Введение
Налоги и государство - явления взаимосвязанные: государство не может существовать без системы налогообложения, в то же время существование налогов без государства также является невозможным.
Роль налогов в современном государстве так же велика, они составляют основу доходной части государства, что позволяет ему осуществлять свои функции в полном объеме
Налоговый метод стал главным в формировании доходов государственной казны. Более 80% доходов бюджетной системы составляют платежи, входящие в налоговую систему. Налоги и иные обязательные платежи активно используются государством и местным самоуправлением при управлении различными сферами общественной жизни.
Следует подчеркнуть, во всех странах с рыночной экономикой налоги признаются основным источником доходной части бюджетов.
Каждый налогоплательщик согласно Закону обязан своевременно и в полном размере уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, составлять отчеты, предоставлять налоговым органам необходимые документы и сведения для контроля правильности уплаты налогов. Если налогоплательщик нарушает налоговое законодательство, то налоговые органы вправе наложить на него санкции.
1. Административная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
1.1 Понятие административной ответственности
Административная ответственность - наступает за посягательство субъектами права на общественные отношения, связанные с государственным управлением, основанные на отношениях власти и подчинения.
По определению, Административная ответственность - это “...вид юридической ответственности, которая выражается в применении уполномоченным органом или должностным лицом административного взыскания к лицу, совершившему правонарушение”.[1].
Основные характеристики административной ответственности:
Устанавливается как законами, так и подзаконными актами, либо их нормами об административных правонарушениях.
Субъектами административной ответственности могут быть как физические лица, так и коллективные образования.
Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц.
Административные взыскания налагаются органами и должностными лицами на неподчиненных им правонарушителей.
Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.
Меры административной ответственности применяются в соответствии с законодательством, регламентирующим производство по делам об административных правонарушениях.
1.2 Основания административной ответственности за нарушение налогового законодательства
Основанием административной ответственности является административное правонарушение, т.е. “...посягающее на государственный или общественный порядок, социалистическую собственность, права и свободы граждан, на установленный порядок управления противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие либо бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность”.[2]
В Налоговом Кодексе РФ “Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность”[3].
Вина организации в совершении налогового правонарушения определяется в зависимости от вины ее должностных лиц либо ее представителей, действия (бездействие) которых обусловили совершение данного налогового правонарушения.
Наказуемость подразумевает что административным правонарушением признается только такое деяние за которое предусмотрена административная ответственность. В данном случае такая ответственность должна быть предусмотрена Налоговым Кодексом.
Налоговый Кодекс РФ предусматривает одну форму неосторожности - небрежность. Небрежное поведение субъекта имеет место в том случае, если он не сознавал противоправный характер своих действий/(бездействия) либо не предвидел наступление вредных последствий, хотя должен был и мог это осознавать и предвидеть.
Поскольку организация - это искусственная правовая конструкция, она не обладает собственным сознанием и психикой. Для организации субъективная сторона определяется в зависимости от отношения ее должностных лиц, либо ее представителей. То есть виной организации признается вина гражданина, являющегося должностным лицом или представителем этой организации, действие/(бездействие) которого обусловили совершение правонарушения.
Только при наличии состава административного правонарушения, налогоплательщик может быть привлечен к административной ответственности.
1.3 Административные санкции
Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК) и Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП) (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.06.2007 N 116-ФЗ) установлены следующие виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение:
Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе (статья 116 НК, статья 15.3 КоАП)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст. 116 НК - штраф в размере 5000 рублей
Нарушение налогоплательщиком установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе на срок более 90 календарных дней - штраф в размере 10000 рублей
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда штраф на должностных лиц в размере от 500 до 1000 рублей
Нарушение установленного срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда, сопряженное с ведением деятельности без постановки на учет в налоговом органе или органе государственного внебюджетного фонда - штраф на должностных лиц в размере от 2000 до 3000 рублей
2. Уклонение от постановки на учет в налоговом органе (статья 117 НК)
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе - штраф в размере 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 20000 рублей
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе более 90 календарных дней - штраф в размере 20% доходов, полученных в период деятельности без постановки на учет более 90 календарных дней, но не менее 40000 рублей
3. Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке (статья 118 НК, статья 15.4 КоАП)
Нарушение налогоплательщиком установленного срока представления в налоговый орган информации об открытии или закрытии им счета в каком-либо банке - штраф в размере 5000 рублей.
Нарушение установленного срока представления в налоговый орган или орган государственного внебюджетного фонда информации об открытии или о закрытии счета в банке или иной кредитной организации - штраф на должностных лиц в размере от 1000 до 2000 рублей
4. Непредставление налоговой декларации (статья 119 НК, статья 15.5 КоАП)
Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в п.2 ст.119 НК - штраф в размере 5% суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% указанной суммы и не менее 100 рублей
Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации - штраф в размере 30% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10% суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц начиная со 181-го дня
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - штраф на должностных лиц в размере от 300 до 500 рублей
5.Грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения (статья 120 НК)
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 2 ст.120 НК - штраф в размере 5000 рублей
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение более одного налогового периода - штраф в размере 15000 рублей
Грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, если они повлекли занижение налоговой базы - штраф в размере 10% от суммы неуплаченного налога, но не менее 15000 рублей
6.Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) (статья 122 НК)
Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) - штраф в размере 20% от неуплаченных сумм налога (сбора)
Деяния, предусмотренные пунктом 1 ст. 122 НК, совершенные умышленно - штраф в размере 40% от неуплаченных сумм налога (сбора)
7.Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (статья 126 НК, 15.6 КоАП)
Непредставление в установленный срок налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговые органы документов и (или) иных сведений, предусмотренных НК и иными актами законодательства о налогах и сборах - штраф в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ
Непредставление налоговому органу сведений о налогоплательщике, выразившееся в отказе организации предоставить имеющиеся у нее документы, предусмотренные НК, со сведениями о налогоплательщике по запросу налогового органа, а равно иное уклонение от предоставления таких документов либо предоставление документов с заведомо недостоверными сведениями, если такое деяние не содержит признаков нарушения законодательства о налогах и сборах, предусмотренного ст. 135_1 НК - штраф в размере 5 000 рублей
Непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 15.6 КоАП - штраф на граждан в размере от 100 до 300 рублей; на должностных лиц - от 300 до 500 рублей
Непредставление должностным лицом органа, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, выдачу физическим лицам лицензий на право занятия частной практикой, регистрацию лиц по месту жительства, регистрацию актов гражданского состояния, учет и регистрацию имущества и сделок с ним, либо нотариусом или должностным лицом, уполномоченным совершать нотариальные действия, в установленный срок в налоговые органы сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде - штраф в размере от 500 до 1000 рублей
2. Уголовная ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах
2.1 Понятие уголовной ответственности
“Уголовная ответственность - это предусмотренное уголовно-правовой нормой и примененное к лицу вступившим в законную силу обвинительным приговором суда государственно-принудительное воздействие за совершенное преступление”.[4]
Если за налоговое правонарушение предусмотрена ответственность по Уголовному Кодексу РФ, то наступает уголовная ответственность согласно статье 108 Налогового кодекса “Общие условия привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения”: “...3. Предусмотренная настоящим Кодексом ответственность за деяние, совершенное физическим лицом, наступает, если это деяние не содержит признаков состава преступления, предусмотренного уголовным законодательством Российской Федерации” [3]
Таким образом, на данный момент в России существует два реально применяемых вида юридической ответственности за налоговые правонарушения: Административная и Уголовная.
2.2 Основания уголовной ответственности за налоговые преступления
Уголовная ответственность - наступает за совершение преступлений, предусмотренных уголовным законодательством.
Уголовные правонарушения в сфере налоговых отношений, иначе называются налоговыми преступлениями. Данные правонарушения, а также санкции за их совершение, предусмотрены уголовным законодательством. [5]
Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного Уголовным Кодексом РФ.
Достаточное основание для наступления уголовной ответственности - наличие в совершенном общественно опасном деянии состава преступления.
Уголовно правовая теория под составом преступления понимает совокупность объективных и субъективных признаков, характеризующих в уголовном законе общественно опасное деяние как преступление.
Возраст, с которого наступает уголовная ответственность - Уголовной ответственности, подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.
Вменяемость, то есть не подлежит уголовной ответственности лицо, которое во время совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими вследствие хронического психического заболевания. Вменяемое лицо, которое во время совершения преступления в силу психического расстройства не могло в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, подлежит уголовной ответственности.
“Основанием уголовной ответственности является совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом”[5].
2.3 Санкции за налоговые преступления
О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления [6]
Уголовным кодексом Российской Федерации (далее - УК) уклонение от уплаты налога рассматривается как преступление. Установлены следующие виды составов преступлений и ответственность за их совершение:
1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица (статья 198 УК)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере- штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до одного года То же деяние, совершенное в особо крупном размере, - штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размер заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до трех лет
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (статья 199 УК)
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арест на срок от четырех до шести месяцев, либо лишение свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере - штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
3. Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов (статья 199_2 УК)
Сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, должно быть произведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам, совершенное собственником или руководителем организации либо иным лицом, выполняющим управленческие функции в этой организации, или индивидуальным предпринимателем в крупном размере - штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от восемнадцати месяцев до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
4. Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица (статья 194 УК)
Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица, совершенное в крупном размере - штраф в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо обязательные работы на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо лишение свободы на срок до двух лет
То же деяние, совершенное: а) группой лиц по предварительному сговору; б) в особо крупном размере - штраф в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишение свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
3. Задачи
Задача 1
Гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, при подаче декларации за истекший год заявил предполагаемый доход за минусом расходов, связанных с предпринимательской деятельностью на текущий год, в сумме 98000 руб. Фактический полученный доход за этот год составил 198900 руб., а документально подтвержденные расходы – 40200 руб. Гражданин является героем РФ.
Требуется:
Исчислить суммы авансовых платежей налога на доходы физических лиц на текущий год по срокам уплаты.
Произвести перерасчет по итогам года и указать срок доплаты налога в бюджет.
Решение:
198900-40200=158700 (руб.)
158700*13%=20631 (руб.)
Ответ: 20631 руб.
Задача 2.
Для исчисления налога на прибыль организация за 1 квартал текущего года имеет следующие данные:
№ п/п | Показатели | Ед. измерения | Значение показателя |
1 | Реализовано изделий | шт. | 52000 |
2 | Цена изделия с учетом акциза и НДС за единицу изделия | руб. коп. | 949,90 |
3 |
Налоговые ставки: - Акциз (условно) - НДС |
% | 15 18 |
4 | Расходы, связанные с производством и реализацией | тыс. руб. | 17900 |
5 |
Прочие расходы с учетом начисленных налогов – всего, в том числе командировочные расходы сверх установленных норм |
тыс. руб. |
2390 190 |
6 | Потери от стихийных бедствий | тыс. руб. | 265 |
7 | Сумма списанной кредиторской задолженности | тыс. руб. | 150 |
8 | Штрафы, полученные за нарушение договоров поставки продукции | тыс. руб. | 55 |
9 | Расходы на организацию выпуска ценных бумаг | тыс. руб. | 685 |
10 | Ставка налога на прибыль - всего | % | 20 |
Требуется исчислить налог на прибыль и распределить его между бюджетами.
Решение:
949,90*18/118=144,90 (руб.)
949,9-144,90=805 (руб.) – цена изделия без НДС
52000*805=41 860 000 (руб.) – доход
17900+2200+265+150+55+685=21 255 000 (руб.) – расход
41860000-21255000=20605000 (руб.) – прибыль
20605000*20%/100=4121000 (руб.) – налог на прибыль
20605000*2%/100=412 100 (руб.) – в федеральный бюджет
20605000*18%/100=3 708 900 (руб.) – в региональный бюджет
Ответ: 4121000 руб. – налог на прибыль.
412 100 руб. – распределяется в федеральный бюджет, а 3 708 900 руб. в региональный.
Заключение
Налоговое правонарушение - противоправное, виновное деяние, в виде умышленного либо не умышленного действия или бездействия субъекта налоговых правоотношений, нарушающее права и интересы участников данного вида общественных отношений, за которое законодательством установлена определённая ответственность финансового, административного либо уголовного характера. Противоправность налогового правонарушения заключается в несоблюдении правовой формы данного деяния, виновность состоит в совершении данного нарушения умышленно или по неосторожности.
В обществе сейчас бытует мнение, что налоговые правонарушения это только лишь незаконное уклонение от уплаты налогов налогоплательщиками, это не так, хотя неуплата налогов и является в данное время наиболее часто встречающимся видом налоговых правонарушений, существует масса других видов деяний подобного рода, совершаемых другими участниками налоговых отношений.
Список использованной литературы
1. Алехин, А.П. Козлов Ю.М “Административное право Российской Федерации” ч.1/ А.П. Алехин, Ю.М. Козлов.- М.: “Теис”, 1995. -стр.222.
2. Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят ГД ФС РФ 20.12.01), (редакция, действующая с 21 октября 2009 года) гл. 15.
3. Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая и часть вторая) от 31.07.98 N 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98), "Российская газета", N 148-149, 06.08.98. (с изменениями на 19.07.09) гл. 16
4. Здравомыслова, Б.В. Уголовное право./Учебник под ред. Б.В. Здравомыслова, Ю.А. Красикова, А.И. Рарога.-М.: “Юридическая литература”, 1994.- стр.53.
5. Уголовным Кодексом Российской Федерации "Собрание законодательства РФ", 5.06.96, ст. 194, 198-199.
6. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 N 64
7. Черник, Д.Г. Налоги в рыночной экономике./Д.Г. Черник. - М.: ЮНИТИ, 1997.-383с.
8. Акчурина Е. В. Налоговая проверка и ее последствия: учеб._практич. Пособие/ Е.В Ачкурина. М.: 2004.-258с.