1. Эргатические функции и их генезис
В сложном социально-культурном феномене "труд" переплетается множество смежных, неоднозначных, проблемных аспектов. Тождественен ли "труд" "игре" ("игре гения") и в чем их отличие? Возможно ли выделение универсальной меры психофизиологической и психологической "цены" деятельности человека, предопределяющей ее статус как "труд"? Как оценить роль профессиональной подготовленности, таланта и одаренности человека? Творчество — это "труд"? И в каких именно стадиях весьма неоднозначного творческого процесса? Эдисон, как известно, "труд" и "озарение" в результатах гениального творца "точно" оценивал в пропорции 99 : 1, но понятно, что это — метафора, образ, намек успешного человека, первоклассного профессионала и высокопродуктивного работника на некоторые сущностные отношения, связанные с профессиональным трудом. Что привносит или изменяет вдохновение или, например, влюбленность, вера, убежденность человека в его деятельности по созданию социально ценного продукта, то есть — продукта труда?
Другая группа вопросов. Смещается с течением времени тяжесть труда от мышечной системы человека к сенсомоторике, от сенсомоторики — к когнитивным функциям. Труд с развитием общества и человека становится все менее напряженным физически, но все более напряженным интеллектуально и эмоционально для все большей части работников. Причем в такой степени, что спасительным для организма и личности человека-деятеля теперь становится специально организованная тяжелая физическая работа (например, в спортивном зале, на тренажерах), выступающая уже в качестве восстановительного средства.
Парадоксально, но трудовая активность современного человека за компьютером более похожа на игру, а его физическая активность — после работы вечером в спортивном зале или на дачном участке — по всем физиологическим признакам может соответствовать тяжелой физической работе.
Третий спектр вопросов обусловлен самим разделением труда и специализацией; следовательно, их последующей интеграцией, координацией, контролем — управлением в целом, представление о котором в течение столетия радикально изменялось.
Четвертый спектр вопросов, до сих пор сравнительно малоизученных в рамках психологии труда, — взаимодействие субъектов совместной профессиональной деятельности, характеризующихся разными индивидуально-психологическими особенностями. Очевидно, что здесь, во взаимодействии людей, можно как обрести новые мощные ресурсы, так и потерять их; получить как гармоничное сочетание взаимодействий разных личностей, так и разлад и несогласованность действий (конфликты, профессиональные заболевания, профессиональный травматизм, профессиональная деформация личности и др.).
Пятый спектр вопросов. В аспекте свободы субъекта в организации пространства своего труда одним из обстоятельно изученных в отечественной науке специфических механизмов, или психологической системой, является феномен "индивидуальный стиль деятельности" Стиль — еще одни путь качественного эмоционального, смыслового, психофизиологического преобразования содержания и процессов труда, путь использования множества внешних и внутренних ресурсов человека.
Все множество непростых вопросов, связанных с трудовой активностью человека, можно отчасти соотнести и "уравновесить" в рамках научной дисциплины введением базисного понятия эргатические функции (от греч. ergon — работа, труд). Принимая понятие "эргатические функции" как более широкое, чем "трудовые функции", можно более адекватно описать ряд специфических сфер деятельности и взаимодействий человека с другими людьми и средой в целом (миром животных, техники, культуры и т. д.), выстроить более адекватную систему рабочих понятий научной дисциплины.
Эргатические функции
Логика развития профессии заключается в неизбежной дифференциации многих ранее исторически сложившихся трудовых постов и рабочих мест, в оформлении и изменении трудовых функций субъектов труда, в особенностях распределения и перераспределения функций между представителями разных профессиональных структур. Вместе с тем развитие многих профессий в настоящее время имеет выраженных интеграционный характер. Он проявляется в формировании сходных технологических цепочек как в производстве товаров и услуг, в менеджменте, так и в государственном управлении. Типичное распределение основных рабочих функций между субъектами труда таково:
♦ руководитель (стратегическое управление);
♦ заместители и руководители подразделений (управление отдельными структурами, процессами, разработка программ деятельности, поддержка функций организации);
♦ технический исполнитель (ведение служебной документации);
♦ специалисты в определенной области (исполнители, консультанты, эксперты);
♦ руководители низового звена (оперативное управление);
♦ оперативная координация деятельности и контроль (оперативные дежурные);
♦ рядовые исполнители.
Неуклонно возрастает роль коллегиальных органов и форм управления (совет, совещание, консилиум). Вспомним, что в начале XX в. ведущие теоретики управления (Ф. У. Тейлор, Ф. Файоль и др.) настаивали на принципе единоначалия. Но уже в середине столетия ключевую роль даже в жестких организационных структурах начинают играть ранее не присущие управлению органы, например генеральный штаб в Вооруженных силах. В конце столетия в принятии решений в бизнесе начинают доминировать отделы маркетинга и другие структуры стратегического менеджмента, а Интернет и мобильные телефоны весьма серьезно изменяют содержание деятельности и характер принятия оперативных решений даже менеджерами низового звена управления.
Еще один важный аспект динамики развития профессий — передача части трудовых функций людей сначала животным, а затем — автоматизированным системам и технологиям.
Как ранее отмечалось, под трудовыми функциями понимают любые процессы активности людей, упорядоченные в соответствии с целями и обстоятельствами их труда. С развитием производства и управления все большая часть трудовых функций передается техническим устройствам. С одной стороны, такие функции совершенно необходимы для достижения социальных целей труда, с другой — они теряют специфические признаки человеческой деятельности (сознательная регуляция, предвосхищение результата и др.).
Трудовые функции, переданные средству труда, существуют уже в преобразованном, "овеществленном" виде. Поэтому возникает необходимость в анализе труда прибегать к более широкому понятию — эргатические функции, которому подчинены более частные понятия: трудовая функция (человека) и функция средств труда.
Под эргатическими функциями понимается любая активность, характеризующая данную эргатическую систему (трудовую функцию или функцию средств труда).
Функции средств труда состоят в снятии ограничений и увеличении возможностей человека (группы людей) как субъекта труда в достижении целей в определенных обстоятельствах
Эргатическая система рассматривается как наиболее широкое взаимодействие субъекта и объекта труда (т. е. потенциально и реально включающая множество опосредствующих механизмов, средств, условий). Формально эргатическую систему можно представить в виде человек -машина- среда - социум - культура.
Сама эргатическая функция определяется как любое уменьшение неопределенности связей внутренних элементов системы и ее связей с внешними элементами (внешними условиями, обстоятельствами, целями и др.)
Основные эргатические функции, связанные с общественным разделением труда, следующие.
I. Функции духовного производства:
1) построение идеологии (ретроспективной и актуальной картины и прогноза бытия человека и общества);
2) построение ближайших перспектив развития общества и его институтов (рефлексия первостепенных потребностей);
3) целеполагание (построение образа желаемого будущего, необходимых объектов);
4) интеграция научных и практических знаний (способствующих достижению целей субъектов труда);
5) интеграция эмоционального опыта (рефлексия, структурирование и создание средств управления психическими состояниями человека);
6) построение смысла трудовой деятельности (рефлексия и создание условий для позитивного смысла труда).
II. Функции обеспечения упорядоченности социальных процессов:
1) построение общественных норм и правил (формирование юридических и нравственных правил, образцов поведения);
2) построение социальной коммуникации и средств воздействия на членов сообщества (создание средств и норм вербального и невербального взаимодействия субъектов труда: профессиональных языков, ритуалов и др.);
3) построение стратегических общих планов деятельности (образа деятельности человека и ее результатов);
4) построение тактических (оперативных) планов деятельности (алгоритмов действий в конкретных условиях);
5) охрана, защита эргатических систем (сохранение эргатических систем при воздействии естественно-природных факторов, техногенных и социальных).
III. Функции обслуживания жизнедеятельности и самообслуживания.
1) организация жизнеобеспечения субъектов труда (оптимизация среды жизнедеятельности);
2) построение средств стабилизации, восстановления, развития людей (организация режима работы, обучения, организация внутренних средств деятельности, лечения людей, восстановления работоспособности);
3) ремонт и обслуживание внешних средств труда; совершенствование эргатических систем (устранение неисправностей, повышение уровня упорядоченности систем).
IV. Функции материального производства:
1) разработка оперативно-гностических средств труда: приема информации (наблюдение, поиск), ее переработки (сравнение, оценка, запоминание, построение прогнозов и др.), принятия решений;
2) организация среды — оперативно-тактические действия (организация предметной среды внешних средств труда; организация непосредственной социальной среды — оптимизация взаимодействия субъектов; самоорганизация субъекта труда — оптимизация рабочей позы, функциональных состояний и др.; перемещение предмета и средств труда и управление ими и др.);
3) производство продуктов, предметов, услуг
2. Классификация профессий
Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по разным основаниям в зависимости от научно-практических задач:
1) по сфере деятельности и объекту труда: техника, природа, знаковые системы, художественное отображение действительности, работа с людьми;
2) по целям деятельности: гностические (эксперт, ревизор), преобразующие (токарь, учитель), изыскательские (ученый-исследователь, композитор);
3) по средствам труда: профессии ручного труда (представители ремесел), использующие автоматические системы (оператор);
4) по условиям труда: близкий к комфортному микроклимат (бухгалтер, экономист, учитель), работа на открытом воздухе (агроном), необычные и экстремальные условия труда (водолаз, пожарный), условия повышенной ответственности за жизнь и здоровье людей (следователь);
5) по степени регламентированности труда: автоматический труд (строго регламентированный, с однообразными и однотипными операциями — рабочий - сборщик деталей), полуавтоматический труд (перечень заданий и приемов однообразен, но возможна вариативность в ритме, в стиле деятельности — секретарь-делопроизводитель), шаблонный исполнительный труд (задания и приемы однообразны, задания оговорены — швея), самостоятельный труд (в пределах задания возможность широкого выбора средств, стилей — инженер, конструктор), свободный творческий труд (научный работник, писатель, композитор)
Одна из признанных классификаций профессий предложена Е. А. Климовым. В ее основу положено представление о развитии форм материи и о типах объектных систем, с которыми взаимодействует человек в профессиональном труде Профессии разных типов предполагают наличие у человека особых природных задатков, особой предрасположенности к специфическим профессиональным задачам, а отсюда и своеобразие результатов его деятельности.
Профессии типа "человек-природа" (агроном, ихтиолог, ветеринарный врач, биолог и др.). Представители этого типа профессий должны хорошо ориентироваться в явных и неявных признаках поведения животных, жизнедеятельности микроорганизмов и растений. Профессиям этого типа обычно присуща значительная отдаленность во времени основных результатов деятельности субъекта.
Профессии типа "человек-техника" (наладчики, механики, водители, инженеры, конструкторы и др.). Представители технических профессий должны интересоваться техникой "вообще", знать расположение и функции компонентов обслуживаемых технических систем и при необходимости быстро находить причины неисправности машин и оборудования, удерживать в уме разные схемы, обладать тонко дифференцированными двигательными навыками, необходимыми при разборке-сборке узлов и т. п. Прямые и косвенные результаты деятельности здесь, как правило, определенно и наглядно представлены и поддаются быстрой корректировке.
Профессии типа "человек-человек" (преподаватель, воспитатель, тренер, инструктор, проводник пассажирского вагона, стюардесса, официант, продавец и др.). Профессии по обеспечению поддержки и управления разными социальными процессами требуют от их представителей нередко полярных качеств: умения быть требовательным и в то же время доброжелательным, внимательным; строго следовать этическим и правовым нормам и уметь быстро ориентироваться в неординарных ситуациях; строго соблюдать технологический регламент и быстро принимать решения в экстремальных ситуациях; собственным примером задавать и поддерживать нормы поведения и общения и решительно пресекать их нарушение. Профессии этого типа нередко предъявляют повышенные требования к здоровью, физической и психической работоспособности человека. Им присущи сложные сочетания прямых и косвенных результатов труда, непосредственных и отдаленных во времени.
Профессии типа "человек-знак" (корректор, программист, бухгалтер, экономист, математик). В профессиях этого типа требуется устойчивость внимания, аккуратность — часто деятельность связана со сложными расчетами, с информацией, представленной в таблицах и формулах. Профессиям этого типа присущи внешнее однообразие, монотонность труда, обычно это работа в помещении, в стабильных и комфортных условиях. Некоторые аспекты результатов труда могут быть значительно отдалены во времени и проявляться только при функционировании созданных систем в специфических условиях — проверяться практикой.
Профессии типа "человек - художественный образ" (музыкант, литератор, художник, дизайнер). Высокий профессионализм в этих
областях предполагает наличие у человека высокой общей культуры, образного мышления, эмоциональной восприимчивости в жизни, сензитивности (повышенной чувствительности) в восприятии звуков, цвета, ритмики, пластики. Результаты труда в этих сферах нередко сложно формализовать, они не всегда поддаются строгому учету и количественной оценке.
С профессиональной принадлежностью человека связаны и самые общие психологические образования: образ мира, смысловые реальности, ценностные ориентации, направленность, способы психорегуляции и многое другое.
У представителей профессий типа "человек - художественный образ" чрезвычайно велика, нередко гипертрофирована роль эмоциональной составляющей в структуре профессионально важных качеств. С одной стороны, это активная эмоциональная включенность, эмоциональная пластичность, высокая эмоциональная чувствительность, выполняющая функции ценностных ориентации, этических, эстетических и профессиональных оценок.
Представители профессий "человек-природа", с одной стороны, склонны "очеловечивать" поведение растений и животных, с другой — редуцировать поведение человека до уровня животных. "У людей все, как у собак" — такие заявления можно нередко услышать от кинологов. Биологам, зоотехникам, агрономам, многим сельским жителям присуще особое, трепетное отношение к фауне и флоре. С удивительной нежностью и теплотой они обычно общаются с животными, поверяя им свои тайны и сомнения. Их суждения о животных часто насыщены богатой гаммой человеческих чувств: "...Когда молодые орангутанги и шимпанзе нездоровы, их унылый вид так же трогателен и явственен, как и у наших детей. Это душевное и телесное состояние проявляется у них в безмолвных движениях, осунувшихся лицах, потускневших глазах и в изменении всего их облика.
Ряд примечательных особенностей мировосприятия присущ представителям профессий "человек-техника" и "человек-знак". Так, человек — это всего лишь типичная гидросистема для инженера-гидротехника; человек — это компьютер для программиста и т. п. А. Эйнштейн, помешивая чай, мог заговорить с гостем о... центробежном движении частиц, иллюстрируя свои тезисы траекторией чаинок; Н. Винер у горного ручья — о математических формулах, описывающих турбулентные потоки. На обращение игрока в казино по поводу его конфликта при игре в карты Б. Паскаль ответил... разработкой теории вероятности.
3. Психические регуляторы труда
Одна из задач психологии труда — изучение фактов и закономерностей психической регуляции труда и становления человека как субъекта труда, создание оптимальных условий для формирования профессионализма и личности субъекта труда. Среди психических регуляторов труда можно выделить следующие основные группы.
I. Образ объекта (предмета труда, внешних средств, условий и процессов трудовой деятельности):
1) чувственный, сенсорный, перцептивный;
2) репрезентативный конкретный образ (воспоминания, представления, воображение);
3) репрезентативный абстрактный образ (понятия, схемы, системы понятий, алгоритмы действий).
II. Образ субъекта:
1) актуальный "Я-образ" (рефлексия своего актуального состояния в данный момент, в данных условиях профессиональных или межличностных отношений, своих актуальных возможностей и ограничений);
2) обобщенный "Я-образ" ("Я-концепция" — "Я в прошлом", "Я в настоящем", "Я в будущем"; "Я среди других"; "Я как представитель профессиональной общности", "Я как личность", "Я как индивидуальность" и др.).
III. Образ субъект-объектных и субъект-субъектных отношений:
1) потребности и функциональные состояния;
2) эмоции, чувства, эмоциональные отношения;
3) характер, направленность личности, мировоззрение;
4) профессионализм, опыт, знания, умения, навыки
Люди в разной степени способны различать модальности и степень интенсивности воздействующих на них факторов среды (зрительных, акустических, тактильных, вкусовых, пространственных и др.). Это отражается в особенностях сенсорной организации их профессиональной деятельности: одному важно услышать, другому — увидеть, третьему — "почувствовать" предмет и средства труда. Люди воспринимают внешние воздействия комплексно, но обычно природная предрасположенность и более высокая чувствительность к определенным характеристикам среды выступает системообразующим фактором их профессионально важных качеств (ПВК). В процессе
профессиональной деятельности способности субъекта дифференцировать профессионально значимые признаки среды развиваются, но лучше всего — те из них, которые изначально характеризовались выраженными природными задатками.
Однако образ как психический регулятор имеет и собственный мощный, объективный потенциал. Приведем примеры. Так, последовательные преобразования физических стимулов (например, коротких и длинных звуковых сигналов), семиотики, знаковых систем в профессиональные психологические образы — знаки (в профессиональной деятельности дегустаторов, гидроакустиков, радистов и др.) позволяют не только более успешно выполнять субъекту свои трудовые функции, но значительно увеличивать эффективность профессиональной деятельности (табл.1).
Таблииа.1
Азбука Морзе: знаки, символы, физические стимулы и психологические образы
Знак | Символ | Физический стимул | Психологический образ ("мелодия") |
1 | . - - - - | Один короткий сигнал и четыре длинных | Ку-да-ты-по-шла |
2 | • • - - - | Два коротких/три длинных (пропорция 1:3) | Я-на-гор-ку-шла |
3 | • • • - - - | Три коротких/два длинных | И-дут-ра-дис-ты |
4 | • • • • - | Четыре коротких/один длинный | |
5 | • • • • • | Пять коротких сигналов | Пе-тя-пе-ту-шок |
6 | - • • • • | Один длинный/четыре коротких | Бы-ло-де-ло-так |
7 | - - • • • | Два длинных/три коротких | Дай-дай-за-ку-рить |
8 . | - - - • • | Три длинных/два коротких | Мо-ло-ко-ки-пит |
9 | - - - - • | Четыре длинных/один короткий | ... |
0 | - - - - | Пять длинных сигналов | ... |
Так, например, физический предел приема/передачи знаков радиотелеграфиста, который считает "точки — тире", составляет около 30 знаков (цифр или букв криптограмм) в минуту. Норма надежного (в условиях помех) приема сообщения для квалифицированного радиотелеграфиста, идентифицирующего знаки как "мелодии", составляет 120-150 и более знаков. Другими словами, только лишь психологическое перекодирование образа — из "точек" в "мелодии" — обеспечивает повышение надежности и эффективности профессиональной деятельности в 4-6 раз.
Другой, технический способ перекодирования исходной знаковой системы, например в радиосвязи, состоит в уплотнении всей информации до одного "пакета" — "радиоимпульса", для передачи и дешифрации которого используется аналоговая техника.
Еще более ярким примером не только функциональных, но и культурно-эстетических следствий взаимодействия исходных компонентов — образов профессиональной деятельности являет собой музыка. Первоначально определенные частоты, например, физических колебаний струны в секунду (число герц — математическая шкала отношений), воспринимаются человеком как "музыкальные звуки" (математическая шкала интервалов). Иначе говоря, комбинации акустических образов в интервалах лада или определенной октавы воспринимаются как сложные музыкальные образы — мелодии, имеющие вполне определенное эмоциональное и смысловое содержание (система восприятия — номинальная шкала).
Современный музыкальный строй является прямым преобразованием исходных физических стимулов — разных частот физических колебаний (в герцах) в "музыкальные образы" подчиненным определенным закономерностям. Пример — таблица динамики часто первой октавы (до 2 = удвоенной частоте до 1, ре 2 = удвоенной частоте ре 1 и т. д.).
Таблица.2
Таблица частот первой октавы
Тон | До 1 | Ре 1 | Ми 1 | Фа 1 | Соль 1 | Ля 1 | Си 1 | До 2 |
Частота, Гц | 262 | 294 | 330 | 349 | 392 | 440 | 494 | 523 |
Всего лишь 7 фиксированных звуков с 12 полутоновыми интервалами между ними в зависимости от их высоты, длительности, силы, пауз между ними, комбинаций друг с другом (терция, квинта, септа, октава) могут приобретать новое системное качество — качество музыки. Комбинации благозвучных и неблагозвучных созвучий позволяют создавать качественно новую информационную и эмоциональную систему, не нуждающуюся в переводе на национальные языки.
Заметим, мы говорим о высокопрофессиональной деятельности по оперированию специфическими акустическими образами. Создание логарифмически равномерной двенадцатитоновой музыкальной шкалы явилось итогом длительного развития музыки и математики. В 1700 г. немецкий ученый и музыкант Андреас Веркмейстер предложил 12-тоновую шкалу и изготовил фортепиано, настроенное в соответствии с ней. Вскоре И.-С. Бах доказал жизнеспособность новой системы. Он сочинил два тома музыкальных произведений под общим названием "Хорошо темперированный клавир" (1722-1744). Каждый из этих томов содержал по 24 пьесы (прелюдии и фуги): по одной на каждую мажорную и минорную тональность. Сочинения Баха составили эпоху в развитии новой музыки. Все последующие композиторы создавали свою музыку в этой системе, открывая ее неисчерпаемые возможности.
Музыканты считают, что 12 мажорных и 12 минорных тональностей не тождественны друг другу по звучанию и обладают индивидуальными качествами. Например, до мажор характерен для светлого, солнечного, спокойного настроения (соната Людвига ван Бетховена "Аврора"), до минор — для мужественной печали ("Похоронный марш" из Героической симфонии Бетховена, Третий фортепианный концерт до минор Шумана). Си минор — одна из наиболее глубоких и выразительных тональностей в классической музыки XVI-XIX вв. (Г. Е. Шилов).
Вот один из ярких образцов генезиса "образа" в психологическом мире человека — от прямого физического стимула, характеризуемого универсальными единицами физического измерения (математическая шкала отношений), от акустического воздействия на слух человека (логарифмические шкалы) до эмоциональной и смысловой реальности, имеющей даже свои цветовые характеристики (А. Н. Скрябин, Н. А. Римский-Корсаков, М. К. Чюрленис и др.), приводящей к изменению эмоциональной, интеллектуальной сферы и даже физиологии человека.
Подтверждения очевидной значимости для человека образа "субъект-субъектных отношений" можно найти едва ли не в каждом учебнике по социальной психологии и психологии управления. Особенно велика роль такого образа для человека, находящегося в экстремальных условиях.
Сделаем некоторые обобщения. Функции совокупности образов и их взаимосвязей далеко выходят за пределы их первоначальной заданности. В каждом высококвалифицированном труде есть значительная доля неформализуемых образов-регуляторов, уровень владения которыми, пожалуй, более всего и отличает профессионала от мастера своего дела. Так, у скульптора, работающего с мрамором, есть "чувство мрамора", следуя которому он из множества блоков-заготовок выберет единственный для воплощения своего замысла или откажется, забракует все и будет продолжать искать "свой", единственный. В спорте высших достижений давно утвердились понятия "чувство воды", "чувство снега", "чувство мяча", "чувство партнера", "чувство дистанции", "чувство поля" и т. п. Роль сложных ПВК — профессиональных "чувств" в детерминации успешности субъекта один из тренеров сборной команды страны по боксу оценил кратко: "Если у человека нет "чувства ринга" — убьют сразу!.."
В авиации такими сложными ПВК являются "чувство самолета", "чувство горизонта", "чувство аэродрома". Понятно, что, например, в инженерной психологии, где проблема рабочего образа крайне актуальна, она разработана более обстоятельно. В частности, выделяются следующие категории образов: концептуальная модель — оперативный образ — образ — цель
Неоднозначную, а вернее, многозначную, многогранную роль образа как психологического регулятора, как многозначной метафоры можно проиллюстрировать и на схемах психики человека. Согласно логике нашего подхода рассмотрим несколько таких схем, предложенных учеными в течение одного лишь столетия — с начала до конца XX в. В начале XX в. 3. Фрейду для объяснения всего многообразия психического достаточно было двух сфер — бессознательное/сознательное. В начале 1930-х гг. полная картина психики по 3. Фрейду отражается тремя независимыми сферами: бессознательное ("Оно") — сознание ("Эго") — сверхсознание ("Супер-эго") (рис..1), отношения между которыми затруднительны, сложны, конфликтны
А. Маслоу Рис.1.
Формы отображения структуры личности в психологии
В середине XX в. стали, по 3. Фрейду и Э. Берну, сущность психики обозначать также тремя сравнительно независимыми сферами (эго-состояниями), но уже двух параллельных субстанций ("дитя -взрослый - родитель" субъекта и "дитя - взрослый - родитель" партнера межличностных взаимодействий) с многообразием отношений между ними — эмоциональных и логических трансакций, сценарных посланий и др. В обоих случаях разные психические реальности отображаются учеными посредством круга — замкнутой геометрической фигурой.
А. Маслоу психологию и развитие человека представил в образе многоэтажной пирамиды-треугольника (рис.1). В его основе — "базовые физиологические потребности", присущие всем людям (а вернее, всему живому). На "базе" биологии непосредственно строятся ступени социализации человека — безопасность и уверенность; любовь и принадлежность; самоуважение и уважение других. Но вершины пирамиды достигают, увы, немногие, согласно мнению автора — лишь около 1% людей.
На уровне парадигм можно видеть некоторый прогресс — пятая (три'плюс две!) ступень, "самоактуализация" явно возвышается над "Супер-эго", она иная по своей природе. Но если автором теории ясно представлена ее локализация — "вершина", то ее детерминанты не столь очевидны, они "размыты", хотя форма треугольника и предполагает возможность взаимоперехода субстанций внутри фигуры. Объяснение феномена "самоактуализации" требует введения новых постулатов или серьезной "коррекции" прежней научной парадигмы.
В 1980-1990-х гг. образ человека (личности у В. А. Петровского) представляется как четыре взаимосвязанные инстанции. Согласно "пентабазису" В. А. Ганзена человек есть интеграция целого, определяемого четырьмя взаимосвязанными, но достаточно автономными частями: человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность (рис.2). Сложная фигура-образ допускает многовариативность развития каждой из ее частей.
Рис.2. Многоструктурное описание человека (Ганзен В. А., 1980)
В конце 1990-х гг. Д. А. Леонтьев сохраняя приверженность "ступеням", отказывается от "сфер", "прямоугольников", "квадратов" и иных замкнутых геометрических фигур. Есть все основания говорить о последовательном продвижении вперед от доминирующих прежде парадигм.
Следовательно, образ — не только и не столько всего лишь иллюстрация, отображение каких-либо материальных объектов или их функциональных отношений, не только специфическая форма передачи информации. Это еще и ненавязчивый способ передачи философии, идеологии, способа видения мира одним человеком другому. Другими словами, образ — это мощный психический регулятор деятельности человека, даже если образ в целом и не фиксируется его сознанием, даже если создатели образа на этом намеренно не фиксируют сознание человека и его произвольное внимание (психология рекламы, деятельность имиджмейкеров, выборные кампании и пр.). И здесь психология труда естественно соприкасается еще с одной молодой и смежной научной дисциплиной — "психологией влияния" (Т. С. Кабаченко).
Выше мы рассматривали "образы объекта" как психические регуляторы. Проблема "образа субъекта" будет рассматриваться в 11-13-й главах настоящего пособия.
4. "Золотое правило" психологии труда
Центральная проблема областей знания, ориентированных на изучение особенностей организации труда и становления профессионала, заключается в установлении наилучшего взаимного соответствия, взаимной сообразности человека как субъекта труда, с одной стороны, и объективных требований социально фиксированного трудового поста — с другой
"Золотое правило" психологии труда состоит в требовании комплексного воздействия на эргатическую систему "человек - предмет труда - средства труда - среда", в возможности успешно решать задачи повышения эффективности деятельности лишь при условии обеспечения взаимного соответствия особенностей субъекта и трудового поста
Вторым важным условием "установления наилучшего взаимного соответствия... человека как субъекта труда... и объективных требований социально фиксированного трудового поста" является развитие человека как личности, как индивидуальности, формирования его индивидуального стиля деятельности, стиля жизнедеятельности
5. Парадигмы психологии труда
Введение понятия "эргатические функции" акцентирует внимание на возможностях и целесообразности перераспределения активности в системе "человек-машина", в самом развитии этой системы и включении в нее новых и новых "переменных" — таких как системы "человек - машина - среда - социум - культура".
Параллельно с развитием эргатических систем происходит перераспределение, вернее — перемещение рабочей нагрузки с мышечной системы организма и его физиологии на эмоциональную, волевую, когнитивную сферы.
Категория "образа" является одной из интересных научных и практических проблем и, скорее всего, будет активно разрабатываться и в будущем.
Список литературы
Бодров В. А. Психология профессиональной пригодности. М., 2001.
Пряжпиков Н. С, Пряжникова Е. 10. Психология труда и человеческого достоинства. М., 2001.