несет ответственность за полноту и достоверность представленных для назначения государственной социальной помощи сведений, а также своевременность извещения об изменениях в представленных сведениях в соответствии с действующим законодательством. Организации несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в выданных ими документах в соответствии с законодательством.
2. В случае установления недостоверности представленных сведений заявитель (его семья) лишаются права на получение государственной социальной помощи решением органа социальной защиты населения. При этом сумма выплаченного социального пособия (пособий), стоимость выданной натуральной помощи могут быть возвращены заявителем добровольно либо взысканы в судебном порядке.
Приложение №21
Профессионально-этический кодекс социального работника пенитенциарной системы
Профессионально-этический Кодекс социального работника пенитенциарной системы основан на этических принципах социальной работы, принятых Международной федерацией социальных работников - МФСР (Осло, октябрь 1994г.), Межрегиональной ассоциацией работников социальных служб России (Москва, май 1994г.) и отражает гуманистические традиции, накопленные в отечественной и зарубежной социальной работе, фундаментальные принципы защиты прав и свобод человека и гражданина. Кодекс составлен с учетом этических стандартов, признанных международным и отечественным профессиональным сообществом.
Назначение Кодекса состоит в том, чтобы обозначить нравственные ориентиры, отметить основные пути к принятию решений в проблемных ситуациях, свести к минимуму риск совершения ошибок в процессе профессиональной деятельности, а также защитить от возможных неправомерных претензий к социальным работникам.
Кодекс призван консолидировать профессиональное сообщество социальных работников пенитенциарной системы.
Этические обязательства социального работника пенитенциарной системы перед своей профессией
Главной целью профессиональной деятельности социального работника является оказание социальной помощи и поддержки любому осужденному, нуждающемуся в ней. Сотрудник социальной службы призван поддерживать высокие нравственные стандарты своего поведения, исключая введение кого-либо в заблуждение, нечестные действия, четко различая заявления и действия, сделанные им как частным лицом и как представителем профессии, придерживаться и развивать ценности, знания и методологию профессии, воздерживаясь от поведения, которое нарушает правила профессиональной деятельности.
Компетентность и профессиональное совершенствование. Социальный работник прилагает все усилия к тому, чтобы стать и оставаться специалистом-экспертом в профессиональной практике и выполнении своих профессиональных обязанностей. Он имеет право вести работу только в рамках своих компетенций. Сотрудник социальной службы несет персональную ответственность за качество работы, которую он индивидуально исполняет.
Социальный работник берет на себя ответственность по предупреждению возможности негуманного или дискриминирующего поведения по отношению к личности клиента.
Справедливость. Социальный работник соизмеряет свои поступки с высшими стандартами профессиональной честности:
а) противостоит влияниям и нажимам, встречающимся на пути его профессиональной деятельности, беспристрастно выполняя свои профессиональные обязанности;
б) не имеет права использовать свои профессиональные отношения в личных целях.
Уважение к профессии. Социальный работник повышает значимость, этику, знания, цели своей профессии и обязан:
защищать и усиливать достоинство, чистоту профессии и проявлять ответственность и активность в дискуссиях по совершенствованию профессии;
нести моральную ответственность за деятельность профессионального сообщества, представителем которого он является.
Контакты с внешним миром. Социальный работник: всемерно помогает осужденным, информируя и делая социальную службу пенитенциарной системы доступной для всех нуждающихся;
привлекает внимание общественности, гражданских социальных служб и средств массовой информации к нуждам социальной службы уголовно-исполнительной системы, ее достижениям и недостаткам;
вкладывает свое время, профессиональный опыт и знания в деятельность, способствующую уважительному отношению к полезности, чистоте и компетентности своей профессии.
Развитие знаний. Социальный работник несет ответственность за развитие и полное использование профессиональных знаний:
основывает свою практическую деятельность на профессиональных знаниях;
критически анализирует, оценивает и накапливает новые знания, относящиеся к его профессии;
вносит свой вклад в развитие знаний в области системы служб социальной помощи населению, делится с коллегами практическим опытом;
прилагает усилия к улучшению осведомленности и образованности общества в вопросах социальной работы.
Исследовательская работа. Специалист в области социальной работы, проводящий научные исследования, пользуется в своей работе этическими нормами исследователей:
исследователь четко понимает, какие последствия может иметь эта работа для личности;
исследовательская работа проводится на основе добровольности и информированного согласия, полученного от клиента, с полным соблюдением личной свободы и достоинства участвующих и правом отказа от участия в исследовательской программе на любом ее этапе;
защищает участников эксперимента от незаконного физического или душевного дискомфорта, расстройства, опасности или унижения;
информация, полученная об участниках исследования за время его проведения, рассматривается как конфиденциальная.
Этические обязательства социального работника пенитенциарной системы по отношению к осужденным
Права и прерогативы, первостепенность интересов осужденных. Социальный работник прилагает максимум усилий для воспитания и развития самостоятельности со стороны осужденного в решении его личных проблем. Социальный работник уважает право осужденного соглашаться или отказываться от предлагаемой помощи после предоставления необходимой информации.
Социальный работник обязан:
принимать участие в борьбе с любыми формами дискриминации осужденных, основанными на знании характера совершенного преступления, национальности осужденного, социальном статусе в местах лишения свободы, возрасте, вероисповедании, семейном положении, политической ориентации, наличии психических расстройств, физических недостатков, привилегий, персональных характеристиках;
избегать связей и отношений, идущих во вред осужденным;
поддерживать отношения с осужденными в рамках существующего законодательства;
осведомлять осужденных о риске, правах, возможностях, обязанностях, связанных для них с социальной службой;
взаимодействовать в интересах клиента с официальными лицами, назначенными в качестве защитников осужденного;
способствовать формированию активной личностной позиции самого осужденного, не допуская унижения достоинства личности клиента формами оказываемой ему благотворительной помощи.
Социальный работник не должен:
использовать отношения с осужденными в собственных интересах;
участвовать в мероприятиях, проводимых в исправительном учреждении не связанных с выполнением профессиональных обязанностей, поскольку это влечет за собой формирование возможного негативного к нему отношения со стороны осужденных;
вовлекать себя в любые действия, преуменьшающие права осужденного, даже если это делается по его просьбе;
Конфиденциальность и право на личную жизнь. Сотрудник социальной службы обязан уважать право клиентов на личную жизнь и не распространять информацию, полученную в ходе профессиональной социальной помощи.
Социальный работник обязан:
полностью информировать клиентов о пределах конфиденциальности в данной ситуации, а также о целях, для которых данная информация может быть использована;
получить согласие клиента, прежде чем печатать, делать записи или разрешить какой-либо третьей инстанции наблюдать за его работой;
сообщать третьим лицам сведения, составляющие профессиональную тайну, независимо от согласия осужденного или его законного представителя только в случаях предусмотренных законом, и в случаях, когда у социального работника нет иной возможности предотвратить причинение серьезного ущерба самому клиенту или окружающим;
ставить осужденного в известность о неизбежности раскрытия информации.
Смерть осужденного не освобождает социального работника от обязанности сохранения профессиональной тайны.
Этические нормы социального работника пенитенциарной системы по отношению к своим коллегам, руководителю или руководящей организации
Во взаимоотношениях с коллегами, руководителями, руководящей организацией главными этическими основаниями служат честность, справедливость, порядочность, уважение к их знаниям и опыту, а также готовность передать и принять профессиональные знания и опыт.
Социальный работник:
обращается с коллегами на основе профессиональных интересов и убеждений;
создает и поддерживает ситуации, облегчающие коллегам этические, профессионально компетентные действия;
выражает несогласия с мнениями, действиями коллег или критику в их адрес объективно и аргументированно;
поддерживает положительную репутацию замещаемого им коллеги;
выполняет функции эксперта, руководителя, инспектора, наставника по отношению к коллегам доброжелательно и спокойно;
оценивая деятельность других социальных работников, выполняет эту обязанность в деликатной, беспристрастной манере на основе четко сформулированных критериев, а также знакомит их с результатами этой оценки;
обращаться с клиентами своих коллег внимательно, ведет их дела с полной профессиональной отдачей;
активно препятствует практике бесчестных и некомпетентных коллег, различного рода непрофессионалов, наносящих ущерб социальному здоровью и благополучию осужденного;
следует советам и консультациям коллег и наставников, если они служат интересам дела;
участвует в совершенствовании политики пенитенциарной системы в области социальной работы среди осужденных, повышении эффективности взаимодействия ее служб.
Неэтичными для социального работника являются:
попытки завоевать себе авторитет путем дискредитации коллег;
использование конфликта между коллегой и руководителем в своих интересах и для укрепления своей позиции.
Этические обязательства социального работника пенитенциарной системы перед обществом
Сотрудник социальной службы пенитенциарной системы выявляет социальные проблемы и сообщает о них обществу:
своими действиями расширяет личностные возможности всех людей, с особым вниманием относясь к ущербным группам и лицам;
поддерживает уважения к различным культурам;
способствует объединению различных социальных служб по мере возникновения общественной потребности в их деятельности;
настаивает на изменениях в политике и законодательстве с целью улучшения социальных условий жизни и поддержания социальной справедливости, а также развития деятельности всех социальных институтов;
Ответственность за нарушение кодекса профессиональной этики социального работника пенитенциарной системы
Социальный работник, принимающий данный кодекс, берет на себя обязательства следовать этим правилам и нормам. Ответственность за нарушение кодекса профессиональной этики социального работника пенитенциарной системы определяется Уставом профессионального сообщества, принимающего данный Кодекс.
Приложение №31
Приложение №41
1 М.В. Ромм, И.В. Хмаренкова Теория социальной работы– Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2000. Ч. II. – 61 с.
1 С.И. Григорьев Теория и методология социальной работы. – М., «Союз». 1994. – 363 с.
1 О.Е. Куренкова, Т.С. Уханова Описание опыта «Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006. - www.socialworks.ru
2 Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (Страсбург, 26 ноября 1987 года) – СПС «Консультант плюс»
1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ. - М.: Проспект,2001. С. 88-89. - СПС «Гарант»
2 П. Г. Мищенков комментарии к Уголовно-исполнительному кодексу РФ и Минимальным стандартным правилам обращения с заключенными. – М.: Экспертное бюро- М.: 1997. – СПС «Гарант»
1 Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (Утв. Приказом ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264). - СПС «Гарант»
1 Инструкция о порядке оказания содействия в трудовом и бытовом устройстве лицам, освобождаемым из мест лишения свободы (Утв. Приказом ГУИН Минюста России от 26 декабря 2001 года № 264). - СПС «Гарант»
2 Там же.
1 Н.В. Ригов Выжить за колючкой. – СПб.: Вагриус. 2007. – 201 с.
1 Инструкции о порядке оказания помощи осужденным, освобождаемым от отбывания наказания, а также подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, освобождаемым из под стражи (Утв. Приказом Минюста России от 25 декабря 2001 года № 260). - СПС «Гарант»
1 Уголовно-исполнительный кодекс РФ. – М.: «Проспект», 2001. - СПС «Гарант»
1 Титов Д.С. Социальная геронтология: учебное пособие. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006 – 60 с.
1 Титов Д.С. Социальная геронтология: учебное пособие. Томск: Томский филиал Академии права и управления ФСИН России, 2006 – 65 с.
1 Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992. №3 – 26 с.
1 Е.И. Холостова Теория и методика социальной работы. Учеб. пособие. – М.: “Союз”, 1994. – 492 с.
1 Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 года.) – М.: Ось-89, 2000. – 10 с.
2 В.В. Филлипов Реформирование пенитенциарной системы: материалы международной конференции 8 – 10 окт. – Минск, 1998. – С. 123 – 124.
1 А.М. Панова, Е.И. Холостова Социальная работа: - М.: Социально-технологический институт, 1997. - 234 с.
1 В.И. Курбатова Социальная работа. - М., Ростов-на-Дону, “Феникс”, 1999, 576 с.
1 Куренкова О.Е., Уханова Т.С. Описание опыта «Социальная работа с осужденными в исправительных учреждениях УФСИН России по Вологодской области». – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2006.
1 www.socialworks.ru
1 Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992 №3 – 26 с.
1 Т.Г. Татидинова Социальная реадаптация бывших заключенных Прикладные исследования. 1992 №3 – 29 с.