Содержание
Введение
Рынки разных типов
Порядок ценообразования
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов
Практическая часть
Заключение
Список литературы
Введение
Все действующие в экономике цены взаимосвязаны и образуют систему, которая находится в постоянном развитии под влиянием множества рыночных факторов. Эта система состоит из отдельных блоков (оптовые, розничные цены и др.), находящихся в тесной взаимозависимости и взаимодействии. В основе взаимосвязи цен, образующих единую систему, лежит принцип «сообщающихся сосудов». Изменение цен в одном из основных блоков данной системы довольно быстро передается «по цепочке» во все другие блоки.
Ведущую роль во всей системе цен играют цены на продукцию базовых отраслей промышленности. К ним относятся топливно-энергетические отрасли (угольная, нефтяная, газовая, электроэнергетика), металлургия. Большое влияние на цены в отраслях легкой и пищевой промышленности оказывает динамика цен на продукцию сельского хозяйства. Различные блоки цен, входящие в единую систему, имеют не только прямые, но и обратные связи. Например, «волна» повышения цен в топливно-энергетическом комплексе через определенное время возвращается в эти отрасли в виде удорожания потребляемых ими материально-технических ресурсов (машин, оборудования, электроэнергии и др.).
Тесная взаимосвязь и взаимозависимость цен, входящих в единую систему, обусловлена в основном двумя важными обстоятельствами:
все цены формируются на единой методологической основе, которой являются законы стоимости, предложения и спроса;
все предприятия (фирмы), производства и отрасли, хозяйственная деятельность которых обслуживается ценами, взаимосвязаны и образуют единый хозяйственный комплекс.
Взаимосвязь взаимозависимость цен в единой системе не только не исключает самостоятельного движения отдельных блоков цен и цен на конкретные товары внутри них, но и предлагает такое движение.
Тесная связь существует между системой цен и экономической средой, в которой они действуют. Эту среду составляют товарное производство, различные формы собственности, конкуренция, т.е. основные элементы рыночной экономики.
Рынки разных типов
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка. Структура рынка – это характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Существуют разнообразные варианты сочетания элементов рыночной структуры, другими словами, возможны разные модели рынка. Обычно выделяют четыре типа рынка: рынок совершенной (чистой) конкуренции, рынок монополистической конкуренции, рынок олигополистической конкуренции, рынок чистой монополии. Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует. Монополистическая конкуренция и олигополия являются характерными для большинства рынков.
Рынок чистой конкуренции характеризуется:
— наличием множества фирм, когда ни одна из них не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, т. к. каждой принадлежит небольшая доля рынка;
— однородностью и взаимозаменяемостью конкурирующих товаров;
— отсутствием ценовых ограничений;
— полной свободой «входа» на рынок и «ухода» с него.
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется наличием на рынке огромного числа фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как, правило, цену не меняет. Зависимость между спросом – обратно пропорциональная, т. е. снижение цены способствует увеличению спроса. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях рынка чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет заметной роли в ценообразовании, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынков чистой конкуренции очень много, сюда следует отнести, кроме сельского хозяйства, международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Таблица 1 - Характерные черты основных моделей рынка
Признаки | Типы рынков | |||
Совершенная (чистая) конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия | |
1. Число фирм | Множество мелких фирм | Много фирм | Несколько крупных фирм | Одна крупнейшая фирма |
2. Тип продукта | Одинаковый | Дифференцированный | Одинаковый или дифференцированный | Уникальный |
3.Условия вступления в рынок | Очень легкие | Сравнительно легкие | Существенные препятствия | Очень трудные |
4. Контроль над ценами | Отсутствует | Ограничен возможностью замены товара | Приоритет ценового лидера | Полный контроль |
5.Неценовая конкуренция | Отсутствует | Играет значительную роль | Является типичной | Является главной, имеет различные формы |
6.Пример | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви | Производство стали, автомобилей и т.д. | Местные предприятия общественного пользования |
2. Рынок монополистической конкуренции. Состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и отличается не только физическими характеристиками, качеством, оформлением, но и потребительским предпочтением. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен.
Примером рынка монополистической конкуренции является производство одежды, безалкогольных напитков, стирального порошка, вычислительной техники, компьютеров. В условиях рынка монополистической конкуренции фирма становится как бы «монополистом» своей марки товара. При этом, благодаря рекламе, некоторые покупатели предпочитают шоколад «Сникерс» вместо шоколада «Бабаевский» или зубную пасту «Колгейт» вместо «Фтородент», так как они считают, что этот товар отличается от своих собратьев лучшим составом, свойствами и т. д.
Рынку монополистической конкуренции присущи черты:
1. Острая конкурентная борьба между фирмами.
2. Дифференциация товаров за счет различий в свойствах, оказании неодинаковых дополнительных услуг.
3. Легкость проникновения на рынок.
Особенность маркетинга в этих условиях состоит в выявлении специфических потребностей покупателей разных сегментов рынка.
В условиях монополистической конкуренции фирма формирует цену, используя определенную стратегию. Наиболее распространенная стратегия – установление цен по географическому принципу, когда фирма реализует продукцию потребителям в различных частях страны по разным ценам.
Стратегия цен «выше номинала» может быть применена при сильно дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы строгого контроля действий конкурентов.
3. Рынок олигополистической конкуренции возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть очень сложно.
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Одно из них – необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей, выплавляющее не менее 2,5 млн. тонн стали и т.д.
Участники рынка олигополистической конкуренции используют неценовые методы конкурентной борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, рекламу, экономический шпионаж.
В условиях рынка олигополистической конкуренции производители могут договариваться о сотрудничестве и заключать соглашение о дележе рынка – «картельное соглашение».
В условиях рынка олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них – координация действий при установлении цен, существующая в двух формах: принятие соглашения о ценах и осуществление «параллельной ценовой политики», координации цен. Координация цен заключается в том, что кампании калькулируют издержки по унифицированным статьям, рассчитывают прибыль и устанавливают цены.
Под действием рыночных факторов цены всех кампаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.
4. На рынке чистой монополии господствует только один продавец, это может быть частная фирма или государственная организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости). Частная фирма- монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Дискриминационные цены существуют в разных формах:
— по группам покупателей – разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам;
— по варианту товара или услуги – разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
— по территории – товар реализуется в разных местах по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
— по времени – цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели, времени суток. Например, оплата междугородних телефонных разговоров в ночное время ниже, чем в дневные часы.
Какие черты отличают монополию от рынка чистой конкуренции?
— единственный продавец – монополист;
— реализуемый продукт уникален, поэтому покупатель вынужден платить установленную монополистом цену (либо отказаться от покупки данного товара или услуги);
— полный контроль монополистов над ценой товара и объемом продаж:
— для потенциальных конкурентов могут быть трудно преодолимые барьеры (ограничение в форме лицензий – т. е. права фирмы на осуществление определенного вида деятельности на данном рынке; товарные знаки – специальные символы данной фирмы).
Пример чистой монополии – система телефонной связи, однако существуют качественные заменители телефонной связи (спутниковая связь). Государство осуществляет комплекс мер по антимонопольному регулированию экономики, т к. монополия способствует ограничению конкуренции. Для предприятий – монополистов установлена необходимость обязательного декларирования предстоящего повышения цен, государственного регулирования цен, обязательного предоставления статистической отчетности по объему производства.
Порядок ценообразования
Ценообразование представляет собой сложный и многоэтапный процесс:
Таблица 2 - Этапы ценообразования
Этапы | Мероприятия | Содержание |
1 | Выбор цели | Существуют три основные цели ценовой политики: обеспечение сбыта, максимизация прибыли, удержание рынка. |
2 | Определение спроса | Различия в подходах к определению спроса обуславливаются типом рынка, чувствительностью покупателей к уровню цены |
3 | Анализ издержек |
Верхний уровень цены определяет спрос, нижний уровень цены зависит от суммы постоянных и переменных издержек. |
4 | Анализ цен конкурентов | Отличительные особенности, достоинства и недостатки товаров конкурентов, цены на них. |
5 | Выбор метода ценообразования |
Возможно установление трех уровней цены: минимального, максимального и оптимально возможного. Используются следующие методы установления цен: методика расчета цены на основе издержек, метод дохода на капитал, расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара, метод установления цен с ориентацией на конкуренцию и др. |
6 | Установление окончательной цены | На основе изучения всех факторов цена должна соответствовать ценовому образу фирмы и ее ценовой политике. |
Рассмотрим более подробно основные этапы ценообразования.
1. Выбор цели. Любая фирма должна определить свою цель при производстве и продаже товара.
Обеспечение сбыта – главная цель фирм, осуществляющих деятельность в условиях жесткой конкуренции, когда на рынке много производителей с аналогичными товарами.
Для достижения поставленной цели используются цены проникновения. Они предназначены для захвата большей доли рынка и способствуют увеличению объема сбыта.
Максимизация прибыли предполагает установление фирмой стабильного дохода, достижение средней нормы прибыли, расчет роста цены и прибыли с ростом капиталовложений, быстрое получение денежных доходов.
Удержание рынка фирма осуществляет тогда, когда хочет сохранить существующее положение на рынке. При этом она следит за ситуацией на рынке, динамикой цен, действиями конкурентов, стремится снизить издержки производства и обращения.
2. Определение спроса. Зависимость между ценой и спросом отражается кривой спроса, которая показывает обратно пропорциональную зависимость. Определяя спрос на свой товар, фирма должна произвести его оценку при разных ценах. На величину спроса влияет потребность в товаре, отсутствие замены, платежеспособность покупателей, покупательские привычки и т. д. Спрос по-разному реагирует на цену. Степень его чувствительности к изменению цены показывает коэффициент эластичности спроса, который при определении спроса необходимо рассчитать.
3. Анализ издержек. Спрос на товар определяет верхний уровень цены, которую может установить фирма. Валовые издержки производства определяют минимальную ее величину. Это важно учитывать при снижении цены. Если цена устанавливается меньше суммы издержек, то появляется угроза понести убытки. Целесообразнее учитывать издержки по нормативам.
4. Анализ цен конкурентов. Каждая фирма должна знать цены на продукцию конкурентов, с этой целью делаются сравнительные покупки. В результате проводится анализ цен товаров и качества. Фирма может использовать полученную информацию как исходную для ценообразования и определения своего места среди конкурентов.
5. Выбор метода ценообразования. Пройдя все этапы, фирма может приступать к определению цены на товар. Оптимально возможная цена должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товаров, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.
Существует несколько методик расчета цены.
а) Наиболее распространенной является методика расчета цены на основе издержек (метод полных издержек), заключающаяся в начислении наценки на себестоимость товара. Преимущество указанного метода определения цены состоит в том, что собственные издержки для фирмы значительно легче определить, чем спрос. Методика их исчисления проста и доступна.
Однако этот метод имеет и недостатки. Во-первых, калькуляция издержек может включать в себя произвольный размер накладных расходов, что делает основу цены недостаточно достоверной. Во-вторых, этот метод определения цены не учитывает спрос, а поэтому имеется опасность недополучения потенциальной прибыли.
б) Метод дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал. Преимущество этого метода заключается в возможности учесть платность финансовых ресурсов.
в) Расчет цены на основе «ощущаемой ценности» товара. При расчете цен по этому методу затратные ориентиры уступают место восприятию товара покупателем. Для усиления ценности продавцом могут быть использованы методы неценового воздействия: предоставления сервисного обслуживания, особые гарантии покупателям.
г) Метод установления цен с ориентацией на конкуренцию. Этот метод применим на рынках чистой и олигополистической конкуренции. При этом цена устанавливается чуть выше (если товар наделен новым свойством) или чуть ниже действующих цен конкурентов. Цена может меняться в зависимости от «жизненного цикла» товара (стадия внедрения, роста, зрелости или спада).
6. Установление окончательной цены. Пройдя все этапы, можно приступать к определению цены на товар. Назначаемая цена должна соответствовать ценовой политики фирмы, необходимо также учитывать реакцию конкурентов на предполагаемую цену, психологическое восприятие цены покупателями.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов по доставке грузов также широко используется в ценообразовании. Цена, кроме издержек производства, включает издержки обращения и, в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. В зависимости от этого экономического признака различают:
Цену ФОБ в месте производства продукции. При установлении этой цены товар передается покупателю в месте его производства со всеми правами на него и ответственностью.
Единые цены с включением расходов по доставке. Этот метод установления предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей независимо от местоположения с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов, которая рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок.
Зональные цены. При этом методе определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны.
Цены, определенные на основе базисного пункта. При этом методе предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию.
Практическая часть
Задача 1
Используя метод балловых оценок, определите свободную розничную цену фотоаппаратов «Зоркий» и «Зенит-М», если для расчета себестоимости одного балла принят фотоаппарат «Зоркий», себестоимость которого 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит-М» - 1,25.
Балловая оценка параметров фотоаппаратов указанных марок:
Марка | Удобство использования | Долговечность | Надежность | Дизайн | Сумма баллов |
«Зоркий» | 24 | 35 | 18 | 13 | 90 |
«Зенит-М» | 26 | 40 | 15 | 14 | 95 |
Уровень рентабельности фотоаппарата «Зоркий» составляет 30% себестоимости; «Зенит-М» - 40% себестоимости; НДС – 20%; торговая надбавка – 15%.
Задача 2
Составьте калькуляцию себестоимости стиральной машины
Определите прибыль завода от реализации этой стиральной машины
Определите свободную розничную цену стиральной машины и составьте ее структуру
Известны:
1. Затраты на производство стиральной машины:
сырье и основные материалы – 1200 руб.,
полуфабрикаты – 150 руб.,
транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов – 132 руб.,
топливо и электроэнергия на технологические цели – 9 руб.,
основная зарплата производственных рабочих – 300 руб.,
дополнительная зарплата производственных рабочих – 15% к основной зарплате производственных рабочих,
отчисления на социальное страхование – 37% всей суммы зарплаты производственных рабочих,
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 162% основной зарплаты производственных рабочих,
цеховые расходы – 142% основной зарплаты производственных рабочих,
общезаводские расходы – 125% основной зарплаты производственных рабочих,
прочие производственные расходы – 62% основной зарплаты производственных рабочих,
внепроизводственные расходы – 0,55% производственной себестоимости.
2. Свободная отпускная цена (с НДС) – 4400 руб.
3. НДС – 20% к свободной отпускной цене (без НДС).
4. Торговая надбавка – 25% к свободной отпускной цене.
Решение 1
Урент. «Зоркий» = 30 * 105 / 100 = 31,5
Урент. «Зенит-М» = 40 * 105 / 100 = 42
Решение 2
А) ЗПд = 15 * 300 / 100 = 45 руб.,
Б) ЗПобщ = 300 + 45 = 345 руб.,
В) Соц.страх = 37 * 345 / 100 = 127,65 руб.,
Г) Робор = 162 * 300 / 100 = 486 руб.,
Д) Рц = 142 * 300 / 100 = 426 руб.,
Е) Робщзав. = 125 * 300 / 100 = 375 руб.,
Ж) Рпр = 62 * 300 / 100 = 186 руб.,
З) Сцех = 1200 + 150 + 132 + 9 + 300 + 45 + 127,65 + 486 + 426 = 2875,65 руб.,
И) Спр = Сц + Робщ + Рпр = 2875,65 + 375 + 186 = 3436,65 руб.,
К) Рвнепр. = 0,55 * 3436,65 / 100 = 18,9 руб.,
Л) Спол = Спр + Рвнепр.= 3436,65 + 18,9 = 3455,55 руб.,
М) НДС = 4400 * 20% = 880 руб.,
Н) П = 4400 – 3455,55 = 944,45 руб.,
О) Торг. Надб. = 4400 * 25% = 1100 руб.,
П) Цсв.розн. = Цсв.отп. + НДС + Торг. Надб = 4400 + 880 + 1100 = 6380 руб.
Структура
Наименование составляющих цены |
Абсолютный показатель |
% |
Цеховая себестоимость | 2875,65 | 45,07 |
Производственная себестоимость | 3536,65 | 55,43 |
Полная себестоимость | 3455,55 | 54,16 |
Свободная отпускная цена | 4400 | 68,96 |
НДС | 880 | 13,79 |
Торговая надбавка | 1100 | 17,24 |
Прибыль | 944,45 | 14,80 |
Свободная розничная цена | 6380 | 100 |
Заключение
В зависимости от экономических признаков все цены в переходный период классифицируются по видам и разновидностям.
В переходный период к рыночной экономике преимущественно будут действовать два вида цен: свободные (рыночные) и регулируемые цены. При этом удельный вес в общей массе производимых и реализуемых товаров может меняться в зависимости от изменений, происходящих в экономике страны.
Наиболее адекватными рыночной экономике, естественно, являются свободные рыночные цены, но государство сохраняет за собой право при необходимости вмешиваться в процессы ценообразования и в зависимости от изменяющихся экономических условий перейти к регулируемым или даже фиксированным ценам. Сфера действия свободных цен с 1 января 1992г. после либерализации цен была резко расширена. На подавляющее большинство товаров в настоящее время действуют свободные цены.
Список литературы
Грузинов В.П., Грибов В.Д. - Экономика предприятия – Учебник.-М.: Финансы и статистика, 2004
Цены и ценообразование: Учебник для вузов / Под ред. И.К. Салимжанова. – М.: ЗАО «Финстатинформ», 2001
Экономика предприятия. Учебник для вузов./Под ред. Сафронова Н.А.-М.:Юристь, 2002
Экономика предприятия. Учебник./Под ред. Волкова О.И. - М.:Инфра-М,2000
Экономика предприятия. Учебник для вузов./Под ред. Горфикеля В.Я., Купрякова Е.М. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ,1996