Государственный комитет Российской Федерации по рыболовству
КАМЧАТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра детали машин и основы конструирования
Курсовой проект
Редуктор цилиндрический двухступенчатый
Выполнил:
Руководитель проекта:
Петропавловск-Камчатский, 2009 г.
Содержание
Расчет цилиндрических зубчатых передач
Определение силовых и кинематических параметров привода
Расчет межосевого расстояния аw
Определение параметров зацепления тихоходной (прямозубой) ступени
Определение параметров зацепления быстроходной (косозубой) передачи
Проверочный расчет второй передачи
Расчет составляющих усилий в зацеплении
Предварительный выбор подшипников качения
Расчетная схема валов редуктора
Проверочный расчет подшипников
Исходные данные
Редуктор двухступенчатый, несоосный
Кинематическая схема редуктора:
Дано:
1. Сила на валу рабочей машины F=1.5 H
2. Скорость
движения приводного
вала рабочей
машины
3. Срок службы
редуктора и
режим его работы
(постоянный,
тяжелый)
ч.
Расчет цилиндрических зубчатых передач
Выбор электродвигателя
Формула определения требуемой мощности электродвигателя:
где:
Р - требуемая мощность электродвигателя, кВт
общий КПД привода
- КПД закрытой
передачи;
- КПД открытой
передачи;
- КПД подшипников.
- КПД соединительных
муфт;
По каталогу
выбираем асинхронный
короткозамкнутый
двигатель
мощностью Рэд
Р. Тип электродвигателя:
АОЛ 2-31-4, с номинальной
частотой вращения
об/мин мощностью
Рном = 1,76 кВт.
Мощность
электродвигателя:
кВт
Угловую скорость электродвигателя определяем по формуле:
Где
номинальная
угловая скорость
вала электродвигателя,
с-1;
nэд - номинальная частота вращения вала электродвигателя, об/мин;
с-1
Определение силовых и кинематических параметров привода
Определяем частоту вращения приводного вала npм:
Общее передаточное число привода Up:
Определяем передаточные числа ступеней привода:
;
;
при Up = 20,05,
Вращающий момент на двигателе Тдв:
Вращающий момент на быстроходном валу:
Нм.
Вращающий момент на промежуточном валу Тпр:
Нм.
Вращающий момент на тихоходном валу ТТ:
Нм.
Вращающий момент на ременной передаче:
Нм.
Угловая скорость на быстроходном валу:
Угловая скорость на промежуточном валу:
Угловая скорость на тихоходном валу:
Угловая скорость на ременной передаче:
Выбор материала
Основные механические характеристики выбранных материалов зубчатых колес приведены в таблице 1.
Деталь | Материал |
Р-р заготовок, мм |
Термообработка | Н, вер. |
|
|
|
|
|
1я ступень, прямозубая Шестерня |
Сталь45 |
Dпред=125 Sпред=80 |
У | 305,5 | 890 | 650 | 380 | 25 | 385,8 |
Колесо | У | 285,5 | 890 | 650 | 380 | 20 | 122,8 | ||
2я ступень, косозубая Шестерня |
Сталь45 |
Dпред=125 Sпред=80 |
У | 248,5 | 780 | 540 | 335 | 16,5 | 122,5 |
Колесо | Любые размеры | Н | 193 | 600 | 320 | 260 | 10 | 38,9 | |
Деталь |
|
|
|
[ |
[ |
[ |
[ |
||
1я ступень, прямозубая Шестерня |
1 | 4 | 1 | 310 | 310 | 616,9 | 617 | ||
Колесо | 1 | 4 | 1 | 294 | 294 | 580,9 | 580,9 | ||
2я ступень, косозубая Шестерня |
1 | 4 | 1 | 310 | 310 | 520 | 520 | ||
Колесо | 1 | 4 | 1 | 199 | 199 | 414 | 414 |
[]
ср=0,45 ([
]
Н1 + [
]
H2) =
420
Таблица данных.
Наименование, единица измерения | Обозначение | Значение |
Требуемая мощность электродвигателя, кВт | Р | 2,2 |
Общее передаточное число редуктора |
|
20,5 |
Передаточное число закрытых передач |
|
3,15 |
Передаточное число открытой передачи |
|
2,1 |
Крутящий момент на тихоходном валу, Нм |
|
263,4 |
Крутящий момент на промежуточном валу, Нм |
|
88 |
Крутящий момент на быстроходном валу, Нм |
|
29,3 |
Угловая
скорость
тихоходного
вала,
|
|
7,16 |
Угловая
скорость
промежуточного
вала,
|
|
22,5 |
Угловая
скорость
быстроходного
вала,
|
|
71 |
Расчет межосевого расстояния аw
По условию контактной прочности:
,
где:
аw - Межосевое расстояние, мм;
Ка = 49,5 для прямозубых колес, (Н/мм2);
Ка = 43 для косозубых колес, (Н/мм2), принимая ориентировочно β = 10°…15°;
Т1 - крутящий
момент на валу
шестерни,
;
Т1 = Тзп1 для первой передачи;
Т1 = Тзп2 для второй передачи;
для первой передачи:
- коэффициент
неравномерности
распределения
нагрузки по
длине зуба;
- коэффициент
ширины венца
колеса;
для второй передачи:
Тогда:
мм
мм
Полученные значения округляем до стандартного:
aw1 = 100 мм
aw2= 150 мм
Определение модуля зацепления
Модуль зацепления:
;
где:
- вспомогательный
коэффициент
для прямо/косозубых
передач;
- ширина венца
колеса;
- делительный
диаметр колеса;
;
Модуль зацепления для тихоходной и быстроходной ступени:
,
полученные значения модуля зацепления m округляем до стандартного по таблице:
Модули зацепления, мм (по СТ СЭВ 310-76)
I ряд | 1,0 | - | 1,5 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 | 6,0 | 8,0 |
II ряд | 1,25 | 1,375 | 1,75 | 2,25 | 2,75 | 3,5 | 4,5 | 5,5 | 7,0 | 9,0 |
Принимаем:
,
Определение параметров зацепления тихоходной (прямозубой) ступени
Предварительно суммарное число зубьев
Число зубьев шестерни
Число зубьев шестерни:
Число зубьев колеса:
Определяем
фактическое
передаточное
число
и проверяем
его отклонение
от заданного:
;
Условие соблюдается.
Определяем фактическое межосевое расстояние:
мм
Диаметры делительной и начальной окружностей шестерни и колеса
мм
мм
Диаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса
мм
мм
Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса
мм
мм
Рабочая ширина венца колеса и шестерни:
мм
мм
Проверочный расчет первой передачи:
Проверяем межосевое расстояние:
Проверяем пригодность заготовок колес:
Условие пригодности заготовок колес:
;
Диаметр
заготовки
шестерни
мм
Размер
заготовки
колеса
мм
Условия соблюдаются
Проверяем
контактные
напряжение
,
Где:
К= 463 - Вспомогательный коэффициент для прямозубой передачи;
окружная
сила в зацеплении;
=
1 - коэффициент,
учитывающий
распределение
нагрузки между
зубьями;
- коэффициент
динамической
нагрузки, зависящий
от окружной
скорости колес
и степени точности
передачи
;
9 степень точности
Допускаемая нагрузка передачи не более 100%, следовательно условие соблюдается.
Проверить напряжение изгиба зубьев шестерни и колеса:
Где:
m - модуль зацепления, мм;
- ширина зубчатого
венца колеса,
мм;
- окружная сила
в зацеплении,
Н;
=
1 - коэффициент,
учитывающий
распределение
нагрузки между
зубьями;
=
1 - коэффициент
неравномерности
нагрузки по
длине зуба;
=
1,28 коэффициент
динамической
нагрузки, зависящий
от окружной
скорости колес
и степени точности
передачи;
- коэффициенты
формы зуба
шестерни и
колеса;
- коэффициент,
учитывающий
наклон зуба
и
- допустимые
напряжения
изгиба шестерни
и колеса,
;
Условие
соблюдается,
т.к.
и
.
Определение параметров зацепления быстроходной (косозубой) передачи
Суммарное число зубьев:
Число зубьев шестерни:
Число зубьев колеса:
Уточняем действительную величину угла наклона зубьев для косозубых передач:
11°28΄
Необходимое
условие
выполняется.
Определяем
фактическое
передаточное
число
и проверяем
его отклонение
от заданного:
;
Условие соблюдается. Определяем фактическое межосевое расстояние:
мм
Диаметры делительной и начальной окружностей шестерни и колеса
мм
мм
Диаметры окружностей вершин зубьев шестерни и колеса
мм
мм
Диаметры окружностей впадин зубьев шестерни и колеса
мм
мм
Рабочая ширина венца колеса
мм
мм
Проверочный расчет второй передачи
Проверяем межосевое расстояние:
Проверяем пригодность заготовок колес:
Условие пригодности заготовок колес:
;
Диаметр
заготовки
шестерни
мм
Размер
заготовки
колеса
мм
Условия соблюдаются
Проверяем
контактные
напряжение
,
Где:
К= 463 - Вспомогательный коэффициент для косозубой передачи;
окружная
сила в зацеплении;
=
1,1 - коэффициент,
учитывающий
распределение
нагрузки между
зубьями;
- коэффициент
динамической
нагрузки, зависящий
от окружной
скорости колес
и степени точности
передачи
;
9 степень точности
Допускаемая нагрузка передачи не более 10%, следовательно условие соблюдается.
Проверить напряжение изгиба зубьев шестерни и колеса:
Где: m
- модуль зацепления,
мм;
- ширина зубчатого
венца колеса,
мм;
- окружная сила
в зацеплении,
Н;
=
1 - коэффициент,
учитывающий
распределение
нагрузки между
зубьями;
=
1 - коэффициент
неравномерности
нагрузки по
длине зуба;
=
1,04 коэффициент
динамической
нагрузки, зависящий
от окружной
скорости колес
и степени точности
передачи;
- коэффициенты
формы зуба
шестерни и
колеса;
- коэффициент,
учитывающий
наклон зуба
и
- допустимые
напряжения
изгиба шестерни
и колеса,
;
Условие
соблюдается,
т.к.
и
.
Расчет открытых передач
1. Определяем
расчетный
диаметр ведущего
шкива
,
Клиновой ремень
сечения А (по
номограмме):
2. Определяем
диаметр ведомого
шкива
,
мм:
Где:
- передаточное
число открытой
передачи,
- коэффициент
скольжения
(
)
Из стандартного
ряда выбираем
3. Определяем
ориентировочно
межосевое
расстояние
Где
- высота сечения
клинового
ремня.
4. Определяем
расчетную длину
ремня
5. Уточняем значение межосевого расстояния по стандартной длине:
6. Определяем угол обхвата ремнем ведущего шкива a1, град:
условие
выполняется.
7. определяем
скорость ремня:
Где
- допускаемая
скорость для
клиновых ремней
.
8. определяем
частоту пробегов
ремня
Где
- допускаемая
частота пробегов
ремня = 30
9. Определяем
допускаемую
мощность,
передаваемую
одним клиновым
ремнем
- допускаемая
приведенная
мощность, выбирается
в зависимости
от типа ремня,
его сечения,
скорости и диаметра ведущего шкива, С - поправочные коэффициенты.
10. Определяем число клиньев поликлинового ремня z:
11. Определяем
силу предварительного
натяжения
12. Определяем
окружную силу
13. Определяем
силы натяжения
ведущей
и ведомой
ветвей:
,
14. Определяем
силу давления
вала
Проверочный расчет
Проверяем прочность ремня по максимальным напряжениям в сечении ведущей ветви:
Где
а)
- напряжения
растяжения,
Н/
б)
- Напряжения
изгиба, Н/
в)
- Напряжение
центробежных
сил, Н/
Н/
г)
=10
Н/
- для клиновых
ремней
Н/
Условие
соблюдается,
так как
Составим табличный ответ:
Параметр | Значение | Параметр | Значение |
Тип ремня | Клиновой | Число пробегов ремня | 9,2 |
Сечение ремня | А | Диаметр ведущего шкива | 100 |
Количество ремней | 3 | Диаметр ведомого шкива | 200 |
Межосевое расстояние | 209 | Максимальное напряжение | 8,6 |
Длина ремня | 900 | Начальное напряжение ремня | 73 |
Угол обхвата | 153° | Сила давления ремня на вал | 426 |
Расчет составляющих усилий в зацеплении
Для первой ступени (цилиндрическая, прямозубая):
На колесе. Окружная сила:
Н
Радиальная сила:
Н
где
На шестерне:
Окружная сила:
Н
Радиальная сила:
Н
Для второй ступени (цилиндрическая, косозубая):
На колесе
Окружная сила:
Н
Радиальная сила:
Н
где
,
.
Осевая сила угла наклона:
Н.
На шестерне:
Окружная сила:
Н
Радиальная сила:
Н
Осевая сила угла наклона:
Н.
Для клиноременной передачи:
Радиальная сила:
Проектный расчет валов
Эскизная компоновка редуктора
Выбор материалов валов и их механические характеристики.
Вал | Марка стали |
|
Термообработка | Твердость заготовки |
|
|
|
||||||
Быстроходный | 45 | 125 | У | 235…262 | 780 | 540 |
Промежуточный | 45 | 125 | У | 235…262 | 780 | 540 |
Тихоходный | 45 | 125 | У | 235…262 | 780 | 540 |
Выбор допускаемых напряжений на кручение.
Быстроходный
вал
Промежуточный
вал
Тихоходный
вал
Определяем геометрические параметры ступеней валов.
Быстроходный вал - шестерня цилиндрическая;
Первая ступень под элемент открытой передачи. (шкив)
Вторая ступень под уплотнение крышки с отверстием и подшипник.
Третья ступень под шестерню.
- определяется
графически
на эскизной
компоновке.
Четвертая ступень под подшипник.
Промежуточный вал;
Первая ступень под подшипник
Вторая ступень под шестерню и колесо.
- определяется
графически
на эскизной
компоновке.
Третья ступень под подшипник.
,
Тихоходный вал;
Первая ступень под элемент открытой передачи. (шкив)
Вторая ступень под уплотнение крышки с отверстием и подшипник.
Третья ступень под колесо.
- определяется
графически
на эскизной
компоновке.
Четвертая ступень под подшипник.
Предварительный выбор подшипников качения
Быстроходный вал:
Выбираем радиальные шариковые однорядные подшипники 106, особо мягкая серия.
Промежуточный вал: 107
Тихоходный вал: 109
Вал |
Размеры Ступеней |
Подшипники | ||||||
|
|
|
|
Типо- размер |
dхDхB, мм |
Динамическая грузоподъемность |
Статическая грузоподъемность |
|
|
|
|
|
|||||
Быстроходный | 24 | 30 | 36 | 30 | 105 | 30х52х13 | 13,3 | 6,8 |
36 | 45 | - | 14 | |||||
Промежуточный | 35 | 43 | 35 | - | 107 | 35х62х14 | 15,9 | 8,5 |
21 | - | 21 | - | |||||
Тихоходный | 40 | 45 | 55 | 45 | 109 | 45х75х16 | 21,2 | 12,2 |
48 | 56 | - | 17,6 |
Расчетная схема валов редуктора
Быстроходный вал.
Вертикальная плоскость:
Определяем опорные реакции:
Проверка
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Горизонтальная плоскость:
Определяем опорные реакции:
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Строим эпюру крутящих моментов:
Определяем суммарные радиальные реакции
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:
Промежуточный вал
Вертикальная плоскость:
Определяем опорные реакции:
Проверка
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Горизонтальная плоскость. Определяем опорные реакции:
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Строим эпюру крутящих моментов:
Определяем суммарные радиальные реакции
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:
Тихоходный вал
Вертикальная плоскость:
Определяем опорные реакции:
Проверка
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Горизонтальная плоскость:
Определяем опорные реакции:
Строим эпюру изгибающих моментов относительно оси Х в характерных сечениях:
Строим эпюру крутящих моментов:
Определяем суммарные радиальные реакции
Определяем суммарные изгибающие моменты в наиболее нагруженных сечениях:
Проверочный расчет подшипников
Быстроходный вал (106)
Определяем отношение V=1 - коэффициент вращения.
Определяем отношение
По таблице
находим: e=0,14
Y=2,6; по соотношению
выбираем формулу
и определяем
эквивалентную
динамическую
нагрузку наиболее
нагруженного
подшипника:
Определяем динамическую грузоподъемность
Подшипник пригоден. Определяем долговечность подшипника
Условие выполнено
Промежуточный вал (107)
Определяем отношение V=1 - коэффициент вращения.
Определяем отношение
По таблице интерполированием находим: e=0,26 Y=1,74;
По соотношению
выбираем формулу
и определяем
эквивалентную
динамическую
нагрузку наиболее
нагруженного
подшипника:
Определяем динамическую грузоподъемность
Подшипник пригоден. Определяем долговечность подшипника
Условие выполнено
Тихоходный вал (109)
Определяем отношение V=1 - коэффициент вращения.
Определяем отношение
По таблице интерполированием находим: e=0,24 Y=1,9;
По соотношению
выбираем формулу
и определяем
эквивалентную
динамическую
нагрузку наиболее
нагруженного
подшипника:
Определяем динамическую грузоподъемность
Подшипник пригоден. Определяем долговечность подшипника
Условие выполнено
Проверочный расчет валов
Быстроходный вал
Сечение А-А
Определить напряжение в сечении А-А
Нормальные напряжения изменяются оп симметричному циклу.
Где
;
М - суммарный изгибающий момент в этом сечении.
Касательные напряжения изменяются по нулевому циклу
Где
;
М - крутящий момент в этом сечении.
Определить коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений.
Где
(по таблице)
Определить пределы выносливости в расчетном сечении.
Определить коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Определить общий коэффициент запаса прочности.
Условие выполнено.
Промежуточный вал
Сечение Б-Б
Определить напряжение в сечении Б-Б
Нормальные напряжения изменяются оп симметричному циклу.
Где
;
М - суммарный изгибающий момент в этом сечении.
Касательные напряжения изменяются по нулевому циклу
Где
;
М - крутящий момент в этом сечении.
Определить коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений.
Где
(по таблице)
Определить пределы выносливости в расчетном сечении.
Определить коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Определить общий коэффициент запаса прочности.
Условие выполнено.
Тихоходный вал
Сечение В-В
Определить напряжение в сечении В-В
Нормальные напряжения изменяются оп симметричному циклу.
Где
;
М - суммарный изгибающий момент в этом сечении.
Касательные напряжения изменяются по нулевому циклу
Где
;
М - крутящий момент в этом сечении. Определить коэффициент концентрации нормальных и касательных напряжений.
Где
(по таблице).
Определить
пределы выносливости
в расчетном
сечении.
Определить коэффициенты запаса прочности по нормальным и касательным напряжениям.
Определить общий коэффициент запаса прочности.
Условие выполнено.
Проверочный расчет шпонок
Промежуточный вал, шпонка 12х8х45
Условие прочности:
определяем рабочую длину шпонки:
Определяем площадь смятия:
проверяем условие прочности:
Условие выполняется.
Промежуточный вал, шпонка 16х10х60
Условие прочности:
определяем рабочую длину шпонки:
Определяем площадь смятия:
проверяем условие прочности:
Условие выполняется.
Выбор сорта масла
Смазывание редуктора.
Способ смазывания.
Применяем непрерывное смазывание жидким маслом картерным непроточным способом (окунанием)
Выбор сорта масла.
Зависит от значения расчетного контактного напряжения и фактической окружной скорости колес. По таблице выбираем масло индустриальное 4-Г-А-46
Определение уровня масла.
При окунании в масляную ванну цилиндрического колеса:
Контроль уровня масла.
Уровень масла, находящегося в корпусе редуктора, контролируем круглым маслоуказателем.
Список литературы
Кудрявцев В.Н. «Курсовое проектирование деталей машин». - Л.: Машиностроение, 1984.
Ануриев И.В. «Справочник конструктора - машиностроителя». - Л.: Машиностроение, 1985.
Янсон А.А. «Расчет цилиндрических зубчатых передач» методические указания к курсовому проекту по деталям машин для студентов всех специальностей. - Л.: 1991.
Янсон А.А. «Конструирование зубчатого редуктора» методические указания к курсовому проекту. - Л.: 1985.