Введение
Каждый человек сознательно или бессознательно руководствуется в своей деятельности определенными правилами, то есть образцами должностного поведения, моделями. Эти правила (правовые нормы) разнообразны как по содержанию, так и по способам возникновения. В совокупности они образуют некую систему.
В отечественной юриспруденции традиционно под системой права понимают совокупность существующих в стране юридических норм и их подразделение на относительно самостоятельной части – отрасли права и институты, регулирующие обособленные группы общественных отношений.
Можно считать общепризнанным, что сложившаяся система права играют важную роль стабилизирующего фактора в формировании и развитии общественных отношений и процесса регулирования, в обеспечении правомерной деятельности граждан, организаций и самого государства. Достижение такой стабилизации государственная власть с древних времен видела в установлении единого порядка, в обеспечении строгого соблюдения установленного порядка. Во всемирной истории по-разному складывались у тех или иных народов сами законы, обычаи, судебная и административная практика. Но ни одно государство не обходилось без этих важнейших средств обеспечения порядка и стабильности.
Нетрудно отсюда подойти, насколько важным является становление и упрочнение системы права в современный период развития страны, связанный с глубокими реформами и кризисными явлениями в сфере государственности, экономики и социальных отношений, а также в области массовой идеологии, сознании и нравственности каждого человека
Все вышесказанное говорит об актуальности темы курсовой работы.
Целью данной курсовой работы является анализ системы и структуры права.
Для достижений цели необходимо рассмотреть определенные задачи, а именно:
Определить понятие системы права;
Рассмотреть структуру права;
Определить понятия основных структурных элементов системы права.
Для достижения поставленных задач в первой главе курсовой работы будет рассмотрена структура права (основные элементы) и дано определение понятию системы права. Во второй главе рассмотрены основания построения системы права. В третьей главе рассмотрены основные отрасли системы права.
1. Структура права. Понятие системы права
Под системой понимается совокупность компонентов, взаимодействие которых порождает новые (интегральные, системные) качества, не присущие ее образующим и не сводимые к сумме свойств образующих ее компонентов.
Всякая система предполагает наличие элементов, связей между ними и формирование некоего целостного единства (4, с51).
Право- многогранное социальное явление. Оно может исследоваться в различных аспектах, с различных точек зрения. Столь же разнообразны могут быть определения права. Одно из операционных определений понятия права устанавливает: право – это система норм, выраженных в законах, иных признаваемых государством источниках и являющихся, нормативно-государственным критерием правомерно-дозволенного (а также запрещенного и предписанного) поведения (4, с 23).
Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его организация, способы образования, как каждой отдельной нормы права, так и всех норм в единое целое (9, с. 303). Право представляет собой не хаотичный набор правовых норм, а строгую и согласованную систему, целостный комплекс взаимосвязанных и согласованных элементов, находящихся в состоянии соподчинения, координации, функциональной зависимости и т.п. Система права отражает его внутреннее строение, которое не является произвольным усмотрением законодателя, а складывается как отражение реально существующих и развивающихся общественных отношений. (11, ст 170).
Под системой права понимается его объективно сложившаяся внутренняя структура, состоящая из взаимосогласованных элементов (11, с 170).
Для системы права характерными признаками являются:
- объективность, поскольку внутренняя структура права обусловлена реально складывающимися общественными отношениями, а не создается по усмотрению правовых субъектов;
- единство и взаимосвязь составляющих ее правовых предписаний, которым свойственны согласованность, целенаправленность и последовательность в процессе объединения;
- уровневая дифференциация элементов структуры права, отражающая их функциональное назначение различного порядка - от правовых норм и до отраслевых объединений в праве (13, с400).
Чтобы понять, что такое система права, необходимо ответить как минимум на два вопроса: из каких элементов состоит система права (структура права); как согласованы и взаимосвязаны между собой эти элементы.
Структуру права составляют более или менее крупные объединения правовых норм. В структуре права можно выделить следую основные уровни:
- право в целом;
- отрасль права;
- подотрасль права;
-институт права;
-норма права (10, с259).
Норма права, ее элементы и классификации
Правовые нормы являются исходным и ключевым началом системы права, поскольку именно в них содержатся правила императивного или диспозитивного свойства, устанавливаемые в обществе в целях его упорядочения и содержащиеся в юридических актах особого характера, т. е. в нормативных правовых актах. Юридические нормы представляют собой модели должного или возможного с точки зрения государства поведения и выступают в отношении людей как требования, запреты или правомочия вести себя определенным образом (13, с 402).
Норма права – это установленное и обеспеченное государством общеобязательное правило поведения, предназначенное для регулирования отношений в обществе (10, с 240)
Для такого правила, определяющего границы правового поведения, характерными являются все основные признаки позитивного права. Юридические правила обладают, соответственно:
нормативностью, поскольку в них содержатся образцы поведения людей в обществе;
общеобязательностью, т. е. они рассчитаны на беспрекословное выполнение;
общей направленностью своего действия, связанного с распространением на всех и каждого субъекта права и многократностью применения к неограниченному их числу;
фиксированностью, закрепленной в официально признаваемых источниках права;
государственно-властной обеспеченностью, призванной придать нормам права эффективность в применении и не допустить невыполнения их предписаний;
стабильностью, отражающей необходимость поддержания в обществе устойчивого правопорядка;
- системностью, связанной с собственной внутренней структурой и вхождением в более сложные компоненты права (13, с 402-403).
Элементы системы правовой нормы:
условие (гипотеза), определяющее круг правовых лиц, у которых при возникновении юридически значимых обстоятельств возникают определенные права и обязанности;
правило (диспозиция), указывающее на границы правового поведения, которым необходимо или желательно соответствовать раковым лицам при зафиксированных обстоятельствах;
взыскание (санкция), предусматривающее меры юридической ответственности для правовых лиц за нарушение границ предусмотренных правил поведения в рамках права.
В зависимости от способа изложения нормы права в нормативном правовом акте сложились как: 1.прямой способ изложения, предусматривающий размещение всех трех элементов правовой нормы в одной статье нормативного акта в полном объеме. Чаще всего подобное изложение находим в статьях гражданско-правовых актов, более других сохранивших "верность" классическим правилам римского частного права; 2. отсылочный способ изложения, предполагающий "компенсацию" недостающих элементов нормы за счет конкретной отсылки к недостающим ее частям, которые содержатся в иных статьях того же нормативного правового акта; 3. бланкетный способ изложения, указывающий на необходимость обращения при установлении юридической ответственности за правонарушение к положениям, содержащимся в ином нормативном акте, где перечисляются правила, которые следует соблюдать. Считается, что неконкретизированность диспозиции нормы или ее отсутствие обусловливается желанием законодателя не загромождать текст акта и обоснованным предположением о наличии у правоприменителя достаточной правовой информации о действующем законодательстве (13, с 403).
Нормы права ввиду их многочисленности и разноплановости принято классифицировать по определенным критериям:
по характеру (форме) правового регулирования нормы со времен римских юристов подразделяют: 1. на запрещающие, которыми предписывают воздерживаться от совершения недозволенных правом действий; обязывающие, предписывающие совершение определенных действий, содержащихся в норме; 2. управомочивающие, предоставляющие возможность совершения действий, содержащихся в норме;
по предмету правового регулирования, в соответствии с которым нормы делятся по соответствующим отраслям права как: нормы конституционного права; нормы административного права; нормы гражданского права; нормы уголовного права; нормы финансового права; нормы семейного права; нормы трудового права; нормы земельного права; нормы гражданско-процессуального права; нормы уголовно-процессуального права;
по субъекту правотворчества: законодательные нормы; подзаконные нормы; делегированные нормы;
по методу правового регулирования, позволяющему различать нормы прежде всего как: 1. императивные нормы, предельно четко и определенно устанавливающие условия действия своих полномочий; 2. диспозитивные нормы, регулирующие поведение субъектов права на основе их равенства между собой; рекомендательные нормы, содержащие пожелания выбора определенного варианта поведения; 3. поощрительные нормы, призванные стимулировать правомерные поступки субъектов права;
• по целевому назначению: 1. учредительные нормы, закрепляющие основы конституционного строя, правовой системы государства, правовой статус человека и гражданина и т. п.; 2. дефинитивные нормы, определяющие и объясняющие суть юридических понятий, раскрывающие направленность юридических действий; 3. регулятивные нормы, предоставляющие правовым субъектам и! права и возлагающие на них юридические обязанности; охранительные нормы, призванные обеспечить правопорядок в обществе; 4. коллизионные нормы, связанные с разрешением юридических споров, и т. д.;
• по кругу лиц, которым нормы права разделяются: 1. на общие, распространяющиеся на все население, находящееся в государственном пространстве; 2. специальные, действующие в отношении определенных категорий населения; 3. исключительные, изымающие из сферы действия нормативных актов или их частей определенные категории населения;
• по действию в пространстве как: 1.нормы общего действия, распространяющиеся на всю территорию, которая подпадает под компетенцию соответствующего правомочного органа общегосударственного значения; нормы ограниченного действия, связанные с определенными рамками по территории, которые специально выделяются в нормативном акте; 2. нормы локального действия, распространяющие свою силу на обособленную территорию, подпадающую под компетенцию регионального или местного правомочного органа;
• по времени действия как: 1. постоянные и временные, вступающие в силу по общим правилам или по специально установленным положениям; 2.немедленного действия и обладающие обратной силой (ретроспективного действия) (13, с 404-405).
Институт права и его характеристика
Институты права являются первичным объединением юридических норм и в то же время связующим звеном между ними и отраслями как основными общностями права. Они соединяют близкие по содержанию правовые нормы и, соответственно, вводят их в процесс правового регулирования отдельных групп общественных отношений.
Институт права - это комплекс взаимосвязанных правовых предписаний, регулирующих определенную группу или сторону однородных общественных отношений.
Характерными чертами институтов права являются: 1. однородность фактического содержания обособленных видов общественных отношений; 2. относительная самостоятельность в регулировании видовых общественных отношений внутри конкретной отрасли права; 3. юридическое единство входящих в институт норм права, основанное на их содержании и правовом оформлении; 4. обособленность правовых предписаний института в структурных частях нормативных правовых актов (в частности, в конституции, кодексах и иных законах); 5.сложившийся метод правового регулирования, отражающий специфику процесса воздействия на определенный вид общественных отношений .
Примерами институтов права могут служить институт законодательной власти в конституционном праве, институт собственности в гражданском праве, институт заработной платы в трудовом праве, институт освобождения от наказания в уголовном праве и т. Д (13, с 406).
Правовые институты возможно классифицировать по следующим основаниям:
1. по составу (или предметно-отраслевому критерию) как:
- отраслевые (унитарные), содержащие нормы одной отрасли права (среди них, например, институт коммерческой концессии в гражданском праве);
- межотраслевые (комплексные), соединяющие в себе нормы нескольких отраслей (в частности, институт приемной семьи на условиях оплаты труда приемных родителей можно рассматривать как институт, имеющий отношение как к семейному, так и к трудовому праву);
2. по функциональной роли в правовом регулировании различают:
учредительные институты, создающие властные структуры и закрепляющие правовое положение субъектов права (институт главы государства);
регулятивные институты, призванные регламентировать право мерное поведение (институт купли-продажи);
- охранительные институты, связанные с правонарушениями (институт административной ответственности);
3. по соотношению между собой выделяют:
- материальные правовые институты;
- процессуальные правовые институты, предусматривающие процедуры реализации первых;
4. по структуре институты права разделяют:
на простые, соединяющие, как правило, небольшой комплекс юридических норм без каких-либо их подразделений;
сложные, включающие в себя систему однородных, но более дробных подразделений определенной отрасли права, которые именуют субинститутами. Сами же укрупненные институты со сложной системообразующей инфраструктурой в рамках одной отрасли относят к подотраслям права. Например, таковыми называют парламентское и муниципальное право в конституционном праве, банковское, бюджетное и налоговое право в финансовом праве (13, с.406-407).
Отрасль права: понятие и основные классификации
Основными элементами системы права являются его отрасли, призванные регламентировать наиболее крупные сферы общественных отношений и обладающие особенностями, которые проявляются в их началах и назначении, в предмете и методе правового регулирования.
Отрасль права - это обособленная совокупность связанных едиными принципами и функциями правовых институтов, регулирующих на основе специфических юридических средств и способов качественно однородные общественные отношения.
Отрасли права традиционно делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей.
Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие и специальные отрасли права.
Базовая (или ведущая) отрасль - конституционное (государственное) право, представляющее собой совокупность правовых норм, закрепляющих основы государственного и общественного строя страны, формы правления, государственного устройства и государственно-политического режима, правовой статус личности, систему органов государственной власти и механизм осуществления их деятельности. Основы базовой отрасли содержатся в конституции государства и конституционных законах, развивающих ее положения.
Профилирующие отрасли воплощают в себе регулирующие и охранительные начала права, соединенные в следующие виды права
административное право;
гражданское право;
гражданско-процессуальное право;
- уголовно-процессуальное право
Специальные отрасли формировались на основе базовой и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права:
финансовое право;
земельное право;
семейное право;
трудовое право;
уголовно-исполнительное право (13, с402-409).
Более подробно вышеперечисленные отрасли права будут рассмотрены в третьей главе данной работы.
На основе вышесказанного можно предложить еще одно определение понятию система права.
Система права - это обусловленное характером общественных отношений внутреннее строение (или структура) правя, выраженное в объединении составляющих его норм права в институты, подотрасли и отрасли права (10, с 260).
2. Основания построения системы права
Когда говорят о системе права, имеют в виду прежде всего разделение права на самые крупные общности - на отрасли. Что служит критерием основанием этого разделения? Современная отечественная юридическая наука выделяет два таких основания:
предмет правового регулирования (какие общественные отношения подвергаются правовому регулированию);
-метод правового регулирования (каким образом регулирую те или иные общественные отношения) (10, с 260).
Предмет правового регулирования – качественно определенный вид общественных отношений, на который направлено воздействие данной отрасли права. Предмет отвечает на вопрос: Что регулируется? (14, с 53)
Общественные отношения выступают в качестве главного объективного критерия деления права на отрасли и институты. Структура этих отношений, их тип, род, вид обусловливают в определенной степени и структурное подразделение права на отрасли. институты. Например, гражданское право регулирует имущественные и личные неимущественные отношения, трудовое — отношения между работником и работодателем, финансовое — отношения, складывающие в процессе финансовой деятельности государства. Сами общественные отношения имеют сложную структуру, в которую включаются субъекты общественных отношений; предметы материального мира социальные взаимосвязи; общественные события, обстоятельства, выступающие причинами возникновения или прекращения общественных отношений.
Однако некоторые разновидности общественных отношений могут регулироваться двумя, а иногда и более отраслями права. Так, имущественные отношения регулируются гражданским и финансовым правом а некоторые их разновидности еще и административным. Уголовное право может вторгаться в сферу имущественных отношений, когда виновному лицу назначается наказание в виде штрафа, и он исполняется принудительно. Становится очевидно, что одного критерия для деления права на отрасли и институты явно недостаточно. Поэтому в науке существует и второй критерий — метод правового регулирования (11, с173).
Метод правового регулирования- совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений. К основным характеристикам метода правового регулирования общественных отношений можно отнести следующие:
юридическое положение участников правоотношений, характер и распределение их взаимных прав и обязанностей;
порядок, основания возникновения взаимных субъективных прав и обязанностей участников правового общения (т. е. юридические факты, необходимые для возникновения правоотношения);
характер юридических последствий, наступающих за противоправное поведение, за невыполнение субъективных обязанностей, за нарушение субъективных прав (виды мер государственного принуждения за нарушение требований правовых норм и порядок их применения) (10, с261).
На основе указанных характеристик различные авторы выделяют различные методы правового регулирования. Так Лазарев В.В. и Липель С.В. выделяют два основных методов правового регулирования общественных отношений: гражданско-правовой (другие его названия, встречающиеся в литературе,- автономный, диспозитивный, метод коор-Мнации); и административно-правовой (именуемый также авторитарный, императивный, метод субординации).
Первый предоставляет участникам правоотношений возможность самостоятельно определять свое поведение в отношениях друг с другом в рамках закона и характеризуется, как правило, равенством сторон. Взаимные права и обязанности участников правового общения возникают на добровольной договорной основе, они могут быть зафиксированы непосредственно в договоре. За противоправное поведение здесь наступает чаще всего имущественная ответственность. Санкции, предусматривающие ответственность, имеют в основном правовосстановительный (и лишь иногда карательный) характер. (10, с.261).
На императивном методе основано конституционное право, уголовное право, уголовно-процессуальное и некоторые другие отрасли права. Сказанное не означает, что в этих отраслях права существует только императивный метод правового регулирования, а лишь подчеркивается его преобладающее значение (11, с 174).
При административно-правовом методе правового регулирования общественных отношений взаимные права и обязанности у сторон возникают не по взаимному соглашению, а на основе правовых норм, издаваемых государством. Субъекты правового общения находятся, как правило, в отношениях власти и подчинения, имеют неодинаковый объем взаимных прав и обязанностей, который точно определен в нормативных актах. Санкции правоохранительных норм, содержащие меры ответственности за нарушение прав и неисполнение обязанностей, носят штрафной, карательный, а не правовосстановительный характер (10, с.261-262). Диспозитивный метод характерен для гражданского права, семейного права, большей части институтов трудового права. Для этих отраслей права он выступает в качестве основного метода, а в меньшей степени им свойствен императивный метод правового регулирования, который является для них дополнительным (11, с 174).
Кроме этих основных методов Мальков А.В. выделяет также поощрительный и рекомендательный методы.
Поощрительный метод правового регулирования основан на предоставлении субъектам дополнительных благ (поощрений) и действует при помощи особой разновидности правовых норм — поощрительных, в структуре которых содержится санкция-поощрение, а диспозиции этих норм в мягкой форме предписывают желаемый для общества вариант поведения. Его можно охарактеризовать как метод вознаграждения за определенное заслуженное поведение. В уголовно-исполнительном праве поощрительный метод сочетается с императивным методом. Например, правомерное поведение осужденных влечет смягчение режима и условий отбывания наказания, а несоблюдение норм уголовно-исполнительного права приводит к ужесточению порядка и условий отбывания наказания. Поощрительный метод широко представлен в трудовом праве и практически любые отрасли права в своей структуре содержат отдельные поощрительные нормы.
Рекомендательный метод — метод совета поступать так, как это желательно для общества и государства, который схож с диапозитивным методом, так как предлагает субъекту самостоятельно определить желательный вариант поведения с учетом различных условий и возможностей(11, с 174-175).
Таким образом, нормы права разграничиваются по отраслям в соответствии с предметом (материальный критерий) и методом (юридический критерий) правового регулирования.
В ходе дискуссий, проходивших в отечественной юридической науке в середине - второй половине XX в. были высказаны различные предложения - от отказа от предмета и метода (или только метода) правового регулирования как оснований отраслевой дифференциации права и обращения внимания на иные критерии до предложения, наряду с предметом и методом правового регулирования, дополнительных признаков отрасли права. В 90-е гг. XX в. внимание к исследованию этих вопросов заметно ослабло. Сегодня назрела потребность в дальнейшей углубленной разработке системы права.
В научном плане представляется перспективной следующая точка зрения с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию "юридический режим регулирования". Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования. Отраслевой режим правового регулирования общественных отношений можно охарактеризовать с помощью следующих основных признаков.
- Юридический режим отрасли материально обусловлен предметом регулирования (особенностями управленческих, имущественных, трудовых, семейных и других отношений).
- На основе одного из базовых методов (гражданско-правового административно-правового) формируется отраслевой метод правового регулирования, т. е. характерный для данной отрасли права единый специфический способ юридического воздействия, который определяется прежде всего особыми юридическими средствами регулирования (так называемый "юридический инструментарий"). Это установленные формы, касающиеся возникновения прав и обязанностей, средств юридического воздействия, способов зашиты прав, процедурно-процессуальных форм и т. д. У каждой отрасли есть свой набор подобных юридических средств. Все отраслевые средства регулирования находятся в единстве, во взаимодействии, образуют отраслевой механизм регулирования.
- Принципы (общие положения), т. е. специфические для данной отрасли идеи, общие моменты, которые характеризуют ее с точки зрения содержания. Принципы и общие положения придают отрасли особый облик. Вот, к примеру, отраслевые и межотраслевые принципы некоторых отраслей права: в гражданском праве принцип взаимного учета интересов, эквивалентности; в семейном праве - равенство супругов и т. д.
- Особая отрасль законодательства, возглавляемая кодифицированным актом, например кодексом. Если есть такой основной кодифицированный нормативно-правовой акт, имеющий прежде всего юридически содержательную общую часть (т. е. совокупность норм права, закрепляющих общие положения и отраслевые принципы), существуют основания для выделения особой отрасли права. Следовательно, в формировании юридической специфики режима немаловажную роль играет и законодатель.
Таким образом, правовые нормы объединяют в отрасли права в соответствии с предметом и методом правового регулирования общественных отношений, причем эти критерии конкретизируются в понятии "отраслевой юридический режим регулирования общественных отношений". Следует, однако, иметь в виду, что особенности последнего не исчерпываются указанными выше признаками. Иногда говорят о том, что при выделении той или иной отрасли права учитывается политико-правовая целесообразность. Кроме того, степень своеобразия юридического режима может быть различной. В зависимости от отработанности общих положений в законодательстве юридический режим отдельных отраслей может и не включать некоторые моменты или не очень явно их выражать (10, с 262-263)
3.Общая характеристика основных отраслей права
Публичное и частное право
С давних пор вся совокупность правовых норм, действующих в том или другом государстве, делилась на так называемое "частное право" и "публичное право". Деление права на частное и публичное является качеством его внутренней дифференциации. Такое деление права является естественным, вытекающим из природы отношений между личностью и государством. (4, с221)
Публичное право – та часть системы действующего права, нормы которого направлены на защиту общего блага, государственного интереса, связаны с полномочиями и организационно-властной деятельностью государства, с выполнением общественных целей и задач. Этим оно отличается от частного права, которое защищает частный интерес отдельной личности, коллективов людей, регулирует отношения граждан, их объединений, предприятий, фирм, кооперативов и других хозяйственных подразделений, обеспечивает свободную самореализацию гражданина, прав частной собственности и частного предпринимательства и основано на договоре между равноправными сторонами (7, с 495).
Частное и публичное право соотносятся между собой как две взаимодействующие системы. В ст. 2 Конституции России определяет права и свободы человека и гражданина как высшую ценность государства. Однако интересы общественного развития, обеспечения правопорядка и защиты общества от правонарушений требуют для защиты публичных интересов наличия механизма ограничения прав человека, т.е. определяются права общества, государства по отношению к конкретному лицу (ч. 3 ст. 55 Конституции). Поэтому всю систему норм условно можно разделить на две группы: нормы, определяющие права частных субъектов и отношения между ними, и нормы, определяющие статус публичных субъектов и реализацию их полномочий.
В современной России в качестве публичных субъектов могут выступать только органы, реализующие государственную власть либо муниципальные полномочия. Соответственно, те отрасли права, которые "обслуживают" данные правоотношения, являются публичными. Это конституционное, административное, финансовое, уголовное, уголовно-исполнительное право и т. д., а также все процессуальные отрасли права. Остальные отрасли права, регулирующие общественные отношения с участием частных субъектов, действующих в своих собственных интересах, образуют блок так называемых частных отраслей права; гражданское, семейное и отчасти трудовое право.
Безусловно, что не существует абсолютно публичных или абсолютно частных отраслей права. В любой отрасли права, относящейся к публично-правовому блоку, существуют отдельные элементы и механизмы, основанные на методе власти и подчинения и выражающие интересы не отдельных субъектов, а всего общества в целом и государственные интересы. Например, в семейном праве есть институт лишения и ограничения родительских прав, взыскания алиментов. В трудовом праве институт дисциплинарной ответственности, да и вся дисциплина труда основывается на императивном методе правового регулирования, который разумно сочетается с поощрительным методом.
В литературе выделяют следующие критерии, в зависимости от которых те или иные нормы права относят к частному либо публичному праву: 1) интерес (если частное право призвано регулировать личные интересы, то публичное — общественные, государственные); 2) предмет правового регулирования (если частному праву свойственны нормы, регулирующие имущественные отношения, то публичному — неимущественные); 3) метод правового регулирования (если в частном праве господствует метод координации, то в публичном — субординации); 4) субъектный состав (если частное право регулирует отношения частных лиц между собой, то публичное право — частных лиц с государством либо государственных органов между собой).
В настоящее время в правовой системе России все больше утверждаются такие институты частного права, как право наследуемого пожизненного владения, интеллектуальной собственности, частной собственности, возмещения морального ущерба и др.
Признавая важность и значение такой классификации, необходимо отметить, что выделение частного и публичного права имеет достаточно условный характер и ориентировано, прежде всего, на определение места и роли частного права в общем механизме правового регулирования. (11, с 176).
Материальное и процессуальное право
Любая система правовых норм подразделяется на материальное и процессуальное право. Все нормы права призваны регулировать и упорядочивать общественные отношения в соответствии с теми функциями и задачами, которые стоят перед ними. Одна группа правовых норм закрепляет существующие общественные отношения, тем самым придавая им правовой характер. Другие направлены на реализацию этих норм в жизнь, так как, устанавливая (санкционируя) правовые нормы, государство одновременно определяет порядок их осуществления. Следовательно, к материальному праву относятся конституционное право, гражданское право, уголовное право, административное право, а группу процессуальных отраслей права составляют уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, арбитражно-процессуальное и административно-процессуальное право (4, с225).
Материальное право - это юридическое понятие, обозначающее правовые нормы, с помощью которых государство осуществляет воздействие на общественные отношения путем прямого, непосредственного правового регулирования (таким же образом осуществляется воздействие и с помощью процессуального права). Нормы материального права закрепляют формы собственности, юридическое положение имущества и лиц, определяют порядок образования и структуру государственных органов, устанавливают правовой статус граждан, основания и пределы ответственности за правонарушения и т.д (10, с 57).
Предметом правового регулирования норм материального права являются общественные отношения, связанные с материальными условиями жизни общества (4 , с 225).
Процессуальное право - это совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие при расследовании преступлений, рассмотрении и разрешении уголовных и гражданских дел (10, с 57).
Государство определяет особую группу правовых норм, призванных обеспечивать претворение норм материального права в жизненных отношениях. Все то, что связано с применением норм материального права, — это область процессуального права. Процессуальное право - это в каком-то смысле форма осуществления норм материального права. Это не значит, что состояние законности зависит от норм материального права и меньше - от норм процессуального права. Для состояния законности и правопорядка в стране процессуальное право значит больше, чем материальное право (4, с 255).
Классификация и общая характеристика основных отраслей права
В зависимости от предмета и метода правового регулирования право может быть разделено на относительно обособленные части - отрасли. Нет абсолютно строгого и точного перечня отраслей права, поскольку их выделением занимаются прежде всего научные работники. Для юристов-практиков вопросы стоят в несколько иной плоскости: в каком нормативном акте содержится требуемая норма права (а не к какой отрасли принадлежит), вступил ли данный нормативный акт в юридическую силу, не отменен ли и т.д. Поэтому в разное время в доктрине выделялось и разное количество отраслей права – от десяти до пятнадцати и даже более.
Отрасль права — это обособленная, автономная и упорядоченная совокупность юридических норм, регулирующих однородные общественные отношения при помощи специфических для нее методов. Дать общую характеристику отраслей права — означает рассмотреть конкретный предмет и доминирующий метод правового регулирования, а также указать вид юридической ответственности, существующий в той или иной отрасли права.
Отрасли права традиционно делятся на основные (кодифицированные) и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей.
Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие и специальные отрасли права (13, с 408).
Отдельно необходимо сказать о международном праве.
Международное право регулирует главным образом отношения между государствами. Нормы международного права выражают согласованную волю разных государств (10, с 264).
Еще в Древнем Риме природа международного права изучалась как отрасль права, регулирующая отношения между народами, государствами, учитывающая действие национальных систем права в той или иной сфере.
Уже тогда был выделен и признан основной принцип международного права - согласие между сторонами на действие тех или иных правовых норм, в том числе созданных, признанных самими взаимодействующими в конкретных ситуациях сторонами. Поэтому основным источником международного права явился договор. Обеспечение его исполнения имело широкий диапазон от имущественных возмещений до военных акций.
Теория права выделяет на современном этапе общепланетарные тенденции развития и состояния международного права.
Прежде всего, это постоянное возрастание роли и значения международного права в жизни цивилизации, вообще один из реальных способов выживания и существования человечества как биологического вида и неповторимой социальной организации.
Две крупные системные структуры международного права -публичная и частная - оказывают основополагающее влияние и на политические, и на хозяйственные, и на личностно-правовые функции международного права. Растет роль международного гуманитарного права.
Очень важно обратить внимание, что наряду с материальными нормами международного права в XX веке мощно развивается процессуальная сторона международного права - возникают многочисленные процедурные органы, призванные решать споры и конфликты (третейские, арбитражные и иные судебные органы). Мощно развивается и международно-правовой процесс: правила обращения в эти органы, международно-правовое судопроизводство и т.д.
Конституции ряда стран закрепляют и право гражданина, исчерпавшего все возможности решить свое дело в рамках внутригосударственной защиты прав, свобод и законных интересов, обратиться и в соответствующие международно-правовые инстанции.
Международное право становится и формой воздействия, влияния тех или иных групп государств на отдельные государства, существенно отклоняющиеся от общепризнанных принципов и норм международного права (агрессии, гражданские войны, опасная для всего человечества антиэкологическая деятельность и т.п.). Причем средствами обеспечения этого воздействия становятся коллективные санкции экономического, военного свойства. Нельзя не заметить, что под эту международно-правовую деятельность создаются и специализированные военные формирования - силы быстрого реагирования, "голубые каски" и т.п. Международное право, таким образом, получает и "материальные" придатки, аппарат, способный по-новому обеспечивать его действие (6, с. 450-451).
В Российской Федерации (как и в некоторых других государствах) международное право входит в систему национального права. "Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора" (ч. 4 ст. 15 Конституции РФ).
Базовая (или ведущая) отрасль – конституционное (государственное) право.
Конституционное право — ведущая отрасль всей системы права (ее базис, основа), представляющая собой совокупность правовых норм, определяющих основы конституционного строя, правовое положение человека и гражданина и закрепляющих государственное устройство, систему государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право устанавливает принципы формирования, деятельности и структуру представительной, исполнительной и судебной власти, политическую систему, федеративное устройство, правовое положение граждан, их права, свободы и обязанности и т. д. Главным нормативным актом этой отрасли права является Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и выступающая законом прямого действия. Доминирующий метод конституционного права — императивный. Вид юридической ответственности — конституционная (11, с177). В число актов конституционного права включаются также конституции республик, входящих в состав РФ, уставы краев, областей, автономной области, автономных округов, городов федерального значения – Москвы и Санкт-Петербурга, а также некоторое другие акты (7, с 499).
Профилирующие отрасли воплощают в себе регулирующие и охранительные начала права, соединенные в следующие виды права (13, с 408):
Административное право. Регулирует управленческие отношения, возникающие в процессе исполнительно-распорядительной деятельности государства, государственных органов и должностных лиц. Нормами административного права регулируются публичные отношения власти и подчинения, в которых одной из сторон обязательно выступает исполнительный орган власти, наделенный государственно-властными полномочиями. Вид юридической ответственности — административная.
Гражданское право — ведущая, базовая отрасль права, предметом регулирования которой являются имущественные и связанные с ними неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Следует иметь в виду, что не все имущественные отношения регулируются гражданским правом, а только такие, в которых стороны юридически равны (продавец — покупатель; арендатор — арендодатель; должник — кредитор). В гражданском праве имущественные отношения не строятся по методу власти и подчинения, как это происходит в финансовом праве. Гражданское право состоит из многочисленных подотраслей: наследственное право, изобретательское право, патентное право и т. д. Главный метод правового регулирования — диспозитивный. Вид юридической ответственности — гражданско-правовая.
Уголовное право. Длительное время в юридической науке считалось, что уголовное право лишено собственного предмета правового регулирования. Развитие научной мысли привело ученых к выводу, что уголовное право регулируют отношения, возникающие между преступником и государственными органами, наделенными полномочиями применять меры уголовно-правового воздействия, а позднее стали приходить к выводу, что уголовное право регулирует и отношения, взятые под уголовно-правовую охрану. Уголовное право объединяет правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказаниями, а также иные меры уголовно-правого воздействия применяются к лицам, их совершившим, определяют основания уголовной ответственности и освобождения от нее и наказания. Уголовное право — это отрасль права, регулирующая отношения, взятые под уголовно-правовую и охрану и отношения, возникающие в связи с совершением лицом преступления по поводу применения к нему мер уголовно-правового воздействия. В предмет уголовного права входят две относительно самостоятельные части: 1) наиболее важные и ценные для личности и государства общественные отношения, перечисленные в ч. 1 ст. 2 УК РФ, в рамках которых осуществляется поведение лица, урегулированное уголовным законом; 2) общественные отношения, возникающие вследствие совершения преступления. Уголовное право использует императивный метод правового регулирования, основанный на запрещении тех или иных действий или возложении обязанности совершить определенные действия. Основной нормативно-правовой акт — Уголовный кодекс РФ. Часто уголовное право называют еще и отраслью уголовной ответственности. Конечно, уголовное право регулирует уголовную ответственность, но сводить все уголовное право к институту уголовной ответственности не совсем верно. В уголовном праве существует институт обстоятельств, исключающих преступность деяния, принудительных мер медицинского характера и т. д., которые с уголовной ответственностью связаны, но ей не являются.
Уголовно-процессуальное право — это совокупность юридических норм, определяющих задачи, принципы, круг участников уголовного процесса, их права, обязанности и другие положения судопроизводства и регламентирующих порядок возбуждения уголовных дел, их расследования и рассмотрения в суде. Уголовно-процессуальное право тесно связано с нормами уголовного права, так как в конечном итоге вся деятельность компетентных органов, осуществляющих расследование или рассмотрение уголовных дел, направлена на получение ответа на вопрос, имел ли место в действительности юридический факт преступления или нет. Основополагающий нормативный акт — Уголовно-процессуальный кодекс. Ведущий метод правового регулирования -императивный. Вид ответственности — уголовно-процессуальная.
Гражданско-процессуальное право — это совокупность юридических норм, регулирующих порядок разбирательства и разрешения судом гражданских дел. Основной метод — императивный. Основополагающие нормативно-правовые акты: Гражданский процессуальный кодекс и Арбитражный процессуальный кодекс. В отличие от уголовно-процессуального права, по общему правилу, в гражданско-процессуальном праве не действует принцип публичности, т. е. иск (жалоба, заявления и т. п.) начинают рассматриваться только при условии волеизъявления одной из сторон. Тогда как в уголовном процессе, по общему правилу, дело возбуждается без наточил жалобы потерпевшего. В гражданско-процессуальном праве существует самостоятельный вид ответственности — гражданско-процессуальная (11, с 177-179).
Специальные отрасли формировались на основе базовой и профилирующих, приспосабливаясь к особым сферам общественной жизни, которые нуждались в специфическом правовом регулировании. К этим отраслям относятся следующие виды права (13, с 409):
Семейное право до недавнего времени считали частью гражданского права (его подотраслью), а в настоящее время большинство ученых пришло к выводу о его самостоятельности. Семейное право тесно связано с гражданским правом, но это самостоятельная отрасль права, регулирующая группу общественных отношений, носящих семейно-правовой характер: порядок и условия заключения брака; права и обязанности лиц, вступающих в брак; порядок и условия прекращения брака; личные неимущественные и имущественные отношения между членами семьи и другими родственниками, а также между бывшими членами семьи; формы и порядок устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Основной нормативный акт — Семейный кодекс. Ведущий метод — диапозитивный. Семейное право лишено самостоятельного института ответственности. Нормы семейного права охраняются от их нарушения нормами гражданского, уголовного и административного права.
Трудовое право — отрасль права, регулирующая труд работников на предприятиях, в учреждениях и организациях. Трудовое право регламентирует отношения: рабочих и служащих с работодателем по поводу непосредственного приложения его труда; администрации с трудовым коллективом по поводу участия работников в управлении производством; установления условий труда; рассмотрения трудовых споров и охраны труда. В трудовом праве разумно сочетаются диспозитивный, императивный и поощрительный методы правового регулирования. Основной нормативно-правовой акт — Трудовой кодекс РФ. В трудовом праве существует два вида юридической ответственности: дисциплинарная и материальная.
Уголовно-исполнительное право — это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в связи с исполнением всех видов наказаний и иных мер уголовно-правового характера. "Прародителем" уголовно-исполнительного права можно назвать уголовное право, так как уголовно-исполнительное право по мере специализации общественных отношений и появления новых методов правового регулирования отделилось от уголовного права. Приблизительно с середины 60-х гг. XX в. уголовно-исполнительное право стали признавать самостоятельной отраслью права.
В определенной степени уголовно-исполнительные отношения производны от уголовно -правовых отношений, так как они не могут возникнуть без возникновения и развития уголовно-правовых отношений. Уголовно-исполнительное право устанавливает сам порядок и условия отбывания наказаний, определяет правовой статус осужденных и органов, исполняющих наказания, регламентирует применение средств исправления и т. д. Основной метод уголовно-исполнительного права — императивный, который в процессе исполнения наказания активно сочетается с поощрительным методом правового регулирования, а стимулирование правопослушного поведения выступает одним из принципов уголовно-исполнительного права (ст. 8 УИК РФ). Основной нормативно-правовой акт — Уголовно-исполнительный кодекс РФ. Вид ответственности — дисциплинарная ответственность осужденных (уголовно-исполнительная) (11, с 177-179). Земельное право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих вопросы пользования землею и землеустройства, правового режима различных видов земли. Норма отрасли закрепляются в Конституции, Земельном кодексе, а также в Лесном, Водном, Горном кодексах и иных нормативных актах (13, с409). Финансовое право — это совокупность правовых, норм, регулирующая общественные отношения, которые возникают в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных денежных фондов государственных и муниципальных образований, необходимых для реализации их целей и задач. Предмет финансового права составляют общественные отношения, возникающие в процессе деятельности государства и муниципальных образований по планомерному образованию (формированию), распределению и использованию денежных фондов для реализации своих целей и задач. Иными, словами — это отношения, возникающие в процессе осуществления государственными и муниципальными органами финансовой деятельности. Можно выделить следующие виды финансовых отношений: между высшими, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов, между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения; между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами в связи с уплатой налогов и иных платежей и перечислением их в бюджет; внутри единой системы органов управления в области финансов и кредита (например, между Министерством финансов РФ и Центральным банком РФ в связи с реализацией функциональных обязанностей этими органами). Так или иначе, в зависимости от сфер правового регулирования выделяют налоговые, бюджетные, валютные и публичные банковские отношения. В самой структуре финансового права в зависимости от предмета правового регулирования выделились подотрасли налогового, бюджетного валютного права, а также ряд институтов, например институт, регулирующий публичные банковские отношения.
Основной метод финансового права — императивный, но, как и в любой отрасли права, существуют отдельные элементы, основанные на иных методах правового регулирования. Так, в стадии формирования в финансовом нраве находится институт поощрения, а незначительная часть финансовых отношений может строиться на диспозитивном методе правового регулирования, но все эти методы для финансового права вспомогательные (дополнительные). В последние годы более широкое применение в финансовом праве нашел рекомендательный метод, что обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, органов местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений (11, с 180-183). Нормативными источниками выступают нормы конституционного и административного права, а также Бюджетный, Налоговый и Таможенный кодексы (13, с409). Также помимо вышесказанного можно выделить комплексные отрасли. Для них характерно соединение разнородных институтов профилирующих и специальных отраслей: хозяйственное право, сельскохозяйственное право, экологическое право, экономическое право, торговое право, право прокурорского надзора, морское право, воздушное право, военное право (14, с 56).
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены понятие системы права и основные элементы структуры права.
В результате анализа литературных источников можно сделать вывод, что изучению понятия системы права уделяют большое внимание многие ученые. В результате, в отечественной литературе сложилось достаточно много определений данному понятию. Наиболее простое и приемлемое значение является следующее: система права – строение права того или иного государства, его подразделения на отрасли (подотрасли), институты и нормы права. В этом определение не только лаконично раскрыта суть самого понятия, но и в какой-то мере дана и структура самого права, основными элементами которого являются: отрасль права, подотрасль права, институт права, норма права.
Большое значение в отечественной литературе уделено отраслям права. В работе изучены основы построения системам права. Основанием деления права в первую очередь на отрасли является предмет и метод. Наиболее классическими методами деления являются императивный и диспозитивный. Кроме этого, можно выделить поощрительный и рекомендательный.
В научном плане представляется перспективной точка зрения с целью уточнения критериев выделения в структуре права самостоятельных отраслей. Отдельные авторы наряду с предметом и методом правового регулирования предложили категорию "юридический режим регулирования". Они утверждают, что для каждой отрасли права характерен ряд специфических, только ей присущих юридических особенностей. В совокупности они образуют особый отраслевой юридический режим регулирования, который формируется прежде всего с учетом предмета и метода правового регулирования.
На основе вышеперечисленных (классических) методов выделяют определенные отрасли права. Отрасли права традиционно делятся на основные и комплексные, формируемые из различных правовых институтов основных отраслей. Среди основных, в свою очередь, различают базовую отрасль, профилирующие (административное право, гражданское право, гражданско-процессуальное право, уголовно-процессуальное право) и специальные отрасли права (финансовое право, земельное право; семейное право, трудовое право, уголовно-исполнительное право). В настоящее время растет роль международного права, которое оказывает все большее воздействие на внутреннее устройство различных государств. Международное право становится формой воздействия, влияния тех или иных групп государств на отдельные государства, существенно отклоняющиеся от общепризнанных принципов и норм международного права (агрессии, гражданские войны, опасная для всего человечества антиэкологическая деятельность и т.п.). Причем средствами обеспечения этого воздействия становятся коллективные санкции экономического, военного свойства. Нельзя не заметить, что под эту международно-правовую деятельность создаются и специализированные военные формирования - силы быстрого реагирования, "голубые каски" и т.п. Международное право, таким образом, получает и "материальные" придатки, аппарат, способный по-новому обеспечивать его действие. В Российской Федерации (как и в некоторых других государствах) международное право входит в систему национального права.