Контрольная работа
Дисциплина: философия
Тема: Духовное производство
План
Введение
Понятие духовного производства
Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)
Роль идеологии в духовном производстве
Заключение
Список литературы
Введение
Общество является одной из самых сложных и известных систем, исследование которой продолжается до сих пор. У каждого народа есть своя история, где все процессы общественной жизни взаимосвязаны между собой. Общественная жизнь «изучается различными науками – социологией, историей, политологией, правоведением, этнографией, экономической теорией. Задачи наука – исследовать строение общества, выявить в историческом процессе повторяющиеся всеобщие свойства, стороны, тенденции, закономерности».1
Духовная сфера общественной жизни складывается исторически и из таких направлений их деятельности, как познание, в том числе научное, образование и воспитание, из проявлений морали, искусства, религии. «Большое значение в данном отношении имеет деятельность учреждений, выполняющих функции образования и воспитания – от начальных школ до университетов, а также атмосфера семейного воспитания человека, круг его сверстников и друзей, все богатство его духовного общения с другими людьми. Немаловажную роль в формировании духовности человека играет самобытное народное искусство, а также искусство профессиональное – театр, музыка, кино, живопись, архитектура и т. д.»2
Необходимое условие бытия общества – духовная деятельность людей. Для них это как одна из способов жизнедеятельности. «Важнейшим элементом духовной жизни общества является специализированная профессиональная духовная деятельность, относительно обособленная от остальных сфер общественной жизни и обслуживающая их. Это и есть духовное производство, в котором специфически проявляются закономерности экономической подсистемы, то есть повторяющиеся существенно-необходимые зависимости между хозяйственными процессами общества в целом».3
Понятие духовного производства
Изучение понятия “духа” начал еще Платон, а понятие «духовного производства» «было введено в социально-философскую теорию и широко использовано в анализе диалектики общественного развития К. Марксом и Ф. Энгельсом. Наиболее ценны в этом отношении работы «Немецкая идеология», «Капитал», «Экономические рукописи 1857 –1859 годов» и некоторые другие».1
«Духовным производством является производство сознания, осуществляемое специализированными группами людей, профессионально занятыми квалифицированным умственным трудом. Результатами их труда являются:
идеи, теории, образы, духовные ценности;
духовные общественные связи индивидов;
духовность человека».2
«Только духовные отношения «пропускаются» через сознание, то есть через идеи и духовные ценности, которые выступают в качестве первопричины, в то время как духовные отношения имеют статус следствия и, как таковое, должны соответствовать полученным в процессе духовного производства и «потребляемым» обществом (как в целом, так и отдельными группами и личностями) идеям и духовным ценностям».3
По мнению Крапивенского С.Э. осуществление духовной деятельности и формирование отраслей духовного производства необходимо человеку и обществу в целом для удовлетворения своих духовных потребностей (создание и освоение духовных ценностей).
«Генеральная цель духовного производства - воспроизводство общественного сознания в его целостности».4
Функции духовного производства:
духовная деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества (экономической, политической, социальной);
производство новых идей (прикладных и фундаментальных);
распространение полученного знания;
производство общественного мнения. На данном этапе большую роль играет идеология, то есть каждый, кто узнал о том или ином знании, новой идее, высказывает мнение и интерпретирует ее по-своему. Так получается из-за того, что у людей разные взгляды на то или иное событие;
формирование духовных потребностей у общества к данным духовным ценностям, творчеству.
Можно обратиться к историческим формам духовного производства людей - религии, морали, искусства, науки, философии, права, политической идеологии, отражающих последовательное становление духовной личности в человеке.
«В Средние века ведущая роль принадлежала религии, потому что в качестве главного заказчика, организатора и общественного эксперта в сфере духовной деятельности выступала церковь. В Новое время, начиная приблизительно с XVII столетия, эта роль стала постепенно переходить к государству».1
В 60-70-х гг. так называемый деятельностный подход «нашел свое отражение в работах Ю. К. Плегникова, В. Ж. Келле, М. Я. Ковальзона, а позже — К. X. Момджяна и других».2 Они, анализировав общественное производство как способ общественной деятельности, рассмотрели его как форму производства самого человека и выяснили, что составными частями общественного производства и воспроизводства являются материальное и духовное. На определенном этапе развития общества познание обособляется в духовное производство.
Сегодня духовная жизнь в обществе развивается также интенсивно, как раньше.
Таким образом, идеи людей или групп людей, специально занимающийся духовным производством, то есть тем, чего можно достичь лишь через сознание, творчество, мысли, признанные лучшими путем оценки их обществом, становятся достоянием духовной культуры социума. Человек будет являться и объектом (формируется как духовная личность, потребляющая духовные ценности), и субъектом духовного производства. Важную роль в данном формировании играет самообразование и самовоспитание.
Духовным производством может заниматься каждый человек, также как и потреблять его продукты. Это то, что, в отличие от материального, может производить человек с помощью своих только внутренних сил. Однако результат производства является индивидуальным, он имеет признаки и характеристики той личности, которая его создала.
Также продуктами труда являются и духовные блага (достижения науки, искусства, идеологии и другие важнейшие части духовной культуры общества), которые удовлетворяют духовные потребности людей. Как правило, духовное производство требует от человека интенсивного напряжения, что зависит от его таланта и индивидуальных качеств. Если у писателя дар и сюжеты сами приходят к нему в голову, ему даже не приходится особо трудиться, он просто является гением своего творческого дела. Оно не доставляет ему ни неудобств, ни большой потери сил.
«Духовное производство является производством сознания в определенной общественной форме. «Общественный характер духовного труда, производящего идеальную форму общественного отношения (или, что то же самое, общественную форму сознания), и является главным определяющим признаком духовного производства».1
Институциональная структура духовного производства (учреждения науки, культуры, церкви)
В обществе постоянно возникают новые, отличные от других, отрасли духовного производства, которые соответствуют различным духовным потребностям (познавательные, нравственные, эстетические, религиозные, потребности в общении). Однако многие философы выделяют из них всего три основных института.
Научная деятельность, в которой ученые познают природу, общество и человека, является одной из отраслей духовного производства. Ее развитие очень важно для решения различных проблем, которые не имеют какой-либо практики.
Наука – это систематизированное познание действительности, при котором происходит формирование научно объяснимых понятий, теорий, законов и т.д., подтвержденных практикой и снабженных прогнозами.
С XIX века наука становится особым видом духовного производства. «Так как многие происходящие в мире процессы нельзя чувственно воспринять как целое, а только можно вообразить, мысленно схватить, то именно фантазия, воображение, если они опираются на данные о реальных процессах, позволяют человеку заглянуть дальше и глубже, проникнуть в сущность и понять ее».2
«Открытия, сделанные в отраслях научного познания, во многом определяют уровень развития и состояние прикладных наук, основной задачей которых является поиск решений текущих, подчас сиюминутных проблем».3
У некоторых философов есть такое мнение, что человек изначально не приспособлен к жизни, поэтому ему необходимо как-то восполнить свою недостаточность. Для этого он производит культуру, имея и используя только свои творческие способности.
Культура в обществе является инструментом приспособления к природе и покорения природы. При помощи культуры человек овладевает средой, подчиняет ее себе, ставит на службу, приспосабливает к удовлетворению потребностей и делает это осмысленно.
Сейчас даже само понимание культуры изменилось, как и ее роль в современном обществе. Меняется и содержание культуры. Она «дифференцируется на мало зависимые, или вовсе независимые друг от друга культурные стили, формы и образы жизни. Культурная индустрия, которая раньше рассматривалась как производительница непрестижной и "дешевой" массовой культуры, оказывается приобретающей новую, не присущую ей ранее функцию, - функцию производителя и распространителя не просто "легкой музыки" и "эстрадных песенок", а жизненных форм и жизненных стилей. В этой же функции к ней присоединяются масс-медиа»1 (СМИ).
Информация и коммуникация, являясь подразделением понятия культура в современном обществе, удовлетворяют потребности общества в духовном общении. В современном обществе они представляют собой средства прямого информирования населения печатными изданиями (книги, газеты, журналы), вещанием (радио, кино, телевидение, интернет). Характеризуется публичностью, их формы существования подвергаются критике, и на самом деле средства массовой информации производят свой товар, который выгодно продается на рынке.
Информация – это сообщение, с помощью которого общество приобретает новое знание и меняет свое поведение или отношение. Коммуникация — вид духовного общения путем обмена идеями, взглядами и оценками.
Что касается стихийных средств передачи информации, одним из самых распространенных являются слухи. «Они возникают по причине недостаточности информации или недоверия к имеющимся источникам информации. Виды слухов:
абсолютно недостоверные;
недостоверные;
недостоверные слухи с элементами правдоподобия;
правдоподобные слухи;
достоверные слухи с элементами неправдоподобия».1
Помимо СМИ, людям необходимо непосредственное духовное общение между собой (дома, в театре, в аудитории, по переписке и другое).
Также существует еще одна область духовного производства в сфере культуры – это воспитание и образование человека. Первую осуществляют семья, друзья и знакомые, то есть те люди, которые окружают человека, находятся с ним рядом. По мере взросления человека «воспитывают» государственные учреждения, органы правопорядка, а также средства массовой информации. Нравственное и эстетическое воспитание, формирование мировоззрения осуществляются искусством и учебными религиозными учреждениями. В обществе существует развитая система образования, включающая в себя детские дошкольные учреждения, разнообразные виды школьного обучения (домашнее, монастыри, колледжи, пансионаты, интернаты), высшие учебные заведения.
Также можно сказать и про Искусство. Оно также входит в понятие культура и до сих пор имеет определенную ценность в обществе.
Искусство – это творение профессионалов (художников, музыкантов, поэтов), то есть специалистов в области эстетического. К его функциям относятся:
познавательная (произведения искусства являются ценным источником информации);
воспитательная (воздействие на идейное и нравственное в человеке);
эстетическая (искусство доставляет удовольствие и наслаждение, вызывает определенные эмоции, прививает чувство прекрасного).
Из общей массы видов, ученые выделяют два основных: архитектура (создание зданий и сооружений) и живопись. Произведения последнего вида представляют собой отображение жизни на определенной поверхности с помощью цвета, звука, форм. Результат, как правило, является образным, наглядным, отражает реальную жизнь, хотя и состоит из вымышленных событий, предметов. То, что в процессе создания субъект может использовать свою фантазию, отличает искусство от научного познания.
Так, можно выделить функции культуры, как института духовного производства:
«познавательная;
информативная, то есть это накопление и трансляция социального опыта от одного поколения к другому, внутри одной страны в пределах жизни одного поколения, от одного народа к другому;
коммуникативная (общение благодаря знаковым системам, естественным и искусственным языкам, которые предоставляет культура);
нормативная (регулирование поведения);
цивилизационная, гуманистическая».1
Третий институт духовного производства формирует у людей абстрактное мышление, способности отделить особое и не важное в окружающем мире.
«Для общества религия выступает как мощное средство сплочения людей, поскольку общие верования придают высший смысл их деятельности. В социальном плане религия реализуется как особый общественный институт – церковь».1
Церковь, как и то, что ее создало (религия), являются третьим из основных институтов в структуре духовного производства.
Она, сама по себе является религиозной организацией развитой религиозной общины - объединения последователей определенной религии и возникших на этой основе общности верований и обрядов. Ее обслуживают профессиональные священнослужители.
Религиозными организациями могут быть также «секты – объединения верующих, порвавших с той или иной официальной церковью, изменивших основы ее вероучения и культа или противопоставивших себя господствующему религиозному течению».2
Для многих людей религия играет роль мировоззрения, готовой системы взглядов, принципов, идеалов, объясняющих устройство мира и определяющих место человека в нем. Она и сейчас очень важна для общества, так как может способствовать объединению наций, образованию единых государств. Это тоже своего рода культура, а древние религии несут в себе важнейшие традиции народа.
Можно выделить несколько основных элементов любой религии: вера (религиозные чувства, эмоции), учение (принципы, идеи, понятия, используемые только в данной религии) и религиозный культ (совокупность действий, которые совершают верующие для поклонения богам, то есть обряды, молитвы, проповеди).
Также религия имеет свои функции:
компенсаторная (освобождение от социальных конфликтов: равенство перед Богом, разобщенность заменяется «братством во Христе», смертный оказывается бессмертным, мир зла и несправедливости заменяется «Царством Небесным»). Она проявляется в покаянии и молитве, после совершения которых наступает состояние облегчения (удовлетворенности, радости, успокоенности);
регулятивная (религиозно-нравственные идеи, культовая деятельность и религиозные организации выступают в качестве регуляторов поведения людей);
интегративная, то есть объединяет верующих;
коммуникативная (расширение возможностей общения между людьми).
Политика, право, мораль и нравственность не являются видами духовного производства, так как последние не являются результатом творческой деятельности человека, а политика и право не являются чем-то духовным.
«Политические отношения складываются по поводу власти, а отношения власти – господства и подчинения – это в конечном итоге тоже материальные отношения»1, складывающийся в ходе практической деятельности.
«Семейные же отношения переплетены с экономическими, моральными, правовыми отношениями и отношениями по детопроизводству»2, что их можно отнести только к материальным.
«Важность для общества основных исторических форм духовной деятельности подтверждается тем, что они развиваются и совершенствуются, преимущественно, профессионалами в стенах специализированных институтов культуры, таких как научно-исследовательский институт и университет, церковь, театр и т. д. Чтобы добиться успеха в этих областях, нужно обладать обширными специальными знаниями и навыками, как минимум в пределах высшего образования (специализированная духовная деятельность)».1
Но чтобы использовать другие необходимые человеку области духовной жизни (язык, народные обычаи и традиции, мода, этикет и другое), не нужны специальные знания, так как это связано с культурой труда, быта, досуга, семейного и личного общения.
Роль идеологии в духовном производстве
«Идеология – это совокупность правовых, политических, нравственных, эстетических и других идей и теорий, ценностей и норм, идеалов и директив действия, отражающих экономические отношения общества с позиций определенного общественного класса. Она способствует закреплению или устранению существующих общественных отношений».2
Содержанием идеологии являются острые, актуальные, назревшие и требующие разрешения противоречия общественного развития. Сущность состоит в выражении интересов определенной социальной группы: класса, этнической группы.
«Общие положения она заимствует или получает извне, из сферы политического управления общественными процессами. Идеология создается, как правило, профессионалами своего дела, людьми хорошо подготовленными как теоретически, так и практически».3
Она сплачивает людей, разделяющих основные положения идеологии, определяет их мотивацию к конкретным делам и поступкам.
Особую роль в обществе играет общенациональная и государственная идеологии (иерархическая структура ценностей, которая усиленно распространяется в обществе пропагандой, навязывается всем гражданам государства). Государственная идеология может существовать, только если огромные массы людей едины и сознательно или неосознанно доверяют своей государственной власти, руководствуясь идеологическими оценками в своей жизни.
«Идеологизированность» – один из двух главных признаков духовного производства. Вторым является институализация, выступающая организованной формой производства и распределения духовных ценностей. Она не исключает, а органически взаимодействует с такой формой, как духовная самодеятельность людей, составляющая основу творческого потенциала духовного производства».1
Иногда в идеологии каких-либо классов скрываются их настоящие интересы, так как они расходятся с интересами прогрессивного развития общества. «Создается идеология, цель которой заключается в том, чтобы нарисовать заведомо ложную картину происходящих в обществе процессов, расстановки социально классовых сил, исказить цели их деятельности и т. д. Другими словами, происходит сознательная мистификация действительности, появляются один за другим социальные мифы, а то и множество таковых, чтобы затемнить сознание масс и в этих условиях реализовать интересы тех сил, которым служит данная идеология».2
В прошлом Россия пережевала жесткость в привязывании идеологии к духовному производству. В СССР люди могли заниматься только тем, что разрешено. Если кто-либо противостоит порядкам, признанным лидерами государства, его сразу же пресекали.
Как в науке, так и в искусстве главное место занимала идеология, навязанная государством. Стихи, музыка, произведения того времени полностью отражают духовный мир общества, загнанный в угол. Научные открытия производились только по надобности этого государству.
«В течение многих столетий религия стремилась реализовать свои цели и идеалы посредством аппарата государственной власти. Превращение религиозного учения в господствующую в обществе систему ценностей, а тем более в государственную идеологию неоднократно приводило к появлению теократического государства».1
Сегодняшнее положение общества в духовном производстве стало более свободным, по сравнению с прошлым веком. Стали цениться не стандартные идеи, признаваться новые институты на базе старых общепризнанных ценностей.
Новое поколение развивает новые технологии, разработки, что приводит в ужас старое. Культура народов, конечно же, придерживается своих древних традиций и ценит опыт, полученный от предков, но использует его уже совсем по-другому.
Религия, скорее всего, сохранила свое влияние во многих государствах, но она уже не имеет такого сильного влияния. Люди могут верить в то, во что им хочется.
Огромное количество литературы существует на данный момент, которая повествует о необычайных способностях человека в самообразовании и саморазвитии своего внутреннего мира. Люди, которые хотят духовного развития и стремятся к этому, познавая себя, свои способности, становятся ближе к тому, что авторы называют великой ценностью.
Давно ходят слухи о конце света в 2012 году, что немало волнует каждого человека. Есть такое мнение, что люди, развитые духовно, будут продолжать жить в этом мире после мистической даты. Может быть это и правда. Ведь духовность развивает в человеке только самые лучшие качества, которые человек имеет: терпимость, доброту, понимание, спокойствие, умиротворение, удовлетворение. Духовное производство учит общаться с природой, замечать то, что не замечают ушедшие с головой в бытовые проблемы, серость, злость, беспокойство, нервность, грусть люди.
Но и это не идеология, так как духовно человек может развиваться только по своей воле и своим желанием.
В основном идеология проявляется в семье. Например, если родители православные и ходят в церковь, то и ребенка своего они, наверняка, заставят носить крест, венчаться в церкви при заключении брака и т.д. Также семейные традиции, как правило, необходимо соблюдать. Детям – подчиняться родителям во всем беспрекословно, девочкам серьезно встречаться с мальчиками приветствуется только после официального бракосочетания и т.д. Но это, конечно же, частные случаи.
Таким образом, идеология в духовном производстве сейчас играет далеко не главную роль.
Заключение
Духовная сфера является самой возвышенной сферой жизнедеятельности общества и человека, так как здесь реализуется то, что отличает нас от животных – это дух и духовность. Через духовные потребности человек способен творить уникальные вещи, создавать произведения, рождать на свет новые идеи путем духовного производства.
Также духовная сфера является одной из основных в жизни любого общества. Это «сфера отношений людей по поводу разного рода духовных ценностей, их создания, распространения и усвоения всеми слоями общества».1
Духовное производство включает в себя духовное общение, формирование духовных начал, проявление духовных потребностей, а в связи с этим – создание (духовная деятельность) и потребление духовных ценностей, создание своего духовного мира.
Может быть, скоро внутренний духовный мир человека, созданный им самим, превратится в его основную ценность.
Список литературы
Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000;
Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997;
Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001;
Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001;
Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004;
Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009;
Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996;
Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004;
Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007;
Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005;
Фролов И.Т. Введение в философию, учебник. М., 2003.
1 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 291.
2 Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. с. 205.
3 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 305.
1 Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.
2 Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. Пар. 2.5.
3, 4 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 62; 189.
1 Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004. п. 2 Спеиализированная и неспециализированная духовная деятельность.
2 Миронов В.В. Философия, учебник для вузов. М., 2005. С. 425.
1 Барулин В.С. Социальная философия, учебник. М., 2000. пар. 1 «Общественное сознание. Многокачественность».
2 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 236.
3 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 265.
1 Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001. Часть 4, гл. 2.
1 Бучило Н.Ф., Чумаков А.Н. Философия, учебное пособие для вузов. М., 2001. С. 307.
1 Крапивенский С.Э. Социальная философия. Волгоград, 1996. С. 314.
1 Кузнецов В.Г., Кузнецова И.Д., Миронов В.В., Момджян К.Х. Философия, учебник. М., 2004. С. 263.
2 Губин В.Д., Сидорина Т.Ю., Филатов В.П. Философия, учебник. М., 2001. Часть 4, гл. 3.
1 Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.
2 Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.
1 Захаров А.В. Традиционная культура в современном обществе. «Социологические исследования», №7, 2004.
2 Бенин В.Л., Десяткина М.В. Учебное пособие по социальной философии. М., 1997. п. 2.5.
3 Фролов И.Т. Введение в философию, учебник. М., 2003. гл. 8 пар. 1.
1 Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.
2 Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. С. 216.
1 Калустьянц Ж.С. Содержание категории «духовное производство». Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета, №4/21, 2009.
1 Лавриненко В.Н. Философия, учебное пособие. М., 2007. С. 205.