ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ
Промышленная политика: сущность, типы, проблемы
Промышленная политика – целенаправленная деятельность государства в лице его представительной и исполнительной ветвей власти по развитию приоритетных отраслей промышленности, базирующихся на достижениях фундаментальной и прикладной науки, где у страны имеется неоспоримый конкурентный приоритет [9].
Промышленная политика зиждется на структурной, научно-технической и инновационной политике. Разнообразные направления промышленной политики обеспечивают защиту и создают ресурсы для определенных отраслей промышленности, с тем чтобы они в конечном итоге могли стать конкурентоспособными на международном рынке. Цель промышленной политики и ее составляющих состоит в том, чтобы обеспечить экономическое и социальное процветание страны и ее населения не на базе экспорта природных ресурсов, а на базе производства товаров и услуг, использующего новейшие современные технологии.
Часто отождествляют промышленную и структурную политику. Это неправильное отождествление. Структурная политика – часть промышленной политики, которая имеет дело с изменениями соотношения между отраслями, сворачиванием старых и поощрением новых отраслей.
В послевоенный период промышленная политика прочно вошла в арсенал методов государственного регулирования. Она стала активно применяться в некоторых странах уже в ходе послевоенного восстановления народного хозяйства. Например, в Германии и Японии отличительными чертами послевоенного восстановления были прямое регулирование базовых отраслей государством, восстановление инфраструктуры исключительно за счет государственных средств, внебюджетные государственные фонды поддержки базовых отраслей, государственная поддержка развития банковского сектора и фондового рынка, государственные закупки высокотехнологичных товаров. Следует упомянуть активное антимонопольное регулирование в Японии, которое явилось наиболее характерной особенностью послевоенного восстановления экономики в этой стране. Оно проводилось в наиболее жестких формах – принудительном роспуске и дроблении военно-промышленных монополий. При этом на финансовом рынке проводилась прямо противоположная политика поощрения крупных частных банков.
В более поздний период удачными примерами промышленной политики стали план Р. Бара во Франции, программа «Солнечный свет» в Японии [9]. Они были направлены на быструю структурную и научно-техническую перестройку экономики в условиях топливно-энергетического кризиса первой половины-середины 70-х годов. Этот кризис обозначил переход развитых рыночных экономик в новый режим функционирования, характеризующийся высокими ценами на сырье и топливо. Благодаря плану Бара Франции удалось в течение пяти-шести лет добиться самообеспечения энергией за счет угольной промышленности и особенно атомной энергетики. Программа «Солнечный свет» носила еще более радикальный характер. Она была направлена на коренное снижение энергоемкости продукции и принципиальное повышение ее качества и научно-технического уровня, с тем чтобы увеличить международную конкурентоспособность японских товаров. Успешная реализация этой программы позволила Японии в первой половине 80-х годов выйти на второе место в мире по объему валового внутреннего продукта (ВВП).
Промышленной политике в форме поддержки крупных компаний, стимулирования экспорта и жесткой протекционистской защиты внутреннего рынка обязаны своими успехами и большинство «новых индустриальных стран». Например, в Южной Корее покровительством государства пользуются крупные производственные и научно-технические комплексы – «чоболы», в которых сосредоточены все стадии разработки, производства и экспорта продукта.
Из всего многообразия моделей промышленной политики Рубинштейн Е.И. выделил два основных типа: западноевропейский и японский. Западноевропейский тип делает основной упор на структурную политику и предполагает постепенное улучшение, корректировку существующей структуры путем поощрения перспективных отраслей и сворачивания убыточных отраслей. Этот тип промышленной политики обязан своим существованием высокодиверсифицированному характеру экономической структуры крупных западноевропейских государств.
Другой тип промышленной политики – японский – направлен на концентрированную поддержку высокотехнологичных отраслей. Поэтому его можно назвать «высокотехнологичным». В основе этого типа промышленной политики лежит идея о том, что в современных условиях рост зависти в первую очередь от освоения научно-технических достижений (инноваций).
В России вскоре после начала реформ в 1992 г. предпринимались попытки разработать концепцию промышленной политики и реализовать ее с помощью специального органа. С этой целью был создан Госкомитет по промышленной политике, под руководством которого в 1993-1994 гг. было составлено несколько документов программного характера, включая тезисы государственной структурной политики. Однако, после одной из реорганизаций правительства этот орган прекратил свое существование, а идея промышленной политики до сих пор не реализована.
Реформы, проводившиеся в стране с начала 90-х годов, перевели кризис устаревшей низкоэффективной экономики страны из скрытой формы в явную. Либерализация цен привела к их скачкообразному росту и высокому уровню инфляции в стране, открытие страны для импорта сделало очевидной неконкурентоспособность многих видов отечественной продукции, сокращение платежеспособного спроса как со стороны населения, так и со стороны предприятий привело к спаду производства: по сравнению с 1990 г. промышленность потеряла больше половины объема продукции [18]. Перед страной встала реальная угроза деиндустриализации, а место России в мировой экономике можно теперь представить следующим образом (рис. 1).
Рис. 1. Место России в современной системе международных экономических связей. [18]
Конкурентоспособность российских товаров на мировом и внутреннем рынках довольно низкая.
При анализе проблем, связанных с конкурентоспособностью российской промышленности, необходимо перейти от глобальных категорий -таких, как "страна", "промышленность" к более узким категориям типа "отрасль", "подотрасль", "фирма". Такой подход не только даст возможность проанализировать уровень конкурентоспособности отдельных структурных составляющих российской промышленности, но позволит также детализировать факторы их повышения. Кроме того, детальный анализ конкурентоспособности на уровне отдельных отраслей даст ключ к пониманию проблемы структурной перестройки российской промышленности, ее перспектив и возможностей регулирования этого процесса со стороны государства.
Факторы, влияющие на конкурентоспособность страны:
1) параметры спроса, определяющие возможности реализации продукции, а также границы возможных изменений цен на нее;
2) наличие конкурентной среды, стимулирующее к постоянному поиску нового, повышению качества и эффективности производства;
3) параметры факторов, используемых в процессе производства, - сырье, материалы, энергия, рабочая сила;
4) наличие родственных и поддерживающих отраслей, связанных с основными конкурентоспособными отраслями, то есть тех отраслей, которые позволяют максимально повысить качество продукции в широком смысле слова.
Вплоть до 1996-1997 г. правительство не имело четко сформулированного и практически реализованного алгоритма действий, который можно было бы считать промышленной политикой. Экономическими приоритетами для правительства неизменно оставались состояние бюджета, подавление инфляции и приватизация. При всей важности этих направлений экономической политики они напрямую не связаны со структурной перестройкой и ростом.
Социально-экономический кризис 1998 года привел к тяжелым последствиям. Доля России в мировом валовом продукте опустилась ниже 3 %. Причем, наибольший урон потерпели отрасли, критически важные для развития страны и жизнеобеспечения населения – машиностроение, высокотехнологичные производства. Фактически остановилась текстильная промышленность. Чрезвычайно глубоким и драматичным оказался спад в инвестиционной сфере.
Обвальное падение производства парализовало спрос на научные исследования и разработки. Резко упала роль и значение науки и научного обслуживания. Десятки и сотни научных сотрудников и инженеров были вынуждены переквалифицироваться в «челноков» и «брокеров».
Последовавшие вслед за августовским дефолтом 1998 года оживление производства и макроэкономическая стабилизация не разрешили самых острых и сложных противоречий российской экономики. Несмотря на относительно высокие темпы роста в последние годы уровень ВВП остается на треть ниже кануна рыночных реформ, а капитальные вложения не достигли и 70 % уровня, существовавшего до дефолта.
Отечественная экономика в полной мере сохраняет топливно-сырьевой перекос.
Доля трех основных групп сырья и материалов (минеральные продукты, металлы и драгоценные камни, лесобумажные изделия) в 2002 году возросла в российском экспорте до 78,5 % (во второй половине 90х г. – 74-77%).
Не удается остановить тенденцию износа ОПФ, что таит в себе перманентную угрозу техногенных катастроф.
Сейчас износ составляет 40,4 %, при этом в нефтедобыче и электроэнергетике он равен 50%, в нефтепереработке – 75 %, в газопереработке – 80 % [11].
В сложившейся ситуации активная промышленная политика, нацеленная на модернизацию национальной экономики, и переход к инновационным формам хозяйствования является обязательной и решающей предпосылкой преодоления последнего социально-экономического кризиса, поразившего Россию на рубеже 2-3 тысячелетий. Энергичное и последовательное осуществление промышленной политики позволит России обеспечить высокое качество жизни населения, занять достойное место в глобальной экономике.
Авторы [18]считают, что говоря о модернизации, как основном содержании процесса экономического развития, мы должны рассматривать согласованно несколько взаимопереплетающихся процессов:
1. Технологическую модернизацию, связанную с изменением того набора способов, с помощью которых данная страна преимущественно решает проблему обеспечения себя необходимыми благами и ресурсами.
2. Социальную модернизацию, предполагающую изменения профессиональной, социальной и образовательной структуры общества в ответ на требования, предъявляемые технологической модернизацией.
3. Институциональную модернизацию, связанную с изменением экономических и правовых механизмов регулирования хозяйственной жизни общества, исходя из требований, предъявляемых технологической и социальной модернизациями.
4. Политическую модернизацию, направленную на создание в стране благоприятных условий для осуществления институциональной модернизации и поддержания общественного консенсуса как условия непрерывного и поступательного характера развития.
5. Нравственно-этическую и культурную модернизацию, обеспечивающую воспитание общественного сознания и формирование культурно-образовательного уровня населения, адекватного требованиям всех остальных разновидностей модернизации.
Лишь при гармоничном или, по крайней мере, однонаправленном развитии всех вышеперечисленных типов модернизации экономическое развитие страны приобретает линейный характер, а его темпы приближаются к оптимальным для данной страны. В противном случае рассогласование векторов отдельных типов модернизаций может сводить на нет достижения любой из них, а общее развитие страны становится неустойчивым и, более того, может приобрести возвратно-поступательный характер.
Сулакшин С.С. в своем выступление на 4-ой международной научной конференции ИНИОН "Россия: приоритеты выборов и выбор приоритетов", анализируя весь спектр основных проблем, тормозящих промышленное развитие, выделяют три. Первая обозначена как разлаженный механизм воспроизводства, в котором прежде всего разлажен механизм финансового воспроизводства, нет собственных средств, нет возможностей получить заемные средства, нет возможности прокредитоваться. Вторая - это инноватизация, переход от сырьевого флюса, и в структуре экспорта, и в структуре отраслевой на инновационный путь развития. И там тоже, если заниматься не очень обоснованными прожектами, две важные проблемы. Первая - венчурное финансирование, рискованные капиталы, которых нет по вышеуказанным причинам, и вторая - недостаток интереса разработчика и производителя, выпускающего инновационную продукцию, потому что нет платежеспособного спроса, ведь новый инновационный продукт всегда дороже чем серийный и устаревающий. Платежеспособный спрос - это та же проблема финансового обеспечения различных групп потребителей внутри страны, как населения, так и инвестиционных потребителей. Третья в этом разделе - проблема кадров, четвертая - проблема невоспроизводимых по разведанным запасам природных ресурсов.
Вторая крупнейшая сборка проблем - дефицит государственно-правового управленческого инструментария, который за 10 лет с позиций не очень обоснованных либеральных подходов был во многом запрещен.
И третий блок проблем - это структурная перестройка, это перелив капитала межотраслевой от сырьевых, где есть относительный избыток свободных капиталов, в наукоемкие отрасли и это перелив территориальный, учитывая депрессивность геополитическую проблемность ряда территорий в России, перепад макроэкономических показателей от региона к региону в России больший чем среди стран мира, что грозит территориальной целостности Российской Федерации.
Все перечисленные проблемы распадаются с точки зрения государственно-управленческих задач на такую пирамиду атомизированных задач, каждая из которых имеет управленческое решение, для которых требуется примерно 50 действий, мер и решений в экономической области и примерно 30 федеральных интегрированных нормативно-правовых актов, как то: вмешательство в налоговый, бюджетный кодекс, в валютное, банковское регулирование и тому подобное.
1.2. Стратегии промышленной политики
Рубинштейн Е.И. выделяет несколько типов стратегии развития промышленной политики.
Стратегия «использования природных ресурсов». Суть ее состоит в освоении и экспорте природных ресурсов с привлечением иностранных инвестиций и последующем использованием полученных доходов для повышения благосостояния населения и развития ряда отраслей, ориентированных на внутренний рынок. Ее придерживались в основном страны с богатыми запасами нефти – страны Персидского залива, Венесуэла, отчасти Индонезия.
Стратегия «преследования». Промышленность, опираясь главным образом, на дешевую рабочую силу, осваивает производство конкурентоспособной продукции, производившейся ранее в развитых индустриальных странах, и заполняет ниши на рынках, с которых эти страны вытесняются более дешевыми изделиями. На первых этапах потребителю не предлагается новых продуктов. Основной упор делается на воспроизводство уже созданных образцов по более низкой цене. Только закрепившись на рынках, компании «преследующих» стран переходят в более качественным и оригинальным изделиям. Такой стратегии придерживались Япония, Южная Корея, в значительной мере эту стратегию использует Китай.
Стратегия «передовых рубежей». Она состоит в том, чтобы, опираясь на достижения научно-технического прогресса, создавать новые продукты и технологии, формировать спрос на них и новые рынки. Этой стратегии придерживаются США, Англия, Франция, Германия и другие индустриальные страны.
Общим для каждой из стратегий является достижение нового технологического рубежа. Разница определяется соотношением этого рубежа и исходными возможностями.
Согласно теории длинных волн (Н.Кондратьев), научно-техническая революция развивается волнообразно, с циклами протяженностью примерно в 50 лет. В течение последних веков в истории технологической эволюции прошло пять волн и сложилось пять технологических укладов.
Первая волна (1785-1835 гг.) сформировала уклад, основанный на новых технологиях в текстильной промышленности, использовании энергии воды. Это стадия развития текстильных производств (преимущественно мелких ремесленных мастерских или предприятий с небольшим - меньше 100 человек - числом работников) и связанных с ними средств производства (станков, красителей и других химических продуктов), а также металлургической промышленности. В этот период только начинается широкое применение паровых двигателей и развивается машиностроение.
Вторая волна (1830-1890 гг.) связана с развитием железнодорожного транспорта и механизацией производства практически всех видов продукции на базе использования парового двигателя. В этот период основными становятся производство паровых двигателей, в том числе для пароходов и паровозов, развивается первичное станкостроение. Развивается сеть железных дорог и морских путей. Экономическим символом этого периода были уголь и транспортная инфраструктура, однако уже начинают появляться сектора, связанные с производством стали, электроэнергии, газа, синтетических материалов, развивается тяжелое машиностроение. Наряду с мелкими фирмами развиваются крупные предприятия с числом рабочих более тысячи, появляются новые формы предпринимательства, масса акционерных обществ.
Третья волна (1880 - 1940 гг.) базировалась на использовании в промышленном производстве электроэнергии, развитии тяжелого машиностроения и электротехнической промышленности на базе использования стального проката, новых открытий в области химии и развития химической промышленности. Это период нефтяного бума в США, создание мощного военно-промышленного комплекса в Европе, широкого внедрения радиосвязи и телеграфа. В этот период начинает развиваться производство автомобилей и самолетов, цветных металлов, в частности алюминия, пластмасс, товаров длительного пользования, средств радио- и телекоммуникаций. Появляются огромные фирмы, картели, тресты, мелкие компании поглощаются крупными, в которых образуется слой руководителей среднего звена. На рынке господствуют монополии и олигополии, при этом государство либо осуществляет контроль, либо полностью владеет естественными монополиями и предоставлением общественных благ. Начинается концентрация банковского и финансового капитала.
Четвертая волна (1930-1990 гг.) сформировала уклад, основанный на дальнейшем развитии энергетики, в основном базирующейся на использовании нефти и нефтепродуктов и газа, средств связи, новых синтетических материалов. Это эра массового производства автомобилей, тракторов, самолетов, танков, различных видов вооружений, товаров длительного пользования. В этот период строятся скоростные автомагистрали и аэропорты. Появляются, а затем широко распространяются компьютеры и программные продукты для них, радары, атом сначала используется в военных, а затем и в мирных целях. Символом четвертого технологического уклада стало массовое производство на основе использования фордовской конвейерной технологии. На рынке господствует олигопольная конкуренция, появляются транснациональные корпорации, которые осуществляют прямые инвестиции на рынках различных стран, основывют там свои производства.
Пятая волна, начавшаяся в середине 80-х годов, опирается на достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, освоении космического пространства, спутниковой связи и т.д. Происходит переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирования инвестиций, организации поставок по принципу "точно в срок".
Каждый из укладов в своем развитии проходил разные стадии, которые различались мерой его влияния на общий экономический рост в стране (рис. 2). При этом надо понимать, что устаревающие уклады, теряя свое решающее влияние на темпы роста, оставляли в составе национального богатства страны созданные ими производственные или инфраструктурные объекты.
Рис. 2. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в промышленно развитых странах. [18]
Для России переход к новым технологическим укладам имел свои довольно яркие особенности.
Рис. 3. Влияние сменяющихся технологических укладов на экономический рост в России. [18]
1.3. Инструменты промышленной политики
Центральная проблема любой современной экономики – это обеспечение экономического роста. Под этим подразумевается не просто количественное увеличение объема производства. По этому показателю в советские времена Россия во многих случаях была впереди всей планеты. Но уровень жизни населения был невысок из-за постоянного дефицита на самые разнообразные товары промышленного и продовольственного потребления. Поэтому необходимо структурное улучшение ВВП, то есть повышение доли высококачественной продукции, товаров длительного пользования и современных финансовых и информационных услуг. Необходимо также, чтобы увеличение ВВП опережало рост народонаселения и сопровождалось ростом ВВП на душу населения. Достигается это в рамках реализации промышленной политики с помощью широкого набора инструментов.
При проведении промышленной политики используют прямые государственные инвестиции, субсидии, налоговые, ценовые и другие финансово-кредитные рычаги.
Важное место в инструментарии промышленной политики занимают поддержание конкурентной среды, стимулирующее повышение эффективности производства и инновационную активность компаний, и формирование широких организационно-экономических сетей, обеспечивающих создание, освоение и распространение новых продуктов и технологий. Эти сети получили название «национальные системы инноваций».
К инструментам промышленной политики следует отнести также лизинговую и протекционистскую политику.
Возможности лизинга в обновлении и совершенствовании производственных фондов исключительно велики. Это связано с тем. Что изношенность основных фондов большинства российских промышленных предприятий достигла 70-90%.Однако, большая часть предприятий, стоящих перед необходимостью обновления оборудования, или вообще не имеет такой возможности, или испытывает недостаток средств. А лизинг в нынешней ситуации позволит осуществить широкомасштабное перевооружение производства и внедрение на его основе новых технологий. Наибольшую привлекательность на российском рынке имеют лизинговые операции по поставке оборудования в ключевые отрасли экономики: горнорудную промышленность, металлургию, нефтегазодобывающую промышленность, нефтехимию, телекоммуникации. По информации Российской ассоциации лизинговых компаний наибольшую привлекательность имеют лизинговые поставки техники и промышленного оборудования – 71,4%; другая техника, в том числе телекоммуникационная и медицинская – 24,8 %; дорожный транспорт – 1,4 %; компьютеры и оргтехника – 0,9 %; суда, авиа- и железнодорожная техника – 0,9 %; легковые автомобили – 0,9 %.
Так, например, в Ростовской области лизинг позволил аграриям за 5 лет закупить новое оборудование на 1 млн. долл. США (Вести-Россия от 17.05.2006 г.).
Лизинговые компании при производителях являются основателями мирового лизингового бизнеса.
И в России существуют подобные российские лизинговые компании, однако вследствие ограниченного доступа к финансированию они пока мало развиты. На рынке заметны лишь компании, созданные или позиционирующие себя при производителях самолетов: «Ильюшин Финанс Ко», «Авиационная лизинговая компания «Туполев». Их отличительная особенность заключается в том, что если обычная компания при производстве влияет в основном лишь на спрос, то названные компании могут влиять и на спрос, и на предложение. Акционеры готовы кредитовать производство самолетов, а ведь именно недостаток долгосрочных финансовых ресурсов является наиболее актуальной проблемой в отрасли.
Самолеты являются классическим объектом международного лизинга, что обусловлено прежде всего их высокой ценой, длительным сроком амортизации и относительной ликвидностью на вторичном рынке. До 50% всех продаж самолетов в мире осуществляются через различные формы финансирования, в том числе лизинг, поэтому перспективы роста авиационных лизинговых компаний вполне оправданы.
Государство само создает лизинговые компании для поддержки отдельных отраслей (авиации – «Ильюшин Финанс Ко», сельского хозяйства – «Росагролизинг», «Росагроснаб»). В основном в России по инициативе властей создаются лизинговые компании для реализации программ поддержки малого бизнеса. К ним относятся, например, «Московская лизинговая компания», «Иркутский бизнес-парк», «Компании малого бизнеса Татарстана».
Суть протекционистских мер заключается в принятии протекционистских тарифов, предусматривающих высокие пошлины на ввозимую продукцию, представляющую собой аналог продукции приоритетных отраслей производства. Положительной перспективой такой политики является то, что промышленникам будет дано время для адаптации к новым технологиям и для обеспечения конкурентоспособности производимого на их предприятиях ассортимента продукции, а потребителей подтолкнет к покупке товаров местного производства.
Однако, нельзя вводить в действие запретительные импортные тарифы без тщательно подготовленной долгосрочной программы экономического развития, так как правительство получает столь необходимый доход от таможенных пошлин, большая часть которого может быть распределена среди производителей, в том числе с целью инвестирования в новые технологии на базе инноваций фундаментальной и прикладной науки.
Ключом такой программы, уравновешивающей недостатки протекционистских тарифов, является набор инвестиционных стимулов, побуждающих производителей внедрять новые технологии. Это может быть беспошлинный импорт оборудования; снижение налога на прибыль, полученную в результате капиталовложений; налоговые льготы по суммам, направленные на обучение рабочих новым технологиям; внедрение иных поощрительных мер. Все эти шаги следует сочетать с системой наказания предприятий, которые не вкладывают средства в техническое обновление. Без этого протекционизм создаст «зонтик высоких цен», под которым товары, произведенные по старым разработкам, могут продаваться по еще более высокой стоимости, чем раньше.
Один из элементов промышленной политики – поддержка новых организационных форм, особенно ФПГ (финансово-промышленные группы). Продление бюджетного кризиса и развитие хозяйственного законодательства позволяет государству поддержать формирование новых ФПГ и теснее взаимодействовать с ними в проведении промышленной политики. Но формирование ФПГ может иметь и отрицательные последствия в виде монополизации рынка и давления на правительство с целью получения льгот.
С 1997 года появился новый инструмент промышленной политики – бюджет развития. Это «защищенная» часть бюджета, которая образуется за счет иностранных кредитов и части доходов от продажи государственных ценных бумаг. В долгосрочной перспективе бюджет развития может стать чрезвычайно важным каналом распределения средств на инвестиционные цели.
В отличие от обычных бюджетных расходов, направленных на строительство инфраструктуры и объектов социальной сферы, средства из бюджета развития предназначены для наиболее значимых инвестиционных целей, задаваемых промышленной политикой. Например, кредитование экспортных операций; государственные инвестиции, предоставляемые по конкурсу; капитальные вложения, связанные с санацией и др.
До сих пор одним из факторов, сдерживающих структурную перестройку и распространение процедуры банкротств, остается опасение массовой безработицы. Для смягчения проблемы безработицы необходима политика занятости, которая должна быть направлена на создание рынка труда, социальной защищенности работников и мобильности трудовых ресурсов.
2. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА ТОМСКОЙ ОБЛАСТИ
2.1. Задачи промышленной политики Томской области
Промышленная политика - регулируемая органами государственной власти Томской области система правовых, экономических и организационных мер, направленных на повышение эффективности работы промышленности, исходящая из интересов, целей и приоритетов социально-экономического развития Томской области (Закон Томской области «О промышленной политике в Томской области» от 05.04.2005 г. № 55-ОЗ).
В соответствии с вышеназванным законом цель региональной промышленной политики состоит в создании условий для формирования и развития промышленности Томской области.
Задачами региональной промышленной политики являются:
-стабилизация промышленного производства и увеличение объема выпускаемой продукции;
-обеспечение занятости населения Томской области;
-создание безопасных условий труда;
-обеспечение социальной защищенности работников промышленности;
-содействие в расширении рынка сбыта продукции;
-повышение качества и конкурентоспособности продукции;
-внедрение передовых достижений науки и техники в производство;
-оптимальное использование природных, трудовых и финансовых ресурсов;
-рациональное размещение производительных сил;
-дифференцированный подход к стимулированию и поддержке различных секторов и отраслей промышленности в зависимости от их социально-экономической значимости, экологической безопасности, а также научно-технических перспектив;
-гласность и обоснованность в определении критериев финансовой поддержки субъектов промышленной деятельности;
-сочетание общенациональных и региональных интересов с интересами субъектов промышленной деятельности;
-увеличение доходной части бюджетов всех уровней, а также внебюджетных фондов;
-содействие развитию существующих и созданию новых производств и предприятий малого бизнеса, выпускающих продовольственные и промышленные товары массового спроса, в том числе для детей, граждан пожилого возраста и инвалидов;
-поддержка субъектов промышленной деятельности, производящих лекарства, оборудование и аппараты медицинского назначения;
-создание благоприятных условий для развития субъектов промышленной деятельности, осуществляющих переработку местных природных ресурсов, сельскохозяйственного сырья, утилизацию отходов производства и потребления, а также выпускающих оборудование и приборы энергосберегающих и экологически чистых технологий;
-поддержка субъектов промышленной деятельности, осваивающих производство импортозаменяющей продукции;
-содействие стабильному поступлению налогов и прочих платежей в областной, местные бюджеты и внебюджетные фонды от субъектов промышленной деятельности;
-содействие расширению масштабов и географии экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции.
По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Томской области объем промышленной продукции в Томской области по итогам 2004 года составлял 93 690,4 млн. руб. или 7,9 % к объему промышленной продукции в Сибирском Федеральном округе. Среди регионов округа Томская область заняла 5 место. По сравнению с 2003 годом область увеличила объем промышленной продукции на 1,6 %.(соц-экон. мониторинг).
Мониторинг социально-трудовой сферы, проведенный Управлением социально-трудовых отношений Администрации Томской области показал, что в 2005 году наблюдалось снижение индекса промышленного производства, что в значительной степени связано с падением объемов добычи нефти по сравнению с 2004 г. на 25%.
Вместе с тем, в отдельных видах обрабатывающих производств зафиксирован рост объемов выпуска продукции. Почти на 12 % увеличилось производство пищевых продуктов, в том числе: производство соленой рыбы – на 32,5 %, цельномолочной продукции – на 41,7 %, плодовоовощных изделий – на 21,2 %, майонеза – в 2,0 раза, макаронных изделий – в 3,5 раза. Основными производителями данной продукции являются стабильно работающие предприятия: ОАО «ТОМ-МАС», ООО «Фирма ФОГ», ООО «Томский рыбозавод», ООО ПКП «Провансаль» и другие.
В деревообрабатывающем производстве индекс промышленного производства составил 114,1 % по отношению к 2004 году, что обусловлено ростом выпуска дверных блоков на 33,9% и древесностружечных плит на 23,7%.
В I квартале 2006 года в Томской области наблюдалось снижение выпуска продукции добывающими (76,5%) и обрабатывающими производствами (91,8 %) по отношению к аналогичному периоду 2005 года (89,8 % и 124,1 % соответственно).
В то же время с начала года зафиксирован рост объемов производства в пищевой промышленности на 121,1 %. Так, производство мясо возросло на 117 %, что обусловлено увеличением поступления сырья на промышленную переработку, внедрением в производство новых технологий, более полным использованием вторичного сырья, а также повышением спроса населения на продукцию быстрого приготовления.
Производство масла растительного в I квартале 2006 года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года увеличилось на 119,1 %. Рост производства обеспечен за счет устойчивого спроса со стороны населения, большого запаса переходящего сырья на начало года.
Положительная динамика производства в промышленности наблюдалась в секторе «Производство и распределение электроэнергии, газа и воды», где рост составил 105,5 % по отношению к I кварталу 2006 года (98 %).
По индексу промышленного производства Томская область среди регионов Сибирского федерального округа замыкает рейтинг регионов.
За январь-март 2006 года среднемесячная заработная плата в целом по Томской области сложилась в размере 10 313,6 руб. и в номинальном выражении увеличилась на 20,3 % по отношению к аналогичному периоду 2005 года. Реально (с учетом индекса потребительских цен) среднемесячная заработная плата увеличилась на 8,2 %.
По уровню среднемесячной заработной платы Томская область среди регионов Сибирского федерального округа занимает второе рейтинговое место после Красноярского края.
В течение 2005 года в области сохранялось устойчивое распределение видов экономической деятельности по уровню оплаты труда. В реальном секторе экономики в 2004, 2005 и I квартале 2006 года наиболее высокий уровень заработной платы наблюдался в организациях, осуществляющих транспортировку газа, - 34 501,8 руб.*(по данным на I квартал 2006 года), добычу сырой нефти и природного газа, предоставление услуг в этих областях – 27 093,9 руб.*, производство нефтепродуктов – 21 661,8 руб.*, в организациях вычислительной техники и информационных технологий – 17 015,2 руб.*, химическом производстве – 13 110,2 руб.*, связи – 12 942,2 руб.*.
Для организаций перечисленных видов деятельности характерны достаточно высокие темпы роста заработной платы: от 112% на трубопроводном транспорте до 129 % в связи.
Наиболее низкий уровень заработной платы сохраняется в текстильном и швейном производствах – 2 791,6 руб.*, производстве резиновых и пластмассовых изделий – 3 309,9 руб.*, деревообрабатывающем производстве – 4 039,6 руб.*. В организациях этих видов деятельности наблюдается сокращение численности работников от 10 до 25 %.
По данным Центра занятости населения Томской области потребность в работниках в промышленной отрасли на конец 2005 года составляла 21,6 %, а в I квартале 2006 года – 27 % к общему числу заявленных вакансий.
Заработная плата является основным источником дохода большинства работников и в силу этого должна обеспечить нормальное воспроизводство его самого и его семьи, создавать у работника стимулы к производительному труду. Повышение заработной платы работников является одним из направлений качества жизни в соответствии со Стратегией развития Томской области до 2020 г. и Программой социально-экономического развития области на 2006-2010 годы.
С целью повышения уровня заработной платы в организациях области Управлением планируется выполнить следующие мероприятия.
В реальном секторе экономики:
Реализация работодателями обязательств п.п. 3.8-3.9.7 раздела III «Оплата труда, доходы и уровень жизни населения» Соглашения о социальном партнерстве между Администрацией Томской области, Федерацией профсоюзных организаций Томской области, работодателями и их объединениями на 2006-2008 годы (областное Соглашение) по установлению уровня месячной заработной платы работника, отработавшего полностью месячную норму рабочего времени в нормальных условиях труда и выполнившего нормы труда, без учета районного коэффициента, в 2006 году не ниже 2 600 рублей, в 2007 году не ниже 3 400 рублей, в 2008 году не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, а также достижению уровня средней заработной платы по области в 2006 году не менее 10 790 рублей, в 2007 году не менее 12 470 рублей, в 2008 году не менее 14 090 рублей;
проведение работы по расширению круга участников областного Соглашения.
Как было сказано выше, одной из задач промышленной политики Томской области является создание безопасных условий труда. В соответствии с постановлением Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24.04.2002 г. № 28 «О создании системы сертификации работ по охране труда в организациях» в Томской области создана система сертификации.
Одним из ключевых условий сертификации является аттестация рабочих мест по условиям труда. Проведение аттестации рабочих мест и последующая сертификация работ по охране труда – обязанность руководителя организации.
Всего за период с 2001 по 2005 г. Управлением социально-трудовых отношений осуществлена экспертиза качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда в 260 организациях. По данным отчетов специалистов муниципальных образований в основных отраслях экономики насчитывается более 303 тысяч рабочих мест. Всего процедуру аттестации рабочих мест прошли 337 организаций* (40 522 рабочих места), что составляет около 13,37 % от общего количества рабочих мест, подлежащих аттестации (2004 г. – 13,6 %).
Таблица 1 – Динамика предоставления организациям области материалов аттестации рабочих мест по условиям труда на государственную
экспертизу (монитор. Соц-труд сферы за 2005 г. стр. 24)
Годы | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Количество организаций, которые провели аттестацию рабочих мест по условиям труда | 88 | 91 | 40 | 70 | 48 |
Количество рабочих мест, прошедших процедуру аттестации рабочих мест по условиям труда | 5 767 | 10 794 | 6 267 | 9 985 | 7 709 |
Рабочих мест с вредными и опасными условиями труда, в % | 17,9 | 21,5 | 28,5 | 47,0 | 36,1 |
Проведено экспертиз материалов аттестации рабочих мест по условиям труда | 29 | 54 | 75 | 71 | 52 |
Как видно из таблицы, достаточно высок процент занятых на работах с вредными условиями труда. По данным отчетов специалистов по охране труда муниципальных образований за I квартал 2006 года этот показатель составил 7,79 % от общего числа работающих (за аналогичный период 2005 года – 5,5 %).
Государственной инспекцией труда в Томской области ведется большая разъяснительная работа по предотвращению производственного травматизма и нарушению норм трудового законодательства в области охраны труда. Работниками инспекции проводятся семинары, совещания, организован прием граждан.
Усилению внимания работодателей к вопросам охраны труда в организациях области способствуют проводимые по решению Координационного совета по проблемам охраны труда в Томской области комплексные проверки в рамках районных (городских) «Дней охраны труда».
2.2. Формы реализации промышленной политики
Основными формами реализации промышленной политики Томской области являются:
1. Принятие законов и иных нормативных правовых актов Томской области в целях регулирования промышленной деятельности и обеспечения промышленной безопасности.
Так, например, Закон Томской области «Об использовании газа на территории Томской области» от 28.02.2001 г. № 14-ОЗ. Данный Закон устанавливает правовые основы отношений, возникающих в сфере обеспечения газом нужд энергетики, промышленности, сельского и коммунального хозяйств Томской области: принципы территориальной политики в области использования газа на территории Томской области; компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в сфере использования газа; основы развития рынка газа на территории области; основы экономических отношений в области использования газа; обеспечение безопасности объектов и систем газоснабжения.
Закон Томской области «Об основах энергосбережения на территории Томской области» (в редакции Закона Томской области от 04.05.2001 г. № 47-ОЗ). Указанный Закон в целях эффективного использования энергоресурсов регулирует правовые, экономические и организационные отношения, возникающие в процессе производства, транспортировки и потребления топлива и энергии. Он устанавливает основные принципы энергосберегающей политики в Томской области; компетенцию органов государственной власти и органов местного самоуправления Томской области в сфере энергосбережения; порядок проведения сертификации и осуществление метрологического контроля в сфере энергосбережения; управление энергосбережением; финансовую основу энергосбережения; международное сотрудничество Томской области в сфере энергосбережения; образование и подготовку кадров.
Закон Томской области «О предоставлении льготы по налогу на прибыль организаций резидентам особой экономической зоны технико-внедренческого типа» от 13.03.2006 г. № 30-ОЗ. Действие данного Закона распространяется на отношения, связанные с предоставлением льгот по налогу на прибыль организациям, имеющим статус резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа и осуществляющим деятельность на территории г. Томска в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21.12.2005 г. № 783 «О создании на территории г. Томска особой экономической зоны технико-внедренческого типа».
Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признаются индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие с органами управления особыми экономическими зонами соглашение о ведении технико-внедренческой деятельности в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (Федеральный закон от 22.07.2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»).
Настоящий Закон определяет порядок и условия предоставления льготы по налогу на прибыль организаций в части, зачисляемой в бюджет Томской области. Льгота по налогу на прибыль организаций в виде пониженной ставки в размере 13,5 % предоставляется по итогам деятельности налогоплательщика – резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа за отчетный (налоговый) период нарастающим итогом с даты регистрации налогоплательщика в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа, но при условии ведения резидентами раздельного учета доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении технико-внедренческой деятельности, и доходов (расходов), полученных (произведенных) при осуществлении иной деятельности.
В случае, если раздельный учет не ведется, налогообложение прибыли в части, зачисляемой в бюджет томской области, производится по ставке 17,5 %.
Срок действия льготы по налогу на прибыль организаций устанавливается на 10 лет со дня внесения записи о регистрации организаций в качестве резидента особой экономической зоны технико-внедренческого типа в реестр резидентов особой экономической зоны.
2. Принятие совместных решений с федеральными органами государственной власти.
3. Принятие совместных решений с органами государственной власти других субъектов Российской Федерации.
4. Заключение Главой Администрации (Губернатором) Томской области международных соглашений в сфере промышленной и научно-технической деятельности в пределах своей компетенции.
В феврале 2006 года в Санкт-Петербурге прошла Торгово-экономическая миссия Томской области. Города обменялись опытом и совместными усилиями выбрали наиболее объективный путь создания технико-внедренческих зон. Было подписано соглашение о сотрудничестве Томской области с Петербургом. Предполагается развивать сотрудничество по проектам в области науки, образования, жилищно-коммунального хозяйства, бизнеса и культуры. В рамках Торгово-экономической миссии также был подписан протокол о сотрудничестве между администрацией Томской области и Торговым представительством России в Финляндии. (МК в Томске, 22.02.2006 г.)
26-27 апреля 2006 года в Томске прошел российско-германский саммит. По итогам международных консультаций было подписано восемь документов межгосударственного уровня. Заключено рамочное соглашение между ОАО «Газпром» и концерном BASF AG об обмене активами в рамках проекта освоения Южно-Русского газоконденсатного месторождения. Подписано заявление между РЖД и Deutsche Bahn о создании совместной двусторонней логистической компании по загрузке Транссибирской магистрали транзитными грузами, следующими по маршрутам страны Азии-Германия и страны Западной Европы.
Одно из подписанных соглашений касается сотрудничества Сибири и Германии. Глава администрации Томской области В.Кресс и председатель Восточного комитета германской экономики К. Мангольд подписали Соглашение о стратегическом экономическом сотрудничестве между межрегиональной ассоциацией «Сибирское соглашение» и Восточным комитетом германской экономики. (газета «Континент Сибирь» 28.04.2006 г.)
5. Ведение мониторинга экономики промышленного производства, прогнозирование развития промышленности Томской области.
6. Разработка программных мероприятий в сфере промышленной деятельности на территории Томской области.
В октябре 2002 года был принят Закон Томской области от 04.10.2002 г. № 79-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области в 2002 году», а в июле 2003 года – Закон Томской области от 09.07.2003 г. № 82-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2003-2005 годы». Стратегической целью принятых программ (далее Программа) являлся «перевод экономики региона на инновационный путь развития, который определяется внедрением новейших научных результатов в производство». Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи, которые необходимо было решить в 2002-2005 годах, и определены конкретные конечные результаты, которые характеризовали бы успешность решения этих задач к концу 2005 года.
Реализация Программы привела к росту числа организаций Томской области, на которых используются инновации, к увеличению объема инновационной продукции, к росту затрат организаций на внедрение инноваций, к созданию и развитию организаций инновационной инфраструктуры, к росту числа новых инновационных малых организаций. В Томской области созданы основные механизмы, стимулирующие организации к использованию инноваций, неуклонно повышается инновационная культура в регионе.
В ходе реализации Программы были достигнуты следующие результаты (Закон Томской области от 13.01.2006 г. № 2-ОЗ «Об утверждении областной целевой программы «Развитие инновационной деятельности в Томской области на 2006-2008 годы») :
Объем инновационной продукции, млрд. руб.
2002 г. -0,6; 2003 г.-1,1; 2004 г.-1,5; 2005 г.-2,2 (прогноз).
Доля инновационной продукции в приросте объема промышленного производства (без нефти и газа), %
2003 г.-20; 2004 г.-21; 2005 г.-26 (прогноз).
Создание новых инновационных организаций
2002г.-3; 2003 г.-8; 2004 г.-20; 2005 г.-22 (прогноз).
Количество новых рабочих мест
2003 г.-600; 2004 г.-800; 2005 г.-700 (прогноз).
Средняя выработка на одного сотрудника, тыс. руб.
2002 г.-333; 2003 г.-429; 2004 г.-678; 2005 г.-850 (прогноз).
Полученные результаты показывают, что реализация Программы в 2002-2005 годах осуществлена весьма успешно.
В 2003 году Законом Томской области от 18.03.2003 г. № 42-ОЗ утверждена областная целевая программа «Развитие лесопромышленного комплекса Томской области на 2003-2010 годы».
Необходимость разработки данной программы была вызвана несколькими обстоятельствами.
Во-первых, существующим состоянием лесопромышленного комплекса (далее – ЛПК) и социальной значимостью лесной отрасли для области.
По состоянию на 2003 год доля ЛПК в общем объеме промышленного производства Томской области составляла 2,3 %, осваивалось только около 7 % расчетной лесосеки. Предприятия оснащены физически и морально устаревшим оборудованием. В отрасли практически прекратился процесс обновления производственных основных фондов. Их выбытие идет более высокими темпами, чем ввод. Возрастная структура оборудования ухудшается. Более 35 % трелевочных тракторов выработали амортизационный срок службы, основная часть оборудования деревообрабатывающий промышленности находится в эксплуатации более 25 лет. Степень износа основных производственных фондов на протяжении 1998 – 2003 года составляет 60 %. Использование устаревших и низкоэффективных технологий и оборудования ведет к уровню затрат приближающемуся, а иногда и превышающему стоимость произведенной продукции. Высоки затраты на ремонт и содержание машин и механизмов, и также на заработную плату по отношению к объемам и стоимости произведенной продукции. Имеющиеся в области мощности по лесопилению и деревообработке, ориентированные главным образом на потребление высококачественного хвойного сырья, загружены только на 30-60 %.
Лесная, деревообрабатывающая промышленность области выпустила в 2001 году продукции на сумму 545,9 млн. руб. Получены убытки от финансово-хозяйственной деятельности в сумме 89,7 млн. руб., что составило 66,1 % к уровню 2000 года. Рентабельность производства продукции отрицательная – 5,1 %.
Несмотря на более чем трехкратное сокращение численности работающих в отрасли за период 1993-2003 годы, почти 100 тыс. человек продолжают жить в лесных поселках. Их уровень жизни напрямую зависит от результатов деятельности промышленных предприятий, поскольку большинство леспромхозов являются градообразующими.
Во-вторых, значительными потенциальными возможностями ЛПК в обеспечении устойчивого социально-экономического развития области на перспективу на основе возобновляемых природных ресурсов:
- отсутствие реальной конкуренции на областном рынке сырья;
- расчетная лесосека позволяет заготавливать до 27 млн. куб. м. древесины в год;
- наличие железной дороги, связывающей основные лесные районы юго-востока области с центрами по переработке леса в г. Асино и г. Томске;
- развитая речная сеть;
- наличие свободных кадровых ресурсов и возможностей томского научно-образовательного комплекса по подготовке высококвалифицированных специалистов;
- географическая близость области к азиатским странам, крупным импортерам российской лесопродукции и внутренним региональным рынкам (Западно-Сибирский, Уральский).
Целью данной программы является разработка экономически обоснованной стратегии развития предприятий и размещения новых производств лесопромышленного комплекса Томской области на среднесрочную (до 2005 года) и долгосрочную (до 2010 года) перспективу, для создания высокорентабельной лесной отрасли.
Для достижения поставленной цели необходимо решить две главные задачи: вовлечение в хозяйственный оборот лиственной и низкокачественной хвойной древесины, которая более доступна к освоению и замена устаревших и низкоэффективных технологий в деревообработке, не позволяющих выпускать конкурентоспособную лесопродукцию.
В Томской области в порядке реализации Федерального закона «Об энергосбережении», принятого Государственной Думой РФ 03.04.1996 г., разработана комплексная программа энергосбережения «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы».
Целью Программы является реализация организационных, правовых, экономических, научно-технических и технологических условий, обеспечивающих рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения. (www.es.tomsk.ru) Программа «Обеспечение энергетической эффективности на территории Томской области на 2004-2008 годы» определяет основные направления деятельности по энерго- и ресурсосбережению на период 2004-2008 годы, источники и объемы финансирования, заказчиков и исполнителей проводимых работ и получаемые в результате эффекты экономического, социального и иного характера.
Основной целью Программы является рост энергоэффективности экономики Томской области за счет реализации потенциала энергосбережения.
Следствием достижения основной цели должно стать достижение следующих экономических, социальных и политических целей:
- уменьшение выплат из бюджета на удовлетворение энергетических потребностей области;
- уменьшение энергетической зависимости области;
- повышение конкурентоспособности производимой продукции;
- повышение научно-технического потенциала области;
- повышение комфортности жизни населения;
- улучшение условий труда;
- улучшение экологического состояния;
- устранение перекрестного субсидирования.
Основным критерием достижения поставленной цели является удельная энергоемкость регионального валового продукта, т.е. доля потребляемых энергоресурсов в распределенном ВРП. Энергетическая стратегия России предусматривает снижение энергоемкости ВВП на 26-27 % к 2010 году и от 45 % до 55% к концу 2020 года. Такие же стратегические ориентиры относительно ВРП Томской области должна ставить и данная Программа.
Важным критерием является структура душевого энергопотребления. Необходимо устранить перекос в сторону высокоэнергоемких отраслей (доля промышленного и топливно-энергетического комплексов в энергопотреблении Томской области составляет свыше 70 %).(www.es.tomsk.ru). Необходимо снизить в перспективе долю ПК и ТЭК до среднего по России значения – 50-60 %, увеличив соответственно долю жилищно-коммунального сектора до 20-25 % и транспортного комплекса до 15-20 %. При этом рост среднедушевых расходов на топливо - и энергообеспечение населения должен существенно отставать от роста реальных располагаемых доходов населения.
7. Принятие совместных решений с объединениями профсоюзов и товаропроизводителей в рамках системы социального и общественно-частного партнерства.
2.3 Полномочия органов местного самоуправления Томской области в сфере управления промышленной деятельностью
Органы местного самоуправления Томской области в сфере управления промышленной деятельностью осуществляют:
Разработку программ социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период.
Томская область одна из первых разработала и приняла Стратегию социально-экономического развития до 2020 года. В ней затрагиваются основные проблемы, которые необходимо решить для реализации Стратегии. Это проблемы следующего характера: относительно низкий уровень доходов населения; ограниченный доступ к капиталу; географическая удаленность и неразвитость транспортной инфрастуктуры; доминирование топливного сектора в структуре экономики области. Также в Стратегии показаны конкурентные преимущества области: развитый научно-образовательный комплекс, качественный человеческий капитал, богатые природные ресурсы. Цели, задачи, мероприятия Стратегии приведены в Приложении 1.
Создание, реорганизацию и ликвидацию муниципальных унитарных предприятий промышленности на территории муниципальных образований.
Контроль за безопасностью промышленной деятельности на территории муниципальных образований в пределах имеющихся полномочий.
Заключение соглашений об участии субъектов промышленной деятельности в социально-экономическом развитии муниципальных образований.
Оценку эффективности использования муниципального имущества и земельных участков субъектами промышленной деятельности, расположенными на территории муниципального образования.
Реализацию промышленной политики Томской области совместно с уполномоченным органом Администрации Томской области.
Участие в рассмотрении вопросов промышленной деятельности субъектов промышленной деятельности, действующих на территории муниципального образования, и обязаны информировать Администрацию Томской области и население муниципального образования о принимаемых решениях, влияющих на социальную и экологическую обстановку на соответствующей территории.
2.4. Формы и методы регулирования промышленной деятельности
1. В Томской области в качестве форм и методов государственного регулирования промышленной деятельности определены:
Формирование и размещение заказа на производство продукции (услуг) на конкурсной основе для государственных нужд.
По данным сайта www.cgz.tomsk.ru по состоянию на 26.05.2006 года действуют 26 конкурсов на право производства продукции, оказания услуг для государственных нужд. Например, «Поставка продуктов питания для нужд учреждений социальной сферы Томской области на 3 квартал 2006 года», «Изготовление стендов, табличек и печатной продукции в 3 квартале 2006 года для нужд УВД Томской области», «Поставка угля для образовательных учреждений Шегарского района на 3-4 кварталы 2006 года», «Выполнение работ по капитальному ремонту кровли гаража для нужд Финансово-хозяйственного управления на 2006 год», «Выбор исполнителя на оказание услуг по организации и проведению мониторинга и анализа Стратегии развития Томской области до 2020 года, Программы социально-экономического развития Томской области на период 2006-2010 годы».
За текущий период 2006 года проводились конкурсы:
«Организация презентации Томской области в КНР в 2006 году»
Победитель конкурса – ООО «Международный информационно-экономический центр «Сибирь»»
Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 1 600 000 рублей.
«Поставка вакцины против клещевого энцефалита для нужд Департамента здравоохранения Администрации Томской области на 2006 год»
Победитель – ЗАО НПК «Катрен»
Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 2 690 920 рублей.
«Выбор исполнителя на оказание услуг по проектированию станций водоподготовки в населенных пунктах Томской области в рамках реализации областной целевой программы «Питьевая вода Томской области»
Победители – Институт физики прочности и материаловедения Сибирского отделения Российской академии наук; ФГНУ НИИ интроскопии
Стоимость товара, закупленного на конкурсе, 2 241 171 руб.
Управление формированием цен и тарифов на производимую продукцию (в первую очередь предприятиями-монополистами), государственное регулирование которых предусмотрено федеральными законами.
Лицензирование отдельных видов промышленной деятельности в соответствии с действующим законодательством.
Управление процессами приватизации государственных предприятий.
Содействие в формировании рынка ценных бумаг.
Участие в процедурах реструктуризации.
Регулирование размеров арендной платы за земли, находящиеся в областной собственности.
Сохранение и увеличение количества рабочих мест.
Размещение и реконструкция предприятий промышленности с учетом интересов социально-экономического развития хозяйственного комплекса муниципальных образований Томской области в целом, интересов населения Томской области в соответствии с градостроительными, санитарно-гигиеническими и экологическими требованиями.
2. По вопросам государственного регулирования промышленной деятельности, отнесенным к федеральному ведению или к совместному ведению Российской Федерации и Томской области, органы государственной власти Томской области вносят предложения в соответствующие федеральные органы государственной власти по собственной инициативе либо по инициативе объединений товаропроизводителей или профсоюзов.
2.5. Поддержка органами государственной власти Томской области промышленной деятельности
Органы государственной власти Томской области оказывают поддержку субъектам промышленной деятельности Томской области на основе партнерства, обеспечивающего взаимную выгоду.
Оказание поддержки является составной частью промышленной политики, оно должно носить целенаправленный и адресный характер.
Государственная поддержка, оказываемая органами государственной власти Томской области субъектам промышленной деятельности, осуществляется в следующих основных направлениях:
содействие в создании регионального рынка товаров (услуг) промышленности путем организации маркетинговой деятельности с участием предприятий промышленности и торговли;
предоставление налоговых льгот и инвестиционных налоговых кредитов;
предоставление гарантий Томской области для получения инвестиционных кредитов;
создание условий для обеспечения занятости населения городов и районов области;
финансирование программных мероприятий в сфере промышленной деятельности;
передача на основе проведения открытых конкурсов принадлежащих Томской области пакетов акций промышленных предприятий в доверительное управление третьим лицам;
оказание информационной и рекламной поддержки промышленной продукции, выпускаемой субъектами промышленной деятельности, содействие выставочной деятельности и создание условий для сотрудничества субъектов промышленной деятельности с внешними инвесторами;
содействие в создании совместных предприятий по производству конкурентоспособной продукции на базе передовой технологии и нового оборудования отечественного и импортного производства, а также в развитии на территории Томской области производств по выпуску импортозаменяющих товаров. Примером может служить производство нанообъектов (см. гл. 2.6.);
содействие в сохранении и развитии научно-производственного потенциала Томской области путем создания инфраструктуры, способствующей трансферу технологий (коммерческой реализации на рынке объектов интеллектуальной собственности).
4. Органы государственной власти и органы местного самоуправления Томской области оказывают всемерное содействие созданию региональных (томских) и межрегиональных финансово-промышленных групп и объединений субъектов промышленной деятельности, деятельность которых направлена на увеличение выпуска конкурентоспособной промышленной продукции, устанавливая для них соответствующие льготы и оказывая иную поддержку их деятельности.
2.6. Производство нанообъектов
Томские ученые надеются совершить прорыв на рынке нанотехнологий и помочь в решении актуальных проблем современности.
Так, одно из направлений – фильтровальные материалы, созданные с помощью нановолокон, которые могут поставить барьер на пути распространения птичьего гриппа. Потенциальные потребители – сотни предприятий фармацевтической и пищевой промышленности.
Наиболее актуально применение наноматериалов в медицине, например, для создания биоимплантантов. Нанопорошки можно использовать в металлургии в качестве добавок для улучшения свойств изделий из металла.
Создание наноструктурных покрытий – еще один научный мейнстрим. Для работы над ним объединили усилия два томских института Сибирского отделения РАН: Институт физики прочности и материаловедения (ИФПМ) и Институт сильноточной электроники. Они заняты поисками новых технологий формирования наноструктурных покрытий и поверхностных слоев материалов. Технологии и оборудование уже позволяют получать наноструктурные покрытия, по твердости сравнимые с алмазом.
На российском рынке нанотехнологий томские наукоемкие компании – крупные производители нанопорошков. Их выпускают на предприятиях «Передовые порошковые технологии», «Мипор» и «Техновак» сотнями килограммов в год. Основная часть отгружается на экспорт. В числе заказчиков – Челябинский завод теплоприборов, Новосибирский электровакуумный завод, Всероссийский институт авиационных материалов, омское производственное объединение «Полет». Кроме того, ИФПМ заключил соглашение с «Рособоронэкспортом», которое должно поспособствовать продвижению нанотехнологий на мировой рынок.
Наноматериалы проникают и в угольные шахты. На кузбасском предприятии «Прокопьевскуголь» решили ввести в практику более безопасную технологию гидродобычи угля. Ее суть в том, что угольный пласт разбивается струей воды под высоким давлением, а потом жидкость насосом выкачивается наверх. Поскольку в ней содержится большое количество песка и угля, возникает опасность быстрого износа металлических насадок и различных деталей насоса. Ученые ИФПМ сделали гидравлическую насадку для гидромонитора с добавлением нанопорошка.
По данным американской исследовательской компании Business Communications Company, объем мирового рынка нанопорошковых материалов в 2005 году должен превысить 900 млн. Долларов, ежегодный прирост на нем составляет более 12 %. Конкуренция там очень жесткая, и вмешаться в нее российским игрокам непросто. В США принята приоритетная долгосрочная комплексная программа – Национальная нанотехнологическая инициатива. Аналогичные программы поддерживаются в Европейском союзе, Японии, Китае, Бразилии и ряде других стран. В России же государственной целевой программы финансирования работ в области нанотехнологий не существует. Более того, все научные организации, занятые в наноиндустрии, платят налоги на имущество и земельный налог.
Тем не менее, отечественные нанопродукты на мировом рынке имеют высокую репутацию. В 2002 году на конкурсе, организованном одним из ведущих американских инновационных журналов RD Magazine, нановолокна, разработанные в лаборатории ИФПМ, вошли в число 100 лучших наукоемких продуктов, представленных на рынке США.
Организацию в Томске двух наукоемких производств, основанных на нанотехнологиях, финансирует в рамках программы «Старт» Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Администрация Томской области выступила инициатором инновационного проекта создания научно-технологических основ получения и промышленного производства наноразмерных и наноструктурных материалов и продуктов на их основе. Для участия в проекте объединились институты Томского научного центра СО РАН и вузы Томска, а также ряд малых предприятий. В 2003 году проект привлек внимание Министерства промышленности и науки, и с этого года начались постепенные финансовые вливания из федерального и регионального бюджетов. Если удастся разбудить спрос российской промышленности на разработки и вывести их на международный рынок, то к 2010 году объем продаж российской высокотехнологичной продукции в своем сегменте мирового рынка будет исчисляться миллиардами рублей в год. [Эксперт-Сибирь. 17 октября 2005 года]
2.7. Ограничения на осуществление промышленной деятельности
Промышленная деятельность на территории Томской области осуществляется на объектах промышленности, расположенных, как правило, в пределах промышленных и экономических зон, созданных в соответствии с генеральными планами городов и районов Томской области.
В случае нарушения субъектами промышленной деятельности утвержденной градостроительной документации о планировании развития и организации территории Томской области, законодательства Российской Федерации и Томской области постоянная межведомственная комиссия по размещению производительных сил Администрации Томской области вправе принимать решения рекомендательного порядка о приостановлении или прекращении осуществления ими промышленной деятельности, а также направлять материалы для привлечения лиц, виновных в нарушении законодательства Российской Федерации о градостроительстве, к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности в соответствии с действующим законодательством.
2.8.Обеспечение риска промышленной деятельности
В целях уменьшения возможного ущерба для населения Томской области, областных источников природных ресурсов, среды обитания, а также общерегиональной инфраструктуры применяются:
дифференциация платы за природные, энергетические и другие ресурсы, предоставляемые региональной инфраструктурой в зависимости от существующего вероятного уровня неблагоприятного воздействия промышленной деятельности и степени риска наступления существенного ущерба вследствие аварии, залпового выброса или других возможных событий такого рода;
обязательное страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта в соответствии с Федеральным законом "О промышленной безопасности опасных производственных объектов".
Следует отметить, что правовое регулирование в области промышленной безопасности осуществляется Федеральным законом «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области промышленной безопасности ([8], ст. 4).
2.9. Промышленные зоны
В Томской области существуют промышленной зоны, в которые входит один или несколько компактно расположенных земельных участков с размещенными на них объектами недвижимости, предназначенными для ведения промышленной деятельности, а также для иных разрешенных на территории Томской области видов хозяйственной деятельности.
Границы промышленных зон не могут пересекать установленных границ районов.
Администрация Томской области утверждает типовое положение о промышленной зоне, на основе которого разрабатывается положение для каждой зоны. В положении указываются:
а) описание границ и площадь зоны;
б) перечень размещенных предприятий с указанием территории и других необходимых для идентификации данных;
в) перечень земельных участков, на которых промышленная деятельность не разрешена;
г) исчерпывающий перечень ограничений на виды промышленной деятельности, не установленные для данной зоны;
д) права и обязанности, действующих на территории зоны предприятий по использованию, содержанию и ремонту предоставленной Администрацией Томской области или находящейся в собственности одного или нескольких предприятий инфраструктуры (дороги, энергетические сооружения и коммуникации, связь, транспорт и т.п.);
е) правила застройки на территории зоны, принимаемые в установленном порядке;
ж) другие определяющие особенности зоны ограничения и требования.
Проект положения о промышленной зоне подготавливается соответствующими структурными подразделениями Администрации Томской области с участием органов местного самоуправления и предприятий, размещенных на территории зоны, и представляется на рассмотрение главам городских округов и муниципальных районов Томской области, которые представляют положение для утверждения Администрацией Томской области.