СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Создание ВЧК
2. Внесудебные полномочия ВЧК
Заключение
Список источников и литературы
ВВЕДЕНИЕ
Созданная после Октябрьской революции система подавления с первых шагов несла в себе быстро развивающийся зародыш вседозволенности и аморальности, которые обосновывались революционной целеустремлённостью. Хотя «Всероссийская чрезвычайная комиссия» образовывалась в декабре 1917 года для борьбы против саботажа и бандитизма, то очень скоро её функции распространились на «искоренение контрреволюции», понимаемой в самом широком смысле. Меч, предназначенный для законной защиты революции от заговоров её реальных врагов оказался занесённым над всем обществом.
Лидеры большевизма, выдвигая на первый план классовую борьбу, абсолютизировали значение государства как орудия власти и отводили в нём особое место карательным инструментам. Сеть органов ВЧК опутала всю структуру гражданских и военных учреждений огромной страны. Осуществляя с санкции партии по своему разумению аресты, ведение следствий, вынесение и приведение приговоров в исполнение, массовые расстрелы «заложников», ВЧК возвела террор и беззаконие в разряд государственной политики. С той поры революционного произвола берёт своё начало специфическая идеология «чекизма», отлакированная и вылизанная последующими поколениями идеологов КПСС и публицистами, паразитирующими на «криминально-патриотической» романтике.
Эта идеология оказалась более живучей, чем структуры её породившие. Мало того, за всё время существования партийных карательных органов - от ВЧК до КГБ, она пользовалась некоторой симпатией и популярностью в массах, в то время как сами органы вызывали у людей, мягко говоря, страх.
Причиной этому, конечно же, наш традиционный двойной стандарт. Сущность совершенно секретной деятельности КГБ до сих пор никому в достаточной степени не известна, но из массового сознания не изъять того, что навечно оставили в нём многосерийные слащаво-мужественные телесериалы «о разведчиках». На самом же деле идеология «чекизма» и чекисты ничего общего с разведчиками не имеют.
Это узурпированное у народа право на его «защиту» его именем от его «врагов» помимо его воли. Врагов определяет не народ, а партия. Враг нужен всегда. Без него станет ясной бессмысленность системы. Поэтому «чекизм» - это постоянный поиск «врагов» по придуманной удобной формуле: «Кто не снами, тот против нас». Это полное слияние идеологии спецслужбы не с законом, а с идеологией правящей партии.
Данная работа состоит из двух глав: содержание первой посвящено созданию ВЧК, второй – внесудебным полномочиям ВЧК.
Цель данной контрольной работы – систематизация изученного материала путем придания ему письменной формы.
Задачами данной работы являются:
Показать, как создавалось ВЧК.
Показать внесудебные полномочия ВЧК
1. СОЗДАНИЕ ВЧК
После Октября Ленин быстро отбросил утопичные идеи быстрого подавления контрреволюции без «особого аппарата» принуждения в системе диктатуры пролетариата. Необходимость принятия экстренных мер он обосновал в записке Ф.Э. Дзержинскому всего через полтора месяца после петроградского переворота, 7(20) декабря 1917 года. В тот же день доклад Дзержинского был заслушан на заседании Совнаркома и принято решение образовать ВЧК. Ленин рассматривал ВЧК как «вещь абсолютно необходимую», роль которой в осуществлении диктатуры пролетариата просто «неоценима», как учреждение не уговаривающее, а карающее немедленно, являющееся «нашим разящим орудием против бесчисленных заговоров, бесчисленных покушений на Советскую власть». И на VI Всероссийском съезде Советов Ленин высказал положение о необходимости создания ВЧК, которое базировалось на четырёхлетнем опыте, что без специального органа защиты «власть трудящихся существовать не может».
С первых дней существования служб ВЧК Ленин неоднократно подчёркивал необходимость их деятельности не под чьим-то личным руководством, а под строжайшим контролем ВЦИК, СНК и ЦК РКП(б). Чекисты, говорил Ленин, обязаны поддерживать тесную связь с местными комитетами и ячейками РКП(б) и всеми коммунистами, которых он считал опорой ЧК в первую очередь. ВЧК Ленин видел так же в Советах, профсоюзах и других общественных организациях, эти требования нашли своё отражение в повседневной работе органов ВЧК, в подборе и воспитании чекистских кадров, заложили основы партийного руководства службой госбезопасности в советское время.
Российская реальность выдвинула в качестве одного из главных рычагов управления специальную службу безопасности государства. Разработанные Лениным принципы, формы и методы партийного руководства этой службой, подбора и воспитания кадров, общего отношения как к элитарному учреждению, явились основой того неподобающего места в аппарате управления страной, которое заняли органы госбезопасности в советский период.
Постановление о борьбе с контрреволюционными выступлениями встало в один ряд с первоочередными документами, принятыми II Всероссийским съездом советов. Съезд поручил всем местным Советам принять энергичные меры к пресечению подрывных акций, к обеспечению подлинно революционного порядка.
Активно шёл процесс формирования высших и местных органов государственной власти и государственного управления. Советская республика, как любое другое государство, должна была иметь в своей структуре службу безопасности. Толчком к ускорению решения вопроса о создании специализированного аппарата, способного выявлять и своевременно пресекать выступления против режима, стало ухудшение политической и оперативной обстановки. После обсуждения Совнаркомом информации о готовящейся всероссийской забастовке чиновников Ф.Э. Дзержинскому было поручено составить особую комиссию для выработки эффективных мер противодействия. Правовой основой стал наказ ВЦИК от 17 ноября, предоставивший непосредственно правительству проводить мероприятия по борьбе с контрреволюцией.
7(20) декабря 1917 года Совнарком образовал Всероссийскую чрезвычайную комиссию по борьбе с контрреволюцией и саботажем при Совете Народных Комиссаров, определил её задачи, структуру и меры наказания виновных. ВЧК вменялось вести предварительное следствие, пресекать акции контрреволюционеров и саботажников и вырабатывать специфические меры борьбы с противником. Расследованные дела передавались в ревтрибуналы. Мыслилось, что комиссия будет чрезвычайной не по действиям, но на период ухудшившегося для политического режима положения, однако эти иллюзорные представления продержались недолго. Создание ВЧК явилось закономерным актом государственного строительства, и Комиссия стала первым советским специализированным органом государственной безопасности1.
Первой акцией ВЧК в Петрограде стало расследование деятельности Центрального стачечного комитета, объединявшего чиновников. Был произведён обыск, изъяты подписные листы, по которым производился сбор средств, задержаны активисты. Выяснилось, что забастовку планировалось распространить на всю Россию. В тоже время большевистские организации вели разъяснительные работы среди служащих, добивались расслоения среди чиновников и привлечения части из них на службу новой власти. Задержанные освобождались под подписку о дальнейшем неучастии в актах саботажа. 1 марта 1918 года ВЧК завершила дело и передала его в ревтрибунал, который на следующий день освободил единственного оставшегося под арестом – председателя «Союза союзов» Кондратьева. Сопротивление чиновников было сломлено и подсудимый не представлял опасности.
Первые месяцы деятельности для ВЧК были достаточно напряжёнными в оперативном плане. За первые послеоктябрьские месяцы ВРК, Советы, ВЧК нанесли ряд основательных ударов по буржуазным, помещичьим, монархическим и иным антиреволюционным силам. Одной из причин была малочисленность штатов ЧК, даже после переезда в Москву. М.Я Ляпис вспоминал, что в это время аппарат насчитывал всего 40 сотрудников, включая шоферов и курьеров. В губерниях подразделений ВЧК ещё не существовало вообще.
Противобольшевистские силы объединились под лозунгом «Вся власть Учредительному собранию!». 22 ноября 1917 года правые эсеры, народные социалисты, кадеты и меньшевики создали «Союз защиты Учредительного собрания» и попытались 28 ноября провести демонстрацию у Таврического дворца. Вечером того же дня состоялось заседание СНК, на котором демонстрацию бездоказательно связали с вооружёнными выступлениями генералов Л.Г. Корнилова и А.М. Каледина на Дону и полковника А.И. Дутова на Урале, заявили, что ЦК партии кадетов стал «политическим штабом всех контрреволюционных сил страны» и что «прямая гражданская война открыта по инициативе и под руководством кадетской партии». На основе этих голословных обвинений был подписан декрет «Об аресте вождей гражданской войны против революции». Кадетская партия была охарактеризована как партия «врагов народа», руководители которой подлежали аресту и суду ревтрибунала, а рядовые члены должны были состоять под надзором местных Советов.
Итак, всего через месяц после революции вместо борьбы идей большевики взяли на вооружение силовые методы подавления политического противника. Репрессии подлежали все члены политической партии не за конкретные и доказанные преступления, а только за сам факт членства в данной партии, за то что имели другие взгляды и мнения. В дальнейшем такая практика стала обыденной: рядовые члены партий, оппозиционных РКП(б) должны были нести всю полноту ответственности за действия или намерения своих лидеров.
2. ВНЕСУДЕБНЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ВЧК
Начавшееся в середине февраля 1918 года германское наступление на Петроград создало чрезвычайную ситуацию. В связи с этим 21 февраля Совнарком утвердил декрет «Социалистическое отечество в опасности!». На его основании ВЧК впервые получила право внесудебной расправы над «неприятельскими агентами, спекулянтами, громилами, хулиганами, контрреволюционными агитаторами, германскими шпионами».
Через день к ним добавили «саботажников и прочих паразитов», предупредив, что ВЧК не видит других мер, кроме беспощадного уничтожения таковых «на месте преступления». В первой половине 1918 года в ВЧК была создана первая «тройка» в составе Ф. Э. Дзержинского, В. А. Александровича и Я. Х. Петерса, облеченная расплывчатыми полномочиями. 15 июня вопрос о тройке пересмотрели и приняли решение составить ее из представителей партий большевиков и левых социалистов-революционеров с полномочиями решать вопросы о расстреле. Членами тройки были утверждены Дзержинский, Александрович и М. Я. Лацис, заместителями - В. В. Фомин, И. И. Ильин и Петерс. Приговоры тройки о расстреле должны были быть единогласными. Но конструированная таким образом тройка не способна была выполнять карательные задачи. Входившие в нее левые социалисты-революционеры стояли в принципиальной оппозиции к большевикам в вопросе о применении высшей меры наказания, ссылаясь на директивы партии. Ситуация изменилась после восстаний в Москве и Ярославле, когда левые эсеры были исключены из состава Комиссии2.
Летом в условиях интервенции и усилившейся гражданской войны государство ввело смертную казнь по приговорам революционных трибуналов. Усилилась карательная деятельность Всероссийской и местных ЧК - они начали выносить постановления о применении исключительной меры наказания в отношении контрреволюционеров. Одновременно вводилась еще одна мера борьбы - заложничество. Право брать заложников было предоставлено ВЧК и ее местным органам, что вне всякого сомнения явилось актом государственного терроризма. Применялась изоляция в концентрационные лагеря.
5 сентября 1918 года принимается постановление Совнаркома о красном терроре, знаменовавшее крайности внутриполитической обстановки. Так, в Лефортовском районе была принята резолюция, призывавшая расстреливать всех контрреволюционеров. Выдвигалось требование о предоставлении районам права самостоятельно принимать решения о расстрелах и создании мелких концентрационных лагерей. Президиуму ВЧК и районным чрезвычайным комиссиям предлагалось безотлагательно рассмотреть дела контрреволюционеров и всех явных расстрелять. Подготовленная инструкция о компетенции районных ЧК предоставила им право расстрела, но после утверждения ВЧК, право налагать наказания до шести месяцев тюремного заключения, а штрафы без ограничения; кроме того, предоставлялось право конфискации имущества.
После введения режима красного террора стали поступать отчеты с мест. Так, 24 сентября 1918 года Павловская уездная ЧК докладывала: «За все время своего существования Комиссией было расстреляно 27 лиц, контрреволюционеров - 12, заложников буржуазии - 12, и троих бандитов». Чрезвычайная Западная комиссия сообщала, что после покушения на жизнь бывшего члена ЧК Михаила Марченко было приговорено к расстрелу 50 человек заложников, из которых 12 человек уже расстреляли.
Правившая верхушка преследовала цель устрашить население страны. Л. Д. Троцкий писал: «Устрашение есть могущественное средство политики и международной, и внутренней. Война, как и революция, основана на устрашении. Победоносная война истребляет по общему правилу лишь незначительную часть побежденной армии, устрашая остальных, сламывая их волю; так же действует революция: она убивает единицы, устрашает тысячи. В этом смысле красный террор принципиально отличается от вооруженного восстания, прямым продолжением которого он является». М. Я. Лацис также пытается обосновать необходимость массовой ликвидации буржуазии: «Не ищите в деле обвинительных улик о том, восстал ли он против Совета оружием или словом. Первым долгом вы должны его спросить, к какому классу он принадлежит, какого он происхождения, какое у него образование и какова у него профессия, Все эти вопросы должны разрешить судьбу обвиняемого. В этом смысл красного террора».
После достижения цели массового террора полномочия чрезвычайных комиссий были несколько ограничены. В Положении ВЦИК о Всероссийской и местных чрезвычайных комиссиях от 28 октября 1918 года губернским ЧК предоставлялось право заключения в дома принудительных работ; в местностях, объявленных на военном или осадном положении, применение высшей меры наказания определялось постановлением коллегии из трех человек, персональный состав которой утверждался президиумом ВЧК. Такие же права предоставлялись особым отделам охраны границ и окружным транспортным отделам.
В Положении об организации ВЧК от 18 ноября 1918 года подтверждалось право ВЧК на применение внесудебных полномочий, в том числе и высшей меры наказания. В инструкции для районных чрезвычайных комиссий подробно перечислялись категории лиц, в отношении которых можно применять расстрел, указывалось, что данная категория дел обсуждается обязательно в присутствии представителя комитета партии коммунистов, причем расстрелы приводились в исполнение лишь при условии единогласного решения трех членов комиссии. По требованию представителя партийного комитета или в случае разногласия среди членов комиссии, дело передавалось на решение ВЧК. Эти же комиссии имели право
заключения в концентрационный лагерь с организацией принудительных работ. Указывалось, что «в целях терроризации буржуазии следует также применять выселение буржуазии, давая на выезд самый короткий срок (24 - 36 часов)».
В инструкции чрезвычайным комиссиям на местах, утвержденной ВЧК 1 декабря 1918 года, определялось: ЧК, являясь органом борьбы в острые моменты революции, применяют в случае необходимости пресечения или прекращения незаконных действий наказания в административном порядке, в том числе штрафы, выселки, расстрелы и т. п. Право на применение высшей меры наказания имели губернские, фронтовые, армейские и областные ЧК. Таким образом, расстреливать можно было в административном порядке, без предания человека суду.
28 декабря 1918 года президиум ВЧК отклонил предложение Петерса, чтобы чекисты вершили расстрелы с ведома ревтрибуналов на том основании, что «ревтрибуналы не перешли в ведение ВЧК». В состав новой утвержденной судебной тройки ВЧК вошли Дзержинский, Лацис, М. С. Кедров и И. К. Ксенофонтов. 4 февраля 1919 года на заседании ЦК РКП(б) было принято постановление о полномочиях ЧК и ревтрибуналов. Комиссии в составе Ф. Э. Дзержинского, И. В. Сталина и Л. Б. Каменева было поручено подготовить проект положения ВЦИК о чрезвычайных комиссиях, основой которого становилось следующее: право вынесения приговоров передавалось из ЧК в ревтрибуналы, аппарат ЧК оставался в качестве розыскных органов и органов непосредственной борьбы с вооруженными выступлениями (бандитскими, контрреволюционными и т. п.), за ЧК сохранялось право расстрелов при объявлении той или иной местности на военном положении. Таким образом, главными функциями ЧК определялись розыск и право внесудебных расстрелов при введении военного положения. Но через месяц, в марте, в связи с наступлением армии Колчака, все права ВЧК осени 1918 года были восстановлены.
24 апреля 1919 года ВЦИК принял дополнение к Положению о ЧК. Право вынесения приговоров по всем делам, возникающим в чрезвычайных комиссиях, предлагалось передавать реорганизованным трибуналам. При наличии вооруженных выступлений (контрреволюционных или бандитских) за ЧК сохранялось право непосредственной расправы для пресечения преступлений. Такое же право сохранялось за ЧК в местностях, объявленных на военном положении за преступления, указанные в самом постановлении о введении военного положения. Кроме того, ВЧК предоставлялось право заключения в концентрационный лагерь.
Постановление ВЦИК от 16 июня 1919 года определило организацию лагерей принудительных работ, которая возлагалась на губернские чрезвычайные комиссии. Во всех губернских городах в указанные особой инструкцией сроки должны были быть открыты лагеря, рассчитанные не менее чем на 300 человек каждый. С разрешения НКВД такие лагеря могли открывать и в уездах. Заключению в лагеря подлежали те лица и категории лиц, относительно которых были вынесены постановления отделов управления, ЧК, революционных трибуналов, народных судов и других советских органов, которым предоставлялось это право декретами и распоряжениями.
Председатель ВЧК Ф.Э. Дзержинский 19 июня 1919 года утвердил Инструкцию о чрезвычайных комиссиях на местах. Делами по борьбе с контрреволюцией, спекуляцией и преступлениями по должности ведали организованные местными советами или их исполкомами на одинаковых правах с иными отделами местные чрезвычайные комиссии. Обязанностью губернских ЧК являлось наблюдение за революционным порядком в губернии. Комиссии при объявлении обслуживаемой территории на особом положении имели право применять репрессивные меры в административном порядке.
Своим постановлением об изъятиях из общей подсудности в местностях, объявленных на военном положении от 20 июня 1919 года ВЦИК конкретизировал пункт 3 постановления ЦИК о ВЧК (от 24 апреля 1919 года) о праве непосредственной расправы в местностях объявленных на военном положении. В разъяснении постановления ВЦИК от 20 июня 1919 года определялось право чекистских органов в местностях, объявленных на военном положении, на непосредственную расправу (вплоть до расстрела) за нижеследующие доказанные преступные деяния3:
- принадлежность к контрреволюционной организации и участие в заговоре против советской власти;
- государственная измена и шпионаж;
- укрывательство изменников и шпионов;
- сокрытие в контрреволюционных целях боевого оружия;
- подделку денежных знаков;
- подлог в контрреволюционных целях документов;
- организацию поджогов и взрывов;
- умышленное истребление или повреждение железнодорожных путей, мостов и других сооружений, телеграфного или телефонного сообщения, складов воинского вооружения, снаряжения, продовольственных и фуражных запасов;
- бандитизм (участие в шайке, составившейся для убийств, разбоя и грабежей), пособничество им и укрывательство;
- разбой и вооруженный грабеж;
- торговлю кокаином.
21 октября 1919 года был издан декрет СНК о создании для дел о крупных спекуляциях Особого революционного трибунала при ВЧК, приговоры которого становились окончательными и обжалованию в кассационном порядке не подлежали. Особый революционный трибунал в своих суждениях должен был руководствоваться исключительно интересами революции, не связывая себя никакими формами судопроизводства и процессуальными тонкостями, его заседания проходили гласно.
Приказ ВЧК от 17 декабря 1919 года предписывал местным органам брать на учет «все буржуазное население, могущее служить заложниками», как-то: бывших помещиков, купцов, фабрикантов, заводчиков, банкиров, крупных домовладельцев, офицеров старой армии, видных чиновников царского времени и времени Керенского, родственников белогвардейцев, а также видных функционеров «противосоветских партий», склонных остаться за фронтом в случае отступления красных. Списки представлялись в ВЧК, которая решала, когда приступать к взятию заложников.
25 декабря 1919 года съезд особых отделов принял инструкцию, в которой как средство осуществления возложенных задач в числе других мер разрешил применять высылку из фронтовой полосы, заключение в лагеря принудительных работ и прочие административные меры, являвшиеся прерогативой губернских ЧК.
ВЦИК и Совнарком своим постановлением от 17 января 1920 года отменили применение высшей меры наказания. В этой связи президиум ВЧК 15 февраля направил инструкцию чрезвычайным комиссиям, особым отделам и их отделениям на местах о праве налагать за преступления такие наказания, как штрафы и заключение в концлагерь; дела могли передаваться в трибуналы или народные суды. Губернские ЧК имели также право подвергать заключению без срока лиц, опасных для революции, но уведомляя в каждом случае президиум ВЧК. Мера наказания определялась коллегией губчк и по представлению начальника особого отдела.
В связи с угрожающими размерами бандитизма Совнарком 19 февраля 1920 года постановил «лиц, обвиняемых в вооруженных грабежах, разбойных нападениях и в налетах, предавать суду революционного военного трибунала». ВЧК и трибуналу, по взаимному соглашению, было предоставлено право учреждать военные трибуналы в местностях, опасных в отношении бандитизма. Определялись судопроизводственные правила. В то же время, в целях борьбы с нарушителями трудовой дисциплины и с «паразитическими элементами населения» в случае, если дознанием не установлено достаточных данных для направления дел о них в порядке уголовного преследования, за ВЧК и губернскими ЧК сохранялось право заключения таких лиц в лагерь принудительных работ на срок не свыше пяти лет. Таким образом, чрезвычайные комиссии могли без достаточных доказательств, минуя судебные органы, проводить репрессивную политику.
Разразившаяся советско-польская война вызвала решение Совета Труда и Обороны об объявлении во многих местностях военного положения и предоставлении права расстрела Петроградской, Новгородской, Олонецкой, Тверской, Архангельской, Ярославской, Московской, Нижегородской, Тульской, Симбирской, Пензенской, Тамбовской, Воронежской, Саратовской, Брянской и Казанской губернским чрезвычайным комиссиям; Череповецкой, Вологодской, Северо-Двинской, Иваново-Вознесенской, Владимирской, Рязанской и Орловской губчк предоставлялось право выносить приговоры о расстреле в исключительных случаях, приводя их в исполнение после санкции ВЧК. Особые отделы фронтов и армий по постановлению троек, персонально утвержденных ВЧК, имели право применения высшей меры наказания по обвинению в шпионаже, бандитизме, участии в вооруженном восстании.
Ко времени окончания боевых действий карательные функции не изменились. Так, декрет СНК от 29 августа 1921 года позволял тех иностранных граждан, образ жизни, деятельности и поведения которых признавались несовместимыми с принципами и укладом жизни рабоче-крестьянского государства, высылать из пределов РСФСР по постановлению ВЧК или приговорам судебных органов.
В декабре 1921 года ВЦИК принял решение сузить полномочия органов ВЧК и усилить начала законности. В условиях мира отпала нужда в органе, который пользовался, по характеристике Лациса «в своей борьбе приемами и следственных комиссий, и судов, и трибуналов, и военных сил». ВЧК была упразднена 6 февраля 1922 года декретом ВЦИК. Для выполнения задач по подавлению контрреволюционных выступлений, бандитизма, борьбе со шпионажем, охране железнодорожных и водных путей, границы при НКВД РСФСР было создано Государственное политическое управление.
В последние годы встал вопрос о числе жертв органов ВЧК. Из книги в книгу попадает цифра Роберта Конквиста - 140 тысяч человек. Так ли это? Статистические материалы свидетельствует, что число расстрелянных органами ВЧК в целом соответствует тем цифрам, что приводил Лацис за 1918 и семь месяцев 1919 года: соответственно 6300 и 2089 человек. Расхождение наблюдается только по количеству учреждений, представивших сведения. По Лацису, сведения представлены из 20 губерний, статистические таблицы свидетельствуют - из 34 губерний в 1918 году и из 35 - в 1919 году. По 17 регионам сведения не перепроверялись. В 1921 году по статистике были расстреляны 9701 человек. За контрреволюционные преступления в 1918 году были расстреляны 1637 человек, за семь месяцев 1919 года - 387 человек. Таким образом, почти за три года органы ВЧК уничтожили 17,5 тысяч человек. Вне всякого сомнения, эти данные не полные.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сделав простейшие выводы из всего вышеизложенного, можно прийти к одной простой схеме, что органы государственной безопасности, какими бы особыми и секретными они не были, как составная часть государственного аппарата должны, прежде всего, служить не отдельным политическим интересам и амбициям, а стоять на страже подлинных интересов народа и Отечества.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев И.А. История государства и права России. – М.: «ЮРИСТ», 1999г. – 608с.
2. История отечественного государства и права/под. ред. О.И. Чистякова. - М.: БЕК, 1999г. – 584с.
3. Рассказов А.П. Карательные органы в процессе формирования и функционирования административно-командной системы в советском государстве. – М.: Былина, 1999г. – 530с.
4. Чибиряев С.А. История государства и права Росии. – М.: Былина, 2000г. – 528с.
1 Исаев И.А. История государства и права России. – М.: Юрист, 1999г. – с. 209
2 История отечественного государства и права/под. ред. О.И. Чистякова. – М.: БЕК, 1999г. – с. 201
3 Чибиряев С.А. История государства и права России. – М.: Былина, 2000г. – с.336