Уральская государственная юридическая академия
Региональный факультет
Пермское представительство
Кафедра уголовного права
Контрольная работа
По предмету «Уголовно-исполнительное право»
Выполнил
студент гр. В-05
Писцов Д. В.
Пермь 2006
Задача 1
К администрации ИК общего режима обратился осужденный Леваков с заявлением о предоставлении ему условно-досрочного освобождения. Административная комиссия колонии отказала Левакову, мотивируя тем, что у него есть взыскание за нарушение режима содержания.
Законны ли её действия?
Ни действия Левакова, ни администрации не соответствуют действующему законодательству. Т. е. Левакову нет необходимости обращаться к администрации ИК, т. к. вопрос о предоставлении условно-досрочного освобождения осужденному находится за пределами компетенции администрации колонии. Данный вопрос отнесен к компетенции суда. Администрация обязана была выполнить определенные действия, которые будут описаны ниже и направить данное ходатайство с характеристикой осужденного в суд. Соответственно действия администрации не только не законны (ответ на вопрос задачи), но и противоправны. При подобном фактическом положении дел администрация за данное деяние м. б. и привлечена к уголовной ответственности.
Принцип принятия данного решения изложен далее.
Существенным изменениям в последнее время подверглась регламентация некоторых институтов освобождения от отбывания наказания. В первую очередь это касается условно-досрочного освобождения. Как известно, для применения досрочного освобождения осужденного необходимы формальные и материальные основания. Материальное основание отражает степень исправления осужденного, формальное - ту часть срока, которую должен отбыть осужденный, чтобы он имел право претендовать на условно-досрочное освобождение.
Закон говорит, что условно-досрочное освобождение может быть применено, если будет признано, что для своего исправления лицо не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. Формальное основание связано с отбытием 1/3, 1/2, 2/3 частей назначенного срока наказания, в зависимости от категории совершенного преступления.
Отбывающий пожизненное лишение свободы должен отбыть не менее 25 лет и при этом не иметь злостных нарушений режима в течение последних трех лет. Кроме того, если он в течение этих 25 лет совершит новое тяжкое или особо тяжкое преступление - он лишается права на условно-досрочное освобождение пожизненно.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 161-ФЗ "О приведении Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и других законодательных актов в соответствие с Федеральным законом "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (с изменениями от 11 марта 2004 г.) изменил порядок применения условно-досрочного освобождения. Теперь инициативу должен проявить сам осужденный (или его адвокат или законный представитель). По отбытии указанной в законе части срока наказания они вправе направить через администрацию исправительного учреждения ходатайство в суд об условно-досрочном освобождении от наказания. В ходатайстве приводятся данные, свидетельствующие о поведении осужденного во время отбывания наказания, осознания им своей вины, о том, что осужденный в период отбывания наказания частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии. Могут содержаться и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного, о том, что для дальнейшего исправления он не нуждается в полном отбытии назначенного судом наказания. Если есть какие-либо документы, подтверждающие сказанное, они могут прилагаться к ходатайству. Администрация не позднее, чем через 10 дней направляет ходатайство в суд вместе с характеристикой осужденного. В характеристике приводятся сведения о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности или нецелесообразности условно-досрочного освобождения данного лица. Решение по заявлению осужденного принимается судом. В заседание суда вызывается заявитель, а также представитель администрации.
Если суд отказал в условно-досрочном освобождении или замене наказания более мягким постановление суда может быть обжаловано в обычном порядке. Если вышестоящие судебные инстанции оставят постановление в силе, повторное обращение в суд об условно-досрочном освобождении или повторное представление о замене неотбытой части наказания более мягким возможно по истечении 6 месяцев со дня вынесении постановления об отказе. Осужденные к пожизненному лишению свободы могут направить повторное ходатайство не ранее истечения 3 лет со дня вынесении постановления суда.
Вместе с тем, отказ суда в условно-досрочном освобождении не препятствует администрации обратиться с ходатайством о замене неотбытой части наказания более мягким.
Если суд, оценив поведение осужденного, отказал в условно-досрочном освобождении от отбывания наказания или замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, администрация вправе внести повторное представление в суд, но это может быть сделано не ранее истечения шести месяцев со дня вынесения определения суда об отказе.
Таким образом, в соответствии с УИК РФ Статьи 175 определяющей порядок обращения с ходатайством об освобождении от отбывания наказания и представления о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания. А именно в части 1 установлено, что осужденный, к которому может быть применено условно-досрочное освобождение, а также его адвокат (законный представитель) вправе обратиться в суд с ходатайством об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания. В данном ходатайстве указываются сведения, свидетельствующие о том, что для дальнейшего исправления осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания, поскольку в период отбывания наказания он частично или полностью возместил причиненный ущерб или иным образом загладил вред, причиненный в результате преступления, раскаялся в совершенном деянии, а также м. б. и иные сведения, свидетельствующие об исправлении осужденного. При этом ходатайство об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания осужденный подает через администрацию учреждения или органа, исполняющего наказание. Частью 2 данной статьи администрации ИК предписывается, не позднее чем через 10 дней после подачи ходатайства осужденного об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания направить в суд указанное ходатайство вместе с характеристикой на осужденного. В характеристике должны содержаться данные о поведении осужденного, его отношении к учебе и труду во время отбывания наказания, об отношении осужденного к совершенному деянию, а также заключение администрации о целесообразности условно-досрочного освобождения.
Далее в соответствии со статьей 79 УК РФ устанавливается в части 1, что лицо, отбывающее … лишение свободы, подлежит условно-досрочному освобождению, если судом будет признано, что для своего исправления оно не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания. При этом лицо может быть полностью или частично освобождено от отбывания дополнительного вида наказания. При этом согласно ч. 2 применяя условно-досрочное освобождение, суд может возложить на осужденного обязанности, предусмотренные частью пятой статьи 73 настоящего Кодекса, которые должны им исполняться в течение оставшейся не отбытой части наказания.
Таким образом, в случаях, когда имеются достаточные основания полагать, что цели назначенного виновному наказания достигнуты до истечения его сроков, определенных приговором, - было бы нецелесообразно, негуманно и несправедливо продолжать исполнение назначенного наказания. В связи с этим уголовный закон предусматривает возможность досрочного освобождения от дальнейшего отбывания наказания лиц, доказавших, что для своего исправления они не нуждаются в полном отбывании назначенного наказания. Условно-досрочное освобождение - это не единовременный акт, а процесс, который решением суда об освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания только начинается, завершается же он в момент, когда освобождение становится необратимым. В связи с этим закон устанавливает условия предварительного (неполного) и окончательного освобождения осужденного от отбывания назначенного ему приговором суда наказания. Основание предварительного освобождения осужденного складывается из совокупности условий, названных в ч. 1-5 ст. 79 УК РФ. К лицу, отбывающему пожизненное лишение свободы, кроме условий, названых в пунктах "в" и "г", предъявляются дополнительные требования: такое лицо может быть освобождено условно-досрочно, если оно фактически отбыло не менее 25 лет лишения свободы, не допускало злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение предшествующих трех лет и не совершило в период отбывания наказания новое тяжкое или особо тяжкое преступление.
Упомянутых условий недостаточно для необратимости освобождения осужденного - для окончательного освобождения необходимо "полное" основание, которое включает в себя, кроме условий, перечисленных в ч. 1-5 ст. 79 УК РФ, также условия, указанные в ч. 7. При выполнении этих условий осужденным решение о его освобождении признается состоявшимся, наказание, от отбывания которого он был освобожден предварительно, считается исполненным.
Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания подлежит применению только к лицу, отбывающему основное наказание в виде содержания в дисциплинарной воинской части или лишения свободы (ч. 1). При этом лицо могут полностью или частично освободить и от отбывания дополнительного наказания - лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Условно-досрочное освобождение применимо только после фактического отбытия осужденным установленной законом части срока назначенного ему наказания (ч. 3), продолжительность которой, как правило, зависит от категории совершенного им преступления, - после фактического отбытия не менее одной трети срока наказания, назначенного за преступление небольшой или средней тяжести.
В единственном случае продолжительность фактически отбытой части назначенного наказания связывается законодателем не с категорией преступления, а с личностью осужденного: лицо, ранее условно-досрочно освобождавшееся, но не выдержавшее условий испытания, вследствие чего его освобождение отменено по основаниям, предусмотренным ч. 7 ст. 79, может быть условно-досрочно освобождено после фактического отбытия им не менее двух третей срока назначенного наказания.
Согласно ч. 4 ст. 79 фактически отбытый осужденным срок лишения свободы, необходимый для применения условно-досрочного освобождения, при любых категориях преступлений не может быть менее шести месяцев.
Осужденный подлежит условно-досрочному освобождению от отбывания наказания лишь в том случае, если судом будет признано, что для своего исправления он не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания (ч. 1). Признание суда, что осужденный не нуждается в полном отбывании назначенного ему наказания, носит оценочно-прогностический характер: оценивая поведение осужденного в период отбывания наказания, его отношение к труду, учебе, окружающим, соблюдение им требований режима и т.п., суд должен прийти к убеждению, что осужденный твердо встал на путь исправления, вследствие чего можно прогнозировать, что цели наказания в отношении данного лица могут быть успешно реализованы без дальнейшего отбывания назначенного ему наказания. Вывод суда должен быть основан на всестороннем учете данных о поведении осужденного за весь период отбывания наказания.
В ч. 1 указано, что лицо "подлежит условно-досрочному освобождению". Таким образом, если суд признает, что осужденный для своего исправления не нуждается в полном отбывании наказания, он обязан его освободить (естественно, при наличии других указанных в законе условий).
Применяя условно-досрочное освобождение, суд может полностью или частично освободить осужденного от отбывания также и дополнительного вида наказания (ч. 1). Лицо может быть условно-досрочно освобождено как от всей меры назначенного ему наказания (основное плюс дополнительное), так и только от основного наказания; в таких случаях дополнительное наказание подлежит реальному исполнению.
Задача 2
К начальнику отряда обратился осужденный Иванов с просьбой о переводе в другой отряд из-за того, что Тарабаев уже неоднократно избивал его, оскорблял и издевался над ним. Начальник отряда не удовлетворил его просьбу, мотивируя свой отказ тем, что данный вопрос решает начальник колонии, который в данный момент находится в отпуске. После выхода последнего на работу осужденный Иванов может обратиться с данной просьбой прямо к начальнику колонии. Через несколько дней, ночью, Тарабаев избил Иванова, причинив ему тяжкий вред здоровью.
Законно ли поступил начальник отряда? Решите вопрос об ответственности фигурантов.
В соответствии с Приказом Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" согласно главе XXV пп. 171 «При возникновении угрозы личной безопасности осужденного со стороны других осужденных и иных лиц он вправе обратиться по данному вопросу с устным или письменным заявлением к любому должностному лицу исправительного учреждения, которое обязано незамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегося осужденного». Таким образом, начальник отряда является надлежащим лицом к которому может обратиться осужденный при описанных выше обстоятельствах. А согласно пп. 172. Начальник ИУ по данному заявлению либо по собственной инициативе принимает решение о переводе в безопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасности осужденного. При этом, в соответствии с пп. 174. Перевод такого лица в безопасное место производится по постановлению начальника ИУ на срок не свыше 90 суток, в экстренных случаях - оперативным дежурным до прихода начальника ИУ, но не более чем на 24 часа. В выходные и праздничные дни оперативный дежурный может продлить срок содержания в безопасном месте еще на 24 часа. Таким образом, соответствующее уполномоченное лицо всегда является доступным, и нет никаких оснований для непринятия мер по обеспечению перевода осужденного в безопасное место начальником отряда. При этом, согласно пп. 177 В случае безуспешности принятых мер по обеспечению личной безопасности осужденного начальником ИУ принимается решение о его переводе в другое исправительное учреждение в установленном порядке (переводе лиц, угрожающих личной безопасности осужденного).
Также согласно Приказу Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний" главой IV устанавливаются обязанности и права начальника отряда. Так пп. 18 данного положения начальник отряда обязан, в том числе, оказывать осужденным помощь и содействие в защите их прав и законных интересов; знать положение дел в отряде; … предупреждать и своевременно разрешать возникающие конфликтные ситуации между осужденными; во взаимодействии с заинтересованными службами выявлять и осуществлять учет лиц, склонных к противоправным действиям, проводить с ними комплекс воспитательно-профилактических мероприятий, принимать меры по нейтрализации и разобщению группировок лиц отрицательной направленности; совместно с сотрудниками отделов и служб ИУ принимать участие в проведении служебных расследований и подготовке необходимых документов по фактам нарушений осужденными установленного порядка отбывания наказания, предлагать меры воздействия в соответствии с тяжестью и характером нарушения, а также с учетом обстоятельств его совершения. Ко всему прочему в соответствии с пп. 19 начальник отряда имеет право вносить предложения и принимать участие при рассмотрении вопросов, связанных с переводом в другой отряд ИУ.
Таким образом, начальник отряда не выполнил свои обязанности по предупреждению ситуации о которой он был поставлен в известность и имел все возможности для предотвращения данного инцидента. Все остальные фигуранты по делу должны нести ответственность в соответствии с уголовным законом и расследование инцидента д. б. проведено в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством. А заявление начальника отряда о пребывании начальника колонии в отпуске не является оправданием, т. к. только начальник отряда вносит предложение о переводе.
Задача 3
Положительно характеризующийся осужденный Петров, отбыв половину срока наказания в тюрьме, обратился к администрации с просьбой о переводе его в исправительную колонию строгого режима, но получил отказ.
Правомерны ли её действия?
В соответствии со ст. 80 ч. 1. УК РФ лицу, отбывающему наказание в виде лишения свободы, суд с учетом его поведения в период отбывания наказания может заменить оставшуюся неотбытую часть наказания более мягким видом наказания. Сроки фактического отбытия осужденным к лишению свободы как условия его условно-досрочного освобождения дифференцируются в зависимости от категории совершенного им преступления (ч. 2 ст. 80). В отличие от условно-досрочного освобождения от наказания замена неотбытой части наказания более мягким наказанием является безусловной. Решение суда о замене является юридическим фактом, прекращающим существование охранительного уголовно-правового отношения и свидетельствующим о полной реализации прав и обязанностей его субъектов. Если такое лицо во время отбывания более мягкого наказания совершит новое преступление, то, во-первых, это обстоятельство не влечет за собой отмену решения суда о замене наказания, а во-вторых, при назначении наказания по совокупности приговоров в этом случае к наказанию, назначенному за новое преступление, присоединяется полностью или частично неотбытая часть не первоначально назначенного наказания, замененного более мягким, а именно этого более мягкого наказания.
Согласно статье УИК РФ 175 ч. 3. основания замены неотбытой части наказания более мягким видом наказания мало отличаются от предусмотренных для условно-досрочного освобождения. Замена применяется "с учетом поведения лица в период отбывания наказания". Отсюда можно сделать вывод, что требования к степени исправления здесь меньшие, чем при условно-досрочном освобождении, но, во всяком случае, речь идет о положительно характеризующемся осужденном. При замене неотбытой части наказания суд может избрать любой более мягкий вид основного наказания, указанный в статье 44 УК, но практически это могут быть исправительные работы. При этом срок вновь назначенного наказания не может превышать пределов, предусмотренных УК для каждого вида наказания, а также не может быть больше неотбытого срока. При замене неотбытой части наказания более мягким, инициатива исходит от администрации исправительного учреждения. При положительном поведении осужденного и отбытии им установленной части срока наказания в суд направляется представление с характеристикой осужденного. В представлении должны содержаться сведения о поведении осужденного, наличии взысканий и поощрений, отношении к учебе, труду, соблюдении дисциплины и т.д.
Представляется также личное дело осужденного и другие имеющие отношение к делу документы. Решение принимается судом.
При назначении более мягкого наказания выясняется, какое именно наказание может быть назначено осужденному.
Заменить основное наказание можно только основным наказанием. Три из них - арест, ограничение свободы и обязательные работы в настоящее время не применяются. Лишение свободы не может быть заменено специальными наказаниями, которые применяются только к военнослужащим (содержание в дисциплинарной воинской части, арест и ограничение по военной службе). Остаются только штраф и исправительные работы, но штраф к лишенному свободы применять бессмысленно, так как у него нет денег, которые он мог бы заплатить в виде штрафа. Практически более мягким наказанием могут быть только исправительные работы. Судебная практика и идет по этому пути.
Но оценив условия поставленной задачи мы находим, что положительно характеризующийся осужденный Петров отбыл половину срока и при том отбыл её в тюрьме. А согласно ст. 58 УК РФ ч. 2. «Мужчинам, осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений на срок свыше пяти лет, а также при особо опасном рецидиве преступлений отбывание части срока наказания может быть назначено в тюрьме…». Отсюда напрашивается вывод о совершении преступления Петровым особо тяжкого, а в свою очередь ст. 80 ч. 2. допускает замену более мягким видом неотбытого наказания после фактического отбытия осужденным к лишению свободы за совершение особо тяжкого преступления - не менее двух третей срока наказания. Таким образом, осужденный Петров не отбыл необходимый срок для замены данного наказания на более мягкий вид. Однако, доподлинно из условий задачи не ясно за преступление какой тяжести осужден Петров, отсюда действия администрации выглядя правомерными. Тем не менее, инициатива о совершении данного действия осужденному не принадлежит, а находится в компетенции администрации.
Литература
Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изменениями от 27 мая, 25 июня 1998 г., 9 февраля, 15, 18 марта, 9 июля 1999 г., 9, 20 марта, 19 июня, 7 августа, 17 ноября, 29 декабря 2001 г., 4, 14 марта, 7 мая, 25 июня, 24, 25 июля, 31 октября 2002 г., 11 марта, 8 апреля, 4, 7 июля, 8 декабря 2003 г., 21, 26 июля, 28 декабря 2004 г., 21 июля, 19 декабря 2005 г., 5 января 2006 г.)
Наумов А.В. Практика применения Уголовного кодекса Российской Федерации: комментарий судебной практики и доктринальное толкование. - Волтерс Клувер, 2005 г.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: (постатейный)/В.К. Дуюнов и др., отв. ред. Л.Л. Кругликов. - Волтерс Клувер, 2005 г.
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации/Отв. ред. В.М. Лебедев. - 3-е изд., доп. и испр. - М.: Юрайт-Издат, 2004
Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (отв. ред. А.И. Рарог). - "Проспект", 2004 г.
Постатейный Комментарий к Уголовному кодексу РФ 1996 г. (под ред. Наумова А.В.) - М., "Гардарика", Фонд "Правовая культура" 1996 г.
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. Постатейный научно-практический комментарий (под ред. А.С. Михлина, В.И. Селиверстова). - Агентство "Библиотечка "Российской газеты", 2004 г.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ (под общ. ред. С.В.Степашина) - М.: Юристъ, 2001 г.
Приказ Минюста РФ от 3 ноября 2005 г. N 205 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений"
Приказ Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 259 "Об утверждении Положения об отряде осужденных исправительного учреждения Федеральной службы исполнения наказаний"