Рефетека.ру / Транспорт

Курсовая работа: Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Министерство образования Российской Федерации

Филиал Санкт-Петербургского государственного морского технического университета

СЕВМАШВТУЗ


Курсовой проект

Дисциплина: “Судовые дизеля”

Тема “Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания”


Северодвинск

2006

Исходные данные


Тип судна – сухогруз

Водоизмещение D=2400тонн

Скорость судна u=16 узлов

Степень сжатия e=15

Массовая доля углерода С=84%

Массовая доля водорода H=15%

Массовая доля кислорода О=1%

Введение


Судовая энергетическая установка (СЭУ) предназначена для обеспечения движения судна и снабжения необходимой энергией всех судовых потребителей. От СЭУ существенно зависят экономические показатели транспортного судна, уровень его строительной стоимости и текущих эксплуатационных затрат по содержанию. Затраты на СЭУ в среднем составляют 20...35 % общей строительной стоимости судна и 40...60 % затрат на содержание судна на ходу. Кроме того, основные качества транспортных судов - безопасность плавания, мореходность и провозоспособность - в значительной мере обеспечиваются СЭУ. В связи с этим проектирование СЭУ является одним из важнейших этапов создания судна.

Механизмы и оборудование СЭУ, предназначенные для обеспечения движения судна, составляют главную энергетическую установку (ГЭУ). Основными элементами ГЭУ являются главный двигатель, валопровод и движитель.

Источники электроэнергии с первичными двигателями, преобразователями и передаточными трассами составляют электроэнергетическую установку.

Технические комплексы, обеспечивающие различные судовые нужды (опреснение воды, паровое отопление, кондиционирование воздуха и т.д.), относятся к вспомогательной установке.

Функционирование главной, вспомогательной и электроэнергетической установок обеспечивается различными системами, основными из которых являются топливные, масляные, охлаждения, сжатого воздуха, газоотвода и др.

Эффективное использование ДЭУ, надёжная их эксплуатация и высокая производительность труда обслуживающего персонала обеспечиваются комплексной автоматизацией установки. Автоматизированные ДЭУ с безвахтенным обслуживаем получили широкое распространение на судах морского флота.

1. Выбор главных двигателей и основных параметров


1.1 Определение суммарных мощностей главных двигателей


Примерное значение мощности можно определить при помощи адмиралтейского коэффициента:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кВт

Где: D=2400т – водоизмещение судна

u=16 узлов – скорость судна

1/С – обратный адмиралтейский коэффициент

Принимаем СОД фирмы S.E.M.T. с эффективной мощностью Nец =650 э.л.с., числом цилиндров i=6, отношением S/D=1.2, числом оборотов n=520 об/мин


1.2 Выбор основных параметров дизеля


Одна из основных задач проектирования – правильный выбор типа главного двигателя. Исходным данным для этого служит тип и назначение судна, районы плавания, режимы работы установок, условия размещения двигателей, требования к массогабаритным показателям установки, а также требования регистра.

У меня двигатель СОД, может устанавливаться на СДУ и тепловозах, работает на лёгком топливе, тронковый, четырёхтактный, 6 цилиндровый (V-образный).

Мощность дизеля:

По агрегатной мощности (Nе) дизель относится к дизелям мощным (2000-20000) л.с.

Цилиндровая мощность изменяется в широких приделах в зависимости от D, S, n и Pe:

Nец=(Nе)/(i)=3328/6=554.7 л.с. < 650 л.с. (у двигателя)


Частота вращения и средняя скорость поршня:

Главным критерием быстроходности дизеля яв-ся средняя скорость поршня:


Cm=Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Зная агрегатную и цилиндрическую мощность, число оборотов, принимаем Ш цилиндра D и ход поршня S.

Выбранные значения D и S, их отношение и средняя скорость поршня Cm должны соответствовать классу проектируемого двигателя:

для СОД

n = 300ч700 об/мин

S/D = 1.0ч1.8

Cm = 7ч10 м/с

Принимаем для СОД при частоте оборотов n =520 об/мин; S=470 мм; D=390 мм

Cm=Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниям/с.

Габариты ДВС:

-Длина двигателя на фундаментной раме:

L=iЧaЧD=6Ч1,3Ч390=3042 мм

Где: I=6 - число цилиндров

а=1.2ч1.4 – для 4-х тактного двигателя.

D=390 мм - диаметр цилиндра,

-Ширина двигателя на фундаментальной раме:

B=bЧS=2.2Ч470=1034 мм.

Где: b=2.1ч2.4- коэффициент для СОД

S=470 мм – ход поршня

-Высота двигателя от оси коленчатого вала до крайней верхней точки:

H1=b1ЧS=4.8Ч470=2256 мм.

Где: b1=4.6ч5 - коэффициент для тронковых ДВС

-Расстояние по высоте от оси коленчатого вала до нижней точки:

H2=b2ЧS=1.5Ч470=705 мм.

Где: b2=1.25ч2

-Общая высота двигателя:

Hд=H1+H2=2961 мм.

-Масса двигателя через удельную массу:

Gд=gдЧNе=15Ч2447=36705 кг

Где: gд=10ч20 кг/кВт - удельная масса

-После принятия решения о размере двигателя следует оценить значения среднего эффективного давления:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,

Где: z=0,5- коэффициент тактности для четырехтактных дизелей.

Полученное значение Pe сравниваем со значением двигателей и делаем вывод о возможности достижения в проектном решении величины Nе.

2. Тепловой расчёт ДВС


2.1 Теплота сгорания топлива


Низшая теплота сгорания топлива может быть определена по формуле Д.И.Менделеева:

QH=33,9·С+103·Н-10,9· (О-S)– 2,5·W

Полагая С=84%, Н=15%, О2=1%, получим

QН=33,9Ч0,84+103Ч0,15-10,9Ч0,01=43.817 МДж/кг


2.2 Процесс пополнения


-Давление в конце пополнения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания =Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания МПа

Где: j=0.6ч0.7- коэффициент скорости истечения.

Т0=293К - температура окружающей среды.

С1 - скорость поступающего заряда через сечения клапана

С1=СmЧk=8.14Ч7.5=61.05 м/с

к=6ч9 - коэффициент, выражающий отношение площади поршня F к расчётной площади сечения всех полностью открытых впускных клапанов.

Cm=8.14 м/с – средняя скорость поршня

C2=1,57ЧC1=1,57Ч61.05=95.85 м/с – наибольшая скорость протекания свежего заряда через выпускной клапан.

-Коэффициент остаточных газов для расчёта четырёхтактного двигателя с наддувом:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Где: Dt=170C – повышение температуры воздуха вследствие нагрева в системе двигателя.

e=15 – степень сжатия

Тг=800К – температура остаточных газов

Рг=105000 Па – давление остаточных газов

-Температура смеси в конце наполнения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

-Коэффициент наполнения через коэффициент остаточных газов:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


2.3 Процесс сжатия


Давление конца сжатия:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания МПа

Где: n1 =1,38- показатель политропы

Температура конца сжатия:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания К


2.4 Процесс сгорания


Прежде всего необходимо определить кол-во воздуха, теоретически необходимого для сгорания 1 кг. топлива:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания (кмоль/кг)

Действительное количество воздуха:

Ms=aЧM0=1.8Ч0.51=0,918 кмоль/кг

Где: a=1.3ч1.8 – коэффициент избытка воздуха при горении

Мольное количество смеси воздуха и остаточных газов, находящихся в цилиндре до горения: M1=(1+gг)ЧMS =(1+0,036)Ч0,978=1.005 кмоль/кг

Количество молей продуктов сгорания:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания (кмоль/кг)

Действительный коэффициент молекулярного изменения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Мольное количество остаточных газов:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кмоль/кг


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


0.955=0.918+0.0375

СО2: Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания: Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.07+0.075=0.145

Количество СО2: Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияХ=0,48=48%

Н2О: Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияХ=0,52=52%

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.0375=0.018+0.0195

воздух 0,918 0,961

СО20,018 0,019 =1

Н2О0,0195 0,020

Теплоемкости смеси газов определим по формулам:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Температура Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания определяется из уравнения сгорания. Уравнение сгорания для смешанного цикла:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: x=0.75ч0.92 - коэффициент использования тепла

l =1.35ч1.55 - степень повышения давления для СОД

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания К

Степень предварительного расширения определяется зависимостью:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Степень последующего расширения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

По опытным данным значения Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания для цикла смешанного сгорания находятся в пределах Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=1.4ч1.7 и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=8ч11

2.5 Процесс расширения


Давление начала расширения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Па

Давление и температура в конце расширения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Па

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания К

Где: n2 =1,25 –показатель политропы расширения


2.6 Процесс выпуска


В связи с тем, что в момент открытия выпускного клапана давление в цилиндре сравнительно высокое, приходится выпускной клапан открывать с некоторым опережением, несколько ранее прихода поршня в Н.М.Т., чтобы избежать большого противодавления на поршень и, кроме того, чтобы ускорить и улучшить очистку цилиндра от остаточных газов.

Ввиду того, что характер колебаний давления газов при выпуске не поддаётся точному теоретическому подсчёту, в расчётах обычно вместо переменного давления используют среднее постоянное давление газов в период выпуска Рг. Это давление выше давления в выпускной трубе Р'г. По практическим данным можно принять Рг = 0,103...,0123 Мн/м2 и Р'г = 0,101...0,108 Мн/м2. Меньшие значения относятся к тихоходным двигателям, а большие - к быстроходным. Средняя температура отработавших газов для четырёхтактных ДВС - 350...600 0С

Принимаем:

Рг=0.12 МПа – среднее постоянное давление газов в период выпуска

Рўг=0.105 МПа – давление в выпускной трубе.

2.7 Построение расчётной индикаторной диаграммы


Теоретическую диаграмму строят по параметрам расчётного цикла, поэтому её называют также расчётной или проектной.

Построение диаграммы начинается с выбора масштабов P и V. По оси абсцисс откладывают объём [Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания], а по оси ординат – давление [Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания].


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: А - объём в точке а, выраженный в мм.

Значения Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания найдём как


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания, тогда Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияПроектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Значит Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.004Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.06Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Возьмём масштаб на диаграмме 10мм=0.00375Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Тогда Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=149мм и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=11мм и Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=160мм (Ox)

Далее принимаем масштаб для Pz(Oy)

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Следовательно, 10мм=0.465МПа

Далее проводим ось давлений, атмосферную линию и линию выпуска.

Строим политропу сжатия аналитическим способом:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания (Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.06Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=160мм;Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=1.38;Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.105МПа)

Введём коэффициент А для расчётов в миллиметрах. А=21.5=Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


V 11 30 50 70 90 110 130 150 160
P 90 23 11 7 5 4 3 2.5 2.3

Кривую расширения строим аналогично кривой сжатия, но Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.

(Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.06Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=160мм;Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=1.25;Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=0.277МПа; b=21.5)


V’ 11 30 50 70 90 110 130 150 160
P’ 169 48 25.5 17 12 9.5 8 6.5 6

Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниямм

Далее, выбрав Pr, откладываем его в масштабе и проводим линию выпуска; Pr=2.6мм

Спланиметрировав участок aczўzba диаграммы, получим её площадь F=2637 мм2 , по которой найдём среднее теоретическое индикаторное давление:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Па

Аналитически определяем среднее теоретическое индикаторное давление:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Расхождение между давлениями, определёнными графическими и аналитическими методами, не превышает 4%.

Среднее индикаторное давление с учётом поправки на полноту диаграммы:

Pi=jЧPўi=0.96Ч0.79955Ч106=0.7675 МПа.

Где: j =0.95ч0.68 – поправка на полноту диаграммы.


2.8 Параметры, характеризующие рабочий цикл


К параметрам, характеризующим действительный рабочий цикл двигателя, относятся давление в конце сжатия, давление в конце горения, среднее индикаторное давление, среднее эффективное давление, эффективный расход топлива, эффективный КПД, а также проводятся диаметр цилиндра D и ход поршня S.

Среднее эффективное давление:

Pе=PiЧhм=0.7675Ч0,9=0.6908 МПа

Где: hм=0.89ч0.91 – механический КПД при работе на номинальной мощности для судовых СОД.

Удельный индикаторный расход топлива:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кг/Дж

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кг/кВт·ч

Удельный эффективный расход топлива:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кг/Дж

Индикаторный КПД:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Эффективный КПД:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Диаметр цилиндра:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниямм

Ход поршня:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниямм

Отношение Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания находится в пределах ГОСТа.

3. Динамический расчёт двигателя


3.1 Диаграмма движущих усилий


Удельные силы, действующие в кривошипно-шатунном механизме (КШМ) и отнесённые к единице площади поршня Р (н/Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания), можно подразделить на четыре группы:

- удельные силы, образующиеся от давления газов на поршень Ps;

- удельные силы тяжести движущихся частей Pb;

- удельные силы инерции поступательно движущихся частей In;

- удельные силы трения в механизме двигателя Pт;

Давление газов на поршень Pz – величина переменная при любом положении мотыля может быть определена по развёрнутой индикаторной диаграмме.

Сила тяжести Рв:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Па

Где: m=1000ч3000 кг/м2 – удельная масса поступательно движущихся частей.

Удельные силы поступательно движущихся масс определяются как произведение удельной массы поступательно движущихся частей, отнесённой к единице площади поршня Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания [кг/ м2 ] на их ускорение а [м/с2]


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


При построении диаграммы движения усилий в качестве оси абсцисс принимают атмосферную линию и строят развёрнутую индикаторную диаграмму.

Вниз от атмосферной линии откладывают удельную силу тяжести движущихся частей и проводят пунктирную линию.

Далее по формуле (Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания) строим кривую сил инерции. При направлении сил инерции вверх, ординату тоже направляем вверх.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания - для ВМТ

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания - для НМТ

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

R=Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Где: R – радиус мотыля

L – длина шатуна.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания[с-1] – угловая скорость вращения коленчатого вала.

Следовательно

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

С достаточной степенью точности кривую удельных сил инерции можно построить по способу Толле, для чего следует отложить расстояние АВ в масштабе абсцисс развёрнутой индикаторной диаграммы, а затем из точки А в масштабе ординат развёрнутой диаграммы отложить удельную силу инерции в ВМТ (верхней мёртвой точке) Ino .

В том же масштабе из точки В вниз откладывают удельную силу инерции в НМТ. Точки C и D соединяют прямой. Из точки пересечения CD с АВ откладывают вниз в принятом масштабе ординат величину EF, равную:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Переведём полученные значения в миллиметры:АС=37.63мм

ВD=22.36мм

АВ=120мм

EF=22.45мм

Точку F соединяют прямыми с точками C и D. Линии CF и FD делят на одинаковое число равных частей и соединяют точки одного и того же номера прямыми. Через точки C и D по касательным и прямым, соединяющим одинаковые номера, проводят главную огибающую линию, которая и будет кривой удельных сил инерции.


3.2 Диаграмма касательных усилий


Удельная сила, действующая на 1 м2 площади поршня, будет равна соответствующей ординате из диаграммы движущих сил, умноженной на масштаб ординат.

Удельную силу Р раскладывают на две составляющие (смотри рис.5) - нормальную Рн и по оси шатуна Рш:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Удельную силу, действующую по оси шатуна, так же раскладывают на две составляющие: радиальную Рр и касательную Рк:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Объединив предыдущие формулы получим:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.

При построении диаграммы касательных усилий по оси абсцисс откладывают углы поворота радиуса мотыля, а по оси ординат значения Рк, соответствующим этим углам.

Отрезок, равный основанию диаграммы движущих усилий, разбивают на участки по 150. Для учёта поправки Брилса берут отрезок АВ, равный одному ходу поршня в масштабе чертежа развёрнутой индикаторной диаграммы (рис.6). Проводят полуокружность радиусом R и вправо от центра О откладывают поправку Брилса:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияПроектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Из точки O’ через каждые 150 проводят прямые до пересечения с полуокружностью. Спроецировав полученные точки пересечения на основание АВ, получим различные положения поршня с учётом влияния конечной длины шатуна, которые наносим на диаграмму движущих усилий. Для участков сжатия и выпуска величину OO’ откладывают влево от ВМТ.

Далее снимают с диаграммы движущих усилий величины Р для 150, 300, 450 и т.д.


Таблица 1


0

15

30

45

60

75

90

105

120

135

P , мм

-1.645 -1.544 -1.262 -0.850 -0.373 0.092 0.492 0.792 0.987 1.092

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0 0.321 0.608 0.832 0.975 1.029 1 0.902 0.755 0.58

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0 -0.496 -0.767 -0.707 -0.364 0.095 0.492 0.714 0.745 0.633

150

165

180

195

210

225

240

255

270

285

P , мм

1.092 1.144 -1.140 1.148 -1.154 -1.149 -1.103 -1.043 -0.938 -0.831

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.580 0.196 0 0.196 0.391 0.58 0.755 0.902 1 1.029

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.633 0.224 0 -0.225 -0.451 -0.666 -0.832 -0.941 -0.938 -0.856

300

315

330

345

360

375

390

405

420

435

P , мм

-0.778 -0.851 -1.149 -1.709 -2.432 3.696 2.854 2.053 1.617 1.413

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.975 0.832 0.608 0.321 0 0.321 0.608 0.832 0.975 1.029

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

-0.758 -0.708 -0.698 -0.548 0 1.186 1.735 1.708 1.577 1.454

450

465

480

495

510

525

540

555

570

585

P , мм

1.345 1.338 1.344 1.345 1.336 1.324 -1.145 -1.144 -1.134 -1.092

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

1 0.902 0.755 0.580 0.391 0.196 0 0.196 0.391 0.580

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

1.345 1.207 1.015 0.780 0.780 0.259 0 -0.224 -0.443 -0.633

600

615

630

645

660

675

690

705

720

P , мм

-0.987 -0.803 -0.493 -0.094 0.372 0.845 1.251 1.543 1.644

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

0.755 0.902 1 1.029 0.975 0.832 0.608 0.321 0

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

-0.745 -0.724 -0.493 -0.097 0.363 0.705 0.761 0.495 0

Далее откладывается значение Pk по Ох.

Определяем ординату наивысшей тчк. горения, у меня она Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания (т.к. Pk=0.767МПа).

Соединив концы отмеченных ординат плавной кривой, получим диаграмму удельных касательных усилий. Знак удельной силы Рк считается положительным, если направление Рк совпадает с направлением движения поршня, и отрицательным, если Рк направлена в сторону, противоположную его перемещению. При положительном значении Рк силы, действующие в механизме, будут являться движущими, а при отрицательном - силами сопротивления.

Площадь диаграммы удельных касательных усилий есть величина, пропорциональная работе касательной силы за один цикл. Силы инерции изменяют только форму диаграммы, а площадь её остаётся неизменной, так как работа этих сил за полный цикл равна нулю.


3.3 Суммарная диаграмма касательных усилий


Изменение касательного усилия всего двигателя представляется суммарной диаграммой касательных усилий, которая для всех цилиндров может быть построена путём суммирования ординат кривых касательных усилий от всех цилиндров, сдвинутых по отношению друг к другу на угол a0 - угол поворота радиуса мотыля между двумя последовательными вспышками.

Угол a0 из условия равномерности вращения коленчатого вала принимается для четырёхтактных двигателей равным 7200/i

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Для построения суммарной диаграммы основание диаграммы касательных усилий делят на участки, соответствующие углу оборота мотыля между двумя последовательными вспышками.

Далее каждый участок делят на одинаковое число равных отрезков и нумеруют их.

Ординаты кривой, соответствующие одним и тем же номерам точек, графически суммируют, в результате чего находят ординаты суммарной кривой касательных усилий.

Соединив концы ординат, получим кривую одного участка. На остальных участках кривая будет повторяться.

На суммарную диаграмму касательных усилий наносят линию сопротивления приводимого в действие гребного винта.

Постоянная удельная сила сопротивления tc находится из уравнения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,

Таблица 2

точки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Угол поворота мотыля [°]

0 15 30 45 60 75 90 105 120

120 135 150 165 180 195 210 225 240

240 255 270 285 300 315 330 345 360

360 375 390 405 420 435 450 465 480

480 495 510 525 540 555 570 585 600

600 615 630 645 660 675 690 705 720

точки

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Значение

Pk [МПа]

0 -0.493 -0.767 -0.707 -0.364 0.095 0.492 0.714 0.745

0.745 0.633 0.445 0.224 0 -0.225 -0.451 -0.666 -0.832

-0.832 -0.941 -0.938 -0.856 -0.758 -0.708 -0.698 -0.548 0

0 1.186 1.735 1.708 1.577 1.454 1.345 1.207 1.015

1.015 0.780 0.522 0.259 0 -0.224 -0.443 -0.633 -0.745

-0.745 -0.724 -0.493 -0.097 0.363 0.705 0.761 0.495 0
0.183 0.441 0.504 0.531 1.16 1.097 1.006 0.57 0.183

3.4 Определение махового момента и главных размеров маховика


Из диаграммы касательных усилий видно, что в каждый момент прохождения цикла суммарное значение касательного усилия будет изменяться как по величине, так и по направлению. Следовательно и вызванный этим усилием крутящий момент так же не останется постоянным. Это означает, что коленчатый вал вращается неравномерно.

Неравномерности вращения характеризуются степенью неравномерности:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,


Где wmax - максимальная угловая скорость за цикл, 1/с;

wmin - минимальная угловая скорость за цикл, 1/с;

wср - средняя угловая скорость, равная:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рекомендуемые значения d при номинальном режиме работы двигателей лежат в следующих пределах:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниячПроектирование судового двигателя внутреннего сгорания - для ДВС работающих на гребной винт.

Вес и размеры моховика можно определить из выражения мохового момента двигателя:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где G - вес маховика, кг;

Dм - диаметр окружности, проходящий через центр тяжести моховика;

Jм - момент инерции вращения моховика.


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где J - момент инерции массы всех вращающихся частей шатунно-мотылевого механизма, приведённый к шейке мотыля;

JДВ - момент инерции массы движущихся частей двигателя.

Значение J может быть определено из выражения:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где Vs - объём, описываемый поршнем за один ход и равный Vs=0.056Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.

Fд max, Fд min - наибольшее и наименьшее действительное значение алгебраической суммы отрицательных и положительных площадок суммарной диаграммы касательных усилий.

Момент инерции массы движущихся частей двигателя оценивается следующим образом:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания - масса поступательно движущих частей всех цилиндров, кг;

R - радиус мотыля.

Диаметр Dм определяется из уравнения:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Диаметр должен быть выбран из расчёта, чтобы окружная скорость


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


на внешней окружности обода чугунного моховика не превышала 25...30 м/с, а стального - 40...45 м/с.

Вес маховика, приведённый к средней окружности обода:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Вес обода:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Полный вес моховика:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

4. Расчёт прочностных деталей двигателя


4.1 Детали поршневой группы


Расчёт поршня.


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рис. 1 - Конструктивные размеры поршня


1. Диаметр головки поршня:

D1=D-(0,0008...0,008)ЧD=0.390-0,008Ч0.390=0.3869 м.

2. Диаметр юбки поршня:

D2=D-(0,0008...0,008)ЧD=0.3869 м.

3. Толщина днища:

d=(0,12...0,18)ЧD=0.060 м.

4. Расстояние от первого кольца до кромок днища:

C=(0,15...0,3)ЧD=0.080 м.

5. Толщина цилиндрической стенки головки:

S1=(0,03...0,1)ЧD=0.020м.

6. Толщина направляющей части юбки:

S2=(0,02...0,05)ЧD=0.010м.

7. Длина направляющей части юбки:

Lн=(1.3…1.4)ЧS=0.611м.

8. Расстояние от нижней кромки юбки до оси поршневого кольца:

Lп=(0.6…0.9)D=0.351м.

9. Полная длина поршня тихоходных ДВС тронкового типа:

L=(1.05…1.3)S=0.500м.

10. Необходимая длина направляющей части поршня:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Где: Nmax=0.1ЧPz – при l=1/4

k=400Ч103 Н/м2 – допускаемое удельное давление на 1м2 площади проекции боковой поверхности поршня

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Мн – сила, действующая на поршень в конце сгорания топлива.

11. Расчёт поршня на изгиб:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: d=(0.08…0.15)ЧD=0.039м – толщина днища для стальных охлаждаемых поршней;

[sиз]Ј150Ч106 Н/м2 – допускаемое напряжение на изгиб для стальных поршней;

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания– условие прочности выполняется.

Расчёт поршневого пальца.

1. Диаметр пальца:

d=(0,35...0,45)ЧD=0.156м.

2. Длина вкладыша головного подшипника:

l=(0,45...0,47)ЧD=0.180м.

3. Внутренний диаметр кольца:

d0=(0,4...0,5)Чd=0.078м.

4. Длина пальца:

lп=(0,82...0,85)ЧD=0.325м.

5. Расстояние между серединами опор пальца:

l1=l+(lп-l)/2=0.180+(0.325-0.180)/2=0.2525м.

6. Длина опорной части бабышки:

a=(lп-l)/2=0.0725м.

7. Напряжение изгиба, возникающее в момент действия силы:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

8. Напряжение среза:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

9. Условие прочности выполняется, т.к. выполняются условия:

sизЈ[s]из ; sсрЈ[s]ср :

sиз=31 МПа < [s]из=(150...180) МПа;

sср=22.28 МПа < [s]ср=50 МПа.

10. Для определения степени овализации пальца, определим по методу Кинасошвили увеличение наружного диаметра в горизонтальной плоскости:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: Е=2,1Ч1011Па – модуль Юнга стали.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Условие Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания<0,07 выполняется.

11. Удельное давление в подшипнике скольжения

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,


Где: Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=(20…25)Ч106Па – допускаемое давление на вкладыш, изготовленный из бронзы.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Условие прочности выполнено.

12.Удельное давление на гнездо бобышки


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания=(25…45)Ч106Па – допускаемое давление на бобышку, изготовленный из чугуна.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.

Условие прочности выполняется.


4.2 Расчёт коленчатого вала


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рис. 2 - Конструктивные размеры коленчатого вала

1. Валы изготовляют из углеродистых сталей 35 и 45, легированных сталей марок 30Х, 45Х, 18ХН, 20ХН3А, 30ХМА, а также из модифицированного чугуна марки СЧ 38-60. Механические характеристики марок сталей, применяемых для изготовления коленчатых валов

Материал коленчатого вала – сталь 18ХН

sр=60ё65кг/мм2 – предел прочности при растяжении

sт=34ё35кг/мм2 – предел текучести

2. Диаметр коленчатого вала:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Где: D=390мм – диаметр цилиндра

S=470мм – ход поршня

L=3042мм – расстояние между центрами рамовых подшипников

А=51.7

В=82

С=1.19

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания - безразмерный коэффициент.

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

3. Диаметр шатунный (dш) и рамовой (dр) шейки:

dш=250мм; dр=240мм – принимаем, в соответствии с двигателем прототипом.

4. Толщина щеки:

tі0,56Чdш=0.15м.

5. Ширина щеки:

hі1,33Чdш=0.34м.

6. Длина шатунной шейки:

lш=(0,65...1)Чdш=0.7Ч0.25=0.175м.

7. Длина рамовой шейки:

lр=(0,85...1)Чdр=0.9 Ч0.24=0.216м.

8. Расстояние между осями коренной и шатунной шеек R, между средним слоем щеки и серединой рамового подшипника а2, между серединами рамовых шеек а1:

R=0.235м; а2=0.180м; а1=0.640м – принимаем в соответствии с прототипом.

9. Радиусы закруглений:

- у мотылевой шейки: r1і0,07dш=20мм

- у рамовой шейки: r2і0,5dр=120мм

- у фланца: r3і0,125dр=30мм

10. Размеры вала проверяют для двух опасных положений:

- в ВМТ, когда на мотыль действуют наибольшая радиальная сила и касательная сила, передаваемая от цилиндров, расположенных впереди;

- при повороте мотыля на угол, соответствующий максимальному касательному усилию (угол a2).

11. Значение углов (абсцисс), ординаты которых подлежат суммированию в первом опасном положении, соответствуют: 0, 0+a0, 0+a01,.... (число углов равно числу цилиндров i). a0 - угол между двумя последующими вспышками равен:

a0=720/i=720/6=120°

12. Значения углов, ординаты которых подлежат суммированию в первом опасном положении: 0°, 120°, 240°, 360°, 480°, 600°.

Значения углов, ординаты которых подлежат суммированию во втором опасном положении: 19°, 159°, 259°, 379°, 499°, 619°.

13. Определение наиболее нагруженного мотыля в 1 опасном положении (заполнение таблицы производят в порядке последовательности вспышек):

Значения Рр и Рк при разных углах поворота мотыля для 1 опасного положения:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Угол b можно найти из уравнения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


Таблица 3

мотыля

Pp и

Pk [Мн/Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания]

Угол поворота мотыля, град.

порядок

вспышек



0

720

120 240 360 480 600
1. Pk 0 0.745 -0.832 0 1.015 -0.724 1.

Pp -1.645 -0.683 0.763 2.432 -0.93 0.683
2. Pk -0.832 0 1.015 -0.724 0 0.745 5.

∑ Pk -0.832 0.745 0.183 -0.724 1.015 0.021

Pp
2.432




3. Pk 1.015 -0.724 0 0.745 -0.832 0 3.

∑ Pk 0.183 0.021 0.183 0.021 0.183 0.021

Pp




2.432
4. Pk 0.745 -0.832 0 1.015 -0.724 0 6.

∑ Pk 0.928 -0.811 0.183 1.036 -0.541 0.021

Pp

2.432



5. Pk -0.724 0 0.745 -0.832 0 1.015 2.

∑ Pk 0.204 -0.811 0.928 0.204 -0.541 1.036

Pp



2.432

6. Pk 0 1.015 -0.724 0 0.745 -0.832 4.

∑ Pk 0.204 0.204 0.204 0.204 0.204 0.204

Pp 2.432






Произведя суммирование Рк цилиндров, расположенных впереди, т.е. значений Рк, вписанных в таблицу выше строки данного мотыля, находят мотыль, передающий наибольшее касательное усилие. Из таблицы видно, что при максимальном значении Рр=2.432 МН/м2 наибольшее касательное усилие от других цилиндров, равное SРк=1.015МН/м2, передаёт мотыль четвёртого цилиндра. Таким образом, в первом опасном положении следует рассчитывать мотыль четвёртого цилиндра, как передающий наибольшее касательное усилие от цилиндров, расположенных впереди.

14. Определения наиболее нагруженного мотыля во втором опасном сечении: суммируем ординаты кривой касательных усилий для угла поворота a1 с учётом последовательности вспышек. Вносимое значение Рр может быть определено как:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.


Из полученной таблицы находят наиболее неблагоприятное сечение радиальной и касательной сил.


Таблица 4

мотыля

Pp и

Pk [Мн/Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания]

Угол поворота мотыля, град. порядок вспышек


21.6 141.6 261.6 381.6 501.6 621.6
1. Pk -0.648 0.557 -0.950 1.726 0.670 -0.648 1.

Pp -1.278 -0.986 -0.398 3.405 -1.186 -0.271
2. Pk -0.950 1.726 0.670 -0.648 -0.648 0.557 5.

∑ Pk -1.598 2.283 -0.280 1.078 0.022 -0.091

Pp
3.405




3. Pk 0.670 -0.648 -0.648 0.557 -0.950 1.726 3.

∑ Pk -0.928 1.635 -0.928 1.635 -0.928 1.635

Pp




3.405
4. Pk 0.557 -0.950 1.726 0.670 -0.648 -0.648 6.

∑ Pk -0.371 0.685 0.798 2.305 -1.576 0.987

Pp

3.405



5. Pk -0.648 -0.648 0.557 -0.950 1.726 0.670 2.

∑ Pk -1.019 0.037 1.355 1.355 0.150 1.657

Pp



3.405

6. Pk 1.726 0.670 -0.648 -0.643 0.557 -0.950 4.

∑ Pk 0.707 0.707 0.707 0.707 0.707 0.707

Pp 3.405






Первое опасное положение.

Расчёт шатунной шейки.


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рис. 3 - Расчет шатунной шейки


15. Сила давления в конце горения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

16. Момент, изгибающий шатунную шейку:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

17. Напряжение изгиба:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

где Wиз - осевой момент сопротивления [м3] для сплошной шейки равен W=0,1d3.

18. Наибольшее касательное усилие от расположенных (выше) впереди цилиндров:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

19. Момент, скручивающий мотылёвую шейку:

Мкр=РкЧR=155.6Ч0,125=19450 Нм

20. Напряжение кручения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

21. Эквивалентное напряжение в шейке:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

22. Условие прочности выполняется, т.к.:

s =66.47МПа <[s]=120МПа.

Расчёт рамовой шейки.


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рис. 4 - Расчет рамовой шейки


23. Изгибающий момент:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

24. Напряжение изгиба:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

25. Напряжение кручения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

26. Эквивалентные напряжения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

27. Условие прочности выполняется:

s =32.24 МН/м2 < [s]=120 МН/м2.

Расчёт щеки.


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Рис. 5 - Расчет щеки


28. Изгибающий момент:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

29. Момент сопротивления на широкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгораниям3

30. Напряжение изгиба:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания,

31. Момент сопротивления на узкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания м3

32. Напряжение изгиба на узкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

33. Напряжение сжатия от силы Pz/2:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

34. Суммарное напряжение:

s =sиз.щ.+sиз.уз.+sсж.=17.7+30+6.2=53.9МПа

35. Условие прочности выполняется:

s =53.9 МН/м2 < [s]=120 МН/м2.

Второе опасное положение.

Расчёт шатунной шейки.

36. Наибольшее касательное усилие одного цилиндра:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

37. Наибольшее радиальное усилие одного цилиндра:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

38. Изгибающий момент от наибольшего касательного усилия:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

39. Изгибающий момент от наибольшего радиального усилия:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

40. Напряжение изгиба от действия Миз.к.:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияПроектирование судового двигателя внутреннего сгорания

41. Напряжение изгиба от действия Миз.r.:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

42. Равнодействующее напряжение изгиба:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

43. Суммарное касательное усилие, передаваемое шейкой рамового подшипника:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

44. Касательное усилие от впереди расположенных цилиндров:

Ркп=Рk.max-Pk=0.2726-0.2=0.0726 МН

45. Крутящий момент от касательной силы Ркп:

Мкр.п=РкпЧR=72600Ч0.125=9 кН·м

46. Крутящий момент от касательной силы одного цилиндра:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Нм

47. Напряжение кручения от моментов Мкр1 и Мкр.п:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

48. Суммарное напряжение кручения:

sкр=sкр1+sкр.п=6.88 МН/м2

49. Эквивалентное напряжение в шатунной шейке:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

50. Условие прочности выполняется:

s =47.8 МН/м2 < [s]=120 МН/м2

Расчёт щеки.

51. Изгибающий момент на широкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания Нм

52. Напряжение изгиба на широкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

53. Напряжение изгиба на узкой стороне щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

54. Напряжение сжатия силой Рr /2:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

55. Суммарное напряжение:

s =sиз.щ+sиз.уз+sсж=29,14+36,098+48,24=113,478Н/м2

56. Момент, скручивающей щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

57. Момент сопротивления кручению на середине широкой стороны щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

58. Касательное напряжение на середине широкой стороны щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

59. Напряжение кручения на середине узкой стороны щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

60. Равнодействующее напряжение на середине широкой стороны щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

61. Равнодействующее напряжение на середине узкой стороны щеки:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Расчёт рамовой шейки.

62. Изгибающий момент силы Рк:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияНм

63. Изгибающий момент силы Pr :

Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияНм

64. Равнодействующий изгибающий момент:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгоранияНм

65. Напряжение изгиба:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

66. Момент, скручивающий рамовую шейку:

Мкр=РкЧR=200000Ч0.235=47000 Нм

67. Напряжение кручения:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

68. Суммарное напряжение:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

69. Условия прочности выполняется:

s =33.7 МН/м2 < [s]=120МН/м2.

5. Определение уравновешенности ДВС


1. Строим в произвольном масштабе схему вала, определяется центр тяжести ДВС и расстояния от центра тяжести до осей всех цилиндров. Обозначим условно массу одного цилиндра за 1.

Координаты центра масс X:

1Ч0+1ЧН+1Ч2Н+1Ч3Н+1Ч4Н+1Ч5Н=6Х

Х=2,5Н

2. Принимаем величину условной центробежной силы: Рц=1Н

3. Находим углы развала мотылей 4 для всех цилиндров ДВС при положении первого цилиндра в ВМТ:

j1,2=0°; j3,4=120°; j2,5=240°.

4. Строим схему мотылей и каждый мотыль нагружаем условной центробежной силой Рц=1Н.

5. Определяем силы инерции 1-го порядка, как составляющие условных центробежных сил инерции, и моменты сил инерции относительно центра тяжести двигателя в вертикальных и горизонтальных плоскостях:


Таблица 5

h Р1ви=РyЧcosj Р1ги=РyЧsinj М1ви=РyЧhЧcosj М1ги=РyЧhЧsinj
1 0 2,5Н 1ЧРy 0 2,5НЧРy 0
2 240 1,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy -0,75НЧРy -1,299НЧРy
3 120 0,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy -0,25НЧРy 0,433НЧРy
4 120 -0,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy 0,25НЧРy -0,433НЧРy
5 240 -1,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy 0,75НЧРy 1,299НЧРy
6 0 -2,5Н 1ЧРy 0 -2,5НЧРy 0
S

0 0 0 0

6. Находим неуравновешенные силы и моменты сил инерции как алгебраическую сумму сил и моментов сил инерции всех цилиндров:

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


7. Положение вектора моментов на диаграмме мотылей относительно мотыля первого цилиндра, расположенного в ВМТ, определяем углом j1:


Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания


8. Аналогично определяем неуравновешенные силы инерции и моменты сил инерции 2-го порядка:


Таблица 6

2j° h Р2ви=РyЧcos2j Р2ги=РyЧsin2j М2ви=РyЧhЧcos2j М2ги=РyЧhЧsin2j
1 0 2,5Н 1ЧРy 0 2,5НЧРy 0
2 120 1,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy -0,75НЧРy 1,299НЧРy
3 240 0,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy -0,25НЧРy -0,433НЧРy
4 240 -0,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy 0,25НЧРy 0,433НЧРy
5 120 -1,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy 0,75НЧРy -1,299НЧРy
6 0 -2,5Н 1ЧРy 0 -2,5НЧРy 0
S

0 0 0 0

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

9. Определяем неуравновешенные силы и моменты от системы сил вращающихся масс:

Таблица 7

h Рвц=РyЧcosj Ргц=РyЧsinj Мвц=РвyЧh Мгц=РгyЧh
1 0 2,5Н 1ЧРy 0 2,5НЧРy 0
2 240 1,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy -0,75НЧРy 1,299НЧРy
3 120 0,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy -0,25НЧРy -0,433НЧРy
4 120 -0,5Н -0,5ЧРy -0,866Рy 0,25НЧРy 0,433НЧРy
5 240 -1,5Н -0,5ЧРy 0,866Рy 0,75НЧРy -1,299НЧРy
6 0 -2,5Н 1ЧРy 0 -2,5НЧРy 0
S

0 0 0 0

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Т.о. при работе 6 цилиндров двигатель уравновешен.

Выводы


В данном курсовом был спроектирован главный дизель СЭУ транспортного судна – сухогруз. Для выполнения данного расчёта исходным материалом служил конструктивный прототип современного двигателя рабочие параметры и конструкция которого близки к указанным в задании. По указанным в задании параметрам был произведён расчёт

Выбор главного двигателя и основных параметров:

Для нашего судна был необходим дизель мощностью Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания кВт. Мной был выбран СОД фирмы S.E.M.T. с эффективной мощностью Nец =650 э.л.с., числом цилиндров i=6, отношением S/D=1.2, числом оборотов n=520 об/мин. После расчётов был выбран D=390мм., S=470мм.

Также важным элементом расчёта являются габариты ДВС. Определяющим габаритом ДВС является его длинна. В первом приближении длина рядного двигателя на фундаментальной раме L=3042мм. Ширина двигателя на фундаментальной раме B=1034мм. Общая высота двигателя H=2961мм. Масса двигателя Gд=36705кг. После принятия решения о размере двигателя следует оценить ожидаемое значение среднего эффективного значения Pe=16.7 [кг·с/Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания]. Полученное значение среднего эффективного давления сравнивается зо значениями у действующих двигателей аналогичного класса и делается вывод о возможности достижения в проектном решении величины Ne.

Тепловой расчёт ДВС:

Теплота сгорания топлива. Важнейшая характеристика – количество теплоты, выделяющееся при полном сгорании 1кг. топлива Qн=43.817 [МДж/кг].

Процесс наполнения. Основными параметрами, характеризующими этот процесс, являются: давление в конце наполнения – Pa=0.0981 [МПа]; температура рабочей смеси Та=323[к].

Процесс сжатия. Основными параметрами, определяющими процесс сжатия, являются: давление начала сжатия – Ра=0.0981 [МПа]; температура начала сжатия Та=323[к]; степень сжатия берётся из задания по своему варианту; показатель политропы сжатии Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания; температура конца сжатия Тс=903.4 [к]; давление конца сжатия Pc=3.976 [МПа].

Процесс сгорания. Определяем количество воздуха необходимое для сгорания 1кг. топлива – Мо=0.51 [кМоль/кг]. Действительное количество воздуха Мs=0.918 [кМоль/кг]. Мольное количество смеси воздуха и остаточных газов, находящихся в цилиндре до горения М1=1.005 [кМоль/кг]. Количество молей продуктов сгорания М2=1.043 [кМоль/кг]. Далее определяется степень предварительного расширения Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания; степень последующего расширения Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания.

Процесс расширения. Основным параметром определяющим процесс расширения, являются; температура начала расширения Tz=1957.8 [к]; давление начала расширения Pz=5.35 [МПа]; показатель политропы расширения при работе на номинальных режимах принимаем n=1.25. А также основными параметрами при этом процессе являются температура и давление конца расширения Pв=0.277 [МПа] и Тв=1083 [к]. В расчётах вместо переменного давления используют среднее постоянное давление газов в период выпуска. В расчётах было принято Рг=0.12 МПа и Рўг=0.105 МПа.

Построение расчётной индикаторной диаграммы производилось аналитическим способом. Сначала строили политропу сжатия, затем аналогично политропу расширения, аналитически было определено среднее индикаторное давление.

Параметры, характеризующие рабочий цикл. К ним относится давление в конце сжатия и в конце горения, среднее индикаторное давление, среднее эффективное давление Ре=0.6908 [МПа]. Диаметр цилиндра расчётный принимаем в соответствии с рекомендуемым нормальным рядом.

Динамический расчёт двигателя:

Диаграмма движущих усилий состоит из развёрнутой индикаторной диаграммы и кривой сил инерции. При построении этой диаграммы в качестве оси абсцисс принимают атмосферную линию и строят развёрнутую индикаторную диаграмму. Вниз от атмосферной линии откладывают удельную силу тяжести движущих частей. После построения кривой удельных сил инерции, переносим её на диаграмму движущихся усилий, откладывая значения, от линии силы тяжести с сохранением направления.

Диаграмма касательных усилий. При построении диаграммы касательных усилий по оси абсцисс откладывают углы поворота радиуса мотыля, а по оси ординат значения Рк, соответствующий этим углам. Для учёта поправки Брикса берут отрезок АВ, равный одному ходу поршня в масштабе чертежа развёрнутой индикаторной диаграммы. Проводим полуокружность и в право от центра О откладываем поправку Брикса ОО’=1.91мм. Для дизеля данного варианта наибольшее значение Рк достигается при Проектирование судового двигателя внутреннего сгорания

Диаграмма касательных усилий двигателя представляется суммарной диаграммой касательных усилий, которая для всех цилиндров может быть построена путём суммирования ординат кривых касательных усилий от всех цилиндров, сдвинутых по отношению друг к другу на угол a0 - угол поворота радиуса мотыля между двумя последовательными вспышками. Для построения суммарной диаграммы основание диаграммы касательных усилий делят на участки, соответствующие углу оборота мотыля между двумя последовательными вспышками. Далее каждый участок делят на одинаковое число равных отрезков и нумеруют их. Ординаты кривой, соответствующие одним и тем же номерам точек, графически суммируют, в результате чего находят ординаты суммарной кривой касательных усилий. Соединив концы ординат, получим кривую одного участка. На остальных участках кривая будет повторяться.

Расчёт прочностных деталей двигателя:

Он состоит из расчётов деталей поршневой группы. В которой производится: - расчёт поршня D1=386.9мм и D2=386.9мм; -расчёт поршневого пальца. Также подробного расчёта коленчатого вала, выбора материала из которого его будут изготавливать, нахождение всех необходимых размеров и действующих на него сил. Также проводится расчёт первого и второго опасного положения, где находятся и сравниваются с допустимыми все опасные напряжения и моменты.

Список литературы


1. В.А. Стенин, А.Я. Альпин ІПроектирование судовых ДВС.І - Северодвинск 1998 г.

2. Б.И. Андросов ІДизели морских судовІ М. ,,ТранспортІ 1966 г.

3. Б.Л. Троицкий ІОсновы проектирования СЭУІ Л. ,,Судостроениеўў 1987 г.

4. В.А. Ванштейдт ІСудовые двигатели внутреннего сгоранияІ - Л. ,,Судостроениеўў 1977 г.

5. В.А. Стенин ІСГЭО. Судовые дизелиІ - Северодвинск 2005 г.

Похожие работы:

  1. • Двигатель внутреннего сгорания
  2. • Двигатели внутреннего сгорания
  3. •  ... угловой скорости двигателя внутреннего сгорания
  4. • Двигатели внутреннего сгорания
  5. • Двигатели внутреннего сгорания
  6. • Двигатели внутреннего сгорания
  7. • Судовой двигатель внутреннего сгорания L21/31
  8. • Судовые двигатели внутреннего сгорания
  9. • Двигатели внутреннего сгорания
  10. • Простые механизмы
  11. • Краткая классификация двигателей внутреннего сгорания (ДВС ...
  12. • Защита выпускного клапана двигателя внутреннего ...
  13. • Проектирование систем двигателей внутреннего сгорания
  14. • Анализ эффективности работы двигателя внутреннего ...
  15. • Двигатели внутреннего сгорания
  16. • Проектирование и моделирование двигателя внутреннего сгорания
  17. •  ... автомобильных двигателей внутреннего сгорания
  18. • Двигатель внутреннего сгорания
  19. • Методика теплового расчета двигателя внутреннего ...
Рефетека ру refoteka@gmail.com