Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Московская Государственная Академия Делового Администрирования
Курсовая работа
По дисциплине: Гражданское право
На тему: Договор транспортной экспедиции
Москва, 2009 г.
Введение
С начала XIX века грузоотправители и грузополучатели начали пользоваться на транспортных рынках услугами капиталистических предприятий по вопросам организации и выполнения перевозок. Так, в 1816 г. одна из таких фирм - Данзас (в настоящее время крупнейший в мире экспедитор) предложила без участия отправителя доставлять посылки и мелкий багаж получателям в "сборных дилижансах" , которые регулярно следовали между городами Австрии, Германии, Швейцарии. С появлением через короткое время железных дорог экспедиторы (в Англии - forwarders, в Германии - Spediteuren) стали осуществлять более дешевую, чем у железной дороги, доставку мелких партий грузов в своих экспедиторских сборных вагонах, используя разницу в размерах ставок железнодорожных тарифов на перевозку грузов подвагонными и мелкими партиями.
Для правового регулирования такого посредничества в гражданском законодательстве были предусмотрены правовые нормы, регламентирующие любое коммерческое посредничество, включая экспедиторское. Социально-политическая направленность этого законодательства была очевидной. В большинстве развитых капиталистических стран оно защищало интересы не мелких посредников - экспедиторов и агентов, а транспортных монополий. Это выражалось, в частности, в ограничении совмещения транспортного агентирования с экспедированием, в ущемлении прав экспедиторов в качестве договорных перевозчиков по отношению к фактическим и др.
Ситуация изменилась на рубеже 1950-1960 гг. прошлого века в ходе начавшегося научно-технического прогресса на транспорте и прошедшего к настоящему времени несколько этапов. Контейнеризация, трейлеризация грузов, специализация транспортных средств привели к тому, что на транспортном рынке произошло сращивание предложения услуг агентского, экспедиторского и складского предпринимательства, к появлению на рынке транснациональных экспедиторских корпораций (по данным на 2000 г. имели годовой оборот фрахта более 1 млрд. евро 63 экспедиторские компании). В настоящее время экспедиторам принадлежит значительный перевозочный потенциал автомобильного транспорта для междугородних и международных перевозок, складское хозяйство и главенствующая роль в операторстве смешанных (мультимодальных и интермодальных) перевозок.
Международного транспортно-экспедиторского законодательства нет, но активно формируется правовое поле такого законодательства на национальном уровне. В этом процессе принимает активное участие Международная федерация экспедиторских ассоциаций - ФИАТА. На своем конгрессе в 1997г. она обратилась ко всем своим членам - национальным ассоциациям с рекомендацией о необходимости совершенствования, где оно существует, и создания национального экспедиторского законодательства, а в 1998 г. направила им макет проекта такого закона- "Modelle FIATA" (Типовые экспедиторские правила, принятые ФИАТА. М. - РАМЭ, 1998).
Интеграция мирового транспортного рынка требует установления общих правил работы российских экспедиторов при организации перевозок грузов, как по территории Российской Федерации, так и в международном сообщении.
11 июня 2003 г. Государственная дума приняла, а Президент Российской Федерации 30 июня 2003 г. подписал Федеральный закон "О транспортно-экспедиционной деятельности".
Федеральный закон определяет порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности - порядок оказания услуг по организации перевозок груза любыми видами транспорта и оформлению перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее экспедиционные услуги). Положение Закона не распространяется на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи. Закон впервые определяет экспедитора как организатора перевозки грузов, что является значительным шагом вперед в правовом положении экспедитора как важного звена в продвижении груза (товара) от производителя к потребителю.
В бывшем СССР такое положение экспедитора существовало только в системе внешнеторговых отношений. Во внутренних перевозках экспедиторы находились в ведении транспортных ведомств, т.е. в прямой зависимости от вида транспорта, с которым они были связаны. Зачастую Госплану приходилось предусматривать принудительное задание по организации перевозок в прогрессивных смешанных сообщениях.
С принятием закона экспедитор получил право организовывать перевозки всеми видами транспорта и транспортно-экспедиционное обслуживание, в первую очередь, грузовладельца и защиту его интересов.
Ст.2 Закона ввела в систему правоотношений экспедитора и грузовладельца понятие "Правила транспортно-экспедиционной деятельности" (ТЭД). Они утверждаются Правительством Российской Федерации. Сам этот факт обеспечивает повышение качества экспедиционных услуг, снижение издержек при перевозках грузов, поскольку четко регулирует отношения между экспедитором и грузовладельцем.
Закон определяет правовое регулирование транспортно-экспедиционной деятельности. Отношения между экспедитором и клиентом (грузоотправителем, грузополучателем) регулируются Гражданским кодексом РФ, самим Законом и Правилами, другими федеральными законами, актами Президента и Правительства Российской Федерации, иными нормативными актами РФ, издаваемыми в соответствии с ними. Отношения экспедитора с перевозчиками на различных видах транспорта регулируются Гражданским Кодексом РФ, транспортными уставами и кодексами.
Целью данной курсовой работы является:
определение рамок нормативно-правовых актов, регулирующих отношения в сфере транспортно - экспедиционного обслуживания.
Разъяснение и формулировка транспортных терминов, используемых в договорах транспортного – экспедиционного обслуживания.
Подготовить проект содержания договора.
1. Общие положения
Правовое регулирование экспедиторской деятельности Правовое регулирование транспортной экспедиции в России осуществляется гл. 41 ГК РФ, ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", N 259-ФЗ, УСТАВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА И ГОРОДСКОГО НАЗЕМНОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА, Приказ Минтранса РФ от 11.02.2008 № 23 «Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов» и иные нормативные акты в части, касающейся настоящего Договора, Общими Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г.), в части не противоречащей действующему законодательству, действующих правил FIATA (FIATA Model Rules for Freight Forwarding Services), Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ-CMR), Европейского Соглашения о режиме труда и отдыха водителей (АЕТР), Таможенной Конвенции МДП, других законов или иных правовых актов.
Термины и определения" (ГОСТ Р 52297 - 2004) и "Услуги транспортно-экспедиторские. Общие условия" (ГОСТ Р 52298 - 2004). В России, как и в других странах, также действуют национальные общие условия экспедирования - Генеральные условия экспедиторов РФ, принятые Ассоциацией экспедиторов России (АРЭ) и рекомендованные Торгово-промышленной палатой России для использования экспедиторскими организациями в их практической деятельности. Однако Генеральные условия не являются нормативным актом и могут применяться лишь на добровольной основе. В соответствии со ст. 2 Закона о транспортно-экспедиционной деятельности (ТЭД) Правительство РФ утверждает Правила транспортно-экспедиционной деятельности. Такие Правила разрабатывались на протяжении нескольких лет, и 8 сентября 2006 г. они были наконец утверждены Постановлением Правительства N 554.
2. Основные понятия
Транспортно-экспедиционная деятельность” – предпринимательская деятельность сферы материального производства по организации доставки грузов любыми видами транспорта. Транспортно-экспедиционные услуги” – возмездные услуги, связанные с организацией доставки груза любыми видами транспорта на условиях и в сроки, обусловленные договором транспортной экспедиции. К транспортно-экспедиционным услугам могут относиться: • составление экономических обоснований транспортно-технологических схем и маршрутов в соответствии с поручениями клиента; • фрахтование автомобилей, вагонов, морских, речных, воздушных судов и других транспортных средств; • заключение договоров, связанных с доставкой грузов; • производство и контроль за экспедиторской (отправительской) маркировкой грузов и пломбированием перевозочных средств, включая контейнеры, а также хладокамер, бункеров и других помещений хранения; • отслеживание хода и/или выполнения погрузочно-разгрузочных, перегрузочных, перевалочных, складских и упаковочных работ, соблюдения сроков и условий хранения, накопления и выдачи грузов; • складирование грузов, переданных экспедитору клиентом на хранение; • оформление товарно-транспортных и других сопроводительных документов на всех этапах реализации транспортно-технологических схем и маршрутов доставки грузов в соответствии с установленными требованиями; • участие в оформлении документов, связанных со страхованием грузов, коммерческих и других актов в соответствии с установленными формами в случаях прибытия грузов и перевозочных средств с недостачей, порчей или повреждением; • расчет и оплата провозных и иных платежей и сборов; • информирование грузовладельцев о движении грузов; • ведение необходимой коммерческой документации; • производство в установленном порядке переадресовки грузов; • организация реализации невостребованных грузов; • розыск грузов и транспортных средств; • организация таможенного оформления экспортно-импортных и транзитных грузов. Экспедитор может оказывать также иные услуги, связанные с организацией доставки грузов и обусловленные договором транспортной экспедиции. Экспедитор” – юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, организующее доставку грузов. Клиент” – любое российское или иностранное юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции. “Доставка” – комплекс услуг по обеспечению транспортировки груза от отправителя до получателя, который включает в себя выполнение экспедитором возмездных услуг, обеспечивающих отправление, перевозку и получение груза, в том числе выполнение обязанностей клиента, установленных на соответствующем виде транспорта, а также возможное оформление товаросопроводительных, перевозочных, таможенных и других документов, необходимых для осуществления доставки груза. Кроме того, экспедитор может оформлять товаросопроводительные, перевозочные, таможенные и другие документы, необходимые для осуществления доставки груза. Доставка груза от двери до двери”– условие экспедирования груза, при котором экспедитор принимает груз у грузоотправителя с обязательством передать его грузополучателю под расписку в пункте, указанном клиентом. “Груз” – любое имущество, в отношении которого экспедитор осуществляет организацию доставки. Смешанная (мультимодальная) перевозка”– перевозка грузов двумя или более видами транспорта.
Понятие интермодальной перевозки подразумевает перевозку партии груза в одной транспортной единице - контейнере с применением различных видов транспорта: железнодорожного, морского, автомобильного. “Оператор смешанной (мультимодальной) перевозки” –экспедитор, осуществляющий организацию доставки груза двумя или более видами транспорта. “Вознаграждение экспедитора” – доход экспедитора за выполнение работ по договору транспортной экспедиции, который может устанавливаться: • в виде процентной ставки от общей стоимости доставки груза; • в твердой денежной сумме за выполнение работ по договору; • в виде разницы между суммой, выплаченной клиентом экспедитору, и суммой, оплаченной экспедитором третьим лицам при выполнении им договорных обязательств.
3. Форма и значение договора
Договор транспортной экспедиции в силу профессионального статуса экспедитора и тесной связи с договором перевозки является публичным договором.
Гражданским законодательством (ст.803 ГК РФ) установлено, что договор транспортной экспедиции заключается в письменном виде. Это означает, что он может быть заключен не только путем составления единого документа, подписанного сторонами, но и путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной, электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору (СТ.434 ГК РФ).
Договор экспедиции двусторонне обязывающий - каждая из его сторон приобретает правомочия и принимает на себя юридические обязанности. Он относится к числу возмездных, так как экспедитор оказывает другой стороне услуги за вознаграждение. Договор является консенсуальным и реальным не становится и в том случае, когда экспедитор выполняет экспедиционные услуги с вверенным ему грузом, выступая в роли перевозчика, т.к. само получение груза от клиента представляет собой исполнение обязательств из консенсуального договора транспортной экспедиции, а возложение на перевозчика обязанностей по транспортно-экспедиционному обслуживанию также возможно лишь при наличии соглашения между ним и грузоотправителем (грузополучателем)1.
Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме (п. 1 ст. 802 ГК). Во избежание разногласий в нем следует оговорить все существенные условия перевозки. Например, необходимо указать, кто выбирает маршрут следования груза, поскольку в соответствии со ст. 3 Закона № 87-ФЗ таким правом обладают и экспедитор, и клиент, кроме того, отразить порядок оплаты вознаграждения экспедитору, так как экспедитор вправе удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им в интересах клиента расходов. Несоблюдение письменной формы не влечет недействительность договора, но в случае спора лишает стороны права ссылаться на свидетельские показания.
При заключении договора профессиональными экспедиторскими организациями часто используются типовые формы (проформы) договора со стандартным набором оказываемых экспедитором услуг. В этих случаях клиент вправе принять эти условия лишь путем присоединения к договору в целом (ст. 428 ГК).
Срок действия договора определяется соглашением сторон и зависит от характера выполняемых экспедитором операций. Если это договор полного транспортно-экспедиционного обслуживания на доставку только данной партии груза или частичного обслуживания по выполнению операций на одной из стадий транспортного процесса или даже какой-то части этих операций, то срок, на который заключается разовый договор, соразмерен продолжительности соответствующих операций или операции. В случаях же, когда клиент заинтересован в экспедиционном обслуживании в течение продолжительного времени, договор теряет разовый характер и заключается на длительный срок.
Договор транспортной экспедиции может предусматривать выполнение или организацию выполнения экспедиционных услуг, связанных с систематическими перевозками грузов. Такой договор заключается на длительный срок и может рассматриваться как договор об организации перевозок. Согласно ст.798 ГК РФ, такой договор не содержит санкций за его неисполнение.
4. Субъекты
В качестве сторон договора выступают экспедитор и клиент. В отношении принятых экспедитором на себя обязанностей клиент признается кредитором, а экспедитор - должником. Клиентом по договору может быть как физическое, так и юридическое лицо.
В большинстве случаев клиентами в договоре выступают хозяйственные организации (производственные, торговые, заготовительные). Клиентами в договоре могут быть грузоотправители, грузополучатели, собственники или иные владельцы груза, не совпадающие с отправителями либо получателями, другие лица, заинтересованные в экспедиционных услугах.
Экспедитором же может быть признан только предприниматель - юридическое или физическое лицо, получившее статус индивидуального предпринимателя.
Если из договора транспортной экспедиции следует, что экспедитор должен исполнять свои обязанности лично, он вправе привлечь к исполнению своих обязанностей других лиц (ст. 805 ГК). Возложение исполнения договора экспедиции на третье лицо не освобождает экспедитора от ответственности перед клиентом за исполнение договора.
5. Существенные условия
Предметом договора транспортной экспедиции являются юридические и фактические действия экспедитора, составляющие услуги по организации перевозки груза.
В рамках договора экспедитор может оказывать как основные услуги, так и дополнительные. К основным услугам относятся:
организация перевозки груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом;
заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза;
обеспечение отправки и получения груза;
другие обязанности, связанные с перевозкой.
В качестве дополнительных услуг может быть предусмотрено:
получение необходимых при экспорте или импорте документов;
выполнение таможенных и иных формальностей;
проверка количества и состояния груза;
его погрузка и выгрузка;
уплата пошлин, сборов и других расходов, возлагаемых на клиента;
хранение груза;
его получение в пункте назначения;
выполнение иных операций и услуг, предусмотренных договором.
Отграничение экспедиционной деятельности от непосредственной перевозки груза обусловлено тем, что деятельность транспортных организаций и их клиентов, касающаяся груза, неоднородна. Основу этой деятельности составляют само перемещение груза, его движение из пункта отправления в пункт назначения. Но для обеспечения движения необходим целый ряд предшествующих ему операций. Все они охватываются формулой ч. 2 п. 1 ст. 801 ГК: организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, заключить от имени клиента или от своего имени договор перевозки груза, обеспечить отправку груза.
Отправка груза может включать выполнение таких вспомогательных операций, как обработка груза, его группировка, затаривание и упаковка, маркировка, снабжение ярлыками и бирками, взвешивание или определение объема, доставка к месту отправки, сдача перевозчику, составление перевозочных документов, внесение провозных платежей, уведомление клиента об отправке груза по назначению, а иногда и сопровождение его в пути. Поэтому экспедиция (от лат. expeditio) - это, прежде всего отправка груза, а экспедитор - лицо, занимающееся его отправкой.
С другой стороны, договор перевозки груза не может быть прерван в момент самого прибытия груза в пункт назначения. Напротив, груз надлежит выгрузить в этом пункте, обеспечить его целостность и сохранность после выгрузки, а затем доставить на склад получателя, которому он и должен быть передан. Все это сопровождается оформлением соответствующих документов и выполнением иных требований.
Все операции (услуги), выполняемые по договору экспедиции, так или иначе, должны быть связаны с перевозкой груза. Ради его отправки, самого перемещения и завершения транспортного процесса они и выполняются. В этом - производность экспедиции от перевозки груза и принципиальное отличие договора экспедиции от других договоров, также опосредующих оказание услуг.
6. Экспедиторские документы
К экспедиторским документам относятся: • Поручение экспедитору; • Интермодальное весовое свидетельство отправителя; • Декларация отправителя о перевозке опасных грузов; • Складская расписка; • Экспедиторская расписка; • Экспедиторский сертификат перевозки; • Мультимодальный транспортный коносамент; • Мультимодальная транспортная накладная. Поручение экспедитору (заявка клиента) является документом, выдаваемым клиентом экспедитору на организацию доставки груза. Поручение экспедитору выдается как в рамках заключенного договора транспортной экспедиции, так и может быть разовым. Бланк поручения экспедитору предоставляется экспедитором клиенту, который заполняет его и выдает экспедитору. Поручение экспедитору содержит в себе основные параметры и условия перевозки груза. В случае если поручение экспедитору выдается клиентом в рамках подписанного между клиентом и экспедитором договора и наличия согласованных ставок, экспедитор принимает такое поручение к исполнению немедленно после получения документа. Если поручение выдается клиентом в качестве отдельного задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. Экспедиторское поручение, а также изменения и дополнения к нему выдаются в письменной форме. Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. За возможные убытки, вызванные предоставлением неправильных или неполных данных, экспедитор ответственность не несет.
Интермодальное весовое свидетельство отправителя При отгрузке единичной партии груза отправитель заполняет и подписывает интермодальное весовое свидетельство отправителя, передает его экспедитору для передачи сведений, содержащихся в документе, перевозчику. При организации консолидированной отправки экспедитор сам является грузоотправителем; на основе интермодальных весовых свидетельств отдельных отправителей он заполняет свое интермодальное весовое свидетельство и передает его перевозчику. Декларация отправителя о перевозке опасных грузов (приложение №3) Декларация отправителя о перевозке опасных грузов должна быть заполнена и подписана отправителем и передана экспедитору. Экспедирование опасных грузов, авиаперевозки которых ограничены по условиям авиационной безопасности, осуществляются только экспедиторами, имеющими программы обеспечения авиационной безопасности, согласованные с Управлением авиационной безопасности Государственной службы гражданской авиации Министерства транспорта Российской Федерации. Складская расписка используется экспедитором в том случае, если он осуществляет складские операции. В складскую расписку включаются детальные оговорки, касающиеся прав третьего лица (держателя документа по индоссаменту), передачи права собственности на груз и согласие экспедитора, что представление складской расписки является свидетельством поставки груза. Складская расписка не является оборотным документом, если на нем не указано - "оборотный документ". Экспедиторская расписка должна быть вручена экспедитором грузоотправителю немедленно после получения груза в качестве официального подтверждения того, что экспедитор вступил во владение переданным ему грузоотправителем грузом с выполнением безотзывного распоряжения грузоотправителя отправить груз получателю, указанному в документе, или держать его на своем складе для этого грузополучателя. Данное распоряжение может быть отменено только в том случае, если оригинал экспедиторской расписки возвращается экспедитору, который ее выписал, и если на этот момент распоряжение грузоотправителя по отправке груза не выполнено экспедитором. Экспедиторская расписка не является оборотным документом.
Выписывается только один оригинал документа. Если требуются копии, на бланках должна быть сделана отметка «Копия необоротная». Выдавая экспедиторскую расписку, экспедитор подтверждает, что: a. отправка, указанная в документе, принята экспедитором или его агентом (представителем) и он несет ответственность за выполнение обязательств по доставке груза; b. тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии; положения документа соответствуют инструкциям, полученным экспедитором; c. условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с экспедиторской распиской.
Экспедиторская расписка оформляется следующим образом:
Экспедиторский сертификат перевозки передается экспедитором клиенту немедленно после получения от него груза для перевозки. Выдавая сертификат, экспедитор удостоверяет, что он принял на себя ответственность за экспедирование и доставку указанной в сертификате партии груза в соответствии с инструкциями отправителя, указанными в документе. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что он не является перевозчиком, а выполняет только экспедиторские услуги. Экспедитор, выдавший сертификат, несет ответственность перед клиентом за доставку груза по назначению привлеченным им перевозчиком. Экспедиторский сертификат перевозки является оборотным. Выдавая сертификат, экспедитор подтверждает, что: a. партия груза, указанная в документе, акцептована экспедитором или его агентом и что право на доставку груза доверяется исключительно ему; b. тара и упаковка предъявленного к отправке груза находятся в надлежащем состоянии; c. положения документа точно соответствуют инструкциям, полученным экспедитором; d. условия перевозочных документов не противоречат обязательствам, взятым на себя экспедитором в соответствии с сертификатом; e. ответственность за страхование согласована; f. точно определено, сколько оригиналов документа выписано. Мультимодальный транспортный коносамент - оборотный документ. Он является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза для доставки его на всех видах транспорта. При осуществлении экспедирования грузов в смешанном сообщении по территории России экспедитор выдает клиенту мультимодальный транспортный коносамент смешанной перевозки.
Мультимодальнаятранспортная накладная - необоротный документ; она является единым товаросопроводительным документом, используемым экспедитором, если он является оператором смешанной перевозки груза.
При организации перевозок грузов в международном сообщении экспедиторы могут использовать экспедиторские документы, разработанные Международной федерацией экспедиторских ассоциаций (ФИАТА), в случаях прямого указания на их применение в договоре транспортной экспедиции.
7. Порядок оказания транспортно-экспедиционных услуг
Договор транспортной экспедиции регулирует взаимоотношения сторон при организации экспедитором доставки груза одним или несколькими видами транспорта, включающей в себя весь комплекс услуг, выполняемых экспедитором в интересах клиента, или часть услуг (организация доставки груза, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза).
Организация доставки груза включает в себя услуги по согласованию экспедитором с перевозчиками условий перевозки; времени перевалки груза с одного вида транспорта на другой; условий хранения груза в портах, на железнодорожных станциях, транспортных терминалах. Кроме того, организация доставки может включать оформление перевозочных и товаросопроводительных документов на груз.
Организация отправления груза включает в себя услуги по оформлению перевозки груза в пункте отправления, в том числе оформление перевозочных и товаросопроводительных документов от имени и по поручению клиента; авансовую оплату стоимости перевозки; передачу груза перевозчику для осуществления перевозки. Организация перевалки груза включает в себя согласование с клиентом и перевозчиками времени и условий перевалки груза с одного вида транспорта на другой, осуществление такой перевалки и оформление всех необходимых документов. Организация приема груза включает в себя прием груза от перевозчика в пункте назначения; участие в оформлении приема груза соответствующими документами, актами, при необходимости вызов независимого оценщика убытков и участие в оформлении актов несохранной перевозки груза; передачу груза грузополучателю с оформлением соответствующих приемо-сдаточных документов; проведение окончательных расчетов за доставку грузов. Организация "доставки груза от двери до двери" включает в себя выполнение всех необходимых операций по доставке груза от места получения у отправителя до места его выдачи получателю. При этом экспедитор по доверенности клиента может принимать участие в оформлении перевозочных и товаросопроводительных документов, участвовать в перевозке груза, в производстве таможенного оформления грузов международной торговли, предъявлять груз и товаросопроводительные документы государственным органам контроля. В смешанной перевозке при осуществлении экспедирования на условиях "доставка груза от двери до двери" экспедитор по просьбе клиента может выдать ему мультимодальный транспортный коносамент или мультимодальную транспортную накладную. Экспедитор, заключая договор транспортной экспедиции с клиентом, выдает ему бланки «Поручение экспедитору», которые заполняются и подписываются клиентом на каждую партию груза.
После получения заполненного и подписанного клиентом поручения экспедитор приступает к исполнению договора транспортной экспедиции. Если поручение экспедитору выдается клиентом в качестве разового задания, то необходимо подтверждение экспедитора на исполнение такого поручения. Подтвержденное экспедитором поручение рассматривается как заключенный договор транспортной экспедиции. Поручение экспедитору, а также изменения и дополнения к нему, выдаются в письменной форме. Выданное экспедитору поручение должно содержать все данные, необходимые для надлежащего его выполнения. Клиент обязан сообщить экспедитору всю необходимую для осуществления экспедирования информацию о грузе и своевременно предоставить в распоряжение экспедитора все документы, требуемые для выполнения поручения. Клиент гарантирует правильность и полноту представляемых экспедитору данных о передаваемом грузе, обращая особое внимание на свойства, касающиеся общей природы груза, его маркировку, вес, объем, а также количество грузовых мест. Клиент несет перед экспедитором ответственность за все убытки, понесенные экспедитором в связи с неполной информацией или неточным поручением, переданным им экспедитору. При необходимости авансовой оплаты провозных платежей клиент выплачивает экспедитору согласованный размер провозных платежей перед началом выполнения экспедитором поручения. Клиент имеет право отозвать ранее выданное экспедитору поручение с обязательным возмещением экспедитору фактических расходов, связанных с исполнением поручения. Экспедитор составляет технико-экономическое обоснование транспортно-технологических маршрутов и схем с учетом пожеланий и требований клиента. Экспедитор заказывает перевозку тем видом транспорта, который указан клиентом, либо предлагает клиенту другой вид транспорта, являющийся наиболее экономичным при осуществлении конкретной перевозки. При оформлении перевозок грузов экспедитор для осуществления взаиморасчетов с клиентом и перевозчиком применяет транспортные документы, утвержденные соответствующими федеральными органами исполнительной власти (путевые листы, товарно-транспортная накладная, железнодорожная накладная, коносамент, нейтральная воздушная накладная). Экспедитор по поручению клиента в соответствии с договором транспортной экспедиции производит все расчеты за перевозку груза с перевозчиками. При этом экспедитор может производить расчеты, как от имени клиента, так и от своего имени, в последствии относя эти расходы на клиента. По поручению клиента экспедитор осуществляет складирование грузов, выдавая при этом клиенту складскую расписку. При осуществлении вывоза (завоза) грузов с железнодорожных станций, выполняемого транспортно-экспедиторскими организациями, экспедиторы руководствуются следующими положениями: • при вывозе (завозе) грузов, погрузо-разгрузочные работы на станциях железной дороги выполняются силами и средствами железной дороги, а у клиентов – их силами и средствами; • по соглашению сторон (экспедитора с клиентом) погрузо-разгрузочные работы может выполнять экспедитор. Экспедитор проверяет вес и количество мест принятого перевозчиком от клиента или клиентом от перевозчика груза только по указанию клиента. Обязательно установление количества мест, когда груз принимается на склад экспедитора или отгружается со склада экспедитора. Опасные грузы, скоропортящиеся и иные грузы, требующие особых условий перевозки, принимаются экспедитором только по письменному поручению клиента с указанием требований к условиям их транспортировки. Обязательно приложение декларации отправителя об опасных грузах по форме, установленной правилами перевозки опасных грузов на соответствующем виде транспорта. Если такие грузы передаются экспедитору с нарушением вышеуказанных требований, то клиент несет ответственность за все убытки, которые могут возникнуть в связи с перевозкой, хранением и перевалкой этих грузов. Страхование грузов может осуществляться экспедитором только по письменному поручению клиента, если это предусмотрено договором транспортной экспедиции. При выдаче клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца экспедитор обязан застраховать свою ответственность. Экспедитор может предложить клиенту смешанную (мультимодальную) перевозку и выступать в качестве оператора смешанной перевозки груза. В этом случае экспедитор по договоренности с клиентом может выдавать соответствующие документы смешанной (мультимодальной) перевозки. Если указание клиента мешает экономичной доставке груза, экспедитор должен обратить на это внимание клиента. Если клиент повторяет свое указание, экспедитор выполняет поручение с отнесением всех рисков на клиента. В том случае, если указание клиента не соответствует нормам безопасной перевозки груза, экспедитор имеет право отказаться от выполнения такого указания, поставив об этом в известность клиента. Если экспедитор не в состоянии полностью или частично выполнить поручение в связи с наступлением обстоятельств непреодолимой силы, то исполнение соразмерно отодвигается на время действия этих причин, о чем экспедитор немедленно информирует клиента. В том случае, когда экспедитор по договору транспортной экспедиции осуществляет "доставку груза от двери до двери" или выполняет часть экспедиторских функций (организация доставки, экспедиция по отправлению груза, экспедиция по приему груза, а также выполнение иных услуг, связанных с доставкой груза), его ответственность перед клиентом устанавливается законодательством Российской Федерации и договором транспортной экспедиции. При этом экспедитор отвечает перед клиентом за убытки, причиненные своими собственными действиями. Положения настоящей статьи применяются также в случае, когда экспедитор осуществляет перевозку груза собственным транспортом. При выдаче экспедитором клиенту мультимодального транспортного коносамента или мультимодальной транспортной накладной международного образца ответственность экспедитора определяется законодательством Российской Федерации и условиями этого коносамента или накладной. Клиент обязан уплатить экспедитору согласованное вознаграждение в соответствии с договором транспортной экспедиции. Клиент несет ответственность за сверхнормативный простой транспортных средств под погрузкой или выгрузкой. В договоре транспортной экспедиции может предусматриваться право экспедитора удерживать находящийся в его распоряжении груз до уплаты вознаграждения и возмещения понесенных им расходов. В этом случае клиент также оплачивает расходы связанные с удержанием груза. За возникшую порчу груза вследствие его удержания экспедитором в случаях, предусмотренных настоящим пунктом, ответственность несет клиент.
8. Требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг
К качественным характеристикам транспортно-экспедиционных услуг относятся: • четкое исполнение требований законодательных актов, нормативных документов в области транспортно-экспедиционной деятельности и условий договора транспортной экспедиции; • своевременное и корректное рассмотрение всех требований и претензий клиентов; • использование экспедитором в своей деятельности экспедиторских документов; • наличие сертификатов соответствия в рамках добровольной сертификации на предоставляемые транспортно-экспедиционные услуги. К услугам, оказываемым экспедиторами, могут предъявляться следующие требования: • комплексность; • точность и своевременность исполнения; • безопасность; • обеспечение сохранности груза; • информативность. Комплексность – означает возможность получения клиентом услуг экспедитора как по транспортировке грузов, так и сопутствующих услуг (выполнение таможенных и иных формальностей, предоставление в аренду подвижного состава и контейнеров, средств механизации погрузочно-разгрузочных работ, оказание консалтинговых услуг, страхование груза и др.). Точность и своевременность исполнения – означает оказание услуг экспедитором по объёмам, срокам и условиям обслуживания в соответствии с договором транспортной экспедиции и экспедиторскими документами. Безопасность – означает, что услуги, оказываемые экспедитором, должны соответствовать требованиям нормативных документов в области безопасности на транспорте, окружающей среды и охраны труда.
Обеспечение сохранности груза означает доставку грузов от отправителя до получателя без потерь и повреждений в соответствии с требованиями действующих нормативных документов к упаковке и маркировке грузов, погрузке, размещению и креплению грузов на транспортных средствах и в контейнерах, хранению грузов, их охране в процессе перевозки, производству погрузочно-разгрузочных, складских и сортировочных работ.
Информативность означает, что при оказании услуг экспедиторы предоставляют клиентам следующую информацию: • правовые акты, регулирующие взаимоотношения сторон договора транспортной экспедиции; • сведения о тарифах и ценах на оказываемые виды услуг; • правила и условия перевозки грузов на различных видах транспорта; • информацию о продвижении груза; • другие существенные сведения, относящиеся к организации и осуществлению перевозок грузов на различных видах транспорта.
9. Форс-мажорные обстоятельства
Стороны не несут ответственности за частичное или полное невыполнение обязательств по настоящему Договору, если данный факт явился следствием обстоятельств непреодолимой силы (форс-мажор), т.е. чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, а именно: все виды стихийных бедствий, начало боевых действий в районе осуществления перевозок, террористические акты, отраслевые забастовки, действия органов государственной власти и управления.
Сторона, для которой наступило действие обстоятельств непреодолимой силы, информирует об этом событии другую сторону в письменном виде в течение одного дня после получения информации.
В случае наступления обстоятельств непреодолимой силы, предусмотренных пунктом. Договора, исполнение обязательств обеих Сторон по настоящему договору приостанавливается на срок действия таких обстоятельств, но не более чем на тридцать дней, по истечении которых Стороны вправе расторгнуть Договор без возмещения убытков друг другу.
10. Порядок рассмотрения споров
Все споры и разногласия, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, должны решаться путем переговоров. Стороны обязуются принимать все необходимые меры для устранения препятствий, которые могут прямо или косвенно повлиять на выполнение настоящего Договора.
Досудебный претензионный порядок разрешения споров является обязательным. Сторона, получившая претензию, обязана удовлетворить ее или дать мотивированный отказ в течение 30 календарных дней с момента получения претензии.. Претензионный порядок рассмотрения спора, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «О транспортно-экспедиционной деятельности» обязателен. В случае если Стороны не придут к соглашению, спор подлежит разрешению в Арбитражном суде в соответствии с законодательством РФ.
Вывод
Исходя из выше сказанного, представляю проект типового договора транспортного – экспедиционного обслуживания:
Отношения Сторон по настоящему Договору регулируются положениями Гражданского Кодекса Российской Федерации, Федерального Закона Российской Федерации «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановления Правительства РФ № 554 от 08.09.2006 года «Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности», Устава автомобильного транспорта РСФСР, Общими Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом (утв. Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971 г.), в части не противоречащей действующему законодательству, действующих правил FIATA (FIATA Model Rules for Freight Forwarding Services), Конвенции о договоре международной дорожной перевозке грузов (КДПГ-CMR), Европейского Соглашения о режиме труда и отдыха водителей (АЕТР), Таможенной Конвенции МДП, других законов или иных правовых актов.
Для выполнения своих обязательств по данному договору Исполнитель имеет право привлекать третьих лиц, заключать с ними договоры и производить расчеты от своего имени. Возложение исполнения обязательства на третье лицо не освобождает Исполнителя от ответственности перед Клиентом за исполнение своих обязательств по настоящему Договору.
Исполнитель может производить по поручению Клиента таможенное оформление товаров и транспортных средств при подтверждении Клиентом оплаты таможенных платежей.
В случае если Исполнитель выполняет перевозку грузов принадлежащим ему транспортом, то Стороны руководствуются положениями Раздела № 3 настоящего Договора.
В случае если Исполнитель организует перевозку грузов привлеченным транспортом, то Стороны руководствуются положениями Раздела № 4 настоящего Договора.
В ходе совместной работы Стороны обязуется соблюдать коммерческие интересы друг друга, сохранять конфиденциальность в отношениях с третьими лицами, участвующими, либо заинтересованными в перевозке, не разглашать полученную или ставшую известной коммерческую информацию.
Исполнитель предоставляет Клиенту объем (необходимое количество транспортных средств, соответствующих характеру перевозимого груза), исходя из требований, изложенных в Соглашении сторон, оформляемого в виде Заявки на перевозку.
Заявка на перевозку заполняется Клиентом и направляется Исполнителю не позднее, чем за 24 часа до начала предполагаемой перевозки. Исполнитель обязан в течении 6 часов рассмотреть Заявку на перевозку и сообщить Клиенту о принятом решении.
На Клиента или уполномоченного Грузоотправителя, в соответствии с настоящим. Договором, возлагается обязанность, оформления товарно-транспортных документов (ТТН, товарных накладных и других документов, предусмотренных действующим законодательством).
В соответствии с настоящим Договором установлена норма времени на погрузку/разгрузку транспортного средства - 12 часов, исключая выходные и праздничные дни, если иное не указано в Поручении.
Клиент предоставляет Исполнителю документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Исполнителем обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
В случае поручения Исполнителю приемки и сдачи груза как товарно-материальных ценностей с оформлением ТТН, в Заявке делается соответствующая отметка о дополнительной услуге. В этом случае при отсутствии надлежаще оформленных ТТН Исполнитель имеет право не принять груз. Решение вопроса о предоставлении документов, требуемых законодательством РФ, возлагается на Клиента.
Исполнитель обязан доставить груз в место назначения в указанный Заявке срок либо из расчета 500 км в сутки, и выдать его правомочному на получение груза лицу, с подписанием документов, удостоверяющих факт сдачи-приемки груза.
Подтверждением выполнения обязательств по осуществлению перевозки является товарно-транспортная накладная, подписанная и скрепленная печатью (штампом) уполномоченного Грузополучателя, если это требование указано Клиентом в Заявке на перевозку.
Для выполнения услуг по настоящему Договору Сторонами оформляются Соглашения в виде Экспедиторских документов. До утверждения Министерством Транспорта РФ форм Экспедиторских документов, данные формы установлены внутренними приказами Исполнителя и не могут быть изменены Клиентом. Экспедиторские документы обязательны к заполнению при каждом факте поручения Исполнителю выполнения услуг. Экспедиторские документы подписываются уполномоченными лицами, и скрепляется печатями (штампами) Сторон.
Поручение экспедитору заполняется Клиентом и направляется Исполнителю не позднее, чем за 24 часа до начала предполагаемой перевозки. Исполнитель обязан в течение 2 часов рассмотреть Поручение и сообщить Клиенту о принятом решении.
Клиент предоставляет Исполнителю документы и другую информацию о свойствах груза, об условиях его перевозки, а также иную информацию, необходимую для исполнения Исполнителем обязанностей, предусмотренных настоящим Договором.
Исполнитель обязан сообщить Клиенту об обнаруженных недостатках полученной информации, а в случаях неполноты информации запросить у Клиента необходимые дополнительные данные.
В случае непредставления Клиентом необходимой информации Исполнитель вправе не приступать к исполнению соответствующих обязанностей до предоставления такой информации.
В случае поручения Исполнителю приемки и сдачи груза как товарно-материальных ценностей с оформлением ТТН, в Поручении делается соответствующая отметка о дополнительной услуге. В этом случае при отсутствии надлежаще оформленных ТТН Исполнитель имеет право не принять груз. Решение вопроса о предоставлении документов, требуемых законодательством РФ, возлагается на Клиента.
Подтверждением принятия Исполнителем на себя обязательств по организации перевозки является Поручение Экспедитору, подписанная уполномоченным лицом и скрепленная печатью (штампом) Исполнителя, транспортные и другие документы, если это требование указано Клиентом в Поручении Экспедитору.
Расчеты между Клиентом и Исполнителем за транспортно-экспедиционное обслуживание, производятся на основании письменно согласованной ставки, указанной в принятой к исполнению Заявке на перевозку.
Под термином ставка в настоящем договоре понимается:
В случае, когда Исполнитель использует принадлежащие ему транспортные средства - провозная плата, согласованная Сторонами в Заявке на перевозку.
В иных случаях - вознаграждение Исполнителя как Экспедитора и расходы по организации перевозки. Расчет с третьим лицом, привлеченным к перевозке груза, за счет средств, поступивших от Клиента, Исполнитель производится самостоятельно. Вознаграждение Экспедитора рассчитывается как разница между ценой перевозки, согласованной с Клиентом в Поручении, и провозной платой за перевозку, оплачиваемой третьему лицу, привлеченному к перевозке груза.
Клиент производит оплату путем банковского перевода на счет Исполнителя в течение 3-х банковских по факсимильной копии счета, выставленного по факту выгрузки автомобиля, с последующим отправлением оригинала товаросопроводительного документа.
Исполнитель предоставляет Клиенту оригиналы счета, счета-фактуры, актов выполненных работ, товаросопроводительных документов с отметками получателя о доставке груза. Клиент обязан в течении 3-х рабочих дней после получения актов выполненных работ от Исполнителя, подписать их и вернуть второй экземпляр Исполнителю, либо предоставить мотивированный отказ от подписания акта.
Не подписание акта, либо не предоставление в указанный срок мотивированного отказа от его подписания является фактом признания надлежащего исполнения Исполнителем своих обязательств в полном объеме.
Расчеты могут производиться в рублях РФ, долларах США, Евро.
В том случае, если в заявке ставка за перевозку согласована в иностранной валюте, оплата производится в рублях по курсу ЦБ РФ на день платежа, если иной порядок не предусмотрен в Заявке или в Поручении, что по договоренности сторон и будет являться стоимостью перевозки и экспедиторское вознаграждение Исполнителя.
Клиент обязан предусмотреть и произвести оплату таким образом, что бы Исполнитель получил оплату в полном объеме без каких либо вычетов, связанных с претензиями или зачетами. Клиент не вправе не оплачивать счета Исполнителя за оказанные надлежащим образом услуги в счет своих требований, основанных на утрате или физическом повреждении своих грузов, в качестве их обеспечения.
При несоблюдении сроков оплаты Клиент по письменному требованию Исполнителя выплачивает последнему пени в размере 0,10% от суммы просроченного платежа за каждый день просрочки.
По соглашению сторон возможны другие формы расчетов, предусмотренные законодательством РФ.
Стороны извещают друг друга о том, что на момент заключения договора все расчеты между сторонами за оказываемые услуги производятся с учетом НДС, в случаях предусмотренных законодательством РФ.
Обо всех изменениях в системе налогообложения, Стороны обязаны в течение 5 дней письменно уведомить друг друга.
Стороны несут ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязательств по Договору в соответствии с гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «О транспортно-экспедиционной деятельности», Уставом автомобильного транспорта РСФСР в части не противоречащей действующему законодательству, другими законами или иными правовыми актами.
Каждая из Сторон Договора должна исполнять свои обязательства надлежащим образом, оказывая всевозможное содействие другой Стороне.
Сторона, нарушившая свои обязательства по Договору, должна без промедления устранить эти нарушения.
Если Исполнитель докажет, что нарушение обязательств вызвано ненадлежащим исполнением договоров перевозки (в том случае когда используется привлеченный транспорт), то его ответственность перед Клиентом определяется положениями Главы 25 Гражданского Кодекса РФ.
Правила ответственности Клиента перед Исполнителем, возникшей вследствие неточности и/или неполноты сведений, внесенных в Поручение, определяются положениями Главы 25 Гражданского Кодекса РФ. В случае использования Исполнителем собственного транспорта, ответственность Сторон за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по Договору, определяется особыми условиями, согласованными Сторонами в Заявке на перевозку.
При осуществлении внутрироссийских перевозок, в случае сверхнормативного простоя транспортных средств по вине Клиента, последний по письменному требованию обязан выплатить Исполнителю 200 рублей за каждый час сверхнормативного простоя.
При осуществлении международных перевозок, в случае сверхнормативного простоя транспортных средств по вине Клиента, последний по письменному требованию обязан выплатить Исполнителю 200 Евро за каждые полные сутки сверхнормативного простоя.
Стороны не несут ответственности по Договору, если полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение Договорных обязательств было вызвано наступлением форс-мажорных обстоятельств, возникших после заключения настоящего Договора. К форс-мажорным обстоятельствам относятся стихийные бедствия, эпидемии, война или военные действия, забастовки, изменения законодательства, издание актов государственными органами и иные чрезвычайные и непредотвратимые при данных условиях обстоятельства.
Сторона, для которой создалась невозможность исполнения своих обязательств по настоящему Договору, обязана незамедлительно, но не позднее 1 суток, письменно уведомить другую Сторону о наступлении форс-мажорных обстоятельств, предполагаемом сроке их действия и прекращении.
Факт наступления форс-мажорных обстоятельств и их продолжительность должны быть подтверждены актами и справками в соответствии с действующим законодательством.
Если форс-мажорные обстоятельства повлияли на возможность исполнения обязательств, то срок исполнения обязательств соразмерно отодвигается на время действия соответствующих обстоятельств и (или) их последствий.
Если указанные форс-мажорные обстоятельства будут длиться свыше 3-х месяцев, то каждая из Сторон вправе расторгнуть настоящий Договор в одностороннем порядке.
При этом ни одна из Сторон не будет требовать от другой Стороны возмещения убытков. АРБИТРАЖ.
Стороны примут все меры к разрешению возникших споров и разногласий, которые могут возникнуть из настоящего Договора или в связи с ним, путем переговоров.
Претензионный порядок рассмотрения спора, предусмотренный Гражданским Кодексом Российской Федерации, Федеральным Законом Российской Федерации «О транспортно-экспедиционной деятельности» обязателен.
В случае если Стороны не придут к соглашению, спор подлежит разрешению в Арбитражном суде в соответствии с законодательством РФ. Настоящий Договор вступает в силу с момента его подписания Сторонами. Стороны договорились, что условия настоящего Договора применяются к их отношениям, возникшим до его заключения.
Настоящий Договор действует бессрочно.
. Действие настоящего Договора может быть прекращено:
- по взаимному согласию Сторон, оформленному письменно;
- в любое время любой Стороной с наличием или без наличия причины при подаче письменного заявления не менее чем за 30 дней до момента прекращения его действия.
Договор составлен в двух экземплярах, каждый из которых имеет равную юридическую силу. Стороны договорились, что подписи и оттиски печати, полученные по факсу, приравниваются к оригинальным.
Стороны устанавливают, что при подписании настоящего Договора, Соглашений к нему, а также заявок на перевозку, поручений. Экспедитору допускается факсимильное воспроизведение подписи, печатей и штампов Сторон с помощью средств механического или иного копирования. Договора, Соглашения к нему, а также Заявки на перевозку, Поручения Экспедитору, направленные средствами факсимильной связи, телексу, телетайпу, Интернету, другим электронным средствам связи имеют юридическую силу для Сторон и являются неотъемлемой частью настоящего Договора.
Список использованной литературы
Гражданский кодекс Российской Федерации
N 87-Фз, Федеральный Закон о Транспортно-Экспедиционной Деятельности от 30 июня 2003 года
N 259-Фз Устав Автомобильного Транспорта и Городского Наземного Электрического Транспорта от 8 ноября 2007 года
Правила транспортно-экспедиционной деятельности утвержденные постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. N 554.
ГОСТ
Литературные источники Статья в журнале: Бюллетень транспортной информации К. И. Плужникова, кандидат экономических наук, профессор МГАВТ; Ю.А. Чунтомова, старший преподаватель МГАВТ 8. Аникин Б.А. Практикум по логистике. М.: Инфра-М, 2007
1 См.: Гражданское право / Под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. Т. 2. С. 479.