Россия в XVIII в.
Главной целью реформ Петра было создание сильного европейского государства. Более всего его заботило преодоление экономичекой и военной отсталости России. Некоторые историки называют его экономические преобразования форсированной индустриализацией. Она началась с реорганизации тяжелой промышленности и прежде всего отраслей, связанных с войной: строились железоплавильные, оружейные и другие заводы, всячески поощрялось устройство суконных и полотняных фабрик, к управлению которыми царь привлек своих приближенных. Специальными указами 1715 и 1718 гг. Петр приказал крестьянам изготавливать полотно, которое шло на продажу во все крупные города России, а также за рубеж. Петр всячески поощрял предпринимательскую деятельность русских людей, прежде всего купечетва. Наиболее известным предпринимателям он давал дворянские звания. В 1719 г. любому жителю страны было разрешено искать полезные ископаемые и строить заводы по их переработке. Получила распространение практика передачи государственных предприятий частным владельцам или специально созданным для этого компаниям ("кумпнствам"). Металлургические заводы строились в центре страны, на севере (в Карелии), на Урале. К 1725 г. 3/4 выплавленного чугуна давали заводы Урала. К 1725 г. в России работало 25 текстильных предприятий, а также мануфактуры кожевенные, канатные, стекольные, пороховые, корабельные верфи и винокуренные заводы. С 1712 г. Россия впервые перестала закупать оружие в Европе. Россия начала экспортировать железо, полотно и др. промышленные товары. В 1724 г. был принят таможенный тариф, который оьлегчал вывоз за границу отечественной продукции и сдерживал ввоз иностранных товаров. Менее динамично развивалась жизнь российской деревни. Но и здесь произошли некоторые сдвиги: осваивались новые районы Поволжья и Сибири, расширлись посевыновых культур; наряду с серпами для уборки хлебов стали применяться косы; из Голландии в Россию была завезена высокопродуктвная порода коров.
Преобразования Петра, создание флота, строительство городов, крепостей, портов, Азовские походы и Северная война требовали огромных денежных средств. Поэтому в целях изыскания средств правительство изменило систему налогов. После переписи населения подворное облодение было заменено подушной податью. С 1724 г. она стала основным прямым налогом в России. Для крестьян она составляла 74 коп. в год, для посадских людей - 1 руб. 14 коп. Подушная подать была обременительней прежних многочисленных налогов. Помимо прямых налогов постоянно росло число косвенных: кроме винных сборов взимались налоги с рыбной ловли, ульев, бань, хомутов, гробов, за ношение бороды, старомосковской одежды и т.д. В 1699 г. появился гербовый сбор. В конце правления Петра насчитывалось 40 видов косвенных налогов. Заведовали доходами камер-коллегии, общее же руководство финансами осуществлялось Сенатом. В 1724 г. из 8,5 млн. руб. государственных доходов прямые налоги дали 55%, а косвенные - 32%. Государственный быджет по доходам при Петре вырос в 4 раза и составил 12 млн руб, но выросли также и расходы. Подушная подать оказалась непосильной для основной массы населения. К 1726 г. правительство было вынуждено уменьшить ее, однако недоимки по-прежнему подрывали бюджет государства, достигнув к 1732 г. 15 млн руб.
В социальной политике петровское законодательство следовало не западному опыту, а российским тенденциям. Крепостное право получило дальнейшее развитие (введение новой системы налогообложения и учета населения, ревизские переписи населения, введение подушной подати, рекрутской повинности). Окончательно сложилось самодержавие с его бюрократическим аппарато управления. Произошел распад некогда единого сословия "служилых людей". Верхушка превратилась в дворян, а низы сословия стали государственными крестьянами. Петр решил объединить в одно сословие разные категории некрепостного населения (дворцовых, черносошных крестьян, жителей секуляризированных монастырских и церковных владений, инородцев). Политика царя была ориентирована на ограничение прав государственных крестьян, сужение их возможностей, которыми они располагали как люди, свободные от крепостной зависимости. С государственных крестьян взималась более высокая подушная подать, чем с владельческих, без ведома властей им не разрешалось бросать деревню. Но они могли записаться в ряды городского торгового люда, если были в состоянии заплатить положенный взнос. Также произошло слияние в единое сословие крепостных крестьян и холопов. Холопство было ликвидировано переписью душ 1719-1724 гг., когда холопы окончательно потеряли право на получение свободы. В 1724 г. все свободное крестьянство было обращено в крепостных и на них распространилась подушная подать. У крестьян отняли землю, а помещик получал полную власть над крепостными. Для ограничения передвижения была введена паспортная система, и нарушение паспортного режима строго каралось. Была унифицирована социальная структура городов: в нее были перенесены западноевропейские институты - магистраты, цехи, гильдии. Посадское население было поделено на две гильдии: 1-я - верхи посада, богатые купцы и горожане интеллигентных профессий; 2-я - мелкие лавочники и ремесленники. Эта реформа сдерживала возникновение рыночных отношений и во многом оказалась формальной. Социальные преобразования, проведенные Петром в России, унифицировали сословную структуру общества. Итогом этих реформ явились значительное усиление дворянства и укрепление его власти. Дворяне стали основной социальной опорой самодержавия.
Реформаторская деятельность Петра затронула также и систему образования. До Петра в России вообще отсутствовала система светского образования, если не считать единственную на всю страну Славяно-греко латинскую академию в Москве. В то же время страна остро нуждалась в людях образованных и профессионально подготовленных. В 1701 г. в Москве была открыта школа математических и навигационных наук, куда принимали детей дворян и чиновников от 12 до 17 лет. Выпускники преподавали в различных городах России, где были устроены цифирные (начальные) школы. Царь запретил дворянским сыновьям жениться, не получив свидетельства об окончании хотя бы цифирной школы. Учеба в школе приравнивалась к государственной службе, обязательной для всех дворян. К концу царствования Петра цифирные школы существовали в 42 городах, в них обучались одновременно 2 тыс. чел. Половина учеников не принадлежала к дворянскому сословию (дети священников и горожан). Для подготовки кадров низшего духовенства в 46 городах были открыты духовные семинарии. Ученики светских и духовных школ находились на полном государственном обеспечении.
Больше всего Петр преуспел в реформировании административного устройства, утвердив абсолютизм как политическую систему государства. Новые условия жизни требовали новых правительственных учреждений. В 1708-1710 гг. правительство провело областную реформу: страна была разделена на 8 губерний во главе с губернаторами, обладавшими на вверенной территории всей полнотой судебной и административной власти. Губернии делились на провинции, а последние - на уезды. Проведение областной реформы в целом отвечало наиболее актуальным потребностям самодержавия, но в то же время значительно увеличило штат чиновников, которые опустошали вверенные им территории всякого рода сборами и налогами, а также поборами в свою пользу. В 1711 г. вместо Боярской думы был создан Сенат. Он предназначался для коллегиального управления государством в случае отсутствия царя. Сенат состоял из 9 человек, которые назначались царем, но не по знатности и родовитости, а по компетентности, "по уму", выслуге и близости к особе государя. Создание Сената способствовало совершенствованиб высшего управления и его бюрократизации. В 1718-1721 гг. приказы были заменены коллегиями. Коллегии являлись центральными государственными учреждениями, им подчинялись губернаторы, вице-губернаторы, воеводы и канцелярии. В отличии от приказов коллегии делились на определенное количество ведомств. Вместо 80 приказов было 10 коллегий. Каждая коллегия имела обшегосударственную компетенцию, что усиливало централизацию. Коллегии выгодно отличались от приказов четким распределением между ними областей государственного управления и открытым обсуждением вопросов. На первое место выдвигались три коллегии, считавшиеся приоритетными: коллегия иностранных дел, военная и адмиралтейская. Финансовые функции обеспечивали: сбор доходов - камер-коллегия, распределение средств - штатс-коллегия, контроль над тем и другим - ревизион-коллегия. Всего к 1725 г. в России действовало 13 коллегий. Ежедневное присутствие коллегии состояло из президента, вице-президента, 4 советников, 4 ассесоров и одного секретаря. Один из советников или ассесоров был иностранец. Кроме этих лиц были многочисленные исполнители. В новой коллегиальной системе отразилось и измениение статуса церкви: был создан Святейший правительствующий Синод - высший государственный орга управления делами церкви. Во главе Синода стоял обер-прокурор, назначавшийся императором. Была упразднена должность патриарха. Организация Синода означала полное подчинение духовной власти светской. Важным итогом административных реформ явилась Табель о рангах (1722) - свод законов о порядке государственной службы. Табель состоял в систематизации службы: вместо принципа происхождения, знатности рода был положен принцип служебной годности. Было узаконено приобретение титула дворянства через выслугу или пожалование государя, а не только путем наследования. Была создана четкая система должностей: все воинские, штатские и придворные должности расписывались по 14 классам или рангам (высшим был первый). К первому рангу приравнивались генерал-фельдмаршал, генерал-адмирал и канцлер. Вводилась выслуга лет и последовательность продвижения по служебной лестнице: чиновники всех должностей могли получать личное дворянство, а с восьмого - потомственное. Но в итоге вместо старого боярского местничества появилось новое чиновничество, отличающееся зависимостью от императора, строгой иерархией учреждений и должностных лиц, углублением разделения чиновничьего труда. В результате бюрократический аппарат вырос количественно, чиновничество пронизало все сферы жизни империи, его роль в государстве резко возрасла.
Пристальное внимание Петр уделял реформированию армии и созданию военного флота. Петр был убежден, что армия, флот - наиболее совершенные общественные структуры, что они должны стать достойной моделью всего общества. По его мнению, воинская дисциплина - это то, без чего нельзя воспитать в людях порядок, трудолюбие, сознательноясть, христианскую нравственность. Именно поэтому в 1716 г. основной военный закон - Воинский устав - был принят как обязательный акт во всех учреждениях. Военная служба для дворян стала не временной, а обязательной. Изменился и принцип формирования армии - создавалась постоянная армия на основе рекрутской повинности. Рекруты проходили серьезную подготовку, получали казенное обмундирование о вооружение. Взятые в рекруты автоматически освобождались от крепостной зависимости, а их дети, появившиеся на свет за время прохождения отцом военной службы, с момента рождения считались свободными. К концу царствования Петра армия насчитывала 318 тыс. чел. Созданная Петром армия заняла ведущее положение в жизни русского общества. В результате не армия стала при государстве, а государство - при армии. Петр является также создателем русского военно-морского флота, сначала на Азовском и Каспийском морях, а затем и на Балтике. Общая численность русских военных моряков составляла около 30 тыс. чел. Флот формировался на основе рекрутской повинности, а офицеры готовились либо за границей, либо в собственной Навигационной школе.
Политика Елизаветы носила более реставраторский характер, нежели самостоятельный, творческий. Этой политике не хватало последовательности, целенаправленности и оригинальности. Первым делом после вступления на трон Елизавета отменила смертную казнь и удалила немцев со всех высших должностей. Е. восстановила Сенат, вернув ему титул Правительствующего, был ликвидирован Кабинет министров, отменена практика делегирования права высочайшей подписи кому-либо из министров. При всей возросшей роли Сената наиболее важные вопросы решались не им, а узким кругом доверенных лиц - фаворитами и министрами (Разумовским, Шуваловым, Воронцовым, Бестужевым-Рюминым). Весной 1756 г. был учрежден новый правительственный орган - Конференция при высочайшем дворе - постоянное совещание высших сановников и генералитета в составе десяти человек. Елизавета восстановила Берг- и Мануфактур-коллегии, Главный магистрат, Провиантскую канцелярию и др. учреждения, ликвидированные Анной Иоановной. В указе от 25 февр. 1742 г. Е. осудила фаворитизм и строго приказала, чтоб все повышения в чинах производились по старшинству и выслуге. Правда, этот указ не распространялся на саму императрицу. Государственная служба при Е. стала дворянской привилегией, представителям других сословий стало труднее продвинуться по служебной лестнице. Для внутренней политики Е. было характерно сочетание двух параллельных линий - расширение дворянских прав и усиление крепостной зависимости. Уже при Анне Иоановне в 1736 г. бессрочная дворянская служба была заменена 25 годами. Е. отменила указ Петра о недорослях, предусматривающий обязательную службу дворян с юных лет, причем с низших чинов. При Е. дворянских детей стали записывать в соответствующие полки уже с рождения. В результате в полк они уже являлись 16-17-летними капитанами, не знавшими военного дела. Был принят указ набирать рекрутов только с одной пятой территории России. По инициативе Шувалова правительство несколько снизило размер подушной подати. В 1742 г. вышел указ, запрещавший помещечьим крестьянам добровольно записываться в солдаты. Дворяне получили право продавать своих крестьян, чтобы потом отдавать их в рекруты: это узаконило широкомасштабную торговлю людьми. В 1760 г. Е. предоставила помещикам праов ссылать провинившихся крепостных в Сибирь с зачетом их как рекрутов. Правление Е. оказалось благотворным для экономического развития России. 40-50-е годы 18в. в экономическом развитии России были отмечены значительным прогрессом в с/х, который выражался главным образом в вовлечении в хозяйственный оборот новых земель в результате интенсивной колонизации южных и восточных территорий. В 1754 г. Е. объявила винокурение дворянской монополией. В 1753 г. был учрежден Дворянский заемный банк, дававший ссуды помещикам под залог земли. В 1754 г. был учрежден Купеческий банк. С середины 18в. дворяне начинают устраивать в своих имениях конные заводы, занимаются промышленным разведением рыбы и продажей леса. Отмечая безусловные успехи в этой области, следует подчеркнуть, что упор делался преимущественно на экстенсивные формы ведения хозяйства, что делало хозяйство слишком зависимым от климата. В царствоание Е. продолжалось интенсивное создание мануфактур и наблюдалось постоянное увеличение объема промышленной продукции. По выплавке чугуна Россия далеко опередила Англию. В это время меняется прежнее соотношение между казенным и частным заводовладением в пользу последнего. Новые мануфактуры, как правило, создавались частными лицами - как купцами, так и дворянами. Государство постепенно устранилось от их строительства, оно продолжалось лишь на Урале. Характерно, что и частном, и в государственном секторах существовала не вольнонаемная, а все та же крепостническая система принудительного труда, что снижало производительность. В торговой политике по инициативе Шувалова в 1753 г. было принято решение об отмене внутренних таможенных пошлин и всех 17 мелочных сборов. Потери от сбора внутренних пошлин были компенсированы увеличением сборов от внешней торговли, оборот которой вырос по сравненю с 1725 г. в два раза. Правительство Е. всячески поошряло развитие внешней торговли, сочетая эту линию с политикой протекционизма. Экспорт > импорта. Ведущим партнером была Англия. В европу уходило: конопля, лен, железо, полотно. Закупались предметы роскоши: шелковые ткани, тонкое сукно, ювелирные изделия, чай, кофе, вино, пряности.
В целом торгово-экономическая политика Е. была успешной и способствовала развитию России. Здесь она добилась больших результатов, нежели в собственно внутренней политике, где процветали фаворитизм, коррупция и бюрократизм.
Свою продворянскую, крепостническую политику императрица облекла в форму просвещенного абсолютизма. Основное содержание этой политики заключалось в попытках провести либеральные реформы при сохранении неограниченного абсолютизма.
При Екатерине крепостное право достигло своего апогея: в 1765 г. помещики получили право ссылать крестьян на каторгу, а в 1767 г. крестьянам было запрещено жаловаться на помещиков. При Екатерине сложным оставалось финансовое положение. Острая необходимость вынудила правительство Е. к решительным действиям. В 1769 г. впервые были выпущены бумажные деньги - ассигнации. Вначале они имели металлическое обеспечение, но с 1786 г. казна прекратила их обмен на серебро, а затем и на медь. В 1769 г. в Голландии был сделан первый иностранный заем (около 11,5 млн руб.). В 1786 г. был образован Государственный ассигнационный банк. К концу века изменилось управление финансами: с 1775 г. в губерниях появились казенные палаты, а в уездах - уездные казначейства. Финансовые коллегии в 80-е гг. были закрыты, а руководство финансами передано в Сенат, где в 1781 г. были созданы 4 экспедиции (государственных расходов, доходов, свидетельства счетов и государственных недоимок) и 2 штатных казначейства - в Петербурге и Москве, - которые являлись общероссийскими приходно-расходными кассами. Но все предпринятые государством меры не привели к коренному оздоровлению российских финансов, что негативно сказалось на социально-экономическом развитии страны. После подавления крестьянских волнений Екатерина провела изменения в законодательстве в сторону ужесточения контроля за населением. Были упразднены казачьи самоуправления, большое значение приобрел Совет при высочайшем дворе: он превратился в высший совещательный и распорядительный орган, отодвинув Сенат на второй план. В 1775 г. была проведена реформа административного устройства. Россию разделили на 50 губерний; в каждой из них имелся свой полицейско-бюрократический аппарат. Учреждались губернские и уездные управления, в которых большинство мест принадлежало дворянству. Был также создан дворянский корпус - сословная дворянская организация. Эти и другие меры привели к еще большему укреплению власти дворян в государстве. В 1785 г. была принята "Жалованная граммота дворянству". Это был свод дворянских привилегий, подтвердивший особое положение благородного сословия в России. Дворянин мог лишиться дворянского звания только по сословному суду, он освобождался от телесных наказаний, получал исключительное право владеть крестьянами, передавать их по наследству, покупать деревни и т.д. Запрещалась конфискация имений дворян, совершивших уголовное преступление, они освобождались от пребывания войск в их домах, от всех податей. Жалованная грамота вела запись дворян в родословные книги. Каждый дворянин, достигший 25 лет, имел право участвовать в уездных и губернских дворянских собраниях и выбирать своих сословных руководителей. Таким образом, Жалованная грамота подвела черту под длительной и сложной борьбой дворян за утверждение и расширение своих привилегий. Отныне дворянство уже и формально превратилось в первое сословие Российской империи. Екатерина реформировала также городские сословия. Манифестом 1775 г. объявлялась свобода предпринимательства всем подданным; купцы с капиталом свыше 500 руб. освобождались от подушной подати; рекрутская повинность для гильдейского купечества заменялась денежным взносом. В 1785 г. была принята Жалованная грамота городам согласно которой все городское население было разделено на 6 разрядов; выделялась группа именитых граждан - богатых купцов и банкиров - с правом присвоения им дворянства. Купцы первых двух гильдий освобождались от телесных наказаний, некоторых видов казенных служб. Но заинтересованное в развитии ПС и буржуазных отношений, купечество по-прежнему было сковано крепостническими порядками. Это усугубляло социальные противоречия.
Правление Екатерины оставило заметный след в истории России. Это было время успешного развития торговли и промышленности, создания банковской системы, увеличения числа собственников, в том числе из крестьян. Во второй половине 18 в. в стране происходило разложение крепостнических отношений и формирование новых, капиталистических. В то же время крепостничество продолжало господствовать, самодержавная власть монарха укреплялась, окончательно оформился сословный строй.
К концу столетия завершился процесс формирования сословного строя. В законодательных актах были зафиксированы права и обязанности основных сословий: привилегированных (неподатных) - духовенства, дворянства, купечества и непривилегированных (податных) - мещан, ремесленников и крестьян (государственных и крепостных).
Главной задачей внешней политики российского правительства в 18 в. было превращение России в могущественную морскую державу. Крайне важной была борьба за выход к Черному и Балтийскому морям. После Азовских походов Петра 1695 и 1696 гг. Россия получила Азов, Таганрог и северное побережье Азовского моря, но Крым оставался по-прежнему враждебным России. Более благоприятная ситуация складывалась на севере, и в 1700 г. наступлением русской армии на Нарву началась Северная война со Швецией, длившаяся 21 год. В 1721 г. между Россией и Швецией был заключен Ништадтский мир, по которому Россия получила долгожданный выход к Балтийскому морю. К России также отошли старинные замки балтийского побережья, а также Эстляндия, Лифляндия и Карельский перешеек с Выборгом. Это была огромная победа России. В 1710 г. Турция вероломно напала на Россию, в результате мира, подписанного в 1711 г. Россия возвращала Азов и обязывалась уничтожить Азовский флот. В 1722 г. Петр начал поход в Иран (Каспийский поход). В 1723 г. был подписан договор, по которому к Российской империи отошли провинции Ирана с крепостями Дербент и Баку (были утрачены в 1732 г.). Иран был лишен права иметь военный флот на Каспийском море. Каспийский поход способствовал росту политического влияния России в Закавказье. Во второй четверти 18 в. Россия продолжала вести борьбу с Османской империей за выход к Черному морю, стремилась закрепить успехи Северной войны в Прибалтике, развивала связи с Монголией и Китаем. И хотя война с турцией (1735-1739 гг.) не решила проблемы выхода к Черному морю, Россия выиграла борьбу со Швецией и мирный договор в Або (1743 г.) подтвердил приобретения России в Прибалтике. Международный авторитет России значительно вырос. Важным событием во нешней политике России в середине 18 в. было ее участие в Семилетней войне (1757-1762). Россия вступила в нее в 1757 г., когда усиление Пруссии стало угрожать российским владениям в прибалтике. Война велась в союзе с Австрией и Францией против Пруссии и Англии. В результате успешных действий русской армии Пруссия была на грани разгрома, но вступивший в 1761 г. на российский престол Петр 3 в 1762 г. заключил с Прйссией мир и военный союз. Пруссия получила обратно все отвоеванные у нее земли. Основным направлением внешней политики во второй половине 18 в. оставалась проблема завоевания Черноморского побережья и ликвидация господства султанской Турции. Для ее решения понадобились две русско-турецкие войны (первая - 1768-1774, вторая - 1787-1791 гг.). В 1791 г. султанское правительство подписало Ясский мир, подтвердивший присоединение Крыма к России и установление ее протектората над Грузией. Россия стала могучей черноморской державой, окрепли ее связи с народами Закавказья, Дунайского бассейна и Балканского полуострова. В конце 18 в. острой проблемой международной политики стал так называемый польский вопрос: для России поддержание ее влияния в Польше имело огромное значение. В результате трех разделов Польши (1722, 1793 и 1795 гг.) Правобережная Украина (Волынь и Подолье) и вся Белоруссия воссоединились с Россией. Были присоединены также Курляндия, Литва и часть Латвии (Латгалия).
К концу 18 в. Российская империя превратилась в огромную, могущественную мировую державу, равной которой не было со времен Древнего Рима. Это привело к изменению международных отношений в Европе. Роль России, ее воздействие на политическую жизнь Европы неизмеримо выросли. Российская империя активно включилась в общеевропейскую историю.
С 1712 г. Санкт-Петербург стал столицей России.
Екатерина Алексеевна (1725-1727), Анна Иоановна (1730-1740), Анна Леопольдовна (1740-1741), Елизавета Петровна (1741-1761), Екатерина 2 (1762-1796).
Десятилетний период правления А.И. остался в истории России под названием "бироновщина". Фактическим правителем огромной империи был курляндский выскочка Бирон, фаворит императрицы. Анна с самого начала обнаружила презрение к своей родной стране и всему русскому. Ближайшее ее окружение состояло из прибалтийских немцев, оттеснивших русскую аристократию и чиновничество. Императрица превзошла всех своих предшественников по роскоши двора, тратила огромные суммы на своих фаворитов. При императрице пышным цветом расцвели протекционизм, взяточничество, казнокрадство, доносы и разврат. Бездумное снижение пошлин на ввозимые из-за границы товары нанесло огромный ущерб еще не окрепшей русской промышленности, грабительская политика в отношении крестьянства привела к его массовому разорению и обнищанию, жестокое преследование всякого инакомыслия - все это нанесло большой урон Российской империи.
1682-1725
В 1721 г. в связи с победой над Швецией
1773-1775
1769
1709
1753; 1754
Кто стал первым российским императором?
Петр 1
Назовите выдающихся русских полководцев и флотоводцев 18 в.
Румянцев, Спиридов, Суворов, Ушаков
Назовите последнего российского монарха 18 в.
Екатерина 2
Назовите великого русского ученого, основателя Московского университета.
М. Ломоносов
Кого вы знаете из числа сподвижников Петра 1, "птенцов гнезда Петрова"?
Голицын, Долгорукий, Меншиков, Головин, Шереметев, Толстой
Кто был назначен президентом Российской академии наук в царствование Екатерины 2?
Е. Дашкова
Сенат
- высший административно-распорядительный орган, предназначенный для коллегиального управления государством в случае отсутствия царя.
Абсолютизм
- форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно монарху.
Синод
- высший государственный орга управления делами церкви.
Секуляризация
- обращение государством церковной собственности (преимущественно земли) в светскую.
Подушная подать
- система прямого налогообложения, которым облагалось все мужское население страны, за исключением привилегированных сословий.
Рекрут
- лицо, поступившее на военную службу по повинности или по найму.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://sergeev-sergey.narod.ru/start/glava.html