КУРСОВАЯ РАБОТА
по курсу «История государства и права зарубежных стран»
по теме: «Франция в период правления Наполеона»
ВВЕДЕНИЕ
При изучении зарубежной истории государства и права особый интерес представляет правовая история Франции. Для правового развития Франции характерна крайняя неустойчивость государственной власти. В отличие от Англии, где противоречия по мере их возникновения решались путем мирных соглашений и уступок, во Франции эти противоречия выливаются в революции и вооруженные перевороты, которые приводят к кардинальным сменам форм государственного устройства. Причина такой неустойчивости – в разнородности общественных классов, участвующих в политической борьбе.
Работа посвящена изучению государственного строя Франции во времена правления Наполеона Бонапарта. Государственный строй того периода получил название «бонапартизм». Этот термин используется и в современной политической жизни, что определяет актуальность данной работы.
1. ЭВОЛЮЦИЯ ФРАНЦУЗСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ ОТ РЕСПУБЛИКИ К КОНСУЛЬСТВУ И ИМПЕРИИ
Началом Великой французской революции принято считать 14 июля 1789 г. В этот день парижане штурмом взяли королевскую крепость-тюрьму Бастилию. Политическая власть перешла в руки крупной буржуазии и либерального дворянства. Законодательная инициатива была отдана Учредительному собранию.
11 августа 1789 г. был принят первый декрет революции «Об уничтожении феодальных прав и привилегий». Он упразднил крепостное состояние (серваж) и «личные повинности» крестьян (пешая и конная барщина, налог с убоя скота, налог на охрану замка, дорожные пошлины, сбор с ярмарок и т. п.). Важнейшие же феодальные повинности (шамнар, барщина, ценз и др.) должны были выкупаться крестьянством за огромную сумму. Дворянство сохранило за собой землю и поземельные подати. Был предусмотрен выкуп земли крестьянами на условиях единовременной уплаты 30-кратного ежегодного взноса, что было доступно лишь небольшому числу деревенских богачей.
Рядом декретов и регламентами правительственных лиц, изданными в течение 1789–1792 гг. были отменены внутренние пошлины на провоз товаров, цеховой строй, всякого рода феодальные стеснения промышленности и торговли, наконец, ненавистный налог на соль – габель (1790 г.). В августе 1789 г. Учредительное собрание приняло Декларацию прав человека и гражданина – программный документ революции.
Эта декларация в четкой обобщенной форме выразила политико-правовые взгляды просветителей, энциклопедистов: Вольтера, Дидро, Руссо, Гольбаха и др. Но особенно большое влияние на ее содержание оказали политические взгляды Ш. Монтескье, его произведение «О духе законов».
Декларация провозглашала принципы демократического государственно-правового строя. Устанавливалась взаимосвязь этих принципов: основополагающими объявлялись права человека, их обеспечение возлагалось на демократически организованное государство («государственный союз»), основанное на принципах народного суверенитета и разделения властей. Такое построение следовало идее школы естественного права, которая главную цель государства видела в защите «неотъемлемых» прав человека. Влияние естественно-правовых теорий чувствуется и в проведении Декларацией различий между правами человека, которые ему присущи от природы как «естественные и неотъемлемые» и правами, полученными гражданином от государства. В качестве «естественных и неотъемлемых» прав провозглашались: свобода, собственность, безопасность, сопротивление угнетению (ст. 2).
Свобода состоит в возможности делать все, что не причиняет вреда другому. Закон может воспрещать только такие действия, которые вредны обществу. «Все, что не воспрещено законом, то дозволено» (ст. 4-5).
Провозглашалось, что закон должен выражать волю всех членов общества, и потому каждый может участвовать в его создании лично или через депутатов. Все граждане равны перед законом: всем открыт доступ к замещению государственных должностей (ст. 6).
Статьи 7 и 8 Декларации устанавливали два важных принципа, относящихся к уголовному праву:
а) никто не может быть привлечен к ответственности иначе, как в случаях, прямо предусмотренных законом;
б) никто не может быть наказан иначе, чем это прямо и непосредственно предусмотрено законом.
Статья 9 формулировала «презумпцию невиновности». В ее основу был положен старый принцип процессуального права, известный с древнейших времен: сомнение толкуется в пользу обвиняемого.
Установление виновности было признано функцией суда: она констатировалась обвинительным приговором, вступившим в законную силу. Из правила презумпции невиновности вытекало, что бремя доказывания вины лежит на обвинителе. Декларация провозгласила свободу мнений, мыслей, слова и печати; права граждан участвовать в определении налогов и требовать отчета должностных лиц (ст. 10-11, 14-15).
Статья 17 объявляла право собственности неприкосновенным и священным. Предполагалась равная защита собственности богатого и бедного, капиталиста и рабочего. Конституция 1791 г. также была разработана Учредительным Собранием. По ней в стране устанавливалась конституционная монархия. Высшим органом законодательной власти стало однопалатное Национальное собрание. Оно не могло быть распущено королем. Конституция наделила депутатов Собрания правом неприкосновенности: для преследования их за общеуголовные преступления требовалось согласие Национального собрания. Каждый депутат объявлялся представителем все нации, а не отдельной избравшей его группы населения. Отсюда вытекает важное положение, типичное сейчас для любой конституции: депутат не ответственен перед избирателями и независим от них. Исключительными полномочиями Народного собрания объявлялись:
составление и утверждение бюджета;
решение вопросов войны и мира;
определение численности и содержания армии;
ратификация договоров с иностранными государствами;
учреждение и упразднение государственных должностей;
привлечение к уголовной ответственности перед Верховным судом министров и др. должностных лиц; законодательная деятельность.
Устанавливались основные принципы законодательной процедуры: законопроект, принятый Национальным собранием, подлежал утверждению королем; королю предоставлялось право отлагательного вето. Если отвергнутый монархом законопроект был вновь принят следующими двумя новыми составами Собрания, он приобретал силу закона.
Исполнительная власть вручалась королю. Ему вверялось назначение и увольнение министров. Король возглавлял вооруженные силы, назначал часть командного состава, утверждал назначение высших чиновников, осуществлял общее руководство внутренним управлением и внешними отношениями. Король мог действовать только в рамках законов, принятых Собранием. Вводилась контрасигнатура – распоряжения короля приобретали законную силу лишь после подписания их соответствующим министром, который и нес ответственность за принятое решение. Депутаты Национального собрания должны были избираться на основе двухстепенных выборов, в которых могли участвовать только активные граждане. Ими признавались граждане от 25 лет, размеры дохода которых в зависимости от места проживания колебались от 100 до 200 рабочих дней или ценность нанимаемого или арендуемого ими имущества была не ниже стоимости 400 рабочих дней. Конституция закрепила новое административное деление страны на департаменты, дистрикты и коммуны. Управление на местах возлагалось на выборные органы, которые действовали под руководством и контролем соответствующих министров. Судебная власть вручалась выбранным на срок судьям. Для рассмотрения уголовных дел учреждался суд присяжных. Создавался также кассационный суд. Предусматривалось образование Верховного суда, призванного разбирать правонарушения министров и преступления, угрожающие безопасности государства. В 1792 году на политическую борьбу во Франции начинает оказывать ощутимое влияние внешнеполитическая обстановка. Оформилась антифранцузская военная коалиция крупнейших европейских монархий. Королевский двор оказался в центре монархического заговора и подталкивал страну к войне. В это время возрастает значение Парижской коммуны – органа самоуправления столицы. Она состояла из представителей секций (административных единиц) Парижа. Каждая секция посылала в Коммуну трех выборных депутатов. 10 августа 1792 г. парижане, руководимые Коммуной, поднялись на вооруженное восстание. Людовик XVI был арестован. Конституция 1791 г. потеряла силу. Высшим органом власти объявился Национальный конвент, который должен был быть избран на основе нового избирательного права. Выборщиками могли быть все французы от 21 года, живущие в данной местности в течение одного года, имеющие доходы или трудовой заработок и не находящиеся в личном услужении. Правительство, состоявшее из министров короля, было смещено. Вместо него учрежден Временный исполнительный совет, состоящий в основном из жирондистов. Однако жирондистское правительство не решило важнейший вопрос революции – полной ликвидации феодальных отношений в деревне. Крестьянские восстания не затихали. Обострилась продовольственная проблема. В марте 1793 года вспыхнул роялистский мятеж в Вандее. Положение жирондистов стало критическим. 2 июня 1793 г. правительство жирондистов было свергнуто якобинцами во главе с повстанческим комитетом Парижской Коммуны. 3 июня 1793 г. якобинский Конвент принял закон о льготной продаже крестьянам земель, конфискованных у короля, дворян-роялистов и церкви. Законом от 17.06.1793 г. были безвозмездно ликвидированы все феодальные земельные права и платежи. Освобождение крестьян от феодальных повинностей, распродажа национальных земельных фондов, раздел общинных земель привели к появлению в деревне многочисленного класса мелких земельных собственников, составивших оплот нового буржуазного строя во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1793 г. воспроизводила основные положения Декларации 1789 г., но отличалась от нее большим демократизмом, более радикальным, в духе Руссо подходом к проблеме политических свобод и прав.
Декларация начинается с заявления о том, что «целью общества является общее счастье». Правительство должно обеспечить человеку пользование его естественными и неотъемлемыми правами, к числу которых были отнесены: равенство, свобода, безопасность и собственность. Якобинцы признавали юридическое равенство в полном объеме, деление граждан на активных и пассивных отвергалось. Новой Декларацией был провозглашен более широкий круг демократических свобод:
свобода печати, слова, собраний (ст. 7);
свобода совести (ст. 7);
свобода заниматься каким угодно трудом: земледелием, промыслом, торговлей (ст. 17);
право подавать петиции представителям государственной власти (ст. 32).
Обязанностью общества объявлялось обеспечение средств существования лицам, неспособным к труду. Запрещалось рабство и все виды феодальной зависимости.
Вносится важное уточнение в определение закона: «... Он может предписывать лишь то, что справедливо и полезно обществу», «Закон должен охранять общественную и индивидуальную свободу против угнетения со стороны правящих». Закон – это выражение «общей воли» народа. Вместо понятий «нация» и «суверенитет нации». Декларация вводит понятие «народ» и «суверенитет народа». Конституцией 1793 г. Франция была провозглашена республикой. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус (Национальный конвент). Избирательными правами были наделены все граждане от 21 года, имущественный ценз отменен. Обсуждение и утверждение законов объявлено делом народа: принятый Собранием законопроект рассылается всем первичным собраниям, которые образуются на местах (в коммунах) в составе 200-600 граждан. Если спустя 40 дней после рассылки проект получает одобрение большинства собраний, он становится законом. Непосредственное управление вручалось Исполнительному совету. Собрание выборщиков каждого департамента назначало в совет по 1 кандидату.
Однако важнейшие положения конституции носили формальный характер. На деле постепенно складывается механизм якобинской диктатуры. Реальная власть сосредотачивается в руках чрезвычайных органов, созданных при конвенте. Это Комитет общественного спасения, Комитет общественной безопасности, специальные комиссии. Комитет общественного спасения стал фактическим правительством революционной Франции. Во главе его стояли Робеспьер, Сен-Жюст и Кутон. Комитет общественной безопасности руководил борьбой с внутренней контрреволюцией. Ему было предоставлено право ареста всех лиц, подозреваемых во враждебных отношениях к якобинской республике. Он направлял деятельность местных органов безопасности и, в частности, наблюдательных комитетов. Очень велико было значение специальных комиссаров конвента, наделенных чрезвычайными полномочиями. Под их руководством проводились мероприятия по повышению боеспособности армии, ликвидации мятежей, обеспечению страны продовольствием и т. д. Часто комиссары брали на себя фактическое командование отдельными армиями. В марте 1793 года учрежден Революционный трибунал для борьбы с контрреволюционерами. В июне 1794 года он получил право выносить обвинительные приговоры без заслушивания свидетелей и исследования доказательств на основе нравственного убеждения судей; защита устранялась. С работой судебных учреждений была тесно связана деятельность национальных агентов. Им вменялось в обязанность требовать исполнения законов и доносить о небрежности должностных лиц, проявленной при применении закона. Крайности якобинской диктатуры не отвечали интересам буржуазии. 27 июля (9 термидора) 1794 года якобинская диктатура пала в результате переворота. Робеспьер, Сен-Жюст, Кутон и многие другие были казнены.
Основным принципом государственного строя по новой Конституции 1795 г. было представительное правление и разделение властей. Высшим органом законодательной власти объявлялся Законодательный корпус, состоящий из 2-х палат: Верхней – Совета старейшин и Нижней – Совета пятисот. Нижняя палата составляла законопроекты, которые затем утверждались или отклонялись Советом старейшин. Новой Конституцией устанавливались двухстепенные выборы. Вначале избиратели – мужчины от 21 года, уплатившие прямой налог и проживающие в одном месте не менее года, избирали выборщиков. Выборщики затем избирали членов Законодательного корпуса и высших судебных органов. Исполнительная власть вручалась Директории в составе 5 членов, назначаемых Советом старейшин из кандидатов, выдвинутых Советом пятисот. Председательские функции члены Директории осуществляли по очереди. Однако это не способствовало укреплению демократических коллегиальных принципов правления, а наоборот, привело к концентрации власти в одних руках. Масштабы процветавшей коррупции усугубляли экономический кризис в стране и в сочетании с непоследовательной политикой правительства привели к новому перевороту.
Французская революция развивалась по восходящей линии. Ее наивысшей точкой стала якобинская республика. Якобинцы решили основной вопрос революции – уничтожение всех феодальных пережитков в сельском хозяйстве. Однако перерождение якобинской республики в диктатуру стало причиной ее падения. Далее развитие Великой Французской революции пошло по нисходящей, вплоть до установления личной диктатуры.
2. ПЕРЕВОРОТ НАПОЛЕОНА БОНАПАРТА, ОФОРМЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЕГО РЕЖИМА
Государственный переворот, совершенный 9 ноября 1799 г. республики при определяющем влиянии генерала Наполеона Бонапарта, произошел в обстановке широкого общественного недовольства коррупцией, разгулом спекуляции, в которые оказались вовлеченными члены правительства. Кризис создавал благоприятные условия для нового революционного взрыва либо для реставрации монархии. Само правительство совершило ряд непопулярных и ошибочных акций. Оно довольно непоследовательно то обрушивало преследования на якобинцев, то выступало против дворян-эмигрантов и не присягнувших светскому режиму католических священников. Оно же пыталось отменить высокие налоги на богатых, уравняв при этом банкиров со спекулянтами. В силу этих явных промахов и непоследовательностей недовольство режимом выросло и упрочилось в самых различных общественных кругах, и в особенности в среде крупной буржуазии, желавшей более всего устойчивого и твердого режима властвования. Переворот был произведен при содействии армии, которая затем стала стержневым элементом всей бюрократической и территориально-административной иерархии. Генерал Наполеон Бонапарт с помощью войск разогнал Законодательный корпус и упразднил Директорию. Наполеон в силу своих природных дарований и при стечении благоприятных политических обстоятельств сумел стать выдающимся военачальником и незаурядным политиком. В целях упрочения поддержки армии Наполеон установил пенсии для раненых воинов, а также для солдатских вдов и сирот. В армии он зарекомендовал себя радикальным жестоким реформатором, что зафиксировано в его афоризмах «Дорогу талантам!» и «Каждого интенданта после трех месяцев службы можно смело расстреливать за казнокрадство». Наполеоновская Конституция от 13 декабря 1799 г. оказалась самой краткой из всех. В ней всего 95 статей по сравнению с 377 статьями и Декларацией прав и обязанностей термидорианской Конституции от 22 августа 1795 г., 124 статьями якобинской Конституции от 24 июля 1793 г. и весьма объемной первой Конституцией от 3 сентября 1791 г. с Декларацией прав и 230 статьями. Она была примерно на 1/8 меньше термидорианской по общему объему. Конституция 1799 г. юридически закрепила новый режим. Эта республиканская конституция не была ратифицирована законодательным органом власти, а утверждалась по итогам плебисцита, проходившего под жестким государственным контролем. Основными чертами нового государственного строя стали: верховенство правительства и представительство по плебисциту, т. е. всенародному голосованию.
Основным стержнем новой конституционной системы становилось правительство в виде коллегии трех консулов. Однако оно не являлось коллегиальным органом, так как первый консул обладал исключительными полномочиями. Консулы избирались на 10 лет и имели право на повторное избрание. Эти должности закреплялись за конкретными лицами (ст. 39): первого консула – за Бонапартом, второго – за Комбасересом (бывшим министром юстиции), третьего – за Лебреном (бывшим членом комиссии Совета старейшин). Статья 41-я законодательно закрепила преимущества первого консула империи. Только он мог обнародовать законы, назначать и отзывать министров, внешних представителей, командующих армией, судей без права отстранения их от должности. Второй и третий консулы имели лишь право совещательного голоса (ст. 42). Законодательный процесс теперь осуществлялся рядом органов, что способствовало ослаблению потенциальной оппозиции со стороны законодательной власти. Как органы законодательной власти учреждались Государственный совет, Трибунал, Законодательный корпус и Охранительный сенат. Все эти органы не имели самостоятельного значения и лишь маскировали единовластие первого консула.
Государственный совет готовил законопроекты по указанию правительства, а затем они поступали в Трибунат и лишь потом в Законодательный корпус. Важным органом власти становился Сенат. 24 сенатора, которым было более 40 лет, избирались пожизненно (ст.15). При введении конституции в действие было назначено 25 сенаторов, которые в течение 10 лет должны были увеличивать свой состав до 80 человек. Ст. 20 давала право Сенату избирать Законодательный корпус, Трибунат, консулов и ряд других высших должностных лиц. Сенат мог объявить неконституционным акт, направленный ему Трибунатом или правительством.
Помимо Сената законодательная власть была сосредоточена в Трибунате. Он состоял из 100 человек не моложе 25 лет (ст. 27), которые назначались Сенатом. Трибунат мог одобрить или отвергнуть предложенный законопроект в результате его обсуждения на своих заседаниях. После обсуждения в Трибунате законопроекты поступали в Законодательный корпус (ст. 34). Он также назначался Сенатом в составе 300 членов, достигших 30 лет. Одна пятая состава обновлялась ежегодно. Участником законотворческого процесса был и Государственный совет, члены которого назначались первым консулом. Главной задачей этого органа власти была разработка законопроектов. Таким образом, законодательная власть превращалась в придаток авторитарной системы.
Наполеон включил в госаппарат и католическую церковь, позаботившись еще в 1801 г. о подписании с папой римским особого соглашения, где было сказано, что католицизм является религией «подавляющего большинства французов». Государство взяло священников на свое содержание, а они присягали на верность первому консулу, а затем императору французов.
Французская армия была превращена из национальной в корпоративную (профессиональную и цезаристскую). С 1800 г. введена система найма людей для службы в армии вместо богатых и знатных (уклонение от налога кровью). За счет новой наполеоновской аристократии обновлялся офицерский состав – создавались привилегированные подразделения гренадеров, драгунов и др. С 1800 по 1815 г. на службу было призвано 3153 тыс., а погибло больше половины – около 1750 тыс. человек.
Согласно комментарию М. Прело, наполеоновские институты непрестанно подвергались изменениям, на практике применялись весьма ограниченно и никогда не носили реального характера. Созданные сознательно в большом количестве, они не были обременены делами, а требования, к ним предъявляемые, были и того меньше. Первоначально все учреждения государственной власти создавались без всякого участия избирателей. Это была рыхлая и малоэффективная структура учреждений. По его замечанию, «в Трибунат вошли люди, любящие поговорить и склонные к шумливости, в законодательный корпус – утомленные жизнью и к тому же малоизвестные, а в Сенат – лица той же категории, только более высокого ранга». У всех участников этих учреждений наблюдалось, по словам Прело, какое-то ощущение ненужности выполняемой работы1.
Существенно изменилось избирательное право. Все мужчины, имеющие гражданство, участвовали в выборах по коммунам. Избранию подлежала 1/10 часть граждан коммуны. Эти лица избирали из своего состава следующую 1/10 часть. Аналогичным образом избиралась 1/10 часть по «департаментскому списку» и далее по «национальному списку». Лица, включенные в эти списки, назначались вышестоящими чиновниками на вакантные должности в государственном аппарате соответствующего уровня. Такая система получила название «представительство по плебисциту». Упраздняется выборное местное самоуправление. Вся полнота власти в департаменте вручается назначаемому правительством префекту, а в дистрикте – супрефекту. Так же назначались мэры и члены совещательных советов коммун и городов. Была установлена строгая иерархическая подчиненность всех должностных лиц 1-му консулу. В тексте конституции отсутствовал раздел о политических правах граждан, и упоминалось лишь о праве индивидуальных петиций, адресованных всем органам власти. В разделе «Общие положения» провозглашалась неприкосновенность жилища, содержались некоторые гарантии от произвольного ареста.
Опираясь на армию, чиновничество и поддержку разбогатевших слоев общества, Бонапарт подготовил почву для еще большего упрочения своей личной власти. Режим единоличной власти складывался постепенно, пройдя несколько этапов в процессе своего становления и легитимного закрепления. После Амьенского мира Наполеон стал добиваться пожизненного консульства. Тогда Сенат не одобрил это предложение. Сенатус-консультом от 8 мая 1802 г. Наполеон был избран первым консулом еще на 10 лет после окончания первого срока избрания (т.е. до конца 1819 г.). Тогда по решению трех консулов был проведен плебисцит под строгим контролем полиции, на который вынесли вопрос: «Следует ли Наполеону Бонапарту быть пожизненным консулом?». По итогам плебисцита Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а согласно Органическому сенатус-консульту 1804 г. он становится императором Наполеоном I. Первый раздел этого документа вводил в оборот титул «император», хотя здесь же говорилось о республиканской форме правления. С этого момента термин «республика» нес не больше смысла, чем в свое время в императорском Риме. Второй раздел провозгласил принцип наследования императорского титула и должности в порядке первородства с постоянным исключением женщин.
После принятия Органического сенатус-консульта 1804 г. реформированию подвергся Сенат, в состав которого теперь должны были входить французские принцы с 18-летнего возраста, высшие сановники, лица, назначенные императором, а также 80 членов по выбору самого Сената из списка, предложенного императором. Законодательный корпус получил право обсуждения законопроектов, что снизило значение Трибуната. В 1807 г. он был полностью ликвидирован. К концу правления Наполеона возникло 12 министерств, причем большая их часть была связана с проведением фискальной, военной и карательной политики. Это правительство назначало префектов в департаменты и супрефектов и мэров в дистрикты и коммуны. Выборные местные советы (муниципальные, общинные, общесословные имели лишь совещательные полномочия, их решения подлежали визированию администратора соответствующего уровня – чиновника из центра). Период империи просуществовал во Франции до 1814 г. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и, в конечном счете, падение авторитета власти. В условиях разгрома наполеоновской армии войсками европейских государств, в том числе и российских, Сенат 6 апреля 1814 г. принял решение об отстранении Наполеона от власти и приглашении на французский престол Людовика XVIII – брата казненного во время революции короля. Имперский режим, просуществовавший в стране до 1814 г., был обречен на провал. Он не имел прочных конституционных основ и опоры в традиционном политическом сознании французского общества. Это предопределило процесс дальнейшей эволюции национальной государственности.
3. БОНАПАРТИЗМ КАК АВТОРИТАРНЫЙ ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ
С именем Наполеона, а также его племянника Луи Наполеона, правившего Францией под именем Наполеона III, связано происхождение термина бонапартизм, употребляемого для обозначения режима личной власти, возникающего в обстановке общественного кризиса. С политико-организационной точки зрения бонапартизм есть режим личной власти в обществе с враждующими политическими группировками и классами, который опирается в своем утверждении на поддержку армии и личный авторитет правителя, претендующего на роль арбитра и посредника во взаимоотношениях между враждующими политическими силами (партиями, движениями).
В конституционном (общеустроительном) плане режим бонапартизма характеризуется свертыванием роли республиканских (представительных и выборных) учреждений власти и переходом к централизованному управлению с опорой на громадные отряды гражданских, военных и полицейских чиновников. По словам М. Прело, «для Наполеона не существовало каких-либо наличествующих норм права, которым он считал себя обязанным повиноваться. Он не считался ни с разграничением компетенции, ни с формальностями. Как носитель власти, как фактический законодатель, он категорически ставил себя выше закона. Покидая часто столицу в связи с военными действиями, он совершенно пренебрегал предписаниями конституции или просто нарушал их... Гарантии, предоставленные судебным органам, постоянно игнорировались. Можно сказать, что законность находилась в перманентном отпуску»1.
Как режим целенаправленной властной и одновременно идеологической активности бонапартизм отличается повышенной демагогической активностью (популизмом) и прямыми обращениями за поддержкой к общественному мнению страны. Это обычно находило выражение в проведении плебисцитов (голосование по конкретным предложениям правителя). Термин «бонапартизм» имеет широкое хождение в политико-философской и публицистической литературе и тенденцию обрастать (вплоть до настоящего времени) самыми разнообразными и порой неожиданными истолкованиями. Наполеон и Луи Бонапарт были своеобразными республиканскими монархами французов. Однако уже феномен Бисмарка, «железного» канцлера прусского монарха и строителя германской империи, привнес в бонапартизм новые черты – черты жесткой исполнительной власти в условиях конституционной монархии, действующей при наличии известного партийного плюрализма. Многие новые элементы характеризуют бонапартизм в ХХ в., географические границы которого простираются далеко за пределы Европы и более всего ассоциируются с военными режимами во многих государствах Арабского Востока, Азии, Африки и Латинской Америки. А. Тойнби высказывает парадоксальную точку зрения, что «наряду с военной экспансией миссией наполеоновской империи стало распространение культуры… наполеоновский напор революционной Франции дал стагнирующим народам могучий толчок, выведший их из состояния оцепенения, но в то же время вдохновивший их на восстание с целью опрокинуть Французскую империю, что и явилось для Европы первым шагом в направлении самоопределения наций». Для уяснения сущности государственного строя, существовавшего в то время рассмотрим особенности гражданского законодательства Первой империи. Наполеон Бонапарт уделял особое внимание разработке гражданско-правовой кодификации, рассматривая ее в качестве эффективного средства укрепления единоличной власти. В эпоху правления Наполеона был принят новый Гражданский кодекс, который фактически стал памятником права Нового времени. В основу кодекса была положена институционная система, восходившая к «Институциям» Юстиниана. Кодекс был составлен из трех книг. Первая включала статьи о гражданстве, актах гражданского состояния, семейном и опекунском праве. Вторая регулировала отношения собственности, а третья – способы приобретения собственнических прав, включая наследственное право и различные виды обязательств.
Многие статьи носили не правовой, а скорее поучающий характер. Они объясняли, что такое движимое и недвижимое имущество, что такое договор и как его правильно заключить и т.д. Гражданский кодекс Наполеона провозглашал единое гражданство на основе полного равенства. Однако равная правоспособность не была абсолютной. Правоспособность женщин ограничивалась нормами семейного права и преимуществами мужчин как участников товарооборота. Закон различал политическую правоспособность и частноправовую. И ту, и другую можно было приобрести и утратить. Гражданская дееспособность наступала с 21 г., по достижению которой ее ограничение было возможным только в рамках семейного права или вследствие опеки. Предусматривалось и полное лишение гражданской дееспособности, названное интердиктом. Закон вводил институт гражданской смерти как меры уголовного наказания. Она предусматривала лишение обвиняемого собственности. Иностранцы ограничивались в гражданских правах. Основным институтом вещного права было право собственности. Его понимание отличалось принципиальной новизной. Согласно доктрине кодекса, собственность имела абсолютный характер, когда права собственников практически ничем и никем не ограничивались. Документ легитимно закрепил провозглашенные Декларацией 1789 г. неприкосновенность и неотчуждаемость частной собственности. Важным новшеством в вещном праве стало широкое понимание режима собственности, исходя из абсолютного права присоединения. Ряд прав стоял вне торгового оборота. Это касалось земельных недр и пространства. Кодекс формулировал три вида собственности в зависимости от субъекта права: индивидуальная, государственная и общинно-коммунальная. Было введено новое деление вещей на движимые и недвижимые. Собственники недвижимости обладали значительными преимуществами. Кроме собственности к разряду имущественных прав относился узуфрукт, воспринятый авторами кодекса от римского права. Здесь он означал особое право, приближенное по значению к наследственной аренде дореволюционной эпохи. Узуфруктуарий не являлся абсолютным собственником, но мог продать свой узуфрукт, передать по наследству или завещать. Права узуфруктуария охранялись даже перед собственником имущества. В отличие от узуфрукта это право не могло быть передано другому лицу. Владение как самостоятельный вид вещных прав не фигурировало в источнике, но охранялось законом. Нормы кодекса, регулировавшие обязательственные отношения, отличались индивидуалистическим характером и предоставляли обширные права частным лицам, ограничить которые практически никто не мог.
Основное внимание источник уделял обязательствам, вытекавшим из договоров. Принцип свободы договоров стал основополагающим в системе частного права Франции и означал, что никто не может быть принужден к заключению договора, и содержание его определяется только по воле всех сторон. Никакое вмешательство в сделку со стороны частных лиц не допускалось, если только она не противоречила закону, добрым нравам и общественному порядку. Важным принципом договорного права стало положение об обязательной силе соглашения, означавшее, что законно заключенные соглашения не могут быть расторгнуты односторонними действиями. Сфера семейно-брачных отношений, которой посвящалось значительное количество статей кодекса, претерпела существенную демократизацию. Она отражала победу светских начал как в области политики и государственного строительства, так и в социокультурной сфере. Закон закрепил гражданский брак, который заключался государственными органами по правилам регистрации актов гражданского состояния. Религиозные обряды не запрещались, но могли проводиться только после светской церемонии. Брачный возраст устанавливался с 18 лет для мужчин и с 15 лет для женщин. До достижения брачного возраста необходимо было специальное разрешение главы государства для вступления в брак. До достижения женщинами 21 года, а мужчинами – 25 лет браки могли заключаться только при согласии родителей или попечительского совета.
Наибольшая демократизация коснулась практики разводов. Закон закрепил провозглашенное во время революции право на развод. Он допускался в случае супружеской неверности, грубого обращения или взаимных оскорблений, а также в случае приговора одного из супругов к позорящему наказанию. Основанием для развода служило взаимное согласие супругов, проживших в браке от двух до двадцати лет. Однако брак по-прежнему оставался патриархальным, где сохранились традиции, восходившие к институту «pater familias» в римском праве. Глава семейства должен был оказывать покровительство всем членам семьи в обмен на их послушание. Он обладал правом распоряжения имуществом несовершеннолетних. В случае непослушания жена и дети могли подвергнуться тюремному заключению или заточению в исправительный дом. В случае полного лишения или ограничения дееспособности жены опекуном всегда назначали мужа. Несмотря на ряд противоречий и несовершенств, которые содержались в источнике, Гражданский кодекс 1804 г. имел исключительное значение. Исследователи считают его второй гражданской конституцией нового правопорядка, отстаивавшей частную и экономическую свободу. Основная часть кодекса до сих пор остается действующей.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В 1799 году группа противников термидорианского правления, объединившаяся вокруг генерала Бонапарта, упразднила Директорию и другие конституционные органы. Власть в республике перешла к коллегии трех консулов – самого Бонапарта и двух членов упраздненной Директории. В результате переворота была создана новая форма политического правления, основанная на антидемократическом режиме. Его установление соответствовало не только устремлениям консервативно настроенных политических кругов Франции, но и обывателей, уставших от «политики качелей» и жаждавших сильной и стабильной власти. За переворотом последовали радикальные изменения в системе французской государственности, вызванные политикой бонапартизма. С принятием Конституции 1799 г. начинается период консульства и империи в истории французской государственности, который продлился до 1814 г., когда произошло восстановление монархии. Номинально Франция продолжала оставаться республикой, что было закреплено в первой статье новой Конституции, а фактически ликвидировались республиканские принципы организации власти и органы управления. Конституция создавала предпосылки для авторитарных, бюрократических традиций, характерных для эпохи абсолютизма. Окончательное уничтожение республиканского строя было подготовлено и удачными военными походами генерала Бонапарта, которые ассоциировались в общественном сознании с сильной властью, способной обеспечить процветание общества. Возникла и укоренялась высокоцентрализованная бюрократическая иерархия современного типа. Крах империи Наполеона был вызван военными поражениями его армии, что повлекло спад промышленного производства, инфляцию, товарный дефицит, многочисленные появления социального недовольства и в конечном счете падение авторитета власти.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Боботов С.В. Наполеон Бонапарт – реформатор и законодатель. М., 2006.
Графский В.Г. Всеобщая история государства и права. М., 2000.
История буржуазного конституционализма. М., 1986.
Олар А. Политическая история французской революции – происхождение демократии и республики. М., 1938.
Прело М. Конституционное право Франции. М., 1957.
Тойнби А. Постижение истории. М., 2004.
Юшков В. Наполеон на почве гражданского права и законодательства. М., 1905.
1 Прело М. Конституционное право Франции. М, 1957. Стр. 61-63.
1 Прело М. Конституционное право Франции. М, 1957. Стр. 66.
22