Рефетека.ру / Экономика

Курсовая работа: Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Курсовая работа


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО «АЙСТ»)

СОДЕРЖАНИЕ


Введение 3


1. Экономическое содержание доходов торгового

предприятия 5

1.1. Понятие прибыли торгового предприятия 5

1.2. Принципы формирования и использования

прибыли 9


2. Анализ доходов ООО «АЙСТ» 19

2.1. Краткая характеристика предприятия 19

2.2. Анализ состава и динамики балансовой

прибыли 20

2.3. Анализ финансовых результатов от

реализации продукции, работ и услуг 22

2.4. Факторы, влияющие на прибыль 26


3. Пути увеличения доходов ООО «АЙСТ» 31

3.1. Планирование доходов предприятия 31

3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей,

обеспечивающих ее достижение 32


Заключение 36

Список использованной литературы 37

Введение


На протяжении десятилетий многие в Советском Союзе полагали, будто мерилом экономического успеха служит физический объем продукции той или иной отрасли промышленности: сколько прокатано стали, выдано угля, изготовлено резины или добыто нефти. Подобные взгляды живы и по сей день. Конечно, физический объем производства в какой-то мере является показателем экономического развития, однако он не даст ответа на один из самых важных вопросов экономики: служит ли производство потребностям человека? Если увеличение объемов производства не способствует повышению благосостояния, ибо выпускаются товары, не нужные людям, то измерение экономического процветания валовыми показателями может дать весьма обманчивые результаты. Уровень жизни может быть куда более высоким при меньших объемах военного производства, поскольку рабочая сила и ресурсы будут перенаправлены из военной индустрии в потребительский сектор экономики.

В СССР громадное количество трудовых ресурсов было сосредоточено в промышленности при полном пренебрежении сферой услуг. В советской промышленности в 1988 г. Было занято 40,4 % трудоспособного населения, в то время как в США в 1986 г. – всего лишь 22,2 %. Для сравнения в Соединенных Штатах 75,1 % активного населения было занято в сфере услуг, между тем как в Советском Союзе в этом секторе экономики работало лишь 40,3 %. В сфере распределения, т.е. В оптовой и розничной торговле, и на предприятиях общественного питания в советской экономике трудилось 8 % трудоспособного населения, в то время как в американской экономике 22,2 %.

В самой советской промышленности ресурсы были сконцентрированы в машиностроении, куда входят многие предприятия по производству вооружений, и прочих отраслях военно-промышленного комплекса. В системе централизованного планирования военно-промышленному комплексу был гарантирован преимущественный доступ к ценным ресурсам страны в ущерб другим секторам экономики. В частности, предприятиям ВПК в первоочередном порядке предоставлялись энергетические и сырьевые ресурсы, валютные резервы и щедрые бюджетные ассигнования под инвестиционные проекты.

Из закона об ограниченности ресурсов с неизбежностью следует, что СССР производил гораздо меньше продукции других категорий, в частности потребительских товаров и услуг. Ярким свидетельством тому служат размеры сектора розничной торговли в 1988 г. Советский розничный сектор заметно уступал в размерах розничному сектору любой страны с рыночной экономикой. В 1988 г. В Советском Союзе на каждые 10 000 жителей приходилось всего лишь 20 магазинов, в то время как в США – 61, а в Италии – 175 магазинов.

После ликвидации ценового контроля в 1992 г. В России резко выросло количество предприятий розничной торговли, что проявилось в возникновении огромного множества киосков в крупных городах. Приверженцы старого порядка принялись яростно критиковать такое развитие событий, утверждая, будто Россия превращается в базар и что Россия – слишком великая страна и ей не пристало опускаться до уровня нации лавочников. Эта критика безосновательна, ибо головокружительный рост количества киосков и других торговых предприятий просто-напросто отражал острую нехватку магазинов в прошлом.

Несомненно, тема курсовой работы является достаточно актуальной. В торговлю, начиная с 1992 года, переместились значительные трудовые ресурсы. Появление огромного числа невиданных ранее товаров вызвало повышенный спрос на потребительские товары. Невиданные прибыли в торговле получали вчерашние инженеры и школьники. У многих сложилось мнение, что экономические знания не нужны. Первое отрезвление пришло после «черного вторника» 1994 года. В дальнейшем, после снижения спроса на новые товары, насыщения рынка различными предприятиями торговли, дальнейшего снижения доходов граждан, стало ясно, что без знания экономики и множества других дисциплин, связанных с торговлей, рассчитывать на получение стабильных доходов не приходится. Августовский кризис привел к сокращению объема розничной торговли 1999 года по сравнению с 1998 годом. Это предъявляет к микроэкономике предприятий торговли еще больше требований. Очевидно, что в дальнейшем конкуренция в торговой отрасли будет усиливаться не зависимо от экономической ситуации в стране. Для преуспевания будет недостаточно дарования, практических знаний и навыков, поддержки государственных структур. В конкурентной борьбе уже недалекого будущего победят те, кто будет сочетать как можно более обширные и глубокие знания микроэкономики предприятий торговли с дарованием и опытом работы.

Объектом курсового исследования является торговое предприятие ООО «АЙСТ», предметом – анализ доходов этого предприятия. В процессе исследования необходимо решить следующие задачи:

определить понятие и экономическую сущность прибыли торгового предприятия;

раскрыть принципы формирования и использования прибыли в торговле;

дать анализ доходов исследуемого предприятия и влияющих на них факторов;

определить пути увеличения доходов торгового предприятия в условиях формирования рынка потребительских товаров.


1. Экономическое содержание доходов торгового предприятия


1.1. Понятие прибыли торгового предприятия


В условиях рыночной экономики возрастает значение коммерче­ской деятельности с целью получения максимальной прибыли для удовлетворения материальных и социальных потребностей работ­ников и производственного развития предприятия. При определе­нии объема закупки того или иного товара и возможностей его продажи партнеры (поставщики и торговое предприятие) должны обязательно просчитывать выгодность торговой сделки, т.е. воз­можность получения оптимального уровня и массы прибыли.

Прибыль в торговле является денежным выражением стоимости прибавочного продукта, созданного производительным трудом работни­ков торговли, которые заняты продолжением процесса производства в сфере товарного обращения, а также части прибавочного продукта, со­зданного трудом работников других отраслей народного хозяйства (про­мышленности, сельского хозяйства, транспорта и др.) и направляемого в торговлю через механизм цен на товары, тарифов, торговых надбавок как плата за реализацию товаров (продукции, услуг).

Прибыль измеряется суммой и уровнем. Она является одним из важнейших оценочных показателей, характеризующим результат хозяйственной деятельности предприятия. Отношение прибыли к товарообороту, выраженное в процентах, определяет уровень рен­табельности реализации товаров. В условиях рыночной экономики рентабельность является важнейшим качественным показателем работы торгового предприятия, в котором обобщается состояние до­ходов, издержек обращения, оборачиваемости товаров, использова­ния основных средств, рабочей силы, собственного и заемного ка­питалов. Показатель рентабельности свидетельствует о прибыльно­сти хозяйственной деятельности предприятия в прошедшем периоде и о возможностях его дальнейшего функционирования.

Прибыль представляет собой конечный финансовый результат хозяйственной деятельности предприятия. Однако финансовым ре­зультатом может выступать не только прибыль, но и убыток, воз­никший, например, по причине чрезмерно высоких затрат или не­дополучения доходов от реализации товаров в связи с уменьшени­ем объема поставок товаров, снижением покупательского спроса.

В упрощенном виде прибыль – это разность между валовым дохо­дом и издержками обращения предприятия. Такую прибыль принято называть бухгалтерской (валовой), она отражает финансовый результат конкретной деятельности предприятия. Однако, как известно, не все затраты торгового предприятия включаются в издержки обращения.

Часть затрат предприятие осуществляет за счет прибыли, и поэ­тому не включает их в издержки обращения.

Все затраты предприятия, учитываемые как в составе издержек обращения, так и относимые на прибыль, в сумме образуют экономи­ческие издержки, поскольку они характеризуют совокупность дейст­вительных расходов торгового предприятия. Экономические издержки по количеству и объему больше издержек обращения. Соответственно издержкам прибыль может быть экономической. Бухгалтерская (ва­ловая) прибыль – это разность между валовым доходом и издержка­ми обращения. Экономическая прибыль – это разность между вало­вым доходом и экономическими издержками. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину затрат, не учитываемых в составе издержек обращения. Цель любого торгового предприятия на рынке – получение максимальной экономической прибыли. Экономическая прибыль характеризует предпринимательский доход, который свиде­тельствует об окупаемости расходов торгового предприятия (предпри­нимателя) и способности его к самофинансированию (саморазвитию).

В процессе анализа результатов работы торгового предприятия при­меняются различные значения прибыли: прибыль (убыток) от реализа­ции товаров; прибыль от реализации основных фондов и иного имуще­ства; валовая (балансовая) прибыль; чистая прибыль (прибыль, остаю­щаяся в распоряжении предприятия); налогооблагаемая прибыль; при­быль от прочей деятельности предприятия. Различия понятий прибыли определяются их экономическим содержанием и положениями законо­дательства о налогообложении прибыли предприятий1.

Прибыль (убыток) от реализации товаров определяется как разность между валовым доходом от реализации товаров (без учета налога на добавленную стоимость) и издержками обращения.

При определении прибыли от реализации основных фондов и иного имущества учитывается разница (превышение) между продаж­ной ценой (без налога на добавленную стоимость) и остаточной (пер­воначальной) стоимостью этих фондов и имущества, увеличенной на индекс инфляции, который исчисляется в порядке, установленном Правительством РФ. При этом понятие "остаточная стоимость иму­щества" рассматривается применительно к основным фондам, немате­риальным активам, малоценным и быстро изнашивающимся предме­там, а первоначальная стоимость – для прочего имущества.

В состав доходов (расходов) от внереализационных операций включаются: доходы, получаемые от долевого участия в деятельности других предприятий, от сдачи имущества в аренду, дивиденды (про­центы) по акциям, облигациям и иным ценным бумагам, принадлежащим предприятию, а также другие доходы (расходы) от операций, не связанных с реализацией товаров, включая суммы, полученные (уп­лаченные) в виде санкций за нарушение хозяйственных договоров. В со­ставе внереализационных расходов учитываются налоговые платежи, относимые на финансовые результаты деятельности предприятия (налог на имущество, транспортный налог, прочие налоги).

В зарубежной практике доход, полученный в виде дивидендов (про­центов) на вложенный в банк капитал, называется доходом на капитал и не является прибылью в сугубо экономическом смысле слова.

Валовая (балансовая) прибыль характеризует конечный финансо­вый результат хозяйственной деятельности предприятия и представ­ляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации товаров, основных фондов, иного имущества и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. По экономиче­скому значению балансовая и валовая прибыль тождественны.

Валовая прибыль с наибольшей полнотой и объективностью показы­вает результаты всех видов хозяйственной деятельности предприятия. Именно прибыль на практике отражает экономическую категорию "прибавочная стоимость", которая соответственно и подлежит распре­делению между предприятием и государственным бюджетом.

Чистая прибыль – это та часть валовой (балансовой) прибыли, которая остается в распоряжении предприятия после уплаты в бюд­жет налога на прибыль.

В экономической литературе, особенно зарубежной, чистую при­быль рассматривают как экономическую ренту. Однако понятие эко­номической ренты больше присуще творческой деятельности, где про­является особый талант (музыкальный, спортивный и т.д.), а не пред­принимательской и тем более не коммерческой деятельности. Между процессами поиска прибыли и ренты имеется четкое разграничение. Поиск прибыли обычно ассоциируется с предпринимательской (ком­мерческой) деятельностью. Предприниматели и коммерсанты изыски­вают прибыль путем выявления наилучших способов использования имеющихся ресурсов (капитала) и экономии расходов.

Главное препятствие, с которым сталкивается торговое предприятие в процессе реализации своих возможностей максимизации прибыли, – это рост расходов, связанных с увеличением налоговых платежей в бюд­жет и обязательных отчислений в различные внебюджетные фонды, т.е. налогового бремени.

Наиболее полно экономическая сущность прибыли торгового предприятия проявляется через выполняемые ее функции:

является мерилом оценки деятельности предприятия;

используется в качестве источника материального поощрения труда работников;

выступает источником вознаграждения владельцев акций, паев в уставном капитале предприятия;

является источником самофинансирования развития предприятия;

служит источником пополнения государственного бюджета.

В зарубежной практике прибыль – многозначный термин ры­ночной экономики. Применяется несколько способов калькулирова­ния величины прибыли, весьма различных по своим задачам и ме­тодам расчета. Прибыль от обычной торговой деятельности опреде­ляется как разница между выручкой от продаж и произведенными затратами, к которым, помимо затрат на закупки товаров, относят расходы на содержание персонала, амортизационные отчисления, расходы по управлению, денежным операциям и налоговые плате­жи. "Прибыль – это чистый доход сверх обычной нормы дохода за счет доступных инвестиционных возможностей". Такое более ши­рокое и емкое понятие прибыли дается профессором Сиэтлского университета Полом Хейне (США)1.

Термин "инвестиции" чрезвычайно распространен за рубежом. Под инвестиционными возможностями понимаются возможности вложения средств до получения результата деятельности. На предприятиях инвестиционные средства находят выражение в капиталь­ных вложениях. Инвестиционные расходы (затраты) связаны с приобретением новых машин, сооружений, технологического обо­рудования, транспортных средств, что позволяет увеличивать раз­мер основного капитала (основных средств), который в будущем должен обеспечивать прибыль. В рыночной экономике источниками инвестирования, помимо собственного основного капитала, являют­ся банковские кредиты, частный капитал, средства одних предпри­ятий, вкладываемые в развитие других. Это могут быть либо пря­мые ссуды, либо приобретение акций, либо вложения средств для участия в прибылях. Благодаря расширению инвестиционных воз­можностей ускоряются темпы экономического роста фирмы. При недостаточном инвестировании темпы старения техники, оборудо­вания обгоняют темпы их замены новыми, более производительны­ми видами. Следовательно, вкладывая средства в основной капи­тал, фирма предусматривает получение определенного дохода от него в будущем за счет повышения производительности труда ра­ботников. Инвестиции и рост производительности труда необходи­мы, чтобы выдержать конкуренцию в условиях рынка. Доходы от инвестиций – это будущая прибыль.

«Под прибылью понимается результат деятельности фирмы (компании, корпорации). Для всех фирм обязательным условием является максимизация прибыли: прибыль максимальна, когда пре­дельный доход равен предельным издержкам»2. Правило максими­зации прибыли заключается в выборе такого объема производства и реализации товара, чтобы его цена равнялась долговременным предельным издержкам. Как известно, издержки фирмы подразде­ляются на постоянные и переменные. Предельные издержки пред­ставляют собой дополнительные переменные издержки, связанные с каждой дополнительной единицей выпуска, реализации продук­ции.

Фирмы, как правило, решают задачу максимизации прибыли на долговременный период. Те из них, которые вплотную не занима­ются максимизацией прибыли, имеют мало шансов на выживание. Фирмы, выживающие в конкурентных условиях, придают долго­временной максимизации прибыли одно из первостепенных значе­ний.

Фирмы, обладающие значительным объемом собственного капи­тала, могут получать дополнительный доход в виде процентов на собственный капитал. В этом случае налогооблагаемая прибыль увеличивается на сумму полученных процентных выплат на собст­венный капитал, что отражается в отчете по прибыли. В зарубеж­ной практике применяется термин "издержки утраченных возмож­ностей", "упущенная (недополученная) прибыль (выгоды)". Под издержками утраченных возможностей понимаются издержки и по­тери дохода, которые возникают за счет отдачи предпочтения при наличии выбора одному из способов осуществления хозяйственных операций при отказе от другого возможного способа1. В учебной литературе по рыночной экономике и предпринимательству они называются неявными или имплицитными издержками. В сово­купности с явными издержками, которые отражаются в бухгал­терском учете, они образуют экономические издержки. Соот­ветственно издержкам и прибыль называют бухгалтерской и экономической.


1.2. Принципы формирования и использования прибыли


Основным источником получения торговым предприятием при­были является валовой доход.

Валовой доход от реализации товаров представляет собой сумму выручки от реализации товаров, работ, услуг, определяемую как разницу между продажной и покупной стоимостью товаров.

Валовой доход от реализации товаров отражает цену торговых услуг, т.е. долю торговли в розничной цене товара. Розничная цена товара в обобщенном виде исчисляется по формуле:


РЦ = СС + Пп + ТНп + НДС + ТН + НП,


где РЦ – розничная цена товара, руб.;

СС – себестоимость производства товара, руб.;

Пп – прибыль производственного предприятия, руб.;

ТНп – торговая надбавка посреднического предприятия, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

ТН – торговая надбавка розничного торгового предприятия, руб.;

НП – налог с продаж, руб.

С учетом последовательности торгово-хозяйственной деятельно­сти, особенностей формирования доходов и затрат процесс обра­зования прибыли торгового предприятия может быть представлен следующим образом (рис. 1).


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Рис. 1. Схема формирования прибыли торгового предприятия


Валовой доход торгового предприятия в основном образуется за счет торговых надбавок. Торговые надбавки устанавливаются в про­центах к ценам, по которым товар закупается у производителей (отпускная цена промышленности) или у посредников (оптовая цена).

Торговая надбавка предназначена для возмещения издержек об­ращения (затрат торговли по реализации товаров), уплаты налогов и сборов и образования прибыли торгового предприятия (рис. 2).


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Рис. 2. Структура торговой надбавки торгового предприятия


В настоящее время предприятиям оптовой, розничной торговли и общественного питания независимо от подчиненности и форм собственности предоставлено право самостоятельно устанавливать размеры торговых надбавок (наценок) при формировании свобод­ных (рыночных) розничных цен на отечественные и импортные товары с учетом их качества, конъюнктуры рынка и сложившегося уровня цен в регионе. Таким образом, размеры максимальной и минимальной торговых надбавок (наценок) для предприятий тор­говли не регламентированы. Однако в соответствии с Указом Пре­зидента РФ от 28 февраля 1995 г. № 221 и постановлением Прави­тельства РФ от 7 марта 1995 г. № 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)" органы исполни­тельной власти субъектов РФ устанавливают и регулируют размеры торговых надбавок к ценам на продукты детского питания (вклю­чая пищевые концентраты), лекарственные средства и изделия ме­дицинского назначения, наценки на продукцию (товары), реали­зуемую на предприятиях общественного питания при образователь­ных школах, ПТУ, средних специальных и высших учебных заведе­ниях, а также на продукцию и товары, реализуемые в районах Край­него Севера и приравненных к ним местностях с ограниченными сроками завоза грузов.

В исключительных случаях, связанных с обострением негатив­ных процессов в экономике и финансовой системе, в целях под­держания стабильности на потребительском рынке, а также защи­ты населения от неоправданного повышения цен органы исполни­тельной власти субъектов РФ могут временно, до особого распоря­жения, вводить государственное регулирование цен на отдельные виды товаров первой необходимости и социального значения пу­тем ограничения торговой надбавки оптовыми и розничными пред­приятиями всех форм собственности, а также частными предпри­нимателями.

Прибыль от реализации товаров определяется по формуле:


ПР = ВД – НДС – ИО,


где ПР – прибыль от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

ВД – валовой доход от реализации товаров, работ, услуг, руб.;

НДС – налог на добавленную стоимость, руб.;

ИО – издержки обращения, руб.

Налог на добавленную стоимость, по своей сути, является на­логом на потребителя, так как он фиксируется в розничной цене товара и его конечным плательщиком является потребитель. Этот налог является федеральным, его ставка и порядок начисления определяются на федеральном уровне. В настоящее время ставка налога на добавленную стоимость в торговле установлена в размере 20% объема реализованных товаров. Исключение составляют хлеб и хлебобулочные изделия, молоко и молокопродукты (за исключе­нием мороженого), продукты детского и диабетического питания, промышленные товары для детей (по утвержденному перечню), по которым в соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 июля 1998 г. № 788 ставка налога на добавленную стоимость уста­новлена в размере 10%.

Плательщиками налога на добавленную стоимость являются все производители товаров (работ и услуг). Порядок налогообложения прибыли у предприятий розничной торговли имеет свои особенно­сти. Так, если объектом налогообложения у производителей това­ров и предприятий оптовой торговли является объем реализованной продукции (работ и услуг), то у предприятий розничной тор­говли – сумма валового дохода, полученная от реализации товаров. В этой связи ставка налога на добавленную стоимость на предприя­тиях розничной торговли является расчетной и представляет собой долю налога на добавленную стоимость в валовом доходе. Так, если принять валовой доход розничного торгового предприятия без НДС за 100%, то валовой доход с НДС составит: 100% + 20% = 120%, а ставка НДС будет равна:


20 / 100 + 20 · 100 = 16,67%,


по товарам со ставкой НДС, равной 10%:


10 / 100 + 10 · 100 = 9,09%.


Предприятия розничной торговли, которые осуществляют реа­лизацию товаров с различными ставками налога на добавленную стоимость, обязаны организовать раздельный учет поступления и реализации этих товаров. В противном случае при исчислении сум­мы налога на добавленную стоимость, подлежащей уплате в бюд­жет, применяется высшая ставка налога – 16,67%.

В настоящее время розничная цена товара может быть увеличена на сумму налога с продаж. Налог с продаж устанавливается и вво­дится в действие законами субъектов Российской Федерации, он обязателен к уплате юридическими и физическими лицами, реали­зующими товары (работы, услуги) на территории соответствую­щих субъектов РФ.

Объектом налогообложения по налогу с продаж является сто­имость товаров (работ, услуг), включая налог на добавленную сто­имость и акцизы для подакцизных товаров, реализуемых в розницу или оптом за наличный расчет (стоимость подакцизных товаров, дорогостоящей мебели, радиотехники, одежды, деликатесных про­дуктов питания, автомобилей, мехов, ювелирных изделий, видео­продукции и компакт-дисков и др.).

Не является объектом налогообложения по налогу с продаж сто­имость хлеба и хлебобулочных изделий, молока и молокопродуктов, масла растительного, маргарина, круп, сахара, соли, карто­феля, продуктов детского и диабетического питания; детской одеж­ды и обуви, лекарств, протезно-ортопедических изделий и ряда других работ и услуг.

Ставка налога с продаж устанавливается в размере до 5%. Сумма налога определяется как соответствующая налоговой ставке про­центная доля цены товара без учета налога с продаж и включается налогоплательщиком в цену товара, предъявляемую к оплате поку­пателю (заказчику).

Законодательные (представительные) органы субъектов Россий­ской Федерации, устанавливая налог с продаж, определяют конк­ретную ставку налога, порядок и сроки уплаты налога, льготы и форму отчетности по данному налогу, а также могут устанавливать дополнительный перечень товаров (работ, услуг), реализация ко­торых освобождается от налога с продаж.

Суммы платежей по налогу с продаж зачисляются в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты в размере соответственно 40 и 60% и направляются на социальные нужды малообеспеченных групп населения.

Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности (валовая прибыль) исчисляется по формуле:


ПФХД = ПР ± СДР,


где ПФХД – прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной

деятельности, руб.;

ПР – прибыль от реализации, руб.;

СДР – сальдо внереализационных и прочих операционных до­ходов

и расходов, руб.

В состав внереализационных и прочих операционных доходов включаются: доходы от долевого участия в деятельности других предприятий; дивиденды по акциям и доходы по облигациям и другим ценным бумагам, принадлежащим предприятию; доходы от сдачи имущества в аренду; присужденные и признанные должни­ком штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за наруше­ние условий хозяйственных договоров, а также доходы от возме­щения причиненных убытков; прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году; другие доходы от операций, непосредственно не связанных с реализацией товаров (работ, услуг); положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также курсовые разницы по операциям в иностранной валюте.

В состав внереализационных и прочих операционных расходов включаются: затраты на содержание законсервированных мощнос­тей и объектов (кроме затрат, возмещаемых за счет других источ­ников); затраты по аннулированным торгово-хозяйственным сдел­кам; убытки по операциям с тарой; судебные издержки и арбит­ражные расходы; присужденные или признанные штрафы, пени, неустойки и другие виды санкций за нарушение условий хозяй­ственных договоров, а также расходы по возмещению причинен­ных убытков; убытки от списания дебиторской задолженности, по которой срок исковой давности истек, и других долгов, нереаль­ных для взыскания, и др.

Одним из самых значительных видов внереализационных расхо­дов торговых предприятий являются расходы по оплате некоторых налогов и сборов, уплачиваемых в соответствии с установленным законодательством порядком за счет финансовых результатов, а также по операциям, связанным с получением внереализационных доходов. К таким налогам и сборам относятся:

целевой сбор на содержание правоохранительных органов (налогооблагаемая база – квартальный фонд оплаты труда, рассчи­танный исходя из среднесписочной численности работников пред­приятия и установленного размера минимальной оплаты труда);

сбор на нужды образовательных учреждений (налогооблагаемая база – фактически начисленная сумма фонда оплаты труда);

налог на содержание жилищного фонда и объектов социаль­но-культурной сферы (налогооблагаемая база – валовой доход без налога на добавленную стоимость; подлежит уплате в бюджет сум­ма налога за минусом расходов на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы);

налог на имущество предприятий (налогооблагаемая база – среднегодовая стоимость облагаемого налогом имущества);

налог на рекламу (налогооблагаемая база – стоимость рек­ламных мероприятий без налога на добавленную стоимость).

Налогооблагаемая прибыль представляет собой расчетный по­казатель. Она определяется путем корректировки валовой прибыли предприятия как в сторону ее увеличения, так и в сторону умень­шения в соответствии с положениями действующего законодатель­ства.

До 1 января 1995 г. торговым предприятиям разрешалось отно­сить на издержки обращения расходы по ряду позиций не в факти­чески произведенных суммах, а только в пределах норм, установ­ленных Министерством финансов РФ. Это касалось командировоч­ных расходов, представительских расходов, расходов по содержа­нию легкового автотранспорта, оплате процентов по рублевым и валютным кредитам на производственные нужды, расходов на рекла­му, расходов на подготовку кадров по договорам с учебными заве­дениями. Постановлением Правительства России от 1 июля 1995 г. "О внесении изменений и дополнений в Положение о составе зат­рат по производству и реализации продукции (работ, услуг), вклю­чаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке фор­мирования финансовых результатов, учитываемых при налогооб­ложении прибыли" эти ограничения были сняты. Однако отмена этих ограничений распространяется только на порядок отражения этих затрат в бухгалтерском учете предприятий. Для целей налого­обложения названные выше затраты принимаются по-прежнему в пределах установленных норм и нормативов, т.е. налог на прибыль рассчитывается исходя из суммы валовой прибыли, увеличенной на величину превышения фактически произведенных расходов по отмеченным позициям над суммами, определенными исходя из установленных предельных норм.

Налоговым законодательством предусмотрены и некоторые льго­ты по налогу на прибыль, предусматривающие уменьшение суммы налогооблагаемой прибыли, которые имеют строго целевой харак­тер.

В частности, согласно Закону РФ "О налоге на прибыль пред­приятий и торговых организаций" освобождается от налогообло­жения прибыль, направляемая на финансирование капитальных вло­жений производственного и непроизводственного характера и жи­лищного строительства при условии полного использования пред­приятием сумм начисленного за отчетный период износа (аморти­зации) основных фондов.

Предоставляется льгота по налогу на прибыль предприятиям, использующим труд инвалидов. В случае, если доля инвалидов в общей численности работников предприятия составляет не менее, 50%, ставка налога на прибыль снижается на 50%. При этом в эту численность не входят инвалиды, работающие по совместитель­ству, а также по договорам гражданско-правового характера. Кроме того, такие предприятия полностью освобождаются от уплаты на­лога на прибыль при условии, что не менее 50% ее суммы исполь­зуется на социальные нужды инвалидов, работающих на данном предприятии.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия (чистая прибыль), может быть вычислена по формуле:


чп = вп – нп,


где ЧП – чистая прибыль предприятия, руб.;

ВП – валовая прибыль, руб.;

НП – налог на прибыль, руб.

Основные направления использования прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, определяются его учредительными документами или решением учредителей, в которых должно быть указано, какие фонды и в каких размерах создаются на предприя­тии за счет чистой прибыли и на какие цели они направляются.

Принципиальная схема распределения прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, представлена на рис. 3.


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")

Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


Рис. 3. Принципиальная схема использования прибыли, остающейся в распоряжении торгового предприятия


Резервный фонд предназначается для покрытия непроизводитель­ных потерь и убытков, покрытия балансового убытка предприятия за отчетный год, а также выплат доходов (дивидендов) участникам при отсутствии или недостаточности для этих целей прибыли от­четного года.

Фонд накопления предназначается для финансового обеспечения производственного развития предприятия и иных аналогичных ме­роприятий по созданию нового имущества. За счет данного фонда осуществляются финансирование строительства новых производ­ственных объектов, расширение и реконструкция предприятия, приобретение и модернизация оборудования, погашение долгосроч­ных кредитов и процентов по ним, финансирование прироста соб­ственных оборотных средств и др.

Фонд социальной сферы предназначен для финансирования ка­питальных вложений в развитие объектов социальной сферы: стро­ительство жилья, культурно-просветительных учреждений, сана­ториев, домов отдыха, лагерей отдыха детей, школьных и дош­кольных учреждений и т.д.

Фонд накопления и фонд социальной сферы могут выступать в виде единого фонда накопления.

Фонд потребления аккумулирует средства, направляемые на осу­ществление мероприятий по развитию социальной сферы (кроме капитальных вложений) и материальному поощрению работников и иных аналогичных мероприятий, не приводящих к образованию нового имущества предприятия (выплата дивидендов, процентов по акциям и вкладам; разовое премирование работников в виде единовременного поощрения за выполнение особо важных зада­ний; оказание материальной помощи; надбавки к пенсиям и еди­новременные пособия уходящим на пенсию; предоставление льгот­ного или бесплатного питания; оплата проезда к месту работы; оп­лата путевок на лечение и отдых и т.д.).

Конкретные направления и суммы распределения прибыли оп­ределяются принятой на предприятии дивидендной политикой и политикой развития предприятия.

Налог на прибыль является одним из важнейших налогов, по­этому порядок налогообложения прибыли постоянно совершенству­ется. Это касается как изменений налогооблагаемой базы, ставок налога на прибыль, так и порядка начисления и перечисления на­лога.

В настоящее время имеются существенные различия в порядке налогообложения малых предприятий и предприятий, которые к таковым не относятся.

Предприятиям предоставлено право выбрать один из двух вари­антов начисления налога на прибыль:

путем произведения ежемесячных авансовых взносов налога на прибыль в бюджет;

путем осуществления ежемесячных платежей от фактически по­лученной за месяц прибыли.

В первом варианте до наступления следующего квартала пред­приятие обязано подать в налоговую инспекцию справку о предпо­лагаемой прибыли и налоге на нее. В соответствии с этой справкой предприятие производит ежемесячные авансовые платежи по на­логу на прибыль в размере 1/3 части объявленного в справке квар­тального налога. По истечении квартала при предъявлении расчета фактически полученной предприятием суммы прибыли произво­дится сравнение сумм произведенных авансовых платежей с сум­мой налога, подлежащего уплате в бюджет исходя из фактически полученной прибыли. При этом может быть выявлена либо пере­плата, либо недоплата по налогу.

В случае, если авансовые платежи меньше налога, исчисленного по фактической прибыли, то предприятие обязано произвести доп­лату по налогу и, кроме того, осуществить дополнительный пла­теж, сумма которого определяется по формуле:


Пд = [(Нф – Нав) · Сцб] / (100 · 4),


где Пд – платеж дополнительный, руб.;

Нф, Нав – соответственно сумма налога на прибыль исходя

из фактически полученной прибыли и сумма авансовых

платежей по налогу на прибыль, руб.;

Сцб – ставка рефинансирования Центрального банка, действу­ющая

на 15-е число среднего месяца квартала, %.

В случае переплаты налога производится возврат его предприя­тию с процентами, начисленными по ставке рефинансирования Центрального банка.

По второму варианту не требуется производить авансовых пла­тежей, сумму которых заранее достаточно сложно определить абсо­лютно точно. Но в этом случае необходимо таким образом организовать учет, чтобы иметь возможность ежемесячно составлять отчет о прибылях и убытках, причем в достаточно короткие сроки (до 15-го числа следующего за отчетным месяца), с тем чтобы на осно­вании фактических данных о полученной за месяц прибыли произ­водить начисление и уплату налога на прибыль.

Необходимо отметить особенности налогообложения прибыли малых предприятий. Прежде всего к малым относятся предприятия с численностью работников в розничной торговле до 30 человек, в общественном питании и оптовой торговле – до 50 человек.

В соответствии с Законом РФ "О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности", принятым в июле 1998 г., малые предприятия розничной торговли и общественного питания переводятся на уплату единого налога со вмененного до­хода. Со дня введения единого налога на территориях соответству­ющих субъектов Российской Федерации не взимаются с Малых пред­приятий платежи в государственные внебюджетные фонды (Пен­сионный, фонды социального страхования, обязательного меди­цинского страхования, содействия занятости населения), а также все налоги и обязательные сборы, за исключением государствен­ной и таможенных пошлин, лицензионных и регистрационных сбо­ров, налогов на приобретение транспортных средств и с владель­цев транспортных средств, земельного налога, подоходного налога с физических лиц.

Объектом налогообложения при применении единого налога является вмененный доход. Вмененный доход представляет собой потенциально возможный валовой доход плательщика единого на­лога за вычетом потенциально необходимых затрат.

Сумма вмененного дохода определяется исходя из базовой до­ходности, установленной в стоимостном выражении на ту или иную единицу физического показателя, и количества единиц этого по­казателя. В качестве таких физических показателей может приме­няться единица площади, численность работающих, единица про­изводственной мощности и др. Поскольку предприятия работают в неодинаковых условиях, то сумма вмененного дохода должна быть скорректирована с использованием повышающих или понижаю­щих коэффициентов. Таким образом, сумму вмененного дохода предприятия, подлежащего налогообложению, можно представить в виде формулы:


M = C · N · Д · E · F · J,


где М – сумма вмененного дохода, руб.;

С – базовая доходность на единицу физического показателя, руб.;

N – количество единиц физического показателя (м2; чел., шт.);

Д – корректирующий коэффициент подвидов деятельности;

Е – региональный корректирующий коэффициент;

F – коэффициент, характеризующий тип населенного пункта;

J – коэффициент, характеризующий дислокацию предприятия

внутри населенного пункта.

Сумма единого налога на вмененный доход рассчитывается:


V = М · 0,2,


где V – сумма единого налога на вмененный доход, руб.;

0,2 – ставка единого налога на вмененный доход (20%).

2. Анализ доходов ООО «АЙСТ»


2.1. Краткая характеристика предприятия


ООО "АЙСТ" организовано в 1996 году одним учредителем Ковалевым А.Н. Магазин является собственностью одного учредителя Ковалева А.Н., с Уставным капиталом 530 тыс. руб.

В соответствии с Учредительными документами в 1996 году оформлена лицензия на право деятельности и организации розничной торговли.

Площадь магазина 100 кв.м., в том числе торговая 55 кв.м., слад 25 кв.м., подсобное помещение 20 кв.м.

Основной вид деятельности, организация розничной торговли населению на условиях реализации товаров отечественного производства, производимых в Москве и московской области. Такое условие принято учредителем сознательно для избежания расчетов по таможенным пошлинам, акцизам, расчетам по валютным операциям, и в целях скорейшего развития отечественной промышленности.

Магазин основа на площади бывшего магазина "Продукты". После соответствующего капитального ремонта и обновления он начал деятельность.

Численность работающих 13 человек: 1 – директор, 1– бухгалтер, 1– экспедитор, 7 – продавцов, 3- грузчика.

Утвержден режим работы с 7 до 23 часов, без выходных, перерыв с 14 до 15 часов. Утвержденный ассортимент товаров: - хлебобулочные изделия, макаронные, молочные в ассортименте, мясные, бакалейные, галантерейные и промтовары.

Товарооборот в среднем 550 тыс. руб. в месяц, за день 18 000-19 000 рублей.

Поставки по договорам прямым назначением силами магазина и поставщиков. Без посредников поступает продукция с хлебокомбината, макаронного объединения, хладокомбината. Остальные поставки идут с оптовых баз. Заключены юридические договора. Предприятие сознательно в большинстве уходит от посредников и получает товар прямо от производителей. Это дает возможность снизить продажную цену от 3 до 5%, что делает этот магазин более привлекательным.

Магазин находится не в престижной зоне Москвы, поэтому плата за землю ниже, затраты по обслуживанию ниже. Он находится в помещении бывшего магазина, и покупатели остались практически те же. Это жилой микрорайон.

Пять лет предприятие существует и достаточно уверенно. В перспективе предполагается реконструкция в соответствии с требованием архитектурного обновления снаружи и внутри.

Предприятие почти не пользуется кредитами. Товары берут по условиям договоров на реализацию. Задолженности перед бюджетом, внебюджетными органами нет, заработная плата выдается вовремя.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций. Учет движения имущества и обязательств ведется с применением рабочего Плана счетов, форм бухгалтерской отчетности, методов оценки имущества и обязательств, форм отчетности. Такой выбор учета на предприятии называется Учетной политикой. Это международный стандарт, который стал возможен к применению в связи с вхождением нашего государства в мировую экономику. Применение международных стандартов в системе бухгалтерского учета, позволило экономическим субъектам применять наиболее удобный и выгодный вариант ведения бухгалтерского учета, избегая нагромождений и излишних корреспонденций,

ООО "АЙСТ" применяет упрощенную систему учета хозяйственных операций. Движение в целом документов небольшое. Исключением является прием и оформление поступающих товаров, и ежедневная сдача выручки продавцами в кассу магазина и сдача её в вечернюю кассу банка.

По условиям договоров расчет с поставщиками проводится раз в десять дней. Это наиболее приемлемо и магазину и поставщикам, так как суммы кредиторской задолженности по каждому дню в пределах 6000 рублей. ООО "АЙСТ" относится к малому предприятию как по численности, так по объему товарооборота, поэтому этот экономический субъект выбрал упрощенную систему ведения учета, которая отражена приказом по ООО "АЙСТ" и действует без изменения в течение всей деятельности магазина, что, в общем, и способствует стабильности и отсутствия серьезных нарушений в ведении бухгалтерского учета.


2.2. Анализ состава и динамики балансовой прибыли


В анализе используются следующие показатели прибыли: балансовая прибыль, прибыль от реализации продукции, работ и услуг, прибыль от прочей реализации, финансовые результаты от внереализационных операций, налогооблагаемая прибыль, чистая при­быль.

Балансовая прибыль включает финансовые результаты от реа­лизации продукции, работ и услуг, от прочей реализации, доходы и расходы от внереализационных операций.

Налогооблагаемая прибыль представляет собой разность меж­ду балансовой прибылью и суммой налога на недвижимость, прибыли, облагаемой налогом на доход (по ценным бумагам и от долевого участия в совместных предприятиях), прибыли, полученной сверх предельного уровня рентабельности, изымаемой полностью в бюд­жет, затрат, учитываемых при исчислении льгот по налогу на прибыль (мероприятия по ликвидации последствий катастрофы на ЧАЭС, природоохранные и противопожарные мероприятия, содержание детских оздоровительных лагерей, домов престарелых и т.д.).

Чистая прибыль - это та прибыль, которая остается в рас­поряжении предприятия после уплаты всех налогов, экономических санкций и отчислений в благотворительные фонды.

В процессе анализа необходимо изучить состав балансовой при­были, ее структуру, динамику и выполнение плана за отчетный год. При изучении динамики прибыли следует учитывать инфляцион­ные факторы изменения ее суммы. Для этого выручку корректируют на средневзвешенный индекс роста цен на продукцию предприятия в среднем по отрасли, а затраты по реализованной продукции умень­шают на их прирост в результате повышения цен на потребленные ресурсы за анализируемый период.


Таблица 1

Анализ состава, динамики и выполнения плана балансовой прибыли за отчетный год



Состав

балансовой прибыли

Прошлый год Отчетный год Факти­ческая сумма прибыли в сопос­тавимых ценах прошло­го года

сум­ма, млн. руб. струк­тура, % план факт



сумма, млн. руб.


струк­тура, % сумма, млн. руб. струк­тура, %

Балансовая

прибыль

15000 100 17900 100

20000


100


16000
Прибыль от реализации продукции 14500 96,66 17900 100

19296


96,48 15450

Прибыль от про-

­чей реализации

- - - - - - -

Внереализацион-

­ные финансовые результаты

500 3,34 - -

704


3,52 550

Как показывают данные табл. 1, план по балансовой прибыли перевыполнен на 11,73%. Темп ее прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составляет 6,66%. Наибольшую долю в балан­совой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,48%). Удельный вес внереализационных финансовых результа­тов составляет всего 3,52%, но с развитием рыночных отношений он может быть значительно большим.


2.3. Анализ финансовых результатов от реализации продукции,

работ и услуг


Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции и услуг. В процессе анализа изучаются динамика, вы­полнение плана прибыли от реализации продукции и определяются факторы изменения ее суммы.

Прибыль от реализации продукции в целом по предприятию зависит от четырех факторов первого уровня соподчиненности: объема реализации продукции (VРП); ее структуры (УДi); себестои­мости (Сi) и уровня среднереализационных цен (Цi).

Объем реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли. Увеличение объема продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли. Если же продукция является убыточной, то при увеличении объема реализации происходит уменьшение суммы прибыли.

Структура товарной продукции может оказывать как положи­тельное, так и отрицательное влияние на сумму прибыли. Если увеличится доля более рентабельных видов продукции в общем объеме ее реализации, то сумма прибыли возрастет, и наоборот, при увеличении удельного веса низкорентабельной или убыточной продукции общая сумма прибыли уменьшится.

Себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно про­порциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к соответствующему росту суммы прибыли и наоборот.

Изменение уровня среднереализационных цен и величина прибы­ли находятся в прямо пропорциональной зависимости: при увеличе­нии уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.

Расчет влияния этих факторов на сумму прибыли можно выпол­нить способом цепных подстановок, используя данные, приведенные в табл. 2.

План по сумме прибыли от реализации продукции в отчетном году перевыполнен на 1396 млн. руб.(19296-17900), или на 7,8%.

Если сравнить сумму прибыли плановую и условную, исчислен­ную исходя из фактического объема и ассортимента продукции, но при плановых ценах и плановой себестоимости продукции, узнаем, насколько она изменилась за счет объема и структуры реализован­ной продукции:


ΔП(vрп,уд) = 18278 - 17900 = +378 млн руб.


Таблица 2

Исходные данные для факторного анализа прибыли от реализации продукции, млн. руб.



Показатель


План

План, пересчитан­ный на фактичес­кий объем продаж

Факт

Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акцизного налога и других отчислений от выручки (ВР) 95250 96600 99935
Полная себестоимость реализованной продукции (ПС) 77350 78322 80639
Прибыль от реализации продукции (П) 17900 18278 19296

Чтобы найти влияние только объема продаж, необходимо пла­новую прибыль умножить на процент перевыполнения (недовы­полнения) плана по реализации продукции в оценке по плановой себестоимости или в условно-натуральном исчислении (157600 руб. : 159000 руб. * 100-100 = -0,88%) и результат разделить на 100:


ΔПvрп = 17900 * (-0,88%)/100 = -158 млн. руб.


Затем можно определить влияние структурного фактора (из пер­вого результата нужно вычесть второй):


ΔПуд = 378-(-158) = +536 млн. руб.


Влияние изменения полной себестоимости на сумму прибыли устанавливают сравнением фактической суммы затрат с плановой, пересчитанной на фактический объем продаж:


ΔПс = 78322-80639 = -2317 млн. руб.


Изменение суммы прибыли за счет отпускных цен на продук­цию устанавливается сопоставлением фактической выручки с ус­ловной, которую бы предприятие получило за фактический объем реализации продукции при плановых ценах:


ΔПц = 99935-96600 = +3335 млн. руб.


Эти же результаты можно получить и способом цепной под­становки, последовательно заменяя плановую величину каждого фактора фактической (табл. 3).

Сначала нужно найти сумму прибыли при фактическом объеме продаж и плановой величине остальных факторов. Для этого следует рассчитать процент выполнения плана по реализации продукции, а затем плановую сумму прибыли скорректировать на этот процент.

Выполнение плана по реализации исчисляют сопоставлением фактического объема реализации с плановым в натуральном (если продукция однородна), условно-натуральном (в данном примере тысячи условных банок) и в стоимостном выражении (если продук­ция неоднородна по своему составу), для чего желательно использо­вать базовый (плановый) уровень себестоимости отдельных изделий, так как себестоимость меньше подвержена влиянию структурного фактора, нежели выручка. На данном предприятии выполнение плана по реализации составляет:


%РП= ∑(VРПфi) : ∑(VРПплi) = 157600 : 159000 * 100 = 99,12%.


Если бы не изменилась величина остальных факторов, сумма прибыли должна была бы уменьшиться на 0,88% и составить 17742 млн. руб.(17900 * 99,12% : 100).

Затем следует определить сумму прибыли при фактическом объе­ме и структуре реализованной продукции, но при плановой себестои­мости и плановых ценах. Для этого необходимо из условной выручки вычесть условную сумму затрат:


(VPПфi* Цплi) - (VPПфi * Сплi).


Прибыль при таких условиях составит 18278 млн. руб.(96600--78322).

Нужно подсчитать также, сколько прибыли предприятие могло бы получить при фактическом объеме реализации, структуре и ценах, но при плановой себестоимости продукции. Для этого от фактической суммы выручки следует вычесть условную сумму затрат:


Ј

(VPПфi* Цфi) - (VPПфi * Сплi).


Сумма прибыли в данном слу­чае получится 21613 млн. руб.(99935-78322).

По данным табл. 3 можно установить, как изменилась сумма прибыли за счет каждого фактора.


Таблица 3

Расчет влияния факторов первого уровня на изменение суммы прибыли от реализации продукции.



По­каза­тель

Условия расчета

Порядок расчета


Сумма прибыли, млн

руб.



объем реали­зации

струк­тура то­варной продук­ции

цена


себе­стои­мость



План План План План План ВРпл - ПСпл 17900
Усл1 Факт План План План Ппл * Крп 17742
Усл2 Факт Факт План План ВРусл - ПСусл 18278
УслЗ Факт Факт Факт План ВРф - ПСусл 21613
Факт Факт Факт Факт Факт ВРф - ПСф 19296

Изменение структуры товарной продукции способствовало увеличению суммы прибыли на 536 млн. руб., так как в общем объеме реализации увеличился удельный вес высокорентабельных видов продукции. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли уменьшилась на 2317 млн. руб., и за счет сокращения объема продаж - на 158 млн. руб.

Влияние структурного фактора на изменение суммы прибыли (табл. 4) можно рассчитать с помощью приема абсолютных разниц:


Доходы торгового предприятия и пути их увеличения в условиях формирования рынка потребительских товаров (ООО "АЙСТ")


где Ппл - сумма прибыли на единицу продукции; VPФобщ.ф -фак­тический общий объем реализованной продукции в условно-на­туральном выражении; Удi - удельный вес i-ro вида продукции в общем объеме реализации, %.


Таблица 4

Расчет влияния структуры товарной продукции на сумму прибыли от ее реализации



Объем

реализации в условно-натураль­ном измерении, туб


Структура товарной продукции,%


Плановая прибыль на 1 туб, тыс. руб.


Изменение прибыли в среднем

на 1 туб,

тыс. руб.

Вид про­дук­ции







план факт план факт +,-

А 57000 48500 35,85 30,77 -5,08 100 -5,08
В 56000 53000 35,22 33,63 -1,59 100 -1,59
С 27000 30500 16,98 19,35 +2,37 130 +3,08
D 19000 25600 11,95 16,25 +4,30 162,6 +6,99
Всего 159000 157600 100,00 100,00 - 112,58 +3,40

В связи с увеличением удельного веса изделия С и D, которые имеют более высокий уровень прибыли на единицу продукции, сред­няя величина последней повысилась на 3,4 тыс. руб., а сумма прибы­ли - на 536 млн. руб. (3,4 тыс. руб.* 157500 туб), что соответствует предыдущим расчетам.

Если предприятие производит неоднородные виды продукции, тогда структура реализованной продукции определяется отношением каждого вида продукции в оценке по плановой себестоимости к общему объему реализации продукции в той же оценке. В этой ситуации для расчета влияния структурного фактора на изменение общей суммы прибыли используется модель

Аналогичные расчеты проводятся по каждому виду продукции. Данные табл. 5 показывают, по каким видам продукции план по сумме прибыли перевыполнен, а по каким недовыполнен, и какие факторы оказали положительное влияние, а какие - отрицательное, и в какой степени.


Таблица 5

Факторный анализ прибыли от реализации отдельных видов продукции


Вид

продук­ции


Количество реализован­ной продук­ции, туб Средняя цена реализа­ции, тыс.руб. Себестои­мость 1 туб продукции, тыс.руб. Сумма при­были от ре­ализации продукции, млн руб. Отклонение от плановой прибыли, млн руб.


план


факт


план


факт


план


факт


план


факт


общее

в том числе за счет










объема

и струк-туры реали­зации


цены

себестои­

мости














А 57000 48500 500 520 400 450 5700 3395 -2305 -850 +970 -2425
В 56000 53000 600 610 500 512 5600 5194 -406 -300 +530 -636
С 27000 30500 700 735 570 556 3510 5459 +1949 +455 +1067 +427
D 19000 25600 750 780 587,4 575 3090 5248 +2158 +1073 +768 +317
Итого 159000 157600 - - - - 17900 19296 +1396 +378 +3335 -2317

После этого необходимо детально изучить причины изменения объема продаж, цены и себестоимости по каждому виду продукции.


2.4. Факторы, влияющие на прибыль


Выявление факторов, влияющих на прибыль, предполагает изу­чение экономических условий ее формирования. Под воздействием внешних и внутренних условий хозяйственной деятельности торго­вого предприятия существенно изменяются абсолютная величина и относительный уровень прибыли.

К внешним условиям можно отнести инфляцию, изменения в законодательных и нормативных документах в области ценообразо­вания, кредитования, импортирования товаров народного потребле­ния, налогообложения предприятий, оплаты труда работников. Структура спроса населения на товары и услуги может изменяться в связи с государственной политикой доходов. Сдерживание индек­сации реальных доходов населения (размера минимальной заработ­ной платы, пенсии, стипендии, различных денежных выплат соци­ального назначения) в зависимости от темпов инфляции ведет к сокращению покупательной способности и, следовательно, к сни­жению объема продажи товаров.

Внутренние условия деятельности предприятия также влияют на формирование прибыли. Так, в связи с увеличением (или сокра­щением) количества работников возрастают (снижаются) затраты на оплату труда и социальные нужды, что в свою очередь может повлиять на рост (или уменьшение) валовой прибыли и соответст­венно чистой прибыли, хотя уровень рентабельности, исчисленный по отношению к товарообороту, может остаться на прежнем уровне или измениться незначительно.

Прибыль является синтетическим показателем, ее исследования должны носить системный характер. Это означает, что совокуп­ность факторов, влияющих/ на прибыль, представляет собой систе­му, состоящую из нескольких элементов. К подсистеме образую­щих факторов, от которых зависит формирование валовой прибы­ли, относятся валовой доход от торговой деятельности, прибыль (убыток) от реализации основных фондов и иного имущества, саль­до доходов и расходов по внереализационным операциям. Другую подсистему образуют взаимовлияющие факторы.

На формирование прибыли от реализации товаров влияют те же факторы, что и на валовой доход и издержки обращения. Объём и уровень прибыли находятся в прямой зависимости от абсолютной величины и уровня валового дохода и в обратной зависимости от величины и уровня издержек обращения.

На практике валовая (балансовая) прибыль в основном создает­ся за счет прибыли от реализации товаров, но она может быть уве­личена (уменьшена) на величину выявленного положительного (отрицательного) сальдо по внереализационным операциям. На ва­ловую прибыль может повлиять финансовый результат реализации основных фондов и иного имущества. Прибыль (убыток) от реали­зации основных фондов представляет собой разность между про­дажной (рыночной) и первоначальной их ценой или остаточной стоимостью с учетом переоценок, вызванных инфляцией. Если вы­явлено превышение первоначальной стоимости и понесенных рас­ходов, связанных с выбытием основных фондов и иного имущества, над суммой выручки от их реализации, то соответственно на вели­чину этого превышения уменьшается валовая прибыль. Если сумма выручки превышает первоначальную стоимость и расходы по вы­бытию основных фондов и иного имущества, валовая прибыль уве­личивается на эту разницу.

Прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, зависит от суммы налога на прибыль, а чистая прибыль – от суммы затрат, относимых на прибыль.

Основными взаимовлияющими факторами являются: объем про­дажи товаров, розничные цены на реализуемые товары, издержки обращения, оборачиваемость и состав оборотных средств (оборотно­го капитала), фондовооруженность работников, налогоемкость предприятия, численность работников. К подсистеме взаимовлияю­щих факторов можно отнести элементы, которые традиционно не включаются при исчислении валовой (балансовой) прибыли, но фактически являются составляющими экономической прибыли. Это группа расходов предприятия, не учитываемых в издержках обра­щения, но относимых на прибыль, которая остается в распоряже­нии предприятия. Одним из факторов, снижающих величину эко­номической прибыли, является изъятие средств у предприятия за допущенные нарушения налогового законодательства. Разделив подсистему взаимовлияющих факторов на отдельные элементы – показатели, можно выявить степень влияния каждого из них на прибыль на основе применения методов и приемов экономико-ма­тематического анализа. Сначала определяется степень зависимости между каждым фактором и прибылью, а затем оценивается их Комплексное влияние.

Для выявления степени воздействия того или иного взаимовлия­ющего фактора на величину прибыли можно применить метод ком­плексного анализа экономической эффективности хозяйственной деятельности. При этом в совокупность взаимовлияющих факторов включаются показатели, характеризующие ресурсы, затраты и ко­нечные результаты. Затраты возникают в ходе целенаправленного потребления ресурсов. Можно сказать, что ресурсы трансформиру­ются через затраты в конечные результаты хозяйственной деятель­ности. Это можно представить в виде схемы:


ресурсы и затраты и результаты.


При использовании метода комплексного анализа исходят из то­го, что рост значения любого взаимовлияющего фактора должен вызвать адекватный рост другого.

Развитие торгового предприятия возможно при следующих необ­ходимых условиях:


Тп > Тт > Ти > Тф > Тр,


где Тп – темп роста прибыли;

Тт – темп роста товарооборота;

Тц – темп роста издержек обращения;

Тф – темп роста фондовооруженности работников;

Тр – темп роста численности работников.

Коэффициенты роста того или иного показателя исчисляются путем их последовательного соотношения. Интенсивное развитие торгового предприятия может характеризоваться не только ростом товарооборота и прибыли, но и повышением производительности труда торговых работников, увеличением капитала.

Результаты факторного анализа служат экономической основой подготовки и принятия управленческих решений, направленных на выбор наиболее рационального пути дальнейшего развития торго­вого предприятия. По отношению валовой и чистой прибыли ко всем затратам, т.е. экономическим издержкам, можно определить, насколько валовой доход покрывает расходы предприятия, т.е. эф­фективность осуществления затрат.

Снижение издержек обращения в розничной торговле зависит от сокращения затрат на оплату труда и связанных с ними отчисле­ний на социальные нужды. Стимулирование труда работников в зарубежной практике наряду с повышением должностных окладов осуществляется через так называемую систему участия работников в прибылях фирмы: работники приобретают акции фирмы по льготным ценам, а затем получают по ним соответствующие диви­денды. Работник участвует не только в получении прибыли, но и в распределении убытка фирмы, который может возникнуть в связи с изменениями рыночной конъюнктуры, снижением спроса населе­ния, сокращением производства товаров и т.п.

Предполагается, что отдача от увеличения затрат на оплату труда должна расти быстрее, чем размер его оплаты. Фирма рас­пределяет ту или иную часть прибыли не в форме наличных вы­плат, а в форме акций или переводит ее на банковские счета ра­ботников. Средства, зачисленные на банковские счета работников, образуют кредитный фонд, который фирма пускает в оборот, что в определенной мере снижает потребность в заемных средствах, при этом сокращаются затраты на выплату процентов по банковским кредитам.

Величина прибыли в торговле зависит от объемов спроса на товары и их предложения. Трудности, возникающие при прода­же товаров в виду снижения спроса на них, могут привести к уменьшению как валового дохода от реализации товаров, так и валовой прибыли. Регулятором соотношения спроса и предложе­ния на рынке выступают розничные цены. При низких ценах на товары объем спроса на них больше, а при высоких – меньше, по­скольку существуют заменители этих товаров. По мере увеличения объема продаж норма прибыли растет, затем рост ее замедляется и, наконец, она стабилизируется или снижается, что зависит от группы товаров.

Различная степень покупательского спроса на те или иные това­ры определяет дифференциацию объемов их продажи, что в свою очередь приводит к коммерческому риску, проистекающему из-за сокращения жизненного цикла товаров. Продолжительность пребы­вания товара на рынке сейчас значительно сократилась в связи с постоянным обновлением потребительских свойств изделий. В на­стоящее время из пяти выходящих на рынок новинок четыре вско­ре снимаются с производства, так как не находят спроса у потреби­телей.

Объектом налогообложения предприятия помимо прибыли явля­ются расходы на оплату труда работников, поэтому прибыль и чис­ленность работников – взаимовлияющие факторы. Чем больше численность занятых, тем больше расходы на оплату труда и соот­ветственно больше налогов, исчисляемых от фактического фонда оплаты труда, уплачивает предприятие. В конечном счете это при­водит к росту финансовых затрат (издержек обращения и расходов, относимых на чистую прибыль) и к уменьшению прибыли (валовой и чистой).

3. Пути увеличения доходов ООО «АЙСТ»


3.1. Планирование доходов предприятия


Планирование прибыли – один из важнейших этапов в деятельности предприятия. После расчета финансов на следующий период и выяснения средств, которые предприятия имеет возможность использовать в расчетном периоде можно рассчитывать прибыль.

Для начала надо проанализировать ситуацию в отрасли и выяснить поведение конкурентов в предыдущий период. Особенно важно знать ценовую политику конкурентов, учесть какую цену они могут устанавливать на аналогичные товары. Очень важно определить их инвестиционную политику, политику в сфере маркетинга и привлечения достижений научно технического прогресса (издержки на НИР).

В идеале не плохо бы знать предельные издержки на маркетинг и НИР для отрасли. Предельные издержки – это издержки приходящиеся на одно дополнительно проданное изделие. Далее необходимо проанализировать деятельность своего предприятия. Выяснить причины изменения выручки, валового дохода, валовой прибыли и нормальной прибыли в предыдущем периоде.

Очень важно, но и не просто определить ценовую эластичность основных групп товаров. Это можно сделать с достаточной степенью точности только имея статистику связывающую число продаж с ценой за несколько периодов. Эластичность может подсказать на качественном уровне как менять цену на товары и сколько приобретать товара для реализации. Если спрос на товары эластичный то можно определить предельную выручку по формуле:


Д(В) / Д(О) = (1+1/Е) · Ц,


где Д(В) / Д(О)- предельная выручка;

Е- ценовая эластичность спроса;

О – количество продаваемых изделий;

Д(В)- изменение выручки;

Д(О)- изменение количества продаваемых изделий;

Ц – цена реализации товара.

Из равенства предельной выручки предельным издержкам при заданной цене можно определить размеры оптимальных издержек. После определения цены, издержек, количества возможных покупок необходимо рассчитать все виды прибыли от реализации товаров.

Приведенный пример расчетов не всегда возможен но анализ желателен. При анализе и расчетах надо учитывать возможное изменение общей экономической ситуации в стране и отрасли. Общая ситуация может сильно влиять на все величины. Поэтому и необходима статистика финансовой деятельности предприятия за возможно большее число периодов.

3.2. Увеличение валовой прибыли и показателей,

обеспечивающих ее достижение


Процесс планирования прибыли торгового предприятия должен завершаться комплексной увязкой ее суммы с системой формиру­ющих ее показателей: объемом товарооборота, издержками обра­щения, валовым доходом (ценовой политикой).

Сумма валового дохода, необходимого предприятию для полу­чения запланированной суммы валовой прибыли, покрытия издер­жек обращения и уплаты налога на добавленную стоимость, соста­вит:


ВДп = (ВПп + ИОп) / (1 – Сндс),


где ВДп – сумма валового дохода предприятия в планируемом году, руб.;

ВПп – сумма валовой прибыли предприятия в планируемом

году, руб.;

ИОп – сумма издержек обращения предприятия в планируемом

году, руб.;

Сндс – установленная законодательством (расчетная) ставка на­лога

на добавленную стоимость (выраженная десятичной дро­бью).

Планируемая на будущий год сумма издержек обращения тор­гового предприятия может быть рассчитана по формуле:


ИОп = ИОпост.ф + Уперм.ф · Тп,


где ИОп – сумма издержек обращения предприятия в планиру­емом

году, руб.;

ИОпост.ф – фактическая сумма условно-постоянных издержек

об­ращения предприятия в отчетном году, руб.;

Тп – объем товарооборота предприятия в планируемом году, руб.;

Уперм.ф – уровень условно-переменных издержек обращения

пред­приятия в отчетном году (выраженный

десятичной дробью).

Плановый объем товарооборота является завершающим показа­телем в комплексной увязке показателей, обеспечивающих пред­приятию получение необходимой суммы прибыли.

На основе взаимосвязи суммы прибыли торгового предприятия с объемом товарооборота, валовым доходом (торговыми надбавка­ми) и издержками обращения можно выделить роль отдельных фак­торов ее формирования и обеспечить эффективное управление этим процессом. Изменяя значение одного из показателей этой взаимо­связи, можно разработать хозяйственную стратегию предприятия на планируемый год.

Произведем комплексную увязку основных показателей хозяй­ственной деятельности ООО «АЙСТ» на планируемый год исходя из следующих данных (табл. 6). В отчетном году объем товарооборота составил 6 млн. руб., средний уровень торговой надбав­ки – 20% к обороту, уровень условно-переменных издержек обра­щения – 8,93% к обороту, сумма условно-постоянных издержек обращения – 890,6 тыс. руб. Для полного удовлетворения внутрен­них потребностей торговому предприятию в планируемом году по­требуется 160 тыс. руб. чистой прибыли. Тогда для получения необ­ходимой суммы чистой прибыли и уплаты налога на прибыль пред­приятию требуется валовая прибыль в размере 238,8 тыс. руб.:


ВПп = 160,0 / (1 – 0,33) = 238,8 тыс. руб.


1-й вариант расчета

При среднем уровне торговой надбавки, уровне условно-пере­менных издержек обращения и сумме условно-постоянных расхо­дов отчетного года предприятию для получения суммы валовой прибыли в размере 238,8 тыс. руб. необходимо запланировать объем товарооборота.


Тп = (238,8 + 890,6 + 0,0893-Тп) / [(1 - 0,1667)-0,2] = 14591,7 тыс. руб.


2-й вариант расчета

При объеме товарооборота, уровне условно-переменных расхо­дов и сумме условно-постоянных издержек обращения отчетного года для получения суммы валовой прибыли в размере 238,8 тыс. руб. предприятию необходимо получить в планируемом году 2855,6 тыс. руб. валового дохода:


ВДп = (238,8 + 890,6 + 0,0893-14000,0) / (1 - 0,1667) = 2855,6 тыс. руб.,


т.е. установить среднюю торговую надбавку на уровне 20,4% к роз­ничному обороту.


3-й вариант расчета

При объеме товарооборота и среднем уровне торговой надбавки отчетного года для получения суммы валовой прибыли 238,8 тыс. руб. предприятию необходимо запланировать сумму издержек обра­щения в размере 2094,4 тыс. руб.:


Иоп = 2800,0 - 466,8 - 238,8 = 2094,4 тыс. руб.


Таблица 6

Комплексная увязка основных показателей хозяйственной деятельности торгового предприятия


Показатели

Отчетный

год

Планируемый год


Расчеты




1-й вариант



2-й вариант


3-й

вариант

1. Объем товарооборота, тыс. руб.


14000,0 14591,7 14000,0 14000,0

2. Валовой доход, тыс. руб.


2800,0 2918,3 2855,6 2800,0

% к обороту


20,0 20,0 20,4 20,0

3. Налог на добавленную сто­имость:






ставка, % к валовому доходу


16,67 16,67 16,67 16,67

тыс. руб.


466,8 486,5 476,0 466,8

4. Издержки обращения:






всего, тыс. руб.


2140,8 2193,6 2140,8 2094,4

% к обороту


15,29 15,03 15,29 14,96

В том числе:






Условно-переменные:






тыс. руб.


1250,2 1303,0 1250,2 1250,2

% к обороту


8,93 8,93 8,93 8,93

Условно-постоянные:






тыс. руб.


890,6 890,6 890,6 844,2

% к обороту


6,36 6,10 6,36 6,03

5. Валовая прибыль:






тыс. руб.


192,4 238,8 238,8 238,8

% к обороту


1,37 1,64 1,71 1,71

6. Налог на прибыль:






ставка, %


33,0 33,0 33,0 33,0

тыс. руб.


63,5 78,8 78,8 78,8

7.Чистая прибыль:






тыс. руб.


128,9 160,0 160,0 160,0

% к обороту


0,92 1,10 1,14 1,14

Таким образом, торговому предприятию для получения в пла­нируемом году суммы чистой прибыли в размере 160,0 тыс. руб., необходимо:

либо увеличить объем товарооборота по сравнению с отчетным годом на 4,23%;

либо повысить средний уровень торговой надбавки на 0,4% к обороту;

либо снизить уровень издержек обращения на 0,33% к обороту.

В проведенных расчетах изменению подвергался один из основ­ных показателей, формирующих сумму прибыли торгового пред­приятия, а остальные оставались неизменными, т.е. на уровне от­четного года. Вместе с тем предприятие для получения необходимой суммы прибыли может одновременно проводить мероприятия по увеличению объема товарооборота, изменению торговых надба­вок (ценовая политика), уменьшению издержек обращения, выби­рая для себя наиболее приемлемый вариант. Однако в практичес­кой деятельности предприятию необходимо знать экстремальные значения объема товарооборота, уровня торговой надбавки и уров­ня переменных издержек обращения, т.е. учитывать, ниже какого объема товарооборота, уровня торговой надбавки и выше какого уровня переменных расходов нельзя заходить, чтобы не попасть в зону убытка.

Заключение


В настоящее время рентабельность предприятий торговли в России довольно высокая, доходит до 20%. Это явление временное. Конкуренция в торговле в развитых странах столь высока, что торговый бизнес там не считается особенно надежным.

Без освоения знаний в области экономики, менеджмента и маркетинга высокая рентабельность в торговле в дальнейшем будет маловероятной. На рентабельность предприятий в торговле сейчас сильнее всего влияют два фактора. В положительном плане влияет фактор еще не прошедшего товарного голода, который поддерживается расслоением населения по доходам, и растущим средним классом, представители которого сохраняют достаточную покупательную способность. В отрицательном плане на рентабельность влияет экономическая и политическая нестабильность.

Оба эти фактора отрицательно влияют на долгосрочное планирование прибыли и рентабельности.

В развитых странах предприятия торговли не могут себя чувствовать спокойно из-за конкуренции и научно-технического прогресса. Конкуренция в сочетании с научно-техническим прогрессом сильно сокращают как время жизни практически любого товара, так и время жизни применяемых предприятиями торговли технологий. Именно поэтому к предприятиям предъявляются очень высокие требования в плане ведения всей финансовой деятельности. Одним из методов современного передового менеджмента является чуть ли ни ежедневный анализ финансового состояния предприятия. Такой анализ позволяет с успехом использовать для планирования прибыли и рентабельности маржинальный анализ, элементы которого продемонстрированы выше. Если общепринятый анализ позволяет с успехом вести дела и делать качественные расчеты, то использование предельных величин позволяет делать расчеты будущей прибыли с достаточно высокой степенью точности и на основе анализа близких отраслей вовремя определять приоритеты в финансировании на долгосрочную перспективу.

Список использованной литературы


Аванесов Ю.А. Экономика предприятия торговли и сферы услуг. – М.: Люкс-АРТ, 1996.

Анализ хозяйственной деятельности в промышленности / Под ред. В. И. Стрижева. – Минск: Вышейшая школа, 1995.

Баканов М. И., Шеремет А. Д. Теория анализа хозяйственной деятельности: Учебник. 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997.

Брагин Л.А., Данько Г.П. Торговое дело: экономика и организация. – М.: Инфра-М, 1997.

Гребнев А.И. Экономика торгового предприятия. – М.: Экономика, 1996.

Ковалев В. В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. – М.: Финансы и статистика, 1996.

Кравченко Л. И. Анализ финансового состояния предприятия. – Минск: ПКФ «Экаунт», 1994.

Панков Д. А. Современные методы финансового положения. – Минск: ООО «Профит», 1995.

Савицкая Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 2-изд., перераб. И доп. – М.: ИП «Экоперспектива», 1998.

Теория экономического анализа / Под. ред. А. Д. Шеремета. – М.: Прогресс, 1982.

Экономика и организация деятельности торгового предприятия: Учебник / Под общ. ред. Соломатина А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2001.

1 Закон РФ "О налоге на прибыль предприятий и организаций" от 27 де­кабря 1991 г. № 2116-1 (ст. 2); Инструкция Госналогслужбы РФ "О порядке ис­числения и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций" от 10 августа 1995 г. № 37.

1 Хейне П. Экономический образ мышления / Пер с англ. – М.: Новости, 1991. С. 322.

2 Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика / Пер С англ. – М.: Экономика, Дело, 1992. С. 264-266.

1 Ворст Й., Ревентлоу П. Экономика фирмы / Пер. с дат. – М.: Высшая школа, 1994.

С. 51.

Рефетека ру refoteka@gmail.com