ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ФГОУ ВПО «УРАЛЬСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»
Челябинский институт (филиал)
Кафедра государственно-
правовых дисциплин
Вариант
Студенческий билет
Контрольная работа
по конституционному праву зарубежных стран
Студента курса, группы
Специальность:
030501.65 «Юриспруденция»
Руководитель:
Челябинск
2009
Оглавление
Глава 1. Референдум, всенародное обсуждение, опрос общественного мнения
1.1 Каким образом в Конституциях ФРГ и Франции решается вопрос о содержании и проведении референдумов
Глава 2. Особенности правового положения субъектов федерации ФРГ и Индии (сравнительная таблица)
Глава 3. Тайна информационных контактов в Конституциях Японии и Польши
Список использованных источников и литературы
Глава 1. Референдум, всенародное обсуждение, опрос общественного мнения
Рефере́ндум (от лат. referendum — то, что должно быть сообщено) — механизм правления, предусматривающий решение наиболее важных для общества вопросов (решения по конституционным, законодательным или иным внутри - и внешнеполитическим вопросам) посредством всенародного голосования, результаты которого имеют высший правовой статус и обязательны для исполнения всеми государственными органами.
Референдум — важнейший институт прямой демократии. Представляет собой непосредственное правотворчество народа. Референдум — это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомленностью (информированностью) по данному вопросу.
Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
Референдумы в России
Впервые понятие всенародного референдума появилось в Конституции СССР 1936 года — в ст. 49 указывалось, что «Президиум Верховного Совета СССР производит всенародный опрос (референдум) по своей инициативе или по требованию одной из союзных республик».
Единственный в СССР всесоюзный референдум состоялся 17 марта 1991 года. На него был вынесен вопрос: «Считаете ли вы необходимым сохранение Союза Советских Социалистических Республик как обновлённой федерации равноправных суверенных республик, в которой будут в полной мере гарантироваться права и свободы человека любой национальности?». В референдуме приняло участие 75,44 % граждан СССР, имеющих право голоса. За сохранение СССР высказалось 76,4 % участников опроса. Это, однако, не помешало распаду СССР уже в декабре того же года.
В тот же день — 17 марта 1991 года прошёл первый всероссийский референдум о введении поста президента Российской Федерации. В нём приняло участие 75,09 % граждан России, из них 69,85 % поддержало это предложение. Через три месяца, 12 июня 1991 года, первым президентом Российской Федерации был избран Борис Николаевич Ельцин.
25 апреля 1993 года, во время противостояния президента и Верховного совета РФ, прошёл референдум, на который были вынесены четыре вопроса. В референдуме приняли участие 64,51 % избирателей. На вопрос «Доверяете ли вы президенту РФ Борису Ельцину?» ответило «да» 58,66 % голосовавших, на вопрос «Одобряете ли вы социально-экономическую политику, осуществляемую президентом и правительством РФ с 1992 года?» — 53,04 %. За досрочные выборы президента высказалось 49,49 %, за досрочные выборы народных депутатов — 67,16 % от числа проголосовавших, но менее половины от общего числа избирателей. В итоге внеочередных выборов не проводилось, а Верховный Совет РФ был разогнан 4 октября 1993 года с применением бронетехники, по приказу президента Ельцина.
12 декабря 1993 года, одновременно с выборами в Госдуму первого созыва, прошло «всенародное голосование» по проекту Конституции России. Этот плебисцит был назван всенародным голосованием, чтобы обойти требование действовавшего на тот момент закона «О референдуме РСФСР» об изменении Конституции лишь большинством от общего числа избирателей. В голосовании участвовало 54,79 % избирателей, из них 58,42 % поддержало новый Основной закон, который действует по настоящее время.
Действующая Конституция РФ говорит о референдуме как высшем непосредственном выражении власти народа наряду со свободными выборами (статья 3, часть 3).
Конституция не ограничивает применение референдума определённым кругом вопросов. Наряду с общефедеральным Конституция предусматривает и местный референдум как важный институт местного самоуправления. Проведение референдума на уровне субъектов федерации может быть предусмотрено их конституциями и уставами. Однако сами уставы не должны приниматься путём референдума, так как это противоречит статье 66 Конституции РФ. В главе о конституционных поправках и пересмотре Конституции предусмотрена возможность референдума для принятия новой Конституции (статья 135, часть 3).
В октябре 1995 года в России был принят Федеральный конституционный закон «О референдуме Российской Федерации», в котором установлено, что инициатива по проведению референдума принадлежит не менее чем 2 млн. граждан с охватом многих субъектов федерации; на основании этой инициативы Президент с согласия Конституционного Суда РФ назначает дату референдума.
Референдум нельзя проводить одновременно с выборами, а также при чрезвычайном или военном положении. Референдум считается состоявшимся, если в голосовании приняло участие более половины избирательного корпуса. Результаты определяются по большинству голосов участников референдума.
На референдумы не могут выноситься вопросы изменения статуса субъектов федерации, досрочного прекращения или продления срока полномочий Президента РФ и палат Федерального Собрания; принятия и изменения федерального бюджета; введения или отмены налогов и сборов, а также освобождения от их уплаты; принятия чрезвычайных и срочных мер безопасности; амнистии и помилования. Вопросы, выносимые на референдум, не должны ограничивать или отменять общепризнанные права и свободы человека и гражданина и конституционные гарантии их реализации.
На федеральном уровне после принятия Конституции Российской Федерации референдумов не проводилось. Различные политические силы — коммунисты, правые, экологи — выдвигали инициативы проведения референдумов по различным вопросам, но все эти инициативы были остановлены на стадии выдвижения.
Согласно федеральному конституционному закону от 17 декабря 2001 года № 6-ФКЗ «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образования в её составе нового субъекта Российской Федерации» вопрос об образовании нового субъекта Российской Федерации подлежит вынесению на референдумы заинтересованных субъектов Российской Федерации. Так, в 2003—2007 в ряде регионов прошли референдумы об объединении регионов.
Всенародное обсуждение
Всенародное обсуждение — одна из форм непосредственной демократии, способствующая активному включению граждан, трудовых коллективов, общественных организаций в процесс выработки и принятия решений в сфере государственных и социально значимых и общественных вопросов. Всенародное обсуждение обеспечивает гласность, сопоставление различных мнений и предложений, выбор оптимальных решений в той или иной области.
Наряду с референдумом и свободными выборами, всенародное обсуждение является проявлением народовластия, направленным на демократизацию общества, оно обеспечивает взаимосвязь между законодательными органами и общественным мнением. Значимость этого взаимодействия характеризуется тем, что оно позволяет обеспечить учёт интересов и взглядов миллионов людей с одной стороны, а с другой помогает воспитывать в гражданах ответственность, даёт им возможность ощутить себя строителями собственной жизни.
В отличие от всенародного голосования (референдума) всенародное обсуждение носит рекомендательный консультативный характер, однако его результаты учитываются при доработке соответствующего законопроекта. По сравнению с референдумом процедура проведения всенародного обсуждения более проста и экономична. Участие в обсуждении сугубо добровольная инициатива гражданина, которое может осуществляться в письменной форме, посредством отправления своих предложений в соответствующие органы, или устной форме, например обращением в средства массовой информации. Всенародное обсуждение может проводиться, как на национальном (в масштабах всей страны), так и на региональном и локальном уровнях, в зависимости от значимости конкретного вопроса.
Это явление можно рассматривать, как форму общественного участия, в процессе которого достигается согласование особых интересов граждан и отдельных социальных образований, способствующее становлению гражданского общества в стране.
Опрос общественного мнения
Опрос общественного мнения - (выборочный) вопрос, направленный на получение информации об отношении различных категорий населения к проблемам, событиям и фактам в конкретной социально-политической ситуации.
Или иными словами - мнение определённой группы людей по какому-либо вопросу, разделяемое и выражаемое значительной частью данной группы.
Хотя до 18-го века термин общественное мнение не употреблялся, сам феномен наблюдался во многие исторические эпохи. Общественное мнение в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж. Г. Тарда «Общественное мнение и толпа». Общественность рассматривается как совокупность людей, потребляющих одну и ту же информацию и вырабатывающих во многом совпадающие мнения и оценки, то есть общественное мнение — мнение общности, группы людей, основанное на принятии либо отрицании одинаково поданной и эмоционально окрашенной информации.
Что касается формирования общественного мнения, оно складывается из широко распространённой информации, как то: мнений, суждений, убеждений, идеологий, равно как и из слухов, сплетен, заблуждений. В формировании общественного мнения большую роль играют средства массовой информации (СМИ), в частности: телевидение, радиовещание, печатные издания (пресса). Также на общественное мнение влияют мнения людей, признаваемых обществом авторитетными и компетентными, личный опыт людей. Инструментами воздействия на общественное мнение со стороны государства являются пропаганда и цензура.
Выражение общественного мнения может выражаться на совещательном уровне, на этапе принятия решений по поводу строительства различных объектов. В 2004 г. в Санкт-Петербурге был принят закон «Об участии граждан и их объединений в обсуждении и принятии решений в области градостроительной деятельности на территории Санкт-Петербурга». Согласно этому закону любой гражданин имеет право высказать свое мнение и, при наличии доказательств нарушения закона, препятствовать строительству объекта.
Для количественного определения общественного мнения проводятся опросы общественного мнения. В работе используется широкий спектр исследовательских техник (личные интервью, фокус-группы, mystery shopping, холл-тесты, экзит-поллы, экспертные опросы, телефонные интервью и т.п.). Среди методов обработки информации – как дискриптивный, так и инферентный статистический анализ, специальные программы построения выборок и т.п.
1.1 Каким образом в Конституциях ФРГ и Франции решается вопрос о содержании и проведении референдумов?
В Основном Законе ФРГ содержание и проведение референдума описано в Статье 29, которая гласит:
(2) Мероприятия по изменению территориального деления Федерации объявляются федеральным законом, требующим утверждения путем референдума. Мнение заинтересованных земель должно быть заслушано.
(3) Референдум проводится в землях, из территорий либо частей территории которых должна быть образована новая земля, либо земля с новыми границами (заинтересованные земли). Голосование проводится по вопросу, должны ли заинтересованные земли оставаться в прежних границах или должна быть образована новая земля, либо земля с новыми границами. Результат референдума об образовании новой земли либо земли с новыми границами считается положительным, если как на ее будущей территории, так и в общей сложности на всех территориях либо частях территорий заинтересованной земли, принадлежность которых должна соответственно измениться, большинство проголосует за эти изменения. Результат считается отрицательным, если на территории одной из заинтересованных земель большинство проголосует против изменений; однако, отрицательный результат не принимается во внимание, если на части территории, принадлежность которой к заинтересованной земле должна измениться, большинство в две трети проголосует за изменение, если только на всей территории заинтересованной земли большинство в две трети не отклонит предполагаемые изменения.
(5) Цель всенародного опроса состоит в том, чтобы установить, получит ли одобрение предлагаемое в законе изменение принадлежности территории к определенной земле. Закон может предлагать для всенародного опроса различные предложения, однако не более двух. Если большинство одобрит предлагаемые изменения принадлежности к определенной земле, то федеральный закон должен в течение двух лет определить, будет ли изменена такая принадлежность в соответствии с абзацем 2. Если в результате всенародного опроса предложение будет одобрено в соответствии с предложениями 3 и 4 абзаца, то в течение двух лет после проведения всенародного опроса должен быть издан федеральный закон об образовании предлагаемой земли, не требующий дополнительно утверждения путем референдума.
В остальном подробности относительно референдума, всенародного опроса и народной инициативы регулируются федеральным законом. Он может также предусматривать возможность повторения народной инициативы не ранее чем через пять лет.
Таким образом, можно заключить, что общегосударственные референдумы в ФРГ не проводятся. Референдум проводится в двух или нескольких землях и возможен только в связи с изменениями границ земель и образованием новой земли. Это изменение проводится федеральным законом, который и выносится на референдум, проводимый в землях или на территориях, из которых должна быть избрана новая земля. Избиратель в таком случае должен ответить на четко поставленный вопрос: выступает он за сохранение прежних границ или за образование новой земли. Варианты при таком референдуме не предлагаются. Местный референдум проводится при переходе территории одной земли (района, общины) к другой в соответствии с соглашениями между ними.
Статья 11 Конституции Французской Республики закрепляет следующие основания проведения референдума:
Ст. 11 (Конституционный закон № 95-880 от 4 августа 1995 г., ст. 1) "По предложению Правительства во время сессий или по совместному предложению обеих палат, публикуемых в "Журналь оффисиель" ("Официальный вестник"), Президент Республики может вынести на референдум любой законопроект, касающийся организации органов государственной власти, реформ, относящихся к социальной или экономической политике Нации и к государственной службе, которая способствует их проведению в жизнь, а также разрешающих ратификацию соглашений, не противоречащих Конституции, но последствия которых могут оказать какое-то влияние на функционирование государственных институтов.
"Если референдум проводится по предложению Правительства, последнее выступает с заявлением перед каждой палатой, с последующими прениями.
"Если референдум приводит к принятию законопроекта, Президент Республики оглашает Закон в течение пятнадцати дней после объявления результатов референдума."
Конституционное право Франции предусматривает широкое использование этого института. Возможен конституционный референдум о внесении поправок в Конституцию. Референдум может проводится Президентом по предложению правительства или по совместному предложению обеих палат парламента, но только по определенному кругу вопросов: организация публичных властей, реформы в экономической и социальной политике, ратификация международных договоров, которые могут отразиться на функционировании государственных институтов страны.
До 2003 года референдум был возможен только в двух случаях и только по территориальным вопросам. Поправка к Конституции в 2003 году предоставила право избирателям всех территориальных коллективов в петиционном порядке требовать проведения референдума по различным вопросам, для этого необходимо собрать определенное количество подписей. Следует отметить, что во Франции к местным референдумам относятся отрицательно, однако в разных частях страны проводится в среднем семь местных референдумов в год.
Глава 2. Особенности правового положения субъектов федерации ФРГ и Индии
Особенности правового положения субъектов |
ФРГ |
Индия |
Государственное устройство | Конституционная Федерация | Федерация |
Тип системы отношений федерации и субъекта | Кооперативный федерализм | Ассиметричная федерация |
Наименование субъекта (количественный показатель) | 16 земель и 3 города (Берлин, Гамбург, Бремен) | 29 штатов и 7 союзных территорий |
Экономическое, территориальное, финансовое развитие субъектов | Не одинаковое, даже полярное |
Не одинаковое (Штаты Джамму, Кашмир, Сикким имеют особые привилегии) |
Вопрос создания, территориального изменения субъекта решается | На референдуме | Обыкновенным (не конституционным) законом Индии, мнение штата только выслушивают |
Отношения Федерация – субъект строится на базе |
Значительная степень самостоятельности, значительная централизация | Автономии штатов и имеет централизованный характер |
Наличие конституции в субъекте | Каждый субъект имеет свою конституцию | Штаты (кроме Джамму и Кашмир) не имеют конституции |
Разделение компетенций федерации и субъекта | Четкое разделение полномочий, существуют конституционно закрепленные компетенции федерации | Разделение носит условный характер т.к. федерация вправе вмешиваться в любую компетенцию субъектов |
Наличие гражданства в субъекте | Имею собственное гражданство | Не имеют собственного гражданства |
Наличие единого правового статуса субъектов | Федерация гарантирует соответствие конституционного порядка субъектам положениям Основного закона | Субъекты имеют единый правовой статус по конституции (на деле их статус не одинаков) |
Наличие парламента в субъектах (система выборов в парламент) | Однопалатный парламент, выборы методом голосования | Двухпалатный парламент, выборы голосованием по сложной схеме, в связи с неграмотностью большого числа населения |
Основные компетенции субъектов, взаимоотношения субъектов | Земли имеют свои конституции, парламенты, правительство, у граждан земель равные права и равные обязанности, все земли имеют равный статус, федеральное правительство имеет преимущество перед правом земель только в сфере исключительных полномочий всего 12 вопросов и совместная компетенция насчитывает 28 вопросов, компетенция федерации и земель разделены, допускается возможность федерального принуждения в сфере выполнения возложенных обязанностей, земли должны оказывать друг другу правовую и административную помощь | По конституции все штаты имеют единый правовой статус, однако фактически существует три рода штатов 1) штаты, пользующиеся наибольшим правами 2) штаты занимающие обычное правовое положение (их большинство) 3)мелкие штаты их права во многом ограничены и во многом расширены, в основе управления штатов лежит парламентская система, к сфере исключительных полномочий (компетенций) федерации относятся 97 вопросов со множеством подвопросов, к совместной компетенции отнесено 47 вопрос, компетенция штатов составляет 66 вопросов |
Главой субъекта является (метод избрания) | Премьер-министр, избирается населением | Губернатор, назначается президентом |
Система местного самоуправления | Земли делятся на округа (их более 50), округа на районы и города (их около 630), районы делятся на общины (многие города имеют статус общин). Главной ед. считается община. Во главе административной единицы стоит правительственный президент , схема организации самоуправления общая | Штаты делятся на округи в штате обычно семь-восемь округов (всего их около 530), округа на города, наиболее крупные города имеют статус муниципальной корпорации т.е. обладают самоуправлением (их более 70), деление на талуки, таксилы и блоки развития происходит из количества деревень входящих в их состав. Конституция предусматривает обязательное создание панчаятов (совет пяти, нередко их число больше) на всех уровнях административных единиц |
Глава 3. Тайна информационных контактов в Конституциях Японии и Польши
В отличие от политических прав, которые касаются, прежде всего, граждан, личные права и свободы определяют положение личности как таковой. Они в большей мере связанны с концепцией естественных прав человека. Их ограничение допускается некоторыми конституциями (Бразилия, Швейцария и др.) лишь в военное время. Неизменно в конституциях различных стран к числу личных прав, принято относить: право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность, достоинство личности и право на частную жизнь, однако есть специфические личные права граждан, которые конституционно закреплены в некоторых странах.
В рамках данной главы необходимо рассмотреть тайны информационных контактов в Конституциях Японии и Польши, касательно конституции Японии под данным понятием следует рассмотреть, прежде всего, статьи 33, 34, 35 конституции. Для более четкого представления считаю необходимым дать общие сведения о личных правах и свободах закрепленных в Японской конституции и о конституции в целом.
В Конституции Японии права и свободы закреплены таким образом, что ими вполне могут воспользоваться и неяпонские подданные и граждане. Права и свободы предоставляются как права человека живущему и будущим поколениям в качестве нерушимых вечных прав. Другими словами, Конституция в качестве основы взяла концепцию естественных прав человека (ст. 11). В специальной главе "Верховный закон", определяющей место Конституции в юридической системе страны, специально подчеркивается: "Основные права человека, гарантированные народу Японии настоящей Конституцией, являются результатом вековой борьбы людей за свободу. Эти права претерпели в прошлом суровые испытания и дарованы нынешнему и будущим поколениям в надежде, что они на вечные времена останутся нерушимыми" (ст. 97). Очевидна некоторая декларативность приведенной нормы; в то же время она подчеркивает значение прав и свобод в послевоенной Японии.
По сравнению с ранее действовавшей Конституцией 1889 г., с ее 14 статьями, посвященными правам и свободам, ныне действующий Основной закон сделал громадный шаг вперед в регулировании этого института. Если в Акте 1889 г. в разделе "Права и обязанности подданных" было всего 15 статей (ст. 18-32) и в каждой из них постоянно встречались нормы об их ограничениях, всякий раз давалась отсылка к закону или формулировка "при соблюдении правил, установленных законом", то теперь в большем в два раза числе (в 30) достаточно развернутых статей Конституции 1947 г. содержатся весьма четкие формулировки почти без каких-либо оговорок. Многие права и свободы весьма похожи на соответствующие в западноевропейских конституциях, хотя есть и чисто японский подход к некоторым из них. Целых 10 статей посвящены личным правам и свободам, и прежде всего личной неприкосновенности и защите личности. Среди них право на защиту от ареста, который может осуществляться только на основании приказа, выданного компетентным работником органов юстиции (ст. 33); гарантии при задержании (ст. 34); неприкосновенность жилища, документов и имущества (ст. 35) эта статья означает, что вход в жилище посторонних возможен только с разрешения хозяина, без такого разрешения вход возможен только при определенных обстоятельствах (обыск, выемка документов) и при наличии постановления судьи. Для обыска необходимо присутствие понятых, которые должны подписать соответствующий акт. Также войти возможно для тушения пожара и устранения чрезвычайных ситуаций; запрещение должностными лицами пыток и жестоких наказаний (ст. 36); несколько статей говорит о правах в судебной области. Конституционным правом личности считается тайна переписки, телефонных и телеграфных сообщений, сообщений по факсу, электронной почте и т.д. Ознакомление с личной корреспонденцией возможно только с разрешения судьи, такой же порядок установлен в отношении прослушивания телефонных переговоров, в обоих случаях судье должны быть представлены весомые доказательства в необходимости применения таких мер.
Перечисленные права и свободы в целом являются весьма распространенными в развитых демократических государствах. Но есть и нормы, в которых чувствуется происхождение, той страны в которой они действуют. Более того, некоторые из таких норм в своем регулировании идут значительно дальше, чем в развитых европейских странах. Так примером может служить раздел II конституции Польши.
Долгое время конституции различных стран ограничивались гарантиями неприкосновенности жилища и тайны переписки (позднее также других видов коммуникации - телеграфных сообщений, телефонных переговоров и т.д.). В настоящее время все более детальные и обширные проявления личной свободы, получают широкие конституционные гарантии в демократических государствах. Они приобретают особое значение на пороге эпохи информатизации, которая, как и все достижения прогресса, наряду с великими благами несет для человека и определенные опасности. В условиях авторитарных, а особенно тоталитарных, политических режимов власть стремится контролировать частную жизнь людей, чтобы использовать получаемую информацию для усиления господства над ними. Отсюда особая важность указанных конституционных гарантий.
В конституции Польши довольно широко и детально описаны права и свободы касающиеся тайны информационных контактов. А именно:
Cтaтья 49
Oбeспeчивaются свoбoдa и oхрaнa тaйны коммуникации. Их oгрaничeниe мoжeт имeть мeстo тoлькo в случaях, oпрeдeлeнных зaкoнoм, и oпрeдeлeнным им спoсoбoм.
Cтaтья 50
Oбeспeчивaeтся нeприкoснoвeннoсть жилищa. Oбыск жилища, пoмeщeния или трaнспoртнoгo срeдствa мoжeт иметь место тoлькo в случaях, oпрeдeлeнных зaкoнoм, и oпрeдeлeнным им спoсoбoм.
Cтaтья 51
Никтo нe мoжeт быть oбязaн иначе, чем на основании закона, рaскрывaть информацию, кaсaющуюся eгo личнoсти.
Публичные влaсти нe мoгут приoбрeтaть, собирать иную инфoрмaцию, кaсaющуюся грaждaн, чeм тa, кoтoрaя нeoбхoдимa в дeмoкрaтичeскoм прaвoвoм гoсудaрствe, и открывать к ней доступ.
Kaждый имeeт прaвo дoступa к кaсaющимся eгo oфициaльным дoкумeнтaм и сoбрaниям дaнных. Oгрaничeние этoгo прaвa может oпрeдeляться зaкoнoм.
Kaждый имeeт прaвo трeбoвaть испрaвить, a тaкжe устрaнить нeвeрную, нeпoлную или сoбрaнную спoсoбoм, противоречащим закону, инфoрмaцию.
Принципы и пoрядoк сбора информации, a тaкжe открытия доступа к ней oпрeдeляются зaкoнoм.
Как упоминалось выше, в настоящее время технологии меняются гораздо чаще и легче, чем конституции, поэтому возникает объективная необходимость широкого рассмотрения вопросов, связанных с защитой информации о гражданине именно в Конституции. В конституции Польши даются прямые указания на законодательные акты, регулирующие описываемые нормы и отсылка на соответствующие этой сфере законы. Получение личной информации о человеке, его частной жизни возможно только при наличии постановления судьи. Каждый гражданин имеет право, в случае предоставления о нем неверной или искаженной информации, требовать ее устранения либо официального опровержения.