Рефетека.ру / Промышленность и пр-во

Курсовая работа: Проектирование валов электродвигателя

1. Кинематический расчет привода


Выбор электродвигателя.

Нахождение мощности на выходе.


Проектирование валов электродвигателя


Определение общего КПД привода.


hобщ = hред Ч h6подш Ч h2муфты,


где: hред – КПД редуктора;

hподш – КПД подшипников;

hмуфты – КПД муфты.

hмуфты = 0,95; hред = 0,96; hподш = 0,99;


hобщ = 0,96 Ч 0,996 Ч 0,952 = 0,816.


1.3 Определение требуемой мощности электродвигателя.


Проектирование валов электродвигателя


1.4 Определение частоты вращения вала электродвигателя.


Проектирование валов электродвигателя

nвх = nпр Ч u,


где: u = uбыстр Ч uтих;

Из таблицы 1.2 [1] выбраны передаточные отношения тихоходной и быстроходной передачи:


uтих = (2,5…5,6); uбыстр =8

nвх = nв Ч u = 42 Ч (2,5…5,6) Ч8= 840…1882 об/мин.


Исходя из мощности, ориентировочных значений частот вращения, используя табл. 24.9 (уч. П.Ф. Дунаев, О.П. Леликов) выбран тип электродвигателя: АИР 112М4/1432


1.5 Определение вращающего момента на тихоходном валу


Pm = Pэ.трЧ hмуфтыЧ hред = 5,48Ч0,95Ч0,96 =5016 кВт

Проектирование валов электродвигателя


1.6 Определение действительного фактического передаточного числа.


Проектирование валов электродвигателя

Uд = Uред = 34,095


Предварительный расчет валов


Крутящий момент в поперечных сечениях валов

Быстроходного Tб= 30.19 HЧм

Промежуточного Tпр= 212.95 HЧм

Тихоходного Tт= 1140.5HЧм

Предварительные значения диаметров (мм) различных участков стальных валов редуктора определяют по формулам:

Для быстроходного:


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Для промежуточного:


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Для тихоходного:


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Выбираем роликовые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии.

Для быстроходного вала: 7205А d=25мм, D=52мм, Tнаиб=16,4мм, r=1,5мм;

Для промежуточного: 7207А d=35мм, D=72мм, Tнаиб =18,5мм, r=2мм;

Для тихоходного: 7213А d=65мм, D=120мм, Tнаиб =25мм, r=2,5мм;


3. Расчет подшипников


При расчете подшипников силы, действующие в зацеплении, взяты из распечаток, сделанных на ЭВМ по стандартным программам, разработанным на кафедре РК – 3.


3.1 Расчет подшипников на быстроходном валу


3.1.1 Определение сил, нагружающих подшипники


При проектировании быстроходного вала редуктора применили роликовые радиально-упорные однорядные подшипники по схеме установки в распор.

Диаметр вала под подшипник: dп = 25 мм.

Fr = 717.65 H

Проектирование валов электродвигателя = 351.3 H

Ft = 1940.2 H

T = 30.2 Н·м


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя= 351.3·30.5 ·Проектирование валов электродвигателя= 10.7 Н·м


3.1.1.1 Реакции в горизонтальной плоскости


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.1.1.2 Pеакции в вертикальной плоскости


Проектирование валов электродвигателя


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.1.1.3 Реакции от консольной силы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.1.1.4 Полная реакция в опорах

В расчете принимаем наихудший вариант действия консольной силы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.1.2.1 Предварительный выбор подшипника

За основу берем роликовые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии:


7205А d=25мм, D=52мм, Tнаиб=16,4мм, r=1,5мм


Динамическая грузоподъемность Сr = 29,2 кН

Расчетные параметры: Y=1.6; e=0.37; X=0.4


3.1.2.2 Эквивалентные нагрузки на подшипник с учетом переменности режима работы


Pr = (V·XFr + Y·Fa) ·KsKt [4, стр. 83],


где V – коэффициент вращения кольца, V = 1, так как вращается внутреннее кольцо,

Ks - коэффициент безопасности, Ks = 1,4 [4, таблица 7.3, стр. 84].

Kt – температурный коэффициент, Kt = 1, так как t Ј 100 °C.

Fr и Fa - радиальные и осевые силы действующие на подшипник

КЕ - коэффициент эквивалентности, зависящий от режима

работы. Так как у нас режим работы – 3 то КЕ = 0,56 [4, стр. 83].

X и Y - коэффициенты радиальных и осевых нагрузок;


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя,


что меньше e=0.37, следовательно X = 1 и Y = 0 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).

Проектирование валов электродвигателя,


что больше e=0.37, следовательно X = 0,4 и Y =1,6 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).


Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя


3.1.2.3 Определение расчетного ресурса подшипника.

Требуемый ресурс работы подшипника L = 20000 часов


L10h = a1·a23· (106/60·n) · (Cr/Pr)Проектирование валов электродвигателя,


где к – показатель степени уравнения кривой усталости, для роликовых подшипников к = 10/3=3,33;

a1 – коэффициент, учитывающий безотказность работы. Р = 90% a1 = 1 [1, стр.351],

a23 – коэффициент, учитывающий качество материала и условия смазки подшипника a23 = 0,65 [1, стр.352].


L10h = 1·0,65·(106/60·1432)·(29200/1733,3)3,33 » 91853,2 часов >> L = 20000 часов.


3.2. Расчет подшипников на промежуточном валу


3.2.1 Определение сил, нагружающих подшипники

При проектировании промежуточного вала редуктора применили роликовые радиально-упорные однорядные подшипники по схеме установки в распор.

Диаметр вала под подшипник: dп = 35 мм.


Fr 1= 717,65 H;Fr2 = 2610,7 H

Проектирование валов электродвигателя = 351,3 H;Проектирование валов электродвигателя = 1159,8 H

Ft1 = 1940.2 H;Ft2 7078,6 H

T = 212,9Н·м

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя= 351.3·220,5 ·Проектирование валов электродвигателя= 77,5 Н·м

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя= 1159,8·57,8 ·Проектирование валов электродвигателя= 67 Н·м


3.2.1.1 Реакции в горизонтальной плоскости


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

3.2.1.2 Pеакции в вертикальной плоскости


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.2.1.4 Полная реакция в опорах .

В расчете принимаем наихудший вариант действия консольной силы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.2.2.1 Предварительный выбор подшипника

За основу берем роликовые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии:

7207А d=35мм, D=72мм, Tнаиб=18,5мм, r=2мм

Динамическая грузоподъемность Сr = 48,4 кН

Расчетные параметры: Y=1.6; e=0.37; X=0.4

3.2.2.2 Эквивалентные нагрузки на подшипник с учетом переменности режима работы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя,


что меньше e=0.37, следовательно X = 1 и Y = 0 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).


Проектирование валов электродвигателя,


что больше e=0.37, следовательно X = 0,4 и Y = 1,6 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).


Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя


3.2.2.3 Определение расчетного ресурса подшипника


L10h = 1·0,65·(106/60·234)·(48400/4644,8)3,33 » 113522,3 часов >> L = 20000 часов.


3.3 Расчет подшипников на тихоходном валу


3.3.1 Определение сил, нагружающих подшипники.

При проектировании тихоходного вала редуктора применили роликовые радиально-упорные однорядные подшипники по схеме установки в распор.

Диаметр вала под подшипник: dп = 65 мм.


Fr = 2610,7 H

Проектирование валов электродвигателя = 1159,8 H

Ft = 7078,6 H

T = 1140,5 Н·м

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя= 1159,8·322,24 ·Проектирование валов электродвигателя=373,7 Н·м


3.3.1.1 Реакции в горизонтальной плоскости.

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.3.1.2 Pеакции в вертикальной плоскости


Проектирование валов электродвигателя


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.3.1.3 Реакции от консольной силы


Проектирование валов электродвигателя


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.3.1.4 Полная реакция в опорах .

В расчете принимаем наихудший вариант действия консольной силы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


3.3.2.1 Предварительный выбор подшипника.

За основу берем роликовые радиально-упорные однорядные подшипники легкой серии:

7213А d=65мм, D=120мм, Tнаиб=25мм, r=2,5мм


Динамическая грузоподъемность Сr = 108 кН

Расчетные параметры: Y=1.5; e=0.4; X=0.4


3.3.2.2Эквивалентные нагрузки на подшипник с учетом переменности режима работы


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя,


что меньше e=0.4, следовательно X = 1 и Y = 0 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).


Проектирование валов электродвигателя,


что больше e=0.4, следовательно X = 0.4 и Y =1.5 (по табл.17.1, стр. 354, [1]).

Проектирование валов электродвигателяПроектирование валов электродвигателя


3.3.2.3 Определение расчетного ресурса подшипника


L10h = 1·0,65·(106/60·42)·(108000/14463,4)3,33 » 208503,6 >> L = 20000 часов.


Расчет подшипников приводного вала


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Исходные данные:

FК=8442 Н – консольная сила на конце вала;

lК=148 мм – расстояние до точки приложения консольной силы;

lоб=600 мм – расстояние между опорами;

lпр=300 мм – расстояние между звездочками;

l=150 мм - расстояние между звездочкой и опорой вала;

Ft=7100 H – окружная сила на двух звездочках;

n=42 об/мин

Определение радиальных реакций в опорах:

Реакции от окружной силы:

Проектирование валов электродвигателя


Реакции от консольной силы:


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Суммарные реакции на опоры:


Проектирование валов электродвигателя


Опора 1 нагружена больше, следовательно, дальнейший расчет будет вестись по этой опоре.

Выбор подшипника.

Выбирается подшипник шариковый радиальный сферический двухрядный средней серии1313.


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Определение эквивалентной нагрузки.


Проектирование валов электродвигателя


Определение расчетного ресурса.

Для сферического подшипника Проектирование валов электродвигателя


Проектирование валов электродвигателя


Проектирование валов электродвигателя следовательно, выбранный подшипник подходит.

Подбор посадки подшипника.

Внутреннее кольцо подшипника вращается, нагружение циркуляционное.


Проектирование валов электродвигателя


по таблице 7.6 [2 c.113] выбирается поле допуска на вал k6.

Наружное кольцо подшипника неподвижно, нагружение местное.

По таблице 7.7 [2 c.113] выбирается поле допуска на отверстие L0.


Проверочный расчет валов на прочность


Проверку статической прочности выполняют в целях предупреждения пластических деформаций в период действия кратковременных перегрузок.

Уточненные расчеты на сопротивление усталости отражают влияние разновидности цикла напряжений, статических и усталостных характеристик материалов, размеров, формы и состояния поверхности.


4.1 Расчет тихоходного вала


4.1.1 Расчетная схема

Проектирование валов электродвигателя


Силы, действующие на вал.

Консольно действующая нагрузка.


Проектирование валов электродвигателя


4.1.2 Расчет на статическую прочность

Коэффициент перегрузки


Проектирование валов электродвигателя


где Тmax – максимальный кратковременно действующий крутящий момент.

В расчете определяют нормальные s и касательные t напряжения в рассматриваемом сечении вала при действии максимальных нагрузок.


Проектирование валов электродвигателя


где Mmax – суммарный изгибающий момент, Mkmax=Tmax – крутящий момент, Проектирование валов электродвигателя – осевая сила, W и Wk – моменты сопротивления сечения вала при расчете на изгиб и кручение, А – площадь поперечного сечения.


Проектирование валов электродвигателя


Частные коэффициенты запаса прочности.


Проектирование валов электродвигателя


Общий коэффициент запаса прочности по пределу текучести


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Сечение 1.

Значит, тихоходный вал в сечении 1 прочен.

Сечение 2.

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, тихоходный вал в сечении2 прочен.

Тихоходный вал прочен по статической нагрузке.


4.1.3 Расчет на сопротивление усталости.

Для каждого из установленных предположительно опасных сечений вычисляют коэффициент S.


Проектирование валов электродвигателя,


где Ss и St - коэффициенты запаса по нормальным и касательным напряжениям.


Проектирование валов электродвигателя


Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении.


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Сечение 1.

Проектирование валов электродвигателя


по таблицам 10.2 – 10.13 [2 c. 165-171].


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, вал в сечении 1 прочен.

Сечение 2.


Проектирование валов электродвигателя

по таблицам 10.2 – 10.13 [2 c. 165-171].


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, вал в сечении 2 прочен.

Тихоходный вал прочен.


4.2 Расчет промежуточного вала


4.2.1 Расчетная схема

Проектирование валов электродвигателя


4.2.2 Расчет на статическую прочность

Сечение 1.

Проектирование валов электродвигателя


Значит, промежуточный вал в сечении 1 прочен.

Сечение 2.


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, промежуточный вал в сечении 2 прочен.

Промежуточный вал прочен по статической нагрузке.


4.2.3 Расчет на сопротивление усталости.

Пределы выносливости вала в рассматриваемом сечении.


Сечение 1.


Проектирование валов электродвигателя

по таблицам 10.2 – 10.13 [2 c. 165-171].

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, вал в сечении 1 прочен.


Сечение 2.


Проектирование валов электродвигателя


по таблицам 10.2 – 10.13 [2 c. 165-171].

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Значит, вал в сечении 2 прочен.

Промежуточный вал прочен.


5. Выбор смазки редуктора


Для уменьшения потерь мощности на трение и снижения интенсивности износа трущихся поверхностей, а также для предохранения их от заедания, задиров, коррозии и лучшего отвода теплоты трущиеся поверхности деталей должны иметь надежную смазку.

Для смазывания передач широко применяют картерную систему. В корпус редуктора заливают масло так, чтобы венцы колес были в него погружены. Колеса при вращении увлекают масло, разбрызгивая его внутри корпуса. Масло попадает на внутренние стенки корпуса, откуда стекает в нижнюю его часть. Внутри корпуса образуется взвесь частиц масла в воздухе, которая покрывает поверхность расположенных внутри корпуса деталей. Принцип назначения сорта масла следующий: чем выше окружная скорость колеса, тем меньше должна быть вязкость масла и чем выше контактные давления в зацеплении, тем большей вязкостью должно обладать масло. Поэтому требуемую вязкость масла определяют в зависимости от контактного напряжения и окружной скорости колес.

Контактные напряжения (из распечатки).


Проектирование валов электродвигателя


По таблице 11.1 [2 c. 173] выбирается кинематическая вязкость. По таблице 11.2 [2 c. 173] выбирается марка масла И-Г-А-32.

И – индустриальное

Г – для гидравлических систем

А – масло без присадок

32 – класс кинематической вязкости

Подшипники смазываем тем же маслом. Так как имеем картерную систему смазывания, то они смазываются разбрызгиванием.

6. Проверка прочности шпоночного соединения


Все шпонки редуктора призматические со скругленными торцами, размеры длины, ширины, высоты, соответствуют ГОСТ 23360-80. Материал шпонок – сталь 45 нормализованная. Все шпонки проверяются на смятие из условия прочности по формуле:


Проектирование валов электродвигателя


Допускаемое напряжение смятия [dсм]=200МПа

Быстроходный вал: 30,2 Н·м;

Входной конец вала =Ш17…22 мм; b·h·l =4·4·18;


Проектирование валов электродвигателя


Промежуточный вал: 212,9 Н·м;

Диаметр вала: Ш40мм; b·h·l =12·8·32;


Проектирование валов электродвигателя


Тихоходный вал: 1140,5 Н·м;

Шпонка под колесо: Ш75мм; b·h·l =20·12·63;


Проектирование валов электродвигателя


Выходной конец вала: Ш55мм; b·h·l =16·10·80;

Проектирование валов электродвигателя


Приводной вал: 1140,5 Н·м;

Входной конец вала: Ш55мм; b·h·l =16·10·80;


Проектирование валов электродвигателя


Шпонка под звездочки: Ш85мм; b·h·l =22·14·63;


Проектирование валов электродвигателя


7. Подбор муфты


7.1 Выбор упруго-предохранительной муфты


Муфта комбинированная (упругая и предохранительная) с разрушающимся элементом.

Предохранительная муфта отличается компактностью и высокой точностью срабатывания. Обычно применяется в тех случаях, когда по роду работы машины перегрузки могут возникнуть лишь случайно .Может работать только при строгой соосности валов .В качестве разрушающегося элемента обычно используют штифты, выполняемые из стали или из хрупких материалов(серый чугун ,бронза).В момент срабатывания штифт разрушается и предохранительная муфта разъединяет кинематическую цепь .Для удобства эксплуатации муфты в гнезде ставят комплект втулок вместе со штифтом .В этом случае сопряжение втулок с полумуфтами H7/g6, штифта с втулками H7/h6.Одну из полумуфт устанавливают при посадке Н7/f7,предусматривая по торцам минимальный зазор 0.05…0.10 мм .Чтобы торцы втулок не задевали друг за друга ,следует предусматривать зазор на 0.05…0.10 мм больший ,чем между торцами полумуфт.

Материал полумуфт – чугун СЧ20.

Материал пальцев – сталь 45.

Расчетный вращающий момент:


Проектирование валов электродвигателя


При проектировании муфты принимают размеры в мм:

Проектирование валов электродвигателя


Далее определяют:

1. диаметр стержней


Проектирование валов электродвигателя


где [Проектирование валов электродвигателя] – допускаемое напряжение изгиба материала стержня ([2] табл.20.2 ), Мпа;

Е=2,15Проектирование валов электродвигателя - модуль упругости стали, Мпа;

Проектирование валов электродвигателя=0,26…0,27;

Проектирование валов электродвигателя, где a и S – расстояния от средней плоскости муфты до точки контакта стержня с полумуфтой при передаче и отсутствии нагрузки соответственно (для муфт постоянной жесткости Проектирование валов электродвигателя=1). Угол относительного поворота полумуфт Проектирование валов электродвигателя=0,035 рад;

2. число стержней Проектирование валов электродвигателя

Стержень материал: 65С2ВА ( [Проектирование валов электродвигателя]= 1330 МПа )


Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя

Проектирование валов электродвигателя


Стержни располагаем в отверстиях, расположенных на окружностях разных диаметров (в 2 ряда).


7.2 Выбор упругой муфты


По атласу деталей машин под ред. Решетова определяем муфту упругую втулочно-пальцевую типа МУВП ГОСТ 12080-66.

Список использованной литературы


М.Н. Иванов. Детали машин. М.: «Машиностроение», 1991.

П.Ф. Дунаев, О.П.Леликов – Конструирование узлов и деталей машин. М.: «Высшая школа», 1985.

Д.Н. Решетов – Детали машин. Атлас конструкций в двух частях. М.: «Машиностроение», 1992.

Тибанов В.П., Варламова Л.П. Методические указания к выполнению домашнего задания по разделу «Cоединения». М., МГТУ им. Н.Э. Баумана, 1999.

4

Похожие работы:

  1. •  ... регулирования угла поворота вала электродвигателя
  2. • Расчет мощности двигателя
  3. • Привод цепного транспортера
  4. • Расчёт зубчатых и червячных передач
  5. • Расчет и проектирование привода ленточного конвейера
  6. • Проектирование нефтехозяйства сельскохозяйственного ...
  7. • Электропривод штангового навозоуборочного ...
  8. • Электропривод пневматического транспортера кормов ТПК ...
  9. • Электродвигатели
  10. • Проект электрооборудования мостового крана на 15 ...
  11. • Создание первого электродвигателя
  12. • Проектирование электродвигателя транспортера
  13. • Проектирование тягового электродвигателя
  14. • Проектирование деталей машин
  15. • Технологический расчет электродвигателя
  16. • Техническое обслуживание и текущий ремонт электродвигателей
  17. • Коллекторный электродвигатель
  18. • Диагностирование асинхронных электродвигателей
  19. • Электродвигатели переменного тока общего назначения
Рефетека ру refoteka@gmail.com