ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
УЛЬЯНОВСКИЙ ТЕХНИКУМ ПИТАНИЯ И ТОРГОВЛИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
Дисциплина «Организация коммерческой деятельности»
Отделение: торговое
Курс
Специальность 080402 «Товароведение по группам однородных товаров»
Специализация 080402 /01/ «Товароведение продовольственных товаров»
ТЕМА: «Особенности организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном торговом предприятии».
Бреховой Натальи Михайловны
Срок предоставления работы Руководитель
На проверку ______________ курсовой
работы
Л.В. Черняева
Защита курсовой работы
_________________________
_________________________
дата, отметка
ПЛАН КУРСОВОЙ РАБОТЫ
по теме «Особенности организации коммерческой деятельности;
по продаже пищевых концентратов в магазине».
1. Введение...............................................................................................................3
2. Теоретические основы организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном предприятии.........................5
Основные поставщики, изготовители товаров.......................................5
2.2. Особенности технологии производства и ассортимент товаров............7
2.3. Маркетинговое исследование продвижения пищевых концентратов на рынок................................................................................................................11
2.4. Договор поставки (купли-продажи) товаров......................................13
2.5. Схема торгово-технологического процесса продажи товара в магазине...........................................................................................................17
2.6. Правила продажи товаров в магазине.................................................24
3. Практическая часть. Анализ организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в ООО «Гулливер».......................................29
3.1. Характеристика розничного предприятия............................................29
3.2. Анализ организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном предприятии. Анализ соблюдения закона «О защите прав потребителей»........................................................32
3.3. Анализ методов стимулирования сбыта...............................................35
4. Выводы и предложения об улучшении деятельности предприятия...........................................................................................37
5. Список литературы..................................................................................39
Приложения
1. Введение
Решение экономических, социальных и других задач торгового предприятия непосредственно связано с быстрым техническим прогрессом и использования его достижений во всех областях деятельности. На предприятии он осуществляется тем эффективней, чем совершеннее на нем техническая оснащенность, под которой понимается комплекс конструкторских, технологических и организационных мероприятий, обеспечивающих разработку и освоение производства различных видов продукции, а так же совершенствование выпускаемых изделий.
Торговые помещения и оборудование занимают важнейшее место в общей совокупности помещений магазина. Оборудование, площади, формы и пропорции торговых помещений в значительной степени обусловливают уровень обслуживания покупателей, оказывают влияние на построение торгово-технологического процесса в магазине, на экономические показатели его работы.
Все помещения и оборудование магазина должны быть расположены с учетом обеспечения рациональной взаимосвязи между ними. Размещение оборудования и помещений и их планировка должны быть направлены на обеспечение максимальных удобства для покупателей при отборе и покупке ими товаров, рациональное осуществление всех торгово-технологических операций на основе широкого внедрения современного торгово-технологического оборудования. Планировка оборудования помещений магазина должна обеспечивать нормальные условия работы персонала, высокий уровень производительности труда работников.
Объектом исследования является ООО «Гулливер» по адресу: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, 7.
Предметом исследования является характеристика магазина и его товара в качестве «Пищевые концентраты».
Целью данной работы является рассмотрение классификации магазина, характеристика товара, организация закупки и приемки, организация рекламы.
Для достижения данной цели в работе ставятся следующие задачи:
- рассмотреть общие требования к устройству магазина;
- изучить торгово-технологическое оборудование магазина;
-проанализировать практический аспект товара, планировки оборудования магазина и основные направления их;
- рассмотреть организацию закупки и приемки товара;
- рассмотреть организацию рекламы в магазине.
2. Теоретические основы организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном предприятии.
Российский рынок пищевых концентратов переживает вторую молодость — традиционные виды продукции постепенно вытесняются “инновационными”. Спрос на “быстрые” продукты нового поколения в 90-х годах рос стремительно, а рентабельность производства отдельных ассортиментных позиций достигала 150-200%. Сегодня ситуация выровнялась, и среднеотраслевая норма прибыли не превышает 25%. Популярность “быстрой еды” объясняется ее доступностью для различных слоев населения. Поэтому неудивительно, что, несмотря на свою новизну для потребителя, за сравнительно короткий срок этот продукт завоевал огромную популярность. Кроме того, все больше людей ощущают хронический дефицит времени, и не желают часами простаивать у плиты[1].
Новые технологии производства позволили существенно улучшить вкус полуфабрикатов и придать им отдаленное сходство с домашней едой.
Сегодня российская “пищеконцентратная” отрасль находится на подъеме. Импортные поставки оказывают существенное влияние на формирование рынка только в отдельных сегментах (бульонные кубики, растворимые супы). Впрочем, самые рисковые транснациональные компании-импортеры задумываются об организации концентратного производства в России.
В целом, сегодня отечественные “концентраторы” проходят тот же путь, что и их российские коллеги несколько лет назад: наращивают объемы производства и расширяют ассортимент. Однако опыт северных соседей показал, что потенциал роста рынка не безграничен.
Пищеконцентратная отрасль отличается высокой инвестиционной привлекательностью. Деньги в производство “быстрой еды” вкладывают как отечественные производители, так и зарубежные компании.
Как и во многих других отраслях пищевой промышленности, игроки рынка пищевых концентратов подразделяются на “старожилов” и представителей “новой волны”. Первую группу составляют как “крупняк” (ЗАО «Агроимпорт» и ООО «Айкон Корпорейшн»), так и производители поскромнее — в основном заводы продовольственных товаров (ЗАО «Новосибирский дрожжевой завод», ЗАО «Кватро Свердловский крахмальный завод», ООО «Пензенская продовольственная компания» и др.).
Перечисленные предприятия сосредоточили усилия на выпуске традиционных видов продукции. Для ЗАО «Агроимпорт» это супы обычного приготовления, кремы заварные и кисели, для ООО «Айкон_Корпорейшн» — те же супы и мучные полуфабрикаты, для других “продтоварщиков” — кисели и кексы.
Представители второй группы в основном специализируются на таких “инновационных” пищеконцентратах, как[2]:
• вермишель мгновенного приготовления — ОАО «Аромарос-М» (Москва), ООО «Агротрейдъ» (Москва), ЗАО «Ингрид ТД» (Москва), ООО «Колви-Продукт» (Москва), ООО Пензенская продовольственная компания (Пенза);
• бульонные кубики и растворимые супы — ООО «Омега-пищевые технологии (Москва), ООО «Милорд компания» (Москва), ООО «Пищевые стабилизаторы» (Москва);
• сухое картофельное пюре — ЗАО “Техноком” (Москва).
Растущий рынок “быстрой еды” привлекает новых операторов. В Каневе (Черкасская обл.) одна из российских компаний начала строительство предприятия по производству пищевых концентратов. Но отечественные производители готовы изо всех сил защищать завоеванные конкурентные позиции. Корпорация “Техноком” планирует через несколько месяцев ввести в эксплуатацию новую фабрику. Темпы роста производства концентратов снижаются, сокращается также количество производителей. Рынок близок к наполнению, скоро количество игроков “устаканится” и конкурентная борьба примет исключительно маркетинговый характер.
Пищевые концентраты – это сухие смеси пищевых продуктов, подвергнутых специальной обработке для быстрого и лёгкого приготовления из них пищи[3].
Производство концентратов. Приготовление обеденных блюд складывается из ряда последовательных производственных операций: подготовки и дозировки сырья, составления смесей и упаковки.
Для изготовления концентратов используют горох лущеный, фасоль, крупу, макаронные изделия (кроме макарон), сушеные грибы, овощи и фрукты, крахмал картофельный и кукурузный, муку пшеничную, гороховую и соевую дезодорированную, сухие молоко и сливки, яичный порошок, сахарный песок, жиры (кондитерский с температурой плавления 34—36,5° С и говяжий топленый высшего сорта), сушеные мясо, мясной фарш, мясные копчености, плодовые и ягодные экстракты, поваренную соль, пряности, пищевые кислоты, глютаминат натрия, эссенции.
Для обогащения пищи белками и придания ей мясо-грибного вкуса в концентраты обеденных первых, вторых блюд и соусов добавляют белковые гидролизаты, пасту и обогатители, бульонные пасты.
Белковый гидролизах — продукт гидролитического распада белков, состоящий из аминокислот, их натриевых солей и полипептидных остатков. Его получают из мяса, субпродуктов, говяжьих костей, шрота и жмыха масличных культур, казеина молока и др.
Белковая паста — это белковый гидролизат с содержанием сухих веществ 75—80%. Белковый обогатитель получают смешиванием белкового гидролизата с соевой обезжиренной мукой. Бульонная паста представляет собой смесь белковой пасты, поваренной соли, ароматизированного жира, лаврового порошка и глютамината натрия.
Подготовка сырья включает: очистку сырья, мойку, пропаривание (варку) и сушку. Для быстроразвариваюшихся концентратов сырье после подсушки плющат, для пюреобразных — размалывают и просеивают.
Для удаления посторонних примесей сыпучие продукты (сахар-песок, крупу, муку и др.) пропускают через сепараторы и магнитоуловители; жидкие продукты (плодово-ягодные экстракты, предварительно растопленные жиры и др.) фильтруют. Из сушеных плодов, овощей и грибов удаляют недоброкачественные (подгоревшие, заплесневелые и др.) экземпляры, моют, а затем подсушивают.
Грибы, овощи, поваренную соль и пряности измельчают, просеивают через сита и пропускают через магнитоуловители.
Пшеничную муку и манную крупу для улучшения вкуса подвергают сухой тепловой обработке (декстринизации), при этом часть крахмала переходит в декстрины.
Для получения крупы и бобовых в варено-сушеном виде сырье пропускают через сепараторы для выделения крупинок требуемой фракции по величине и удаления примесей, затем его моют горячей водой в моечных машинах (не моют гречневую, манную, мелкую перловую и ячневую крупу). При мойке с поверхности крупы удаляются мучель (мучель вызывает слипание в комочки крупинок при варке и прогоркание концентратов при хранении), микроорганизмы и посторонние примеси. После очистки сырье варят до готовности острым паром в варочных аппаратах, сушат до влажности 8—9%.
При варке в крупе и бобовых изменяется структура тканей и строение некоторых химических веществ (крахмала, белков, гемицеллюлоз, пектиновых веществ), что ускоряет развариваемость концентратов и повышает их усвояемость. Гидротермическая обработка сырья вызывает денатурацию белков, клейстеризацию крахмала, увеличение содержания водорастворимых веществ в результате растворения амилозы и пептизации амилопектина клейстеризованного крахмала. Ферменты сырья разрушаются, что способствует лучшей сохраняемости концентратов. Вкус крупы и бобовых улучшается, но снижается содержание витаминов: потери тиамина и рибофлавина достигают 32—72 %, никотиновой кислоты—15—34% от первоначального содержания их в сырье. В гречневой и кукурузной крупе наблюдается потеря редуцирующих Сахаров и потемнение крупы в результате неферментативных реакций меланоидинообразования[4].
Варено-сушеная крупа обладает низкой набухаемостью. Варка концентрата, в состав которого она входит, длится не менее 20 минут. Для быстроразвариваюшихся концентратов используют крупу и бобовые в виде хлопьев, и срок варки их снижается до 15 мин. Сырье в виде порошка идет для приготовления пюреобразных концентратов, которые восстанавливаются в готовые блюда в течение 10 мин.
В последние годы в нашей стране внедряется изготовление концентратов первых, вторых и сладких блюд, не требующих варки. Они готовы к употреблению после смешивания их с горячей водой или молоком, так как обладают высокой набухаемостью, быстрой и полной восстанавливаемостью при температуре ниже 100° С. Такие свойства крупа и бобовые получают после двукратной сушки сырья и его варки с применением промежуточной механической обработки (сырье после первой сушки гранулируют, дробят или плющат). В результате механической обработки увеличивается поверхность частиц, поэтому при оводнении ускоряется диффузия жидкости в продукт.
Варено-сушеную крупу, не требующую варки, получают и другим способом: крупу после варки подсушивают на ленточной сушилке, а затем в термическом аппарате «пушка» нагревают до достижения давления 1,0 МПа и, моментально сбрасывая давление, выгружают. При этом крупа частично «раздувается», увеличивается пористость, поэтому улучшается ее восстанавливаемость и повышается набухаемость.
Сырье после очистки, тепловой обработки и проверки лабораторией на соответствие требованиям технологических инструкций направляется в бункера. Из них сырье подается самотеком или нориями и шнеками в рецептурно-смесительное отделение. Здесь автоматические весы и дозаторы отвешивают или отмеривают необходимое количество сырья в соответствии с рецептурой и направляют его для смешивания в машины-смесители. Из смесителей продукт поступает на инспекционную ленту и магнитоуловитель, а затем в автоматический расфасовочный аппарат (для расфасовки насыпью в - пакеты) или в пресс, где концентрат спрессовывается в виде брикета. По сравнению с концентратами насыпью брикеты требуют в два раза меньше тары и упаковочных материалов, удобны при, продаже, однако при подготовке к варке их нужно измельчать.
Ассортимент концентратов очень разнообразен:
концентраты первых (суп-пюре гороховый, щи, борщи, овощные, картофельные и грибные супы и др.);
вторых (всевозможные каши, лапшевники, крупеники, пудинги и др.) и сладких блюд (кисели, кремы, желе и др.);
концентраты для приготовления мучных кондитерских изделий (кексы, торты и др.);
питательные смеси и концентраты для детей.
В зависимости от назначения концентраты первых и вторых блюд вырабатывают с мясом, молоком или вегетарианские (только с жиром). По основному сырью их делят на бобовые, крупяные, овощные, овоще-крупяные и из макаронных изделий.
Концентраты сладких блюд представляют собой смесь плодоягодных экстрактов или сухого молока с сахаром с добавлением крахмала, пшеничной муки, манной крупы и др. продуктов, придающих блюду вязкую или желеобразную консистенцию.
Концентраты заварного крема и различных желе могут быть использованы для прослойки и украшения кондитерских изделий.
Концентраты для приготовления мучных кондитерских изделий - смеси, содержащие все необходимые продукты для выпечки кексов, печенья и др. Питательные концентраты для детей:
молочные смеси на рисовом или овсяном отваре,
витаминизированные овоще-мучные смеси,
рисово-молочная смесь с морковью,
мучные питательные смеси,
обогащённые плодовыми и овощными порошками,
крупяные отвары,
смеси крупяных отваров с сахаром и сухим молоком,
манная молочная сладкая каша,
овощные пюреобразные супы с мясом и без мяса.
На этикетках концентратов указан способ их приготовления. Все концентраты необходимо хранить закрытыми, в сухом прохладном (не выше 20°С) и тёмном месте.
Длительность хранения различных видов концентратов от 3 до 12 месяцев.
На вермишель быстрого приготовления приходится около 65-75% всего российского рынка концентрированных продуктов. Перспективность этого сегмента очевидна, несмотря на падающие темпы роста, свидетельствующие о постепенном насыщении рынка (60-70% — в 2007 году, 20% — в 2008 году). Сегодня рынок пищевых концентратов эксперты оценивают в $300-500 млн., или 4,2 млрд. упаковок в год. Сформировался относительно стабильный круг наиболее популярных торговых марок: Lion King, Mavimex, “Александр и Софья”, “Ролтон”, “Анаком”, Maggi, “Доширак”, “Топ Рамен”[5].
Наиболее распространенной стратегией крупных российских и зарубежных производителей вермишели быстрого приготовления (ЗАО “DHV-S”, ООО “Анаком”, ООО “Лион Кинг“) остается наращивание производственных мощностей в различных регионах России в целях увеличения объемов производства, улучшения дистрибуции и сокращения транспортных затрат. При этом недостаточное внимание уделяется дифференциации предлагаемой продукции, наблюдается низкая маркетинговая активность по продвижению продукта и формированию потребительской лояльности.
Российский рынок бульонных кубиков оценивается сегодня экспертами в 25-26 тыс. тонн в год. Основная доля этой продукции (около 23 тыс.т., по оценкам журнала “Витрина”) производится на территории России, объемы импорта за последние 3-4 года существенно упали. В то же время ассортимент продукции расширился с 2-4 до более, чем 10 позиций, хотя 60% рынка занимает традиционный куриный бульонный кубик. Среднегодовое потребление — 8-16 бульонных кубиков на человека. Предложение на рынке бульонных кубиков формируют в основном крупные транснациональные компании, такие как PASA (ТМ Gallina Blanka), Nestle (ТМ Maggi), Unilever (ТМ Knorr).
Сухое картофельное пюре появилось на российском рынке несколько лет назад. За короткое время ассортимент этих “кормов” существенно расширился. В розничной торговой сети можно встретить картофельное пюре с молочными (сливки, молоко, молоко и жареный лук, молоко и овощи, сливочное масло), овощными (шампиньоны, жареный лук, овощи, зеленый лук, зелень), мясными (говядина, курица, гуляш) и рыбными (креветки, осетрина) добавками. На рынке присутствует много брендированной продукции: “раскрученные” ТМ Uncle Ben’s, Nordic, Maggi, Knorr и “новички” “Ролтон”, Lion King, “Антошка”, “Картошечка”, “О-ба-на”, “ПоварОк”, “Морячок”, “Банкет”, “Волшебный горшочек”.
В целом, темпы развития российского рынка пищевых концентратов резко снизились: с 50-200% в 2006-2007 годах до 15% в 2008 году. Рынок близок к насыщению, а его игрокам вскоре придется осваивать новые ценовые и товарные ниши и развивать экспорт.
Договор поставки является одной из разновидностей договора купли-продажи. В соответствии со статьей 506 ГК РФ: «По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки, производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием»[6].
Уже из определения данного законом можно выделить отличительные черты договора поставки, отличающие его от других видов купли-продажи. Субъекты договора поставки, это субъекты предпринимательской деятельности. Договор розничной купли-продажи служит для удовлетворения бытовых, домашних, семейных, личных потребностей граждан. В отношениях субъектов розничной купли продажи предполагается относительное неравенство сторон, в основном основанное на экономических факторах. При этом, «слабой» стороне – потребителю законодательно компенсируется это неравенство, например, предоставлено право ссылаться на свидетельские показания в подтверждение факта заключения договора, при отсутствии документов об оплате товара.
Во-первых, в отличие от розничной торговли, целью приобретения товара является его использование в предпринимательской деятельности и иных целях, не связанных с личным, семейным и иным подобным использованием. Какая же может быть цель? Как правило, договор поставки заключается для предпринимательской деятельности (например: для последующей продажи, промышленной переработки и подобного). Что касается иной деятельности, о которой говорится в 506 статье ГК РФ, здесь речь идет о приобретении товаров для обеспечения деятельности юридического лица или индивидуального предпринимателя, например, закупка оргтехники, сантехники, стройматериалов для офиса. Причем, особенность в том, что, что в отличие от розничной купли-продажи, покупатель в договоре поставки – коммерческая организация или индивидуальный предприниматель. Таким образом, вторая отличительная черта, это правовой статус покупателя.
Правовой статус покупателя также имеет значение, при выборе какую норму применять, о розничной купле-продаже или о поставке, если товар покупается у продавца осуществляющего предпринимательскую деятельность в области розничной торговли. Также принимается во внимание количество приобретаемого товара, осведомленность продавца о цели покупки. Можно сделать вывод, что основными критериями отличия между розничной куплей-продажей и поставкой являются правовой статус покупателя и цель покупки.
Следующая особенность договора, содержание в норме указания на срок передачи товара. В статье сказано, что поставщик обязуется передать товар в обусловленный срок или сроки.
Таким образом, можно отметить, что момент заключения и момент исполнения договора поставки, как правило, не совпадают. Договором может быть предусмотрена как поставка партиями в определенный период времени (обусловленные сроки), так и единовременная поставка (обусловленный срок). Однако договор поставки может быть заключен в отношении одной вещи. Для этого вида купли-продажи, более характерно заключение договора на долгий срок, так называемый длящийся договор, который исполняется частями.
В пункте 5 Постановления Пленума ВАС РФ от 22 октября 1997 г. №18 «О некоторых вопросах, связанных с применением положений ГК РФ о договоре поставки» (далее Постановление Пленума ВАС №18) разъяснено, что при квалификации правоотношения участников спора суд должен исходить из признаков договора поставки установленных статьей 506 ГК РФ, независимо от наименования договора, сторон, обозначения способа передачи товара в тексте договора. Срок исполнения договора может быть определен следующими способами[7]:
· указание определенного срока – конкретной даты, дня, месяца;
· определение срока действия договора.
В случае определения срока действия договора необходимо руководствоваться статьей 314 ГК РФ, в соответствии с которой товар должен быть передан в разумный срок в пределах действия договора, или статьей 508 ГК РФ, в которой предусмотрена поставка товаров равными партиями помесячно.
«1. В случае, когда сторонами предусмотрена поставка товаров в течение срока действия договора поставки отдельными партиями и сроки поставки отдельных партий (периоды поставки) в нем не определены, то товары должны поставляться равномерными партиями помесячно, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов, существа обязательства или обычаев делового оборота».
Кроме периодов, может быть определен график поставки. Например: декадный, суточный, часовой. Досрочная поставка товаров допускается только с согласия покупателя. Товары, поставленные досрочно и в случае принятия покупателем, засчитываются в счет количества товаров, подлежащих поставке в следующем периоде. Главенствующими нормами в правовом регулировании договора поставки являются положения параграфа 3 главы 30 ГК РФ, однако, как и в розничной купле-продаже, при возникновении вопросов неурегулированных указанными нормами применяются правила содержащиеся в разделе «Общие положения о купле-продаже», а также нормы «Общей части обязательственного права» и «Общие положения о договоре». По общему правилу приоритет принадлежит специальным нормам.
Договор поставки один из наиболее используемых в хозяйственной деятельности. Кроме того, как упоминалось, он часто заключается на длительный срок. Поэтому в ГК РФ предусмотрены специальные нормы, позволяющие продуктивно устранять, урегулировать разногласия сторон при заключении договора, согласовать не совпадающие интересы. Урегулированию разногласий посвящена статья 507 ГК РФ. Если при заключении договора возникают разногласия между сторонами по каким-либо условиям договора, сторона предложившая заключить договор и получившая от второй стороны предложение о согласовании этих условий, в соответствии с указанной статьей должна в течение тридцати дней со дня получения предложения принять меры о согласовании условий, либо уведомить другую сторону письменно об отказе от заключения договора. Срок может быть иным, например установленным законом или установлен по согласованию сторон. В случае не выполнения данных требований, сторона, не принявшая мер по согласованию условий договора поставки и не уведомившая другую сторону об отказе от заключения договора в установленный срок, обязана возместить убытки, вызванные уклонением от согласования условий договора.
Обратите внимание, что поставщик имеет право выбрать один из предложенных вариантов поведения, нельзя и отказаться от исполнения договора, и потребовать от покупателя оплаты товара. Также поставщик вправе потребовать возмещения убытков, которые были ему, причинены в связи с непредставлением отгрузочной разнарядки.
Статьей 458 ГК РФ устанавливаются общие правила о моменте исполнения обязанности продавца передать товар. В параграфе 3 главы 30 ГК РФ существует специальная норма, конкретизирующая положения 458 статьи ГК РФ применительно к договору поставки. Это статья 510 ГК РФ «Доставка товара». В соответствии с этой статьей под доставкой понимается один из имеющихся способов исполнения поставщиком обязанности по передаче товара покупателю, который осуществляется путем сдачи товаров органу транспорта для доставки покупателю. Также этот термин применим к передаче товара покупателю в месте нахождения поставщика и к передаче товара организации связи для доставки покупателю.
2.5. Схема торгово-технологического процесса продажи товара в магазине
ТОРГОВО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС В МАГАЗИНЕ
ООО «Гулливер»
Торгово-технологический процесс включает в себя комплекс взаимосвязанных торговых и технологических операций, содержание и последовательность выполнения которых зависят от типа и величины магазина, его технической оснащенности, степени подготовленности к продаже поступивших в магазин товаров и других факторов.
Весь торгово-технологический процесс в магазине можно разделить на три основные части[8]:
операции с товарами до предложения их покупателям;
операции, связанные с обслуживанием покупателей;
дополнительные операции по обслуживанию покупателей.
В торговом предприятии ООО «ГУЛЛИВЕР» существенное влияние на качество торгового обслуживания оказывают операции с товарами до предложения их покупателям. К ним относят:
- разгрузка транспортных средств.
Грузовые машины с товаром подъезжают со стороны двора, составляя неудобства жителям дома. В магазине разгрузку транспортных средств производит грузчик или водитель, который доставил товар. Когда заведующая составляет заявку на какое-либо число, но точное время не оговаривается и машина с товаром подъезжает в течение дня. Это довольно таки неудобно т.к. для лучшей организации процессов на предприятии необходимо вести график поставки товаров, что позволяет рационально распределить рабочий день и обязанности среди персонала. Товары разгружаются аккуратно, чтобы не повредить их.
Так, например: коробки с печеньем нельзя кидать или бросать при разгрузке, т.к. печенье хрупкое, и вместо печенья в коробке останется один лом, что затруднит продажу этого товара. Разгрузку коробок с фасованными крупами или стеклянными банками так же рекомендуется производить аккуратно, в противном случае предприятие понесет убытки из-за не ответственности своего персонала. Разгрузку товаров осуществляют прямо в отделы, где осуществляется приемка по количеству.
- приемка товаров по количеству и качеству.
Приемка по количеству необходима для установления соответствия наименования, сорта, цены товаров, а также их количества данным сопроводительных документов. Приемку в магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» осуществляет материально-ответственные лица: продавец-кассир, заведующая или директор. Это зависит от того, кто свободен в то время, когда привезут товар.
Приемка товаров по количеству заключается в сверке фактически поступившего товара с данными указанными в сопроводительных документах. Условно приемку по количеству можно разделить на два этапа:
А) проверка количества мест и веса брутто (вес товара с тарой).
Б) проверка количества единиц вместе и веса брутто (чистый лист товара).
Приемку по количеству регулируется следующими нормативными документам:
Инструкция «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по количеству» и «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству»;
Договор поставки;
Особые условия поставки.
Приемка товаров по количеству начинается с проверки сопроводительных документов (накладная, счет-фактура товаротранспортная накладная), затем проверяется маркировка и целостность упаковки. После чего проверяют количество тарных мест и определяют массу брутто. Если не обнаружено расхождений, тогда в документах ставиться отметка. Так же на документах ставиться Ф.И.О. и должность принявшего товар работника, его подпись и печать магазина. Один экземпляр документов возвращается, а второй остается на предприятии. При разгрузке товаров сразу проверяется целостность товара и упаковки. Если при разгрузке были обнаружены дефекты и другие различные повреждения или товары с истекшим сроком годности, то разгрузку приостанавливают, выявляют недостатки товаров и отправляют поставщику продукцию, не принимая её. Если непосредственно при приемке товаров по количеству обнаружена недостача, тогда приемку приостанавливают и вызывают поставщика (телеграммой или по телефону). Составляется односторонний акт и товар, размещают на ответственное хранение до прибытия поставщика. Поставщик должен явиться в следующие сроки[9]:
А) Если товары скоропортящиеся – не позднее 24 ч с момента получения товаров.
Б) Одногородний поставщик (по остальным товарам) – не позднее следующего дня.
В) Иногородний поставщик – в течение 3 дней + время на дорогу.
Если поставщик не явился по каким-то обстоятельствам, но дал распоряжение на приемку без него, тогда приглашается не заинтересованное лицо. Вместе с поставщиком или не заинтересованным лицом осуществляется приемка по количеству. Составляется двухсторонний акт, который подписывается всеми участниками, к акту прилагаются сопроводительные документы и копии удостоверения личностей. Акт утверждается директором предприятия не позднее следующего дня.
Приемка по качеству проводится с целью предотвращения поступления к покупателям товаров низкого качества. Приемка товаров по качеству регулируется следующими нормативными документами:
Инструкция по порядку приемки товаров по качеству;
Договор поставки;
Особые условия поставки;
ГОСТы, ТУ, ОСТы и другие стандарты качества.
Приемка товаров по качеству осуществляется, после того как товар приняли по количеству. Приемку по качеству начинается с проверки сопроводительных документов (сертификат соответствия, гигиенический сертификат, качественное удостоверение, ветеринарное свидетельство).
Приемку по качеству осуществляет заведующая. Приемка может проводиться сплошная или выборочная. Сравнивается фактическое качество товаров с нормативными документами по качеству (ТУ, ГОСТ). Товар принимается органолептическими методами (вкус, цвет, запах и др.) при необходимости отправляется на экспертизу в лабораторию. Приемка товаров по качеству проводиться:
А) скоропортящиеся товары – в момент приемки по количеству не позднее 4 часов.
Б) по остальным товарам от местных поставщиков - не позднее 10 дней.
В) от иногородних поставщиков – не позднее 20 дней.
Если при приемке обнаружен не доброкачественный товар, вызывается поставщик:
- иногородний – 3 дня + время на дорогу;
местный – не позднее следующего дня;
скоропортящиеся товары – не позднее 24 часов.
Составляется односторонний акт, товар отправляется на ответственное хранение (в отдельное помещение). Если поставщик не явился, тогда приглашают:
Инспектора государственной инспекции по качеству (Госторгинспекция);
Инспектора ЦСМ;
Бюро товарных экспертиз.
С поставщиком или с инспектором товар принимают по качеству и составляют двухсторонний акт. К акту прилагаются пломбы, упаковочные ярлыки, образцы маркировки, копии сопроводительных документов, копия удостоверения инспектора. Акт подписывается всеми участниками приемки и утверждается директором предприятия в течение трех дней. В магазин ООО «ГУЛЛИВЕР» редко происходят случаи поступления некачественных товаров, так как предприятие сотрудничает с ответственными поставщиками, которые выпускают качественную продукцию.
- доставка товаров в зону хранения, подготовки к продаже или непосредственно в торговый зал.
После разгрузки и приемки товаров, в зависимости от того какими он обладает пищевыми свойствами, от вида упаковки и расфасовки, от условий хранения, и от степени готовности товаров к продаже его размещают в соответствующие места, т.е. в зону хранения, непосредственно в торговый зал или в помещение для подготовки к реализации.
Например: в магазин поступает крупа либо сахарный песок, расфасованный в мешки по 50 кг. Следовательно, этот товар доставляется в зону подготовки товаров к реализации т.к. в магазинах индивидуального обслуживания сыпучие товары в обязательном порядке фасуются перед продажей по 0,5 и 1 кг. Но так же подготовку товаров к продаже подвергаются почти все товары т.к. необходимо установить соответствия цены, произвести внешнюю очистку товара (пыль, грязь) и т.д. и т.п. Макароны, крупы, сахар и другие продукты, расфасованные непосредственно на самом предприятия изготовителе доставляются сразу в торговый зал, т.к. они не требуют подготовки перед продажей. В зону хранения в магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» направляются товары с длительным сроком хранения, которые сразу закупаются в больших количествах, в основном это винно-водочная продукция, приправы, специи и супы быстрого приготовления.
- хранение товаров.
В торговом предприятие ООО «ГУЛЛИВЕР», имеется большой склад, где хранится продукция с длительным сроком хранения - это вино-водочная продукция, приправы, специи и супы быстрого приготовления и др. Товар хранится на складе с учетом сроков его реализации, свойств товара, условий и продолжительности хранения. Эти условия указываются на маркировке, а так же другая информация о требованиях к хранению содержится в нормативных документах. На предприятии ООО «ГУЛЛИВЕР» выбирают свободный способ размещения товаров, при котором на освободившихся площадях размещают товары других групп, но при этом способе затрудняется учет товаров из-за расположения однородных товаров в нескольких местах. При размещении на хранение торговое предприятие ООО «ГУЛЛИВЕР» применяют прямую укладку товаров, ящики или коробки ставятся друг на друга маркировкой наружу. При хранении товаров на предприятие соблюдается санитарный режим: борьба с грызунами и другими вредителями, вентиляция, мытье полов с применением дезинфицирующих растворах. Остальную продукцию (молоко, мясные продукты, колбаса, кисломолочные продукты, кондитерские изделия др.) заказывают в небольших количествах, поэтому они не хранятся, а сразу реализовываются.
При хранении так же учитываются учитывать предельные и гарантийные сроки хранения продукции.
Предельные сроки хранения — это время, в течение которого товары должны быть реализованы. Товары с истекшим сроком хранения реализации не подлежат.
Сроки хранения устанавливаются в зависимости от температуры хранения, влажности воздуха. Для продовольственных товаров предельные сроки хранения устанавливаются с момента их выпуска и зависят от способа обработки, расфасовки и упаковки. Предельные сроки хранения указываются в сопроводительных документах, удостоверяющих качество товаров, или на упаковке.
Гарантийные сроки хранения исчисляются со дня выработки продукции. В эти сроки за качество выпущенных товаров отвечает предприятие-изготовитель при условии, что соблюдались правила хранения товаров. Предельные и гарантийные сроки хранения указаны в стандартах или технических условиях на товары. Поступившие в магазин товары обычно нуждаются в подготовке к продаже.
2.6. Правила продажи товаров в магазине
Разберем подробнее, как осуществляется подготовка товаров к продаже. Ей подвергаются почти все товары. Перед продажей необходимо: распаковать (освободить) товар от внешней тары; проверить соответствие цены, очистка от пыли (если товар находился на складе); удаление мелких неисправностей; фасовка; предварительная нарезка товаров; укладка товаров в специальную тару для подачи в торговый зал; оформление и прикрепление ценников и при необходимости комплектование подарочных наборов. В магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» подготовку товаров к продаже осуществляет продавец-кассир. Готовят товары к продаже прямо в отделах. Дозы фасуемых товаров осуществляются по мере покупательского спроса. Предварительная подготовка и фасовка товаров способствуют повышению производительности труда продавца, более быстрому обслуживанию покупателей, снижению товарных потерь. Ниже приводятся, примеры некоторых особенностей подготовки товаров к продаже[10].
Овощи и фрукты сортируют, отделяя нестандартную продукцию и упаковывая её по необходимости в капроновые сетки.
Масло сливочное, маргарин освобождают от пергамента и при необходимости зачищают со всех сторон, если образовался штафф. Производят нарезку на бруски специальной струной и упаковывают в полиэтиленовую пленку.
Сыры протирают влажным полотенцем, затем сухим, удаляют казеиновые цифры, голову сыра нарезают специальным сырным ножом. С колбас удаляют шпагат и концы оболочки. Молоко и сметана (разливное) протирают верхнюю часть бетона, вскрывают и перемешивают мутовкой, зачищают деревянной лопаткой крышку и горлышко бетона (1/3 оборачиваем марлей).
Кондитерские изделия перед продажей выкладываются в специальную тару или фасуются.
Размещение и выкладка товаров в торговом зале влияет на уровень торгового обслуживания и эффективность работы магазина. Товары, имеющие одинаковое значение располагаются в одном месте для того, что было удобнее сориентироваться покупателю и продавцу. Новые товары выкладываются на видных местах, а товары, обладающие, низким спросом выкладываются с товарами, имеющими повышенный спрос. Размещение товарных групп для каждого типа магазина в зависимости от ассортимента реализуемых им товаров и применяемых методов продажи каждой товарной группы учитывается еще при составлении технологической планировки этого магазина. При этом учитывают конструктивные особенности торгового зала, расположение окон, дверей, колонн и т. д.
Под размещение ассортимента понимают распределение его на площади торгового зала в соответствии планом помещения. В магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» при размещение товара учитывается направление движения покупательского потока и товарное соседство. Например: хлебный отдел в магазине расположен в конце торгового зала, с расчетом на то, что пока он идет за хлебом, проходя мимо других отделов, может совершить импульсивную покупку. Товары в мелкой упаковке (жвачки, сосательные конфеты и др.) располагаются у кассы. Продавцы своевременно пополняют витрины, что не образовывались пустые места. Пополнение товарами производиться в течение рабочего дня или пред открытием магазина. Продукция в магазине размещается на пристенных деревянных горках, витрины, прилавки, холодильное оборудование.
Все товары, особенно продовольственные, размещают с соблюдением правил товарного соседства. Нельзя, например, выкладывать в одном холодильном прилавке рыбу и мясные продукты, так же стиральные порошки, товары бытовой химии и другие товары, следует размещать отдельно на островных горках или в специальных изолированных от основной массы товаров местах, в силу своих физико-химических свойств, вредно влияющих на другие товары. На оборудование товар размещают с применением горизонтальной и комбинированной выкладке.
Горизонтальная - однородные товары размещают вдоль по всей длине оборудования.
Комбинированная - и по горизонтали и по вертикали.
Товар должен быть выложен ярлыками, наименованием, этикетками в сторону, обращенную к покупателям. При выкладке товара учитывают цвет, объем, упаковка товаров. Ценники должны быть четко оформлены, крупно и разборчиво написана цена и наименование товаров. Они должны читаться издалека и должны быть расположены так, чтобы не загораживать товар, и в тоже время ровно обращенные к покупателю. Так же в магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» применяется декоративная выкладка. Ее применяют для оформления витрин или для показа новинок, что бы покупатель обращал внимание и заинтересовывался.
Завершающей стадией торгово-технологического процесса являются операции, связанные с обслуживанием покупателей. Они являются наиболее важной частью торгово-технологического процесса в магазине. На этой его стадии многое зависит от профессионализма работников магазина, от их умения помочь покупателю в выборе необходимых товаров, быстро и качественно обслужить его. Эти операции включают в себя[11]:
Встречу покупателя;
Является важнейшим составным элементом процесса обслуживания покупателей. Правильная организация показа товаров возможна только на основе хорошо продуманной схемы размещения товаров, применения современных способов их выкладки. При показе продавец уточняет запросы покупателей, обращает внимание на особенности отдельных товаров, раскрывает товароведные, эстетические свойства, качество изделий. Предлагает и показывает различные товары. Дает консультации по товарам, предлагает новинки.
Предложение товаров и показ товара;
В свою очередь повышает культуру торговли. Она проводится при показе и отборе товаров и включает сведения о назначении товаров разных марок, способах эксплуатации и обращения с товарами, нормах потребления отдельных товаров в зависимости от конкретных условий их использования, соответствии изделий современной моде. Консультация не должна ограничиваться только сообщением интересующих покупателя сведений о товарах, но и способствовать пропаганде новых товаров, воспитанию эстетических вкусов покупателей. Продавец выявляет у покупателя намерения в отношении покупки какого-либо товара.
Расчет за отобранные товары;
Покупатель отбирает товары. В магазине индивидуального обслуживания расчет с покупателями происходит на месте через прилавок продавцом-кассиром. Расчет производится в следующем порядке:
Пробить на ККМ суммы, причитающиеся с покупателей и определить общую стоимость покупки.
Четко назвать сумму покупки.
Деньги, полученные от покупателя положить на виду у покупателя.
Определить сумму сдачи.
Четко назвать ее покупателю и сдавать сдачу с крупных купюр, четко пересчитывая её.
Сверху положить погашенный чек.
Расчеты с покупателями осуществляются с применение ККМ АМС - 100Ф и «Samsung». К работе с кассовыми машинами допускаются лица, ознакомленные и проинструктированные с правилами техники безопасности по работе на ККМ. Если товар оказался не качественным и покупатель принес его обратно, на кассе пробивается возврат покупки. Если покупатель совершает покупку, а потом решает отказаться от нее по каким-либо причинам, тогда на кассе можно аннулировать последний чек. На ККМ можно ввести наличные, и высветится сдача. Что облегчает работу продавцам-кассирам.
Оказание покупателям дополнительных услуг.
Дополнительные операции по обслуживанию покупателей направлены на оказание им различных услуг. В магазине ООО «ГУЛЛИВЕР» этими услугами является: прием предварительных заказов, предоставление справочной информации.
Рациональное построение торгово-технологического процесса в магазине должно обеспечить экономическую эффективность работы торгового предприятия, создать максимальные удобства для покупателей и комфортные условия для труда и отдыха работников магазина.
Торгово-технологический процесс в магазине состоит из периодически повторяемых операций, в чем проявляется его цикличность. В то же время торгово-технологический процесс может протекать с различной динамичностью и интенсивностью (в течение дня изменяется интенсивность покупательских и товарных потоков, расчетных и других операций).
Практическая часть. Анализ организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в ООО «Гулливер»3.1. Характеристика розничного предприятия
Название: Гулливер.
Юридическое наименование: ООО "Гулливер".
Отрасль: розничная торговля.
Характер деятельности: продовольственные товары.
Уставный капитал: 385 тыс. руб.
Число занятых: (на 01.11.08) 32 чел.
Основная сфера деятельности: розничная торговля.
Часы работы: с 00 до 24 часов.
Юридический адрес: г. Ульяновск, пр-т Ленинского Комсомола, 7.
Торговая площадь: 529 мІ
Шестой крупный супермаркет «Гулливер». Большой гастрономический отдел, бытовая химия и товары для дома. И третий супермаркет - торговый комплекс. На втором этаже одежда для детей и взрослых, отделочные материалы, газетный киоск, бутики канцтоваров и сотовой связи. Открыт в декабре 2005г.
Согласно принятой классификации (см. табл. 1.) ООО «Гулливер» попадает в разряд средних. Общая площадь ООО «Гулливер» составляет 829 кв. м. В том числе, торговая площадь – 529 кв.м., складские помещения – 300 кв.м.
Таблица 1. Классификация магазинов по размеру торговой площади
№ п/п | Вид | кв/м |
1 | Мелкие | до 250 кв.м. |
2 | Средние | от 251 до 1000 кв. м. |
3 | Крупные | от 1000 до 5000 кв. м. |
4 | Особо крупные | свыше 5000 кв. м. |
По товарной специализации – магазины классифицируются как узкоспециализированные, специализированные, комбинированные, универсальные, смешанные «ООО «Гулливер»» по товарной специализации относится к маркетам.
В зависимости от типа здания - отдельно стоящее, встроено-пристроенное и торговые комплексы.
В этом случае ООО «Гулливер» является торговым комплексом.
С учетом особенностей объемно планировочного решения - одноэтажное, многоэтажное, с подвальными помещениями или без.
ООО «Гулливер» - многоэтажное здание с подвальными помещениями.
По функциональным особенностям - стационарные, передвижные, сезонные, посылочные, комиссионные и др.
ООО «Гулливер» является стационарным магазином.
По видам - магазины, магазины-склады, павильоны, палатки, автомагазины. ООО «Гулливер» - магазин. По формам обслуживания - самообслуживание, обслуживание через прилавок.
ООО «Гулливер» имеет обе формы обслуживания.
Экономические показатели деятельности магазина
В прошедшем 2007 г. товарооборот компании ООО «Гулливер» составил 45044 тыс. руб. и увеличился почти в 2 раза по сравнению с 2006 г. (табл.2).
Таблица 2 Сравнительная таблица важнейших финансовых показателей ООО «Гулливер» за 2006- 2007 гг.
Показатель | За 2006 г. | За 2007 г. |
Товарооборот | 21,0 | 45,4 |
Валовый доход | 62,2 | 105,3 |
Издержки | 18,6 | 39,6 |
Результат от реализации | 46,6 | 64,7 |
Балансовая прибыль | 46,6 | 94,4 |
Чистая прибыль | 28,5 | 67,0 |
Доход от внереализ. деятельн. | - | 31,7 |
Валовый доход также увеличился в 1,5 раза и составил 10,3 млн. руб. В марте 2006 г. был на общем собрании акционеров были утверждены изменения в действующем уставе компании, касающиеся расширения видов деятельности, что позволило получить доход от внереализационной деятельности в размере 3,7 млн. руб. В первой половине 2007 г. объем товарооборота универмага на 48% превышает соответствующий показатель первого полугодия предыдущего года. Сумма прибыли практически не изменилась по сравнению с аналогичным показателем 2006 г. Чистая прибыль за январь-июнь на 7% меньше прибыли, полученной за 1 полугодие 2007г. Дебиторская задолженность компании увеличилась почти в полтора раза, причем почти 16% ее объема приходится на долги покупателей и заказчиков. Немного выросла (на 1,6%) и без того большая кредиторская задолженность (свыше 90% ее составляют долги «ООО «Гулливер»» поставщикам и подрядчикам). В свою очередь резко сократилась задолженность федеральному бюджету. Финансовое состояние ООО «Гулливер» на 2006 г. оценивалось по балансу (ф.N1) и "Отчету о прибылях и убытках" (ф. N2).
3.2. Анализ организации коммерческой деятельности по продаже пищевых концентратов в розничном предприятии. Анализ соблюдения закона «О защите прав потребителей».
В магазине ООО «Гулливер» применяют два способа упаковывания концентратов в потребительскую тару: насыпью и в брикетах. Оба способа имеют преимущества и недостатки.
При фасовании готовых продуктов в пакеты насыпью сохраняется форма компонентов пищевых концентратов, в них меньше лома и крошки, поэтому готовые блюда имеют более привлекательный вид. Недостатком этого способа является незначительная насыпная масса. Для массового потребления вырабатывают концентраты в насыпном виде.
Брикетирование (прессование) способствует значительному уменьшению объема и экономит упаковочный материал, тару, транспорт, а также создает устойчивость продукта к механическим воздействиям. Недостатком брикетирования является то, что компоненты с неустойчивой формой (вермишель, сушеные картофель и овощи) во время брикетирования ломаются и крошатся, поэтому ухудшается товарный вид готового блюда. Кроме того, брикеты, в состав которых входят сухое молоко, яичный порошок, мука и другое сыпучее сырье, уплотняются и трудно поддаются измельчению при изготовлении блюд.
При производстве концентратов с упаковыванием насыпью смесь без жира фасуют в пакеты, затем вливают порцию жира, который застывает вместе с включенными в него кусочками компонентов. В быстроразвариваюшихся супах жир фасуют в полиэтиленовые пакетики и закладывают внутрь потребительской упаковки.
Пищевые концентраты в магазине ООО «Гулливер» хранятся в чистых, хорошо вентилируемых помещениях, не зараженных вредителями хлебных запасов и защищенных от прямых солнечных лучей, при температуре не выше 20 °С и относительной влажности воздуха не более 75 %. Ящики с пищевыми концентратами устанавливают штабелями на стеллажи и поддоны на высоте не более восьми ящиков. Расстояние между штабелями, а также штабелями и стенами должно быть не менее 0,7 м. Расстояние от источников тепла, водопроводных и канализационных труб должно быть не менее 1 м. Не допускается проветривать складские помещения в сырую погоду и сразу после дождя.
Пищевые концентраты для розничной торговой сети упаковываются массой нетто 0,0025... 0,5 кг. Смеси для приготовления блинчиков должны быть упакованы до 1 кг. Для упаковывания пищевых концентратов применяется потребительская тара в виде пачек из бумаги, картона коробочного, пленки полиэтиленовой пищевой, бумаги мешочной, бумаги массой 1 м2 не менее 90 г с полимерным покрытием, внутренним пакетом из пергамента, подпергамента, целлофана, парафинированной бумаги, пергамина, фольги кэшированной, термосваривающихся полимерных материалов. На потребительской таре должна быть следующая информация:
- наименование продукта;
- наименование и местонахождение (адрес) изготовителя, упаковщика, экспортера, импортера, а также наименование страны;
- товарный знак изготовителя;
- масса нетто;
- состав продукта;
- пищевая ценность, содержание витаминов и минеральных веществ;
- дата выработки;
- обозначение технического документа, в соответствии с которым изготовлен и может быть идентифицирован продукт;
- способ приготовления;
- рекомендации по использованию пищевых концентратов, предназначенных для лечебно-профилактического, диетического и детского питания, в том числе на зерновой основе, например «Рекомендовано Институтом питания Российской академии медицинских наук», «Рекомендовано для больных сахарным диабетом»;
- рекомендации по приготовлению и использованию продукта (при необходимости), сведения, необходимые для рекламы;
- условия хранения, если они отличаются от обычных;
- срок годности в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации;
- информация о сертификации.
3.3. Анализ методов стимулирования сбыта
Торговая реклама – это совокупность различных средств и мероприятий по правдивой, убедительной и общедоступной информации населения. Реклама кондитерских изделий, воздействуя на потребителя, способствует дальнейшему развитию торговли и формированию вкусов покупателей[12].
Главными чертами рекламы является высокая идейность, правдивость, конкретность, нравственность. Воздействие рекламы на человеческое сознание начинается с восприятия направленной информации. Однако восприятие осуществляется лишь тогда. Когда, на влияние человека воздействуют определенные выразительные средства рекламы – текст, рисунок, яркий цвет, движение, юмористическое изображение, свет.
Основными элементами психологического воздействия являются влияние, желание совершить покупку и действие, направленное на совершение покупки.
Привлечению внимания и интереса к рекламе пищевых концентратов в магазине «Гулливер» способствует, прежде всего, оригинальность определенного рекламного средства, заметно отличающего его от другой рекламы. Несмотря на эффективное воздействие рекламных средств на покупателя и его психологическую подготовку к покупке товара, не теряют свое значение консультация, полученная в магазине у продавца, показ товара. Устная реклама достигает психологического воздействия в том случае, если она направлена на конкретных покупателей с учетом их спроса.
Большое место в рекламно-информационной работе занимает рекламная выкладка товаров. Рекламные плакаты супов и картофельного пюре быстрого приготовления, повешенные на фоне рекламируемых товаров, привлекают внимание покупателя. Внутримагазинная рекламная экспозиция должна быть связана с оконными витринами, является их продолжением, раскрывать свойства продаваемых товаров. В магазине «Гулливер» часто устраиваются различного рода рекламные акции продуктов быстрого приготовления с привлечением промоутеров.
Ценники занимают важное место в рекламе. Цвет ценника должен быть несколько контрастнее витрины. На данную группу товаров ценники в магазине «Гулливер» красного цвета.
Большая роль в рекламировании товаров в магазине отводится продавцам, которые должны уметь не только показать товар, но и суметь разъяснить назначение и особенности определенного изделия. У продавцов-консультантов в магазине «Гулливер» можно получить ответ на любой вопрос, касающийся пищевых концентратов.
Выкладка данной группы товаров при самообслуживании максимально простая, обеспечивающая хороший обзор товара и удобство покупателю. Под пищевые концентраты в магазине «Гулливер» отведены отдельная витрина, где покупатель может найти любую продукцию данного типа: от киселя и каши до супов и вермишели быстрого приготовления.
4. Выводы и предложения об улучшении деятельности предприятия
Проанализировав деятельность предприятия ООО «Гулливер» я пришла к такому выводу:
- в супермаркете соблюдаются санитарно-эпидемиологические требования;
- соблюдается санитарно-гигиенические требования к содержанию торгового предприятия;
- ведётся фиктивная работа с поставщиками по обеспечению надлежащего товарного запаса;
- в продаже предлагаются товары только надлежащего качества;
- обеспечивается наличие широкого ассортимента товаров, установлена ассортиментной матрицей;
- соблюдаются требования закона Российской федерации о защите прав потребителей;
- обеспечена высокая культура обслуживания покупателей.
Для улучшения деятельности я рекомендую:
- организовать рекламу торгового предприятия по местному телевидению;
- организовать курсы по повышению квалификации продавцов;
- провести анализ и перепланировку бакалейного отдела с целью соблюдения нормативного коэффициента установочной площади;
- расширить виды дополнительных услуг: подарочно-упаковочные услуги, информации об ассортиментной матрице супермаркета по телефону, доставка товаров на дом;
- строго соблюдать условия хранения на всех этапах товарной стадии, следить за соблюдением требований климатических и санитарно-гигиенического режима;
- защищать от неблагоприятных внешних воздействий (при транспортировке, хранении);
- предоставить информационное обеспечение, доводить до заинтересованных лиц необходимые сведения об условиях и сроках хранения;
- систематизировать контроль за условиями и сроками реализации на всех этапах технологического процесса.
Список литературыГражданский кодекс Российской Федерации.
Кодекс РФ об административных правонарушениях.
«О защите
прав потребителей»
(с изменениями
и дополнениями)
от
17.12.1999, ФЗ-212 с
последующими
изменениями
и дополнениями.
«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» 14.07.2001г. ФЗ-134.
Правила продажи отдельных видов товаров (Утв. 19.01.1988г, № 55 с изменениями и дополнениями).
Правила продажи алкогольной продукции (Утв. 19.06,96 № 987 с изменениями и дополнениями от 13.10.99г, 02.11.200г.).
Правила
продажи товаров
по образцам
(Утв. 21,07.97 № 918 с
изменениями
и дополнениями
07.12.2000г. № 929).
Примерные
правила торговли
на оптовом
продовольственном
рынке
(Утв.
01.12.94г. № 292/95 документ
рекомендательного
характера).
Санитарно-эпидемиологические требования к организации торговли пищевыми продуктами. - М.: ИНФА-М.-, 2002.
Правила комиссионной торговли непродовольственными товарами (Утв. 06.06.98 № 569 с изменениями 22.02.01 № 144).
Правила продажи гражданам товаров длительного пользования в кредит (Утв.09.09.93 № 895).
Инструкция
«О порядке
приемки продукции
производственно-
технического
назначения
и товаров народного
потребления
по количеству».
/15.06.65 № П-6/
Инструкция
«О порядке
приемки продукции
производственно-технического
назначения
и товаров народного
потребления
по
качеству».
/25.04.66 № П-7 с изменениями
и дополнениями
от
14.11.74 № 98/
Дашков Л.И.,
Памбухчиянц
В.К. Коммерция
и технология
торговли.
Учебник
дли ВУЗов. - М.:
Маркетинг, -
2005. – 254 с.
Памбухчиянц
О.В. Организация
коммерческой
деятельности.
Учебник
для ВУЗов. - М:
Маркетинг,
2006. – 211 с.
Панкратов Ф.Г., Сапегина Т.К. Коммерческая деятельность. Учебник для ВУЗов. - М.: Маркетинг, 2007. – 303 с.
Торговое дело: экономика, маркетинг, организация /под ред. А.Л. Брагина Учебник для ВУЗов. - М.: ИНФА-М, 2007. – 477 с.
www.universal-m.ru
www.imbf.org
www.znaytovar.ru
Приложения
Приложение 1
Приложение 2
1 www.universal-m.ru
2 www.universal-m.ru
3 См.: Смирнова Н.Д., Надежнова Л.А., Селезнева Г.Д., . Воробьева Е.А. Товароведение. М., 1999. С.67.
4 Торговое дело: экономика, маркетинг, организация /под ред. А.Л. Брагина - М.: ИНФА-М, 2007, с. 133.
5 www.imbf.org
6 Панкратов Ф.Г., Сапегина Т.К. Коммерческая деятельность.. - М.: Маркетинг, 2007, с. 122.
7 Панкратов Ф.Г., Сапегина Т.К. Коммерческая деятельность - М.: Маркетинг, 2007, с. 117.
8 Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. М: Маркетинг, 2006, с. 76.
9 Памбухчиянц О.В. Организация коммерческой деятельности. - М: Маркетинг, 2006, с. 79.
10 Дашков Л.И., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. - М.: Маркетинг, - 2005, с. 133.
11 Дашков Л.И., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли. М.: Маркетинг, - 2005, с. 79.
12См.: Смирнова Н.Д., Надежнова Л.А., Селезнева Г.Д., . Воробьева Е.А. Товароведение. М., 1999. С.34.