Немного истории
Российский факторинг сегодня
Практический опыт финансирования оборотного капитала
Преимущества факторинга
Финансирование под уступку денежного требования
Заключение
Введение
Стабильная работа предприятия, прежде всего, зависит от постоянства денежных потоков. В то же время даже при расчетах с постоянными и надежными покупателями периодически случаются непредвиденные задержки платежей за отгруженную продукцию, товары, работы, услуги. Для преодоления возникающего денежного дефицита предприятие вынуждено прибегать к различным методам финансирования, наиболее эффективным из которых является факторинг.
Немного истории
Факторинг - одна из древнейших форм торгового финансирования. Отдельные его виды применялись торговцами еще в эпоху царя Хаммурапи (II тыс. до н. э.). Однако активное становление факторинга началось в XIX веке в Англии и было непосредственно связано с развитием текстильной промышленности.
В то время рынки сбыта были удалены от мест производства продукции и факторы играли роль связующего звена между производственными предприятиями и конечными покупателями. Перед фактором, знавшим товарный рынок, платежеспособность покупателей, законы и торговые обычаи данной страны, ставились задачи поиска надежных покупателей, хранения и сбыта товара, а также последующего инкассирования торговой выручки.
Слово "фактор" происходит от латинского глагола facio - "тот, кто делает".
Основное отличие между факторингом того времени и сегодняшним заключается, пожалуй, лишь в том, что фактор перестал нести функцию дистрибьютора товаров.
Большое количество факторинговых компаний возникло в конце XIX века в США. Они являлись так называемыми "агентами делькредере" немецких и английских поставщиков одежды и текстиля. Большие расстояния между населенными пунктами в Америке и различия в законодательствах разных штатов привели к тому, что эти же компании предоставляли свои услуги и местным производителям, а именно гарантировали оплату всех товаров. В качестве компенсации риска неплатежа они взимали дополнительное комиссионное вознаграждение. С ростом факторинговых компаний к вышеперечисленным услугам добавилась функция финансирования поставщика продукции.
В Европе факторинг обрел "второе дыхание" в 50-х годах XX века. Именно в этот период предприятия стали все активнее применять рассрочку платежа при поставках товаров своим контрагентам. Такая практика была обусловлена двумя основными причинами. С одной стороны, на многих товарных рынках заметно возросла роль покупателей, которые стали, по сути, диктовать продавцам основные условия торговых сделок и настаивать на использовании рассрочки платежа. С другой стороны, эти же покупатели часто испытывали недостаток свободных денежных средств и предпочитали сначала продать товар конечному потребителю (или превратить закупленную продукцию в конечный продукт), а затем уже расплачиваться с собственными поставщиками. Иными словами, покупатели предпочитали пользоваться коммерческим кредитом, а не брать кредит в банке - не всегда доступный и трудно возобновляемый, связанный с множеством формальностей и ограничений. Но кредиторы-поставщики сами испытывали недостаток оборотных средств и часто были финансово неспособны предоставить рассрочку платежа, что вело к потере покупателей, "уходивших" к конкурентам, у которых была такая возможность.
Факторинг явился своевременным ответом на возникшую у поставщиков проблему. Финансирование поставщиков сразу после отгрузки товара позволяло поставщикам предоставлять своим покупателям значительные рассрочки платежа, не заботясь о собственной ликвидности. Возрастал спрос на продукцию таких поставщиков, росли продажи, одновременно с продажами увеличивалось финансирование поставщиков.
Начиная примерно с середины 80-х годов XX века факторинговая индустрия демонстрировала самые высокие темпы роста в финансовом секторе мировой экономики. Объем переуступленной дебиторской задолженности в 1998 г. составил 456 млрд евро, а к 2003 г. он уже достиг 760 млрд евро. Рост составил более 160%!
Сегодня на рынке работают около тысячи компаний, расположенных на всех континентах и во всех странах мира. Крупнейшим рынком является Европа, на которую приходится 71% факторингового оборота, за ней следуют Америка (14%) и Азия (14%). Феноменальные темпы роста в 1998 - 2003 гг. продемонстрировали страны Восточной Европы (434%), что особенно показательно при крайне малых объемах факторингового рынка в этих странах в начале рассматриваемого периода.
Помимо национального факторинга с середины XX века начал активно развиваться факторинг международный. В 1960 г. появилась первая факторинговая ассоциация - International Factors Group (IFG), которая на сегодняшний день объединяет более 60 компаний из 41 страны мира. В рамках Ассоциации была разработана электронная система передачи информации между факторинговыми компаниями, которая используется для очень быстрой оценки кредитоспособности дебиторов по всему миру, а также установления кредитных лимитов и мониторинга за состоянием поставок и платежной дисциплиной покупателей.
В 1968 г. была организована Factors Chain International (FCI), которая стала крупнейшей в мире факторинговой ассоциацией с 190 членами из более чем 50 стран мира. В 2003 г. на нее приходилось 47,8% рынка внутреннего факторинга и 63,9% рынка международного факторинга. Как и IFG, она разработала свою систему передачи данных.
В России, в отличие от зарубежных стран, факторинговый рынок в настоящее время развит достаточно слабо. Если в странах Западной Европы обороты по факторингу составляют более 5% ВВП (в Великобритании и Италии - 10%), в Восточной Европе - 1,5 - 2% ВВП, то в России - менее 0,1%. Отчасти это связано с тем, что лишь 5 из 20 лет истории существования факторинга в России можно считать годами реального развития рынка.
Первые попытки внедрить факторинг были предприняты Промстройбанком и Жилсоцбанком СССР в 1988 г. Содержание факторинговых операций в те годы было далеко от международной практики и от того продукта, который предоставляется на российском рынке сейчас. Факторинговым отделам переуступалась только просроченная дебиторская задолженность, соглашение заключалось как с поставщиком, так и с покупателем, причем поставщику гарантировались платежи путем кредитования покупателя. Факторинговое обслуживание носило характер разовых сделок.
В 1989 г. появилось Письмо Госбанка СССР N 252 "О порядке осуществления операций по уступке поставщиками банку права получения платежа по платежным требованиям за поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги". В 1992 г. Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" факторинг был включен в состав банковских операций и сделок.
Позднее факторинговые операции начали осуществлять и коммерческие банки. Следует отметить, что поначалу они столкнулись с полным отсутствием цивилизованных факторинговых технологий и отвратительной платежной дисциплиной дебиторов, что приводило к немалым потерям. Но уже в 1994 г., набравшись опыта и намереваясь выйти на рынок международного факторинга, первый российский банк - "Тверьуниверсалбанк" вступил в FCI, позже в Ассоциацию был принят Мосбизнесбанк.
На протяжении ряда лет факторингом в России занимались и АКБ "Менатеп", и Международный Московский Банк, и многие другие. Безусловным лидером рынка тогда был Международный Московский Банк с объемом факторинговых сделок 70 млн долл. в год. После кризиса 1998 г. в области факторинга произошел определенный сдвиг, поскольку появилось очень много проблемных долгов, которые переуступались банкам с большим дисконтом.
Российский факторинг сегодня
В настоящее время коммерческие банки в нашей стране постепенно осваивают все новые банковские операции, к которым относится и факторинг. Большинство предприятий малого и среднего бизнеса испытывают нехватку оборотных средств. Факторинг, в свою очередь, может сыграть существенную роль в развязке взаимных неплатежей и ускорении платежно-производственного цикла.
Преимущество факторинга перед обычным кредитованием заключается в том, что, привлекая кредитные ресурсы, финансовый отдел компании однократно распределяет привлеченные средства (проект, оборотные активы), в то время как финансирование в рамках факторингового обслуживания предусматривает постоянный комплекс финансовых услуг, включая как финансирование, так и административное управление задолженностью. Еще одно важное преимущество факторинга, помимо вышеназванных, состоит в том, что это беззалоговая сделка. Единственным обеспечением является переуступленная задолженность.
Вместе с тем рынок факторинговых услуг в России пока ограничен небольшим количеством банков и компаний ввиду целого ряда причин. Остановимся на некоторых ключевых моментах.
Во-первых, это отсутствие "культуры" предоставления отсрочки. Оплата товара с отсрочкой платежа была признана способом расчетов только для проверенных предприятий. Применение отсрочки, а следовательно, и факторинга ко вновь созданным контактам было практически невозможно.
Во-вторых, только последние несколько лет форма расчетов между предприятиями приобрела безналичный характер. Ранее большая часть взаиморасчетов проходила в "cash", что значительно усложняло даже получение коммерческого кредита в банках. До сих пор в составе большинства ведущих коммерческих банков есть отделы и управления, анализирующие финансовое состояние предприятий на основании недекларируемой финансовой отчетности. Факторинг - комплекс финансовых услуг, предоставляемый банком или факторинговой компанией на основании подтвержденной отчетности и платежеспособности дебитора по безналичному расчету. Иная сторона бизнеса в расчет не принимается.
Ну и конечно, факторинг - это один из самых дорогостоящих банковских продуктов. Его высокая стоимость обусловлена тем, что банку приходится содержать большое количество персонала для анализа дебиторской задолженности, прогнозирования в режиме on-line объемов финансирования в соответствии с планами развития компаний-клиентов, поддержания высокого уровня программного обеспечения.
Стоимость факторинга увеличивается и в силу отсутствия кредитных бюро по анализу и контролю за дебиторской задолженностью компаний, а также сложности арбитражного (судебного) разбирательства в случае предъявления исков в суд. Так, сегодня из-за того, что банк не может точно оценить риск по клиенту (неясность с арбитражем и отсутствие кредитных историй), средняя ставка по факторингу составляет 18 - 35% годовых в рублях.
Еще одним препятствием на пути развития факторинга в России является невысокая информированность компаний о возможностях и условиях данного вида кредитования (многие компании не знают о том, что такое факторинг и как им пользоваться в интересах своего бизнеса).
В то же время развитие бизнеса в различных отраслях экономики, где борьба за потребителя предъявляет повышенные требования к логистике, решению вопросов сбыта и гибкости ценовой политики поставщиков, постепенно повышает интерес к факторингу как инструменту поддержания финансовой стабильности компании вне зависимости от платежной дисциплины ее покупателей.
Практический опыт финансирования оборотного капитала
Как уже было отмечено выше, сегодня рынок факторинговых услуг в России ограничен небольшим количеством банков. К их числу относится ОАО АКБ "Пробизнесбанк" (далее - Банк).
Для Банка, специализирующегося на обслуживании клиентов корпоративного бизнеса, факторинг и кредитование под уступку прав требования в течение последних пяти лет входят в число основных продуктов. Значительный опыт в финансировании оборотного капитала компаний позволяет специалистам Банка утверждать, что два этих финансовых инструмента - наиболее оптимальные для компаний, постоянно имеющих дело с дебиторской задолженностью.
Потребность в факторинге испытывают практически все компании, регулярно работающие на условиях отсрочки платежа. К таковым, например, можно смело отнести субъекты пищевой, фармацевтической, легкой, нефтеперерабатывающей и автомобильной промышленности. На сегодняшний день Пробизнесбанк оценивает потребности данных секторов в факторинге, исходя из объемов производства перечисленных отраслей, в несколько десятков миллиардов долларов ежегодно. При создании соответствующих условий для развития факторинга темпы роста этого рынка могли бы составлять несколько сотен процентов в год.
Банк, в свою очередь, решает проблемы с задержками платежей и неплатежеспособностью клиентов через предоставление регрессного факторинга в случае неплатежеспособности дебитора, предусматривающего погашение задолженности самим продавцом. С этой целью при первичном рассмотрении вопроса об предоставлении факторинговых услуг Банк проводит анализ финансового состояния продавца и анализ действующей статистики по дебиторам. При этом формируются лимиты и проценты финансирования. В случае задержки платежа сотрудники Банка осуществляют работу, направленную на своевременный возврат средств.
На стоимость услуги влияет в первую очередь финансовое состояние клиента и размер уступаемой банком дебиторской задолженности. Наиболее оптимальным по цене этот продукт является для клиентов, сотрудничающих с дебиторами, которые имеют безупречную статистику оплаты за товар, например с сетевыми магазинами.
Преимущества факторинга
Автор считает целесообразным проиллюстрировать все преимущества внедрения факторинга в бизнес компании на примере одного из крупных клиентов Банка.
Группа компаний Юнивей Менеджмент (далее - Группа) основана в 1991 г. Ведущим направлением ее деятельности является производство и реализация винно-коньячных изделий. В Группу входит Ставропольский винно-коньячный завод - один из крупнейших производителей алкогольной продукции России, а также несколько компаний, осуществляющих реализацию произведенной продукции как региональным потребителям, так и потребителям г. Москвы и Московской области.
Сотрудничество с Банком началось в сентябре 2001 г. В бизнесе данного клиента прослеживается сезонность - рост продаж приходится на новогодние и весенние праздники. Руководство Группы неоднократно планировало привлечь дополнительные оборотные средства за счет факторинга, но данная услуга казалась весьма дорогостоящей, при том что Группа всегда кредитовалась в ведущих банках под низкие проценты.
Одновременно развивался долгосрочный проект - строительство развлекательного центра семейного отдыха, в который требовались значительные инвестиции, как собственные, так и привлеченные. Острая нехватка оборотных ресурсов в основном бизнесе при динамично растущей дебиторской задолженности резко увеличила потребность в факторинговых услугах.
После повторных переговоров с Банком были достигнуты взаимные договоренности в области тарифов и лимитов финансирования в рамках факторингового обслуживания. Принимая на обслуживание дебиторов, Банк ориентировался на платежную дисциплину клиента и финансовое состояние компании.
Обслуживание начиналось с десяти дебиторов. В настоящее время число дебиторов варьируется от 50 до 70. Первоначально был установлен небольшой лимит, который со временем увеличивался и на данный момент соответствует текущим потребностям в оборотном капитале. На обслуживании в Банке находятся как московские, так и региональные дебиторы компании. Благодаря услуге факторинга клиентская база компании постоянно увеличивается. Банк осуществляет проверку деловой репутации покупателей, контроль за своевременностью оплат, ежедневно формирует отчеты. В результате совместного сотрудничества продажи увеличились во всей Группе в несколько раз.
Приведенный пример наглядно свидетельствует о том, что основная роль финансирования в рамках факторингового обслуживания для клиентов - это пополнение оборотных средств, необходимых для финансирования текущей деятельности, повышение финансовой устойчивости и улучшение показателей ликвидности. Финансирование при данном кредитном продукте ориентировано на будущие успехи в продажах и гарантирует отсутствие дефицита оборотных средств даже при самом непредсказуемом развитии событий.
Финансирование под уступку денежного требования
Необходимо особо подчеркнуть, что помимо "классического" факторинга в Пробизнесбанке осуществляется кредитование под уступку прав денежного требования, что гораздо дешевле для заемщиков, так как кредитование под уступку прав требования - продукт менее рискованный <1>.
--------------------------------
<1> Поскольку кредитование под уступку прав денежного требования с юридической точки зрения является "обычным" кредитом, то снимается проблема судебных споров, возникающих при факторинге в случае наступления неоплаты.
Принципиальное отличие кредитования под уступку прав требования от факторинга заключается в отсутствии обязательного минимального количества покупателей, ограниченного лимита на одного дебитора, а также в максимально приближенной к кредитованию стоимости продукта и быстром принятии кредитного решения.
Дополнительным преимуществом этого продукта для клиента является осуществляемое банком административное управление дебиторской задолженностью и максимальное финансирование уступленных требований. Кредитование уступленной банку дебиторской задолженности сроком до 180 дней осуществляется в объеме 90% от задолженности, а формальным обеспечением являются товары в торговом обороте при ставке ниже средней по рынку.
Пробизнесбанк считает, что по своим потребительским свойствам кредитование под уступку прав требования не уступает факторингу и оптимально для клиентов по стоимости. Кредитование под уступку прав требования позволило Банку снизить ставку до 17 - 23% годовых в рублях. При этом клиентам не нужно выводить свои оборотные средства для финансирования отсрочек, искать ликвидные залоги и нести риск по платежам своих дебиторов.
Именно поэтому стратегия Пробизнесбанка предусматривает дальнейшее развитие данного продукта. Любые российские поставщики продукции в сети (а их у Пробизнесбанка уже более 300) могут в кратчайшие сроки получить финансирование под уступку прав требования <1>.
--------------------------------
<1> Как отмечалось выше, в этой сфере сегодня, несмотря на бурное развитие, ощущается нехватка подобных услуг. Сетевые супермаркеты стремительно открывают новые магазины, а некоторые из них даже предлагают свой факторинг. Однако так называемый "внутренний факторинг" предлагается лишь самым привилегированным поставщикам, имеющим длительный опыт поставок в данную сеть. Это связано с невысокой стоимостью услуги - всего 13% годовых в валюте.
Размеры ссудной задолженности и сроки пользования кредитными ресурсами определяются клиентами самостоятельно в пределах расчетного лимита, который устанавливается на основе анализа финансового состояния компании и прогноза движения денежных средств по уступленной банку дебиторской задолженности.
Клиент сам определяет целесообразность погашения кредита под уступку денежного требования за счет других свободных источников, отличных от уступленной дебиторской задолженности, оптимизируя за счет этого процентные издержки. У клиента также имеется возможность on-line доступа через internet-banking к контролю текущей задолженности по кредитованию и состоянию дебиторской задолженности, переуступленной банку. Стоимость услуги складывается из процентной ставки по кредитованию и комиссии за административное управление дебиторской задолженностью (5 - 6% годовых).
Административное управление дебиторской задолженностью включает в себя: проверку деловой репутации покупателей, прием и учет документов по отгрузке продукции покупателям, контроль за своевременностью оплат поставок, установку программного обеспечения для оперативного контроля за состоянием дебиторской задолженности, формирование подробных отчетов по поставкам, специальную процедуру напоминаний при задержках платежей.
Заключение
Факторинг в Российской хозяйственной деятельности появился не без оснований. Его объективными предпосылками послужили острейшие трудности с расчетами, недостаток "живых" денег.
Развитие бизнеса в различных отраслях экономики (пищевая, легкая, фармацевтическая, нефтеперерабатывающая, автомобильная промышленность), особенно в последние годы, приводит к повышению конкуренции на рынке. Многие компании должны обладать достаточно высокими конкурентными преимуществами (логистика, сбыт, ценовые и качественные преимущества и пр.) для устойчивого развития и процветания бизнеса. Крупные игроки на рынке диктуют свои условия потребления товаров и услуг (предоставление и увеличение отсрочек платежа, усовершенствование структуры сбыта). Компании, имеющие достаточно обширные планы развития, могут увеличить объемы продаж товаров, предоставляя своим покупателям товарный кредит или отсрочку платежа на выгодных для них условиях (максимально длительный срок, максимально большая сумма, минимальное количество требуемых документов и небольшая наценка), что приводит к проблемам нехватки собственных оборотных средств.
Компании используют различные источники пополнения оборотных средств, включая целый ряд кредитных продуктов: овердрафт, краткосрочное, среднесрочное кредитование, факторинг, кредитование под уступку денежного требования. Как правило, компании пользуются кредитованием в случае нехватки оборотных средств для осуществления своей деятельности.
Факторинг как продукт востребован предприятием в том случае, когда ему нужно увеличить действующий объем продаж своих товаров. Этот вид финансирования не решает каких-то локальных материальных проблем предприятия, зато решает одну из главных - проблему эффективного сбыта продукции.
Разумеется, для этого необходимо воспользоваться услугами компании, которая возьмет на себя финансирование поставок, страхование рисков неплатежа со стороны покупателя и собственно работу с покупателями, в частности контроль над своевременностью оплаты и др. В интересах клиентов, чтобы таких компаний и банков становилось больше, чтобы формировался рынок данных услуг.
Итак, создать в нашей стране быстроразвивающийся факторинговый рынок достаточно сложно. Но многие банки сегодня изобретают различные виды альтернативных продуктов, конечная цель которых - преимущество перед конкурентами и удовлетворение потребностей клиентов не только в их текущей деятельности, но и в финансировании быстрого роста бизнеса, что труднодостижимо за счет обычного кредитования.
Литература
Операции
со связанными
сторонами:
международная
надзорная
практика
"Управление
в кредитной
организации",
2006, N 2
Портрет
потребителя
банковских
кредитов
"Банковский
ритейл", 2006, N 1
Предпосылки
возникновения
кризиса проблемных
кредитов
"Банковское
кредитование",
2006, N 1
Некоторые
вопросы привлечения
к административной
ответственности
за ненадлежащую
рекламу банковских
услуг
"Юридическая
работа в кредитной
организации",
2006, N 1
Письмо
ЦБ РФ N 181-Т и его
соответствие
МСФО
"Внедрение
Международных
стандартов
финансовой
отчетности
МСФО в кредитной
организации",
2006, N 2
Бухгалтерский
учет операций
РЕПО в кредитных
организациях
Продолжение
"Налогообложение,
учет и отчетность
в коммерческом
банке", 2006, N 2
Технологическая
политика как
необходимый
элемент стратегии
современного
банка
"Управление
в кредитной
организации",
2006, N 1
Аудит
финансовой
отчетности
кредитных
организаций
по МСФО
"Внедрение
Международных
стандартов
финансовой
отчетности
МСФО в кредитной
организации",
2006, N 1
Методика
учета кредитов
по МСФО
"Внедрение
Международных
стандартов
финансовой
отчетности
МСФО в кредитной
организации",
2006, N 1
Основы
организации
ипотечного
жилищного
кредитования
в банке. Методология
ипотечного
жилищного
кредитования
"Банковское
кредитование",
2005, N 4
О
налоговом
администрировании
применительно
к деятельности
кредитных
организаций
"Налоговый
вестник", 2006, N 1
Необходимость
подписи главного
бухгалтера
на кредитном
договоре
"Бухгалтерия
и банки", 2005, N 12
Страхование
как инструмент
стимулирования
международной
торговли
"Юридическая
работа в кредитной
организации",
2005, N 4
Страхование
потребительских
кредитов
"Организация
продаж страховых
продуктов",
2005, N 4
18