Контрольная робота
Сравнительная характеристика ситуационного и системного подходов в менеджменте
Киев - 2009
Содержание
1.Отличие между системным и ситуационным подходом в управлении
2. Ситуации в сфере менеджмента
3. Обобщение уникального опыта менеджмента компании Транзас
4. Проведите ситуационный анализ рынков на которых действует фирма по таким критериям: основные сегменты рынка, объёмность каждого рынка, конъюнктура каждого рынка
Вывод
Список использованной литературы
1.Отличие между Системным и ситуационным подходом в управлении
1.1Ситуационный подход к менеджменту
Ситуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
1.2 Системный подход к менеджменту
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.
Модель организации как открытой системы. Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами. В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.
Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.
Cитуационный подход внес большой вклад в теорию управления, используя возможности прямого приложения науки к конкретным ситуациям и условиям. Центральным моментом ситуационного подхода является ситуация, то есть конкретный набор обстоятельств, которые оказывают влияние на организацию в данное время.
Используя данный подход, руководители могут лучше понять, какие приемы будут в большей степени способствовать достижению целей организации в конкретной ситуации. Как и системный, ситуационный подход не является простым набором предписываемых руководств, это способ мышления об организационных проблемах и решениях. В нем также сохранена концепция процесса управления. Итак, ситуационный подход пытается увязать конкретные приемы и концепции с определенными конкретными ситуациями для того, чтобы достичь целей организации наиболее эффективно.
Ситуационный подход использует ситуационные различия между организациями и внутри самих организаций. Менеджеру необходимо определить, каковы значимые переменные ситуации и как они влияют на эффективность организации.
Теория систем впервые была применена в точных науках и в технике. Применение теории систем в менеджменте в конце 50-х гг. явилось важнейшим вкладом школы науки управления. Системный подход — это не набор каких-либо принципов для управляющих, а способ мышления по отношению к организации и управлению.
Система — это некоторая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристики целого. Все организации являются системами. Существует два основных типа систем: закрытые и открытые.
Закрытая система имеет жесткие фиксированные границы, ее действия независимы от среды, окружающей систему. Открытая система характеризуется взаимодействием с внешней средой.
Крупные составляющие сложных систем часто сами являются системами. Эти части называются подсистемами. В организации подсистемы — это различные отделы, уровни управления, социальные и технические составляющие организации.
Понимание того, что организации представляют собой сложные открытые системы, состоящие из нескольких взаимосвязанных подсистем, помогает объяснить, почему каждая из школ управления оказалась практически приемлемой лишь в ограниченных пределах. Они стремились сосредоточить внимание на какой-то одной подсистеме организации: поведенческая школа занималась социальной подсистемой, школы научного управления — техническими. Ни одна из школ серьезно не задумывалась над воздействием среды на организацию.
Организация получает из внешней среды информацию, капитал, человеческие ресурсы, материалы. Эти компоненты называются входами.
В процессе своей деятельности организация обрабатывает эти входы, преобразуя их в продукцию или услуги. Эта продукция и услуги являются выходами организации, которые она выносит в окружающую среду.
Если система управления эффективна, то в ходе процесса преобразования образуется добавочная стоимость входов. В результате появляются многие дополнительные выходы, такие, как прибыль, увеличение доли на рынке, увеличение объема продаж, рост организации.
Значение принципа оптимальности элемента относительно системы выходит за рамки рекомендаций конкретных школ системного управления. Он определяет способ мышления, при котором вся деятельность менеджера понимается как система, а ситуация выступает как момент существования этой системы, полностью подчиненный целому. При таком подходе менеджер стремится извлечь из ситуации именно то, что требуется системе, что является для нее оптимальным.
Но конкретная ситуация в общем случае богаче того, что в ней нужно данной системе. Случайно возникшее уникальное сочетание обстоятельств (состав, контингент) может содержать для менеджера возможности, не предусмотренные системным подходом. Это могут быть перспективы качественного изменения (реформирования) данной системы или перехода на иные системные направления; ситуация может затрагивать ценности, вообще находящиеся вне сферы менеджмента. Например, предприниматель может обрадоваться возможности связать в форме спонсорства свое имя с выдающимся человеком – предметом личного обожания спонсора.
Поэтому по мере утверждения в менеджменте системного подхода на его основе и наряду с ним начал формироваться подход, нацеленный на реализацию уникальных возможностей конкретной ситуации – ситуационный, или контингентный подход в управлении.
В контингентном подходе внимание менеджера концентрируется на ситуации, качественно иным способом, чем при управлении по обстоятельствам. При ситуационном подходе управленческое сознание замыкается в рамках конкретной ситуации, не ищет оснований решения вне ее; каждая ситуация рассматривается изолированно от предшествующего и последующего, наподобие учебной шахматной позиции, где ставится задача найти лучший ход. При ситуационном (контингентном) подходе менеджер учитывает все требования системного подхода, но не абсолютизирует их и ими не ограничивается. На основе владения возможно полным набором управленческих средств изменения ситуации он прогнозирует их воздействие и составляет их наилучшую комбинацию с учетом уникальности ситуации, а при необходимости создает новые средства. Очень упрощенно, но наглядно можно сказать, что соотношение между системным и ситуационным подходами в принятии управленческих решений примерно такое же, как между решением классических шахматных задач и решением этюдов.
При ситуативном подходе менеджер старается максимально использовать возможности ситуации, не думая о последствиях этого для системы (“время покажет”). При системном подходе он принимает решение в пользу системы, не обращая внимания на иные возможности в ситуации. А при контингентном подходе существует стремление найти решение по возможности и адекватное ситуации, и оптимальное относительно системы.
Возникает проблема наилучшего соотношения между степенями адекватности и оптимальности управленческого решения. Это соотношение определяется менеджером конкретно в конкретной ситуации; оно выражает сравнительную ценность для него ситуации и системы. Поэтому требования контингентного подхода в менеджменте могут быть сформулированы как принцип соотносительности ситуации и системы. Соотносительное (в смысле этих требований) решение – это наилучшее с точки зрения одновременного изменения и ситуации, и системы в результате управленческого воздействия.
Понятие соотносительности ситуации и системы существенно глубже простого представления об их сравнительной ценности для менеджера. Принцип соотносительности ситуации и системы содержит идею максимизации благ для людей совокупно в данной и будущих конкретных ситуациях. Всякое благо содержится в некоторой конкретной ситуации, а всякая система имеет ценность лишь постольку, поскольку она в своем функционировании продуцирует ситуации, содержащие блага. Из принципа соотносительности вытекает возможность таких управленческих решений, которые допускают серьезный ущерб системе ради иных ценностей, затронутых ситуаций или обнаруженных в ней. Например, из гуманистических и гражданских побуждений менеджер может пойти на разглашение секретов деятельности своей организации, вызывающей опасность для здоровья и жизни людей.
Однако в общем случае контингентный подход в отличие от управления по обстоятельствам нацелен на поддержку системы, поиск такого решения в ситуации, которое сохраняло бы, укрепляло и совершенствовало систему одновременно с решением ситуативных задач. В этом смысле контингентный подход есть продолжение и развитие системного подхода.
2. Ситуации в сфере менеджмента
За последние 30 лет по менеджменту написано около 22000 книг, в которых изложение материала носит содержательный характер. Выполняется качественный анализ, излагаются концепции, описываются ситуации и правила принятия решений. Подробно рассмотрены все аспекты менеджмента, включая управление персоналом, стратегическое планирование, маркетинг и вопросы контроля функционирования компании. При анализе публикаций обращалось особое внимание на использование методов математики и теории управления, описания ситуаций и определение риска.
В основополагающей книге Питера Ф. Друкера обсуждаются все три измерения менеджмента: управление бизнесом (экономическое измерение), управление организацией (социальное измерение), управление людьми (человеческое измерение). Эта книга завоевала популярность в США и других странах.
Бизнес нельзя определить или объяснить только с точки зрения прибыли. Задача любой компании - не максимизация прибыли, а достижение уровня прибыли, достаточного чтобы покрыть риски экономической деятельности и таким образом избежать убытков. Есть только одно обоснованное определение цели бизнеса - создавать потребителя. Исходя из этого, любое предприятие имеет две основные функции - маркетинг и инновации.
Важное значение имеют суждения Питер Ф. Друкера о качествах будущего менеджера. Он должен уметь решать новые задач: управлять на основе поставленных целей, рисковать на более длительный период, "вычислять" все риски, выбирать наиболее оправданный вариант риска, принимать стратегические решения, создавать единую команду, излагать информацию быстро и точно, выполнять несколько функций и видеть бизнес в целом, знать продукцию компании и увязать свою продукцию и отрасль с внешним миром.
Может ли со всем этим справиться один человек - менеджер? Для этого есть только следующие пути: обобщение опыта менеджмента в виде описания фактов, правил и ситуаций, преобразование в методики того, что раньше делалось с помощью интуиции, сведение к определенным принципам и концепциям того, что раньше отдавалось на откуп жизненному опыту, замена набора случайных элементов логическим сценарием риска.
Особый интерес представляют работы Д. Траута и А. Кузнецова. В них показывается, что только наличие четкой и последовательной стратегии дает компании шанс на успех, и что выигрышная стратегия может строиться только на простых и логичных положениях. Суть любой стратегии - "быть отличным". Стратегия задает конкурентное направление, диктует планирование товара, указывает, как осуществлять внутренние и внешние коммуникации и на чем необходимо концентрировать внимание.
Стратегия есть основа выживания, стратегия есть восприятие, стратегия есть отличие от других, стратегия есть конкуренция, стратегия есть специализация, стратегия есть простота, стратегия - это лидерство, стратегия есть реальность.
Основой эффективного лидерства служит формулировка миссии организации, ее четкое определение и наглядное подтверждение. Лидер устанавливает цели и приоритеты, определяет и поддерживает стандарты.
2.1 Место и роль описания ситуаций в менеджменте
В судебной практике ряда стран прецеденты играют важную роль. В работе Стенли Фостер Рид и Лажу Александра Рид приводится почти три десятка прецедентов, как суды подходят к решению спорных вопросов. Эти прецеденты дают картину споров, возникающих после слияний компаний.
Другим примером использования прецедентов (кейсов) являются учебные курсы "Международный бизнес". Студентам предлагается письменно сделать анализ кейсов в следующих дисциплинах: Транснациональные финансовые системы, Международный менеджмент, Международный маркетинг, Стратегический менеджмент, Стратегический маркетинг, Операционный менеджмент.
В работах зарубежных и российских авторов описано много ситуаций принятия решений по менеджменту во многих известных компаниях. В этом отношении характерен учебник для университетов и колледжей, написанный Стивен П. Роббинс и Мори Коутера. Иногда кейсы и прецеденты носят название задач, писем, тем семинаров и др. Некоторые из этих материалов представлены президентами известных компаний. Наиболее известны прецеденты из истории следующих компаний: General Motors, U. Steel, IBM, Digital Equipment, McDonell Douglas, General Electric, Sears, Kodak, Doyle Wilson Homebuider Inc., Tyota Motor, Austin, Ford, Chrysler, General Motors Cadillac, Physio-Control, Intel, Virgin Group, Adobe Systems Inc., Hewlett - Packard, Quad/Graphics и др.
Ситуации, как правило, описывают успешные или неуспешные фрагменты стратегического менеджмента компаний, однако они не использовались для построения математических моделей принятия решений, моделей риска неуспеха менеджмента и формализации процесса управления компанией.
2.2 Постановка задачи
В результате анализа работ по стратегическому менеджменту выявлены следующие недостатки: отсутствуют математические методы и модели по управлению бизнесом на основе риска, здравый смысл не трансформируется в логику и модели риска неуспеха, не используется сценарное управление бизнесом, применяют арифметическое сложение влияющих факторов вместо логического сложения, рассматриваются стратегии управления по отдельности, а не в целом; отсутствуют модели риска неуспеха компании.
Исходя из выполненного анализа, целью настоящей работы является обобщение опыта менеджмента компании Транзас в виде описания фактов, правил и ситуаций (кейсов).
Термином менеджмент определяется процесс координирования и объединения деятельности персонала компании таким образом, чтобы она была эффективной и результативной. Словарь русского языка С. И. Ожегова определяет опыт как совокупность усвоенных знаний, навыков и умений. Опыт в менеджменте будем рассматривать как описания фактов, правил и ситуаций (кейсов). Факт это действительное, вполне реальное событие, явление, а правило - положение, в котором отражена закономерность, постоянное соотношение каких-нибудь явлений.
Прежде всего, опыт менеджмента нужен для обучения студентов и менеджеров других компаний. Однако обратим внимание на следующее. На ситуациях менеджмента одной компании невозможно построить ситуационные модели управления или экспертные системы из-за весьма малого количества ситуаций в статистике из возможных. Действительно, каждый элемент ситуации может иметь несколько уровней значений и число возможных разных ситуаций может быть астрономически большим. Именно по этой причине мы не встречаем в публикациях по менеджменту описаний экспертных систем или ситуационных моделей (по Д. Поспелову).
В тоже время сценарные модели риска неуспеха могут быть построены для всех аспектов менеджмента: функций менеджмента, направлений производственной деятельности, стратегических целей и решений. Впервые предлагается, строить сценарии риска неуспеха и соответствующие логические и вероятностные модели риска неуспеха для принятия решения по величине риска.
3. Обобщение уникального опыта менеджмента компании Транзас
Ниже обобщается опыт менеджмента компании Транзас в виде описания фактов, правил и ситуаций.
Паспорт компании. Российская группа компаний Транзас (TRANsport SAfety Systems) является одним из ведущих производителей высокотехнологичной продукции, пользующейся спросом в мире. Ядром группы компаний является ЗАО "Транзас", основанное в 1990 году в Санкт-Петербурге. Штат сотрудников предприятий, входящих в группу компаний Транзас, составляет около 700 человек. Дистрибьюторская сеть компании развернута более чем в 100 странах мира. Продукцию российской группы компаний "Транзас" знают в 110 странах мира. Годовой оборот компании к 2004 году достиг $55 млн.
Направления производственной деятельности. Компания Транзас занимается разработкой технологий и производством высоко технологичной продукции по следующим направлениям: береговые систем безопасности судоходства, морское и авиационное бортовое оборудование, интегрированные навигационные комплексы, морские и авиационные тренажеры.
Основные функции менеджмента компании стратегическое планирование, управление персоналом, маркетинг и продажи, управление разработкой электронных технологий и программ, учет и контроль функционирования компании.
Транзас - технологическая компания. Транзас - компания по электронным технологиям. Она не имеет собственного крупного производства - есть небольшое опытное хорошо оснащенное производство для малых серий и проведения испытаний готовых изделий. Транзас кооперируется с другими компаниями. Такова мировая практика.
Потребители продукции компании - государственные учреждения (2 - два), судостроительные заводы (9); судоходные компании (14); морские порты (25); учебные заведения и учебно-тренажерные центры (15); научно-исследовательские организации (4); нефтедобывающие компании (2). Сегодня количество установленных систем для тренинговых центров измеряется сотнями - учебные заведения, крупные академии. Специалисты получают образование и подтверждают знания на нашей тренажерной технике. Компания Транзас занимает 10 - 15% мирового рынка морских тренажеров. Число реальных конкурентов составляет 6 - 10 компаний.
Основатели компании. Конец 80-х годов прошлого века ознаменовался тотальным кризисом государственного управления СССР. Серьезные проблемы возникали во всех отраслях народного хозяйства. Не избежал их и морской торговый флот. Коммерциализация пароходств не привела к рентабельности флота, а породила хаос и бесконтрольность. Многие квалифицированные специалисты стали искать самостоятельный выход из создавшегося положения. Среди них оказались и три капитана дальнего плавания Н. Лебедев, Н. Мужиков, Е. Комраков и корабельный инженер В. Годунов, которые познакомились на интересе к компьютерам. Опытные моряки хорошо представляли потребности капитанов судов в навигационных системах. Они знали, что и как следует изменить, чтобы облегчить и усовершенствовать работу капитанов. Компьютеры открывали новые возможности.
Структура компании. Основной офис находится в Санкт-Петербурге, ведет всю работу в России и является управляющим для группы компаний Транзас. Компания Transas UK (Ирландия) руководит международной деятельностью. Компания Т-технологиии занимается разработками. Компании TUK, TUSA, Tscadinavia и др.- это наши филиалы. Компания "Кронштадт" - совместное предприятие, которое работает на военном рынке авиации и моря. Все это вместе называется группа компаний Транзас. Мы старались, чтобы директора одних компаний входили в совет директоров других компаний. Мы традиционно делаем навигационные системы в Швеции и распространяем их по другим филиалам.
Стратегические цели. На стадии образования и становления компании Транзас определена миссии компании - обеспечение безопасного судоходства и авиационных полетов на основе электронных карт и сформулированы следующие стратегические цели:
1. Создать компьютерную технологию управления движением судна на основе электронных карт и персональных компьютеров;
2. Решить проблемы размещения производства, организации маркетинга и продаж;
3. Обеспечить защиту интеллектуальной собственности и получить решения морских и авиационных регистров;
4. Войти в рынок морских продуктов для управления движением;
5. Войти в рынок авиационных продуктов для управления движением.
Стратегические решения компании Транзас:
¦1990 - Регистрация компании в Ленинграде.
¦1991 - Регистрация и открытие офиса Транзас в Саутгемптоне, Великобритания.
¦1992 - Первое появление на международном форуме: участие в выставке SMM'92 в Германии.
¦1993 - Годовой оборот компании превысил 1 млн. долларов США.
¦1994 - Открытие представительства в Гамбурге, Германия.
¦1995 - Представительства Транзас работают в Швеции, США, Голландии и Франции. Участие в отечественном авиасалоне МАКС-95. Первая установка полномасштабного навигационного тренажера за границей в тренажерном центре IDESS, Филиппины.
¦1996 - Электронно-картографическая система Транзас используется экипажем международной космической станции "Мир". Морские навигационные системы производства Транзас установлены на 117 патрульных судах проекта Boat-90 ВМФ Швеции. Компании и представительства Транзас объединились в группу компаний Транзас.
¦1997 - Производство Транзас в С-Петербурге и Саутгемптоне сертифицировано на соответствие международным стандартам качества ISO-9001 и ISO-9002. Подписан контракт на поставку электронно-картографической системы для атомного авианосца Шарль де Голль, Франция.
¦1998 - Транзас удостоен почетного диплома Lloyd's List "за выдающийся вклад в тренажеростроение". Крупные тренажерные проекты успешно завершены в Южной Корее, Иране и Великобритании. Зарегистрирована компания Транзас Авиация.
¦1999 - Компания Транзас первой в мире произвела ЭКНИС в полном соответствии с требованиями IMO и первой в мире получила международный сертификат. Системы Управления Движением Судов от Транзас поставляются в крупнейшие порты России и СНГ.
¦2000 - Годовой оборот компании достигает суммы 45 млн. долларов США. Штат сотрудников Транзас по всему миру - более 700 человек.
¦2001 - подписан контракт на поставку СУДС в 10 портов Финского залива общей стоимостью 18 млн. долларов США.
¦2002 - Первый тренажер вертолета установлен в ОАО "Спарк" (Россия). Сертификация первого продукта авионики (AMMS).
¦2003 - Завершено строительство офиса Транзас в Санкт-Петербурге (общая площадь 12 000 кв. м). Международный головной офис компании перемещен в Корк, Ирландия.
¦2004 - Сертификация продукта для конвенционной авиации (TAWS). Получен заказ на установку тренажерного комплекса для ОАО "Газпромавиа" стоимостью 30 млн. долларов.
Стратегические решения - крупные проекты компании:
Тренажер Ми-8МТВ/АМТ для УТЦ Тюмени. Необходимость повышения безопасности полетов одного из самых массовых вертолетов в мире типа Ми-8 обусловила заключение договора на поставку вертолетных тренажеров производства Транзас в авиационный учебный тренировочный центр Тюмени компании UTair.
В октябре 2002 года Транзас осуществил поставку навигационного тренажерного комплекса в морской учебный центр Meriturva. Успешная реализация данного проекта позволила России погасить $5,4 млн. задолженности республике Финляндия, а финскому морскому центру стать одним из крупнейших тренажерных центров в Европе.
Система Управления Движением Судов черноморского побережья Болгарии. В ноябре 2002 года Транзас подписал контракт с Министерством финансов Болгарии на создание Системы Управления Движением Судов (СУДС) черноморского побережья страны. Система значительно повышает навигационную безопасность в регионе. Оборудование установлено более чем на 30 объектах вдоль побережья Болгарии.
Региональная Система Безопасности Мореплавания восточной части Финского Залива. Устанавливается оборудование на 20 объектах общей стоимостью свыше $15 млн. Заказчику сданы объекты Приморск, Каравалдай, Котлин, Петродворец, С.-Петербург, Ломоносов и Высоцк. В планах развития системы - установка постов на островах Соммерс, Сескар и Гогланд. СУДС соответствует национальным и международным требованиям.
4. Проведите ситуационный анализ рынков на которых действует фирма по таким критериям: основные сегменты рынка, объёмность каждого рынка, конъюнктура каждого рынка
На первом этапе необходимо определить, какие данные надо будет использовать и где их можно получить. Здесь надо быть очень аккуратными и не допускать, чтобы ради хорошей отчетности были использованы подкорректированные данные. Они ни в коем случае не должны быть устаревшими, а методы изучения образцов продукции находиться в несоответствии с целями исследования.
Следующей стадией является перечисление и упорядочивание проблем, встающих перед достижением поставленных целей и выделение наиболее важных моментов.
После определения целей и проблем необходимо представить, что именно доказывается в результате проведения исследования. Это исследовательская гипотеза, которая будет проверяться в результате исследования и, потому она должна быть построена в форме, допускающей проверку. Для избежания бессмысленных исследований нужна рабочая гипотеза. За счёт построения гипотезы уже осознанные разнообразные факты приобретают смысл. Кроме этого, уже на этапе трактовки полученных результатов по окончании исследований за счёт проведения сопоставления с гипотезой можно избежать произвольных толкований полученных результатов. Условием разработки гипотезы будет структурное построение разнообразных составляющих её факторов. Таким образом, ещё до начала исследований необходимо определить их взаимосвязь.
Для построения гипотезы наиболее часто используется метод аналогии с другими уже известными примерами и метод парадокса, когда обычная логика производственной сферы буквально выворачивается наизнанку, а причинно-следственные отношения меняются местами. Далее необходимо выбрать метод изучения. Наиболее популярны метод "изучения образцов продукции", "метод эксперимента" и "метод психологического подхода".
Изучение образцов продукции" представляет собой метод, при котором, для того, чтобы узнать особенности какой-либо группы продукции, происходит реальное изучение отдельного образца, выделенного в качестве представителя этой группы в соответствии с определенным правилом. Особенности, демонстрируемые этим образцом, рассматриваются как особенности всей группы. Анализируются: "среднее значение", "распределение", "соотношение" и другие статистические показатели.
"Изучение образцов" очень эффективно в тех случаях, когда целью анализа являются определение позиции группы однотипной продукции на рынке. Кроме всего прочего, этот метод достаточно стандартизован и прост в использовании.
"Метод эксперимента" используется тогда, когда нужно получить более точные результаты относительно конкретного вида продукции в группе аналогичной. Он в основном используется в отношении объектов не статистического характера. Например, выделяется фактор, который по предварительным данным, доминирует в поведении Потребителя. Этот фактор представляется в виде переменной, сознательно изменяется и затем отслеживается реакция на эти изменения Потребителя.
"Метод эксперимента" часто проводится следующим образом. Создаются две похожие группы (по полу, возрасту, доходу и т. п.). Одной из групп показывается телевизионная реклама какого-то нового вида продукции, а вторая группа этой рекламы не видит. Затем проводится пробная продажа новой продукции и измеряется коэффициент покупки.
Для того, чтобы правильно выбрать метод изучения рынка, необходимо, точно уяснить, что будет изучаться и в отношении каких групп Потребителей будет проводиться изучение. Важно определить для себя глубину или масштаб исследования рынка. Маркетинговые исследования рынка всегда требуют больших расходов и потому, прежде чем проводить исследования рынка в общенациональном масштабе необходимо провести пилотное маркетинговое исследование. В рамках этого исследования проверяются рабочие гипотезы, отрабатывается методика проведения и определяется размер выборки по категориям Потребителей и/или регионам.
Одной из задач маркетингового исследования является не просто измерение и описание рынка, а получение ответа на вопрос "почему?" в отношении поведения Потребителя и обоснованных предложений о том, "что нужно делать?".
Однако проблема заключается в том, что поведение Потребителя определяется сложной структурой переплетения различных факторов. Поэтому трудно ожидать моментального получения полезной информации, если Потребителя неожиданно спросить о том, почему он так поступает и, как он повёл бы себя, в том или ином случае. Если вопросы не будут в достаточной степени отточены заранее, полученные данные будут расплывчаты, а их смысл неясен.
Эффективным способом упорядочивания вопросов является продуманная связь между ними. Максимальное внимание должно уделяться и составлению анкеты. В маркетинговых исследованиях понятие "Анкета" имеет узкий и широкий смысл. В широком смысле "анкета" означает не только вопросник, но и проверочный лист с перечнем контрольных вопросов, вплоть до регистрационного листа, используемого при наблюдениях.
Для повышения степени достоверности результатов опроса создается потребительская панель, под которой понимается совокупность опрашиваемых единиц Потребителей, подвергающихся повторяющимся исследованиям.
В зависимости от характера изучаемой проблемы панели условно подразделяются на общие и специализированные, при этом, последняя может быть и не обязательно репрезентативной. Создание общей панели потребует больших финансовых затрат и вряд ли будет оправдана для предприятия среднего масштаба. Специализированную панель имеет смысл создавать, но только в том случае, если планируется проводить маркетинговые исследования с определенной периодичностью.
После того, как определены опрашиваемые и методы сбора данных, начинается тиражирование анкет. На этом этапе необходимо продумать и вспомогательные элементы, а именно, уточнить список опрашиваемых, подготовить рекламно-информационные материалы и сувениры, визитные карточки и удостоверения для интервьюеров и другое.
Очень важным является выбор времени для проведения опросов. Это особенно важно, когда спрос на продукцию может иметь сезонный характер. В случае, когда процент возврата анкет ниже ожидаемого, а он обычно не превышает 10-20% от числа разосланных, всегда необходимо выяснять причины такого положения.
При проведении любого опроса всегда необходимо решить проблему заинтересованности анкетируемого в её заполнении. Конечно же, возможно предусмотреть плату за заполнение анкеты. Но вряд ли вам удастся сделать её достаточно привлекательной, чтобы привлечь к её заполнению ответственных сотрудников, владеющих интересующей вас информацией.
Следовательно, анкета должна быть составлена таким образом, чтобы руководитель торгового подразделения почувствовал, что её заполнение принесёт ему в будущем какую-то выгоду. И это отнюдь не обязательно должны быть какие-то послабления в отношении формы и порядка оплаты или отгрузки продукции. Этого можно добиться и за счет по существу поставленных в анкетах вопросов, и самим регулярным проведением опросов, с сообщением им, что конкретно было сделано предприятием по результатам предыдущего опроса. По собственному опыту знаем, что в этих случаях возврат анкет может порой доходить до 25-30%.
И ещё, избегайте лобовых вопросов относительно собственной продукции, из-за нежелания отвечать на которые, чтобы не портить отношения с предприятием, она может быть никогда не возвращена.
Подводя итоги исследования необходимо отдавать себе отчёт в том, что числовые значения, полученные результаты всегда будут иметь погрешности. Погрешности подразделяются "на статистические" (математически предсказуемые) и "не статистические". Если поставить перед собой задачу получить результаты с высокой степенью точности, то это может потребовать дополнительных и, как правило, неоправданных расходов.
Вывод
Таким образом, цели в области качества можно рассматривать как показатели эффективности менеджмента и организации в целом. В них отражены восемь принципов менеджмента качества, на которых основаны стандарты ИСО серии 9000:2000, и ориентированы они на удовлетворение требований всех заинтересованных сторон и установлены на длительный период времени. При этом учтены все направления деятельности организации.
Концепция Д. Нортона и Р. Каплана - не панацея. Ее нецелесообразно применять для оценки эффективности деятельности организации. В этих целях правильнее было бы использовать стандарты ИСО серии 9000. Правильно сформулированные направления политики в области качества и соответствующие ей цели будут представлять собой оценочную систему показателей эффективности функционирования системы менеджмента организации.
В это же время БПР рассматривается как наиболее эффективная концепция менеджмента. Хаммер считает появление БПР революцией в бизнесе, которая знаменует отход от базовых принципов построения компаний, предложенных 200 лет назад А.Смитом, и превращает конструирование бизнеса в инженерную деятельность.
Оценка эффективности менеджмента заключается в анализе работы yпpaвлeнчecкoгo aппapaтa. В результате данной оценки определяются результативность управленческих структур, их эффективность, качество выполняемой работы, развитость пapтнepcкиx отношений, социально-психологический климат, имидж и деловая культура организации.
Список использованной литературы
1. Василенко В.О. Ситуаційний менеджмент: Навч. посіб. для студ. вузів. — 2-ге вид., виправл. і доп. — К.: Центр навч. літ., 2005. —372 с.
2. Виханский О.С., Наумов А.М. Ситуационное обучение менеджменту: Учеб. пособие для вузов. — М.: ГАУ, 1997. — 148 с. — Кн. 1.
3. Кузьмін О.Є., Мельник О.Г. Основи менеджменту: Підручник. —К.: Академвидав, 2003. — 416 с.
4. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 1998.
5. Попов В.М., Ляпунов С.И., Филиппов В.В., Медведев Г.В. Ситуационный
анализ бизнеса и практика принятия решений: Учеб. пособие для вузов. — М.: КноРус, 2001.
6. Сладкевич В.П., Чернявский А.Д. Современный менеджмент (в схемах): Опорный конспект лекций. — К.: МАУП, 2003. — 152 с.
7. Федулова Л.І., Фролова Г.І. Ситуаційний менеджмент: Наук.-метод.аспект. — К.: Наук. світ, 2002. — 35 с.
8. Поспелов Д.Е. Ситуационное управление.
23