Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Электрооборудование вагонов

МПС РФ

Уральский государственный университет

путей сообщения


Кафедра «Вагоны»


ВЫБОР ОСНОВНОГО ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ И СЕТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


Пояснительная записка к курсовому проекту по дисциплине «Электрооборудование вагонов»


Работу проверил:

к.т.н., доцент

Зыков Ю. В.

Работу выполнил:

ст. 5 курса ЗФ

Коновалов И. Н. 96/01-В-519


Екатеринбург, 2003

Задание на курсовой проект

Вариант № 19


Таблица 1 - Исходные данные для разработки общей части курсового проекта

1. Тип вагона Купированный с кондиционированием воздуха, 36 пассажиров
2. Система электроснабжения Индивидуальная
3. Род тока в подвагонной магистрали и электрической сети вагона Постоянный
4. Номинальное напряжение 110
5. Материал проводов Аллюминий / медь
6. Отопление Водяное
7. Продолжительность солнечного облучения в течении суток 14 ч
8. Количество свежего воздуха, подаваемого в вагон на одного пассажира

Электрооборудование вагонов

9. Температура внутри вагона летом 20°С
10. Температура внутри вагона зимой 18°С
11. Температура снаружи вагона летом 40°С
12. Температура снаружи вагона зимой -40°С
13. Количество тепла, выделяемого одним пассажиром 90 Дж/с
14. Подача насоса отопления

Электрооборудование вагонов

15. Подача вентилятора конденсатора

Электрооборудование вагонов

16. Напор насоса отопления 4,5 м
17. Напор вентилятора охладителя

Электрооборудование вагонов

18. Напор вентилятора конденсатора

Электрооборудование вагонов


Разработать технологию ремонта осветительной аппаратуры и ее испытания.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


Система электроснабжения вагона


1.1 Освещение вагона


Для освещения вагона применяются как лампы накаливания, так и люминесцентные. По сравнению с лампами накаливания применение люминесцентных ламп позволяет обеспечить более высокий уровень освещенности помещений вагона.


1.2 Вентиляция вагона


Вагон имеет приточную принудительную вентиляцию. Наружный воздух перед попаданием в вагон очищается от пыли и подогревается или охлаждается в зависимости от времени года.

Наружный воздух нагнетается в вагон с помощью центробежных вентиляторов, приводимых во вращение электродвигателем. Вентиляционный агрегат находится в тамбуре котлового конца вагона между потолком тамбура и крышей вагона. В приводах вентиляторов с двигателями постоянного тока для обеспечения плавного пуска и регулирования частоты вращения применяются схемы с пускорегулирующими реостатами и добавочными резисторами, сопротивления которых изменяются вручную или автоматически.

От вентиляторов воздух по воздуховоду, расположенному между крышей и потолком вагона по всей его длине, подается в вагон. В начале воздуховода располагается водяной калорифер и воздухоохладитель (испаритель).

1.3 Отопление вагона


Вагон оборудован водяной системой отопления. В вагоне устанавливается котел с угольной топкой.

Система водяного отопления может работать в нескольких режимах, которые устанавливают вручную с помощью специальных режимных переключателей в зависимости от населенности вагона и температуры окружающей среды. Автоматическое регулирование температуры внутри вагона осуществляется с помощью термостатов, которые изменяют частоту вращения вентилятора.


1.4 Система охлаждения воздуха


Установка кондиционирования воздуха с компрессионной холодильной машиной состоит из следующих основных узлов и систем: компрессорного агрегата, конденсаторного агрегата, узла кондиционирования воздуха, систем вентиляции и отопления, приборов автоматического регулирования и защиты.

Общим для всех установок кондиционирования воздуха с компрессионной холодильной машиной является расположение воздухоохладителя в пространстве между крышей и потолком, а компрессорного и конденсаторного агрегатов под рамой вагона. Все аппараты функционально связаны в общую схему взаимодействия и включаются в работу в зависимости от заданного режима установки кондиционирования воздуха.


1.5 Электроприводы вентиляторов, компрессоров


В вагонах с автономной системой электроснабжения используют электродвигатели постоянного тока.

Электродвигатели привода компрессоров установок для кондиционирования воздуха монтируют под кузовом вагона. Электродвигатель с компрессором укрепляют в специальном каркасе, который подвешивают к кузову вагона через амортизаторы.


1.6 Распределение электроэнергии


Электроэнергия от генератора или аккумулятора поступает по проводам сначала к распределительному щиту, а затем от него к потребителям. На распределительном щите сосредоточена коммутационная и защитная аппаратура для управления потребителями и защиты сети от коротких замыканий и перегрузок. Щит устанавливается в служебном купе. На щите также монтируются электроизмерительные приборы (А-метры, В-метры), сигнальные лампы. Для обеспечения безопасности обслуживающего персонала аппараты и приборы, а также все металлические конструкции заземлены (соединены с корпусом вагона).

Коммутационная аппаратура – устройства, служащие для включения, выключения и переключения электрических цепей (выключатели, переключатели, кнопки, реле, контакторы и т. д.).

Аппаратура для защиты от перегрузок и КЗ – плавкие предохранители, тепловые реле и автоматические выключатели (автоматы).

Электрооборудование вагонов2.РАСПОЛОЖЕНИЕ ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЯ В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ


2.1 Расположение оборудования в пассажирском вагоне


На рисунке 2.1 приведена схема расположения оборудования пассажирского вагона с кондиционированием воздуха и электрическим отоплением.

Внутри вагона расположены:

1 - вентилятор системы вентиляции вагона с электродвигателем;

2 - калорифер для подогрева воздуха;

3 - воздухоохладитель вентиляционного воздуха;

4 - распределительный щит;

5 - электрокипятильник питьевой воды;

6 - светильники купе;

7 - светильники бокового коридора;

8 - электродвигатель компрессора водоохладителя;

9 - преобразователь для питания электробритв;

Оборудование расположенное под вагоном:

11 - ящик с пусковыми сопротивлениями;

12 - ящик с предохранителями аккумуляторных батарей;

13 - ящик с аккумуляторными батареями;

14 - компрессор и электродвигатель компрессора холодильной установки;

15 - вентилятор конденсатора с электродвигателем и конденсатор;

16 - ящик с аппаратурой управления холодильной установкой;

Электрооборудование вагонов

Рисунок 2.1. План расположения электрооборудования в вагоне

ОПРЕДЕЛЕНИЕ МОЩНОСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


3.1 Определение мощности двигателей вентиляторов


На пассажирском вагоне с кондиционированием воздуха устанавливаются вентиляторы системы вентиляции вагона и вентилятор конденсатора.

Для вентилятора системы вентиляции вагона условия работы в летний и зимний периоды различны, так как различно количество подаваемого в вагон воздуха. Электродвигатель выбирают по большему значению получившейся мощности.

Мощность двигателя вентилятора системы вентиляции вагона


Электрооборудование вагонов,


где Электрооборудование вагонов- коэффициент запаса мощности; Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов- производительность вентилятора, м3/с;

Электрооборудование вагонов- суммарный напор, создаваемый вентиляторами, мм водяного столба;

Электрооборудование вагонов- КПД вентилятора. Электрооборудование вагонов

Производительность вентилятора системы вентиляции вагона в м3/с:

в зимний период


Электрооборудование вагонов,


в летний период

Электрооборудование вагонов,


где Электрооборудование вагонов- расчетная норма подачи наружного воздуха на одного пассажира в зимний период, м3/с; Электрооборудование вагонов Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов- расчетная норма подачи наружного воздуха на одного пассажира в летний период,


м3/с; Электрооборудование вагонов Электрооборудование вагонов


Электрооборудование вагонов- расчетное число пассажиров в вагоне (по условию Электрооборудование вагонов)

Электрооборудование вагонов- коэффициент рециркуляции вентиляционного воздуха Электрооборудование вагонов

Таким образом имеем:


Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов


Определим мощность двигателя вентилятора в зимний и летний периоды:


Электрооборудование вагонов


Выбираем электродвигатель по большему значению полученной мощности и результаты заносим в таблицу 3.1.

Для двигателя вентилятора конденсатора имеем:

Электрооборудование вагоновЭлектрооборудование вагонов,


где Электрооборудование вагонов- коэффициент запаса мощности Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов- производительность вентилятора конденсатора

Электрооборудование вагонов- напор создаваемый вентилятором

Электрооборудование вагонов- КПД вентилятора Электрооборудование вагонов


Электрооборудование вагонов


Выбираем электродвигатель и результаты заносим в таблицу 3.1.


3.2 Определение мощности двигателя компрессора установки охлаждения воздуха


Мощность электродвигателя в кВт


Электрооборудование вагонов,


где Электрооборудование вагонов- коэффициент учитывающий прерывистый характер работы компрессора; Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов- общий (полный) тепловой поток, который должен быть отведен воздухоохладителем, вт;

Общий (полный) тепловой поток складывается из шести тепловых потоков:

1) тепловой поток, поступающий через поверхность кузова вагона:


Электрооборудование вагонов,

где Электрооборудование вагонов- температуры воздуха внутри и снаружи вагона летом, °С;

Электрооборудование вагонов- средний коэффициент теплоотдачи поверхности вагона,


Электрооборудование вагонов


2) тепловой поток от инфильтрации для летнего периода эксплуатации:


Электрооборудование вагонов


3) тепловой поток, приносимый наружным воздухом при вентиляции вагона:


Электрооборудование вагонов


4) тепловой поток за счет солнечной радиации:


Электрооборудование вагонов,


где

Электрооборудование вагонов-расчетная поверхность кузова вагона, подвергающаяся солнечной радиации,м2


Электрооборудование вагонов Электрооборудование вагонов


Электрооборудование вагонов- расчетная (максимальная) температуры поверхности кузова, °С;

Электрооборудование вагонов- продолжительность солнечного облучения вагона в течении суток, ч


Электрооборудование вагонов


5) тепловой поток, выделяемый пассажирами вагона:


Электрооборудование вагонов


где q = 90 - мощность теплового потока, выделяемого одним пассажиром;

6) мощность теплового потока от электродвигателей, расположенных внутри вагона, осветительных и других электроприборов


Электрооборудование вагонов Электрооборудование вагонов


Общий (полный) тепловой поток, который должен быть отведен воздухоохладителем;


Электрооборудование вагонов.


Требуемая мощность двигателя компрессора:


Электрооборудование вагонов


3.3 Выбор двигателей по каталогу


По найденной мощности и с учетом условий работы выбираем по каталогу необходимые электродвигатели, результаты сводим в таблицу 3.1.

Таблица 3.1 - Электродвигатели, устанавливаемые в вагоне

Двигатель

Расчетная

мощность, кВт

Номинальная

мощность, кВт

Тип

Номинальный

ток при напряжении

110 В, А

Номинальный

КПД

Вентилятора системы

вентиляции вагона

1,361 1,5 П - 31 17,37 78,5

Вентилятора

конденсатора

2,687 2,2 П – 32 23,95 83,5
Компрессора 11,951 11,0 П - 61 118,34 84,5

Определим значения номинальных токов при номинальном напряжении 110 В по формуле:


Электрооборудование вагонов.,


Определение мощности осветительной нагрузки


Используя опыт проектирования освещения пассажирских вагонов принимаем: люминесцентное освещение для купе и полукупе, служебного отделения и прохода; лампы накаливания для освещения тамбуров, туалетов, коридоров, котельного отделения, посадочных и сигнальных фонарей и др.

Мощность осветительной нагрузки в Вт для каждого из помещений вагона определяем по приведенной ниже формуле, результаты сводим в таблицу 3.2.


Электрооборудование вагонов,


где

Электрооборудование вагонов- удельная мощность осветительной нагрузки для данного помещения, Вт/м2;

Электрооборудование вагонов- площадь помещения, м2;


Таблица 3.2. - Расчет осветительной нагрузки вагона

Помещение вагона p, Вт/м2

FП,

м2

PОП,

Вт

Принимается Количество ламп на вагон

Электрооборудование вагоновВт





светильник тип и мощность лампы, Вт

Люминесцентные лампы
9 Купе 12 3,4 40,8

Комбиниров.



ЛБ-20



22


367,2


25


28,8

Служебное отделение 10 2,5 25



Полукупе 12 2,4 28,8



Боковой проход, малый и большой коридор 8 19 152 Комбиниров. ЛБ-20 7 152

Электрооборудование вагонов

Лампы накаливания
9 Купе 16 3,4 54,4 Комбиниров.

Ж110-25

Ж110-15

(синего цв)

11

11

489,6


40

24

Служебное отделение 16 2,5 40



Полукупе 10 2,4 24



Проход и коридоры 9 19 171 Комбиниров. Ж110-25 7 171
Тамбуры 9 2,7 24,3 Одноламповый Ж110-25 4 48,6
Хвостовые сигнальные фонари - - - - Ж110-40 6
Посадочные фонари - - - - Ж110-15 2
Туалет 10 1,26 12,6 Одноламповый Ж110-25 2 25,4

Для чтения в купе,

В распред. шкафу, в котельном отделении

- - - - Ж110-15 45 400

Электрооборудование вагонов

Суммарная осветительная нагрузка: Электрооборудование вагонов


Для люминисцентного освещения вагона выбираем машинный преобразователь

FU-66 (ГДР) с номинальными данными:

Двигатель: Мощность – 1,1 кВт,

Напряжение – 110 В,

Частота вращения – 2500 об/мин

Генератор:

Мощность – 0,6 кВт,

Напряжение – 220 В,

Частота – 400 Гц.


3.5 Перечень потребителей электроэнергии пассажирского вагона


Таблица 3.3. - Потребители электроэнергии пассажирского вагона

Потребитель Мощность, кВт
1 Двигатель вентилятора конденсатора 2,2
2

Двигатель вентилятора системы

вентиляции

1,5
3 Двигатель компрессора 11,0
4 Лампы люминисцентного освещения 0,6
5 Лампы накаливания 1,2
6 Цепи управления 0,4
7 Электрокипятильник 2,5
8 Электронагреватели сливных и наливных труб 0,5
9 Электроохладитель питьевой воды 0,2
10 Электробытовые приборы 0,7

ПРИНЦИПИАЛЬНАЯ ОДНОЛИНЕЙНАЯ ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ СХЕМА ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


На пассажирских вагонах принята радиальная схема электроснабжения потребителей электроэнергии вагона, когда каждый потребитель получает электроэнергию от распределительного щита по собственной линии. Исключение может составлять лишь осветительная нагрузка, где иногда применяется смешанная схема электроснабжения отдельных светильников. Однако, рассматривая группу светильников, питающихся от одной линии как одного группового потребителя (а это можно делать для однородных потребителей,. можно всю систему электроснабжения считать радиальной.

Система этого типа весьма надежна в эксплуатации. Повреждение линии приводит к отключению линии того потребителя, линия электроснабжения которого повреждена и не затрагивает работу остальных потребителей электроэнергии. Система позволяет проводить ремонт поврежденного участка сети электроснабжения вагона без отключения всей сети, а только отключив поврежденный участок. Преимущества радиальной схемы электроснабжения более весомы, чем ее основной недостаток - повышенный расход проводов для создания сети.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ РАСЧЕТНЫХ И ПИКОВЫХ НАГРУЗОК


Расчетные нагрузки позволяют определить сечения проводов сети электроснабжения вагона, выбрать защитные аппараты и аппаратуру управления.

Под расчетными нагрузками понимают некоторые неизменные нагрузки (токи, мощности), которые вызывают такой же нагрев проводов, двигателей, что и действительные нагрузки, непрерывно меняющиеся по величине во времени.

Действительное число потребителей электроэнергии вагона в летний период n=9.

Рассчитаем эффективное число потребителей


Электрооборудование вагонов

Электрооборудование вагонов


Так как эффективное число электроприемников меньше 4, расчетную активную мощность определяем по формуле


Электрооборудование вагонов


Реактивная мощность при постоянном токе равняется нулю.


Электрооборудование вагоновквар


Определим полную расчетную мощность

Электрооборудование вагоновкВЧА.


Определим расчетный ток


Электрооборудование вагоновА.


Пиковая нагрузка - это наибольшая нагрузка длительностью не более 5-10 с. Пиковые токи возникают, например при пуске двигателя наибольшей мощности при работающих остальных потребителях электроэнергии.


Электрооборудование вагонов,


где Электрооборудование вагонов- номинальный ток двигателя, имеющего наибольший пусковой ток;


Электрооборудование вагонов- пусковой ток двигателя наибольшей мощности;

Электрооборудование вагонов - коэффициент использования двигателя, имеющего максимальный ток.


Электрооборудование вагоновА

ВЫБОР ЗАЩИТНОЙ АППАРАТУРЫ И ПРОВОДОВ СЕТИ ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЯ ПАССАЖИРСКОГО ВАГОНА


Выбор защитной аппаратуры

Ток плавкой вставки предохранителя:

по расчетному току Электрооборудование вагоновА;

по пиковому току


Электрооборудование вагоновА


Выбираем плавкую вставку на номинальный ток 200 А и предохранитель типа ПР-2-200.

Автоматический выключатель выбираем с учетом выполнения условий:


1) Электрооборудование вагоновА;

2) Электрооборудование вагоновА;

3) Электрооборудование вагоновА,


Этим условиям удовлетворяет автоматический выключатель типа А3130, для которого Электрооборудование вагоновА, Электрооборудование вагоновА, Электрооборудование вагоновА

Выбор проводов

Выбираем провод с резиновой и полихлорвиниловой изоляцией.

1) по условию нагрева расчетным током:


Электрооборудование вагоновА,

Этому условию удовлетворяет провод с алюминиевыми жилами сечением 70 мм2. Номинальный ток провода этого сечения 210 А;

2) по соответствию току защитной аппаратуры:


Электрооборудование вагоновА;


Этому условию соответствует провод сечением 95 мм2,

по потери сопротивления в проводах:


Электрооборудование вагонов


Где Электрооборудование вагоновОм - активное сопротивление линии;

Получаемая величина потерь напряжения много меньше допустимой (10%). Поэтому окончательно выбираем провод сечением 95 мм2. Номинальный ток провода равен 255 А. Выбранное сечение удовлетворяет условию механической прочности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


Зыков Ю. В. Выбор основного электрооборудования и сети электроснабжения пассажирского вагона. Екатеринбург, 2002.

Зорохович А. Е., Либман А. З. Ремонт электрооборудования пассажирских вагонов. М., “Транспорт”, 1974.

Рефетека ру refoteka@gmail.com