Автономная некоммерческая организация высшего профессионального образования «Кубанский институт международного предпринимательства и менеджмента».
Кафедра мировой экономики
Курсовая работа
По дисциплине: «Мировая экономика»
На тему: «Образование и деятельность Всемирной торговой организации».
Выполнила: студентка группы БУ-08-11
Герасимова Валентина Игоревна
Факультет финансово-экономический
Специальность бухгалтерский учет,
анализ и аудит
Проверила: Яроменко Наталья Николаевна
Краснодар – 2010 г.
Содержание
Введение
1. Образование Всемирной Торговой Организации
1.1. История создания ВТО
1.2. Структура ВТО
1.3. Основные цели и принципы ВТО
2. Деятельность ВТО
2.1. Деятельность ВТО
2.2. Итоги министерских конференций ВТО
3. Путь России в ВТО
3.1. Цели и задачи присоединения
3.2. Ход переговоров по присоединению России к ВТО
Выводы и предложения
Список используемой литературы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Члены и наблюдатели ВТО
Введение
В данной работе рассматривается тема "Всемирная торговая организация". Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является внешняя торговля. На долю торговли приходится около 80 процентов всего объема международных экономических отношений. Для любой страны роль внешней торговли трудно переоценить. Международная торговля является формой связи между товаропроизводителями разных стран, возникающей на основе международного разделения труда, и выражает их взаимную экономическую зависимость. Международная торговля, опосредующая движение всех межстрановых товарных потоков, растет быстрее производства. Согласно исследованиям внешнеторгового оборота, на каждые 10% роста мирового производства приходится 16% увеличения объема мировой торговли. Тем самым создаются более благоприятные условия для его развития.
Актуальность темы работы обусловлена тем, что главным "организатором и регулятором" международной торговли, как важнейшей составной части международных экономических, отношений выступает Всемирная торговая организация, проблема вступления в которую Россией еще не решена.
Всемирная торговая организация (ВТО) была основана в 1995 году. Она является продолжателем Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), заключенного сразу после Второй мировой войны.
В 1998 году в Женеве отмечался золотой юбилей ГАТТ. Эта система, призванная регулировать мировую торговлю через механизм сдерживания односторонних действий, просуществовала почти 50 лет и доказала свою действенность в качестве правовой основы многостороннего товарообмена. Годы после второй мировой войны были отмечены исключительным ростом мировой торговли. Рост экспорта товаров составлял в среднем 6% в год. Общий объем торговли в 1997 году превзошел в 14 раз уровень 1950 года.
Система развивалась в процессе проведения в рамках ГАТТ серий торговых переговоров (раундов). На первых раундах в основном обсуждались вопросы сокращения тарифов, но позднее переговоры охватили другие области, такие как антидемпинг и нетарифные меры. Последний раунд - 1986-1994гг., так называемый "Уругвайский раунд", - привел к созданию ВТО, которая значительно расширила сферу действия ГАТТ, распространив ее на торговлю услугами и торговые аспекты прав интеллектуальной собственности. Таким образом, механизм ГАТТ был усовершенствован и адаптирован к современному этапу развития торговли. Кроме того, система ГАТТ, фактически, будучи международной организацией, формально таковой не являлась; ВТО же получила юридический статус специализированного учреждения системы ООН.
Целью работы является характеристика деятельности Всемирной торговой организации, ее отношений с Россией.
Объектом исследования выступает Всемирная торговая организация.
Предметом исследования является история взаимоотношений России и ВТО.
Задачи курсовой работы:
1. Познакомиться с историей создания, развития ВТО, ее структурой.
2. Изучить цели, принципы, функции ВТО
3. Изучить итоги и перспективы деятельности ВТО
4. Рассмотреть взаимоотношения России и ВТО
Работа дает представление о сложном международном межгосударственном механизме, на основе которого развивалась международная торговля в предшествующие десятилетия и который в новом качестве становится основой для развития международного обмена товарами и услугами ближайшего десятилетия. На базе этого международного механизма построены или будут построены торгово-политические режимы подавляющего большинства стран мира, которые уже сейчас применяются в жесткой форме к экспорту и импорту России.
1. Образование ВТО
1.1 История создания ВТО
Идея создания международной организации, призванной регулировать международную торговлю возникла еще до окончания второй мировой войны. В основном усилиями США и Великобритании в 1944 году на Конференции в Бреттон Вуде были основаны Международный валютный фонд и Международный банк реконструкции и развития. Третьей опорой нового экономического порядка наряду с упомянутыми организациями предполагалось создание Международной торговой организации (МТО).
Для этого в 1946 году в Гаване была созвана международная конференция по торговле и занятости, которая и должна была выработать материально-правовые рамки международного соглашения о снижении тарифов, а также предложить заинтересованным странам Устав этой организации, которая должна была взять на себя координирующую роль в вопросах упрощения внешней торговли и снижения таможенного бремени на пути товаров из страны в страну. Уже в октябре 1947 года было подписано Генеральное Соглашение о Тарифах и Торговле (ГАТТ), которое первоначально рассматривалось лишь как часть всеобъемлющего соглашения в рамках новой международной торговой организации. Это, рассматриваемое как временное, соглашение вступило в силу 1 января 1948 года. «Архитекторы ГАТТ 1947г. создали правовой механизм, в котором Списки тарифных уступок связывали государства международным обязательством, обеспечиваемым общими положениями торговых соглашений, как, например, положениями о национальном режиме в ст. 3 ГАТТ». [7]
СССР не был приглашен к участию в Гаванской Конференции, так как отказался быть участником МВФ и МБРР. Советское правительство опасалось того, что большое влияние, которое имели США в этих организациях и начало противостояния между идеологическими блоками (Холодная война) не позволит в должной степени учитывать интересы СССР в рамках этих организаций.
Конгресс США, однако, неожиданно отказался от ратификации Устава МТО, несмотря на то, что Соединенные Штаты были главной движущей силой организации МТО и ГАТТ, как первоначально временное соглашение продолжало действовать без всякой организационной структуры, которой должна была стать МТО.
В последующие годы ГАТТ, хотя и в урезанном от первоначально задуманного виде оказался достаточно эффективной системой, в рамках которой средняя таможенная пошлина снизилась с 40% к моменту подписания соглашения в середине сороковых годов до 4% в середине девяностых. С целью снижения прямых таможенных пошлин и скрытых, так называемых нетарифных ограничений на ввоз продукции из-за рубежа в рамках ГАТТ регулярно проводились раунды переговоров между странами-участницами. [1]
Так называемый Уругвайский раунд переговоров, длившийся с 1986 по 1994 год, был наиболее успешным. В результате долгих переговоров в 1994 году в Мараккеше было подписано соглашение о создании ВТО, вступившее в силу 1 января 1995 года. Страны участницы достигли согласия о том, что в рамках этой организации будет регулироваться не только торговля товарами (что являлось предметом ГАТТ уже с 1948 года), но и в связи с все возрастающей ролью услуг в постиндустриальном обществе и их растущей долей в мировой торговле представители стран-участниц решили принять Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС), регулирующее эту область внешней торговли. Также в рамках Мараккешского соглашения было принято Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), регулирующее торговые вопросы прав на результаты интеллектуальной деятельности и являющееся неотъемлемой частью правового фундамента ВТО. [7]
Таким образом, спустя почти 50 лет после неудачных попыток создания международной организации и существования временной конструкции ГАТТ, регулирующей вопросы внешней торговли с 1 января 1995 года ВТО приступило к работе.
Местопребывание ВТО – Женева (Швейцария). На сегодняшний день членами ВТО являются 153 государства и еще 29 стран, которые ведут переговоры о вступлении в нее1.
ВТО – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС). Соглашения ВТО ратифицировались парламентами всех стран-участниц.
Соглашение о создании ВТО предусматривает, что эта организация продолжает практику принятия решений консенсусом, как это было принято в ГАТТ. Считается, что консенсус достигнут, если в момент принятия решения ни одна страна-член не высказывается против предложенного решения. Если консенсус невозможен, допускается принятие решения большинством голосов, при этом каждое государство-член имеет один голос. В отличие от МВФ и других организаций, ВТО не использует систему взвешенного голосования, которая разрешает отдельным странам иметь больше голосов, чем другим. [3]
По общему признанию, принцип консенсуса защищает от «тирании большинства», особенно тогда, когда значительная часть голосующих резко выступает против принятия решения.
Главные задачи ВТО – либерализация международной торговли, обеспечение ее справедливости и предсказуемости, способствование экономическому росту и повышению экономического благосостояния людей. Страны-члены ВТО, решают эти задачи путем контроля за выполнением многосторонних соглашений, проведения торговых переговоров, урегулирования торговых в соответствии с механизмом ВТО, а также оказания помощи развивающимся странам и проведения обзора национальной экономической политики государств.
1.2 Структура ВТО
Структура ВТО отражает три основных договоренности государств-членов в системе международной торговли: о торговле товарами (Генеральное соглашение по торговле товарами – ГАТТ 1994г.), услугами (Генеральное соглашение по торговле услугами – ГАТС) и правами на интеллектуальную собственность (Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности – ТРИПС). В своей работе Генеральный совет опирается на три других Совета:
– Совет по вопросам торговли товарами, который наблюдает за исполнением и действием Генерального соглашения по торговле товарами (ГАТТ 1994г.) и ему сопутствующих соглашений;
– Совет по вопросам торговли услугами, который наблюдает за исполнением и действием Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС), и
– Совет по вопросам Соглашения по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), который наблюдает за исполнением этого Соглашения.
Решения на высшем уровне в ВТО принимает Министерская конференция, которая собирается как минимум один раз в два года.[2]
В подчинении Министерской конференции находится Генеральный совет, который отвечает за выполнение текущей работы и собирается несколько раз в год в штаб-квартире в Женеве в составе представителей членов ВТО, обычно послов и глав делегаций стран-участниц. В ведении Генерального совета также находятся два специальных органа: по анализу торговой политики и по разрешению споров. Кроме того, Генеральному совету подотчетны комитеты по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам.
Генеральный совет делегирует функции трем советам, находящимся на следующем уровне иерархии ВТО: Совету по торговле товарами, Совету по торговле услугами и Совету по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности.
Совет по торговле товарами, в свою очередь, руководит деятельностью специализированных комитетов, осуществляющих контроль за соблюдением принципов ВТО и выполнением соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами осуществляет контроль за выполнением соглашения ГАТС. В его составе находятся Комитет по торговле финансовыми услугами и Рабочая группа по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности, помимо осуществления контроля за выполнением соответствующего соглашения (ТРИПС), занимается также вопросами предотвращения возникновения конфликтов, связанных с международной торговлей поддельными товарами.
Многочисленные специализированные комитеты и рабочие группы занимаются отдельными соглашениями системы ВТО и решением вопросов в таких областях, как защита окружающей среды, проблемы развивающихся стран, процедура присоединения к ВТО и региональные торговые соглашения.[2]
Секретариат ВТО, который базируется в Женеве, имеет около 500 штатных сотрудников; его возглавляет генеральный директор. Секретариат ВТО, в отличие от подобных органов других международных организаций, не принимает решений, так как эта функция возлагается на сами страны-члены. Основные обязанности Секретариата – обеспечивать техническую поддержку различным советам и комитетам, а также Министерской конференции, оказывать техническое содействие развивающимся странам, проводить анализ мировой торговли и разъяснять положения ВТО общественности и средствам массовой информации. Секретариат также обеспечивает некоторые формы правовой помощи в процессе разрешения споров и консультирует правительства стран, желающих стать членами ВТО. На сегодняшний день таких стран насчитывается более двадцати.
1.3 Основные цели и принципы ВТО
Основным принципом, на котором строится договорная система ВТО, является стремление стран-членов развивать международную торговлю и обеспечивать экономическое развитие путем взаимной либерализации доступа на рынки, предсказуемости условий деятельности предпринимателей на иностранных рынках и регламентации действий правительств по регулированию внешнеэкономической сферы. Следовательно, можно выделить основные цели ВТО:
- рост торгового обмена товарами и услугами;
- сокращение тарифных и нетарифных ограничений в мировой торговле (использование преимущественно тарифных средств защиты национального рынка, а не количественных ограничений или аналогичных мер);
- деятельность на основе принципа наибольшего благоприятствования, т.е. торговля без дискриминации, которая обеспечивается взаимным предоставлением, с одной стороны, режима наибольшего благоприятствования в отношении экспортных, импортных и транзитных операций и связанных с ними таможенных пошлин и сборов, а с другой - национального режима, т.е. равного подхода к импортным и отечественным товарам в отношении внутренних налогов и сборов, а также правил, регулирующих внутреннюю торговлю;
- прогрессивное снижение таможенных тарифов в ходе периодически проводимых раундов многосторонних торговых переговоров (МТП) и их юридически оформляемое закрепление на согласованном уровне;
- взаимность в предоставлении торгово-политических уступок;
- прозрачность торговой политики;
- разрешение торговых споров путем проведения консультаций и переговоров, а в случае невозможности достижения согласия - путем рассмотрения споров в специально создаваемых органах и др.
Важнейшими функциями ВТО являются: контроль за выполнением соглашений и договоренностей пакета документов Уругвайского раунда; проведение многосторонних торговых переговоров и консультаций между заинтересованными странами-членами; разрешение торговых споров; мониторинг национальной торговой политики стран-членов; техническое содействие развивающимся государствам по вопросам, касающимся компетенции ВТО; сотрудничество с международными специализированными организациями и др.[1]
На основании действующих принципах и правилах общие преимущества от членства в ВТО можно суммировать следующим образом:
1. создание более благоприятных условий доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе предсказуемости и стабильности развития торговых отношений со странами-членами ВТО;
2. доступ к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов, если они ущемляются партнерами, и таким образом устранение дискриминации;
3. возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговле.
2. Деятельность ВТО
2.1. Деятельность ВТО
Всемирная Торговая Организация начала свою деятельность 1 января 1995 года в обстановке, коренным образом отличной от той, которая существовала в 1986 году, когда начались переговоры Уругвайского раунда. За эти годы резко изменилась политическая и экономическая роль международной торговли товарами и услугами для экономического благосостояния большинства государств мира. Сложившаяся на рубеже нового тысячелетия глобальная экономика оказалась гораздо более сложным экономическим организмом, чем об этом судили в начале 80-х годов, определяя будущие контуры многосторонних переговоров. ВТО, в отличие от ГАТТ, не имела "разгонного" периода. В апреле 1994 года совещание в Марракеше провозгласило создание ВТО, а 1 января 1995 года ВТО начала свою деятельность. К середине 1996 года 123 страны стали членами ВТО и еще 30 находятся в процессе присоединения (ГАТТ к концу 1994 года имело 128 участников). Члены ВТО связаны гораздо более жесткой дисциплиной, чем участницы ГАТТ. И это создает свои специфические и немалые трудности в начальный период деятельности новой международной организации. Можно сказать, что первый экзамен на "прочность" новая организация сумела сдать с положительной оценкой.
Некоторые количественные показатели 1995-1996 годов позволяют судить и о том, как и в каких направлениях развертывается деятельность ВТО. В 1995 году в рамках ВТО ее подразделения провели 1659 заседаний, в 1996 году - примерно 2400 заседаний. Другими словами, в 1995 году в среднем проводилось 40 заседаний в неделю, в 1996 году - более 50. Это, в свою очередь, означало резкое возрастание нагрузки на персонал миссий стран-членов ВТО, расположенных в Женеве. В итоге страны с малочисленным персоналом оказались в сложном положении. Их представители вряд ли могли активно участвовать во всех этих совещаниях и заседаниях. Большие страны получили на этом этапе немалые преимущества.
Значительное расширение круга ведения ВТО по сравнению с ГАТТ потребовало вовлечения в ее работу высококвалифицированных специалистов и экспертов. Это снова создало преимущества для больших стран-членов ВТО. Известно, что внутри больших стран стал формироваться многочисленный аппарат (150-200 чиновников), связанный с деятельностью ВТО и обслуживающий ее работу. Россия в этом плане оказалась в сложном положении: малочисленность "команды" специалистов, текучесть кадров, отсутствие стабильной перспективной подготовки кадров для ВТО, более чем скромный (по численности) персонал в представительстве в Женеве - все это существенно будет сказываться на тех возможностях, которые Россия сможет использовать в своих интересах, став членом ВТО.
За прошедшие годы определились приоритетные направления деятельности ВТО. В области торговли товарами это:
доступ на рынки (тарифные и нетарифные барьеры);
реализация правила ВТО по таким специфическим товарам, как сельскохозяйственная продукция, текстиль и одежда;
правила в отношении использования антидемпинговых пошлин, субсидий, защитных мер, технических барьеров в торговле, санитарных и фитосанитарных мер;
импортное лицензирование и процедуры импортного лицензирования. Все сказанное выше относится и к этому направлению деятельности ВТО.
Кроме того, активизировался процесс принятия новых членов ВТО. Существенно возросло число заседаний, связанных обсуждением проблем в следующих новых направлениях деятельности ВТО: торговля услугами, торговые аспекты прав интеллектуальной собственности, торговля и вопросы экологии.
Многочисленные заседания всех органов ВТО были, прежде это связаны с выяснением того, настолько законодательство страну-частников ВТО соответствует правовым документам ВТО, выяснением спорных вопросов, разрешением конфликтных ситуаций. В ходе этих заседаний были прояснены положения 56 соглашений и договоренностей ; многие правовые нормы и термины получили более четкое наполнение, родились прецеденты, заложившие пути правовой деятельности ВТО. К середине октября 1996 года поступило 59 обращений в Орган по Разрешению Споров ВТО с просьбой о начале консультаций. Характерно, что в эти два года значительно активизировали свою деятельность в ВТО развивающиеся страны, показавшие, что они рассматривают новую торговую организацию как инструмент защиты своих интересов и готовы противостоять давлению развитых стран.
Вместе с тем, более резко обнажились противоречия между США и Европейским Союзом, США и Японией в подходах к реализации целого ряда договоренностей ВТО.
Одним из ключевых направлений работы ВТО в эти годы стала организация и проведение переговоров, начатых в последний год Уругвайского раунда. Это прежде всего переговоры по услугам морского транспорта, которые предполагалось завершить в 1996 году. Однако позиция США помешала этому.
Другое, не менее важной направление - основные средства телекоммуникации. Переговоры, охватывающие участок торговли услугами, оцениваемый в 500 млрд. долларов, также застопорились, и только в конце 1996 года произошел определенный сдвиг на этом направлении.
2.2. Итоги министерских конференций ВТО
Деятельность ВТО связана осуществляется представителями правительств государств-членов организации, но своими корнями она восходит к повседневно хозяйственной и коммерческой активности.
Основным направлением деятельности ВТО является либерализация международной торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенному устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм.
Наблюдение за торговой политикой, проводимой странами, - также одно из основных направлений всей деятельности ВТО. Центральным элементом этой работы является механизм по обзору за торговой политикой (МОТП).
Цели, которые стоят перед организацией на этом направлении, заключаются в том, чтобы, используя механизм регулярного мониторинга, способствовать прозрачности и пониманию торговой политики и мер, принимаемым в этой области, содействовать повышению качества общественных и межправительственных дискуссий по вопросам торговли и обеспечивать проведение международной оценки того воздействия, которое эта политика оказывает на систему мировой торговли. Таким образом, правительства государств-членов получают стимул строже подходить к выполнению правил ВТО и соблюдать взятые на себя обязательства.
Также деятельность ВТО связана с проведением министерских конференций.
Первая министерская конференция ВТО состоялась в декабре 1996г. В Сингапуре, на которой, в частности, было принято Соглашение по либерализации торговли в области информационных технологий (ИТА).[15]
Вторая – в мае 1998г. В Женеве, где подводились основные итоги пятидесятилетней деятельности ГАТТ (ВТО) и было принято решение о подготовке к новому раунду многосторонних торговых переговоров (МТП). Третья министерская конференция состоялась в ноябре-декабре 1999г. В американском городе Сиэтле и была посвящена анализу хода выполнения (имплементации) членами соглашений Уругвайского раунда, а также началу нового раунда многосторонних торговых переговоров. В рамках очередного раунда планировалось начать переговоры прежде всего по тем вопросам, которые не удалось решить в ходе Уругвайского раунда и рассмотрение которых было отложено до следующих этапов МТП (т.н. «Встроенная повестка дня»). Речь шла о таких вопросах, как сельское хозяйство, торговля услугами и др. Также в ходе нового раунда предстояло выработать рекомендации по перспективам деятельности ВТО с учетом решений предыдущих Конференций, в т.ч. возможному включению новых сфер в повестку будущих переговоров.
Формально в Сиэтле не удалось достичь поставленных целей, т.к. не были выработаны конкретная повестка раунда и формат его проведения. В частности, выявились значительные разногласия между ведущими игроками ВТО – ЕС, США, Япония, Канада (так называемая группа «Квадро») – стратегические подходы которых к проведению нового раунда оказались различными.
В итоге было принято решение продолжить обсуждение данных проблем в Женеве под эгидой Генерального совета ВТО, который должен был представить свои предложения по проведению нового раунда.
9-13 ноября 2001г. В катарском городе Доха состоялась четвертая министерская конференция. В Дохе было принято решение начать новый раунд многосторонних торговых переговоров – первый раунд в рамках ВТО.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурской повестки» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений.
В декабре 2003г. и феврале с.г. состоялись сессии Генсовета, на которых предполагалось определить дальнейшие направления переговорного процесса нового раунда, однако согласованных решений принять не удалось. В марте-апреле под эгидой КТП прошли заседания специализированных органов по вопросам возобновления МТП. [15]
27-31 июля 2004 г. состоялось специальное заседание Генсовета, где после интенсивных консультаций консенсусом было одобрено Решение (Программа работы Раунда Дохи), дающее необходимый импульс для продолжения Дохийского раунда. В приложениях к Решению прописаны лишь некоторые элементы рамочных модальностей по сельскохозяйственному досье, доступу на рынки промышленных товаров, услугам, а также упрощению торговых и таможенных процедур (один из «сингапурских вопросов»). Доработка модальностей отложена на следующий этап переговоров. Документ предусматривает также продолжение работы по другим актуальным вопросам раунда: правилам ВТО, торговле и экологии, ТРИПС. Хотя для большинства стран «июльский консенсус» стал весьма непростым решением, данный документ имеет важное политическое, а также психологическое значение для стран-членов в плане преодоления «канкунского» синдрома.
Пятая Министерская конференция состоялась 10-14 сентября 2003 г. в г.Канкун (Мексика), где предполагалось подвести промежуточные итоги МТП и определить формат их дальнейшего продолжения. Из-за наличия принципиальных противоречий между различными группами государств, прежде всего по вопросам сельского хозяйства и «сингапурским вопросам» консенсуса достигнуть не удалось, и конференция закончилась практически безрезультатно. В целом этот раунд планировалось завершить к началу 2005 г., хотя имеются серьезные проблемы реализации плана-графика «Повестки развития Дохи». С учётом остающихся противоречий между различными странами-членами ВТО работа строится на поиске компромиссных решений. [19]
Шестая Министерская конференция ВТО в Гонконге (13-18 декабря 2005 г.) сыграла роль промежуточного этапа на пути выработки полномасштабных договоренностей Доха-раунда. Принятая в ходе напряженных переговоров Министерская декларация отражает результаты многосторонних торговых переговоров с момента принятия «июльского пакета» договорённостей 2004 г. Ее назначение – закрепление достигнутого прогресса и определение ориентиров работы по обеспечению завершения Раунда Дохи в 2006 г.
Хотя результаты гонконгской встречи носят промежуточный характер, ее основное политическое значение состоит в том, что странам-членам удалось избежать повторения «канкунского провала» и поддержать авторитет ВТО как института, одновременно сохранив основу для продолжения переговорного процесса по всем сегментам Раунда.
С 30 ноября по 2 декабря 2009 года в Женеве, Швейцария проходила 7-я сессия высшего органа ВТО – Конференции на уровне министров стран – членов ВТО (Министерская конференция).[19]
Тема Конференции: «ВТО, многосторонняя торговая система и современное состояние мировой экономики». Наряду с пленарными заседаниями, на которых рассматривалась тема Конференции, прошли заседания по 2 рабочим секциям: «Обзор деятельности ВТО, включая Дохийскую программу работы» и «Вклад ВТО в преодоление кризиса, рост и развитие».
Почти все выступавшие затрагивали вопросы, связанные с деятельностью по завершению Дохийского раунда переговоров. По мнению представителей многих стран – членов ВТО, эти переговоры следует завершить к концу 2010 года. Однако при этом следует отметить, что между участниками переговоров всё ещё сохраняются существенные разногласия по ряду основных вопросов, и поэтому не исключено, что к указанному сроку переговоры не будут завершены.
В связи с этим было предложено на очередной встрече представителей ключевых стран – членов ВТО в декабре 2009 года составить рабочую «дорожную карту» на I-й квартал 2010 года с тем, чтобы в конце этого срока можно было определиться с тем, возможно ли завершить переговоры Дохийского раунда к концу 2010 года.
При составлении «карты» особое внимание следует уделить вопросам, являющимся приоритетными для ВТО: доступу сельскохозяйственной и несельскохозяйственной продукции на зарубежные рынки; торговле услугами; защите интеллектуальной собственности; упрощению правил осуществления внешней торговли; оказанию помощи и содействия наименее развитым странам, включая использование режима «беспошлинного доступа без всяких ограничений (квот) товаров, происходящих из этих стран, на рынки развитых и развивающихся стран» (Duty-Free Quota-Free market access); специфические проблемы «малых» и «уязвимых» экономик.
Во время работы Конференции обсуждались такие вопросы, как: взаимосвязь торговых и социальных вопросов; расширение диалога с гражданским обществом; вклад либерализации торговли услугами в экономическое развитие; нетарифные барьеры в торговле (например, стандарты на товары, работы, услуги и др.); региональные торговые соглашения и многосторонняя торговая система; передача технологий; финансирование торговли; иностранные инвестиции; ускорение переговоров по присоединению новых стран к ВТО и другие вопросы.
На Конференции было поддержано предложение о том, что страны – члены ВТО до следующей Конференции:
- сохраняют действующий порядок необложения таможенными пошлинами пересылок по каналам электронной связи продуктов (товаров, услуг) в электронной (цифровой) форме;
- сохраняют действующий порядок, согласно которому они не будут инициировать подачу в систему разрешения споров ВТО жалоб, описанных в параграфах 1(b) и 1(с) статьи XXIII ГАТТ 1994, когда принимаемые сторонами меры не противоречат положениям Соглашения по ТРИПС (Соглашения по торговым аспектам прав на объекты интеллектуальной собственности).
Участники Конференции договорились, что следующая 8-я сессия Конференции будет проводиться в 2011 году.
В работе Конференции приняла участие Министр экономического развития Российской Федерации Э.С. Набиуллина. Она встречалась с Генеральным директором ВТО П. Лами, с представителем США на торговых переговорах Р. Кирком, в ходе бесед с которыми информировала о создании Таможенного союза России, Белоруссии и Казахстана и обсуждала вопросы присоединения к ВТО.[19]
3. Путь России в ВТО
3.1 Задачи и цели присоединения
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО.[14] Конкретными целями присоединения для России можно считать следующие:
-Получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
-Доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
-Создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
- Расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
- Создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
- Участие в выработке правил международной торговли с учетом своих национальных интересов;
- Улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли.
Задача ведущихся переговоров о присоединении – добиться наилучших условий присоединения России к ВТО, то есть наиболее выгодного соотношения преимуществ от вступления и уступок в виде снижения тарифов и открытия внутренних рынков.
Как сказал в одном из интервью министр экономического развития и торговли Герман Греф, баланс прав и обязательств России при вступлении в ВТО должен способствовать экономическому росту, а не наоборот.[14]
3.2 Ход переговоров по присоединению России к ВТО
В 1993 году Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ). В соответствии с действующими процедурами была создана Рабочая группа по присоединению России к ГАТТ, преобразованная после учреждения в 1995 г. Всемирной торговой организации (ВТО) в Рабочую группу по присоединению Российской Федерации к ВТО (РГ). РГ наделена мандатом на изучение торгового режима России и выработку условий ее участия в ВТО.
Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. На первом этапе он был сконцентрирован на рассмотрении на многостороннем уровне в рамках РГ торгово-политического режима России на предмет его соответствия нормам ВТО.
После представления в 1998 году Россией первоначальных предложений по доступу на рынок товаров и по уровню поддержки сельского хозяйства начались переговоры на двустороннем уровне. В 1999 году членам ВТО была передана первая редакция Перечня специфических обязательств по доступу на рынок услуг и проект Списка изъятий из режима наибольшего благоприятствования (РНБ). Начиная с 2000 года, переговоры стали носить полномасштабный характер, то есть охватывать все аспекты процесса присоединения России к ВТО. На современном этапе в состав РГ (председатель РГ с декабря 2003 г. – Постоянный представитель Исландии при ВТО Стефан Йоханнессон) входят 60 стран-членов (27 стран-членов ЕС - как один член). С февраля 2007 г. в состав РГ вошел Вьетнам, в мае 2007 г. – Саудовская Аравия, в декабре 2007 г. членом РГ стали ОАЭ, в мае 2008 г. – Украина. В переговоры по тарифным вопросам вовлечено в различной степени свыше 50 членов ВТО, по доступу на рынок услуг – около 30. По итогам этих переговоров подписываются соответствующие двусторонние протоколы об их завершении.[17]
Согласно установленным процедурам переговоры по системным вопросам на многостороннем уровне проходят в Секретариате ВТО в Женеве. Речь идет об официальных и неофициальных заседаниях РГ, переговорах по сельскому хозяйству и ряду других актуальных проблем, неофициальных консультациях с участием заинтересованных членов РГ. Переговоры на двустороннем уровне по доступу на рынки товаров и услуг проводятся в Женеве, Москве или соответствующих столицах наших партнеров.
Основой для проведения переговоров являются документы и предложения, утверждаемые Правительством Российской Федерации. В рамках процесса присоединения российская делегация проводит переговоры по четырем направлениям.
1. Переговоры по тарифным вопросам. Их цель – определение максимального уровня («связывания») ставок ввозных таможенных пошлин по всей Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, право на применение которых Россия получит после присоединения к ВТО.
К настоящему моменту переговоры по условиям доступа иностранных товаров на российский рынок завершены со всеми членами РГ по присоединению России к ВТО, которые выразили желание вступить в такие переговоры.[17]
В рамках уже достигнутых российской делегацией двусторонних договоренностей начальный уровень «связывания» таможенных пошлин ни для одной ставки таможенной пошлины не ниже действующих в настоящее время, и в первый год после присоединения России к ВТО ни одна из ставок таможенных пошлин не будет снижена по сравнению с сегодняшним днем.
Уровень таможенной защиты сельского хозяйства не уменьшается ни по одному из базовых сельскохозяйственных товаров, а по ряду из них Россия имеет право даже увеличивать ставки таможенных пошлин на переходный период.
По 2009 год включительно зафиксировано право Российской Федерации использовать тарифные квоты на три вида мяса (говядину, свинину, мясо птицы) в удовлетворяющих российскую сторону объемах (сегодняшний уровень плюс 2-2,5 % годового роста) и при достаточном уровне тарифной защиты.
Импортные таможенные пошлины на промышленные товары также снизятся примерно на три процентных пункта. Начальный уровень связывания составляет 10,1 %, конечный уровень – 7,6 %, уровень в настоящее время – 10,0 % (при этом максимальное снижение пошлин зафиксировано, в частности, для технологического оборудования). По товарам в целом эти показатели (средневзвешенная ставка импортной пошлины) составляют соответственно 14,8 %, 11,5 % и 12,9 %.
2. Переговоры по сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой «желтой» корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Рассмотрение этих вопросов, как правило, проходит в ходе многосторонних консультаций с участием членов группы «квадро» (США, ЕС, Япония, Канада), стран Кернской группы (ведущие либерально настроенные экспортеры сельхозпродукции) и других заинтересованных государств. Данные переговоры носят достаточно сложный характер.
22 апреля 2008 г. состоялась очередная многосторонняя встреча по сельскому хозяйству, на которой прошло обсуждение распространенных ранее консолидированных документов по «янтарному» и «зеленому» ящикам, а также уточненные таблицы по объемам поддержки за 2001-2003, 2004-2006 гг.
23 апреля и 18 июня 2008 г. в переговорах по сельскому хозяйству принял участие Министр сельского хозяйства Российской Федерации А.В. Гордеев. Министр представил аргументы в поддержку позиции России на переговорах по сельскому хозяйству, подчеркнув необходимость согласования заявленного ранее объема поддержки сельского хозяйства для реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. (9 млрд. долл. в год).
По итогам встреч было принято решение о необходимости продолжения работы на уровне переговорщиков для выхода на приемлемые для России и членов ВТО обязательства по поддержке.
В целом техническая работа по вопросам сельского хозяйства близка к завершению. В настоящее время в Секретариате ВТО идет подготовка проекта раздела Доклада РГ, содержащего итоговые обязательства России по вопросам сельского хозяйства. Ожидается, что в течение следующих месяцев работу по проекту раздела, а также по согласованию уровня обязательств по поддержке сельского хозяйства удастся завершить.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. К настоящему времени переговоры со всеми заинтересованными членами РГ завершены.
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства примерно по 116 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В ряде случаев позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством (например, услуги, связанные с энергетикой, часть транспортных услуг, часть медицинских услуг и пр.). Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросам посвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО. Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ (далее Доклад) – ключевого документа, в котором будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Сейчас работа по системным вопросам сконцентрирована на обсуждении текста этого документа.
В июне-июле 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение версии Доклада РГ по присоединению России к ВТО, объединившей результаты переговоров с 2004 года, проведены консультации с делегациями заинтересованных стран по вопросам обязательств России в области поддержки сельского хозяйства, технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер, сельского хозяйства и другим системным вопросам. Состоялось восемь раундов трехсторонних консультаций с делегациями США и ЕС, по результатам которых удалось существенно сблизить позиции сторон по вопросам таможенного администрирования, технических барьеров в торговле, мер защиты внутреннего рынка и другим вопросам.
Очередная версия Доклада РГ по присоединению России к ВТО была выпущена 14 августа 2008 г. 24 ноября 2008 г. состоялось многостороннее обсуждение этого документа.
Вопросы присоединения России к ВТО постоянно находятся в поле зрения федеральных органов исполнительной и законодательной власти Российской Федерации.[17]
В августе 1997 г. была образована Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам ВТО, которая в июле 2004 года была преобразована в Правительственную комиссию по вопросам Всемирной торговой организации и взаимодействию с Организацией экономического развития и сотрудничества, которую в настоящее время возглавляет первый заместитель Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалов. В состав этого органа входят представители ключевых министерств и ведомств. Основная функция Комиссии – координация процесса присоединения и выработка переговорной позиции российской стороны.
Основным элементом работы на внутреннем уровне в контексте присоединения России к ВТО является приведение российского законодательства и правоприменительной практики в соответствие с нормами и правилами ВТО.
С 2000 года при Комитете по экономической политике и предпринимательству Государственной Думы работал Экспертный совет по законодательству во внешней торговле и иностранным инвестициям (с 2004 г. - Экспертный совет по регулированию ВЭД). Одним из основных направлений его деятельности является выявление мнений государственных органов, общественных организаций, научных и деловых кругов по вопросам, связанным с присоединением России к ВТО, а также координация законотворческой деятельности в этой сфере. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 августа 2001 г. № 1054-р (в редакции Распоряжения Правительства российской Федерации от 21.06.02 г. № 832) был утвержден План мероприятий по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами ВТО, предусматривающий разработку ряда законопроектов, принятие которых позволит в целом решить проблему адаптации нормативной правовой базы России к требованиям ВТО.
К настоящему моменту указанный план мероприятий был в целом выполнен. Приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. №144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д. Продолжается экспертиза ведомственных актов и регионального законодательства на предмет их соответствия требованиям ВТО.
Для завершения этой работы необходимо принятие следующих законопроектов: «О внесении изменений в закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»; «О внесении изменений в закон «О техническом регулировании»; проекта указа Президента России и постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающих порядок ввоза криптографических средств в Российскую Федерацию; законопроекта «О внесении изменений в закон «О лекарственных средствах»; IV части Гражданского кодекса, а также принятия ряда поправок, направленных на усиление защиты прав интеллектуальной собственности, в Таможенный кодекс.
Российская делегация на регулярной основе проводит консультации по проблематике ВТО с представителями стран СНГ. На заседаниях ЕврАзЭС на уровне глав государств в 2002-2006 годах приняты решения о направлениях совершенствования взаимодействия стран-членов сообщества на переговорах по присоединению к ВТО. Данные вопросы регулярно обсуждаются на сессиях Межгосударственного Совета на уровне глав Правительств стран-членов ЕврАзЭС.
Большая информационная работа по обсуждению российской позиции на переговорах по присоединению к ВТО проводится с представителями российских деловых кругов. Начиная с 2000 года, представители Минэкономразвития России провели около 600 встреч по этой тематике с различными союзами экспортеров, импортеров и объединениями товаропроизводителей. Регулярно проводятся также консультативные встречи с Российским союзом промышленников и предпринимателей (РСПП), Торгово-промышленной палатой Российской Федерации (ТПП), представителями научных и общественных организаций.
В течение 2001 – 2008 годов состоялось более 380 мероприятий (круглых столов, конференций, семинаров) по проблематике ВТО, поддержке экспорта, доступу российских товаров на зарубежные рынки во всех федеральных округах и в 64 субъектах Федерации, включая Москву. Мероприятия были организованы Минэкономразвития России при участии комитетов Государственной думы, РСПП, ТПП, региональных администраций и деловых кругов. В течение 2004 – 2008 гг. Министерство провело обучение госслужащих 47 субъектов Федерации в 44 регионах по практическим аспектам предстоящего участия в ВТО.
На сегодняшний момент российскими учеными и экспертами подготовлено большое количество коллективных работ, представляющих анализ последствий присоединения России к ВТО. Некоторые из них, подготавливались независимыми экспертами по заказу Минэкономразвития России. Из общего числа исследований можно выделить несколько работ: «Народнохозяйственные последствия присоединения России к ВТО» Национального Инвестиционного Совета РАН, 2002 г.; «Разработка прогнозов социально-экономических последствий вхождения России в ВТО» Государственного Университета - Высшей Школы Экономики, 2003 г.; «Анализ и оценка возможных экономических последствий присоединения Российской Федерации к ВТО для наиболее чувствительных отраслей и секторов российской экономики с учетом соответствующих региональных аспектов», подготовленной ГУ-ВШЭ по итогам завершившихся двусторонних переговоров 2007г.[17]
Общие выводы независимых экспертов показывают, что системных проблем присоединение к ВТО не вызовет ни в одном из секторов российской экономики. В краткосрочной перспективе могут возникнуть проблемы у отдельных предприятий, неконкурентоспособных уже сейчас. Однако влияние этого фактора на темпы роста экономики в целом и ее отдельных отраслей ожидается незначительным, часто не превышая значения статистической погрешности. Другие факторы, такие, как изменения валютных курсов, состояние мировой экономической конъюнктуры, инвестиционная активность будут влиять на российскую экономику гораздо в большей степени. Вместе с тем, все эксперты сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.
Выводы и предложения
Всемирная торговая организация – это и организация, и одновременно комплекс правовых документов, своего рода многосторонний торговый договор, определяющий права и обязанности правительств в сфере международной торговли товарами и услугами. Правовую основу ВТО составляют Генеральное соглашение о торговле товарами (ГАТТ) в редакции 1994 года (ГАТТ-1994), Генеральное соглашение о торговле услугами (ГАТС) и Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (ТРИПС).
Основным направлением деятельности является либерализация международной торговли. Она выражается в заключении соглашений, направленных на снижение ставок таможенных тарифов и постепенному устранение нетарифных барьеров. С этой целью ВТО регламентирует установление таможенных процедур, внедрение национальных стандартов и санитарных норм.
Также деятельность ВТО связана с проведением министерских конференций, которые должны собираться раз в два года. За время существования ВТО было проведено семь таких конференций, практически каждая из которых сопровождалась активными протестами со стороны противников глобализации.
Участие в ВТО дает стране множество преимуществ:
- понижение стоимости жизни за счет снижения протекционистских торговых барьеров
- Более широкий выбор товаров и услуг
- Повышение доходов и занятости
- Повышение эффективности внешнеэкономической деятельности
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 стран мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением.
Список использованной литературы
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения.-М.: Юристъ, 2005
2. Акопова Е.С., Воронкова О.Н., Гаврилко Н.Н. Мировая экономика и международные экономические отношения.-Ростов-на-Дону: Феникс, 2004
3. Дюмулен И.Н. Всемирная торговая организация.-М.: Экономика, 2006
4. Евдокимов А.И. Международные экономические отношения.-М.: ТК Велби, 2004
5. Загашвили В. Торгово-политические инструменты ВТО//МЭиМО, 2002. № 8
6. Международные экономические отношения/Под ред. Е.Ф. Жукова.-М.: ЮНИТИ, 2006
7. Международные экономические отношения/Под ред. проф. В.Е. Рыбалкина.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006
8. Международные экономические отношения/Под ред. проф. И.П. Фоминского.-М.: Юристъ, 2004
9. Мировая экономика/Под ред. проф. А.С. Булатова.-М.: Юристъ, 1999
10. Мукерджи А. Внедрение нормативов ВТО: проблемы развивающихся стран//МЭиМО, 2003. № 6
11. Основы торговой политики и правила ВТО.-М: Междунар. отношения, 2005
12. Семенов Р.А. Международные экономические отношения.-М.: Гардарика, 2007
13. Смитиенко Б.М. Всемирная торговая организация и проблемы регулирования международной торговли.-М., 2005
14. Сэмпсон П. Роль ВТО в глобальном управлении, 2004
15. Фролов В.Ф. Всемирная торговая организация: итоги 4 сессии конференции на уровне министров (Доха, Катар, ноябрь 2001)-Спб, Санкт-Петербургская торгово-промышленная палата, 2002
16. Шумилов В.М. Всемирная торговая организация: право и система, 2005
17. www.wto.ru
18. www.wto.org
19. www.lotpp.ru
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.
Члены и наблюдатели ВТО
153 стран-членов на 23 июля 2008
Государство | Дата вступления |
Албания | 8 сентября 2000 |
Aнгола | 23 ноября 1996 |
Aнтигуа и Барбуда | 1 января 1995 |
Aргентина | 1 января 1995 |
Aрмения | 5 февраля 2003 |
Aвстралия | 1 января 1995 |
Aвстрия | 1 января 1995 |
Бархейн | 1 января 1995 |
Бангладеш | 1 января 1995 |
Барбадос | 1 января 1995 |
Бельгия | 1 января 1995 |
Белиз | 1 января 1995 |
Бенин | 22 февраля 1996 |
Боливия | 12 сентября 1995 |
Ботсвана | 31 мая 1995 |
Бразилия | 1 января 1995 |
Бруней Даруссалам | 1 января 1995 |
Болгария | 1 декабря 1996 |
Буркина Фасо | 3 июня 1995 |
Бурунди | 23 июля 1995 |
Камбоджа | 12 октября 2004 |
Камерун | 13 декабря 1995 |
Канада | 1 января 1995 |
Кабо-Верде | 23 июля 2008 |
Центральноафриканская республика | 31 мая 1995 |
Чад | 19 октября 1996 |
Чили | 1 января 1995 |
Китай | 11 декабря 2001 |
Колумбия | 30 апреля 1995 |
Конго | 27 марта 1997 |
Коста-Рика | 1 января 1995 |
Кот-д'Ивуар | 1 января 1995 |
Хорватия | 30 ноября 2000 |
Куба | 20 апреля 1995 |
Кипр | 30 июля 1995 |
Чешская республика | 1 января 1995 |
Демократическая республика Конго | 1 января 1997 |
Дания | 1 января 1995 |
Джибути | 31 мая 1995 |
Доминика | 1 января 1995 |
Доминиканская република | 9 марта 1995 |
Эквадор | 21 января 1996 |
Египет | 30 июня 1995 |
Сальвадор | 7 мая 1995 |
Эстония | 13 ноября 1999 |
Европейские сообщества | 1 января 1995 |
Фиджи | 14 января 1996 |
Финляндия | 1 января 1995 |
Франция | 1 января 1995 |
Габон | 1 января 1995 |
Гамбия | 23 октября 1996 |
Грузия | 14 июня 2000 |
Германия | 1 января 1995 |
Гана | 1 января 1995 |
Греция | 1 января 1995 |
Гренада | 22 февраля 1996 |
Гватемала | 21 июля 1995 |
Гвинея-Бисау | 31 мая 1995 |
Гвинея | 25 октября 1995 |
Гайана | 1 января 1995 |
Гаити | 30 января 1996 |
Гондурас | 1 января 1995 |
Гонконг, Китай | 1 января 1995 |
Венгрия | 1 января 1995 |
Исландия | 1 января 1995 |
Индия | 1 января 1995 |
Индонезия | 1 января 1995 |
Ирландия | 1 января 1995 |
Израиль | 21 апреля 1995 |
Италия | 1 января 1995 |
Ямайка | 9 марта 1995 |
Иордания | 11 апреля 2000 |
Япония | 1 января 1995 |
Кения | 1 января 1995 |
Корея | 1 января 1995 |
Кувейт | 1 января 1995 |
Киргизия | 20 декабря 1998 |
Латвия | 10 февраля 1999 |
Лесото | 31 мая 1995 |
Лихтенштейн | 1 сентября 1995 |
Литва | 31 мая 2001 |
Люксембург | 1 января 1995 |
Макао, Китай | 1 января 1995 |
Македония | 4 апреля 2003 |
Мадагаскар | 17 ноября 1995 |
Малави | 31 мая 1995 |
Малайзия | 1 января 1995 |
Мальдивы | 31 мая 1995 |
Мали | 31 мая 1995 |
Mальта | 1 января 1995 |
Mавритания | 31 мая 1995 |
Mаврикий | 1 января 1995 |
Mексика | 1 января 1995 |
Mолдова | 27 июля 2001 |
Moнголия | 29 января 1997 |
Mарокко | 1 января 1995 |
Moзамбик | 26 августа 1995 |
Mьянма | 1 января 1995 |
Намибия | 1 января 1995 |
Непал | 23 апреля 2004 |
Нидерланды | 1 января 1995 |
Новая Зеландия | 1 января 1995 |
Никарагуа | 3 сентября 1995 |
Нигер | 13 декабря 1996 |
Нигерия | 1 января 1995 |
Норвегия | 1 января 1995 |
Оман | 9 ноября 2000 |
Пакистан | 1 января 1995 |
Панама | 6 сентября 1997 |
Папуа-Новая Гвинея | 9 июня 1996 |
Парагвай | 1 января 1995 |
Перу | 1 января 1995 |
Филиппины | 1 января 1995 |
Польша | 1 июля 1995 |
Португалия | 1 января 1995 |
Катар | 13 января 1996 |
Румыния | 1 января 1995 |
Руанда | 22 мая 1996 |
Сент-Китс и Невис | 21 февраля 1996 |
Сент Люсия | 1 января 1995 |
Сент-Винсент и Гренадины | 1 января 1995 |
Саудовская Аравия | 11 декабря 2005 |
Сенегал | 1 января 1995 |
Отдельные таможенной территории Тайваня, Пэнху, Кинмен и Мацзу | 1 января 2002 |
Сьерра-Леоне | 23 июля 1995 |
Сингапур | 1 января 1995 |
Словацкая республика | 1 января 1995 |
Словения | 30 июля 1995 |
Соломоновы острова | 26 июля 1996 |
Южная Африка | 1 января 1995 |
Испания | 1 января 1995 |
Шри-Ланка | 1 января 1995 |
Суринам | 1 января 1995 |
Свазиленд | 1 января 1995 |
Швеция | 1 января 1995 |
Швецария | 1 июля 1995 |
Танзания | 1 января 1995 |
Тайланд | 1 января 1995 |
Того | 31 мая 1995 |
Тонга | 27 июля 2007 |
Тринидад и Тобаго | 1 марта 1995 |
Tунис | 29 марта 1995 |
Tурция | 26 марта 1995 |
Уганда | 1 января 1995 |
Украина | 16 мая 2008 |
Объединенные Арабские Эмираты | 10 апреля 1996 |
Великобритания | 1 января 1995 |
США | 1 января 1995 |
Уругвай | 1 января 1995 |
Венесуэла | 1 января 1995 |
Вьетнам | 11 января 2007 |
Замбия | 1 января 1995 |
Зимбабве | 5 марта 1995 |
Государства-наблюдатели:
Афганистан
Алжир
Андорра
Азербайджан
Багамские Острова
Беларусь
Бутан
Босния и Герцеговина
Коморские острова
Экваториальная Гвинея
Эфиопия
Ватикан
Иран
Ирак
Казахстан
Лаосская Народно-Демократическая Республика
Ливанская Республика
Либерия, Республика Ливия
Черногория
Русский Федерации
Самоа
Сан-Томе и Принсипи
Сербия
Сейшельские острова
Судан
Таджикистан
Узбекистан
Вануату
Йемен
Примечание. За исключением Ватикана наблюдатели должны начать переговоры о присоединении в течение пяти лет с момента получения статуса наблюдателей.
1 По данным сайта www.wto.ru на 23.06.2008г.