Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Потребительские кооператив

Академик В.В. Козлов - вице - президент РАН

С.А.Цыганов - начальник инновационного агентства РАН

От перспективных результатов фундаментальной науки к инновационным решениям.

Российская академия наук и инновационная политика Российской Федерации


Инновация считается состоявшейся, если она дошла до рынка продукции или услуг. Таким образом, любой существенный научный результат, имея самостоятельную ценность для науки, приобретает рыночную значимость лишь после прохождения инновационного этапа.

В мировой практике выявлены взаимосвязи между фундаментальной наукой, ее достижениями и инновационным делом, на этом основывается общепринятое мнение о необходимости всемерно развивать как прикладные, так и фундаментальные исследования, совместно способствующие возникновению инновационных идей. Однако организация эффективного сотрудничества между работниками этих двух интеллектуальных сфер оказывается не простой проблемой.

Это сотрудничество порой не просто как с организационной, так с общефилософской или юридической точек зрения.

Действительно, кто может реально провести грань между фундаментальными и прикладными исследованиями?

Как разрешить проблему: поддержка всего общества (через финансирование из госбюджета) производства нового знания и стало быть его доступность каждому налогоплательщику и частный характер коммерциализации новых перспективных научных результатов?

Становление новой экономики, основанной на знаниях, ставит много таких вопросов.

Успешность введения в хозяйственный оборот результатов исследований в практику зависит от многих факторов.

Технология должна иметь серьезный научный приоритет и способность придать новые свойства промышленным продуктам, либо обеспечивать возможность создания принципиально новых, инновационных продуктов. Немаловажным фактором является также степень завершенности разработки. Как правило, она должна быть доведена до уровня прототипа, демонстрирующего ключевые преимущества новой технологии.

Для того чтобы стать товаром, результаты научных исследований должны быть облечены в соответствующую «упаковку», что означает не только и не столько наличие демонстрационных образцов или прототипов, но, прежде всего финансовое и коммерческое обоснование целесообразности внедрения разработки в производство, исследование потенциального рынка и прогноз развития бизнеса.

В целом, процесс коммерциализации проходит следующие необходимые этапы: подготовка инновационного предложения, экспертиза технологии потенциальными инвесторами, привлечение инвестиций, юридическое закрепление отношений между всеми участвующими в процессе сторонами, распределение прав на будущую интеллектуальную собственность, разработка и управление проектом коммерциализации, освоение результатов в производстве, дальнейшая модификация и сопровождение инновационного продукта.

В настоящее время в Российской Федерации началось формирование государственной инновационной политики. Органы исполнительной власти приступили к реализации системного подхода к развитию инновационной инфраструктуры. Такой подход предусматривает обстоятельное изучение текущей ситуации, формирование нормативно- законодательного и методического обеспечения инновационной деятельности, создание недостающих звеньев и условий для тиражирования положительно зарекомендовавших себя элементов инфраструктуры.

Политика Российской академии наук в области создания инновационной системы является частью государственной политики страны по созданию инновационной системы России и ориентирована на формирование новой экономики страны, основанной на знаниях, развивающей конкурентоспособное наукоемкое производство на базе достижений науки, технологий и техники.

Данная политика проводится с учетом всего комплекса реформ, проводимых в Российской академии наук, которые создают благоприятную среду для широкого использования результатов фундаментальных исследований в экономике России.

Будущая Инновационная система Российской академии наук - это развивающаяся совокупность взаимодействующих субъектов Российской академии наук, осуществляющих генерацию нового научного знания и его использования в интересах ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке высокотехнологичной наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами Российской академии наук и субъектами инновационной деятельности России равноправных партнерских отношений.

В России первые объекты инновационной инфраструктуры (технопарки, бизнес-инкубаторы) начали создаваться в начале 90-х годов. При отсутствии собственного опыта и в тяжелых экономических условиях они создавались в инновационно- активных регионах как «точки роста» при долевом участии федеральных, региональных, собственных (средства университетов, научных организаций, фирм) и зарубежных средств. Организационной основой формирования инновационной инфраструктуры продолжает быть Межведомственная программа активизации инновационной деятельности в научно-технической сфере.

В прошлом году созданы на конкурсной основе в шести федеральных округах шесть Центров трансфера технологий -ЦТТ (три на базе РАН, два на базе университетов и один на базе ГНЦ).

Создаваемые центры призваны стать тем недостающим звеном инфраструктуры, которое квалифицированно и на легитимной правовой и экономической основе обеспечит коммерциализацию результатов НИОКР, создаваемых при использовании государственных средств, через заключение лицензионных соглашений и создание малых высокотехнологичных компаний.

На основе пилотных проектов создания ЦТТ предполагается разработать механизмы взаимодействия центров с учредившими их научными организациями и другими участниками инновационных процессов, условия, формы и методы государственного содействия в деятельности ЦТТ.

Значимой формой участия Российской академии наук в инновационном процессе является участие институтов РАН в работе Инновационно-технологические центров и технопарков, Инновационно-промышленные комплексов (ИПК), Технологичных кластеров и внедренческих зон.

В декабре 2002 года между Российской академией наук, Правительством Московской области, Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова и Академией народного хозяйства при Правительстве РФ было подписано соглашение о совместной деятельности, направленной на ускорение вовлечения в хозяйственный оборот наиболее перспективных результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ научных организаций РАН.

Во исполнение этого соглашения Президиум РАН постановлением от 10.12.02 № 359 в марте 2003 года создал Инновационно-технологический центр РАН (ИТЦ РАН) в Черноголовке в форме некоммерческого партнерства, учредителями которого стали Российская академия наук и Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере. Основной задачей ИТЦ РАН является формирование условий для тесной кооперации образовательной, технологической и инвестиционной составляющих единого инновационного процесса.

В самое последнее время Распоряжение Президиума РАН № 10103-32 от 15 января 2004 года в РАН создан новый Инновационно – технологический центр

« Новые технологии и материалы» . Центр создан в форме некоммерческого партнерства на базе институтов РАН- ИОНХ имени Н.С.Курнакова , ИОХ имени Н.Д.Зелинского , Института металлургии имени А.А.Байкова , Научного центра нелинейной и волновой механики , Института физико- химических проблем керамических материалов.

Предполагается создать и ряд новых инновационно- технологических центров и их региональных подразделений.

Первые шаги по созданию и реализации инновационной политики РАН ознаменовались в 2003 году крупными достижениями ученых РАН по использованию результатов фундаментальных исследований

В республике Татарстан пущен завод завода по производству синтетических масел.

Ученые Российской академии наук активно участвуют в реализации важнейших инновационных проектов ( ВИП).

Среди таких проектов :

“Разработка биотехнологий и промышленное освоение производства семенного материала высоких репродукций генетически модифицированных сельскохозяйственных растений”

“Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив”

“Развитие промышленности синтетических кристаллов-диэлектриков и изделий из них”

Координационный совет РАН по инновационной деятельности обсудил инициативу Государственного фонда содействия развитию малых форм предприятий в научно- технической сфере и поддержал участие научных учреждений РАН в конкурсе по программе « Старт»- создании посевных и стартовых фондов для поддержки инициатив научных коллективов , способных генерировать новые перспективные идеи использования результатов исследований а экономике России..

Эти коллективы не владеют необходимыми для развития бизнеса ресурсами. Для устранения этих препятствий необходимо создавать, используя мировой опыт, на ранних стадиях их развития систему финансовой поддержки. Эта система должна включать специализированные фонды, предоставляющие финансовые средства компаниям на ранней стадии научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок.

В настоящее время, в отсутствии посевных и стартовых фондов их функции частично выполняются Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Российским фондом технологического развития.

Многие институты Российской академии наук принимают участие в проводимом совместно РФФИ и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере конкурсе инновационно- ориентированных проектов .

Главной задачей конкурса стала разработка механизма превращения знания в товар на примере продвижения результатов тех ранее поддержанных фундаментальных исследований научных организаций, большей частью научных организаций РАН, в ходе работы над которыми исследователи получили не только яркие фундаментальные результаты, но и обнаружили возможность их прикладного применения. Дальнейшее использование полученных результатов осуществляется совместно с малыми предприятиями, работающими в сфере создания наукоемкой продукции.

Можно привести ряд очень интересных инновационно- ориентированных работ академических институтов.

Разработка нового метода и прибора для сверхчувствительного детектирования органических и биоорганических соединений в жидкостях и газах.

Руководитель работ кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института общей физики РАН, Сергей Михайлович Никифоров.

Разработка и создание опытного программного интерфейса (API) системы голосового ввода данных и команд управления для массовых мобильных электронных устройств.

Руководитель работ - кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник Института радиотехники и электроники РАН Вячеслав Евгеньевич Анциперов

Новейшие технологии олигомеризации и полимеризации олефинов и диенов, а также получения их сополимеров и смесей на базе впервые разработанных каталитических систем

Руководитель работ - академик Н.А. Платэ

Разработка и изготовление опытного образца мессбауэровского рефлектометра для исследования поверхности и объема конденсированных сред

Руководитель работ - доктор физ-мат наук, заведующий лабораторией «Резонансная спектроскопия», Института аналитического приборостроения РАН Собир Муллоевич Иркаев

Разработка, изготовление и испытание газо- и ион- селективных сенсоров на основе супрамолекулярных систем.

Руководитель работ - Директор Института физической химии РАН и заведующий лабораторией координационной химии щелочных и редких металлов Института общей и неорганической химии им. Н.С Курнакова РАН, академик Аслан Юсупович Цивадзе

Разработка физико-химических основ и технологии получения комплексных ферросплавов из техногенных алюмосодержащих отходов

Руководитель работ - академик Леопольд Игоревич Леонтьев, директор Институт металлургии Уральского отделения РАН.

Волоконные датчики на основе высокотемпературных брэгговских решеток

Руководит проектом профессор Константин Михайлович Голант - руководитель лаборатории плазмохимических технологий Научного центра волоконной оптики при Институте общей физики (ИОФ) РАН.

Несмотря на эти успехи, на сегодняшний день мы имеем не так много примеров успешного освоения результатов научных исследований. Нужен кропотливый анализ и воля всех нас, чтобы таких примеров стало больше!

Посмотрим на основные задачи РАН


Инновационные предложения Институтов РАН

Одной из первых практических Российской академии наук

в 2004 году стала инвентаризация сделанного за 2003 год, выявление наиболее ярких перспективных результатов фундаментальных исследований, могущих стать основой будущих инновационных предложений.

Мы получили около 600 предложений более чем от 100 исследовательских организаций.

Спектр представленных предложений весьма широк Представлены как чисто научные проекты, еще весьма далекие от рынка, так и крупные инвестиционные проекты .

Качество представленных предложений в ряде случаев далеко от требуемого. Все предложения нуждаются в серьезной экспертизе, особенно если мы хотим привлечь для их финансирования серьезных инвесторов , как российских, так и зарубежных.

Сбор и предварительный анализ представленных разработок убедительно показал необходимость создания Базы данных инновационных разработок РАН. На расширенном заседании Бюро Совета РАН по инновационной деятельности 18 марта 2004 года состоялся обмен мнениями о состоянии дел в этой области и это обсуждение существенно продвинуло вопрос о создании Информационного портала РАН поддержки инновационной деятельности.


Финансирование разработок

Процесс финансирования научных исследований с целью их дальнейшей коммерциализации имеет серьезные проблемы.

В бюджете России отсутствует строка – финансирование инновационной деятельности. Более того, есть и проблемы с определением термина « инновационная деятельность».

В силу высокой рискованности инновационной деятельности научным коллективам и инновационным компаниям, как правило, недоступны обычные коммерческие кредиты, инновационные компании не могут предложить адекватного обеспечения кредита. Зачастую, единственным видом активов, которыми они располагают, является интеллектуальная собственность в виде патентов и ноу-хау.

Поэтому финансирование приходиться искать из других источников, среди которых можно выделить различные некоммерческие фонды и гранты, коммерческие венчурные фонды и схожих с ними «бизнес-ангелов», частных инвесторов и собственные средства промышленных компаний.

Весомый вклад в финансирование вносят различные государственные и негосударственные фонды, целевые программы и т.д. Существенную долю составляют также собственные средства предприятий и иностранные инвестиции.

Большинство фондов не заявляет своих прав на интеллектуальную собственность, полученную в результате финансируемого проекта.

Поэтому обращение к данному источнику средств удобно на начальной стадии процесса коммерциализации, давая возможность провести необходимый минимум исследований (например, изготовить первый прототип инновационного продукта) и не обременяя авторов излишними обязательствами.

Для современной России весьма важно изучение и использование зарубежного опыта в этой области, в первую очередь таких программ как

Схемы государственной поддержки начальных этапов коммерциализации результатов научных исследований в развитых странах свидетельствуют, что модели процессов передачи технологий из академического сектора в промышленность варьируются от страны к стране и разрабатываются с учетом культурной, политической и финансовой ситуации в каждой стране. Однако общее, что объединяет все схемы и является несомненной заботой правительств этих стран, это стремление создать наиболее эффективные механизмы освоения нового знания, максимально предоставить поддержку для служб передачи технологий на уровне индивидуального научно-исследовательского института.


Венчурные фонды

Члены этой группы занимаются финансированием разработок на коммерческой основе, имея целью получить значительную прибыль от вложения своих средств и в то же время сознавая рискованность такого бизнеса. Хотя принято условно считать, что коммерческий результат дает всего лишь один венчурный проект из десяти, однако прибыль от него, как ожидается, должна с лихвой окупить все сделанные затраты.

Венчурные фонды осваивают ограниченное количество разработок, часто специализируются в определенной области науки и техники.

Кооперация разработчиков с этими группами предусматривает полную или частичную передачу прав на результаты исследований финансирующей стороне, которая в дальнейшем может перепродать их стратегическому инвестору.

Ряд венчурных фондов создан и существует на основе российского капитала, в большинстве своем при финансово-промышленных группах.

3. Промышленные компании, финансирующие научные разработки, обычно, за счет собственных средств с целью внедрения их в производство и выхода на рынок с инновационными продуктами.

Не всякая даже достаточно крупная компания в России может позволить себе вкладывать средства в научные разработки.


Проблемы коммерциализации технологий и разработок РАН

1. Большую проблему представляет проведение первоначальной технической и коммерческой экспертизы технологий. Чтобы определить коммерческую ценность технологии для рынка, необходимо оценить ее научную и технологическую новизну, сравнить ее характеристики с зарубежными аналогами, грубо представить себе потенциальные рынки, прикинуть затраты и возможную стоимость товара. Эта часть работы сильно зависит от способности самих разработчиков дать необходимую информацию и первоначальные ориентиры для экономистов.

Несколько проще оценить научный и технологический приоритет разработки, основываясь на качественно ином принципе работы устройства или на очевидно более высоких характеристиках прототипов, таких как простота конструкции, габариты, мощность, быстродействие, энергопотребление и т.д.

Технологический приоритет интеллектуального продукта можно также косвенно оценить и по тому месту, которое группа разработавших его ученых занимает в мировом научном сообществе.

2. Многие перспективные разработки «застряли» на стадии создания экспериментальных образцов. Ситуация во многих случаях такова: имеется прототип, собранный из подручных материалов (вследствие неспособности оплатить требуемые комплектующие), который демонстрирует основные свойства и характеристики предлагаемой технологии. Этот образец требует серьезной доработки, и неясно, удастся ли вообще довести изделие до уровня коммерчески привлекательного и конкурентоспособного продукта.

3. Российские ученые пока еще имеют низкий уровень юридической грамотности и слабо осведомлены о тех путях, какими может быть осуществлена коммерциализация технологий. Они недостаточно хорошо знакомы с возможными видами контрактов, способами защиты своих прав и со своими будущими обязанностями.

Данное обстоятельство сильно затрудняет переговоры потенциальных инвесторов с авторами разработок.

4. Нормативная база по закреплению и распоряжению правами на результаты интеллектуальной деятельности все еще не доработана. Только в 2003 -2004 годах произошли серьезные подвижки ( статья 9’ Патентного Закона 2003 год, Постановление Правительства РФ от 22 января 2004 года)

Позиция РАН основывается на либеральном подходе, суть которого заключается в том, что права на результаты научно - технической деятельности, созданные за счет средств государственного бюджета, закрепляются и передаются на безвозмездной основе исполнителю. Передача обуславливается тем, что вся интеллектуальная собственность будет использована для развития экономики страны. Вместе с тем за Российской Федерацией закрепляются права на результаты научно - технической деятельности, которые необходимы для выполнения государственных функций, связанных с обеспечением обороны и безопасности страны. Согласованный с Российской академией наук проект постановления Правительства Российской Федерации “О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности, полученные за счет средств федерального бюджета” одобрен Правительством Российской Федерации.

Сегодня мы подошли к разработке полного набора юридических документов, регламентирующих инновационную деятельность, и отвечающих международным стандартам. Весьма важно при этом использование международного опыта, в первую очередь опыта США.

Так ,Законом Бея - Доула регулируется большинство федеральных средств США на проведение НИОКР в сфере трансфера технологий.

Преимущества коммерциализации российских технологий

Их немного, но они достаточно весомые.

1. Россия традиционно считается страной с высоким уровнем развития науки и образования. Во многих отраслях знаний сохраняется мировой приоритет российских научных школ.

2. Стоимость российской интеллектуальной собственности остается намного ниже мирового уровня. С большой степенью условности это можно считать преимуществом, поскольку это, несмотря на экономические сложности, привлекает в Россию инновационный капитал из других стран.

Международное сотрудничество

В какой степени Россия, Российская академия наук вовлечена в мировой процесс трансфера и коммерциализации технологий?

Можно по-разному относиться к официальной статистике, однако ясно, что сотрудничество с иностранными компаниями, заинтересованными в использовании российских технологий, пока является приоритетным направлением для наших разработчиков, поскольку отечественные инвесторы еще не готовы к активному ведению инновационного бизнеса.

Наибольший интерес к российскому рынку интеллектуальной собственности проявляют европейские компании. Южнокорейские компании чрезвычайно активны на нашем рынке интеллектуальной собственности. Такой гигант, как Samsung, имеет в России дочерние структуры, специализирующиеся на поиске и трансфере технологий, которые охватывают, практически, все сферы науки, связанные с полупроводниками, электроникой, телекоммуникациями, производством электроаппаратуры и бытовой техники.

Samsung Electronics Co провела в 2002-2004 годах два Конкурса( New Innovation Team) по отбору и поддержке перспективных направлений фундаментальных и прикладных исследований.

Каковы основные задачи Российской академии наук в реализации государственной инновационной политики?

Прошедшее десятилетие показало возможности и пути действительного преодоления кризисного состояния научно-технической сферы России, сохранения активной части научно- технического потенциала страны, адаптации научных учреждений к новым условиям хозяйствования, использования лучших научных достижений в различных областях экономики России.

Рыночные реформы в России изменяют лицо российской науки. Последствия реформ (как и сами реформы) в научно- технической сфере могут быть различными для различных научно- исследовательских организаций и зависят от степени приближенности сферы исследований к коммерческому использованию. Вместе с тем вопросы практического использования интеллектуального продукта актуальны даже в научно- исследовательских институтах теоретического профиля, поскольку экономические трудности заставляют их сотрудников вести исследования, все в большей степени связанные с коммерческим использованием.

Эти обстоятельства открывают новые перспективы для науки, поскольку становится реальной возможность коммерчески выгодно распорядится изобретениями и другим “ интеллектуальным “ товаром, создаваемым в науке.

Наиболее важными направлениями деятельности РАН должно стать обеспечение расширенного воспроизводства знаний как первый этап инновационного цикла

Реализация данного этапа требует сбалансированного решения двух задач:

сохранение и развитие системы базовых институтов и научного сообщества (среды), необходимых для генерации знаний;

выбор и поддержка прорывных направлений в науке.

Основными принципами реализации задачи сохранения и развития среды генерации знаний должны быть следующие:

сохранение или увеличение доли ресурсов на финансирование научно-технической сферы;

усиление роли ведущих научных организаций, занятых комплексным решением крупных отраслевых и межотраслевых проектов, усиление роли проектного финансирования ;

разработка нормативной правовой базы, ограждающей государственные научные организации от недобросовестных и необоснованных структурных и институциональных преобразований;

содействие обеспечению научных организаций всех типов собственности современной приборной базой и оборудованием, в том числе за счет создаваемой сети центров коллективного пользования,

поддержку научных школ, молодых ученых ;

Особо важным представляются и возможности фундаментальной науки при реализации важнейших научно- технических проблем страны,

Здесь мы видим наши первоочередные цели в формулировании приоритетных направлений развития фундаментальных исследований. Они должны определяться научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники. Мы должны обеспечить первоочередную государственную поддержку фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов. При выполнении таких исследований основная задача РАН состоит в отборе наиболее интересных с прикладной точки зрения фундаментальных результатов и превращение их в научные разработки, привлекательные для потенциального инвестора.

Создание информационно- аналитической системы РАН о результатах научных исследований и прикладных разработок, полученных научными организациями РАН;

Разработка пакета документов, определяющих взаимоотношения между РАН, институтами РАН и разработчиками по вопросам ранее созданной и вновь создаваемой интеллектуальной собственности.

Формирование и финансирование с использованием различных источников системы грантов на проведение целевых исследований по доведению результатов интеллектуальной деятельности до стадии освоения в инновационном продукте, включая постановку и финансирование специальных программ научно- исследовательских работ;

Это необходимые элементы использования научных результатов.

Создание системы использования наиболее перспективных результатов фундаментальных исследований подразумевает не только конкурсный отбор наиболее перспективных результатов, но и налаживание прочных научных, организационных и финансовых контактов Российской академии наук с хозяйствующими объектами Российской Федерации.

Уже в этом году мы провели переговоры с рядом крупных компаний и надеемся на плодотворное сотрудничество.

Похожие работы:

  1. • Кредитные потребительские кооперативы граждан, процедуры ...
  2. • История кооперации
  3. • Отличия кооперативов от акционерных компаний
  4. • Этапы создания кредитного кооператива в России
  5. • Потребительские кооперативы
  6. • Особенности регионального развития кредитной ...
  7. • Правовое положение кооперативных организаций в РФ
  8. • Экономическая основа деятельности кооперативов в ...
  9. • Сельскохозяйственные кооперативы как юридические лица
  10. • Производственные и потребительские кооперативы как субъекты ...
  11. • Деятельность кооперативов
  12. • Деятельность сельскохозяйственных кооперативов ...
  13. • Кредитные кооперативы
  14. • Членство в кооперативе
  15. • Сельскохозяйственная кооперация
  16. • Гражданское право
  17. • Гражданско-правовое положение производственных кооперативов
  18. • Основы гражданского права
  19. • Основные понятия коммерции
  20. • Аграрное право
Рефетека ру refoteka@gmail.com