Методика экспресс - .
В основе разработки данной методики лежит факт повторения набора сходных общепсихологических типов в различных авторских классификациях (Кэттел, Леонгард, Айзенк, Личко и др.).
Предлагаемая методика содержит опросник Айзенка (подростковый вариант), классификация в зависимости от соотношения результатов шкалы нейротизма и шкалы интроверсии, вербальное описание особенностей каждого типа и основное направление тактики взаимоотношений с подростками каждого типа.
В качестве основного используется тест Айзенка (подростковый вариант), шкала градации результатов и разработанные типологические характеристики и рекомендации по коррекции.
Этапы работы:
Проведение теста Айзенка;
Обсчет результатов;
Градация результатов по таблице типов;
Отбор данных, где балл по шкале «Ложь» больше 5.
Инструкция (для психолога): «На предлагаемые вопросы испытуемый должен отвечать «да» или «нет», не раздумывая. Ответ заноситься на опросный лист под соответствующим номером».
Опросник Айзенка
Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?
Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя поддержать?
Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем нибудь спросят?
Бывает ли так, что ты раздражен чем -нибудь?
Часто ли у тебя меняется настроение?
Верно ли, что тебе легче и приятнее с книгами. Чем с ребятами?
Часто ли тебе мешают уснуть разные мысли?
Ты всегда делаешь так, как тебе говорят?
Любишь ли ты подшучивать над кем –либо?
Ты когда -нибудь чувствовал себя несчастным, хотя на это не было настоящей причины?
Можешь ли ты сказать о себе, что ты веселый, живой человек?
Ты когда –нибудь нарушал правила поведения в школе?
Верно ли, что ты часто раздражен чем-нибудь?
Нравиться ли тебе все делать в быстром темпе (если же, наоборот, склонен к неторопливости, ответь «нет»).
Ты переживаешь из-за всяких событий, которые чуть было не произошли, хотя все кончилось хорошо?
Тебе можно доверить любую тайну?
Можешь ли ты без особого труда внести оживление в скучную компанию сверстников?
Бывает ли так, что у тебя без всякой причины (физической нагрузки) сильно бьется сердце?
Делаешь ли ты обычно первый шаг для того, чтобы подружиться с кем –нибудь?
Ты когда –нибудь говорил неправду?
Ты легко расстраиваешься, когда критикуют тебя и твою работу?
Ты часто шутишь и рассказываешь смешные истории своим друзьям?
Ты часто чувствуешь себя усталым?
Ты всегда сначала делаешь уроки, а все остальное потом?
Ты обычно весел и всем доволен?
Обидчив ли ты?
Ты очень любишь общаться с другими ребятами?
Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?
У тебя бывают головокружения?
Бывает ли так, что твои действия и поступки ставят других людей в неловкое положение?
Ты часто чувствуешь, что тебе что –нибудь надоело?
Любишь ли ты иногда похвастаться?
Ты чаще всего сидишь и молчишь, когда попадаешь в общество незнакомых людей?
волнуешься ли ты иногда так, что не можешь усидеть на месте?
ты обычно быстро принимаешь решения?
Ты никогда не шумишь в классе, даже когда нет учителя?
Тебе часто снятся страшные сны?
Можешь ли ты дать волю чувствам и повеселиться в обществе друзей?
Тебя легко огорчить?
Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?
Верно ли, что ты обычно говоришь и действуешь быстро, не задерживаясь особенно на раздумывание?
Если оказываешься в глупом положении, то потом долго переживаешь?
Тебе очень нравятся шумные и веселые игры?
Ты всегда ешь, то, что тебе подают?
Тебе трудно ответить «нет», когда тебя о чем –нибудь просят?
Ты любишь часто ходить в гости?
Бывают ли такие моменты, когда тебе не хочется жить?
Был ли ты когда нибудь груб с родителями?
Считают ли тебя ребята веселым и живым человеком?
Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?
Ты чаще сидишь и смотришь, чем принимаешь активное участие в общем веселье?
Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?
Бываешь ли, ты совершенно уверен, что сможешь справиться с делом, которое должен выполнить?
Бывает ли, что ты чувствуешь себя одиноким?
Ты стесняешься заговорить первым с новыми людьми?
Ты часто спохватываешься, когда поздно что –нибудь исправить?
Когда кто –нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?
Бывает ли так, что ты иногда чувствуешь себя веселым или печальным без всякой причины?
Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие от оживленной компании сверстников?
Тебе часто приходится волноваться из-за того, что ты сделал что –нибудь, не подумав?
Ключ
Экстраверсия (Э):
«да»: 1, 3, 9, 11, 14, 17, 19, 22, 25, 27, 30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.
«нет»: 6, 33, 51, 55, 59.
2. Нейротизм (Н): «да»: 2, 5, 7, 10, 13, 15, 18, 21, 23, 26, 29, 31,34, 37, 39,
42, 45, 47, 50, 52, 54, 56, 58, 60.
«Ложь»:
«да»: 8, 16, 24, 28, 36,44.
«нет»: 4, 12, 20, 32, 40, 48.
Нормативы для подростков 12 – 17 лет: Экстраверсия (Э) -11 -14 балов, «ложь» - 4-5 балов, нейротизм (Н)- 10-15 балов.
№ |
Данные по тесту Айзенка |
№ |
Данные по тесту Айзенка |
||
Э (в баллах) | Н (баллах) | Э (в баллах) | Н (баллах) | ||
1 | 0-4 | 0-4 | 17 | 16-20 | 4-8 |
2 | 20-24 | 0-4 | 18 | 4-8 | 16-20 |
3 | 20-24 | 20-24 | 19 | 4-8 | 4-8 |
4 | 0-4 | 20-24 | 20 | 16-20 | 16-20 |
5 | 0-4 | 4-8 | 21 | 12-16 | 8-12 |
6 | 0-4 | 16-20 | 22 | 8-12 | 8-12 |
7 | 0-4 | 8-16 | 23 | 16-20 | 8-12 |
8 | 4-8 | 0-4 | 24 | 12-16 | 4-8 |
9 | 8-16 | 0-4 | 25 | 4-8 | 4-8 |
10 | 16-20 | 0-4 | 26 | 4-8 | 8-12 |
11 | 20-24 | 4-8 | 27 | 4-8 | 12-16 |
12 | 20-24 | 8-16 | 28 | 8-12 | 16-20 |
13 | 20-24 | 16-20 | 29 | 12-16 | 16-20 |
14 | 16-20 | 20-24 | 30 | 16-20 | 12-16 |
15 | 8-16 | 20-24 | 31 | 8-12 | 12-16 |
16 | 4-8 | 20-24 | 32 | 12-16 | 12-16 |
(тестирование детей/ Автор - составитель В Богомолов. Серия «Психологический практикум». – Ростов н/Д: «феникс», 2004. – 231с.)
Данная методика рассчитана на контингент испытуемых в возрасте от 12 до 17 лет. Соответственно может использоваться:
При формировании классных коллективов;
При знакомстве преподавателя или воспитателя с вновь поступившими в класс или группу подростками.
В деятельности работников «служб занятости» и отделов кадров при приеме на работу подростков;
В профессиональном отборе молодежи на различные типы профессий (в частности на профессии типа «человек -человек»);
В профподборе производственных групп в целях достижения оптимального делового и социального сотрудничества;
В спортивной практике при подборе команд;
В педагогической практике в целях коррекции взаимоотношений в системах: «ученик- учитель» и «ученик- класс».
Испытуемый: Юля, 13 лет.
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
1 | нет | 16 | да | 31 | да | 46 | да |
2 | да | 17 | да | 32 | да | 47 | да |
3 | да | 18 | да | 33 | да | 48 | да |
4 | да | 19 | нет | 34 | да | 49 | да |
5 | да | 20 | да | 35 | да | 50 | да |
6 | нет | 21 | да | 36 | нет | 51 | нет |
7 | да | 22 | да | 37 | да | 52 | да |
8 | нет | 23 | нет | 38 | да | 53 | да |
9 | да | 24 | да | 39 | да | 54 | да |
10 | да | 25 | да | 40 | да | 55 | нет |
11 | да | 26 | да | 41 | да | 56 | да |
12 | да | 27 | да | 42 | да | 57 | да |
13 | да | 28 | нет | 43 | да | 58 | да |
14 | да | 29 | да | 44 | нет | 59 | нет |
15 | да | 30 | да | 45 | да | 60 | да |
Обработка данных: Экстраверсия = 22; Нейротизм = 22; «Ложь» = 2
Испытуемый относиться к типу № 3.
Характерологические проявления:
Активен, имеет хорошо развитые, бойцовские качества. Насмешлив. Стремиться общаться со всеми «на равных». Очень честолюбив. В случае несогласия с позицией более старшего принимает активно противоборствующую позицию. Не выносит безразличия в свой адрес.
Пути корреляции:
Основная тактика – подчеркнутое уважение. Взаимоотношения следует строить на убеждении, спокойном, доброжелательном тоне общения. При аффективном поведении возможна ироническая реакция. Не следует выяснять отношения в момент конфликта. Лучше обсудить проблемы позже в спокойной ситуации. При этом желательно акцентировать внимание на проблеме и на возможности решить ее без особого эмоционального напряжения. Подросткам данного типа необходима возможность проявления организаторских способностей, а также реализация энергетического потанцевала (спортивные достижения и т.п.).
Испытуемый: Арсланов Ринат, 17 лет.
№ | ответ | № | ответ | № | ответ | № | ответ |
1 | нет | 16 | да | 31 | да | 46 | нет |
2 | да | 17 | да | 32 | да | 47 | да |
3 | нет | 18 | да | 33 | да | 48 | да |
4 | да | 19 | нет | 34 | да | 49 | нет |
5 | да | 20 | да | 35 | нет | 50 | да |
6 | да | 21 | да | 36 | нет | 51 | да |
7 | да | 22 | да | 37 | нет | 52 | да |
8 | нет | 23 | да | 38 | да | 53 | да |
9 | да | 24 | нет | 39 | да | 54 | да |
10 | да | 25 | нет | 40 | да | 55 | да |
11 | нет | 26 | да | 41 | нет | 56 | да |
12 | да | 27 | нет | 42 | да | 57 | да |
13 | да | 28 | нет | 43 | нет | 58 | да |
14 | да | 29 | да | 44 | нет | 59 | да |
15 | да | 30 | да | 45 | да | 60 | да |
Обработка данных: Экстраверсия = 8; Нейротизм = 24; «Ложь» = 1
Испытуемый относиться к типу № 15.
Характерологические проявления:
Вечно недовольный, ворчливый, склонный к придиркам. Мелочно-требовательный. К язвительности не склонен. Легко обижается по пустякам. Часто хмурый, раздражителен. Завистлив. В делах неуверенный. В отношениях подчиненный. Перед трудностями пасует. В группе, классе держится в стороне. Злопамятный. Друзей не имеет. Сверстниками командует. Голос тихий, резкий.
Пути корреляции:
Желательно наладить хотя бы минимальные взаимоотношения. Это легче сделать, основываясь на мнительности этого человека. Можно интересоваться его самочувствием, успехами в доверительной беседе. В качестве какой-нибудь общественной нагрузки, позволяющей иметь опору на взаимоотношениях, можно дать канцелярскую работу (педантические свойства позволяют делать ее хорошо). Поощрять за исполнительность при всем коллективе, что позволит как-то наладить отношения со сверстниками. Подростки данного типа требуют постоянного внимания и индивидуального взаимодействия.