Уголовно-исполнительное право
Порядок и условия исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Содержание
Введение
1. Общая характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.1 Лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения заниматься определенной деятельностью (или занимать определенную должность)
Заключение
Список литературы
Введение
Целью контрольной работы является рассмотрение темы: «Порядок исполнения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью». Под нормой уголовно-исполнительного права понимается модель должного поведения субъектов правоотношений (государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц, осужденных и отдельных граждан). В ней устанавливаются правила, в соответствии с предписаниями которых регулируются общественные отношения, возникающие по поводу и в процессе исполнения наказания и применения к осужденным исправительного воздействия. Нормы, регламентирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, помещены в разделе втором Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ (гл. 4—9). К наказаниям данной группы закон относит: обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (что мы и рассмотрим подробно), исправительные работы, ограничение свободы, а также дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград.
1. Общая характеристика наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества
Нормы, регламентирующие порядок и условия исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, помещены в разделе втором Особенной части Уголовно-исполнительного кодекса РФ (гл. 4—9). К наказаниям данной группы закон относит: обязательные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, исправительные работы, ограничение свободы, а также дополнительное наказание в виде лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград. Основанием для объединения названных видов наказания в самостоятельную группу является то, что их исполнение осуществляется в условиях, не связанных с изоляцией осужденного от общества. Именно это отличает их от наказаний, которые соединены с изоляцией осужденного от общества: ареста, содержания в дисциплинарной воинской части, лишения свободы на определенный срок, пожизненного лишения свободы.
Наказания, не связанные с изоляцией осужденного от общества, несут в себе меньший заряд кары по сравнению с наказаниями, которые соединены с изоляцией осужденного от общества. Поэтому они применяются, как правило, в качестве альтернативы наказанию в виде лишения свободы за преступления небольшой и средней тяжести. Вместе с тем наказания различаются между собой по степени их строгости, значимости и связанных с ними ограничений прав и свобод осужденных. Одни из них применяются только в качестве основных видов наказаний (обязательные работы, исправительные работы, ограничение свободы), другие в качестве как основных, так и дополнительных видов наказаний (штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), а третьи — только в качестве дополнительного вида наказания (лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград)1.
На правовую регламентацию порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, в полной мере распространяют свое действие общие положения и принципы исполнения наказаний, применения иных мер уголовно-правового характера, закрепленные в нормах Общей части УИК РФ. Так, в соответствии со ст. 7 УИК основаниями исполнения этих видов наказания являются приговор либо изменяющие его определение или постановление суда, вступившие в законную силу, а также акт помилования или акт об амнистии. Учреждения и органы, исполняющие эти виды наказания, определены в ст. 16 Общей части УИК РФ.
В нормах, регулирующих порядок и условия исполнения отдельных видов наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества, общие положения и принципы исполнения наказаний находят свою конкретизацию. В частности, в них подробно регламентируются права и обязанности осужденных, а также деятельность учреждений и органов, исполняющих эти виды наказаний.
2. Исполнение наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
2.1 Лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью
Согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности означает, во-первых, необходимость увольнения осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом, и, во-вторых, запрещение занимать такую же или аналогичную должность на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься ею как в качестве профессиональной (врачебной, педагогической, управлением транспорта по договору и др.), так и вне рамок профессии (любительская охота, управление личным транспортом и т. п.)2.
Данное наказание может быть назначено как в качестве основного, так и в качестве дополнительного вида наказания. При этом закон специально оговаривает (ч. 3 ст. 47 УК), что это наказание может назначаться в качестве дополнительного вида и в случаях, когда оно не предусмотрено соответствующей статьей Особенной части УК в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
2.2 Порядок исполнения наказания в виде лишения заниматься определенной деятельностью (или занимать определенную должность)
Уголовно-исполнительный кодекс РФ подробно регламентирует порядок исполнения этого вида наказания (гл. 6, ст. 33-38). Закон четко определяет круг субъектов, участвующих в исполнении данного вида наказания, а также их права и обязанности. К числу субъектов, участвующих в исполнении наказания, закон относит суд, уголовно-исполнительные инспекции, администрацию организаций, в которых работают осужденные; органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, а также учреждения и органы, исполняющие ограничение свободы, арест, содержание в дисциплинарной части, лишение свободы, когда рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к этим видам наказания. Суд как правоохранительный орган особого рода по закону наделен не только правом определить вид и размер наказания, но и обязан обратить приговор к исполнению, т.е. направить копию приговора, вступившего в законную силу, администрации государственной службы или местного самоуправления по месту работы осужденного, а также уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного. Однако суд поступает таким образом лишь в случаях, если лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью применяется в качестве основного наказания либо в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам, исправительным работам, а также при условном осуждении. Если же рассматриваемое наказание назначено в качестве дополнительного к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы, то по отбытии этих видов наказания, а также в случае условно-досрочного освобождения осужденного либо замены наказания более мягким (ст. 79, 80 УК) копию приговора уголовно-исполнительной инспекции по месту жительства осужденного направляют учреждения и органы, исполняющие эти виды наказания, т.е. исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения. Важная роль в исполнении данного вида наказания принадлежит уголовно-исполнительным инспекциям по месту жительства осужденного. Закон (ч. 3 ст. 33 УИК) возлагает на них обязанность вести учет осужденных к этому виду наказания. Получив копию судебного приговора, уголовно-исполнительная инспекция вызывает осужденного для постановки на учет и разъясняет ему условия отбывания наказания, его права и обязанности, а также правовые последствия неисполнения приговора суда; о постановке на учет этих осужденных немедленно извещает суд, постановивший приговор. Уголовно-исполнительные инспекции контролируют соблюдение осужденными предусмотренного приговором суда запрета занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; проверяют исполнение требований приговора администрацией организаций, в которых работают осужденные, а также органами, правомочными аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью, запрещенной осужденным. Соответствующие должностные лица уголовно-исполнительной инспекции периодически проверяют, где и в качестве кого трудятся осужденные (т. е. как они трудоустроен ы). Контроль может осуществляться в форме ознакомления с необходимыми документами, истребования копий (выписок) из приказов администрации, характеристик на осужденных и иных документов, посещения осужденных по месту их работы и беседы с ними и др3.
Кроме того, паспортные аппараты органов внутренних дел контролируют регистрацию таких лиц по месту жительства и при убытии осужденного в другой населенный пункт направляют сообщение об этом в горрайорган внутренних дел по его новому месту жительства.
Если в процессе контроля уголовно-исполнительная инспекция обнаружит какие-либо нарушения, то она принимает меры к их устранению; в необходимых случаях оформляет материал для привлечения лиц. виновных в неисполнении приговора суда, к ответственности.
На уголовно-исполнительные инспекции законом возлагается обязанность организовать проведение с осужденными воспитательной работы. В случаях призыва или поступления осужденных на военную службу или их поступления на альтернативную гражданскую службу уголовно-исполнительные инспекции направляют в военный комиссариат или по месту службы осужденных копию приговора суда для исполнения данного наказания при прохождении службы (ч. 5 ст. 33 УИК).
Основным субъектом исполнения рассматриваемого наказания является администрация организаций, в которых работают осужденные. В законе специально оговорено, что требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью обязательны для администрации организации, в которой работает осужденный (ч. 1 ст. 34 УИК). Это требование закона распространяется на организации любой организационно-правовой формы независимо от того, является ли эта организация основным местом работы осужденного или в ней осужденный занят по совместительству4.
Согласно ч. 2 ст. 34 УИК администрация организации, в которой работает осужденный, обязана не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции освободить осужденного от должности, которую он лишен права занимать, или запретить заниматься определенной деятельностью и направить в уголовно-исполнительную инспекцию по месту жительства осужденного сообщение об исполнении требований приговора. Администрация в этом случае прекращает трудовой договор с осужденным путем издания приказа со ссылкой на п. 4, ч. 1 ст. 83 Трудового кодекса РФ без выплаты выходного пособия, извещения свободы занятости. Не требуется и согласия профсоюзного комитета. Закон обязывает администрацию предъявлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с исполнением наказания. В случае изменения или прекращения трудового договора с осужденным администрация обязана в трехдневный срок сообщить об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
При увольнении из организации осужденного, не отбывшего наказание, администрация обязана внести в его трудовую книжку запись о том, на каком основании, на какой срок и какую должность он лишен права занимать или какой деятельностью лишен права заниматься.
В случае назначения рассматриваемого вида наказания в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части или лишению свободы его исполнение возлагается на учреждения и органы, исполняющие основные виды наказания (исправительные центры, арестные дома, дисциплинарные воинские части, исправительные учреждения — ч. 2 ст. 33 УИК). Администрация учреждения, в котором отбывает основной вид наказания лицо, осужденное также к дополнительному наказанию в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, не может привлекать осужденного к работам, выполнение которых ему запрещено по приговору суда (ч. 4 ст. 33 УИК). После отбытия основного вида наказания (или досрочного освобождения от него) рассматриваемое дополнительное наказание исполняется уголовно-исполнительной инспекцией по месту жительства осужденного.
Одним из субъектов, участвующих в исполнении рассматриваемого вида наказания, являются органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие соответствующей деятельностью и наделенные правом выдавать такие разрешения (например, службы Государственной инспекции безопасности движения (ГИБДД), органы, осуществляющие лицензирование определенных видов деятельности). Согласно ч. I ст. 35 УИК требования приговора суда о лишении права заниматься определенной деятельностью обязательны для этих органов. Указанные органы не позднее трех дней после получения копии приговора суда и извещения уголовно-исполнительной инспекции обязаны аннулировать разрешение на занятие той деятельностью, которая запрещена осужденному, например, охота, детективная или охранная деятельность, управление транспортным средством. Они обязаны также изъять соответствующий документ, представляющий данному лицу право заниматься указанной деятельностью (например, охотничий билет, права на управление транспортным средством, лицензию на право заниматься детективной и охранной деятельностью), и направить сообщение об этом в уголовно-исполнительную инспекцию.
Закон очерчивает и круг обязанностей лиц, осужденных к данному виду наказания (ст. 37 УИК РФ). Основная их обязанность — исполнять требования приговора, т.е. не занимать указанные в приговоре суда должности и не заниматься запрещенной им деятельностью. Закон обязывает их представлять по требованию уголовно-исполнительной инспекции документы, связанные с отбыванием уголовного наказания (копии приказов, характеристики, объяснения и др.). В их обязанности входит также сообщать в уголовно-исполнительную инспекцию о месте работы, его изменении или об увольнении с работы.
Важным элементом порядка и условий исполнения рассматриваемою вида наказания является исчисление сроков ею исполнения. Согласно ч. 2 ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности иди заниматься определенной деятельностью устанавливается на срок от одного года до пяти лет в качестве основного вида наказания и на срок от шести месяцев до грех лет в качестве дополнительного вида наказания5.
Если рассматриваемое наказание назначено в качестве основного, то его срок начинает исчисляться с момента вступления приговора суда в законную силу. Таков же порядок исчисления срока лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, назначенного в качестве дополнительного наказания к штрафу, обязательным работам или исправительным работам, а также при условном осуждении, если при этом исполнение дополнительного вида наказания не отсрочено (ч.) ст. 36 УИК РФ).
При назначении лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью в качестве дополнительного вида наказания к ограничению свободы, аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы срок этого дополнительного наказания исчисляется соответственно со дня освобождения осужденного из исправительного центра, из-под ареста, из дисциплинарной воинской части или из исправительного учреждения (ч. 2 ст. 36 УИК). Требование приговора о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью распространяется также на все время отбывания осужденным указанных видов наказания.
Исчисление срока исполнения рассматриваемого наказания ведут уголовно-исполнительные инспекции. В соответствующих документах отражаются как начало, так и окончание срока исполнения данного вида наказания. При этом на основании закона (ч. 1 ст. 36 УИК) в срок указанного наказания не засчитывается время, в течение которого осужденный фактически занимал запрещенные для него должности или занимался запрещенной для него деятельностью. Решение о незачете определенного времени в срок исчисления наказания принимается начальником уголовно-исполнительной инспекции на основании имеющихся в его распоряжении документов (копии приказов, справки, объяснения осужденного и др.). Решение о незачете определенною времени в срок исполнения наказания может быть обжаловано осужденным в суд.
За неисполнение приказа суда о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью несут ответственность как осужденные к этому виду наказания, так и должностные липа и служащие организаций, в которых осужденные работают. В соответствии со ст. 38 УИК РФ представители власти, государственные служащие, служащие органов местного самоуправления, служащие государственных или муниципальных учреждений, коммерческих или иных организаций, злостно не исполняющие вступившие в законную силу приговор суда, решение суда или иной судебный акт о лишении права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, несут ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Неисполнение приговора суда со стороны указанных в законе должностных лиц и служащих организаций, где работают осужденные, может выражаться: в не увольнении осужденного с должности, занимать которую ему запрещено; в фактическом возложении на осужденного обязанностей по запрещенной должности; в отказе выполнения требования приговора об аннулировании разрешения на занятие запрещенным осужденному видом деятельности. Однако правовая ответственность этих лиц наступает только в случаях злостного неисполнения ими вступившего в законную силу приговора, решения суда или иного судебного акта. Под злостным понимается продолжение неисполнения приговора или иного судебного акта после письменного представления уголовно-исполнительной инспекции. В таком случае может наступить ответственность указанных лиц по ст. 315 УК РФ.
В отношении самих осужденных, нарушающих требования приговора, возможны следующие правовые последствия:
1) расторжение трудового договора администрацией предприятия, учреждения или организации с лицом, лишенным права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, в порядке, предусмотренном законодательством о труде (п. 4, ч. I, ст. 83 Трудового кодекса РФ);
невключение времени занятия запрещенной должности и запрещенной деятельностью в срок наказания;
административная ответственность (например, за управление транспортным средством после лишения лица права управления по ч. 2 ст. 12.7 КоАП РФ).
Заключение
Таким образом, согласно ст. 47 УК РФ лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью состоит в запрещении занимать должности на государственной службе, в органах местного самоуправления либо заниматься определенной профессиональной или иной деятельностью. Лишение права занимать определенные должности означает, во-первых, необходимость увольнения осужденного с той должности, занимать которую ему запрещено судом, и, во-вторых, запрещение занимать такую же или аналогичную должность на государственной службе, а также в органах местного самоуправления. Лишение права заниматься определенной деятельностью выражается в запрещении заниматься ею как в качестве профессиональной (врачебной, педагогической, управлением транспорта по договору и др.), так и вне рамок профессии (любительская охота, управление личным транспортом и т. п.).
Список литературы
Уголовно-исполнительный кодекс РФ от 18 декабря 1996 г.М., Эксмо 2010
Федеральный закон от 1 апреля 2005 г. N 29-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации" Принят Государственной Думой 16 марта 2005 г. Одобрен Советом Федерации 23 марта 2005 г.;
Калинина С.Ю. Уголовно-исполнительное право. Учебник: В 2 т. Т. 2; Особенная часть, - Рязань, Логос; Академия права и Управление Федеральной Службы исполнения наказаний, 2009г.
Сильвестров В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. Вузов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010
Уголовно-исполнительное право России. Теория. Законодательство. Международные стандарты. Отечественная практика XX века. Учебник/ Под ред. А.И. Зубкова. М., 2007.
Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А.И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006.
Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. А.А. Толкаченко. СПб., 2008.
Фефелов В.А. Понятие уголовно-исполнительного права РФ. М., 2007, с. 367.
1 Уголовно-исполнительное право России: теория, законодательство, международные стандарты, отечественная практика конца XIX — начала XXI века: Учебник для вузов / Под ред. д. ю. н., проф. А.И. Зубкова. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: Норма, 2006. С. 56
2 Сильвестров В.И. Уголовно-исполнительное право: Учебник для юрид. Вузов. – М.: ИД «Юриспруденция», 2010. С. 127
3 Фефелов В.А. Понятие уголовно-исполнительного права РФ. М., 2007, с. 37
4 Уголовно-исполнительное право: Курс лекций / Отв. ред. А.А. Толкаченко. СПб., 2008. С. 83
5 Калинина С.Ю. Уголовно-исполнительное право. Учебник: В 2 т. Т. 2; Особенная часть, - Рязань, Логос; Академия права и Управление Федеральной Службы исполнения наказаний, 2009г. С. 59