Знаменитый революционер-анархист. Служил в артиллерии; вышел в отставку, поселился в Москве, где, войдя в дружескую связь с кружком Станкевича, отдался изучению германской философии. Основательно изучив Гегеля, в особенности его “Логику”, Бакунин вскоре перешел на сторону так называемых “левых” гегельянцев, исповедуя мысль, что страсть к разрушению есть вместе и творческая страсть.
С 1843 г. Бакунин заводит связи с германскими и швейцарскими революционерами-коммунистами, о чем вскоре становится известно и русскому правительству. На требование правительства вернуться в Россию Бакунин отвечал отказом, после чего был осужден сенатом на вечное изгнание, с лишением прав. Он жил главным образом в Париже и здесь близко сошелся с Прудоном; как только вспыхнула февральская революция 1848 г., с энергией и страстностью принялся за организацию парижских рабочих. Его энергия показалась опасной даже членам временного правительства, и они поспешили удалить его из Парижа.
В мае 1849 г. он принял участие в организации восстания в Дрездене и после взятия города прусскими войсками бежал в Хемниц, где был арестован. Приговоренный к смертной казни, он отказался подписать просьбу королю о помиловании; но смертная казнь все же была заменена пожизненным заключением. Вскоре, однако, саксонское правительство выдало его Австрии, где он был вторично судим и присужден к смертной казни, и на этот раз замененной пожизненным заключением. В Австрии заключение его было значительно строже, нежели в Саксонии, и когда до австрийского правительства дошли слухи о готовящейся будто бы попытке освободить Бакунина, то его приковали к стене в Ольмюце, где он просидел в таком положении несколько месяцев, пока не был, наконец, выдан по требованию императора Николая России в 1851 г.
В России три года он содержался в Алексеевском равелине Петропавловской крепости, затем столько же — в Шлиссельбурге. В Петропавловской крепости Бакунин составил по требованию императора записку, в которой изложил свой взгляд на революционное движение и славянский вопрос.
Уступая настойчивым хлопотам семьи, Александр II разрешил перевести его на вечное поселение в Сибирь. Бакунин был водворен сперва в Западной Сибири, а затем по ходатайству Муравьева-Амурского, его родственника, переведен в Иркутск. В 1861 г. Бакунин бежал из Сибири через Японию и Америку в Лондон. Он начал свою деятельность красноречивым обращением к “русским, польским и всем славянским друзьям”, в котором, не отвергая еще государства, проповедовал разрушение существующих, исторически сложившихся и держащихся одним насилием государств, в особенности таких, как Австрия и Турция, а отчасти и Российская империя. Он выражал стремление к мирным федералистским отношениям, основанным на свободной воле взаимно договаривающихся славянских племен и народов. Вместе с тем он приглашал все славянские народности принять лозунг тогдашних русских революционеров “Земля и воля!” и выражал надежду, что возрожденная “хлоп-ская Польша” откажется от своих исторических притязаний и предоставит малороссам, белорусам, Литве и латышам право свободного самоопределения. В конце 1862 г. он выпустил брошюру “Народное Дело. Романов, Пугачев или Пестель?”. Утверждая, что Александр II не понял своего назначения и губит дело своей династии, Бакунин заявляет, однако, что если бы царь искренно решился сделаться “земским царем”, созвал бы Земский собор и принял бы программу “Земли и воли ”, то русские передовые люди и народ русский охотнее всего пошли бы за ним, предпочитая его и Пугачеву, и Пестелю.
В 1862—1863 гг. Бакунин со страстью отдался делу польского восстания, успев до некоторой степени втянуть в это дело и А.И. Герцена, далеко не во всем ему сочувствовавшего. В 1868 г. он вступил в основанный К. Марксом интернациональный союз рабочих. Однако руководители интернационала вовсе не разделяли анархических взглядов Бакунина и не желали разрушения исторически сложившихся государств. В том же году Бакунин вместе с русским эмигрантом Н.И. Жуковским основал в Цюрихе журнал “Народное Дело”, который проповедовал противогосударственную программу и признавал умственное освобождение личности возможным только на почве атеизма и материализма, а социально-экономическое освобождение — требующим упразднения всякой наследственной собственности, передачи земли общинам земледельцев, а фабрик, капиталов и прочих орудий производства — рабочим ассоциациям, уравнения женщин в правах с мужчинами, упразднения брака и семьи и общественного воспитания детей.
В 1869 г., когда в России начались крупные студенческие волнения, Бакунин принял деятельное участие в агитации среди молодежи и сблизился с явившимся за границу С.Г. Нечаевым, который привлек его своей необыкновенной энергией. Нечаев, приверженец принципа “цель оправдывает средства”, признававший необходимым орудием революции обман и полное порабощение революционных деятелей, в сущности принципиально резко отличался от Бакунина, но тот во многом ему подчинялся, чем, конечно, сильно скомпрометировал себя. В 1872 г. Бакунин был исключен из интернационала незначительным большинством голосов. Это вызвало крупные несогласия, приведшие в том же году к распадению союза.
В 1872—1876 гг., живя в большой нужде, Баку-' нин занимался главным образом организацией различных революционных выступлений в Италии и изложением своих взглядов в ряде сочинений. Самое значительное из них “Государственность и анархия. Борьба двух партий в интернациональном обществе рабочих”. Он утверждает здесь, что в современном мире есть два главных, борющихся между собою течения: государственное реакционное и социал-революционное. По мнению Бакунина, самая способная к развитию государственности раса — немцы, которых он считает почти поголовно пангерманистами. Он старается доказать, что борьба с пангерманизмом является главной задачей для всех народностей славянского и романского племени, но успешно бороться с пангерманизмом невозможно путем создания политических противовесов ему в виде какого-нибудь великого всеславянского государства и т.п., так как на этом пути немцы благодаря их государственным талантам и их природной способности к политической дисциплине всегда возьмут верх. Единственной силой, способной бороться с поработительными тенденциями пангерманизма, Бакунин считает социальную революцию, главной задачей которой он признает разрушение исторических централизованных государств с заменой их свободной, не признающей писаного закона федерацией общин, организованных по коммунистическому принципу. Он признавал главной своей армией люмпен-пролетариат. В последние годы своей жизни он сделал лично попытку организации такого движения в северной Италии, для чего предпринял особую экспедицию в Болонью, кончившуюся полной неудачей, причем он сам спасся от итальянских жандармов в возе сена. Неудача этой экспедиции сильно подействовала на Бакунина, показав ему невозможность сколько-нибудь успешного действия при помощи неподготовленных и неорганизованных народных масс.
Хотя после разрыва с Нечаевым сам Бакунин не принимал непосредственного участия в русском революционном движении, однако идеи его среди русских революционеров начала 70-х годов получили большое распространение.
Умер Бакунин в Берне, в больнице для чернорабочих, куда он был помещен по его настоянию. В Берне он и похоронен.
В частной жизни Михаил Александрович Бакунин был человеком редкостной доброты, лично, казалось, совершенно неспособным ни к какому акту насилия.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/