Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО Уральский государственный педагогический университет
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету: Экономическая теория
Екатеринбург 2006
Содержание
История экономических учений
Предприятие и фирма
Конкуренция и монополия
Список литературы
История экономических учений
Истоки экономической науки прослеживаются в глубокой древности. Но как наука, т.е. систематизированное знание о сущности, целях и задачах экономической системы, экономическая теория ведёт свое начало от меркантилизма (последняя треть XV века). Это учение отображало интересы торговой буржуазии в период первоначального накопления капитала. Поскольку основной формой богатства представители меркантилизма считали золото и серебро, то такое богатство, по их мнению, накапливается за счет внешней торговли. На первом этапе своего развития меркантилизм приобрел форму монетаризма, который идеализировал благородные металлы и считал их единой формой богатства. Поэтому его представители выступали против вывоза денег из страны, за ограничения импорта и прочих аналогичных мероприятий. Для второго этапа развития меркантилизма характерно то, что его приверженцы отстаивали расширение внешней торговли, не запрещали вывоза денег из страны. Некоторые из них требовали обложения иностранных товаров высокими пошлинами, выступали за достижение активного торгового баланса через развитие национального производства и вывоза части товаров за границу, за усиление роли государства. Вообще западноевропейские меркантилисты единым источником прибыли называли неэквивалентный обмен. Меркантилизм был преимущественно прогрессивной экономической теорией. Поскольку эта школа отображала преимущественно интересы торговой буржуазии, в конце XVI – начале XVII века ее идеи вошли в противоречия с интересами промышленной буржуазии. В мануфактурный период развития капитализма, на смену ему приходит классическая политическая экономия.
Классическая политическая экономия - это направление мировой экономической мысли развивалось с первой половины 17 века. Его основатели – У. Петти, П. Буагильбер. Классической политической экономии принадлежит ряд важных научных открытий. Она сосредоточила внимание на анализе отношений в сфере производства, отнеся все области материального производства. Классики начали теорию трудовой стоимости, в соответствии с которой человеческая деятельность является единственным источником стоимости, возвысили роль производительного труда как создателя стоимости и показали значение разделения труда как условие повышения его производительности. Они исследовали доходы основных классов буржуазного общества, механизм конкуренции, кредита, денежного оборота. Классическая политическая экономия впервые поставила проблему экономических законов, исследовала их объективный характер, механизм действия, необходимость учета и использования этих законов в хозяйственной практике и политике. Рынок классики рассматривали как саморегулирующую систему, которая наиболее эффективной «невидимой рукой» распределяет ресурсы. Государство не должно вмешиваться в экономику, но должно защищать конкуренцию, не допуская ее ограничения. Принцип свободной конкуренции, по их мнению, наибольшим образом реализуется в процессе свободного перемещения рабочей силы, свободной купли-продажи земли, наличие свободной торговли и отмены государственных регламентаций в функционировании промышленности и внутренней торговли. Положительными являются его положения о необходимости углубления международного разделения труда. Конструктивной к тому времени была его идея свободного предпринимательства.
Во Франции ответвлением действующей классической школы были физиократы, которые впервые источником общественного богатства назвали не сферу оборота, а сферу производства, природу. Земля, по их мнению -высочайшая ценность. Представители школы физиократов – экономисты Ф. Кенэ, Ж. Тюрго и др. Физиократы проанализировали капитал как один из факторов производства и прибыли, как форму дохода на капитал. Они ввели в научный оборот категорию «чистый продукт», который рассматривали как объём и стоимость сельскохозяйственной продукции за вычетом всех затрат. Итак, источником богатства было названо превышение созданным в сельском хозяйстве продуктом потребленного в этой сфере продукта. Промышленность, транспорт и торговлю физиократы считали бесплодными сферами. Ф. Кене впервые сделал попытку выделить классы на экономической основе, разработал экономическую таблицу, в которой попробовал провести количественный макроэкономический анализ натуральных и денежных потоков материальных ценностей в народном хозяйстве. Эта таблица стала прообразом расширенного воспроизводства К. Маркса, методов анализа «затраты – выпуск» В. Леонтьев, которые используются до сих пор и в которых раскрываются межотраслевые связи.
Классическая школа, ее прогрессивные идеи приобрели развитие в марксистской экономической теории. К. Маркс выделял как важный момент теории стоимости то, что обмен является важным условием определения стоимости товара, его реализация. Он выделял понятия средней стоимости товара, вокруг которой колеблются цены, а сама цена, кроме того, выражает колебание спроса и предложения. Он дал новое обоснование предмета политической экономии, которая должна изучать не только законы распределения произведенного продукта, а и законы непосредственного производства, обмена и потребления, исследовать производственные отношения между людьми во всех сферах общественного воспроизводства во взаимодействии с развитием производительных сил. К. Маркс обосновывал прогрессивность роли акционерной собственности как в условиях эволюции капиталистического способа производства, так и в построении совершенного общественного порядка. Так же он говорил о доведении преимущества коллективных форм собственности над индивидуальными, частными формами. Вообще много идей, положений теории и методологии Маркса имеют ценность, выдержали проверку временем и используются ведущими экономистами многих стран мира. Благодаря жизненности многих выводов и положений марксистской политической экономии она и ныне является одним из важных направлений экономической теории.
Еще одно важнейшее направление маржинализм – новое направление экономической теории, которое возникло в середине 19 века. Он становится вместе с тем и методологическим принципом западной экономической науки. Основателями маржинализма были австрийский экономист К. Менгер, английский У. Вальрас. Сферой изучения экономики, по их мнению, является чистая теория, цель которой – обоснование универсальных закономерностей. Маржиналисты утверждали, что рыночная экономика способна достичь равновесия на основе спроса и предложения, а рационально мыслящие субъекты стремятся достичь экономического успеха. Основой маржинализма является теория предельной полезности, в соответствии с которой рыночная цена товара определяется не общественно необходимыми затратами труда, а степенью насыщения потребности в нем, полезностью последней единицы запаса определенного вида товаров. Со временем такой подход был воплощен в теории затрат производства, цены, распределения и т.п. Вообще маржинализм раскрывает не сущность экономических явлений и процессов, а их изменение вследствие изменения других явлений и процессов, а также с точки зрения психологии отдельного индивида.
Монетаризм – экономическая теория, в соответствии с которой денежная масса в обращении играет определяющую роль в формировании экономической конъюнктуры и установлении причинно – следственных связей между изменением количества денег и величиной валового национального продукта, а также в развитии производства. Возник в середине 20 века в США. Его основатель – глава чикагской школы политической экономики М. Фридмен – выступает против активного и широкомасштабного вмешательства государства в экономику, против государственных мероприятий стимулирования спроса, выдвигая при этом лозунг «назад к Смиту». Средствами регулирования экономики, по мнению монетаристов, также есть достижения сбалансированности государственного бюджета, установление высоких процентных ставок. Положительная сторона монетаризма – всесторонний анализ механизма деятельности денег на рынке товаров, обоснование влияния монетарной политики на развитие экономики. Исходя из количественной теории денег, монетаризм рассматривает роль денежной массы как определяющего звена хозяйственного механизма. Рецепты монетаристской школы в значительной мере воплощены в программах Международного валютного фонда.
Институционализм – одно из направлений западной экономической мысли, которое основное значение уделяет анализу роли институтов в принятии экономических решений и в экономической деятельности, их направленности и эффективности. Возник в конце 19 – начале 20 веков. К институтам его приверженцы относят конкуренцию, профсоюзы, налоги, государства, монополии, постоянный способ мышления, юридические нормы и т.п., а экономику рассматривают как систему отношений между хозяйствующими субъектами, которая формируется под влиянием экономических и не экономических факторов. Институционализм отрицал обусловленность развития человеческого общества производственными отношениями, движущей силой признавал психологические, социально-правовые факторы. Основатели институционализма Т. Веблен, У. Гамильтон, А. Гобсон и прочие. По мнению институционалистов в процессе развития общества происходит естественный отбор институтов, система которых образовывает своеобразную культуру и определяет тип цивилизации. Главным экономическим институтом и основой современного общества представители институционализма считали государство, которое проводит активную социальную политику, применяет индикативное планирование и регулирование хозяйственной жизни. А идеалом общества они провозглашали государство социального благоденствия. Для этого, по их мнению, нужен социальный контроль.
Одно из ведущих направлений современной экономической теории – кейнсианство. Название это направление получило от имени известного экономиста Дж. Кейнса, который считал, что без активного вмешательства государства в развитие социально-экономических процессов, без важного расширения функции государства капитализм бессилен будет существовать. Кейнс один из первых в западной экономической науке обосновал макроэкономический подход к анализу социально-экономических процессов, оперируя такими глобальными категориями, как национальный доход, совокупные инвестиции, потребление, занятость, накопление и т.п. Эти категории он рассматривал в их взаимодействии и функциональных связях. В теории Кейнса решающая роль принадлежит инвестициям. Расширение роли государства, по мнению Кейнса, необходимо для борьбы с ростом безработицы, кризисами, для рационального использования трудовых ресурсов. Увеличение частных инвестиций государство должно регулировать удешевлением кредита. Кейнс считал целесообразным увеличение государственных затрат на общественные работы и даже на воинские цели.
Неоклассическая теория – обобщающая экономическая концепция, в которой объединяются рациональные теории ценообразования и распределения доходов в границах неоклассического направления. Приверженцы неоклассической теории провозглашают необходимость совершенствования методов государственного регулирования экономики вследствие осложнения экономической системы.
Предприятие и фирма
Фирма – юридически самостоятельная предпринимательская единица. Современная фирма состоит из нескольких предприятий. В случае, если фирма состоит из одного предприятия, термины «предприятие» и «фирма» совпадают и обозначают один и тот же объект экономической деятельности. По отношению к входящим в её состав производственным единицам фирма – орган предпринимательского управления. Обычно именно фирма, а не предприятие, выступает как хозяйственный субъект на рынке, осуществляет ценовую политику, ведет конкурентную борьбу, участвует в распределении прибыли, задает темпы и определяет направления научно-технического прогресса. Качественные критерии классификации фирмы:
Тип собственности (государственные, смешанные, частные фирмы)
Юридический статус (хозяйственные товарищества и общества, унитарные предприятия, производственные кооперативы и др.)
Характер и содержание деятельности (сельскохозяйственные, промышленные, специализированные и др.)
Источники финансирования деятельности (использующие собственные или заемные средства)
Объем и ассортимент выпускаемой продукции (одно- и многопродуктовые)
Способ вхождения в межфирменные объединения (холдинги, концерны)
Способы и методы реализации конкурентных систем на рынке
В качестве количественных критериев классификации предприятий выступают численность работников и объем используемого капитала. Качественная классификация фирм позволяет раскрыть их внутреннюю сущность, а количественная – выделить абсолютную величину какого-либо показателя или группы показателей.
Организационно-экономические формы предприятий различаются по деятельному признаку.
Картель – соглашение о ценах, рынках, квотах;
Синдикат – объединение сбыта;
Консорциум – объединение для крупных инвестиций;
Концерн – многоотраслевое объединение на основе системы участия;
Холдинг – объединение на основе участия материнского предприятия в капитале дочерних;
Трест – объединение для любой деятельности, но с общей прибылью, распределяемой по квотам;
Пул – объединение для любой деятельности с общей прибылью, распределяемой по квотам.
Основной формой организации предпринимательской деятельности являются фирмы или деловые предприятия. В зависимости от преобладающих форм собственности и источника образования капитала выделяют пять таких типов.
Единоличная фирма предполагает самостоятельное ведение дел единственным собственником.
Партнерство – фирма, находящаяся в собственности группы лиц (до 50 человек)
Кооператив – фирма, образованная путем объединения части ресурсов членов с целью извлечения взаимной выгоды.
Корпорация – крупная фирма, основанная на акционерной собственности.
Государственное предприятие функционирует на основе государственной собственности и осуществляет, в основном, производство общественных благ.
Оптимальный размер фирмы определяется минимализацией совокупностей производственных и непроизводственных затрат, вложенных в выпускаемую единицу продукции. Существует следующая классификация фирм по размеру:
Мельчайшие, основанные на личном труде товаропризводителя (семейные 2-3 человека);
Малые: в производстве – до 100 человек, в науке – до 60 человек, в непроизводственной сфере – до 50 человек, в торговле – до 15 человек;
Средние – от 50 до 500 человек;
Крупные – более 500 человек;
Функции фирмы:
Получение дохода владельцами фирмы
Обеспечение потребителей продукцией фирмы
Обеспечение персонала фирмы заработной платой, нормальными условиями труда и возможностью профессионального роста
Создание рабочих мест для населения, живущего в окрестностях фирмы
Охрана окружающей среды: земли, воздушного и водного бассейнов
Предотвращение сбоев в работе фирмы (срыва поставки, выпуска бракованной продукции, резкого сокращения объемов и снижения рентабельности производства)
Диверсификация
Это проникновение капитала данной фирмы в отрасли, которые прямо не связаны с основной сферой ее деятельности. Синергетический эффект создания диверсифицированных объединений выражается:
В росте прибыли
В снижении издержек производства и управления
В сокращении потребностей в капиталовложениях
Диверсификация в рыночной экономике получила распространение с середины 50-х годов в условиях структурных преобразований в общественном производстве под влиянием НТР и обострения проблемы реализации продукции. Способствуя процессу обобществления производства путем развития прямых межотраслевых связей, она порождает и отрицательные последствия: с увеличением числа разнородных предприятий в диверсифицированной структуре растут трудности управления производством, координации внедрения достижений НТР, внедрение результатов НТП.
Таким образом, диверсификация – это стратегическая политика хозяйствующего субъекта оп расширению номенклатуры товаров, производимых предприятием, направленная на получение экономической выгоды от комбинированного производства и достижение целей как краткосрочного, среднесрочного, так и долгосрочного характера. Она предполагает одновременное развитие нескольких, не связанных друг с другом технологических видов производства и другой предпринимательской деятельности, расширение ассортимента производимых товаров и услуг.
Концентрация производства
Это изменение масштабов производственной деятельности за счет внутренних и внешних источников накопления. В данном случае размер совокупного капитала фирмы в обществе увеличивается за счет внутренних источников. На уровне фирмы масштабы производства имеют оптимальные размеры, а увеличение масштабов производства дает экономический эффект в результате развития разделения труда и его специализации. Выделяют несколько форм концентрации: интеграция, диверсификация и конгломерация. Исторически первой является горизонтальная интеграция, затем в 20-е годы XX века получила распространение вертикальная интеграция, на смену которой пришел процесс диверсификации. В современной практике преобладающей формой часто выступает централизация.
Централизация
Это процесс поглощений и слияний, при котором увеличение масштабов фирмы осуществляется только за счет внешних источников накопления. Размер совокупного капитала в обществе в процессе данных процессов остается прежним.
Открытие и закрытие предприятий
С момента принятия любым физическим лицом или группой таких лиц решения об организации фирмы возникает необходимость строгого выполнения комплекса требований законодательства о порядке новых предприятий. На первом этапе необходимо собрание учредителей, на котором принимается решение о создании фирмы и определяется круг юридических и физических лиц, входящих в него. Собрание утверждает устав, в который, как и в другие учредительные документы, при длительном функционировании фирмы вносятся изменения и дополнения. Второй этап – открытие расчетного счета в банке, получение в необходимых случаях лицензии на право выполнения тех или иных видов деятельности, регистрация фирмы в государственной налоговой службе, постановка на учет в фондах социального страхования и обеспечения. Третий этап – государственная регистрация фирмы и внесение ее в органах юстиции в Единый государственный реестр юридических лиц с выдачей регистрационного удостоверения.
Федеральный закон от 08.08.2001г. № 129 «о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» определяет порядок представления документов при государственной регистрации экономических субъектов, планирующих открыть собственное дело, а также описывает порядок государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя. При государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя в регистрирующий орган представляются:
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
Копия основного документа физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя
Подлинник или копия документа, подтверждающего в установленном законодательством Российской Федерации порядке адрес места жительства физического лица, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя
Нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителя или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности физическим лицом, регистрируемого в качестве индивидуального предпринимателя (в случае если это лицо является несовершеннолетним)
Документ об уплате государственной пошлины
При государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:
Подписанное заявителем заявление о государственной регистрации
Решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Р.Ф.
Учредительные документы юридического лица (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии)
Документ об уплате государственной пошлины
Государственная регистрация юридических лиц при их создании осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянного действующего исполнительного органа. Данные государственной регистрации включаются в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления. Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также уклонение от такой регистрации могут быть обжалованы в суде. Фирма считается созданной с момента ее государственной регистрации.
Фирма может создаваться на неопределенно долгое время или для достижения совершенно конкретной цели, после чего она ликвидируется в срок, оговоренный в уставе. Прекращение деятельности фирмы происходит либо по добровольному согласию ее владельцев и совладельцев, либо по решению судебных органов. Во всех случаях при ликвидации фирмы соблюдается следующий порядок. В первую очередь удовлетворяются все претензии наемного персонала (выплачивается заработная плата и другие виды вознаграждений, оговоренные трудовым законодательством или контрактом с наемным работником). Во вторую очередь удовлетворяются обязательства фирмы перед государственными органами (налоговой службой, специализированными фондами и другими организациями). В третью очередь удовлетворяются имущественные и денежные претензии сторонних коммерческих организаций (кредиторов). При ликвидации фирмы необходимо создание ликвидационной комиссии и сообщение в печати о ликвидации фирмы с указанием предельного срока предъявления к фирме соответствующих претензий. Ликвидационная комиссия определяет источники удовлетворения и очередность погашения всех обязательств фирмы (остатки денежных средств на расчетном счете, взыскание дебиторской задолженности, реализация принадлежащего фирме имущества). Остающиеся после ликвидации фирмы и удовлетворения всех имущественных претензий средства передаются собственникам фирмы и распределяются между ними (в порядке, оговоренном в уставе или ином оформленном в надлежащем порядке документе). Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо – прекратившем существование, после внесения об этом записи в единый государственный реестр юридических лиц.
Банкротство
Институт несостоятельности – банкротства, представляет собой обязательный атрибут рыночной экономики, он несет оздоравливающее начало, позволяет осуществлять структурные преобразования и создает условия для перераспределения капитала от нерентабельных производств в другие сферы экономики, служит определенным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Банкротство – это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей данной процедуре может предшествовать санкция – меры по восстановлению платежеспособности должника, принимаемые собственником имущества должника – унитарного предприятия, учредителями должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства. Должник – гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы.
При банкротстве должника – юридического лица применяются следующие процедуры банкротства:
Наблюдение – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов
Финансовое оздоровление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности
Внешнее управление – процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности
Конкурсное производство – процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов
Мировое соглашение – процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором
Экономическая безопасность – состояние системы экономических отношений между субъектами хозяйствования (производители и потребители), индивидами, государственными институтами как в рамках национальной политики, так и в сфере внешнеэкономической деятельности, обеспечивающее возможность полной реализации и защищенность жизненно важных экономических интересов от внешних и внутренних угроз через достижение сбалансированности интересов каждого из участников отношений путем оптимального соотношения с интересами других субъектов хозяйствования.
Конкуренция и монополия
Признаки | Совершенная конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия |
Монополия |
1.число фирм | Не ограниченное количество | Множество фирм | Несколько крупных предприятий | Одно предприятие |
2.тип продукта | Однородные товары | Продукция дифференцируема | Определенная продукция | Определенная продукция |
3.контроль над ценой | Не определяет цену | Каждое предприятие в отдельности не может влиять на цену | Контроль над ценой | Влияет на процесс ценообразования |
4.условия вступления в отрасль | Вступление в отрасль и выход из нее весьма доступен | Вход и выход в отрасль вполне возможен | Вход и выход в отрасль весьма затруднен в связи с грандиозностью производства | Вход в отрасль и выход из нее весьма затруднен |
5.не ценовая конкуренция | Улучшение качества товара и услуг, предоставление гарантий | Товары с качественными высшими характеристиками, дополнительные услуги, доступность | Глубокая специализация производства, внедрение передовой техники и технологии, сосредоточение кадров высокой квалификации, и т.д. | Глубокая специализация производства, внедрение передовой техники и технологии, сосредоточение кадров высокой квалификации, и т.д. |
6.пример | Рынки сельскохозяйственной продукции | Рынки бытовой химии, кондитерских изделий, одежды, косметики | Автомобильное производство | Нефтяные компании, энергообеспечение, трубопроводный транспорт и т.д. |
Антимонопольная политика
Комплекс мероприятий, разработанных и введенных во многих странах мира, направленных на ограничение деятельности монополий, а также создание соответствующего законодательства.
Европейская система антимонопольного права запрещает не саму монополию, а лишь ее злоупотребление властью. Так, картели считаются полезными для развития экономики, поэтому основной формой государственного контроля является система регистрации картельных соглашений в специальных органах.
Принятие антимонопольных законов ослабляет процесс монополизации экономики, оказывает содействие усилению конкуренции.
С момента принятия Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" прошло уже пятнадцать лет. За это время в Закон неоднократно вносились изменения и дополнения. Большинство из них носило частный характер и затрагивало лишь отдельные положения Закона. Однако некоторые изменения были столь существенными, что давали основание говорить о принятии новой редакции Закона о конкуренции.
Необходимость существенного изменения содержания Закона спустя всего четыре года после его вступления в силу была обусловлена несколькими обстоятельствами. Во-первых, в декабре 1993 г. Россия получила новую Конституцию, и надлежало привести в соответствие с ней все акты отраслевого законодательства. Во-вторых, к моменту принятия Закона о конкуренции еще только зарождались те общественные отношения, которые он должен был регулировать, и их развитие в последующем требовало корректировки Закона. И, наконец, в-третьих, экономические и законотворческие процессы в начале 90-х годов были столь динамичными, что принимаемые тогда законы не всегда оказывались в достаточной степени согласованными друг с другом.
Новации, предусмотренные поправками к Закону о конкуренции (внесенные Федеральным законом от 9 октября 2002 г. N 122-ФЗ), объясняются завершением определенного этапа становления рыночной экономики. Это позволило отказаться от некоторых положений Закона, которые могут быть определены как отражение "пережитков социализма" в российском праве, и приблизить его тем самым к зарубежным аналогам. Прежде всего, это относится к таким наиболее принципиальным изменениям Закона, как отказ от признания антиконкурентного поведения органов государственной власти и местного самоуправления видами монополистической деятельности, а также сужение сферы и либерализация процедуры осуществления государственного антимонопольного контроля так называемых экономических концентраций.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. N 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:
1. Федеральная антимонопольная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных правовых и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.
(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.06.2004 N 331)
5. Основными функциями Федеральной антимонопольной службы являются:
а) надзор и контроль за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках, на рынке финансовых услуг;
б) надзор и контроль за соблюдением законодательства о естественных монополиях;
в) надзор и контроль за соблюдением законодательства о рекламе до внесения изменений в Федеральный закон "О рекламе".
Список литературы
Фомишин С.В. Экономическая теория/С.В. Фомишин, С.В. Мочерний. – Ростов н/Д: Феникс, 2006
Экономическая теория (для экономических вузов): Учебник/ Под ред. О.С. Белокрыловой. – Ростов н/Д: феникс, 2006
Экономика фирмы: Пособие для сдачи экзамена / Матеуш Т.А. и др. – М.: Юрайт-Издат, 2005