Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Расчеты средств технических измерений и контроля

ФГОУ ВПО

БЕЛГОРОДСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ


Кафедра общетехнических дисциплин


Курсовая работа


по дисциплине: «Метрология, стандартизация и сертификация»


Вариант №55


Выполнил: студент 3 курса
Проверил: Бушманов Н.С.


БЕЛГОРОД 2005 г.

Содержание


Бланк заданий по курсовому проекту по МСС

Введение

1. Задание 1

2. Задание 2

3. Задание 3

4. Задание 4

5. Задание 5

6. Задание 6

Выводы

Список используемой литературы

Бланк заданий по курсовому проекту по МСС


Студент 31-й группы ГузьВ.В. Вариант№55

Задание №1.

номинальный диаметр сопряжений-42мм;

поле допуска отверстия - N7

поле допуска вала - h9


Задание №2. :

номинальный диаметр сопряжения dн=90мм;

длина сопряжения l=72мм;

угловая скорость w=105рад/с;

удельное давление на опору P=0,53МПа;

динамический коэффициент вязкости m=0,02Па·с;

шероховатость поверхности втулки RZD=3,2мкм;

шероховатость поверхности вала RZd=6,3мкм.

Задание №3.

диаметр вала-16мм;

шпонка призматическая;

назначение: для массового автотракторного производства.

Задание №4.

шарикоподшипник №201;

радиальная нагрузка R=6500Н;

вид нагружения колец подшипника:

- наружного кольца – циркуляционное

- внутреннего кольца – колебательное.

Задание№5.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Задание №6.

На рисунке 6.1 приложения, приведен сборочный чертеж и размерная цепь, для которой известны номинальные размеры составляющих звеньев (а=3мм, б=28мм, б=22мм, в=12мм, г=35мм) и предельные размеры исходного звена (А∑=Расчеты средств технических измерений и контроля). Необходимо определить отклонения размеров всех составляющих звеньев.


Расчеты средств технических измерений и контроляЗадание выдано: 10 Февраля 2005 года. Подпись преподавателя

Введение


В нашей стране на основе динамичного и пропорционального развития общественного производства и повышение его эффективности, ускорение научно-технического прогресса, роста производительности труда, всемирного улучшения качества работы во всех звеньях народного хозяйства. В машиностроении созданы и освоены новые системы современных, надежных и эффективных машин для комплексной автоматизации производства, что позволило выпускать продукцию высокого качества с наименьшими затратами труда; увеличился выпуск автоматических линий, новых видов машин, приборов, аппаратов, отвечающих современным требованиям. Непрерывно совершенствуются конструкции машин и других изделий, технология и средства их производства и контроля, материалы; расширилась внутриотраслевая и межотраслевая специализация на основе унификации и стандартизации изделий, их агрегатов и деталей; шире используются методы комплексной и опережающей стандартизации; внедряются системы управления и аттестации ка­чеством продукции, система технологической подготовки произ­водства. Увеличилась доля изделий высшей категории качества в общем объеме производства. Большое значение для развития машиностроения имеет орга­низация производства машин и других изделий на основе взаимо­заменяемости, создание и применение надежных средств техниче­ских измерений и контроля. Курсовая работа состоит из шести заданий, охватывающих основные разделы теоретического курса. При выполнении работы использованы: Справочник. Допуски и посадки. под редакцией В.Д. Мягкова [1]; Методические указания по выполнению курсовой работы [2] . Работа состоит из 16 листов печатного текста формата А4, выполненных в редакторе MS Word и Приложения, которое является графической частью к курсовой работе и выполнено на 2 листах формата А1 с использованием чертежно-конструкторского редактора КОМПАС-ГРАФИК и редактора трехмерных твердотельных моделей КОМПАС-3D.

Задание 1


Определение основных элементов сопряжения, условное обозначение посадок и квалитетов на чертежах и расчет калибров.


Дано: - номинальный диаметр сопряжений-42мм;

- поле допуска отверстия -N7

- поле допуска вала – h8


Решение.

1.1.Условное обозначение заданного сопряжения: ЖРасчеты средств технических измерений и контроля

1.2. Находим отклонение вала и отклонение отверстия.

Вал – основной Ж Расчеты средств технических измерений и контроля

Верхнее отклонение вала Расчеты средств технических измерений и контроля

Нижнее отклонение вала Расчеты средств технических измерений и контроля

Среднее отклонение вала Расчеты средств технических измерений и контроля

Отверстие в системе вала ЖРасчеты средств технических измерений и контроля

Верхнее отклонение отверстия Расчеты средств технических измерений и контроля

Нижнее отклонение отверстия Расчеты средств технических измерений и контроля

Среднее отклонение отверстия Расчеты средств технических измерений и контроля

1.3. Определяем наименьшие размеры деталей.

Наибольший предельный размер отверстия: Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Наименьший предельный размер отверстия: Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Наибольший предельный размер вала.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Наименьший предельный размер вала.

Расчеты средств технических измерений и контроля

1.4. Определяем величину допуска детали.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

1.5. Определяем величину допуска посадки.

Расчеты средств технических измерений и контроля

1.6. Находим величины предельных зазоров и натягов.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля


1.7. Характеристика посадки: посадка гладкого цилиндрического соединения с номинальным диаметром 42 мм, выполнена в системе вала, с переходной посадкой, Комбинирована по квалитетам: отверстие - по 7 квалитету, вал - по 8 квалитету точности.

1.8. Чертежи деталей приведены на рис.(1.1).

1.9. Схема полей допусков деталей приведены на рис.(1.2).

1.10.Рассчитываем рабочие калибры.

1) Определяем размеры калибра пробки для контроля отверстия диаметром 42мм с полем допуска N7

2) По таблицам стандартов (ГОСТ 24853-81) находим допуски и отклонения размеров калибра и пробкиРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроля

3) Вычисляем предельные размеры проходной и непроходной сторон калибра пробки.

Предельные отклонения проходной стороны рабочего калибра пробки

отсчитываются от наименьшего предельного размера контролируемого

отверстия.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Исполнительным размером проходной стороны калибра пробки проставленным на чертеже, является наибольший предельный размер,

он равен Расчеты средств технических измерений и контроля

Предельные отклонения непроходной стороны рабочего калибра пробки отсчитываются от наибольшего предельного размер контролируемого отверстия.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Исполнительным размером непроходной стороны калибра пробки проставленным на чертеже, является наибольший предельный размер,

он равен Расчеты средств технических измерений и контроля

4) Определяем размеры калибра скобы для контроля вала диаметром

42мм с полем допуска h8.

5) По таблицам стандартов (ГОСТ 24853-81) находим допуски и отклонения размеров калибра скобы Расчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроля

6) Вычисляем предельные размеры проходной и непроходной сторон калибра скобы.

Предельные отклонения проходной стороны рабочего калибра скобы

отсчитываются от наибольшего предельного размера контролируемого

вала.


Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Исполнительным размером проходной стороны калибра скобы проставленным на чертеже, является наименьший предельный размер,

он равен Расчеты средств технических измерений и контроля

Предельные отклонения непроходной стороны рабочего калибра скобы

отсчитываются от наименьшего предельного размера контролируемого

вала.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Исполнительным размером непроходной стороны калибра скобы проставленным на чертеже, является наименьший предельный размер,

он равен Расчеты средств технических измерений и контроля

1.11. Эскизы скобы и пробки приведены в (приложении рис.1.3) Для контроля отверстия используем цилиндрическую пробку, т.к. номинальный диаметр менее 50мм.

1.12. Схема расположения полей допусков рабочих калибров приведена

в (приложении рис. 1.4)


2. Задание 2

Расчет и выбор посадок с зазором для подшипников жидкостного трения.


Дано:- номинальный диаметр сопряжения dн=90мм;

- длина сопряжения l=72мм;

- угловая скорость w=105рад/с;

- удельное давление на опору P=0,53 МПа;

- динамический коэффициент вязкости m=0,02Па·с;

- шероховатость поверхности втулки RZD=3,2мкм;

- шероховатость поверхности вала Rzd=6,3мкм.


Решение.


2.1. Вычисляем окружную скорость вала:

Расчеты средств технических измерений и контроля

2.2. Определяем относительный зазор в подшипнике скольжения по

эмпирической формуле:

Расчеты средств технических измерений и контроля

2.3. Определяем диаметральный зазор:

Расчеты средств технических измерений и контроля

2.4. Определяем коэффициент нагруженности подшипника:

Расчеты средств технических измерений и контроля


2.5. По таблице 1.97[1,ч.1,с.284] находим относительный эксцентриситет c:

в нашем случае l/dH=0,8, CR=0,3511.


Из подобия ΔАВС и ΔАВ1С1 (рис.2.1):

Расчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроля

2.6. Определяем толщину масленого слоя h в месте наибольшего сближения поверхностей отверстия вкладыша подшипника скольжения и вала при найденном диаметральном зазоре:

Расчеты средств технических измерений и контроля

2.7. Вычисляем допускаемую минимальную толщину масляного слоя [hmin], при которой обеспечивается жидкостное трение:

Расчеты средств технических измерений и контроля

где kжт>2- коэффициент запаса надежности по толщине масляного слоя;

gД =2-3мкм- добавка , учитывающая отклонения фактических значений

нагрузки, скорости, температуры от расчетных, а также механические

отклонения в масле.

Расчеты средств технических измерений и контроля

Для обеспечения жидкостного трения необходимо соблюдение условия:

Расчеты средств технических измерений и контроля

условие выполняется.

2.8. Определяем минимальный зазор [Smin] в подшипнике, при котором толщина масленого слоя равна минимальной допускаемой величине [hmin].

Расчеты средств технических измерений и контроля

2.9. Подбираем посадку.

Условия подбора посадки: 1) Расчеты средств технических измерений и контроля

2) Расчеты средств технических измерений и контроля

где Sm- средний диаметральный зазор посадки.

Этим условиям наиболее близко соответствует посадка ЖРасчеты средств технических измерений и контроля с зазорами

Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля


3. Задание 3

Расчет допусков и посадок шпоночных соединений.


Дано: - диаметр вала-16мм;

- шпонка призматическая;

- назначение: для массового автотракторного производства.


Решение.

3.1.Согласно [1, ч.2, с.236] выбираем основные размеры шпонки, пазов вала и втулки:

а) размер шпонки Расчеты средств технических измерений и контроля

б) размер паза вала Расчеты средств технических измерений и контроля

в) размер паза втулки: Расчеты средств технических измерений и контроля

3.2. Выбираем предельные отклонения по размеру b для шпоночного соединения серийного и массового производства [1, ч.2, с.237]:

а) ширина шпонки Расчеты средств технических измерений и контроля

б) ширина паза вала Расчеты средств технических измерений и контроля

в) ширина паза втулки при Расчеты средств технических измерений и контроля


3.3. Определяем предельные размеры шпонки, паза вала и паза втулки по размеру b:

а) шпонка Расчеты средств технических измерений и контроля

б) паз вала Расчеты средств технических измерений и контроля

в) паз втулки Расчеты средств технических измерений и контроля


3.4. Определяем предельные зазоры и натяги в сопряжениях:

а) паз вала – шпонка:

Расчеты средств технических измерений и контроля

б) паз втулки – шпонка:

Расчеты средств технических измерений и контроля

3.5. Выбираем предельные отклонения несопрягаемых размеров соединения с призматическими шпонками [1, ч.2, с.113];

а) высота шпонки: Расчеты средств технических измерений и контроля[1, ч.1, с.113];

б) глубина паза вала: Расчеты средств технических измерений и контроля

в) глубина паза втулки: Расчеты средств технических измерений и контроля

г) длина паза вала: Расчеты средств технических измерений и контроля [1, ч.1, с.44];

д) длина шпонки: Расчеты средств технических измерений и контроля [1, ч.1, с.44];

3.6. Строим схему полей допусков (приложение рис.3.1), вычерчиваем эскизы деталей и проставляем размеры на чертежах, (приложение рис. 3.2).


4.Задание 4

Расчет и выбор деталей под подшипник качения.


Дано: - шарикоподшипник №201;

- радиальная нагрузка R=6500Н;

- вид нагружения колец подшипника:

- наружного кольца – циркуляционное.

- внутреннего кольца – колебательное,


Решение.

4.1.Согласно [3, т.2, с.145] определяем основные посадочные размеры подшипника №201:

- диаметр внутреннего кольца d=12мм;

- диаметр наружного кольца D=32мм;

- ширина B=10мм;

- радиус закругления фаски r =1мм.

4.2. Определяем интенсивность нагрузки поверхности вала на наружное кольцо:

Расчеты средств технических измерений и контроля

где kП – динамический коэффициент посадки, зависящий от характера нагрузки (при спокойной нагрузке kП=1 [1, ч.2, с.283] );

F- коэффициент, учитывающий степень ослабления посадочного натяга

при полом вале и тонкостенном разъемном корпусе (при сплошном вале F=1 [1, ч.2, с.286]);

FA – коэффициент неравномерности распределения радиальной нагрузки R между рядами роликов в конических подшипниках или между сдвоенными шарикоподшипниками при наличии осевой нагрузки на опору (при отсутствии осевой нагрузки FA=1, [1, ч.2, с.286]).

Расчеты средств технических измерений и контроля


4.3. Согласно табл. 4.92 справочника [1, ч.2, с.287], такой интенсивности для вала Ж32мм соответствует допуск M7.

4.4. Выбираем поле допуска вала под подшипник качения с колебательно нагруженным кольцом Ж12мм js6.

4.5. Отклонения для колец подшипника № 201 и сопрягаемых с ними вала и корпуса сводим в таблицу 4.1.


Таблица 4.1.

Внутреннее кольцо,

[1, ч.2, с.273].

Вал js6.

[1, ч.1, с.91].

Наружное кольцо,

[1, ч.2, с.276].

Корпус К7.

[1, ч.1, с.117].

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

4.6. Определяем усилие, необходимое для запрессовки подшипника на вал:

Расчеты средств технических измерений и контроля

N=25мкм- максимальный натяг между корпусом и нагруженным кольцом;

fк- фактор сопротивления, зависящий от коэффициента трения при напрессовке fк=4, а при снятии fк=6;

Расчеты средств технических измерений и контроля

здесь Расчеты средств технических измерений и контроля

4.7. Строим схему расположение полей допусков (приложение рис 4.1), сборочный и по детальные чертежи (приложение рис 4.2).

4.8. Шероховатости поверхностей вала и отверстия корпуса выбраны согласно [1, ч.2, с.296]. В нашем случае принимаем 1,25.

Допуск цилиндричности посадочных мест валов и отверстий корпусов не должен превышать под подшипники класса точности РО-четверти допуска на диаметр посадочной поверхности [1, ч.2, с.296].

Тогда, допуск цилиндричности для посадочных поверхности вала:

Расчеты средств технических измерений и контроля

Тогда, допуск цилиндричности для посадочных поверхности отверстия:

Расчеты средств технических измерений и контроля

С учетом рекомендуемых значений цилиндричности [3, т.1, с.424], назначаем Тod=2,5мкм, TOD=6мкм.


5. Задание 5

Допуски и посадки шлицевых соединений.


Дано: Расчеты средств технических измерений и контроля


Решение.

5.1 Расшифровка условного обозначения заданного шлицевого соединения:

шлицевое соединение – прямобочное;

d- центрируемый диаметр;

10- число шлицов;

82- внутренний диаметр;

92- наружный диаметр;

12- толщина зубьев шлица;

H7/h7- посадка по центрируемому диаметру d;

D9/f8- посадка по толщине зуба b.

5.2 Определяем поля допусков центрирующих элементов, находим поля допусков нецентрируюших диаметров и заносим их в таблицу 5.1.


Таблица 5.1.

Элементы шлицевого соединения Номинальный размер, поле допусков.

Отклонение мм,

верхнее/нижнее

Предельные размеры мм,



max min

Центрируемые:

Отверстие


Вал


Ширина впадины паза втулки


Толщина шлицов

вала.



82H7


+0.035/0


82,035


82,000



82h7


0/-0,035


82.000


81.965



12D9


+0,093/-0,050


12.093


12.050



12f8


-0.016/-0,043


11,984


11.957

Нецентрирруемые:


Отверстие


Вал


92H12


+0,35/0


92.350


22,000




92a11


-0,380/-0,600


91,620


91,400

5.3 Определяем значения основных отклонений, предельные размеры всех элементов соединения и заносим их в таблицу.

5.4 Строим схему расположения полей допусков центрирующих размеров

(приложение рис. 5.1).

5.5 Выполняем эскизы соединения и его деталей с указанием посадок всех элементов(приложение рис.5.2).


6. Задание 6

Расчет сборочных размерных цепей.


Дано: на рисунке 6.1 приложения, приведен сборочный чертеж и размерная цепь, для которой известны номинальные размеры составляющих звеньев(а=3мм, б=22мм, в=12мм, г=35мм) и предельные размеры исходного звена(А∑=Расчеты средств технических измерений и контроля). Необходимо определить отклонения размеров всех составляющих звеньев.


Решение.

6.1 Выполним размерный анализ цепи с заданным исходным звеном. Исходное звено А∑=Расчеты средств технических измерений и контроля Геометрическая схема изображена в приложении рис. 6.2.

Выявим составляющие звенья и характер и характер влияния на исходное звено: Расчеты средств технических измерений и контроля-уменьшающее.

Расчеты средств технических измерений и контроля- увеличивающее;

Расчеты средств технических измерений и контроля- увеличивающее;

Расчеты средств технических измерений и контроля-. увеличивающее;

6.2 Проверим правильность составления заданной размерной цепи:

Расчеты средств технических измерений и контроля

6.3 Определяем предельные отклонения и допуск ширины подшипника №212(d=60мм.), еs=0, ei= -150мкм.

Расчеты средств технических измерений и контроля

6.4 Установим единицы допуска составляющих звеньев с неизвестными допусками: Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля.


6.5 Определяем допуск исходного звена с заданными предельными отклонениями:

Расчеты средств технических измерений и контроля

6.6 Определяем средний коэффициент точности ,,аср,, заданной размерной цепи:

Расчеты средств технических измерений и контроля


6.7 Установим квалитет, по которому следует назначать допуски на составляющие звенья, т.к. 78 единица допуска ближе к 10 квалитету (коэффициент точности для 10 квалитета а=64, для 11квалитета а=100),то назначаем 10 квалитет.

6.8 Выбираем корректирующее звено: т.к. Коэффициент точности принятого 10 квалитета меньше аср=78, то корректирующим звеном выбираем технологически более сложное звено А1.

6.9 По установленному 10 квалитету определяем допуски на все звенья (кроме исходного, корректирующего и стандартного) в соответствии с [1,ч.1, с.44] и назначаем на них предельные отклонения:

Расчеты средств технических измерений и контроля; Расчеты средств технических измерений и контроля( охватывающая),

Расчеты средств технических измерений и контроля; Расчеты средств технических измерений и контроля( симметричная).

6.10 Рассчитываем допуск корректирующего звена А1 ;

Расчеты средств технических измерений и контроля

Допуск корректирующего звена целесообразно принять стандартным

ТА1 =100, 10квалитет [1, ч.1, с.44].

6.11 Вычисляем среднее, а затем предельные отклонения корректирующего звена А1:

т.к. Расчеты средств технических измерений и контролято

Расчеты средств технических измерений и контроля

Верхнее отклонение А1:

Расчеты средств технических измерений и контроля

Нижнее отклонение А1:

Расчеты средств технических измерений и контроля

6.12 Определяем предельные размеры замыкающих звена по известным отклонениям составляющих звеньев.

Расчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроляРасчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Расчеты средств технических измерений и контроля

Получаем значение замыкающего звена Расчеты средств технических измерений и контроля

Выводы


Курсовая работа состоит из 6 заданий, охватывающих основные разделы теоретического курса. Получены следующие результаты.


В первом задании определены основные элементы гладкого цилиндрического соединения ЖРасчеты средств технических измерений и контроля, выполнены чертежи соединения и деталей в отдельности, рассчитаны калибры и выполнены их эскизы с указанием исполнительных размеров проходной и непроходной частей.

Во втором задании для указанных параметров подшипников жидкостного трения рассчитана и подобрана посадка ЖРасчеты средств технических измерений и контроля с зазорами Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля, Расчеты средств технических измерений и контроля

В третьем задании рассчитаны допуски и посадки призматического шпоночного соединения с диаметром вала 16 мм, для массового автотракторного производства, выполнены чертежи соединения и детали в отдельности с обозначением посадок и отклонений.

В четвертой задаче, для указанных условий работы подшипника качения №201 рассчитаны и подобраны посадки подшипника на вал и отверстий корпуса, определены значения шероховатостей и допусков цилиндричности посадочных поверхностей, усилие запрессовки и выполнены чертежи соединения и деталей в отдельности.

В пятой задаче расшифровано условное обозначение прямобочного шлицевого соединения Расчеты средств технических измерений и контроля, рассчитаны его элементы и выполнены чертежи соединения с указанием посадок.

В шестой задаче мы составили размерную цепь, и определили при наличии исходного звена отклонения всех составляющих звеньев

Список используемой литературы


Допуски и посадки. Справочник. В 2-х ч. В.Д. Мягков и др.-6-е изд., перераб. и доп.-Л.: Машиностроение, 1983.

Бушманов Н.С. Метрология, стандартизация и сертификация. Методические указания по выполнению курсовой работы. - Белгород: Издательство БелГСХА, 2003.

Похожие работы:

  1. • Организация производства дистанции сигнализации и ...
  2. • Разработка системы поверки магнитоэлектрических ...
  3. • Разработка метрологической лаборатории
  4. • Закон об обеспечении единства измерений
  5. • Средства измерений. Поверка средств измерений
  6. • Метрологическое обеспечение измерений
  7. • Разработка требований к автоматизации процесса ...
  8. • Понятие и классификация средств измерений
  9. • Средства измерений
  10. • Техническая документация при проектировании ...
  11. • Метрология - наука о измерениях
  12. • Методы и средства измерений и контроля
  13. • Метрологическое обеспечение
  14. • Приборы для измерения силы
  15. • Служба стандартизации предприятий
  16. • Технические средства таможенного контроля
  17. • Проблемы и перспективы развития технических средств ...
  18. • Методы и средства контроля давления. Поплавковые и ...
  19. • Полупроводниковые преобразователи
Рефетека ру refoteka@gmail.com