Введение
Антропология (от греч. «anthropos» - человек и «logos» - слово, учение, наука) в широком смысле понимается как наука, предметом исследования которой является человек. В настоящее время установилось неоднозначное понимание содержания антропологии: как общей науки о человеке, объединяющей в себе знание разнообразных естественнонаучных и гуманитарных дисциплин; и как науки, исследующей биологическое разнообразие человека. Собственно биологическая антропология занимается исследованием исторических и географических аспектов изменчивости биологических свойств человека (антропологических признаков).
Если рассматривать антропологию как комплексную и «мультидисциплинарную» науку, то в обозначенных рамках можно выделить относительно самостоятельных направлений в изучении человека: антропология религиозная, философская, биологическая (физическая), социальная, антропология города и многие другие. В данной работе мы рассмотрим антропологию как науку о происхождении и эволюции человека. Антропогенез - процесс уникальный и требующий особого изучения. На протяжении осмысления человеком самого себя происходило изменение во взгляде на вопрос возникновения и развития Homo Sapiens: от мифологического и религиозного к естественно научному, а в настоящее время наметился синтез двух направлений. Развитие человека неотделимо связано с обществом, поэтому имеет смысл говорить о «антропосоциогенезе» социальном развитии человека.
С точки зрения физической антропологии одной из важнейших составляющих человека, знание которой необходимо для получения целостного представления о нём, является его биология. Данные других естественно-научных и гуманитарных дисциплин используются антропологами в качестве обязательного, необходимого источника сведений для адекватного описания и комплексного исследования объекта.
Исходным и основным уровнем изучения антропологов является индивид. Применение популяционных подходов и методов вариационной статистики к исследованию антропологических признаков предоставляет возможность описания и следующих в иерархии уровней организации человека - популяций и их объединений.В своем составе физическая антропология имеет несколько основных разделов - направлений исследования биологии.
Задача антропологии -- проследить процесс перехода от биологических закономерностей, которым подчинялось существование животного предка человека, к закономерностям социальным. Таким образом, антропология занимает в кругу биологических дисциплин особое место. Имея предметом своего исследования человека, она не может не выйти за пределы естественно-исторических вопросов; изучая человека, она вступает в ту область знаний, где действуют факторы социально-исторические. Из этого пограничного положения антропологии в ряду наук вытекает и ее отношение к смежным отраслям знания. Антропология неразрывно связана с другими биологическими науками и вместе с тем самым тесным образом соприкасается с науками общественными. Антропология в этом смысле как бы увенчивает собой естествознание.
Антропология включает три основных раздела: 1) морфологию, 2) антропогенез и 3) расоведение, или этническую антропологию.
Раздел морфологии разрешает вопросы, связанные: а) с индивидуальной изменчивостью физического типа, б) с его возрастными изменениями от ранних стадий зародышевого развития до старости включительно, в) с явлениями полового диморфизма и, наконец, г) с анализом тех особенностей физической организации человека, которые возникают под влиянием различных условий жизни и труда.
Решение этих вопросов требует изучения взаимной связи отдельных признаков строения тела.
Раздел антропогенеза сосредоточивает свое внимание на тех изменениях, которые претерпевает природа ближайшего предка человека, а затем и самого человека в течение четвертичного периода. Это морфология человека и его предшественника, рассматриваемая во времени, измеряемом геологическим масштабом.
Раздел расоведения, посвященный изучению сходств и различий между расами человека, может быть назван по аналогии с разделом антропогенеза морфологией, рассматриваемой в пространстве, т. е. на всей поверхности земного шара, населенной человеком.
1) Палеопопуляция (древняя популяция) - это число антропологических объектов, захороненных в одном могильнике, который не представляет собой случайного скопища погребений или совокупности ритуальных захоронений
С точки зрения антрополога популяция человека - категория биологическая и историческая.
На практике антрополог работает с выборками - группами объектов (индивидов), представляющих собой часть генеральной совокупности (популяции или иной группы). Такая выборка должна быть репрезентативной в численном и качественном отношении.
Антропологический признак - это конкретное выражение любого биологического свойства человеческого организма, которое может принимать разную выраженность у разных индивидов, а также может быть точно измерено или описано. Это любая особенность, имеющая конкретное состояние (вариант), по которому обнаруживается сходство или различие между индивидами. Существуют признаки с непрерывным характером вариации, порядковые признаки, признаки дискретно варьирующие (или номинальные).
Средненеолитическая палеопопуляция: общие замечания. На рис. 1 дается план расположения погребений, относящихся к льяловскому слою могильника Сахтыш IIа. Обращает на себя внимание достаточно компактное положение детских погребений, концентрирующихся в западной и юго-западной частях могильника. Сразу же оговорим, что понимается под детскими погребениями: учитываются только захоронения детей, одиночные или двойные, совместные погребения взрослого и ребенка не принимаются во внимание.
Рис. 1. Черты погребального обряда, связанные с возрастом (льяловский слой стоянки)
Погребения: 1 - мужские, 2 - женские, 3 - детские и юношеские; 4 - ряды могил, выделяемые археологически; 5 - контур, ограничивающий детские захоронения
Рис. 2. Особенности погребального обряда, связанные с полом
Погребения: 1 - мужские, 2 - женские, 3 - детские и юношеские; 4 - взрослые погребения, половая принадлежность которых не определена; 5 - ряды могил, выделенные археологически; 6 - ряды погребений
Детские погребения льяловского слоя памятника Сахтыш IIа располагаются центральнее и северо-западнее рядов могил, выделяемых археологами (см. рис. 12, погр. 60, 59,61; 41, 43, 40; 22, 29). Достаточно компактное положение одиночных и парных детских захоронений особенно четко заметно, если их площадь обвести контуром.
Энеолитическая палеопопуляция: общие замечания. При сопоставлении планов льяловского и волосовского могильников данного памятника (см. рис. 12 и 13) нельзя не обратить внимание на взаимное перекрывание "детского центра" льяловского времени и археологически выделенного ритуального участка волосовского времени с ямой № 1. Более того, единственное известное ранневолосовское погребение ребенка на Сахтыше IIа ( погр. 53) находится близ южной границы участка с ямой № 1 и попадает в пределы "детского центра" льяловского времени.
Совершенно очевидна необычность отношения к детским погребениям у населения энеолитического времени. Остановимся на деталях погребального обряда детей и подростков волосовской палеопопуляции.
Энеолит: особенности погребальной практики, связанные с возрастом погребенного. Ни ритуально, ни планиграфически детские погребения поздних этапов энеолитического могильника Сахтыш IIа не отличаются от погребений взрослых (материалы отчетов Крайнова, Костылевой за 1987-1992 годы). Как правило, это одиночные погребения, расположенные в общих рядах. Исключение - совместное погребение женщины и ребенка 4-5 лет (погр. 50).
В детских погребениях поздневолосовского могильника представлены почти исключительно дети старших возрастных периодов (подростки, с деталями возрастного определения детей можно ознакомиться в специальном разделе данной монографии). Почти во всех детских погребениях присутствуют украшения (исключение - погребение 30, возраст скелета неопределим).
Логично предположить, что захоронение подростка во "взрослом ряду", наличие в его могиле украшений, одиночный характер погребений - все это в совокупности может свидетельствовать о том, что погребенные подростки могли иметь социальный статус взрослых индивидов. Все детские погребения поздневолосовского времени, где определен возраст ребенка, таким образом, могут быть отнесены к погребениям с социальным статусом взрослых членов общества. Получается, что в поздневолосовское время детских захоронений, как таковых, нет (это, по крайней мере, относится к детским погребениям с достоверно определенным возрастом). Значит, в поздневолосовское время должен был существовать особый обряд погребения детей, не имеющих социального статуса взрослых членов общества. Археологические свидетельства возможности существования такового обряда в поздневолосовском могильнике Сахтыш IIа отсутствуют, и наше предположение ничем не подтверждается.
Энеолит: черты погребального обряда, связанные с полом погребенного. Остановимся на фактах, возможно, объясняющих асимметрию в половом распределении погребенных в раннем слое волосовского могильника Сахтыш IIа.
Богатые материалы волосовского времени памятника Сахтыш IIа позволяют подробно описать половую дифференциацию в положении погребений на плане. Погребения взрослых индивидов волосовского времени обведены овалами. Светлые овалы - мужские погребения, темные овалы - женские погребения, овалы серого цвета - детские и юношеские. Погребения, половая принадлежность которых не определена или сомнительна, обозначены штриховкой. Результаты визуального анализа положения мужских и женских погребений в могильнике волосовского времени сводятся к следующему:
1. На ранних этапах заполнения могильника (погребальные ряды I, II, ритуальная яма № 1) положение женских могил - тяготеющее к краю общего ряда погребенных. Мужские погребения (I ряд: погр. 53, 39, 28, 15, 9, 10, 14; II ряд: погр. 2, 1, 3, 4, 5, 6) занимают более центральное положение в пределах каждого хронологически обособленного ряда.
Анализ вещевого комплекса погребенных в ряду I показывает, что наиболее богатые погребения имеют тенденцию к центральному положению (погр. 28, 15). Число украшений в могилах уменьшается в центробежном направлении.
Стоит обратить внимание на изменение пропорционального соотношения мужских и женских могил на данном этапе сравнительно с ранневолосовскими рядами. В ряду III появляются детские (подростковые) захоронения, отсутствовавшие в ранневолосовское время (исключение - погр. 53 в ряду I). Предполагается, что захороненные в этом ряду подростки могли иметь социальный статус взрослых членов общества.
Тенденция к распределению могил по имущественному статусу - более консервативна, нежели фактор половой принадлежности: более богатые (по шкале данного ряда) могилы тяготеют к центру, более бедные - к окраинам. Имущественный статус в целом - намного ниже, чем на предыдущих этапах.
Тенденция к постепенному обеднению и исчезновению янтаря уже отмечалась археологами, исследовавшими данный памятник, и связывалась ими с хронологическими этапами существования могильника.
3. Финальный этап существования волосовского могильника Сахтыш IIа представлен могильными рядами IV, V и ритуальной ямой-святилищем № 2 ). Характер и специфические черты ямы-святилища № 2 уже описаны . Проанализируем половую дифференциацию в расположении могил вокруг ям-святилищ № 1 и № 2
Ряды | I | II | III |
Мужские погребения | 87,5% | 83,3% | 12,5% |
Женские погребения | 14,3% | 16,7% | 87,5% |
В ряду II более богатые погребения также тяготеют к центру. А в целом, в этом ряду количество украшений намного меньше, чем в ряду I. 2. На более поздних этапах волосовского времени (ряд III) порядок заполнения могильных рядов меняется по сравнению с более ранними этапами. Так, женские погребения занимают центральное положение в ряду III (погр. 21, 18, 19, 27, 26, 24, 25, 23, 31, 38). Мужские погребения оттеснены к краям могильного ряда.
Могильный ряд северо-восточнее ямы № 1, условно ограниченный пределами зоны ямы-святилища № 2, разбивается на мужскую и женскую половины. Семь мужских погребений: 34, 32 (двойное), 33, 35, 36 (двойное), концентрируются у восток-северо-восточной оконечности зоны святилища. Именно в этом ряду дважды встречаются двойные (разновременные) мужские захоронения, что может означать только одно: первостепенную важность захоронения мужчин на этом участке.
В женском ряду, симметричном мужскому и расположенном северо-северо-западнее зоны святилища № 1, насчитывается 8 погребений (в девятом погребении, № 45, возможность четкого определения половой принадлежности вызывает сильные сомнения). Так же, как и в мужском ряду, характерно наличие разновременных двойных захоронений (погр. 37), что указывает на высокую функциональную значимость данного погребального участка для женщин.
Погребения за пределами святилища № 1 расположены в более обычном порядке, мужское погребение 56 имеет тенденцию к маргинальному положению.
Энеолит: заключительные комментарии. Нами описаны наиболее общие особенности погребального обряда памятника Сахтыш IIа, связанные с поло-возрастными характеристиками погребенного населения. Интерпретация представленных данных очевидна. В средненеолитический период могильник функционировал как обычное кладбище. Нет никаких особых черт, указывающих на его необычное предназначение в этот период. Положение детских и подростковых погребений в центре могильника могло быть вполне обычной практикой, без всякой специальной цели.
В энеолитический период существования функциональная роль могильника оставалась прежней. Возможно наметить контуры обрядовых особенностей заполнения могильника в этот период. На самых ранних стадиях акцент приходился на мужские погребения (среди захороненных один ребенок, две женщины, одиннадцать мужчин). Женщины, похороненные в этот период, намного моложе мужчин. Расположение мужских погребений - центральное, женских - краевое. Присутствует определенная тенденция к подчеркиванию статуса самых богатых погребений за счет их центральной позиции в ряду. Возможно, это отражает значимость роли мужчин на данном этапе существования волосовцев. Может быть, это было отражением какойто общей традиции. Ряд примеров других могильников ранневолосовского времени, географически близких Сахтышу IIа, подтверждает это. Так, акцент на роли мужских погребений (позиция в погребальном ряду, наличие украшений) присутствует в могильнике Сахтыш VIII. Это могильник, сходный с Сахтышем IIа структурно, морфологически и типологически. Та же особенность присутствует и в хронологически близком Сахтышу IIа Вашутинском могильнике.
Взаимное расположение мужских и женских погребений в ряду меняется в поздневолосовское время. Женские погребения расположены в центре, мужские - на окраинах ряда. Однако сохраняется тенденция к центральному положению богатых погребений. Появляются погребения подростков, предположительно имеющих социальный статус взрослых членов общества. Возможно, наблюдаемые изменения в погребальном обряде отражали какие-то перемены в социальной жизни волосовцев.
Отсутствие детских погребений в волосовских могильниках лесной полосы Восточной Европы - достаточно обычное явление. Так, среди погребений могильника Сахтыш VIII имеется только одно детское захоронение. Оно удивительно близко по многим деталям детскому погребению 53 из Сахтыша IIа. Оно также - ранневолосовское, сопровождается обилием янтарных украшений. Другим примером воло-совского детского погребения с янтарем является одно из трех погребений на Вашутинской стоянке (А.В.Уткин, личные наблюдения). На стоянке Тамула (Эстония) (рубеж III-II тысячелетия до н.э.), раскопанной Л.Янитсом, одно из погребений, предположительно детское, не имело украшений. Однако другое погребение ребенка (определения проведены К.Марк) содержало огромное количество янтарных украшений. По предположениям Л.Янитса, это могло быть ритуальное погребение. Обычной практикой у волосовцев могло быть совместное захоронение взрослого (обычно матери) и ребенка. В наших материалах примером может быть погребение 50. Тот же обряд наблюдается в географически близких могильниках Сахтыш I и Володары (II тысячелетие до н.э.) (А.В.Уткин, личное наблюдение). В могильниках лесной полосы Восточной Европы (II тысячелетие до н.э.) дети присутствуют и в коллективных погребениях, например, Сахтыш II, Володары, Черная Гора, Шагара.
Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры населения, погребенного в могильнике Сахтыш IIа, отражали обычные традиции волосовского общества и не имели ритуального значения. Предположения о ритуальном характере захоронения возможны только в отношении детского погребения 53, однако доказать это возможно только при наличии детального анализа традиций восточно-европейских неолитических племен.
В то же время, в поздний период своего существования могильник Сахтыш IIа служил и ритуальным целям. Это доказано археологически, в результате анализа ритуальных комплексов № 1 и № 2. Специфической демографической особенностью, которую можно связывать с ритуальными комплексами, является распределение мужчин и женщин, погребенных вокруг комплекса № 1.
Таким образом, нарушения поло-возрастной структуры в энеолитической палеопопуляции Сахтыша IIа объясняются, с одной стороны регулярной погребальной практикой, с другой стороны - ритуальным назначением данного могильника.
2. ЭВОЛЮЦИЯ ЧЕЛОВЕКА
Ф. Энгельс о роли труда в превращении древних обезьян в человека.
Глубокие, качественные различия между человеком и человекообразными обезьянами связаны с общественно-трудовой (социальной) деятельностью людей.
Отличительная черта человека – создание и применение орудий труда. С их помощью он изменяет среду обитания, сам производит необходимое; животные же используют лишь данное природой. Применение орудий труда резко уменьшило зависимость человека от природы, ослабило действие естественного отбора, В процессе труда (совместная охота, изготовление орудий ) люди объединялись, что порождало необходимость общения и вело к возникновению речи как способа этого общения. Под влиянием труда и речи «мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который при всем сходстве с обезьяньим далеко превосходит его по величине и совершенству». Развитие мозга и органов чувств, совершенствование сознания «оказывало обратное воздействие на труд и на язык, давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему развитию».
Энгельс впервые указал на роль труда как решающего фактора в становлении человека .Труд, по его словам, - «… первое основное условие всей человеческой жизни, и притом в такой степени, что мы в известном смысле должны сказать: труд создал самого человека». Данные современной антропологии подтвердили теорию Ф. Энгельса о роли труда в происхождении человека. На протяжении многих миллионов лет шел отбор особей, способных к орудийной деятельности, более смекалистых, с более ловкими руками. На всем пути палеонтологической летописи человека останкам наших далеких предков сопутствуют остатки орудий труда той или иной степени сложности.
Все условия материальной и духовной жизни современного человека есть продукт труда многих поколений людей.
Предпосылки антропогенеза. Предполагается , что общие предки человекообразных обезьян и человека – стадные узконосые обезьяны, жившие на деревьях в тропических лесах. Переход их к наземному образу жизни, вызванный похолоданием климата и вытеснением лесов степями, привел к прямо хождению. Выпрямленное положение тела и перенос центра тяжести вызвали перестройку дугообразного позвоночного столба, свойственного всем четвероногим животным, на S-образный, что придало ему гибкость.
Образовалась сводчатая пружинящая стопа, расширился таз, грудная клетка стала шире и короче, челюстной аппарат легче и главное – передние конечности освободились от необходимости поддерживать тело, их движения стали более свободными и разнообразными, функции усложнились.
Переход от использования предметов к изготовлению орудий труда – рубеж между обезьяной и человеком. Эволюция руки шла путем естественного отбора мутаций, полезных для трудовой деятельности. Таким образом, рука не только орган труда, но и его продукт. Первыми орудиями труда были орудия охоты и рыболовства. Наряду с растительной стала шире использоваться более калорийная мясная пища. Приготовленная на огне пища уменьшила нагрузку на жевательный и пищеварительный аппараты, в связи с чем потерял свое значение и постепенно исчез в процессе отбора теменной гребень, к которому у обезьян прикрепляются жевательные мышцы, стал короче кишечник. Наряду с прямо хождением важнейшей предпосылкой антропогенеза явился стадный образ жизни, который по мере развития трудовой деятельности и необходимости обмениваться сигналами обусловил развитие членораздельной речи. Медленный отбор мутаций преобразовал неразвитую гортань и ротовой аппарат обезьян в органы речи человека. Первопричиной возникновения языка послужил общественно-трудовой процесс. Труд, а затем и членораздельная речь – те факторы, которые контролировали генетически обусловленную эволюцию мозга и органов чувств человека . А это, в свою очередь, привело к усложнению трудовой деятельности. Конкретные представления об окружающих предметах и явлениях обобщались в абстрактные понятия, развивались мыслительные и речевые способности. Формировалась высшая нервная деятельность, и развивалась членораздельная речь. Переход к прямо хождению, стадный образ жизни, высокий уровень развития мозга и психики, использование предметов в качестве орудий для охоты и защиты – те предпосылки очеловечивания, на основе которых развивались и совершенствовались трудовая деятельность, речь и мышление.
Предшественники человека. В начале кайнозоя, более 40 млн. лет назад, появились первые приматы. От них обособились несколько ветвей эволюции, приведших к современным человекообразным обезьянам, другим приматам и человеку. Современные человекообразные обезьяны – не предки человека, но происходят от общих с ним, уже вымерших предков – наземных человекообразных обезьян – дриопитеков. Они появились 17 – 18 млн. лет назад, в конце неогена, и вымерли около 8 млн. лет назад. Обитали в тропических лесах. Некоторые их популяции и положили, видимо, начало эволюции человека, его предшественникам – австралопитекам.
Австралопитеки (от лат. Australis – южный, греч. питекос – обезьяна) – вымершая группа гоминид (прямоходящих приматов).Их скелетные остатки найдены в Южной Африке. Эти двуногие существа размером с шимпанзе имели много черт, сближающих их с человеком (форма зубов, строение черепной коробки, форма таза). Однако размером мозга (650 см ) они не превосходили современных человекообразных обезьян. Раскопки последних 30 лет в Восточной
Африке (Д. Лики и др.) показали, что австралопитеки жили свыше 5 млн. лет назад, а следовательно, для эволюции предков человека путем отбора было достаточно времени. Более поздние из австралопитеков явились, видимо, непосредственными предками людей. Они получили название «человек умелый» .
По своему внешнему виду и строению человек умелый не отличался от человекообразных обезьян, но уже умел изготовлять примитивные режущие и рубящие орудия из гальки. Многие группы, вступив на путь очеловечивания и не закончив его, погибли в борьбе за существование. Естественный отбор способствовал выживанию особей и групп, обладающих навыками к трудовой деятельности.
3) Этапы становления человека. В эволюции человека (Homo) различают три этапа:
1. Древнейшие люди, к которым относятся питекантроп, синантроп и гейдельбергский человек (вид человек прямоходящий – Homo erectus).
2. Древние люди – неандертальцы (первые представители вида человек разумный Homo sapiens).
3. Современные (новые) люди, включающие ископаемых кроманьонцев и современных людей (вид человек разумный – Homo sapiens).
Линия человека отделилась от общего с обезьянами ствола не ранее 10 и не позднее 6 млн. лет назад. Первые представители рода Homo появились около 2 млн. лет, а современный человек – не позднее 50 тыс. лет назад.
Древнейшие следы трудовой деятельности датируются 2,5 – 2,8 млн. лет (орудия из Эфиопии). Многие популяции человека разумного не сменяли друг друга последовательно, а жили одновременно, ведя борьбу за существование и уничтожая более слабых.
Древнейшие люди жили 2 млн. – 500 тыс. лет назад.
Питекантроп – «обезьяночеловек». Останки были обнаружены сначала на о. Ява в 1891 году Е. Дюбуа, а затем в ряде других мест.
Питекантропы ходили на двух ногах, объем мозга у них увеличился, они пользовались примитивными орудиями труда в виде дубин и слегка обтесанных камней. Низкий лоб, мощные надбровные дуги, полусогнутое тело с обильным волосяным покровом – все это указывало на их недавнее (обезьянье) прошлое.
Синантроп, останки которого найдены в 1927 – 1937 гг. в пещере близ Пекина, во многом сходен с питекантропом, это географический вариант человека прямоходящего. Синантропы уже умели поддерживать огонь.
Основным фактором эволюции древнейших людей был естественный отбор.
Древние люди характеризуют следующий этап антропогенеза, когда в эволюции начинают играть роль и социальные факторы: трудовая деятельность в группах, которыми они жили, совместная борьба за жизнь и развитие интеллекта. К ним относятся неандертальцы, останки которых были обнаружены в Европе, Азии, Африке. Свое название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). Неандертальцы жили в ледниковую эпоху 200 – 35 тыс. лет назад в пещерах, где постоянно поддерживали огонь, одевались в шкуры. Орудия труда неандертальцев много совершеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Нарошеннее и имеют некоторую специализацию: ножи, скребла, ударные орудия. Настоящие название они получили по месту первой находки в долине р. Неандер (ФРГ). челюсти свидетельствовала о членораздельной речи. Неандертальцы жили группами по 50 – 100 человек. Мужчины коллективно охотились, женщины и дети собирали съедобные корни и плоды, старики изготавливали орудия. Последние неандертальцы жили среди первых современных людей, а затем были ими оконча тельно вытеснены. Часть ученых считают неандертальцев тупиковой ветвью эволюции гоминид, не участвовавшей в формировании современного человека.
Современные люди. Возникновение людей современного физического типа произошло относительно недавно, около 50 тыс. лет назад. Их останки найдены в Европе, Азии, Африке и Австралии. В гроте Кроманьон (Франция) было обнаружено сразу несколько скелетов ископаемых людей современного типа, которых и назвали кроманьонцами. Они обладали всем комплексом физических особенностей , который характее-цами. Они обладали всем комплексом физических особенностей , который характ-оитая членораздельная речь, на что указывал развитый подбородочный выступ; строительство жилищ, первые зачатки искусства (наскальные рисунки), одежда украшения, совершенные костяные и каменные орудия труда, первые прирученные животные – все свидетельствует о том, что это настоящий человек, окончательно обособившийся от своих звероподобных предков. Неандертальцы, кроманьонцы и современные люди образуют один вид – Homo sapiens – человек разумный; этот вид сформировался не позднее 100 – 40 тыс. лет тому назад.
В эволюции кроманьонцев большое значение имели социальные факторы, неизмеримо выросла роль воспитания, передачи опыта.
Движущие силы антропогенеза. В эволюции человека – антропогенезе важнейшая роль принадлежит не только биологическим факторам (изменчивость, наследственность, отбор), но и социальным (речь, накопленный опыт трудовой деятельности и общественного поведения). Особенности человека, обусловленные социальными факторами, не фиксируются генетически и передаются не по наследству, а в процессе воспитания и обучения. На первых этапах эволюции решающее значение имел отбор на большую приспособляемость к быстро меняющимся обстоятельствам. Однако впоследствии способность передавать из поколения в поколение генетические приобретения в виде разнообразной научно-технической и культурной информации стала играть все более важную роль, освобождая человека от жесткого контроля естественного отбора. Социальные закономерности приобрели важное значение в эволюции человека. Победителями в борьбе за существование оказывались не обязательно самые сильные, а те, кто сохранял слабых: детей - будущее популяции, стариков – хранителей информации о способах выжить (приемы охоты, изготовление орудий и т.п.) . Победа популяций в борьбе за существование обеспечивалась не только силой и разумом, но и способностью жертвовать собой во имя семьи, племени. Человек – общественное существо, отличительной чертой которого является сознание, сформировавшееся на основе коллективного труда.
В эволюции человека разумного социальные отношения играют все возрастающую роль. Для людей современных ведущими и определяющими стали общественно-трудовые отношения. В этом качественное своеобразие эволюции человека.