Как и многие кубофутуристы, Елена (Элеонора) Генриховна Гуро совмещала занятия живописью и литературой. Но в отличие от громких соратников, она не привлекала внимания массовой аудитории. И причина этого не в болезни (белокровие) и ранней смерти, а в своеобразии ее поэзии, прозы и живописи, предполагавшем пристальное, доверительное, сочувственное отношение читателей и зрителей. В. Шершеневич, называя Гуро самой одаренной из современенных русских поэтесс, писал: "Елена Гуро ласковая, нежная. У нее и слова-то какие-то особенные, свои. У всякого другого эти слова пропали бы, измечали, но у стихов Гуро есть особая притягательная сила. Ласковость Гуро сильна, ласковость Гуро -это обратная сила ее дерзости, смелости.
Она чувствует себя матерью всех вещей, всех живых существ: и куклы, и Дон-Кихота, и кота.
Все ее дети изранены, и она тянет к ним свою смелую душу. Елена Гуро -первая поэтесса мать"1.
Пафос материнства пронизывает не только творчество Гуро, но всю ее жизнь. Ею был создан миф о якобы умершем сыне, которого она называла Вильгельм Нотенберг. Его портреты она помещала в своих книгах. В реальность сына Гуро верили даже близкие знакомые, что отразилось в их мемуарах2.
Многие критики не видели в творчестве Гуро, ничего футуристического и считали ее случайной в шумной компании будетлян. Так, К. Чуковский писал: "Ее тема: светлая боль, радость увядания, умирания и нежность до восторженной муки. Ее стихи на смерть единственного сына, такие простые и страшные, невозможно читать без участия .
Ясно, здесь г. Крученых ни при чем. Здесь нечего делать г. Василию Гнедову. Озябшая душа искала крова, и рада была приютиться среди чужих, посторонних. Гуро вся -осанна, молитва, - где же ей шиши и пощечины?"3
Дочь крупного военочальника, Елена Гуро в тринадцать лет поступила в школу Общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, а в 1905 году дебютировала в печати в качестве писательницы и художницы. Ее первую книгу "Шарманка" (СПб., 1909) Д.Бурлюк впоследствии назовет первым литературным выступлением "старших футуристов, вышедших на борьбу за Русскую Литературу"4. Гуро публиковалась в обоих "Садках судей", в третьем выпуске журнала "Союз молодежи" (март 1913), как художница участвовала в нескольких выставках. Дом Гуро и ее мужа М.Матюшина (Песочная, 10) стал своеобразной штаб-квартирой "будетлян", здесь зародились многие их проекты. Вторая выпущенная ею книга -"Осенний сон" (СПб., 1912). Высоко оценивший эту книгу Вяч.Иванов писал о ней: "Тех, кому очень больно жить в наши дни, она, быть может, утешит. Если их внутреннему взгляду удастся уловить на этих почти разрозненных страничках легкую, светлую тень, -она их утешит"5. Задуманный еще при жизни Гуро альманах "Трое" (СПб., 1913), включавший произведения Е.Гуро, А.Крученых и В. Хлебникова и иллюстрированный К.Малевичем, был выпущен посмертно. В предисловии М.Матюшин писал о Гуро: "Душа ее была слишком нежна, чтобы ломать, слишком велика и благостна, чтобы враждовать даже с прошлым, и так прозрачна, что с легкостью проходила через самые уплотненные явления мира, самые грубые наросты установленного со своей тихой свечечкой большого грядущего света. Ее саму, может быть, мало стесняли старые формы, но в молодом напоре "новых" она сразу узнала свое -и не ошиблась. Вся она, как личность, как художник, как писатель, со своими особыми потусторонними путями и в жизни и в искусстве -необычайное, почти непонятное в условиях современности, явление. Вся она, может быть, знак.
Знак, что приблизилось время"6.
Сборник "Небесные верблюжата" (СПб., 1914) как бы подытожил творческий путь Гуро, хотя и не вместил в себя многое созданное ею. В.Брюсов в статье "Год русской поэзии: Апрель 1913 -апрель 1914 г." отметил, что в книге есть "действительно художественные и проникнутые чувством страницы"7. В письме к М.Матюшину Хлебников отзывался о "Небесных верблюжатах": "Эти страницы с суровым сильным слогом, с их Гафизовским признанием жизни особенно хороши дыханием возвышенной мысли и печатью духа"8. Писательский талант Гуро высоко ценили В.Маяковский, А.Блок, А.Ремизов, Л.Шестов.
После смерти Гуро в печати неоднократно высказывалось мнение, что ее имя скоро станет известно широким читательским кругам. Однако эти предположения не оправдались. Не случайно через много лет Р.Якобсон, называя Гуро "выдающейся поэтессой с ценнейшим литературным наследием", сетовал, что это наследие -"доселе неизученное и лишь отчасти изданное"9.
1. Шершеневич В. Поэтессы // Современная женщина.1914. №4. с.74-75.
2. См.например: Лившиц Б. Полутораглазый стрелец: Стихотворения. Переводы. Воспоминания.Л.,1989. С.406-407; Каменский В. Путь энтузиаста // Каменский В. Танго с коровами; Степан Разин; Звучаль Веснеянки; Путь энтузиаста. М., 1990. С.447.
3. Чуковский К. Образцы футуристической литературы // Литературнохудожественные альманахи издательства "Шиповник". СПб.,1914. Кн.22. С.145-146,150.
4. Бурлюк Д. Фрагменты из воспоминаний футуриста. Письма. Стихотворения. СПб.,1994. С.62.
5. Иванов Вяч. Marginalia // Труды и дни. 1912. №4/5. С.45.
6. От издателей // Хлебников В., Крученых А., Гуро Е. Трое. СПб., 1913. С.4.
7. Брюсов В. Год русской поэзии. Апрель 1913 -апрель 1914 г. // Брюсов В. Среди стихов: 1894--1924: Манифесты, статьи, рецензии. М., 1990. С.437.
8. Хлебников В. Неизданные произведения. М.,1940. С.365.
9. Якобсон Р. Вместо послесловия // Харджиев Н., Малевич К., Матюшин М. К истории русского авангарда. Stockholm, 1976. С.188.
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fytyrist.km.ru/