Содержание:
1. Экономический рост 3
2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения 6
3. Государственный долг и его воздействие на развитие экономики 10
Вопрос №1 13
Объясните, какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение.
а) ожидание резкого скачка уровня цен;
б) уменьшение ставки подоходного налога на 10%;
в) увеличение производительности труда.
Вопрос №2 15
Инфляция в 2007 году составила 10,2%. Какими инструментами антиинфляционной политики можно снизить до 7,6%.
Задача 1 16
Совокупный спрос описывается уравнением У=5600-10Р. Потенциальный объем ВНП оценивается в 5500. Определите условия равновесия в краткосрочном и долгосрочном периоде, если под влиянием неценовых факторов совокупный спрос принял вид У=6000-10Р.
Задача 2 17
Экономика характеризуется следующими данными:
Товар | 1-ый год | 2-ой год | ||
Объем | Цена | Объем | Цена | |
Товар А | 30 | 15 | 35 | 18 |
Товар Б | 40 | 12 | 60 | 14 |
Товар В | 25 | 18 | 32 | 20 |
Рассчитать: а) номинальный и реальный ВНП за каждый год; б) индекс цен Ласпейреса, Пааше и Фишера; в) относительные цены товаров А и Б к товару В; г) реальные цены товаров во 2-ом году; д) дефлятор ВНП.
Список использованных источников 19
1. Экономический рост.
Экономический рост – это количественное и качественное совершенствование производства и увеличение национального продукта, способствующее решению проблемы ограниченности ресурсов и повышения уровня жизни.
Экономический рост в стране имеет экономические и социальные последствия, которые могут быть позитивными или негативными. Экономические последствия охватывают стадию производства. Среди них наиболее существенны повышение производительности и интенсивности труда, фондов вооруженности, улучшение качества рабочей силы, совершенствование технологии и организации производства.
Социальные последствия определяются экономическими и охватывают фазы распределения и потребления. К ним относятся рост уровня доходов различных слоев населения, улучшение качества потребления за счет совершенствования количества и структуры национального продукта, что отражается в общем увеличении уровня жизни населения.
В то же время постоянный экономический рост не всегда желателен (особенно это касается стран, уже достигших высокого уровня благосостояния). В частности, индустриализация производства способствует загрязнению окружающей среды, так как в производстве отсутствует полная утилизация отходов. Высокий уровень внедрения технологий в развитых странах приводит к моральному старению профессиональных кадров и необходимости их замены новыми, что обостряет социальные проблемы, ведет к росту безработицы. Проблемы неравенства доходов также не решаются экономическим ростом автоматически, для этого необходимы выработка и проведение в жизнь государством различных социальных программ, а не наращивание масштабов производства и размеров национального продукта.
Мировая экономическая наука выделяет два основных типа экономического роста. При экстенсивном типе экономический рост достигается за счет использования большего количества факторов производства, при сохранении их прежней технической основы. Прирост продукции достигается за счет количественного роста численности работников и за счет увеличения мощности предприятия. Однако выпуск продукции в расчете на одного работника остается прежним.
Интенсивный тип экономического роста характеризуется увеличением масштабов выпуска продукции, который основан на использовании более эффективных и качественно более совершенных факторов производства и технологии, более экономичных ресурсов, повышении квалификации работников. Результатом является не только увеличение объема продукции, но и повышение ее качества.
Интенсивный или экстенсивный типы экономического роста не существуют в чистом виде. Всегда имеет место их сочетание с преобладанием одного. Отнесение экономического роста к тому или иному типу зависит от величины удельного веса прироста производства, полученного за счет качественного или количественного изменения его факторов[1].
В определенный момент экономического развития возможен и отрицательный экономический рост, которому соответствует суженное воспроизводство. Это отражается в сокращении объема национального продукта, ухудшение качества жизни, структуры продукта, замедлении НТП, количественном и качественном ухудшении факторов производства.
Для измерения экономического роста используют данные о ВВП или ВНП, суммирующем всех занятых в экономике доходов. Этот обобщающий показатель дополняется объемом ВВП, ВНП, или национального дохода на душу населения; показателями, связанными с уровнем жизни (расчет потребительских корзин, средняя продолжительность жизни населения).
В последние годы в мировой экономической науке экономический рост рассчитывается как статистическое среднее значение величины ВНП или ВВП, чтобы исключить влияние циклов, а также используется показатель чистого экономического благосостояния. Он корректирует величину продукта путем вычитания некоторых отрицательных факторов, добавления стоимости не рыночной деятельности и оценки досуга.
Кроме уровня жизни качественная сторона экономического роста выражается в уровне квалификации рабочей силы, оптимальном сочетании факторов производства и величины нормы накопления.
Из понятия производственной функции следует, что существуют два источника экономического роста: увеличение количества вводимых ресурсов и возникновение новых, более совершенных методов производства (НПТ).
Способность экономики к росту зависит от ряда факторов, под которыми подразумеваются явления и процессы, определяющие темпы и масштабы долгосрочного увеличения реального объема производства, возможности повышения эффективности и качества роста.
По способу воздействия на экономический рост различают прямые и косвенные факторы. Прямыми считаются факторы, которые делают рост физически возможным. В эту группу входят факторы предложения:
- количество и качество трудовых ресурсов;
- количество и качество природных ресурсов;
- объем основного капитала;
- технология и организация производства;
- уровень развития предпринимательских способностей в обществе.
Косвенные факторы – это условия, позволяющие реализовать имеющиеся у общества возможности к экономическому росту. Такие условия создаются факторами спроса и предложения:
- снижение степени монополизации рынка;
- налоговым климатом в экономике;
- эффективностью кредитно-банковской системы;
- ростом потребительских, инвестиционных и государственных расходов;
- расширение экспортных поставок;
- возможностями перераспределения производственных ресурсов в экономике;
- действующей системой распределения доходов.
Степень воздействия этих факторов на экономику обусловливает тип экономического роста, под которым подразумевается степень воздействия на экономический рост количественных и качественных переменных.
По другой классификации факторы экономического роста подразделяются на следующие две категории:
физические факторы производства;
факторы роста производительности труда.
Интенсивный рост имеет свои особенности и преимущества:
- он осуществляется главным образом вследствие НТП, поэтому предполагает достаточно высокий уровень развития производственных сил, образование и профессиональной подготовки работников;
- дает возможность преодолеть проблему ограниченности ресурсов, поэтому одним из важных источников роста при этом типе становится ресурсосбережение;
- выступает основой роста благосостояния общества.
Кроме того, существуют факторы, способствующие замедлению роста. Это, прежде всего, инфляция, приводящая к росту цен на капитал по отношению к цене на труд. Тогда становится выгодным использовать менее продуктивные трудоемкие технологии. Рост фондовооруженности может привести к ухудшению качества труда, а недостатки организации производства - к количественному уменьшению и ухудшению структуры продукта.
2. Равновесие совокупного спроса и совокупного предложения.
В теории макроэкономического равновесия выделяют два подхода: классический и кейнсианский. Рассмотрим их.
Классическая модель макроэкономического равновесия.
Как и в микроэкономике, равновесие в макроэкономике между уровнем цен и реальным объемом производства определяется точкой пересечения кривых совокупного спроса и совокупного предложения.
Макроэкономическое равновесие предполагает взаимодействие совокупного спроса и совокупного предложения для определения общего уровня цен и валового национального продукта в условиях свободного рынка. Это, в свою очередь, позволит обсудить два наиболее важных вопроса, стоящих как перед обществом в целом, так и перед правительствами стран, имеющих рыночную экономику: инфляцию и безработицу.
Рис.
1 Макроэкономическое
равновесие
Воздействие совокупного спроса АD и совокупного предложения АS показано на графике (рис. 1), где на кривой АS выделены кейнсианский отрезок - I, классический - III и промежуточный - II. В точке пересечения А фирмы нанимают столько рабочей силы, сколько считают необходимым при данной реальной стоимости труда, которая, в свою очередь, зависит от текущего размера заработной платы и существующего уровня цен. Именно поэтому фирмы не испытывают никакого желания отклоняться от А. Рабочие также не имеют стимула отклоняться от точки пересечения, договорившись с работодателями о размере оплаты и условиях труда. Однако не всех рабочих может устраивать подобное положение, особенно тех, которые не могут найти работу, оплачиваемую по существующим ставкам, но они бессильны изменить что-либо в сложившейся ситуации.
Точка равновесия А устраивает рабочих и как потребителей товаров и услуг. При данном уровне цен они могут покупать столько, сколько желают. Это положение распространяется и на фирмы и заграницу: они тратят сколько хотят, приобретая товары и услуги, произведенные внутри страны. Следовательно, ни один экономический субъект не имеет стимула отклоняться от A - точки равновесия, которая определяет одновременно и общий уровень цен, и размеры ВНП.
Что же произойдет, если равновесие будет по какой-либо причине нарушено? Фирмы производят столько товара, сколько считают нужным при существующем уровне цен в В, т.е. они производят меньше товара, чем в А, получая меньшую цену за свою продукцию. Следовательно, в В занято меньше рабочих и выше уровень безработицы.
Так как В на графике ниже кривой совокупного спроса, то отдельные экономические субъекты приобретают меньше товаров и услуг, чем им хотелось бы. (При данном уровне цен они предпочли бы находиться в С.) Таким образом, совокупный спрос превышает совокупное предложение (дефицит) на величину отрезка ВС.
Как будет реагировать экономическая система на данную ситуацию? Производители поднимут цену, причем сами покупатели могут предложить более высокие цены вследствие дефицита. По мере роста цен превышение совокупного спроса над совокупным предложением уравнивается в силу увеличения предложения и уменьшения спроса. Когда разрыв ликвидируется, то уровень цен стабилизируется. Идет процесс автоматической регуляции подобно процессу в микроэкономике.
Подводя итог вышеизложенному анализу, можно сделать вывод, что экономика сама, без вмешательства извне, будет двигаться к точке равновесия, если предложение окажется ниже спроса. Совершенно очевидно, что если экономика будет находиться выше А, "невидимая рука" рынка будет способствовать созданию положения равновесия на национальном рынке.
Сила рыночной экономики заключается в присущих ей механизмах саморегуляции ("невидимая рука", по выражению А. Смита). Если производители видят, что по существующим ценам их товары больше не покупаются, то они сами, по собственной инициативе, используют оба механизма корректировки, т.е. снизят как объем производимой продукции, так и цены на нее. Движущей силой такого поведения является получение прибыли. Если производители не будут реагировать на сигналы рынка, то они неизбежно окажутся вытесненными конкурентами и рискуют потерять свои капиталовложения.
Кейнсианский подход к макроэкономическому равновесию.
Специфика данного подхода заключается в следующем2:
- равновесие национального дохода возможно и в условиях полной занятости;
- жесткость цен;
- сбережения являются функцией дохода, т.е. S=Сo+(1-МРС) х Y, то инвестиции и сбережения определяются разными факторами. Если вспомнить, что произведенный национальный доход определяется как Y=С+S, а используемый НД-Y=С+I, то тогда С+I=С+S, и можно записать, что I(r)=S(Y), где r - рыночная норма процента.
Данное равенство и является условием макроэкономического равновесия.
Наряду с классической моделью равенства совокупного спроса и совокупного предложения можно вывести вариант равновесия в модели "доходы-расходы", называемую еще "кейнсианский крест" (рис. 2).
Точка Е0 на рис. 2 показывает такое положение равновесия национальной экономики, когда НД равен потребительским расходам, а S=0, т.е. ситуация стагнирующей экономики. При добавлении частных инвестиций (Y=С+I), а затем и государственных расходов (Y=С+I+0) национальная экономика будет стремиться к состоянию полной занятости (Р).
Данное состояние может наступить и под воздействием эффекта мультипликатора.
Рис. 2 Кейнсианский крест
Следует отметить, что увеличение предельной склонности к сбережению при увеличении уровня НД не всегда благоприятно отражается на состоянии национальной экономики. В условиях стагнирующей экономики (т.е. в период застоя всей экономической деятельности) в сочетании с неполной занятостью сокращение потребления приведет к затовариванию и снижению национального дохода, т.е. проявляется "парадокс бережливости".
Графически нарушение макроравновесия будет иметь вид, отображенный на рис. 3.
Рис. 3 Нарушений макроравновесия
В положении Y1 при АD>АS в условиях полной занятости происходит инфляционный разрыв, т.е. I>S, следовательно, недостаток сбережений понизит уровень инвестиций, в результате чего снижается производство, которое при растущем спросе усиливает инфляцию.
В положении Y2 при АS>АD в условиях полной занятости происходит дефляционный разрыв, т.е. S>I. Данную ситуацию характеризует рост производства при низком текущем спросе, что приводит национальную экономику в состояние спада.
Макроэкономическое равновесие возможно Ep, при HД=Yр, где АS=АD и I=S.
Свойства макроэкономического равновесия:
1. Инфляция всегда является следствием превышения совокупного спроса над совокупным предложением, так как при отсутствии превышения совокупного спроса нет основания для роста цен. Хотя превышение совокупного спроса может происходить по различным причинам, в том числе и вследствие дефицита госбюджета и денежной экспансии
2. Макроэкономическое равновесие не гарантирует полной занятости.
3. В состоянии макроэкономического равновесия объем импорта может превышать объем экспорта, следовательно, государство накапливает внешний долг. В противоположной ситуации увеличиваются валютные запасы.
4. В условиях макроэкономического равновесия правительство несет расходы по предоставлению общественных товаров и услуг своим гражданам. Если государственные затраты превышают поступление от налогов, дефицит финансируется или за счет внешних займов, или за счет дополнительной эмиссии денег.
3. Государственный долг и его воздействие на развитие экономики.
В том случае, когда расходы по размеру равны доходам, имеет место баланс бюджета. Превышение доходов над расходами образует бюджетный излишек, который идет на покрытие государственного долга. Такой излишек, как правило, существовал в бюджетах государств в эпоху свободной конкуренции, что создавало устойчивость государственных финансов и денежного обращения. В современных условиях бюджеты большинства западных государств сводятся с дефицитом, т.е. превышением расходов бюджета над его доходами.
Дефицит государственного бюджета – явление неоднозначное. Четкого ответа на вопрос, является ли подобный дефицит злом, нет. Более того, представители кейнсианской школы утверждают, что умеренный бюджетный дефицит - это благо, поскольку он дает возможность увеличивать совокупный спрос путем дефицитного финансирования государственных расходов. В целом же для ответа на вопрос о желательности или нежелательности бюджетного дефицита для общества следует решить по крайней мере две проблемы:
1) определить, порожден ли дефицит спадом или является следствием финансовой политики государства;
2) выяснить, уменьшает дефицит частные инвестиции или поощряет их.
Чтобы ответить на первый вопрос, мы должны ввести новые понятия: циклический и структурный дефициты. Циклический дефицит – это дефицит бюджета, являющийся результатом циклического падения производства, структурный – это дефицит, возникающий в результате сознательно принимаемых правительством мер по увеличению государственных расходов и снижению налогов с целью предотвращения спадов. В первом случае дефицит - это, скорее, зло, поскольку он является продуктом экономических неурядиц и свидетельствует о недоиспользовании производственных возможностей общества. Структурный дефицит, если он является продуктом здравой государственной политики по стабилизации экономики, может оказать существенную помощь в недопущении резких колебаний экономической конъюнктуры.
Вторая проблема связана с так называемым "эффектом вытеснения" частных инвестиций. "Эффект вытеснения" связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами являются эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов при определенных условиях вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. Однако "эффект вытеснения" становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости и ограниченности ресурсов. А вот в экономике с недоиспользованными ресурсами подобная политика в сочетании с соответствующей денежной политикой скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.
Еще одна проблема, порождаемая бюджетным дефицитом - это проблема государственного долга. Государственный долг - это сумма непогашенных дефицитов госбюджетов, накопленная за все время существования страны.
Экономические последствия государственного долга можно свести к следующим четырем моментам[3]:
- необходимость обслуживать внешний долг, что при крупном его объеме означает существенное сокращение возможностей потребления для населения данной страны;
- долг приводит, в определенной мере, к вытеснению частного капитала, что может ограничить дальнейший рост экономики;
- увеличение налогов для оплаты растущего государственного долга выступает в качестве антистимула экономической активности;
- перераспределение дохода в пользу держателей государственных облигаций.
Непосредственным результатом роста государственного долга является организация системы управления этим долгом. Под управлением государственным долгом понимается совокупность действий государства, связанных с изучением конъюнктуры на рынке ссудных капиталов, выпуском новых займов и выработкой их условий с выплатой процентов по ранее выпущенным займам, проведением конверсий и консолидации займов, проведением мероприятий по определению ставок процента по государственному кредиту, а также погашением ранее выпущенных займов, срок действия которых истек.
Государственные займы размещаются обычно двумя способами: в порядке подписки или при посредничестве банков (наиболее распространенный способ). Основными подписчиками по государственным займам выступают правительственные учреждения, коммерческие банки, страховые компании, промышленные корпорации, частные инвесторы, местные органы власти.
Погашение государственных займов и выплата процентов производятся либо из бюджетных средств, либо путем рефинансирования, т. е. выпуска новых займов для того, чтобы рассчитаться с держателями облигаций старого займа.
Государство вправе уточнять первоначальные условия займа. Изменение этих условий, касающихся доходности, называется конверсией. Изменения условий займа, касающиеся его сроков, называются консолидацией государственного долга (превращение краткосрочных облигаций в долго- и среднесрочные).
Итак, крупные бюджетные дефициты и порожденный ими государственный долг, хотя и не смертельны для экономики, тем не менее могут породить ряд серьезных проблем. Поэтому правительства большинства западных стран перешли в настоящее время от политики дефицитного финансирования (финансового накачивания экономики за счет бюджетного дефицита) к бюджетной политике, основанной на неоклассической теории. Исходя из того, что государство использует национальный доход менее эффективно, чем частный сектор, масштабы его перераспределения через бюджет должны уменьшаться, значительно сокращаются темпы роста доходов и расходов бюджетов. Новая бюджетная политика нашла выражение прежде всего в изменениях в доходной части государственных бюджетов. Если кейнсианцы уделяли большое внимание стимулированию инвестиций за счет роста расходов как частных, так и государственных, то концепция предложения делает ставку на увеличение накопления, рост производства и расширение инвестиций. Поэтому особый акцент делается на сбережения, поиск стимулов для их роста. Один из путей - снижение прямых налогов, переход от прогрессивного налогообложения к пропорциональному или уменьшение степени прогрессивности налогового обложения. Именно в этом плане были проведены налоговые реформы во многих странах.
Одно из средств, стимулирующих рост сбережений, - переход от подоходного налога к налогам на потребление, которые охватывают лишь часть дохода, идущего на потребление, а доход, используемый для сбережений, остается без обложения.
Новая бюджетная политика основательно затронула и расходную часть бюджета, значительно сократив государственные расходы. Это сокращение почти целиком проводилось за счет экономических, и прежде всего социальных, ассигнований.
Вопрос №1.
Объясните, какое влияние окажут следующие факторы на совокупный спрос и совокупное предложение.
а) ожидание резкого скачка уровня цен;
б) уменьшение ставки подоходного налога на 10%;
в) увеличение производительности труда.
Решение:
а) Ожидание резкого скачка уровня цен.
В макроэконромике существует обратная зависимость между уровнем цен и величиной совокупного спроса. Это обстоятельство объясняется действием следующих эффектов:
- эффект богатства;
- эффект процентной ставки;
- эффект импортных закупок.
Эффект богатства состоит в том, что при повышении уровня цен снижается реальная стоимость активов общества (богатства), то есть снижается их покупательная способность. Эффект процентной ставки означает, что при повышении уровня цен повышается процентная ставка, что ведёт к сокращению объема инвестиционных расходов, являющихся частью совокупного спроса. Эффект импортных закупок состоит в том, что при повышении уровня цен в экономике сокращается чистый экспорт, являющийся частью совокупного спроса.
На величину совокупного спроса влияет множество других, неценовых факторов совокупного спроса. Это факторы, влияющие на величину потребительских расходов, инвестиционных расходов, государственных расходов и чистый экспорт.
Однако, в нашем случае, т.к. скачка уровня цен еще не произошло, на величину совокупного спроса будет влиять такой неценовой фактор, как величина потребительских расходов. Потребительские расходы могут изменяться в результате определённых ожиданий потребителей. Таким образом, в связи с ожидаемым резким скачком цен резко увеличиваются потребительские расходы населения. Это приводит к росту совокупного спроса, что означает сдвиг кривой совокупного спроса вправо.
б) Уменьшение ставки подоходного налога на 10%.
Как и в предыдущем случае, на величину совокупного спроса будет влиять такой неценовой фактор, как величина потребительских расходов. Уменьшение ставки подоходного налога приведет к увеличению реальных доходов населения и росту потребительских расходов. В данном случае это приводит к увеличению совокупного спроса (сдвиг кривой совокупного спроса вправо).
В) Увеличение производительности труда.
Производительность труда – это важнейший фактор, влияющий на издержки производства, а значит и на величину совокупного предложения. Повышение производительности труда происходит в результате более высокой квалификации работников, лучшей организации производства, внедрения новой технологии, лучшего использования имеющихся средств производства. При повышении производительности труда сокращаются издержки производства, что ведёт к увеличению прибыли предприятий и увеличению стимулов к расширению масштабов производства. В конечном итоге совокупное предложение увеличивается под воздействием роста производительности труда (сдвиг кривой совокупного предложения вправо)
Вопрос №2.
Инфляция в 2007 году составила 10,2%. Какими инструментами антиинфляционной политики можно снизить до 7,6%.
Решение:
Антиинфляционная политика государства включает как активные, так и адаптационные меры.
При активной политике используются денежные (монетарные) рычаги, способствующие сдерживанию и прекращению инфляции:
контроль за денежной эмиссией,
недопущение эмиссионного финансирования государственного бюджета,
осуществление текущего контроля денежной массы путем проведения операций на открытом рынке,
пресечение обращения денежных суррогатов,
проведение денежной реформы.
При адаптационной политике применяются меры по приспособлению к условиям инфляции, смягчению ее отрицательных последствий.
Так, сократить влияние инфляции спроса государство пытается путем сдерживания совокупного опроса, в том числе:
уменьшения государственных расходов;
увеличения налогов;
сокращения дефицита государственного бюджет;
перехода к жесткой кредитно-денежной политике и стабилизации валютного курса (финансируя его).
Меры против инфляции издержек в рамках адаптационной политики направлены на сдерживание роста факторных доходов и цен путем:
индексации фиксированных доходов - зарплаты, стипендий, пособий, пенсий;
регулирования политики крупнейших компаний и естественных монополистов;
стимулирования производства.
Индексация - это изменение денежных выплат в соответствии с темпами инфляции. Она распространяется на получателей фиксированных доходов (то есть тех, кто больше всех теряет от инфляции). Опасаясь социальных конфликтов, власти обычно избегают принимать меры по замораживанию заработной платы. Для снижения цен помимо мер контроля над их ростом используется также стимулирование производства и повышение его эффективности, с одной стороны, и усиление рыночной конкуренции, с другой. К мерам адаптационной политики относятся и меры согласительного характера с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и зарплаты.
Таким образом, используя перечисленные инструменты антиинфляционной политики можно снизить объем инфляции.
Задача 1.
Совокупный спрос описывается уравнением У=5600-10Р. Потенциальный объем ВНП оценивается в 5500. Определите условия равновесия в краткосрочном и долгосрочном периоде, если под влиянием неценовых факторов совокупный спрос принял вид У=6000-10Р.
Решение:
В краткосрочном периоде равновесие описывается уравнением:
ВНП = 5500 у.е.
P=10 у.е.
Под влиянием неценовых факторов в долгосрочном периоде спрос изменяется. Равновесие описывается уравнением:
Р = const = 10 у.е.
Определим равновесный уровень ВНП в долгосрочном периоде:
ВНП = 6000-(5600-5500)=5900 у.е.
Ответ: Условия равновесия
• в краткосрочном периоде: ВНП = 5500 у.е., Р = 10 у.е.
• в долгосрочном периоде: ВНП = 5900 у.е., Р = 10 у.е.
Задача 2.
Экономика характеризуется следующими данными:
Товар | 1-ый год | 2-ой год | ||
Объем | Цена | Объем | Цена | |
Товар А | 30 | 15 | 35 | 18 |
Товар Б | 40 | 12 | 60 | 14 |
Товар В | 25 | 18 | 32 | 20 |
Рассчитать: а) номинальный и реальный ВНП за каждый год; б) индекс цен Ласпейреса, Пааше и Фишера; в) относительные цены товаров А и Б к товару В; г) реальные цены товаров во 2-ом году; д) дефлятор ВНП.
Решение:
Номинальный ВНП подразумевает сумму годовой конечной продукции, измеренную в текущих ценах. Чтобы можно было сравнить стоимость продукции разных лет, необходимо сделать поправку на уровень инфляции, то есть скорректировать номинальные цены на величину инфляции. Для этого используется индекс цен, или дефлятор ВНП. Он позволяет перейти от номинального ВНП к реальному. Реальный ВНП рассчитывается следующим образом:
Индекс цен можно рассчитать путем сопоставления цен текущего года с ценами базисного года. Текущим годом будет анализируемый год, а базисным тот, с которым мы проводим сравнение
Номинальный ВНП в 1-й год составит:
ВНПн1=30*15+40*12+25*18=1380
Номинальный ВНП во 2-й год составит:
ВНПн2=35*18+60*14+32*20=2110
Индекс цен составит:
Реальный ВНП составит:
ВНПр=ВНПн2/Iц=2110/1,16=1819
Индекс Ласпейреса отражает ценовую динамику стабильной потребительской корзины (набора чаще всего потребляемых товаров и услуг в стране):
Данный индекс не позволяет учесть изменение структуры потребления товаров и услуг текущего года по сравнению с базисным, что ведет к завышению показателя стоимости жизни.
Индекс Пааше выражает ценовую динамику изменяющейся потребительской корзины:
Этот индекс не позволяет учесть изменение структуры потребления товаров и услуг базисного года в сравнении с текущим, что ведет к занижению показателя стоимости жизни.
Решить проблему относительно точной оценки индекса потребительских цен можно с помощью индекса Фишера, который усредняет два вышеприведенных индекса.
PL - индекс Ласиейреса, а РP - индекс Пааше.
Индекс Ласпейреса составит:
Индекс Пааше составит:
Индекса Фишера составит:
Относительные цены товаров А и Б к товару В в 1-й год:
Относительные цены товаров А и Б к товару В в 1-й год:
Определим реальные цены товаров во 2-ом году:
Товар А: РА*Iц=15*1,16=17,4
Товар Б: РБ*Iц=12*1,16=13,92
Товар В: РВ*Iц=18*1,16=20,88
Определим дефлятор ВНП. Соотношение номинального ВВП и реального, умноженное на 100%, называется дефлятором ВВП:
Д=ВВПн2/ВВПр*100%=2110/1819*100%=116%
Список использованных источников.
Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. – М.: ДИС, 1997
Борисова Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт-М, 2000
Введение в рыночную экономику. / Под ред. А.Я. Лившица. – М.: Высшая школа, 2002
Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. – С-Пб: Экономическая школа, 1994
Добрынин А. И. Экономическая теория. – М.: Инфра-М, 1999
Долан Э.Дж., Линдсей Д.Е. Макроэкономика. – С-Пб.: Литера плюс, 1994
Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Инфра-М, 1997
Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002
Курс экономической теории: Учебное пособие. / Под ред. А.Н. Тура, М.И. Плотницкий. – Мн.: Мисанте, 1998
Курс экономической теории. Учебник. / Под ред. М.Н. Чепурина, Е.А.Киселевой. – Мн., 1998
Макроэкономика. Социально-ориентированный подход. Учебник. – Мн.: «ИВЦ Минфина», 2005
Экономическая теория. / Под ред. В.Д. Камаева. – 7-е изд., перераб. и доп. – М.: ВЛАДОС, 2002
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. А.И. Добрынина – М.: Литера, 2000
Экономическая теория. Учебник. / Под ред. И.П. Николаева. – М.: Проспект, 1999
1 Ивашковский С.Н. Макроэкономика. – М.: Дело, 2002, стр. 92
2 Гальперин В.М., Гребенников П.И. Макроэкономика. – С-Пб: Экономическая школа, 1994, стр. 127
3 Борисова Е.Ф. Экономическая теория. Учебник. – М.: Юрайт-М, 2000, стр. 294