Содержание
Введение
1. Конфликтные ситуации в студенческом коллективе
1.1 Феномен конфликта
1.2 Анатомия конфликта
1.3 Конфликты в системе высшего образования
2. Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе
2.1 Методы разрешения конфликтов
2.2 Игровые методы разрешения конфликта
Заключение
Глоссарий
Список использованной литературы
Введение
Воспитание по своей сути – коллективный процесс, то есть процесс, основой которого является общение: через общение воспитатель организует поведение и деятельность воспитанников, оценивает их работу и поступки, информирует о происходящих событиях, вызывает соответствующие переживания по поводу поступков, помогает преодолеть трудности, не потерять веру в свои возможности.
Говорить с (подростком) намного труднее, чем со взрослым; для этого надо уметь правильно воспринять внешние проявления его противоречивого внутреннего мира, учесть возможную эмоциональную реакцию на обращенное к нему слово. Низкая культура общения, психологическая неподготовленность воспитателя к педагогическому воздействию являются серьезным препятствием для установления полноценных взаимоотношений и опасной предпосылкой для возникновения конфликтов.[5].
Конфликты возникают в любых человеческих взаимоотношениях, и, система высшего образования не является исключением.
В воспитательной деятельности содержание и характер отношений между ее участниками являются залогами ее успеха.
Воспитательное влияние педагога во многом определяется теми отношениями, которые сложились между воспитателем и воспитанниками: у одних воспитателей воспитанники «раскрыты» для педагогического воздействия, а у других наблюдаются частые конфликты.
Исследование конфликтов приобрело особую актуальность в связи с тем, что в последние годы жизнь России характеризуется ростом социальной напряженности, усилением конфликтности общественных процессов.
Вечные проблемы воспитания – чему учить и как воспитывать являются глобальными проблемами для всей мировой системы образования. Особенно они обострились в преддверии 21 века. В настоящее время вся мировая система воспитания переживает кризис. Сущность кризиса заключается в том, что сложившаяся в 18-20 вв. система воспитания и образования уже не в состоянии эффективно выполнять функции социализации новых поколений.
Кризис системы образования в России, вследствие того, что само российское общество уже несколько лет находится в условиях общего перманентного кризиса, приобрел, по сути, драматический характер.
Поэтому целью нашего исследования является изучение эффективных путей и способов выхода из конфликтов, проанализировав теоретический материал по данной проблеме, выяснить какие из них используется в настоящее время в воспитательной практике.
Задачи исследования:
Установить причины конфликтов, возникающих в воспитательной практике преподавателей.
Выяснить какого рода конфликты чаще всего возникают в вузах.
Проанализировать методы урегулирования конфликтов, пути выхода из них, предлагаемые современной конфликтологической наукой.
Выявить уровень теоретических знаний и практических умений эффективных способов выхода из конфликтов людей в студенческом коллективе.
Предметом исследования является развитие умений найти эффективные пути выхода из конфликтов.
Гипотеза: Каждый человек, занимающийся воспитанием, должен найти свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными соотношениями. Но этого можно добиться лишь в процессе напряженной работы над собой. Только регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх поможет получить навыки выхода из конфликта.
1 Конфликтные ситуации в студенческом коллективе
1.1 Феномен конфликта
Слово «конфликт» пришло в русский и другие языки из латыни. Это одно из тех международных слов, которые радуют переводчиков, поскольку они не нуждаются в переводе: и звучание, и значение их во всех языках примерно одинаково. В русском языке слово конфликт стало употребляться с 19 века. В словаре Ожегова слово «конфликт» толкуется как «столкновение, серьезное разногласие, спор». [10; стр.259].
В теории конфликта (конфликтологии) принято описывать конфликт как борьбу с целью нейтрализации противника, нанесение ему ущерба, как психическое напряжение и антагонистическую враждебность, как достижение своих целей за счет подавления противоположных им.
Каждый человек на протяжении жизни сталкивается с конфликтами разного рода. Конфликт анализируется с точки зрения несоответствия ценностей, целей и интересов, соперничества. Возникает взаимное непонимание, постепенно перерастающее в недовольство, создается обстановка неудовлетворенности, социально-психологического напряжения, следствием чего является конфликт. В конфликте принято выделять, по меньшей мере, двух участников, действия которых являются взаимоисключающими.
Таким образом, конфликт – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу.
Конфликты – это норма жизни. Противоположность конфликта – это согласие, сплоченность, единство, мир. Жить в мире, согласии легко, просто, удобно. Поэтому все мы ценим возможность такой жизни. Несомненно, конфликты чаще всего ничего хорошего нам не приносят. Они вредят делу, мешая совместным согласованным действиям для его выполнения. Они портят отношения между людьми. Они вызывают нервное напряжение и стрессы, что может даже подорвать здоровье человека.
Но конфликты в нашей жизни неизбежны. Поэтому остается лишь позаботиться о том, чтобы уменьшить вред, который они способны принести, и, если это возможно, извлечь из них хоть какую-то пользу.
1.2 Анатомия конфликта
Конфликт – это взаимодействие двух или более субъектов, имеющих взаимоисключающие цели, которые реализуются ими в ущерб друг другу.
Субъекты и участники конфликта. Понятие «субъект» и «участник» конфликта не всегда тождественны. Субъект – это «активная сторона», способная создать конфликтую ситуацию, и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. Участник конфликта, сознательно или не вполне сознавая цели и задачи противостояния, принять участие в конфликте, а может быть случайно или помимо его (участника) воли вовлеченным в конфликт.[12].
Следовательно, субъект конфликта, вступая в противоборство, сознательно преследует и отстаивает свои цели и интересы. В ходе развития конфликта статусы «участников» и «субъектов» могут меняться местами.
Также необходимо различать прямых и косвенных участников конфликта. Последние представляют собой определенные силы, преследующие в «чужом» конфликте свои личные интересы. Косвенные участники могут:
а) провоцировать конфликт и способствовать его развитию;
б) содействовать уменьшению интенсивности или полному его прекращению;
в) поддерживать ту или иную сторону конфликта или обе стороны одновременно.
Косвенные участники конфликта составляют определенную часть окружающей социальной среды, в которой протекают конфликты. Поэтому социальная среда может выступать либо катализатором конфликта, либо сдерживающим или нейтральным фактором в его развитии.
В конфликте различают следующие структурные элементы.
А). Конфликтующие стороны.
В конфликте участвуют, как минимум две конфликтующие стороны («конфликтанты»). Кроме того, в конфликте могут быть замешаны и другие участники – сочувствующие, провокаторы, примирители, консультанты, жертвы.[4].
Психологу необходимо, прежде всего, обратить внимание на социальные и психологические характеристики конфликтантов. Под социальными характеристиками здесь понимаются принадлежность к тому или иному слою общества или общественной группе, профессия, служебное положение, социальная роль, автопортрет и пр. Психологические характеристики – это свойственные человеку личностные черты. Эти черты часто во многом определяют, и возникновение, и протекание, и результаты конфликта. Есть «трудные люди», «конфликтные» личности, с которыми нелегко найти общий язык, что создает в отношениях с ними напряженность, могущую легко перейти конфликт.
Б). Зона разногласий.
Конфликт возникает только тогда, когда есть зона разногласий – предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. Зона разногласий не всегда легко распознаваема. Нередко участники конфликта сами не очень четко ее представляют. Границы зоны разногласий подвижны. Они могут расширяться и сужаться. При ликвидации всех расхождений она исчезает.
В). Представление о ситуации.
Каждый из участников конфликта составляет свое представление о ситуации, сложившейся в зоне разногласий и охватывающей все связанные с ней обстоятельства. Эти представления, очевидно, не совпадают. Конфликтанты видят дело по-разному – это, собственно, и создает почву для их столкновения. Конфликт прорастает на этой почве, когда, по крайней мере, один из двоих воспринимает ситуацию как проявление недружелюбия, агрессии или неправильного, неправомерного образа мыслей или действий другого.
Г). Мотивы.
Почему два человека представляют себе одно и то же по-разному? Для этого должны быть какие-то причины. Таких причин можно назвать много, но все они, в конечном счете, ведут к тому, что у каждого человека складывается свой комплекс установок, потребностей, интересов, мнений, идей и т.д., на основе которого он воспринимает и оценивает все, с чем сталкивается. На этой основе у него возникают и соответствующие мотивы – стремления, побуждениям к действиям, направленным на реализацию его установок, потребностей и т.д. Мотивы могут быть как осознанными, так и не осознанными. Но и в том и другом случае они самым существенным образом влияют на отношение человека к важным для него вещам.
Мотивация определяет процесс, который психологи называют формирование цели. [3; 32]. Цель выступает как мысленно представляемый результат, которого индивид хотел бы в данной ситуации достичь.
Психологу не всегда легко понять мотивы, которыми руководствуются конфликтанты. Люди нередко скрывают подлинные мотивы своего поведения, а то и сами их как следует не понимают и искренне заблуждаются относительно них. Но разобраться в мотивах очень важно, потому что иначе невозможно ни понять их поведение, ни повлиять на него так, чтобы направить ход конфликта к конструктивному и обоюдоприемлемому завершению.
Д). Действия.
Когда у людей есть зона разногласий, есть различные представления о ситуации, возникающей в связи с существованием этой зоны, есть противоречащие друг другу, одновременно неосуществляемые мотивы и цели, то, естественно, эти люди начинают вести себя так, что их действия сталкиваются. Действия каждой стороны мешают другой стороне достичь своей цели, поэтому они оцениваются последней как враждебные или, по меньшей мере, некорректные. В свою очередь, эта другая сторона принимает противодействия, которые у первой точно так же получают негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий и противодействий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта.
Конфликтное взаимодействие есть борьба, в которой действия одной стороны встречают противодействие другой.
Подводя итоги сказанному, можно схематически представить структуру конфликта следующим образом (см. приложение А).
Объект конфликта. Одним из непременных элементов конфликта является объект, из-за которого создается конфликтная ситуация.
Объект – это конкретная причина, мотивация, движущие силы конфликта.
Определить объект в каждом конкретном конфликте далеко не просто. Субъекты и участники конфликта, преследую свои реальные или мнимые цели, могут скрывать, маскировать, подменять искомые мотивы, побудившие их к противоборству.
Манипуляция объектом способна принести значительные выгоды одной из сторон конфликта и существенно осложнить положение другой. Иногда и сам субъект конфликта не в полной мере осознает реальные мотивы противоборства. Например, в конфликте между воспитателем и воспитуемым может сложиться такая ситуация, когда первый обвиняет второго в нежелании работать с необходимой отдачей, а воспитанник обвиняет воспитателя в предвзятом отношении к нему лично. Реальный же объект конфликта, возможно, заключается в том, что воспитуемый не обладает объектом знаний и умений, необходимых для выполнения поставленных перед ним задач.
Определение основного объекта является непременным условием успешного разрешения любого конфликта. В противном случае конфликт или не будет разрешен в принципе (тупиковая ситуация) или будет разрешен не в полной мере, и во взаимодействии субъектов останутся тлеющие угли для новых столкновений.
В реальном конфликте каждая из противоборствующих сторон стремится понизить ранг противника и повысить свой собственный.
Также в конфликте много значит социальный статус (положение личности в обществе). Сила в социальном конфликте – это возможность и способность сторон реализовать свои цели вопреки противодействию оппонента.
1.3 Конфликты в системе высшего образования
Причины возникновения конфликтов. [8; 150].
Рассмотрим причины возникновения конфликтов по всем основным линиям взаимодействия в системе высшего образования. Главные причины конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» обусловлены недостаточностью и нерегулярностью государственного финансирования вузовского образования. Следствиями этого являются следующие негативные тенденции:
деградация материально-технической базы ВУЗов;
падение престижа социального статуса преподавателя;
снижение мотивации преподавательской деятельности;
отток профессорско-преподавательского состава в коммерческие структуры (в последние годы из ВУЗов ушли 15% профессоров и 10% доцентов) [8; стр. 124];
утечка умов из среды академических и вузовских ученых за рубеж.
Низкий уровень заработной платы преподавателей вынуждает их искать источники дополнительного заработка.
Перечисленные причины негативно сказываются на морально-психологическом климате в вузовской среде, способствуют возникновению различного рода конфликтов и снижают уровень подготовки специалистов высшей квалификации.
Другая группа конфликтов по линии взаимодействия «ВУЗ – общество» непосредственно связана с процессом обучения и его результатами. Здесь можно выделить следующие противоречия:
отставание интеллектуального и творческого уровней выпускаемых вузом специалистов от потребностей современного общества;
недостаточная гибкость вузовского образования в вопросах подготовки специалистов необходимого профиля, в результате чего значительная часть выпускников оказывается невостребованной;
невостребованность специалистов с высоким уровнем образования и интеллекта, ориентированных на академическую (фундаментальную) науку, искусство, литературу, т.е. работников высокоинтеллектуального труда.
Конфликты по линии взаимодействия «ректорат – вузовский коллектив» в основном сводятся к двум причинам: стилю руководства учебным заведением и социально-психологическому климату в вузовском коллективе.
Существует три стиля управления: авторитарный, демократический, либеральный.
Авторитарный, или директивный, стиль предполагает высокую централизацию власти, единоначалие в принятии решений и жесткий контроль за деятельностью подчиненных.
Демократический, или коллегиальный, стиль основан на коллективном обсуждении важнейших производственных проблем и коллективной ответственности. Такой стиль управления стимулирует инициативу со стороны подчиненных и способствует установлению благоприятного психологического климата в коллективе.
Либеральный, или попустительский, стиль предполагает минимальное участие руководителя в управлении коллективом.
Современный руководитель должен в совершенстве владеть различными методами управления, так как в разных ситуациях наиболее эффективным и приемлемым может оказаться тот или иной стиль руководства.
По данным социологических исследований [8;стр.125], лишь треть преподавателей, из числа опрошенных отметили позитивную роль руководства вузов во всех сферах вузовской жизни, в том числе и в разрешении конфликтов.
Оценки студентов более негативны: стиль работы ректората одобрил только каждый четвертый опрошенный, а не одобрил каждый третий. Стиль управления на уровне факультета одобрил лишь каждый десятый студент, а не одобрил – каждый второй.
На уровне кафедр также доминируют причины конфликтов, связанные со стилем руководства. Плохую организацию труда отметили 20% респондентов, несправедливое распределение нагрузки – 18%, недовольство проводимой на кафедре кадровой политикой – 15%. [8; стр.126].
Конфликты типа «преподаватель- преподаватель» в основном связаны с социально-профессиональной иерархией и индивидуально-психологическими особенностями профессорско-преподавательского коллектива.
По мнению преподавателей - респондентов, причины конфликтов в вузовских коллективах имеют следующие основания:
различия в ценностных ориентациях (15%);
различия в уровне профессионализма (15%);
нетерпимость, бестактность в общении друг с другом (8%);
разногласия между старшими и младшими поколениями преподавателей на кафедре (5%).
До 70% преподавателей считают своих коллег некомпетентными людьми, и в то же время самооценка самих опрошенных довольно высока.
Взаимодействия по линии «преподаватель-студент» является одним из основных во всем социально-педагогическом процессе. Именно здесь происходит непосредственная «передача» всего многообразия знаний, информации, установок, ценностных ориентаций, аккумулированных в системе высшего образования.
Специфика конфликтов типа «преподаватель-студент» и «студент-преподаватель» (в отличие от конфликтов типа «учитель-ученик») заключается в том, что студент в значительно большей степени является самостоятельным субъектом педагогического процесса. По сути, он выступает «заказчиком» типа образования и способен осознанно оценивать «предлагаемый ему товар».
Другая особенность во взаимодействии «преподаватель-студент» (характерная, прежде всего для российского образования) заключается в том, что преподаватель, обладая высоким профессиональным статусом в вузовской среде, в повседневной жизни низведен до самого низкого уровня. Нередки случаи, когда студент из более благополучных социальных слоев смотрят на преподавателей как на неудачников. И эта особенность также стимулирует конфликтность.
Во взаимодействиях студентов и преподавателей наиболее характерными являются следующие причины конфликтов:
различия в ценностных ориентациях;
бестактность в общении;
различия во взаимных ожиданиях;
уровень профессионализма преподавателей и успеваемость студентов.
Различия в ценностных ориентациях обусловлены, прежде всего, периодам нестабильности в идейно-нравственной сфере российского общества.
Формы общения преподавателей и студентов во многом зависят от структурных и индивидуально-психологических качеств взаимодействующих субъектов, а также от установившихся в вузовском коллективе традиций, норм и правил общения.
Различия во взаимных ожиданиях преподавателей и студентов охватывают широкий круг проблем – от ценностных ориентаций до качества получаемых знаний и эффективности их усвоения. Значительная часть конфликтов типа «студент-преподаватель» возникает из-за низкого профессионального уровня преподавателя. Такого мнения придерживаются 33% опрошенных студентов. Многих студентов не устраивает и отрыв общественно-политических наук от реальной жизни. Свое негативное отношение к программам учебного курса по социально-экономическим дисциплинам высказал каждый третий студент.
В свою очередь, низкую эффективность учебного процесса и конфликтность в общении преподаватели объясняют следующими причинами:
иждивенческое отношение к учебе, лень, нежелание учиться (каждый третий преподаватель-респондент);
слабая базовая подготовка по гуманитарным наукам, отсутствие самостоятельного мышления, низкий уровень общей образованности и политической культуры, непонимание ими значимости общественно-политических дисциплин (13% опрошенных);
отсутствие интереса к учебе и к будущей профессии (69%);
завышенная самооценка (30%).
Причины конфликта «студент-студент», по оценкам самих студентов, имеют следующие основания:
неадекватность оценок и самооценок (28%);
различия в ценностных ориентациях (23%);
разлад человека с самим собой (13%);
бестактность в общении, зависть к успехам другого (9%).
В последние годы в среде преподавателей и студентов значительно возросло количество внутриличностных конфликтов. Материальные трудности, низкий социальный престиж и отсутствие каких-либо перспектив на ближайшее будущее вынуждает и преподавателей и студентов искать источники дополнительного заработка, совмещать порой несовместимые сферы деятельности, унижаться ради «куска хлеба». Внутриличностные конфликты стимулируют возникновение различного рода иных конфликтов и оказывают негативное влияние на педагогический процесс.
2. Методы разрешения конфликтов в студенческом коллективе
2.1 Методы разрешения конфликтов
В воспитательной практике конфликт между двумя или несколькими ее членами помеха нормальному общению и совместному труду. Поэтому то, что ссорящимся кажется их «личным делом», в действительности затрагивает всех. И возникает необходимость гашения конфликта. Желательно, по крайней мере, «перемирие» враждующих, причем на основе такого компромисса, во-первых, не шел вразрез с общими этическими нормами, а во-вторых, не ущемлял человеческое достоинство обеих сторон. Миссия примирения конфликтующих обычно лежит на старшем (по положению или по возрасту) лице – на преподавателе, руководителе, декане, ректоре, общественном лидере.
Существуют прямые и косвенные методы гашения конфликта.[9].
Прямые методы.
Прямые методы гашения конфликтов широко распространены. Вот их примерный и краткий перечень.
1. Руководитель поочередно приглашает к себе враждующих и просит каждого изложить суть и причины столкновения. При этом он пресекает любую попытку очернения одного человека другим и требует только фактов, а не эмоций. «Все плохое, что вы хотели бы сказать об Иване Ивановиче, надо говорить при нем, а не за глаза. Я еще предоставлю вам такую возможность». Далее руководитель насколько это удается, уточняет факты. Как только он, независимо от суждений самих конфликтующих, приходит к определенному решению, он вызывает обоих, просит их в его присутствии высказать все, что они считают нужным, прерывает нередко вспыхнувшую при этом ссору между ними и объявляет им свое решение. Оно может оказаться в пользу одного либо не в пользу обоих; в любом случае руководитель прям, деловит и обосновывает на авторитете этических традиций и официальных установлений, существующих в нашем обществе. Его решение служит сигналом: инцидент исчерпан, и возвращаться к нему – значит отнимать время и энергию у занятых людей.
2. Педагог или руководитель предлагает конфликтующим высказать свои претензии друг к другу при группе, на собрании. Последующее решение он принимает на основе выступлений участников собрания по данному вопросу, и теперь это решение объявляется недовольному (или обоим, если оба недовольны) от лица группы, т.е. как суждение объективное и не подлежащее дальнейшей дискуссии.
3. Если конфликт, несмотря на указанные меры, не утихает, руководитель или педагог прибегает к санкциям в отношении конфликтующих (одного из них, либо обоих): от повторных критических замечаний (с глазу на глаз и при группе) до административных взысканий (коль скоро конфликт наносит ущерб учебному процессу).
4. Если и это не помогает, руководитель изыскивает способ развести конфликтующих (по разным группам, факультетам и т.д.).
Очень часто бывают ситуации, когда участники конфликта, студенты или преподаватели будучи людьми самостоятельными и принципиальными, под влиянием прямых мер гашения конфликта меняют или смягчают свои враждебные установки в отношении друг друга, помогая коллективу тем самым вернуться к здоровой «психологической атмосфере» совместной деятельности. Бывают, однако, и обратные случаи, когда прямое давление руководителя или группы на враждующих людей лишь «загоняют вглубь» их взаимное ожесточение. Выражаясь языком медиков, «болезнь» в подобных ситуациях не излечивается, а переходит в хроническую форму.
Поэтому более эффективными оказываются подчас косвенные методы гашения конфликта – приемы, в немалом количестве накопленные в практике психотерапевтов и психологов. [5; 173].
Косвенные методы гашения конфликтов (психокоррекция общения)
Принцип выхода чувств. По наблюдению одного из видных современных психотерапевтов К. Роджерса, если человеку дать беспрепятственно выразить свои отрицательные эмоции, то постепенно они «сами собой» сменяются положительными.[11]. Действительно, когда специалист предоставляет одному из участников конфликта высказать все, что он думает о своем враге, даже чудовищно обидные и несправедливые, после такого монолога, длящегося иногда час и более, человек начинает вспоминать и хорошее, что есть в его враге.
Реализация такого принципа требует от психолога(преподавателя) профессионального терпения и способности эмоционально поддерживать собеседника. Казалось бы, нет ничего сложного в том, чтобы педагог, выслушивающий сетования студентов Коли на Толю, попросту молчал и время от времени кивком головы, мимикой подтверждал: «Понимаю, внимательно слушаю». Но чаще всего преподаватель не выдерживает, обрывает Колю, если его занесло бог знает куда, поправляет, взывает к логике, к совести и т.п. А ведь все это следовало бы попросту отложить на час или на другую встречу. И тогда Коля, более или менее умиротворенный за счет выхода чувств, легче принял бы разумные и человечные доводы педагога.[9].
Почему-то мы убеждены, что внимательно слушать – значит выражать согласие собеседнику. Какое же может быть «согласие», если тот говорит вздорные, возмутительные вещи? Но в действительности вполне возможно, слушая, демонстрировать партнеру сочувственное понимание, которое, тем не менее, еще не гарантирует вашего согласия с ним.
Принцип «эмоционального возмещения». Студент, обращающийся к вам с сетованиями на своего недруга, должен рассматриваться как страдающее лицо. Пусть вам совершенно ясно, что поистине пострадавшим является не он, а именно его недруг. Внутренняя картина ситуации, сложившаяся у вашего собеседника, именно его выставляет страдальцем. И чем более он не прав, тем активнее он выгораживает себя перед собственной совестью в качестве «мученика» и «жертвы».
Со страданием следует считаться, будь оно даже «неправедным». Показав, что вы считаетесь с этим, вы уже «эмоционально возмещается» удрученное душевное состояние собеседника. Его особенности согревают уместно ввернутое в беседу слово похвала… Похвалы?! Но если он заслуживает как раз порицания, наказания?.. Что ж, он должен сполна получить то, что заслуживает. Но доброе слово этому совсем не помеха. Напротив, оно ключ к его совести. Надо только знать, каковы его действительные хорошие черты. И тогда обращение к нему прозвучит, например, тогда обращение к нему прозвучит, например, так: «Вы ведь, вообще, человек тонкий, обостренно воспринимающий поэзию, музыку. Как же вы можете быть таким грубым и жестоким в конфликте с Н.Н.?»
Или так: «Знаете ли вы старинную мудрость о том, что из двух спорящих не прав тот, кто умней?.. А вас, кстати, все считают умным человеком».
Не следует льстить конфликтующему, лесть легко распознается, льстец вызывает открытое или тайное презрение собеседника. Надо сказать о том хорошем, что в человеке действительно есть. Ведь что-нибудь есть!..
Этого бывает достаточно, чтобы вызвать целую «лавину» раскаяния и выражений искренней готовности пойти на мировую.
Принцип «авторитетного третьего». Состояние конфликта резко искажает взаимовосприятие и делает их ролевые ожидания друг к другу весьма тенденциозными. Студентка Оля, находясь в затяжной ссоре с однокурсницей Наташей, уже неспособна принять от неё невольную похвалу, неожиданное одобрение. Оле в этом слышится скрытая издёвка либо мерещится хитрый Наташин замысел: нанести новый удар по самолюбию!..[9]
Примиряющее, доброе мнение одного из противников о другом может теперь быть передано лишь через третье лицо, авторитетное для обоих(однокурсник, преподаватель, ректор и т.д.). Это лицо психологу приходится изыскать, проинструктировать и «подослать» к кому-то из двух враждующих с весьма деликатной миссией.… Все погибло, если человек догадается, что его хотят, таким образом, психологически обработать. Третье лицо должно 99 процентов своего общения с Олей посвятить темам, которые для них взаимно интересны, и лишь один процент – «ударной» реплике, звучащей вскользь и как бы случайно вырвавшейся.
Для обиженного человека положительное суждение о нем со стороны обидчика – это толчок его собственным мыслям в направлении поисков межличностного компромисса.
Принцип «обнажения агрессия». Психолог (или лицо, выступающее в этой функции) намерено предоставляет враждующим возможность выразить свою неприязнь друг к другу. На людях это следует делать исключительно в замаскированном виде: можно «столкнуть» партнеров конфликта в спортивном состязании, в диспуте, игре, трудовом соревновании.
Прямая форма «обнажения агрессии» реализуется таким образом; психолог побуждает партнеров конфликта ссорится в его присутствии и достаточно длительное время не пресекает ссоры.
Как правило, при третьем лице оно не достигает таких крайностей, чтобы пришлось в буквальном смысле слова разнимать враждующих. Дав им выговорить самое «наболевшее» психолог не отпускает их, а продолжает работу на основе одного из принципов, следующих ниже.
Принцип «принудительного слушания оппонента». Психолог побуждает конфликтующих ссориться в его присутствии, а затем останавливает ссору и подает следующую инструкцию: «Каждый из вас, прежде чем ответить оппоненту, должен с предельной точностью повторить его последнюю реплику». Далее психолог, вмешиваясь в диалог, настойчиво требует выполнения инструкции. Обычно при этом обнаруживается, что ссорящиеся не в состоянии правильно воспроизвести реплику друг друга, поскольку каждый слышит в основном себя, а обидчику приписывает тон и слова, которых в действительности не было. Фиксируя на этом внимание конфликтующих (иногда полезно прибегнуть к помощи магнитофона), психолог принуждает их к добросовестному слушанию друг друга. Непривычность такой ситуации уменьшает накал взаимного ожесточения и способствует росту самокритичности спорящих.
Принцип «обмена позиций». Психолог останавливает развернувшуюся на его глазах ссору, просит враждующих, например, однокурсников Колю и Толю, поменяться местами, на которых они до сих пор сидели, а затем подает следующую инструкцию: «Толя должен вообразить себе, что он Коля, и от имени Коли высказать Толе все обвинения, какие приходят в голову». Далее аналогичное по смыслу требование предъявляется Коле. В иных случаях этот прием впервые побуждает конфликтующих взглянуть на ссору глазами оппонента. Казалось бы, такой взгляд «со стороны другого» соответствует элементарным нормам, азбучным истинам общения. Тем не менее, людям, охваченным гневом и обидой, он дает с большим трудом и преимущественно – в ситуации профессионального вмешательства в их конфликт извне. Описанного приема иногда бывает достаточно, чтобы в рамках «семейной» психотерапии примирить месяцами (и даже годами) конфликтующих супругов. Прием обладает универсальной эффективностью, то есть уместен при гашении конфликтов любого типа.
Принцип «расширения духовного горизонта» спорящих. Побуждая конфликтующих длительно ссориться в его присутствии, психолог (или лицо выступающее в этой функции) тем или иным способом протоколирует ссору (желательно использование магнитофона, в некоторых психотерапевтических центрах имеется даже видеомагнитофон для подобных целей).
Далее ссора останавливается и ее запись воспроизводится. Как правило, враждующие подавлены тем, что услышали, поскольку оба начинают понимать, что вели себя недостойно либо, во всяком случае некрасиво. На этом фоне психолог приступает к профессиональному разбору ссоры, беспощадно показывая эгоизм и недобросовестность аргументации каждого из конфликтующих. Далее он взывает к духовному началу обоих и разоблачает все мелкое, непринципиальное, примитивное, что сопровождало конфликт. Перед ссорящимися намечаются жизненные ценности более высокого порядка, духовные цели, в стремлении к которым они, ссорящиеся, по существу, едины, а не взаимно враждебны. Беседа заканчивается призывом ориентироваться именно на эти высокие ценности и цели, оставив позади уязвленное самолюбие и мелочные личные счеты. Этот принцип особенно подходит к группе конфликтов «преподаватель-преподаватель».
Таковы основные принципы и приемы психотерапевтического (косвенного) гашения межличностных конфликтов.[9]
2.2 Игровые методы разрешения конфликтов
Попадая в конфликтную ситуацию, преподаватель может направить свою активность либо на то, чтобы лучше понять своего собеседника, либо на регуляцию собственного психологического состояния – чтобы предотвратить конфликт или его погасить.
В первом случае разрешить конфликтную ситуацию можно, наладив отношения между людьми, устранив недоразумения, недомолвки. Проблема понимания другого человека очень сложна.
Человек существует в двух «измерениях»: своем внутреннем мире и во взаимодействиях с другими людьми. Эти сферы человеческого бытия психологически принципиально различны. Все, что происходит в сфере личного я, есть непосредственная, близкая и очевидная реальность для человека.
«Я» другого человека в известной степени закрыто и выступает некой загадкой, которую необходимо отгадать. Чувства, мысли, переживания, желания, стремления другого не представлены непосредственно, в каких-то видимых «формах», о них можно только догадываться по поведению, словесным и символьным средствам выражения.
Выйдя за границы своего «я» и приблизиться к внутреннему «я» другого не так-то просто. Существуют различные способы понять другого человека.
Метод интроспекции заключается в том, что человек ставит себя на место другого, а затем в своем воображении воспроизводит мысли и чувства, которые, по его мнению, этот другой испытывает в данной ситуации.[7] После того как такая психологическая имитация внутреннего мира другого человека произведена, делается вывод о мотивах и внешних побудителях его поведения, целях и устремлениях. На основе результатов психологического анализа строится во взаимодействии с человеком.
Метод интроспекции очень эффективен. Но возникает опасность собственные мысли и чувства принять за мысли и чувства другого человека. И если вы перенесли субъективное видение на другого человека и как бы заменили его психику своей, не оставив себе возможности отказаться от принятой схемы, то вы можете построить неправильный образ человека и между вами возникает непонимание. Психологи советуют: когда вы ставите себя на место другого, проверяйте ваши схемы, сопоставляйте действия и поведение человека с вашим представлением о нем. [9]. Изменяйте ваши представление при несоответствии.
Метод эмпатии основан на технике вникания переживания другого человека. Если вы эмоциональны, склонны к интуитивному мышлению, то этот метод будет вам полезен.
В этом случае преподаватель старается сохранить внутреннее спокойствие и стабильность, стремится не попадать в атмосферу напряженности, которую несет с собой конфликт. Опыт показывает, что если один из партнеров по общению сохраняет сдержанность, равновесие и отстраненность, то другой лишается возможности начать конфликт или дальше взаимодействовать в «конфликтном режиме». В результате назревающий конфликт затухнет, а потенциально конфликтные отношения нормализуются. Данный метод нейтрализации конфликта известен с древних времен и оформлен в русских народных сказках. Например, в сказке «Волшебная водица» ссоры между мужем и женой прекратились, как только жена перестала отвечать на раздраженные реплики мужа, каждый раз набирая в рот «волшебной водицы».[7]
Предупредить конфликтные взаимодействия в студенческом коллективе можно с помощью упражнений.
Упражнения, разработанные на основе метода интроспекции. К примеру:
Упражнение «Мария Ивановна».[12]
Развивает внутренние средства ролевой децентрации.
Выполняется индивидуально, в течение 10-15 минут. Представьте себе ваш неприятный разговор, например, с деканом факультета, условно назовем ее Марией Ивановной, позволившей себе неучтивый тон в разговоре с вами и несправедливые замечания. Закончился учебный день и по дороге домой вы еще раз вспоминаете неприятную беседу и чувство обиды захлестывает вас. Это вредно для психики: на фоне психологической усталости после рабочего дня развивается психологическое напряжение. Вы пытаетесь забыть обиду, но вам это не удается.
Попробуйте пойти от противного. Вместо того чтобы насильственным образом вычеркнуть Марию Ивановну из своей памяти, попытайтесь наоборот, максимально приблизить ее. Попробуйте сыграть роль Марии Ивановны. Подражайте ее походке, манере себя вести, проигрывайте ее размышления, ее семейную ситуацию, ее отношение к разговору с вами. Через несколько минут вы почувствуете облегчение, спадет напряжение. Изменится ваше отношение к конфликту, к Марии Ивановне, вы увидите в ней много позитивного, того, что не замечали раньше. По сути дела, вы включитесь в ситуацию Марии Ивановны и сможете ее понять. Последствия такой игры обнаружат себя на другой день, когда вы придете на учебу. Мария Ивановна с удивлением почувствует, что вы доброжелательны и спокойны, и сама, вероятно, станет стремиться уладить конфликт.
Упражнение «Поставь себя на место другого».[12]
Вспомните свой недавний конфликт с кем-то, в котором вы начали общение с позиции «над». А теперь расслабьтесь, закройте глаза и представьте себя на месте того человека, с которым вы разговаривали. Внутренне спросите у него, какие впечатления он получил от общения с вами? Подумайте, чтобы мог о вас сказать ваш собеседник.
Затем проиграйте в своем воображении вашу беседу таким образом, чтобы оставить у вашего партнера приятные воспоминания о себе. Что изменилось? Вы поняли, что изменилась, прежде всего, ваша внутренняя позиция? Если раньше осознанно или неосознанно вы начинали беседу с коллегой по работе так же, как вы говорите с вашими студентами на занятиях, то сейчас вы подходите к человеку, внутренне готовясь к равноправному контакту с ним. Эта психологическая подготовка связана со сменой вашей позиции, вашим внутренним стремлением к полноценному диалогу.
Эффективны также, упражнения, разработанные на основе метода эмпатии. Например:
Упражнения «Ритм».[12]
Взято из системы Н. Роджерс.
Выполнять необходимо в паре.
Два человека встают лицом друг к другу и договариваются о своих ролях: один – ведущий, второй – «зеркало». Руки участников подняты на уровень груди и повернуты ладонями навстречу друг другу. Ведущий произвольно двигает руками, а играющий роль «зеркала» пытается отразить их в том же ритме. Роли несколько раз меняются.
Психологический смысл упражнения состоит в том, чтобы почувствовать внутренний «ритм» другого человека и как можно полнее отразить его. При этом думайте о том, что каждый человек – индивидуальность, обладающая уникальным психологическим «ритмом», и, чтобы правильно понять человека, надо, прежде всего, почувствовать его энергетику, темперамент, направленность, динамику, внутреннюю экспрессию.
Важно помнить, что метод дает возможность достичь высоких результатов, если вы умеете доверять своему начальному, интуитивному ощущению и способны вовремя остановить интеллектуальные интерпретации. Действительно, человек часто не верит своему чувству, начинает размышлять, что-то додумывать и принимает решение, основываясь на мыслительных схемах. Но жизнь затем показывает, что первое ощущение «от сердца» было правильным и точным, а последующие рассуждения «от головы» - ошибочными.
Заключение
Проблема взаимодействия участников педагогического процесса приобретает все большую остроту для современной системы образования. На основе анализа теоретических источников по данной проблеме, исследования, проведенного в ВУЗах, наблюдений мы можем сделать следующие выводы.
В системе вузовского образования можно выделить три основные группы конфликтов:
- конфликты типа: «общество-ВУЗ»;
- конфликты типа: «ректорат-вузовский коллектив;
-конфликты типа: «студент-преподаватель», «преподаватель-преподаватель», «студент-студент».
Промежуточными (более частыми) вариантами конфликтного взаимодействия «ректорат-вузовский коллектив» могут быть конфликты типа «ректорат-деканат», «ректор-кафедра», «кафедра-деканат», «деканат- коллектив факультета» и др. [8;50].
Конфликты в воспитательной практике возникают повсеместно и постоянно. Процесс социализации (адаптации, самоидентификации и т.д.) предполагает различного рода конфликты не только в студенческой среде. Проблема заключается в том, что сама структура построения современной массовой системы высшего образования по принципу соподчинения и противопоставления («преподаватель – студент», «cтудент-студент», «старший – младший», «сильный – слабый», «успевающий – неуспевающий» и т.д.) стимулирует конфликтность. Кроме того, студенты «несут» с собой в институты в трансформированном виде все социальные противоречия нашего общества. «Накладываясь» на не совсем неокрепшую психику, эти противоречия (наряду с другими причинами) порождают грубость, жестокость, хамство, озлобленность в групповых и межличностных отношениях. За последнее время, как отмечают многие педагоги, значительно снизилась культура общения между преподавателями и студентами. Причину этого они видят в снижении культуры общения в быту, на производстве, в семье и в итоге в учебном заведении.
Как показывают наблюдения за работой преподавателей ВУЗов, многие из них затрудняются в проведении диалога со студентами разного возраста. Диалог преподавателя с учащимися часто ведется на командно-административном уровне и содержит набор стереотипных выражений, упреков, угроз, недовольства поведением учащегося. Такое общение продолжается в течение многих лет обучения в ВУЗах, и к старшим курсам многие из студентов вырабатывают ответный стиль общения с преподавателями.
Если обобщить причины конфликтов характерных для преподавательских коллективов ВУЗов, то их можно свести к двум основаниям:
Проблема общения (отсутствие такта, вспыльчивость, нетерпимость к недостаткам других, завышенная самооценка, психологическая несовместимость и др.)
Устаревшая административная система управления во многих вузовских заведениях, построенная по принципу «начальник – подчиненный», в которой почти не остается места для нормального человеческого общения.
Между преподавателем и студентом возникают конфликты следующих видов:
конфликты деятельности, возникающие по поводу выполнения студентом учебных заданий, успеваемости, внеучебной деятельности;
конфликты поведения, возникающие по поводу нарушения студентом правил поведения в учебном заведении и вне его;
конфликты отношений, возникающие в сфере эмоционально-личностных отношений учащихся и преподавателей, в сфере их общения в процессе педагогической деятельности.
Существуют различные стратегии поведения в конфликте: противоборство, сотрудничество, компромисс, уклонение, уступка.
С помощью проведенного исследования было выяснено, что большинство опрошенных преподавателей прибегают к стратегии противоборства, считая ее наиболее эффективной в ситуации конфликта.
Существуют различные способы разрешения конфликтов (см. приложение Б).
Юмор – беззлобно-насмешливое отношение к разногласиям. Здесь нет места сарказму, так как он может обидеть одну из конфликтующих сторон.
Психологическое поглаживание – проявление ласки, заключается в выделении положительных черт «противника».
Компромисс – соглашение на основе взаимных уступок.
Третейский суд, как способ разрешения конфликта хорош тем, что незаинтересованное лицо может помочь конфликтующим сторонам увидеть то, что они не заметили в «пылу борьбы».
Ультиматум, т.е. предъявление решительного требования с угрозой применения мер воздействия (санкции), в случае отказа.
Подавление (моральное или физическое); разрыв связей – крайние способы разрешения конфликта, используется, если затронуты принципы убеждения, которыми субъект не может поступиться.
Подтверждая гипотезу, упоминающуюся в начале работы, можно сделать вывод о том, что каждый человек (особенно преподаватель) должен найти свой путь поведения в конфликтной ситуации, свою технологию управления конфликтными отношениями. Только регулярные упражнения и тренировки, многократное использование тренингов, участие в деловых и ситуационных играх можно получить навыки выхода из конфликта. И чем больше человек повторяет упражнения, тем совершеннее и прочнее его навыки, тем увереннее он будет чувствовать себя в самых непредвиденных инцидентах.
Почувствовав эффективность выбранной тактики, можно совершенствовать свою технологию, опираясь на внутренние ощущения. Если удается найти свою технологию и внутреннюю опору, то этот навык не пропадет никогда.
Постепенно формируется устойчивое общественное мнение о необходимости становления и развития конфликтологии образования как одного из научно-практических направлений общей конфликтологии.
Глоссарий
1 | Зона разногласий | предмет спора, факт или вопрос (один или несколько), вызвавший разногласия. |
2 | Интроспекция | (лат. introspectare - смотреть вглубь) - метод психологии, задача которого состоит в том, чтобы посредством специального анализа вычленить из всех связей предметного внешнего мира явления сознания как непосредственные переживания. |
3 | Инцидент | Практические (конфликтные)действия участников (сторон) конфликтной ситуации, которые характеризуются бескомпромиссностью поступков и направлены на обязательное овладение объектом обостренного встречного интереса. |
4 | Конфликт | Резкое обострение противоречий (конфликтная ситуация) и столкновение (инцидент)двух и более участников (субъектов) в процессе решения проблемы(объект), имеющей деловую или личную значимость для каждой из сторон. |
5 | Конфликтология | (от лат. conflictus - столкновение и греч. logos - слово, понятие, учение) - особая междисциплинарная область, объединяющая теоретические, методологические и методические подходы к описанию, изучению и развитию практики работы с конфликтными явлениями разного рода, возникающими в различных областях человеческого взаимодействия. |
6 | Компромисс | Урегулирование разногласий путем взаимных уступок: пусть длительное и состоящее из нескольких этапов, но идущее на пользу делу. |
7 | Межличностные отношения | Социально-психологические явления, заключающиеся во взаимодейстии людей, находящихся в какой- либо группе, составляющие ядро их общения и проявляющееся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности |
8 | Объект конфликта | Предмет, явление, событие, проблемы, цель действия, вызывающие к жизни конфликтную ситуацию и конфликт |
9 | Субъект конфликта | это «активная сторона», способная создать конфликтую ситуацию, и влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами. |
10 | Разрешение конфликта | Процесс нахождения взаимоприемлемого решения проблемы, имеющей личностную значимость для участников конфликта и на этой основе гармонизация их взаимоотношений |
11 | Участники конфликта | Субъекты (отдельные личности, группы, организации), непосредственно вовлеченные во все фазы конфликта (конфликтную ситуацию, инцидент), непримиримо оценивающие сущность и протекание одних и тех же событий, связанных с деятельностью другой стороны |
12 | Эмпатия | Способность одного человека, эмоционально отзываться на переживания другого |
Список использованных источников
Анцупов А.Я, Шипилов А.И. Конфликтология. – М: ЮНИТИ. 2000.
Большаков А.Г., Несмелова М.Ю. Конфликтология организаций. Учебное пособие. - М.: МЗ Пресс, 2001. - 182с.
Гительмахер Р.Б., Когаловская А.С., Марушкин Ю.Б. Конфликт: социально-психологический аспект. Иваново Издательство ИГУ, 1995.
Гришина Н.В. Психология конфликта - СПб.: Издательство "Питер", 2000.
Добрович А. Воспитателю о психологии и психогигиене общения. М., 1987.
Донцов А. И. Психология коллектива. – М: МГУ. 1984.
Емельянов С.М.. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.
Козырев Г.И. Конфликты в социально-педагогическом процессе. Социально-гуманитарные знания. №2, 2000, с.148-155.
Обозов Н.Н. Психология конфликта и способы его разрешения. – Л: Наука.1991.
Ожегов С.И. Словарь русского языка Москва Издательство «Русский язык»,1983.
Роджерс К.Р. “Взгляд на психотерапию. Становление человека”. Пер. с англ. Общ. ред. и предисл. Исениной – М.: Издательская группа “Прогресс, 1994г.
Скотт Д.Г. Конфликты и пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991.
Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. – М: Владос. – 1995.
31