Введение
С 1 ноября 2009 года расчеты наличными денежными средствами в нашей стране производятся по новым правилам, определенным постановлениями Правления Национального банка Республики Беларусь от 21.09.2009 № 154 «О внесении изменений в Инструкцию о порядке проведения операций и расчетов наличными денежными средствами в белорусских рублях на территории Республики Беларусь» (далее - постановление № 154 и Инструкция соответственно) и № 155 «О внесении изменений в Правила организации наличного денежного обращения в Республике Беларусь» (далее - постановление № 155 и Правила соответственно). Рассмотрим основные положения документов на конкретных примерах.
Вопрос: Для установления порядка и сроков сдачи выручки, размеров расходования наличных денег из выручки юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс юридическим лицам, подразделениям в обслуживающий банк представляется заявка по форме согласно приложению 1 к Правилам. Мы собираемся открыть предприятие в сельской местности и, соответственно, заключить договор текущего (расчетного) банковского счета. В какие сроки мы обязаны направить в банк указанную заявку?
Ответ: В соответствии с ч. 3 п. 6 Правил при открытии текущего (расчетного) банковского счета юридическому лицу, предпринимателю, частному нотариусу обслуживающий банк определяет срок подачи заявки по форме согласно приложению 1 к Правилам (в редакции постановления № 155) в договоре текущего (расчетного) банковского счета, в последующем - в решении обслуживающего банка на основании представленной ранее заявки. Таким образом, в рассматриваемом случае срок подачи заявки будет определен в договоре текущего (расчетного) банковского счета.
Вопрос: Наше предприятие имеет несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках. Просим разъяснить, какой из банков должен установить нам лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, а также то, какой порядок контроля действует сейчас в этой части?
Ответ: Согласно п. 7 Правил юридическим лицам, предпринимателям, имеющим несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки устанавливаются любым из обслуживающих банков по выбору по решению юридического лица, предпринимателя.
Отметим, что из Правил исключены нормы, согласно которым:
разрешение на проведение расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами дает банк, устанавливающий лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки. Таким образом, с 01.11.2009 не допускается проведение наличных расчетов из выручки на указанные цели. В то же время законодательством установлены некоторые исключения из этого правила (см. ниже);
юридические лица, предприниматели обязаны направить всем остальным банкам, в которых открыты текущие (расчетные) банковские счета, копию заявки, согласно которой установлены лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи выручки, размер расходования наличных денег из выручки, копию разрешения на расчеты наличными деньгами между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами.
Также следует обратить внимание, что выручка может сдаваться с зачислением на любой из текущих (расчетных) банковских счетов, открытых для указанных юридических лиц, предпринимателей. При этом допускается получение юридическими лицами, предпринимателями, имеющими несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, наличных денег в любом из банков, в которых открыты их текущие (расчетные) банковские счета. В свою очередь, учет юридических лиц, предпринимателей, имеющих несколько текущих (расчетных) банковских счетов в разных банках, которым установлен ежедневный срок сдачи выручки, и осуществление контроля за своевременностью и полнотой сдачи выручки указанными юридическими лицами, предпринимателями ведется в банке, установившем лимит остатка кассы, порядок и сроки сдачи наличных денег, размер расходования наличных денег из выручки. Учет ведется на основании информации, полученной от юридических лиц, предпринимателей в произвольной форме с указанием причин снижения объемов или непоступления выручки в отдельные дни и принятых банком мер реагирования.
Вопрос: Как известно, в настоящее время расчеты наличными денежными средствами из выручки в ряде случаев запрещены. В связи с этим прошу разъяснить, можно ли осуществлять возврат денежных средств за проданный некачественный товар физическому лицу (физическому лицу как представителю предприятия)?
Ответ: В соответствии с п. 15 Правил разрешения обслуживающего банка на расходование наличных денег из выручки не требуется:
юридическим лицам, обособленным подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплате сумм, соответствующих 1,5 размера бюджета прожиточного минимума для трудоспособного населения, скорректированного в период между утверждениями его размеров на индекс потребительских цен на каждого работника с учетом коэффициентов повышения тарифных ставок рабочих в установленном порядке, исходя из списочной численности работников, и размеру оплаты отпусков, выходных пособий, алиментов, пособий по государственному социальному страхованию (при представлении в банк документов, предусмотренных законодательством);
юридическим лицам, обособленным подразделениям - при выплате наличных денег физическим лицам, не осуществляющим предпринимательскую деятельность, за закупаемую в соответствии с законодательством сельскохозяйственную и дикорастущую продукцию, вторичное сырье, возвратную стеклотару;
предпринимателям - при использовании наличных денег на расчеты между юридическими лицами, предпринимателями;
юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при использовании наличных денег для осуществления платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
предпринимателям независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность только с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем, билетопечатающих машин, таксометров и имеющим в течение календарного года ежемесячный размер выручки, поступившей наличными деньгами, не более 500 базовых величин;
юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам - при выплатах физическим лицам в соответствии с законодательством о защите прав потребителей;
комиссионным магазинам на выплату физическим лицам - комитентам.
Также разрешение обслуживающего банка не требуется юридическим лицам, подразделениям, предпринимателям, частным нотариусам при использовании возврата наличных денег, ранее выданных на оплату труда, командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, на данные цели.
Таким образом, допускается возможность осуществлять возврат денежных средств за проданный некачественный товар физическому лицу без получения на то разрешения обслуживающего банка на расходование наличных денег. В то же время согласно ст. 2 Закона Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» распространяется на отношения между потребителями и изготовителями, продавцами, поставщиками, представителями, исполнителями, ремонтными организациями, возникающие из договоров розничной куплипродажи, подряда, аренды, страхования, хранения, энергоснабжения, комиссии, перевозки пассажира и его багажа, груза, возмездного оказания услуг и иных подобных договоров. Под потребителем понимает ся физическое лицо, имеющее намерение заказать или приобрести либо заказывающее, приобретающее товар (работу, услугу) или использующее товар (результат работы, услугу) исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности.
Исходя из вышеизложенного осуществлять возврат денежных средств за проданный некачественный товар физическому лицу - представителю предприятия нельзя, так как взаимоотношения между юридическими лицами не регулируются законодательством о защите прав потребителей.
Вопрос: Какую сумму можно получить наличными денежными средствами для расчетов между юридическими лицами?
Ответ: Согласно п. 30 Правил выдача наличных денег из касс банков на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится в размере не более 300 базовых величин в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам каждому юридическому лицу, обособленному подразделению, подразделению, предпринимателю.
Ввиду того что предприниматели вправе использовать выручку на расчеты между юридическими лицами, предпринимателями, то, соответственно, выдача наличных денег из касс банков предпринимателям на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями проводится за вычетом суммы, использованной на эти цели из выручки.
Вопрос: Как известно, в ряде случаев Правилами допускается выдача наличных денег из касс банков на расчеты между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями. Какие операции следует включать в величину «расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, включая нерезидентов»?
Ответ: Согласно п. 6 Инструкции в фактический размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, предпринимателями включаются:
суммы всех проведенных юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями операций по приему наличных денег от других юридических лиц, подразделений, предпринимателей и по расчетам наличными деньгами с другими юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями;
суммы личных денежных средств физических лиц, использованные в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми они состоят в трудовых отношениях, в наличной форме, а также суммы денежных средств, полученные физическими лицами (в том числе предпринимателями и их работниками) в наличной форме с использованием корпоративных или личных карточек, иных платежных инструментов и средств платежа, использованные указанными физическими лицами для расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием личных карточек, электронных денег, иных средств платежа и платежных инструментов посредством проведения безналичных расчетов в интересах юридических лиц, подразделений, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
суммы личных денежных средств физических лиц, израсходованные ими с использованием электронных денег посредством проведения безналичных расчетов в интересах предпринимателей, с которыми данные физические лица состоят в трудовых отношениях;
суммы, израсходованные юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями на оплату товаров, работ, услуг, аренды путем осуществления переводов без открытия указанными юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями текущих (расчетных) счетов в банке - отправителе средств.
При этом суммы использованных личных денежных средств физических лиц включаются в фактический размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями по дате фактического расходования личных денежных средств физическими лицами (фактической дате совершения физическим лицом операции оплаты в интересах юридического лица, подразделения, предпринимателя, с которыми данное физическое лицо состоит в трудовых отношениях). Даты составления отчета об израсходованных суммах, отражения операции оплаты по счету физического лица при использовании им различных платежных инструментов, фактического возмещения физическому лицу использованных им личных денежных средств не учитываются.
В фактический размер расчетов между юридическими лицами, их обособленными подразделениями, предпринимателями наличными деньгами не включаются:
суммы личных денежных средств, израсходованные предпринимателем или его работниками с использованием личных карточек для проведения безналичных расчетов с юридическими лицами, подразделениями, предпринимателями в интересах данного предпринимателя и в последующем возмещенные физическим лицам путем выдачи наличных денег или в безналичной форме в соответствии с законодательством;
суммы денежных средств, полученные банками и Национальным банком Республики Беларусь за услуги, оказанные юридическим лицам, предпринимателям, открытие текущих (расчетных) банковских счетов, погашение (возврат) кредита, уплату процентов и плату за пользование кредитом наличными деньгами;
суммы личных денежных средств физических лиц, использованные для оформления безработными документов на занятие предпринимательской деятельностью, приобретения педагогическими работниками методической литературы, совершения платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды, а также проведения других расчетов, предусмотренных законодательством (например, командировочные расходы).
Вопрос: Исходя из п. 14 Инструкции срок сдачи наличных денег считается ежедневным, лимит остатка кассы - нулевым (за исключением лиц, которым лимит остатка кассы не устанавливается). При этом не сданные в банк наличные деньги считаются сверхлимитными для клиентов банка. Поясните, как быть в том случае, если получена выручка после сдачи денег в службу инкассации?
Ответ: Согласно п. 15 Инструкции наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) после заезда работников службы инкассации, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае наличия документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день обслуживающего банка либо организации Министерства связи и информатизации Республики Беларусь. В этом случае учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи в обслуживающий банк, в организацию Министерства. Таким образом, если выручка принимается с использованием кассового суммирующего аппарата, в котором отражается время реализации товара, то в рассматриваемой ситуации нет факта нарушения законодательства.
Вопрос: Согласно п. 19 Инструкции юридические лица, подразделения, предприниматели, открывшие текущий (расчетный) банковский счет, частные нотариусы по разрешению обслуживающего банка могут использовать выручку на цели, установленные законодательством, при отсутствии претензий к текущему (расчетному) банковскому счету либо при наличии в картотеке расчетных документов, оплата которых относится только к третьей группе очередности платежей, за исключением случаев, установленных законодательством. Как будут проводиться платежи в четвертую очередь?
Ответ: Последовательность проведения расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями определена Порядком расчетов между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями в Республике Беларусь, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 29.06.2000 № 359 (в редакции Указа от 15.04.2009 № 194). Данный документ предусматривает проведение платежей только в три очереди. При этом к третьей очереди с 01.01.2010 будут относиться платежи, которые в настоящее время проводятся в четвертую очередь.*
Вопрос: В кассу организации возвращены наличные деньги, ранее выданные на командировочные расходы. Можно ли использовать полученную наличку для выплаты командировочных расходов без получения разрешения обслуживающего банка?
Ответ: В соответствии с п. 2 Инструкции выручка - все наличные деньги, поступившие в кассу юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса (за исключением наличных денег, полученных по чеку в обслуживающем банке, и возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, на расчеты, осуществляемые между юридическими лицами, предпринимателями, частными нотариусами, выплаты, входящие в состав фонда зарплаты).
Использование возврата наличных денег, ранее выданных на командировочные расходы, вновь на данные расходы без разрешения обслуживающего банка разрешается.
В заключение отметим, что постановлением № 154 п. 62 Инструкции дополнен ч. 2 следующего содержания: «Юридические лица, подразделения, индивидуальные предприниматели, частные нотариусы обязаны принять меры по обеспечению сохранности транспортируемых крупных сумм (в тысячу и более раз превышающих размер базовой величины) самостоятельно либо совместно со службами инкассации банков, специализированными подразделениями Министерства внутренних дел Республики Беларусь, с иными организациями в соответствии с законодательством и заключенными договорами».
Напомним, охрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества) в соответствии с п. 5 Положения о лицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических и физических лиц, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003 № 1360, является лицензируемым видом деятельности.
Кроме того, ч. 3 п. 67 Инструкции в новой редакции теперь запрещает руководителям, бухгалтерам, работникам юридического лица, подразделения, предпринимателя, частного нотариуса, пользующимся правом подписи кассовых документов, исполнять обязанности кассира, кроме случаев, когда в штате нет другого лица, на которое можно возложить обязанности кассира. Возможность возложения обязанностей кассира на отдельных работников определяется юридическим лицом, подразделением, предпринимателем, частным нотариусом самостоятельно.
Список использованных источников
Конституция Республики Беларусь 1994 года. Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996г. и 17 октября 2004г.) Минск «Беларусь» 2004г.
Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. Принят Палатой представителей 28 октября 1998 года. Одобрен Советом Республики 19 ноября 1998 года.. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
Закон Республики Беларусь от 19 января 1993 г. № 2103-XII «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 156-З «Об объектах, находящихся только в собственности государства». Принят Палатой представителей 9 апреля 1998 года. Одобрен Советом Республики 17 апреля 1998 года. ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
Декрет Президента Республики Беларусь от 20 марта 1998 г. № 3 «О разгосударствлении и приватизации государственной собственности в Республике Беларусь». ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
Указ Президента Республики Беларусь от 13 февраля 2003 г. № 70 «О реализации принадлежащих Республике Беларусь акций открытых акционерных обществ» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 19.02.2003, № 20, рег. № 1/4401 от 14.02.2003). ЮРИДИЧЕСКАЯ БАЗА «ЮСИАС».
Постановление Верховного Совета Республики Беларусь от 16 июня 1993 г. № 2421 «О государственной программе приватизации» (Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь, 1993 г., № 26, ст.329). ЮРИДИЧЕСКАЯ СПРАВОЧНО-ИНФОРМАЦИОННАЯ АВТОМАТИЗИРОВАННАЯ СИСТЕМА «ЮСИАС» - 2009г.
Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь: В 2 книгах. Книга 1. / Отв. ред. В.Ф. Чигир. - Мн.: Амалфея, 1999. - 624с.
Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / В.В. Авдеев, А.В. Ананько, Н.Л. Бондаренко и др.; Под общей редакцией В.А. Витушко, Р.И. Филипчик. – Мн.: Книжный дом, 2004. – 832с.
Хозяйственное право Республики Беларусь: Практическое пособие / С.С. Вабищевич. – Мн.: Молодежное науч. об-во, 2002. – 398с.
Хозяйственное право Республики Беларусь. Общая часть. Практ. пособие – Мн.: «МНО», 2001. – 318с.