Рефетека.ру / Биографии

Доклад: Вонифатьев Стефан

Вонифатьев Стефан (?-1656)

Протопоп московского Благовещенского собора, духовник царя Алексея Михайловича. Стоял во главе реформаторского кружка ревнителей благочестия и имел исключительное влияние на ход тогдашних церковных дел.

 Выдвинулся он с восшествием на престол Алексея Михайловича. “Муж благоразумен и житием добродетелен, слово учительно во устах имеяй”, он свою учительность направлял прежде всего на самого царя, “всегда входя в царские палаты, глаголаша от книг словеса полезные, увещевая со слезами юного царя ко всякому доброму делу и врачуя его царскую душу от всяких злых начинаний”. И бояр Вонифатьев непрестанно увещевал, “да имут суд правый без мзды, и не на лица зряще да судят ”. Он старался выдвигать из среды духовенства хороших проповедников. Из них образовал кружок ревнителей благочестия, задавшийся целями нравственно-просветительной деятельности в народе. В состав кружка входили Иван Неронов, Аввакум, Даниил, Лазарь, Логгин. Они составляли провинциальную группу кружка, в своих воззрениях значительно разнившуюся от группы столичных ревнителей (сам Вонифатьев, царь Алексей Михайлович, ф. И. Ртищев, его сестра Анна, Морозов и др.). Коренное различие между обеими группами заключалось во взгляде на относительное достоинство русского и греческого благочестия и на отношения к современным - грекам. Сам Никон в значительной степени был созданием царя и Стефана Вонифатьева. Под влиянием Вонифатьева Никон постепенно пришел к грекофильскому направлению столичных реформаторов. Этот же кружок доставил Никону и патриаршество.

 Влияние Вонифатьева во всех событиях первых лет церковной реформы не подлежит сомнению. Ему до некоторой степени удавалось сглаживать те трения, которые сразу же возникли между бывшими друзьями — провинциальными ревнителями и Никоном. Скоро, однако, эти трения перешли в открытый раскол, и тогда положение Вонифатьева стало тяжелым и неопределенным. Стоя на стороне Никона, он поддерживал прежние близкие отношения с его противниками. Желая побороть упрямство Неронова, Вонифатьев убедил его принять монашество, и сам постригся в монахи с именем Савватия. Умер в Покровском монастыре, построенном им на средства царя. Обе враждующие стороны чувствовали горечь утраты. Противники реформ сохранили о нем самое доброе воспоминание. И Никон не забывал Вонифатьева, заботился о построенном им монастыре, посещал его могилу и не раз уходил от нее, “пла-кався довольно ”.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ezr.narod.ru/


Похожие работы:

  1. Розкол руської церкви
  2. • Никон и возникновение раскола
  3. • Идейная борьба. Церковный раскол XVII века
  4. • Патриарх Никон и церковная реформа
  5. • Церковная реформа Никона
  6. • Старообрядчество в период раскола русской православной церкви ...
  7. • Книжная справа в первой половине XVII века и при патриархе ...
  8. • Релігійний фактор в історії Росії
  9. • Никон и Аввакум как оппоненты
  10. • Русская сатирическая повесть XVII века
  11. • Ново-Иерусалимский монастырь
  12. • Русская образованность в X-XVII веках. Первые ...
  13. • Церковный раскол
  14. • Личностный и социальный аспекты в расколе Русской ...
  15. • Российская история от князя Олега до Александра II
  16. • Экономическая мысль на этапе формирования централизованного ...
  17. • Вопросы по истории древней русской литературы
  18. • Споры о вере. Основные проблемы религиозно-философской мысли ...
  19. • Протопоп Аввакум Петров
Рефетека ру refoteka@gmail.com